УДК 341.231.14 ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛУКИНА,
ББК 67.911.11 кандидат юридических наук, доцент,
Л84 помощник начальника управления
(УФСИН России по Пензенской области) Е-шай: [email protected].
О МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: в статье рассмотрены международные нормативно-правовые акты, регламентирующие охрану здоровья осужденных; влияние европейских стандартов на организацию и правовое регулирование оказания медицинской помощи осужденным; проблемы медицинского и санитарного обеспечения учреждений, исполняющих наказания. Признание и имплементация положений международных документов в отечественном праве являются прочной основой гарантии соблюдения прав осужденных, законности и гуманизма в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Проанализировав международные нормы, автор приходит к следующему выводу: международное право за длительный период своего развития охватило самые различные стороны общественного бытия, в том числе медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы, однако мероприятия, регламентируемые международными стандартами в этой области, требуют детального анализа и адаптации под условия каждого конкретного государства и его правовую систему, в том числе России.
Международное сотрудничество России в области охраны здоровья осужденных имеет более чем полувековую историю, накоплен большой опыт по применению той или иной нормы международного документа пенитенциарными системами разных стран.
Основные предпочтения в области охраны здоровья осужденных в международных документах отдаются прежде всего сохранению здоровья осужденного в период отбывания им наказания. Это может быть достигнуто определенными средствами, такими как своевременное обследование осужденных на предмет наличия у них заболевания, лечение уже имеющегося заболевания, профилактическая работа в плане предупреждения заболеваний, поддержание норм санитарии и личной гигиены, предоставление соответствующего нормативам качества питания, предоставление права осужденным на занятие физическими упражнениями и т. д.
Наиболее значительным недостатком международных стандартов является рекомендательный характер положений практически всех актов и их безадресность, то есть отсутствие четко ограниченного круга лиц и органов, призванных поддерживать определенные общественные отношения, возникающие по поводу здравоохранения в местах лишения свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, ФСИН России, уголовно-исполнительное право, пенитенциарные учреждения, исправительные учреждения, охрана здоровья осужденных, международные нормы, исполнение наказаний, стандарты по организации медицинского обслуживания, медицинское и санитарное обеспечение.
Конституция Российской Федерации (ст. 41) гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с законодательными и иными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Признание и имплементация положений международных документов в отечественном праве являются прочной основой гарантии соблюдения прав осужденных, законности и гуманизма в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Во второй половине XIX в. была проведена серия благотворительных, организованных частными лицами международных тюремных конгрессов.
Первый из них состоялся во Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй - в 1847 г. в Брюсселе, третий - в 1857 г. снова во Франкфурте.
Осознание необходимости решения пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии (в 1872 г. - комиссии представителей государств, с 1878 г. - международной пенитенциарной комиссии, затем - международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вторая серия
из 12 тюремных конгрессов, состоявшихся в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Риме (1885), Петербурге (1890), Париже (1895), Брюсселе (1900), Будапеште (1905), Вашингтоне (1910), Лондоне (1925), Праге (1930), Берлине (1936), Гааге (1950). Тюремные конгрессы второй серии приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела - резолюций, носивших для государств рекомендательный характер.
Пенитенциарные конгрессы первой серии выявили необходимость иметь в тюрьме больницу на случай заболевания осужденных, здание которой лучше всего помещать отдельно от всех других тюремных строений.
В этот период развития наказания в виде лишения свободы совершенно ясным было осознание того, что помещение осужденных с различными формами расстройства здоровья, в том числе калек, инвалидов, душевнобольных, вместе со здоровыми вредит как исправительному процессу в целом, так и интересам рассматриваемой категории осужденных в частности. Именно это привело к устройству особых мест заключения для ослабленных лиц.
Первые пенитенциарные конгрессы оказали сильное влияние на процесс становления и стандартизации тюремной системы, в том числе тех ее составляющих, которые касались гигиены и медицины. Однако в XX в. на изоляцию преступников были наложены принципы, присущие системе концентрационных лагерей. На это, в частности, косвенно указывает весьма значительный перерыв между пенитенциарными конгрессами [1, с. 115] -Вашингтонским (1910) и Лондонским (1925), Берлинским (1936) и Гаагским (1950). Именно в данные промежутки времени активно применялись такие виды лагерей (особенно в Германии, Великобритании, Советском Союзе).
После Второй мировой войны отказ от системы концентрационных лагерей вызвал потребность в принятии таких международно-правовых актов, которые в наибольшей степени удовлетворяли бы потребности гуманизации исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества. Среди них: Всеобщая декларация прав человека (1948); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975); Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или
задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982); Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985); Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990); Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991) [2].
