Научная статья на тему 'Психопрофилактическая работа с осужденными к лишению свободы'

Психопрофилактическая работа с осужденными к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / PENITENTIARY PSYCHOLOGY / INTERNATIONAL TREATIES / PSYCHOLOGICAL LABORATORY / CORRECTION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малинин В. Б., Трапаидзе К. З.

На основании основополагающих международных документов, таких как, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и др., касающиеся прав и свобод граждан и исполнения уголовных наказаний, в статье рассматривается психопрофилактическая работа с осужденными к лишению свободы. Основываясь на изучении личности осужденных предлагаются психологические способы и методы их исправления. Конкретно предлагается создание психологической лаборатории по работе с осужденными. Целями и задачами таких лабораторий являются изучение вновь прибывших осужденных по стандартизированным методикам и подготовка психологических характеристик рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе, изучение личности в процессе социальной адаптации, выявление лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.), проведение углубленного психологического обследования лиц, трудно адаптирующихся к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях и содержания в следственных изоляторах и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPROPHYLACTIC WORK WITH CONSIDERATED TO DETERMINATION OF FREEDOM

Based on fundamental international documents, such as the Universal Declaration of Human Rights, the International Covenant on Civil and Political Rights, the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, the Code of Conduct for Law Enforcement Officials, the Standard Minimum the rules for the treatment ofprisoners, the European Prison Rules and others on the rights and freedoms of citizens and the execution of criminal sentences, the article deals with psycho-prophylactic work with people sentenced to deprivation freedom Based on the study of the personality of convicts, psychological methods and methods for their correction are proposed. Specifically, it is proposed to create a psychological laboratory for working with convicts. The goals and objectives of such laboratories are the study of newly arrived convicts using standardized methods and the preparation of psychological characteristics recommendations on the individualization of the execution of punishment or detention in the remand prison, the study of the individual in the process of social adaptation, the identification of persons constituting «at risk» (aggressive prone to escape, suicide, etc.), conducting an in-depth psychological examination of persons who are difficult to adapt to the conditions of serving a sentence in correctional institutions niyah and in detention centers and others.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактическая работа с осужденными к лишению свободы»

2019, том 21 [2]

УДК 343.85

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Малинин1 В.Б., Трапаидзе2 К.З.

1ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. Пушкин, Российская Федерация 2ФГАОУВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. На основании основополагающих международных документов, таких как, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и др., касающиеся прав и свобод граждан и исполнения уголовных наказаний, в статье рассматривается психопрофилактическая работа с осужденными к лишению свободы. Основываясь на изучении личности осужденных предлагаются психологические способы и методы их исправления. Конкретно предлагается создание психологической лаборатории по работе с осужденными. Целями и задачами таких лабораторий являются изучение вновь прибывших осужденных по стандартизированным методикам и подготовка психологических характеристик - рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе, изучение личности в процессе социальной адаптации, выявление лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.), проведение углубленного психологического обследования лиц, трудно

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-2-9-15

PSYCHOPROPHYLACTIC WORK WITH CONSIDERATED TO DETERMINATION

OF FREEDOM

Malinin1 V.B., Trapaidze2 K.Z.

1Pushkin Leningrad state university, Pushkin, Russian Federation 2Moscow state institute of international relations (university) of the ministry of foreign affairs Russian Federation, Moscow, Russian Federation

Annotation. Based on fundamental international documents, such as the Universal Declaration of Human Rights, the International Covenant on Civil and Political Rights, the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, the Code of Conduct for Law Enforcement Officials, the Standard Minimum the rules for the treatment ofprisoners, the European Prison Rules and others on the rights and freedoms of citizens and the execution of criminal sentences, the article deals with psycho-prophylactic work with people sentenced to deprivation freedom Based on the study of the personality of convicts, psychological methods and methods for their correction are proposed. Specifically, it is proposed to create a psychological laboratory for working with convicts. The goals and objectives of such laboratories are the study of newly arrived convicts using standardized methods and the preparation of psychological characteristics - recommendations on the individuali-zation of the execution of punishment or detention in the remand prison, the study of the individual in the process of social adaptation, the identification of persons constituting «at risk» (aggressive prone to escape, suicide, etc.), conducting an in-depth psychological examination of persons who are difficult to adapt to the conditions of serving

—--—

~ 9 ~

Since 1999

—--—

адаптирующихся к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях и содержания в следственных изоляторах и др.

