Научная статья на тему 'Международно-правовые нормы, связанные с исполнением наказания в отношении женщин'

Международно-правовые нормы, связанные с исполнением наказания в отношении женщин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1778
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СТАТУС / ЖЕНЩИНА / УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS / THE CORRECTIONAL SYSTEM / THE STATUS OF THE WOMAN / THE TERMS OF PUNISHMENT / THE DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галямова Дина Станиславовна

Рассматриваются основные международно-правовые акты, регламентирующие права женщин. Анализируются проблемы применения международных стандартов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Приводится сравнительная характеристика условий отбывания наказания мужчинами и женщинами в учреждениях исполнения наказания. Исследуется международная практика в области обращения с осужденными женщинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main international legal acts, regulating the rights of women.The problems of international standards in the penal system of the Russian Federation. We present a comparative analysis of the conditions of punishment serving men and women in penal institutions. We study the international practice in the treatment of convicted women.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые нормы, связанные с исполнением наказания в отношении женщин»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 97-102.

Д. С. Галямова

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,

СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

Рассматриваются основные международно-правовые акты, регламентирующие права женщин. Анализируются проблемы применения международных стандартов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Приводится сравнительная характеристика условий отбывания наказания мужчинами и женщинами в учреждениях исполнения наказания. Исследуется международная практика в области обращения с осужденными женщинами.

Ключевые слова: международно-правовые нормы, международно-правовые стандарты, уголовно-исполнительная система, статус, женщина, условия отбывания наказания, дифференциация.

Несмотря на значимость тех ролей, которые женщины играют в современном мире, их права не стали объектом пристального внимания специалистов в области права и предметом комплексного исследования. В отечественной литературе наблюдается пробел при анализе прав женщин и их защиты.

Первым трудом, посвященным международной защите прав женщин, была монография Г. К. Дмитриевой, изданная в 1975 г. Это было первое в юридической литературе исследование международно-правовой защиты прав женщин, в котором дается анализ различных международно-правовых документов1.

Международно-правовое регулирование защиты прав и интересов женщин обусловлено различными факторами.

Во-первых, на национальном уровне в различных странах процесс законодательного закрепления предоставления женщинам гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав протекает по-разному в силу господства в обществе старых «патриархальных» представлений о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных правах и обязанностях мужчин и женщин.

Во-вторых, большое значение имеет господствующая в обществе религия, национальные и культурные обычаи. В некоторых западных государствах такового рода нормы сохранились как рудимент в законах о престолонаследии ряда монархий. В азиатских и африканских государствах прямая негативная дискриминация женщин зачастую имеет корни в исламе и охватывает вопросы наследования, собственности на землю и брачные отношения.

В-третьих, прямая позитивная дискриминация в пользу женщин чаще всего базируется на их репродуктивной функции. В реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальным слоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для создания их более полного равенства2.

В-четвертых, актуальность вопроса регламентации прав женщин также связана со вступлением Российской Федерации в Совет Европы. В настоящее время международная защита прав человека в рамках Совета Европы стала одним из наиболее важных и популярных предметов многочисленных исследований в области международного права, международного уголовного права, которому посвящено немало книг и статей как отечественных, так и иностранных специалистов.

В Пекинской декларации 1995 г. сказано, что права женщин являются правами человека. Расширение возможностей женщин и их всестороннее участие на основе равенства во всех сферах жизни общества имеют основополагающее значение для достижения целей всего равенства, развития и мира3.

Необходимость особой защиты прав женщин состоит в том, что она вызвана причинами объективного характера. Во-первых, исторически сложилось так, что женщина менее защищена по сравнению с мужчинами. Во-вторых, такая необходимость вытекает из физиологических особенностей женского организма, из выполнения женщиной важной социальной функции — материнства.

Следует отметить, что вопросам статуса женщин, их юридического и фактического равенства

ООН уделяет особое внимание. Организация относит эти вопросы к разряду актуальных проблем современности. Убедительным свидетельством тому служит практическая деятельность ООН в этой важной сфере жизни общества.

Одним из главных аспектов, способствующих продвижению прав женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах, является защита этих прав на международном и региональном уровнях. Существует ряд международно-правовых актов по правам человека, специально посвященных правам женщин. К ним относятся: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 1949 г., Декларация «О ратификации Конвенции о политических правах женщин» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.), Конвенция о политических правах женщин, Декларация ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г., Декларация ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г., Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция ООН о политических правах женщины от 20 декабря 1952 г., Конвенция Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. Рекомендации относительно беременных женщин и женщин, имеющих детей, содержатся в разделе «Медицинское обслуживание» Минимальных стандартных правил ООН.