В немалой степени принятию данных документов способствовали международные конгрессы ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями, которые проводятся с 1955 г. Всего за истекший период по настоящее время было проведено 11 конгрессов: в Женеве (1955), Лондоне (1960), Стокгольме (1965), Киото (1970), Женеве (1975), Каракасе (1980), Милане (1985), Гаване (1990), Каире (1995), Вене (2000), Таиланде (2005) (наша страна участвует в международных конгрессах третьей серии со второго конгресса, то есть с 1960 г.).
В наиболее общем виде требования указанных документов могут быть представлены следующим образом. Во-первых, они регламентируют организацию микросоциальных условий в местах лишения свободы. В связи с этим мы полностью согласны с П. Г. Пономаревым, который указывал на их специфический характер. Во-вторых, ряд положений международных правовых документов носят рекомендательный характер и для ряда стран не так уж и актуальны.
Стандарты по организации медицинского обслуживания требуют:
- все заведения должны иметь не менее одного медицинского работника, обладающего познаниями в области психиатрии;
- медицинское обслуживание осужденных организуется в тесной связи с органами здравоохранения, охватывает психиатрические службы, лечение психически ненормальных осужденных;
- больных осужденных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;
- тюремные больницы должны располагать необходимым оборудованием, установками, лекарствами и достаточно квалифицированным персоналом;
- женские учреждения должны располагать помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами;
- если осужденным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, необходимо предусматривать создание яслей с квалифицированным персоналом;
- каждого осужденного следует подвергать медицинскому осмотру, чтобы установить, не болен ли он физически или умственно; необходимо изолировать осужденных, страдающих инфекционной или заразной болезнью, выявлять физические или умственные недостатки осужденных, препятствующие их исправлению, определять их физическую трудоспособность;
- о физическом и психическом здоровье осужденных заботится врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных либо жалующихся на болезнь;
- если врач считает, что физическое или умственное равновесие осужденного нарушено в связи с заключением, он докладывает об этом начальнику учреждения;
- врач осуществляет инспекцию соблюдения микросоциальных условий содержания осужденных и докладывает о недостатках начальнику учреждения, который обязан принять необходимые меры.
В связи со вступлением России в Совет Европы (1996) важное значение приобретает постепенная реализация европейских стандартов организации и правового регулирования исполнения уголовного наказания в части и их требования к медицинскому и санитарному обеспечению тюрем.
К документам, содержащим европейские стандарты рассматриваемого профиля, относятся: Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека (1950); Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987); Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № Я(87)3 Комитета министров Совета Европы (1987); Рекомендация № Я(93)6 «В отношении тюремных и криминологических аспектов контроля над инфекционными заболеваниями, включая СПИД, и проблемы охраны здоровья в тюрьмах» (1993); Рекомендация № Я(94)11 «По скринингу как инструменту практической медицины» (1994); Рекомендация № Я(98)7 «По этическим и организационным аспектам здравоохранения в тюрьмах» (1998).
Большинство международных стандартов по исполнению уголовных наказаний устанавливают правило: осужденные в местах лишения свободы должны получать медицинскую помощь в том же объеме, что и все граждане страны, без какой-либо дискриминации или ограничений [3].
Медицинская помощь осужденным должна быть бесплатной, соответствовать уровню оказания медицинской помощи на свободе и осуществляться квалифицированными медицинскими работниками. Медицинское обследование осужденных, как только они поступают в учреждение, во всем мире признается обязательным и служит средством не только индивидуальной медицинской помощи, но и защиты здоровья других лиц [4, с. 29].
Все международные стандарты по оказанию медицинской помощи осужденным можно разделить на две группы: правила оказания медицинской помощи осужденным вообще при отбывании наказания и правила оказания специализированной медицинской помощи при таких заболеваниях, как туберкулез, алкоголизм, наркомания, СПИД и иные венерические заболевания.
Что касается общей медицинской помощи осужденным, то этот вопрос затрагивается большинством международных актов. В частности, Основные принципы ООН по обращению с заключенными предусматривают, что заключенные должны получать медицинскую помощь, оказываемую в стране без дискриминации, вытекающей из их юридического положения (принцип 9).
В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, определяется, что лицу, отбывающему наказание или задержанному в порядке избрания меры пресечения, должна быть предоставлена в короткие сроки возможность пройти надлежащее медицинское обследование после его прибытия в место задержания или заключения (принцип 24).
Европейские тюремные правила предусматривают, чтобы в каждом учреждении было организовано медицинское обслуживание, по крайней мере, одним квалифицированным терапевтом. Оно должно осуществляться в тесном контакте с главой администрации органов здравоохранения населенного пункта, где находится учреждение [5]. Сюда включается и психиатрическое обслуживание, и диагностирование и лечение психических расстройств (пр. 26).
Оказание осужденным медицинской помощи в большинстве международных актов рассматривается как атрибут исполнения уголовных наказаний, лежащий в плоскости естественных прав осужденного.