Ключевые слова: пенитенциарная психология, международные договора, психологическая лаборатория, исправление осужденных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Европейские тюремные правила - Приняты 11ян-варя2006 на 952-ом заседании Комитета министров Совета Европы // Уголовно-исполнительный кодекс и международно-правовые акты / Сост. В.Б. Малинин, Л.Б. Смирнов. СПБ: Изд. проф. Малинина - СПб городская коллегия адвокатов. 2009.

[2] Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка - Принят 17 декабря1979 г. на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия. Нью-Йорк: Изд. ООН. 2007.

[3] Беляева Л.И. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: международные стандарты // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России. 2008. № 3.

[4] Всеобщая декларация прав человека - Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 дек.

[5] Международный пакт о гражданских и политических правах - Принят 16 декабря 1966 года Организацией Объединенных Наций // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17.

[6] Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - Принята в г. Риме 4 ноября 1950 года Советом Европы // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 2.

[7] Символика тюрем // Энциклопедия преступлений и катастроф / Авт.- сост. Н.В. Трус. Минск: Изд. Литература. 1996.

[8] Цит. по: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: Изд. Приз.1994.

[9] Крестовый Ф. Как выжить в зоне. Советы бывалого арестант. СПб: Изд. Астрель. СПб., 2006.

[10] Миньковкий Г.М. Криминологическая характеристика и профилактика правонарушений, совершенных несовершеннолетними и молодежью. М: Изд. Академии СССР. 1978.

a sentence in correctional institutions niyah and in detention centers and others.

Key words: penitentiary psychology, international treaties, psychological laboratory, correction of convicts.

REFERENCES

[1] European Prison Rules - Adopted on January 11, 2006 at the 952nd meeting of the Committee of Ministers of the Council of Europe // Penal Code and international legal acts / Comp. V.B. Malinin, L.B. Smirnov. SPB: Ed. prof. Malinin St. Petersburg City Bar Association. 2009.

[2] Code of Conduct for Law Enforcement Officials -Adopted on December 17, 1979 at the 106th plenary meeting of the UN General Assembly // Collection of UN Standards and Norms in the Field of Crime Prevention and Criminal Justice. New York: Ed. UN. 2007.

[3] Belyaev L.I. Execution of punishment in the form of imprisonment in relation to minors: international standards // Bulletin of the Institute. Scientific and practical journal of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2008. № 3.

[4] Universal Declaration of Human Rights - Adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948 // Rossiyskaya gazeta. 1998. December 10.

[5] International Covenant on Civil and Political Rights - Adopted on December 16, 1966 by the United Nations // Vedomosti Supreme Soviet of the USSR. 1976. №17.

[6] The European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms - Adopted in Rome on November 4, 1950 by the Council of Europe // Collected Legislation of the Russian Federation. 2001 No. 2.

[7] Symbols of prisons // Encyclopedia of crimes and catastrophes / Aut.-Status. N.V. Coward. Minsk: Ed. Literature. 1996.

[8] Cit. by: Pirozhkov V.F. The laws of the underworld of youth (criminal sub-culture). Tver: Ed. Prize.1994.

[9] Krestovy F. How to survive in the zone. Tips seasoned prisoner. St. Petersburg: Ed. Astrel-SPb. 2006

[10] Minkovsky G.M. Criminological characteristics and prevention of offenses committed by minors and young people. M: Ed. Academy USSR .1978.

[11] Lebedev S.Y. Traditions, customs and crime: theory, methodology, experience of crim-nological analysis.

Since 1999

—--—

[11] Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность: теория, методология, опыт криминологического анализа. М: Изд. Межрегионального центра коммерческой безопасности.1995.

[12] Яковлев А.М. Индивидуальная профилактика преступного поведения (социально-психологический аспект). Горький: Изд. Горьковской высшей школы МВД СССР. 1977.

[13] О совершенствовании нормативно-правовой базы психологической службы уголовно-исполнительной системы - Приказ МВД РФ от 06.03.1998 № 152 // Документ опубликован не был.