В данных актах в основном говорится о равноправии мужчин и женщин, о запрещении дискриминации женщин в политической и социальноэкономической сферах. Специально о правах женщин при исполнении принудительных мер, связанных с изоляцией от общества, в них не говорится. Однако необходимо обратить внимание на то, что международно-правовые нормы не только закрепляют права женщин, но и нацеливают на их особую защиту, например, в период беременности. В ст. 12 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., в частности, указывается, что государства — участники Конвенции обеспечивают женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, представляя,

когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления.

Действие международно-правовых актов по правам женщин направлено также и на защиту женщин, имеющих малолетних детей, а равно и не имеющих таковых, поскольку любая женщина — это потенциальная мать. Особой защите подлежат любые женщины уже в силу своих эмоционально-психологических, физиологических и иных особенностей, отличающих их от мужчин. Соблюдение прав женщин во всех аспектах является весьма значимым в различных сферах общественной жизни. По этому поводу Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в докладе о своей деятельности в 2000 г. особо подчеркнул, что «ухудшение положения женщин оказывает негативное влияние на весь ход демократических преобразований в стране»4.

Российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривает ряд обстоятельств, улучшающих положение женщин по сравнению с мужчинами.

Так, в соответствии со ст. 57 и 59 УК РФ женщинам ни при каких условиях не могут быть назначены наказания в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни.

Важно отметить, что ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что смертный приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин5. В резолюции Экономического и социального Совета ООН «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни» от 25 мая 1984 г. закреплено, что не должен приводиться в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин или «тех, кто недавно стал мате-рью»6. В обоих нормативных актах говорится лишь о тех странах, которые не отменили смертную казнь. Из смысла данных международно -правовых актов следует также, что смертные приговоры в отношении указанных выше женщин не приводятся в исполнение, но в актах нет запрета на их вынесение. То есть подразумевается, что после рождения ребенка смертный приговор в отношении женщины может быть приведен в исполнение.

Отечественное законодательство в этом смысле пошло по более гуманному пути по сравнению с международно-правовыми нормами.

Так, в соответствии со ст. 24 УК РСФСР 1960 г. в редакции от 25 июля 1962 г.7 смертная казнь не могла назначаться женщинам, находящимся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не могла быть применена и к женщине, находящейся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Законом РФ от 29 апреля 1993 г.8 в ст. 23 УК РСФСР 1960 г. было внесено изменение, согласно которому смертная казнь не могла назначаться любым женщинам, независимо от наличия состояния беременности или ее отсутствия. Это правило сохранено и в ст. 59 УК РФ и распространяется на наказание в виде пожизненного лишения свободы, так как оно назначается в тех же случаях, что и смертная казнь, в качестве альтернативной ей меры наказания.

Совершенно очевидно, что российский законодатель поступил в данном случае справедливо. Во-первых, это вполне соответствует стремлению России к полной отмене смертной казни, что как раз и целесообразно делать через постепенное сокращение категорий лиц, к которым она применяется. Во-вторых, неприменение смертной казни к женщинам выражает стремление государства сохранить не только жизнь осужденной женщины, но и ее возможного потомства, поскольку любая женщина — потенциальная мать.

В то же время в некоторых странах, официально не отменивших смертную казнь, этот вид наказания в отношении женщин применяется, хотя встречает активные протесты общества. Так, например, несмотря на протесты авторитетной организации «Международная амнистия», а также заступничество Папы Римского и Европейского парламента 3 февраля 1998 г. в США была казнена 38-летняя Карла Такер, осужденная за двойное убийство. Также 23 сентября 2010 г. в штате Вирджиния впервые за 100 лет смертельную инъекцию ввели 41-летней Терезе Льюис.

Беременность женщины и наличие у нее малолетних детей учитываются и при назначении других видов наказания. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 54 УК РФ беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, не может быть назначено наказание в виде ареста.

Статьей 82 УК РФ и ст. 177 УИК РФ предусмотрена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Она может быть применена

судом в отношении осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Впервые подобная норма была предусмотрена российским законодательством еще в рамках УК РСФСР 1960 г., затем в 1992 г. в него была включена ст. 462, в соответствии с которой такая отсрочка могла быть применена к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет.

Норма об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, была включена и в УК РФ 1996 г., и в УИК РФ 1996 г. При этом возраст детей, до достижения которого суд мог отсрочить отбывание наказание, по сравнению с УК РСФСР, был повышен до восьми лет. Наконец, Федеральным законом от 9 марта 2001 г. этот возраст был повышен уже до четырнадцати лет.

О необходимости такого законодательного решения было отмечено еще в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 г.9

В соответствии со ст. 58 УК РФ женщины, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных колониях общего режима. Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима и в тюрьме для женщин не предусмотрено. В то же время для отбывания наказания осужденных к лишению свободы мужчин в исправительных колониях предусмотрено три вида режима: общий, строгий и особый. Таким образом, режим отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных женщин является более мягким, чем режим для осужденных мужчин.

