Научная статья на тему 'Международные стандарты в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей'

Международные стандарты в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / CONVICTED WOMEN / МАЛОЛЕТНИЕ ДЕТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL AND EUROPEAN STANDARDS / УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / LEGAL REGULATION / MINORS / CONDITIONS OF DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко И.С.

В статье рассматриваются международные и европейские стандарты обращения с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими малолетних детей. Автором проанализированы основные нормативные документы и выявлена недостаточная правовая регламентация в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International standards in the sphere of deprivation of liberty in relation to women with young children

In the article the author issues the international and European standards for the treatment of women with young children sentenced to deprivation of liberty. The author analyzes the main normative documents and the identified lack of legal regulation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей»

И. С. ОНИЩЕНКО преподаватель кафедры гражданско-

I. S. ONISHCHENKO

правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы

Международные стандарты в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей

International standards in the sphere of deprivation of liberty in relation to women with young children

#

Аннотация. В статье рассматриваются международные и европейские стандарты обращения с осужденными к лишению свободы женщинами, имеющими малолетних детей. Автором проанализированы основные нормативные документы и выявлена недостаточная правовая регламентация в данной сфере.

Ключевые слова: осужденные женщины, малолетние дети, международные и европейские стандарты, условия содержания, правовая регламентация.

Annotation. In the article the author issues the international and European standards for the treatment of women with young children sentenced to deprivation of liberty. The author analyzes the main normative documents and the identified lack of legal regulation in this sphere.

Keywords: convicted women, minors, international and European standards, the conditions of detention, legal regulation.

#

Совершенствование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и, в частности, вопросов исполнения наказаний в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, зависит в первую очередь от адекватного правового регулирования данной сферы. Для этого следует учитывать международные стандарты в области исполнения наказаний и обращения с осужденными.

Согласно изменениям, внесенным в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

до 2020 года [1], в целях обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предусматривается совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения прав, законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, создание условий для их содержания с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского суда по

nomer_10_2017.indd 29

27.09.2017 17:06:08

правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [2] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, провозглашен приоритет общепризнанных норм и принципов международного права по отношению к национальному законодательству. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [3], уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются «на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». Ст. 3 УИК РФ также предусматривает возможность реализации в уголовно-исполнительном законодательстве рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых социальных и экономических возможностей.

Необходимо отметить, что в международных правовых стандартах, отражающих проблемы обращения с осужденными, сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, отражены ее гуманистические тенденции. Они «имеют особый правовой статус среди норм международной юстиции в области предупреждения преступлений и борьбы с преступностью, так как в большинстве своем приняты и одобрены Генеральной ассамблеей ООН, а также составляют часть международных принципов по правам человека» [4].

В России международные правовые стандарты вошли в систему законодатель-

ства и практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, сравнительно недавно. По мнению П. Г. Пономарева [5], этому способствовали объективные закономерности развития преступности в стране (однотипность ее развития вне зависимости от экономических, политических и иных условий); преимущественное совпадение средств и методов борьбы с преступностью в России и других странах; общность человеческой сущности и естественных прав лиц, осужденных к уголовным наказаниям; изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики, получившей направление на тесную интеграцию нашей страны с мировым сообществом; активная теоретическая и научная проработка проблем использования международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве.

Рассматривая вопросы классификации норм международного права, касающихся, в частности, осужденных женщин, Н. Брезгина предлагает объединить эти документы в следующие группы [6]:

1) документы общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными женщинами, однако содержащие отдельные стандарты, представляющие интерес при исполнении уголовных наказаний. В этой группе выделены две подгруппы:

а) основополагающие международные документы о правах человека: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и др.;

б) универсальные международные документы о правах и свободах женщин в различных сферах социальной жизни. Это универсальные правовые документы социального характера, касающиеся лишь женщин, обеспечивающие их равноправие и защиту: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен-

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

потвг_10_2017.таа 30

30

#

27.09.2017 17:06:08

щин (1979); Конвенция о политических правах женщин (1954); Конвенция о гражданстве замужней женщины (1958) и т. п.