[14] Антонян Ю.А., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных. М: Изд. ВНИИ МВД РФ. 1994.

[15] Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Калманов Г.Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. 1996. № 10.

В 2006 году Советом Европы были приняты Европейские тюремные правила [1, с. 170-210], содержанием которых являются пересмотренные, детализированные и адаптированные к современности основные положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными [1, с.145-169]. Доминирующей идеей Европейских тюремных правил является изучение психологии осужденных, человеколюбие, уважение человеческого достоинства, соблюдение прав человека. Поскольку правила относятся к местам заключения вообще, то эти требования следует учитывать и в деятельности учреждений для несовершеннолетних. От моральных и деловых качеств соответствующих должностных лиц зависит не только успех в решении профессиональных задач, но и, что не менее важно, защита основных прав человека. Важным документом в этой области является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [2, с.158-160].

Сотрудники не должны воспринимать своих подопечных в первую очередь как правонарушителей. За основу здесь необходимо принять одно из положений Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме [1, с.215-228], в котором

M: Ed. Interregional Commercial Security Center.1995.

[12] Yakovlev A.M. Individual profile of criminal behavior (socio-psychological aspect). Bitter: Ed. Gorky Higher School of the USSR Ministry of Internal Affairs. 1977.

[13] On Improving the Regulatory Base of the Psychological Service of the Criminal Executive System -Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 06.03.1998 No. 152 // The document was not published.

[14] Antonyan Y.A., Boyko IB, Vereshchagin V.A. Violence among convicts. M: Ed. VNII Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 1994.

[15] Antonyan Y.M., Vereshchagin V.A., Kalmanov G.B. The jail subculture and the neutralization of its negative manifestations // State and Law. 1996. № 10.

отмечается, что определение осужденного как нарушителя, правонарушителя во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у данных лиц.

Таким образом, при обращении с осужденным, находящимся в колонии, как с правонарушителем, преступником есть риск невольного закрепления стереотипа правонарушающего поведения.

Нельзя не обратить внимания на то, что во всех документах звучит мысль об охране человеческого достоинства осужденных, об их защите. В документах подчеркивается, что обращение персонала с осужденными должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание собственной ответственности. Как свидетельствует отечественный и международный опыт давнего прошлого, именно чувство собственного достоинства является тем стержнем, на котором держатся все позитивные изменения личности. В самом деле, невозможно побудить человека к лучшему путем его унижения, оскорбления достоинства. Именно поэтому международное сообщество так много уделяет внимания вопросам влияния персонала колоний на укрепление чувства собственного достоинства в питомцах [3, с. 15].

—--—

~ 11 ~

—--—

Все без исключения международные документы, относящиеся к интересующей нас проблеме, проповедуют идеи гуманизма. Международное сообщество стремится таким образом проводить в жизнь человеколюбие и взаимопонимание, брать под защиту тех, кто может быть ущемлен в своих правах или беззащитен и слаб, сдерживать наделенной силой и властью. Провозгласив во Всеобщей декларации прав человека, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию» [4, с.10], ООН проводит эту идею в Международном пакте о гражданских и политических правах [5], Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [6]. Отражает ее и Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, где подчеркивается, что «ни одно должностное лицо не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания» [2, ст.5]. Такие действия не могут быть оправданы ни распоряжением начальников, ни какими бы то ни было чрезвычайными обстоятельствами.

В наших же колониях все наоборот, особенно среди несовершеннолетних.

Представьте себе орды молодых парней, которых сама природа обрекла на постоянное соревнование и выяснение, кто главнее, сильнее, умнее. Естественно, между ними постоянно будет грызня, раз они не могут хотя бы на время разойтись, отдохнуть от этой «спартакиады», пообщаться с теми, с кем состязаться смысла не имеет, — со стариками, женщинами, детьми. На зонах для малолеток дела еще хуже именно потому, что там нет старших. Даже тюремная администрация это понимает и подсаживает в камеры малолеток взрослого арестанта — «батю». Без него подростки творят жуткий беспредел [7, с.345-346].