Стандарты по оказанию осужденным специализированной медицинской помощи значительное внимание уделяют как виду заболевания, так и особенностям организации медицинской помощи тем лицам, которым она необходима.
Как было отмечено, специальные международные стандарты обращения с осужденными в целом носят рекомендательный характер, что отражено в их содержании. Вместе с тем их юридическое значение не следует недооценивать. Хотя они и не имеют обязательного стандарта в международном праве, они признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными. В резолюциях как ООН, так и Европейского Совета предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов, с тем чтобы сохранить в международном масштабе их высокий моральный и политический статус.
Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (пр. 22.1): «Все заведения должны иметь в своем распоряжении, по крайней мере, одного квалифицированного работника, имеющего познания в области психиатрии». При этом всех заболевших заключенных, которым требуется специальное медицинское лечение, необходимо перевести в специализированные медицинские учреждения или в гражданские больницы (пр. 26.2).
Аналогичное положение нашло отражение в Европейских тюремных правилах, которые гласят, что осужденные, нуждающиеся в специализированной помощи, недоступной в колонии или тюрьме, должны переводиться в таких случаях в специализированные учреждения вне колонии или тюрьмы.
Среди документов Совета Европы можно выделить два из них, которые в немалой степени отражают социально-медицинские проблемы человеческой цивилизации в целом: Рекомендации № Я (93) 6 Комитета министров для стран - членов Совета Европы в отношении тюремных и криминологических аспектов контроля над инфекционными заболеваниями, включая СПИД и проблемы охраны здоровья в тюрьмах, который был принят Комитетом министров на 500-м собрании заместителей министров Совета Европы 18 октября 1993 г.; Рекомендации 1080 (1988) Ассамблеи парламентариев Совета Европы по вопросам координирования европейской политики охраны здоровья в целях предотвращения распространения СПИДа в тюрьмах и с учетом Рекомендации № Я (89) 14 по этическим вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией в системе здравоохранения и социального обеспечения. Соблюдение основных прав осужденных, в особенности на медицинское обслуживание, не только обеспечивает им профилактические меры и медицинское обслуживание наравне со всем обществом, но и помогает соблюдать минимальные
стандарты человечности и сохранить чувство собственного достоинства в тюрьме.
Политика здравоохранения в исправительных учреждениях должна быть интегрирована и сопоставима с национальной политикой здравоохранения. Медицинские отделы исправительных учреждений должны иметь возможность предоставить медицинскую и психиатрическую помощь, проводить программы гигиены и профилактической медицины в условиях, сравнимых с принятыми в обществе в целом (пр. 10).
Осужденные с серьезными физическими недостатками или преклонного возраста, а также немощные должны быть размещены в наиболее благоприятных условиях и не изолированы от основного населения исправительного учреждения [6, с. 92]. Для осуществления помощи людям, прикованным к инвалидным коляскам, или инвалидам необходимо провести структурные изменения в учреждении.
Медицинское исследование осужденных должно проводиться в соответствии с Рекомендацией № Я (87) 3 по Тюремным правилам Европы, Рекомендацией № Я (90) 3 по медицинским исследованиям человека и № Я (93) 6 относительно тюрем и криминологических аспектов контроля над инфекционными заболеваниями, включая СПИД, и связанных с этим проблем здравоохранения в тюрьмах.
Изложенное позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Международное право за длительный период своего развития охватило самые различные стороны общественного бытия, в том числе медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы. Однако мероприятия, регламентируемые международными стандартами в этой области, требуют детального анализа и адаптации под условия каждого конкретного государства и его правовую систему, в том числе в России.
2. Международное сотрудничество России в области охраны здоровья осужденных имеет более чем полувековую историю. В связи с этим накоплен большой опыт по применению той или иной нормы международного документа пенитенциарными системами разных стран.
3. Основные предпочтения в области охраны здоровья осужденных в международных документах отдаются прежде всего сохранению здоровья осужденного в период отбывания им наказания. Это может быть достигнуто определенными средствами, такими как своевременное обследование осужденных на предмет наличия у них заболевания, лечение уже имеющегося заболевания, профилактическая работа в плане предупреждения заболева-
ний, поддержание норм санитарии и личной гигиены, предоставление осужденным соответствующего нормативам качества питания, а также возможность заниматься физическими упражнениями и т. д.
4. Наиболее значительным недостатком международных стандартов является рекомендательный
характер положений практически всех актов и их безадресность, то есть отсутствие четко ограниченного круга лиц и органов, призванных поддерживать определенные общественные отношения, возникающие по поводу здравоохранения в местах лишения свободы.
Список литературы
1. Радочина Т. Н., Ким, В. В. История развития системы профилактики туберкулеза: пенитенциарный аспект // Человек: преступление и наказание. 2012. № 3. С. 113-117.