2) стандарты, касающиеся правового положения осужденных как субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Эти стандарты (в области организации обеспечения режима, труда, досуга и др.) распространяются как на осужденных мужчин, так и на осужденных женщин;

3) стандарты, определяющие права только осужденных женщин, учитывающие их физиологические и иные особенности. Это стандарты, касающиеся оказания медицинской помощи женщинам, в том числе беременным и женщинам с детьми, особенностей применения отдельных средств исправления и др.

Индивидуально направленные международные стандарты, определяющие исполнение наказаний в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в настоящее время не приняты, что, по нашему мнению, не позволяет надлежаще учитывать особенности этой категории осужденных и дает основание для различного рода ущемлений в их отношении.

Не так давно отдельные особенности правового положения осужденных женщин учитывали Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955). 17.12.2015 Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН были приняты Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) [7], которые несколько расширили права осужденных женщин:

- мужчин и женщин следует по возможности содержать в раздельных учреждениях; если же мужчины и женщины содержатся в одном и том же учреждении, то женщин следует размещать в полностью отдельных участках (правило 11);

- женские тюремные учреждения должны располагать особыми помещениями для необходимого лечения и ухода за беременными женщинами и роженицами.

Там, где это возможно, следует заботиться о том, чтобы роды происходили не в тюремной, а в гражданской больнице (правило 28);

- действует запрет на использование одиночного заключения... в случаях, связанных с женщинами и детьми (правило 45);

- средства усмирения никогда не должны применяться к женщинам во время родовых схваток, при родах и сразу после родов (правило 48);

- интрузивные обыски. осуществляются прошедшим подготовку персоналом того же пола, что и заключенный (правило 52);

- в тех случаях, когда разрешены супружеские свидания, это право должно применяться без какой-либо дискриминации и женщины-заключенные должны иметь возможность осуществлять это право наравне с мужчинами (правило 58);

- в тюремных учреждениях, где содержатся как мужчины, так и женщины, женское отделение должно находиться в ведении ответственного сотрудника женского пола... Ни один сотрудник мужского пола не допускается в женское отделение, если только он не сопровождается сотрудником женского пола. Заботу о находящихся в заключении женщинах и надзор над ними следует возлагать только на сотрудников женского пола. Это не должно, однако, мешать сотрудникам мужского пола, в частности врачам и учителям, выполнять свои профессиональные обязанности в женских исправительных учреждениях или отведенных для женщин отделениях тюремных учреждений (правило 81).

Необходимо отметить, что данные положения отражены в действующем уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. В частности, осужденные женщины отбывают наказание отдельно от мужчин (кроме колоний-поселений) и функционируют женские исправительные учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 100 УИК РФ, в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины,

потег_10_2017.1п<И 31

27.09.2017 17:06:08

имеющие малолетних детей, могут организовываться дома ребенка, в которые осужденные женщины могут помещать своих детей, общаться с ними в свободное от работы время. Однако в исправительных колониях общего режима имеется проблема организации таких детских учреждений. Число женских исправительных колоний с функционирующими при них детскими домами недостаточно (всего 13), в связи с чем женщины, имеющие детей, нередко направляются для отбывания наказания в места лишения свободы, находящиеся далеко от их постоянного места жительства. Данное обстоятельство оценивается двояко. С одной стороны, осужденные женщины имеют возможность отбывать наказание, не разлучаясь со своими детьми. С другой стороны, это играет негативную роль, разрушая семейные и социальные связи осужденных женщин, осложняя процесс их ресоциализации, может способствовать последующему разрыву психологической связи матери и ребенка, а также снижать у женщин чувство ответственности за воспитание ребенка. В связи с этим нередко после отбывания наказания мать оставляет своего ребенка в детском доме.

Однако при более детальном изучении норм Правил Нельсона Манделы можно заметить, что в данном документе содержатся лишь отдельные упоминания об особом положении таких осужденных женщин в местах заключения. Так, надлежаще не регламентированы условия их содержания, правовое положение и иные вопросы. Кроме того, в Правилах Нельсона Манделы остались неурегулированными вопросы обеспечения особых нужд осужденных беременных женщин и матерей с малолетними детьми.