Приведем свидетельство начальника отдела Воспитательной колонии МВД РФ полковника Калинина: «У несовершеннолетних существует такой садизм, о котором я и не читал. Приведу простые примеры, как ребята изощряются в камере. Выбрали себе жертву, изнасиловали - и в

группах, и в разных формах - чтоб еще придумать? Заставляют выпить ведро воды, а потом становятся ногами на живот, чтоб фонтанило. Опять мало. Закупят в ларьке пару килограммов чеснока

- ешь! Или перец сыпят, у несчастного уже пена изо рта течет. Что еще? Загонят гвозди под ногти... В одном СИЗО я столкнулся с невероятной дикостью: сокамерники издевались над парнем, заставляли его, извините, член курить. Был бы там взрослый, он не допустил бы такого беспредела» [8, с.51].

Вот что пишет, например, бывший осужденный Федор Крестовый: «Я считаю, что надо менять законы. Содержать четырнадцатилетнего пацана в условиях нашей воспитательной колонии

— само по себе преступление. Ведь эта система калечит психику и зрелым мужикам. Не говоря уже о том, что подросток останется недоучкой — следствие и суд тянутся очень долго, а вечерние школы в колониях ущербны. К тому же пацаны не всегда осознают, что совершают преступление. Они привыкли, что если с друзьями до четырнадцати лет отнимут у других ребят мелочь, то за это их всего лишь поругают в школе и дома. И вот после очередного дня рождения такое же действие квалифицируется уже как грабёж. Слишком рано и резко мы помещаем детей в тюрьму — они же не только несовершеннолетние, но в силу возраста еще пока «несовершенноумные» [9, с.75].

Необходимым условием преодоления негативных проявлений преступных традиций среди осужденных является совершенствование воспитательной работы как в целом, так и на индивидуальном уровне с использованием достижений современной психологии и педагогики. К сожалению, пока такая работа малоэффективна, хотя психологические службы в исправительных учреждениях уже созданы.

В проблеме реализации, в личности осужденного важное место принадлежит всестороннему и качественному изучению различных ее сторон, что, по нашему мнению, возможно лишь в динамике, от различных лиц, в том числе и от тех, с кем общался до осуждения, в местах отбывания наказания, от служб и подразделений колонии, тех, кто наблюдал его в общении, деятельности, складывающихся межличностных отношений,

—--—

знает о склонности осужденного, его сильных и слабых сторон и т.п.

В рамках индивидуальной профилактики применяются программы индивидуальной коррекции противоправного поведения осужденных. Индивидуальный уровень профилактики преступности позволяет не только определить степень подверженности конкретного осужденного нормам тюремной субкультуры, но и выработать дифференцированные меры по их нейтрализации, в зависимости от вида индивидуальной профилактики.

Помимо непосредственного профилактического воздействия на лиц, соблюдающих преступные традиции и обычаи, профилактическая работа органов социальной изоляции, на наш взгляд, должная быть направлена на:

а) преодоление (устранение) преступных традиций и обычаев, замену их другими (позитивными) установками;

б) выявление лиц, соблюдающих преступные традиции и обычаи;

в) микросреду, окружающую лиц, соблюдающих преступные традиции и обычаи;

г) раскрытие и расследование преступлений, замышляемых, подготавливаемых и совершенных лицами, оказавшимися под влиянием преступников, соблюдающих преступные традиции и обычаи;

д) антиобщественное поведение лиц, оказавшихся под влиянием преступников, соблюдающих криминальные традиции и обычаи.

Профилактическая работа с лицами, соблюдающими преступные традиции и обычаи, включает следующие направления: выявление таких лиц; постановка их на учет; проведение интенсивной индивидуальной профилактики с ними.

Успешная реализация профилактических мер по указанным направлениям призвана обеспечить главным образом нейтрализацию криминогенного влияния преступных традиций и обычаев. Это должно произойти, во-первых, за счет снижения криминальной активности носителей преступных традиций и обычаев (что достигается в определенной мере реализацией принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления); во-вторых, за счет значительного сужения и,

в итоге, устранения объекта такого воздействия с помощью ранней профилактики различных форм антиобщественного поведения [10, с. 42-43]. В этом случае предполагается не допустить перерастания эпизодического антиобщественного поведения в устойчивый преступный образ жизни, сопряженный с необходимостью активного соблюдения преступных традиций и обычаев.