2. Пантелеев В. А. Международные стандарты поддержания правопорядка в тюрьмах и отдельные аспекты безопасности в деятельности отечественной УИС // Человек: преступление и наказание. 2006. № 4. С. 60-63.
3. Нуждин А. А. Характеристика поводов к возбуждению уголовных дел по делам о мошенничестве с использованием средств сотовых систем подвижной связи // Европейский журнал социальных наук. 2012. № 7. С. 561-563.
4. Перемолотова Л. Ю. О личности осужденных, совершивших преступление в условиях исправительного учреждения // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2. С. 27-30.
5. Огородников В. И., Кочкина О. В. Некоторые проблемные вопросы комплектования кадров в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 86-91.
6. Нуждин А. А. Противодействие мошенничеству, совершенному осужденными в учреждениях УИС с использованием средств сотовых систем подвижной связи : монография / под науч. ред. Н. Г. Шурухнова. Рязань, 2013. 138 с.
ELENA ALEKSANDROVNA LUKINA,
phd in law, associate professor, department head assistant (FPS of Russia in the Penza region) Е-mail: [email protected].
ON THE INTERNATIONAL RULES REGULATING THE PROTECTION OF PRISONERS' HEALTH
Annotation: this article describes the international standards of protection of prisoners' health; the impact of European standards for the organization and regulation of prisoners' health; the problems of medical and sanitation provision in penal institutions. Recognition and implementation of international instruments in domestic law is a solid foundation for insurance of prisoners' rights, legality and humanism in law enforcement agencies and penal bodies. After analyzing the international norms, the author comes to the following conclusions: international law for a long period of development covered a variety of aspects of social life, including medical care of prisoners. However, the activities regulated by international standards in this area require detailed analysis and adaptation to the conditions of each particular state and its legal system, including Russia.
International cooperation of Russian and foreign countries in the field of prisoners' health protection has more than half-century history. Much has been done to implement different rules of international instruments by the penal systems of different countries.
Basic preferences in the field of prisoners' health protection in international instruments are given, first of all, health maintenance of convicts while serving their sentences. This can be achieved by certain means, such as a timely examination of convicted persons in order to expose the disease, treatment of an existing disease, disease prevention, maintenance of standards of sanitation and personal hygiene, provision of appropriate standards of nutrition, the provision of the right to engage in physical convicted exercises, and so on. d.
The most significant disadvantage of international standards is recommendatory provisions of almost all acts and their Unaddressed, that is, the absence of clearly limited number of persons and agencies designed to maintain certain social relations that arise about health in prisons.
Key words: penal system, FPS of Russia, criminal law enforcement, prisons, correctional facilities, prisoners' health protection, international standards, execution of punishments, the standards for the organization of health services, health and sanitation
References
1. Radochina T. N., Kim, V. V. Istoriya razvitiya sistemy profilaktiki tuberkuleza: penitentsiarnyy aspekt [History of development of system of prevention of tuberculosis: penitentiary aspect]. Chelovek: prestupleniye i nakazaniye - Man: Crime and Punishment, 2012, no. 3, pp. 113-117.
2. Panteleyev V. A. Mezhdunarodnyye standarty podderzhaniya pravoporyadka v tyur'makh i otdel'nyye aspekty bezopasnosti v deyatel'nosti otechestvennoy UIS [The international standards of law enforcement in prisons and separate aspects of safety in activity of domestic penal system]. Chelovek: prestupleniye i nakazaniye - Man: Crime and Punishment, 2006, no. 4, pp. 60-63.
3. Nuzhdin A. A. Harakteristika povodov k vozbuzhdeniju ugolovnyh del po delam o moshennichestve s is-pol'zovaniem sredstv sotovyh sistem podvizhnoj svjazi [The characteristic of occasions to initiation of criminal cases on cases of fraud with use of means of cellular systems of mobile communication]. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk - Evropеysky magazine of social sciences, 2012, no. 7, pp. 561-563.
4. Peremolotova L. Ju. O lichnosti osuzhdennyh, sovershivshih prestuplenie v uslovijah ispravitel'nogo uchrezhdenija [About the personality of prisoners,who committed a crime in correctional facility conditions]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2013, no. 2, pp. 27-30.
5. Ogorodnikov V. I., Kochkina O. V. Nekotorye problemnye voprosy komplektovania kadrov v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme [Some problematic issues of the penitentiary system staffing]. Prikladnaya yuridi-cheskaya psikhologia - Applied legal psychology, 2014, no. 2, pp. 86-91.
6. Nuzhdin A. A. Protivodejstvie moshennichestvu, sovershennomu osuzhdennymi v uchrezhdenijah UIS s ispol'zovaniem sredstv sotovyh sistem podvizhnoj svjazi [Counteraction to the fraud commited by convicts in penal institutions wich use the means of cellular systems of mobile communication]. Ryazan, 2013, 138 p.