Что касается детей осужденных женщин, то в Правилах Нельсона Манделы указано, что если ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в свидетельстве о рождении (правило 28).

Следует заметить, что Правила Нельсона Манделы, в отличие от ранее действовав-

ших Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, позаимствовали в Конвенции о правах ребенка (1989) принцип обеспечения наилучших интересов ребенка. Теперь при решении вопроса о том, стоит ли разрешать осужденным матерям оставаться со своими малолетними детьми, администрация исправительного учреждения будет учитывать, соответствует ли это интересам ребенка. Также Правила Нельсона Манделы указывают:

«Там, где детям разрешено оставаться в тюрьме с родителем, необходимо:

а) обеспечить наличие внутренних или внешних служб по уходу за детьми, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в периоды, когда они не пользуются заботой со стороны своих родителей;

б) обеспечить специальное детское медико-санитарное обслуживание, включая обследование состояния здоровья при поступлении и постоянный контроль специалистов за их развитием.

К детям, находящимся в тюрьме с одним из родителей, никогда нельзя относиться как к заключенным» (правило 29).

Тем не менее полагаем, что такое международное правовое регулирование прав детей осужденных женщин вряд ли можно назвать исчерпывающим.

О. А. Омельченко отмечает, что кроме стандартных до- и послеродовых медицинских услуг для беременных женщин правила не устанавливают специфические стандарты и не дают конкретные рекомендации в отношении особых нужд беременных женщин, матерей с детьми и детей относительно их проживания, предоставления предметов первой необходимости, реализации образовательных и развлекательных программ для детей, регистрации детей в пенитенциарных учреждениях и в соответствующих социальных заведениях, обеспечения дополнительным питанием и чистой питьевой воды, безопасности детей, специализированного медицинского ухода и помощи беременным женщинам и

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

потег_10_2017.1п<И 32

32

#

27.09.2017 17:06:09

их маленьким детям, сохранения их семейных связей, а также особого внимания для реализации их основных прав и свобод [8].

Следует отметить, что международные документы и организации часто подчеркивают материнство как основание наличия женских льгот. Так, Комитет по правам человека (далее - КПЧ) отметил, что «беременные женщины, которые лишены свободы, должны пользоваться гуманным обращением и уважением к достоинству, присущему им во все времена, и в частности во время рождения ребенка и ухода за новорожденными детьми. Государства-члены должны отчитываться о предоставляемых для обеспечения этого помещениях, оборудовании и о медицинской помощи и заботе о здоровье, оказываемых таким матерям и их детям» [9].

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) также признает права и особые нужды по защите лиц, лишенных свободы, особенно женщин, заключенных беременных женщин и заключенных матерей.

Права детей регулируются также отдельно рядом международных нормативных актов: Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (1986, ООН); Конвенцией о правах ребенка (1989, ООН); Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985); Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990) и др.

Комитет министров Совета Европы в 1987 году одобрил Рекомендацию № И (87) 3 относительно Европейских пенитенциарных правил, касающихся лишенных свободы лиц, заключенных женщин, матерей с маленькими детьми и маленьких детей, живущих в тюрьмах [10]. В отношении беременных

осужденных женщин и их детей рекомендация предусматривает следующее (ст. 28):

«1. Принимаются меры, насколько это возможно, чтобы роды происходили в больнице за пределами мест лишения свободы. Однако при отсутствии такой возможности пенитенциарные учреждения должны располагать необходимым персоналом, специальным помещением и оборудованием, необходимыми для принятия родов и послеродового ухода. Если ребенок рождается в тюрьме, в свидетельстве о рождении не делается никакой отметки об этом.

2. Если разрешается оставлять новорожденных вместе с матерями в пенитенциарном учреждении, принимаются специальные меры для устройства яслей, располагающих квалифицированным персоналом, где будут находиться грудные дети в течение того времени, когда они предоставлены заботам их матерей».