При организации предупредительной работы необходимо развенчивать исключительность неформальных норм тюремной субкультуры, заострять внимание на том, что они являются всего лишь уродливым отражением крайне эгоистической и антигуманной идеологии, тем самым вскрывать их антисоциальную и паразитическую сущность.

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности по нейтрализации влияния преступных традиций и обычаев является выявление и устранение факторов, играющих роль объективных и субъективных социально-психологических подкрепителей аморального или противоправного поведения. Оставшись без подкрепления, такие действия, как пишет А.М. Яковлев, «могут постепенно устраняться из поведения при условии организации постоянного, систематического поощрения положительных действий, которые, как правило, остаются без внимания, воспринимаются как норма, как должное, как само собой разумеющееся» [11, с.150].

Умение персонала работать в нештатных ситуациях, разрешать конфликты, снимать психологическую напряженность занимает важное место в профилактике исследуемых нами явлений. К сожалению, пока такая работа малоэффективна, хотя психологическая служба в местах лишения свободы создана.

Нормативной базой таких служб является Положение о психологической лаборатории исправительного учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, следственного изолятора уголовно - исполнительной системы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации [13]. Психологическая лаборатория имеет своим назначением психологическое

~ 13 ~

—--—

обеспечение деятельности учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственного изолятора, направленной на исправление осужденных к лишению свободы, на создание надлежащего морально - психологического климата содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, оказание психологической помощи сотрудникам указанных учреждений уголовно -исполнительной системы (п.1.1. ст. 1 Положения).

Основные функции психологической лаборатории по работе с осужденными заключаются в следующем (п.3.1. - 3.1.10 ст.3 Положения):

- изучение вновь прибывших по стандартизированным методикам и подготовка психологических характеристик - рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе;

- изучение личности в процессе социальной адаптации;

- выявление лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.);

- проведение углубленного психологического обследования лиц, трудно адаптирующихся к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях и содержания в следственных изоляторах;

- участие в решении вопросов распределения осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых - по камерам; представления осужденных к условно-досрочному освобождению; предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения; перевода с одних условий содержания на другие; перевода в другое исправительное учреждение;

- осуществление индивидуального консультирования по вопросам, требующим участия психолога;

- проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов. Под социально-психологическим тренингом понимается совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе;

- осуществление психологической подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение психопрофилактической работы;

- разработка рекомендаций для сотрудников по выбору форм и методов индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Осуществление психологическими лабораториями названых функций по работе с осужденными несомненно окажет положительный эффект в сфере профилактики самоповреждений.

Уже сегодня существующие в системе УИС психологические службы оказывают на практике помощь не только в психодиагностике осужденных, но и в рекомендациях по применению тех или иных методов воздействия (как на отдельную личность, так и на группы осужденных). Психологическая профилактика деструктивных явлений в среде осужденных - это система психологических мероприятий по предупреждению отрицательных явлений как личностного, так и группового характера. В данную систему мероприятий входит углубленное изучение осужденных, поставленных на профилактический учет по решению административных комиссий, либо выявленных самими психологами при диагностике.

Необходимо оказывать психологическую поддержку лицам, прибывающим в пенитенциарное учреждение, особенно в период нахождения на карантине, ориентировать их на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокировать неформальные связи с отрицательно ориентированными осужденными. Нужно помнить, что первые дни пребывания под стражей являются наиболее драматичными [14, с.93].

В первое время нахождения новичков в коллективе особо внимательно наблюдать за ними, постоянно проводить их медицинское освидетельствование на предмет получения телесных повреждений. Желательно оказание психологической помощи.

Одной из обязанностей администрации является выявление высокостатусных групп и «элитного слоя», вокруг которых сторонятся процессы общения и которые являются потенциальными источниками, питающими неформальную культуру. Наряду с этим следует своевременно устанавливать участников конфликтов и с учетом их принадлежности к той или иной группе осуществлять выбор оптимальных мер воздействия. Других осужденных необходимо информировать о последствиях и применяемых санкциях в отношении таких лиц, нарушивших закон. Но при этом

—--—

нельзя распространять о ком-либо компрометирующую информацию. В противном случае возможно развитие дискриминационных тенденций

и увеличение психологической дистанции как между неформальными группами, так и между ними и администрацией [15, с.78-79].

~ 15 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.