Парламентская ассамблея Совета Европы в июне 2000 года приняла Рекомендацию 1469 (2000) «Матери и дети младшего возраста в пенитенциарных учреждениях», в которой отмечается «негативное воздействие тюремного заключения матерей на младенцев». В ней также признается, что «раннее разлучение с матерью вызывает долгосрочные трудности, в том числе ухудшение привязанности к другим лицам, неспособность адаптироваться и расстройства личности» и что «развитие маленьких детей задерживается из-за ограниченного доступа к различным стимулам в закрытых тюрьмах» [11].

21.12.2010 Генеральная ассамблея ООН приняла Правила, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкок -ские правила). Данные правила затрагивают защиту особых потребностей женщин-заключенных с уделением пристального внимания таким особым проблемам женщин-правонарушителей, как беременность и уход за детьми. Они также регламентируют положение детей матерей, находящихся в

дотег_10_2017.1паа 33

27.09.2017 17:06:09

заключении. С необходимостью особой защиты в международных документах любых женщин уже в силу своих физиологических, эмоционально-психологических и иных особенностей, отличающих их от мужчин, согласна и Е. В. Емельянова [12].

Вместе с тем в международных документах будет целесообразно определить порядок оказания поддержки женщинам, имеющим детей к моменту освобождения; необходимо учесть особые потребности, связанные с охраной здоровья заключенных женщин, например следует иметь врачей женского пола; необходимо отметить возможность осужденных женщин обращаться к специалистам по вопросам охраны здоровья, особенно это касается женщин, имеющих малолетних детей в домах ребенка. Данное мнение разделяет О. А. Омельченко [13].

Таким образом, проанализировав основные международные документы, регламентирующие вопросы исполнения наказаний в отношении осужденных женщин, можно прийти к выводу, что вопросы соблюдения их прав содержатся как в специально отведенных главах общих международных документов, так и в виде стандартов, посвященных исключительно женщинам, в том числе находящимся в заключении. Это следует расценивать не как дискриминацию по отношению к мужчинам, а как свидетельство особой заботы государства о женщинах с учетом их физиологических и иных особенностей.

Возможность для матери иметь физический и психологический контакт со своим ребенком, общаться с ним нередко является необходимым условием ее исправления, дополнительным стимулом к условно-досрочному освобождению, что, соответственно, должно положительно сказываться на самом ребенке. В связи с этим требуется более детальная регламентация в международных стандартах и правилах вопросов исполнения наказаний в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей. ^

1. Изменения, которые вносятся в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 23.09.2015 № 1877-р // СЗ РФ. 05.10.2015. № 40, ст. 5581.

2. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

4. Карпец И. И. Международная преступность. М. : Наука, 1988.

5. Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994.

6. Брезгина Н. Международные стандарты обращения с осужденными и специфика их применения к осужденным женщинам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 3. С. 18-19.

7. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) : приняты 17.12.2015 резолюцией 70/175 Генеральной ассамблеи ООН. URL: https://www.unodc.org/documents/ justice-and-prison-reform/SMRbrochures/UN_ Standard_Minimum_Rules_for_the_Treatment_ of_Prisoners_the_Nelson_Mandela_Rules-R.pdf.

8. Омельченко О. А. Международные и европейские стандарты в сфере содержания осужденных к лишению свободы женщин с детьми // Российский следователь. 2016. № 5. С. 39.

9. Женщины в местах заключения. Серия справочников по уголовному правосудию. Нью-Йорк : ООН, 2008. С. 68.

10. Рекомендация № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы относительно Европейских пенитенциарных правил // Документы Совета Европы (часть I). М., 2000. С. 50.

11. Давыдова Н. В., Кузнецова А. С., Жолус Б. И. Медико-санитарное обеспечение осужденных женщин-матерей и их малолетних детей в местах лишения свободы : учебно-методическое пособие. М. : НИИ ФСИН России, 2008. С. 12.

12. Емельянова Е. В. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 1. С. 16.

13. Омельченко О. А. Указ. соч. С. 42.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

nomer_10_2017.indd 34

34

#

27.09.2017 17:06:09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.