Справедливости ради следует отметить, что в соответствии со ст. 24 УК РСФСР 1960 г. осужденные к лишению свободы женщины отбывали наказание в колониях только общего и строгого режимов, в то время как для осужденных мужчин было предусмотрено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Однако для осужденных женщин не исключалось отбывание наказания в тюрьме. По УК РСФСР 1960 г. в первоначальной редакции в колониях строгого режима отбывали наказание особо опасные рецидивистки, а также женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления,

к числу которых относились: измена Родине, шпионаж, террористический акт, диверсия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда, пропаганда войны, организационная деятельность, направленная на совершение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации, особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся.

В российском уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрен ряд особенностей отбывания наказания в виде лишения свободы женщинами в связи с их беременностью или наличием у них малолетних детей.

В ст. 100 УИК РФ предусмотрены особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В соответствии с ч. 1 ст. 100 УИК РФ в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В этих домах должны обеспечиваться условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. Однако в реальности ситуация, связанная с содержанием детей в детских домах исправительных колоний, является совсем иной. Можайская женская колония, где в 2002 г. был реконструирован детский дом, стала лишь вторым учреждением пенитенциарной системы, в котором стали практиковать совместное проживание детей с матерями с рождения и, как правило, до освобождения. Этот прием «гуманизации системы исправления наказаний» применяется сегодня еще в Мордовской женской колонии. Но в Можайской колонии возможность жить с ребенком постоянно предоставляется только части матерей, для остальных же предусмотрены короткие свидания-прогулки.

В ч. 2 ст. 100 УИК РФ установлено, что с согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения. В соответствии с ч. 3 ст. 100 УИК РФ, если

ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до окончания срока отбывания наказания матерью.

Но добиться этих привилегий можно далеко не во всех 35 женских исправительных колониях России. На территории лишь 11 колоний есть дома ребенка, и только в шести — родильные отделения, куда направляются все беременные заключенные. Причем роддома колоний не приспособлены для сложных родов, поэтому нередко учреждения, исполняющие наказания, пользуются услугами «гражданских» больниц и роддомов. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную медицинскую помощь.

В соответствии с ч. 5 ст. 99 УИК РФ осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Этим категориям женщин согласно ч. 6 ст. 99 УИК РФ создаются улучшенные жилищнобытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. В соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осужденные женщины обеспечиваются государственными пособиями по беременности и родам на равных основаниях с остальными женщинами.

Осужденным женщинам, дети которых содержатся в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии,— один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок (ч. 2 ст. 97 УИК РФ).

Положение женщин-осужденных, особенно беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, постоянно находится в поле зрения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает посещение Уполномоченным учреж-

дений пенитенциарной системы без специального разрешения. Так, 27 мая 1999 г., в канун Дня защиты детей, он совместно с сотрудниками аппарата и представителями средств массовой информации посетил Можайскую женскую колонию. По результатам посещения указанной колонии и Дома ребенка при ней Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поставил перед властями вопрос о регулярной выплате предусмотренных пособий женщинам и детям для использования их в целевом порядке на улучшение положения детей и осужденных матерей10. Но при этом Можайская колония — это особое, образцово-показательное учреждение пенитенциарной системы исполнения наказаний. Именно сюда в силу близости к Москве чаще всего наведываются различные правительственные комиссии и спонсоры.

В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ» от 10 октября 2002 г. отмечено, что «в России не имеется даже типового положения о доме ребенка на территории исправительных колоний, хотя таковых в уголовно-исполнительной системе десять, где находится около 480 малолетних детей. Необходимость разработки и принятия такого положения Министерством юстиции Российской Федерации не подлежит сомнению». Однако этот пробел в законодательстве России до настоящего времени не ликвидирован.

В целом же по женским исправительным колониям зафиксированы следующие жалобы осужденных: продление рабочего дня до 12-14 часов без какой-либо финансовой компенсации; ограниченные возможности для соблюдения элементарной гигиены, в частности нехватка средств для мытья и стирки; грубое обращение со стороны администрации, в том числе избиения.

К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 15 июля 1995 г.). В условиях отбывания наказания в виде лишения свободы осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, не подлежат взысканию в виде водворения в штрафной

изолятор, переводу в помещение камерного типа и единые помещения камерного типа (ч. 7 ст. 117 УИК РФ).

Правилами внутреннего распорядка СИЗО УИС Минюста России, утвержденными приказом Министерства юстиции России от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемым и обвиняемым женщинам разрешается иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и бандеролях специфические для них предметы первой необходимости и другие промышленные товары. К ним относятся: чулки и колготки, косынки, рейтузы, пояса, бюстгальтеры, марля, заколки, вазелин, вата, гигиенические тампоны, косметические принадлежности, бигуди пластмассовые. По разрешению врача женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, имеют право хранить и получать предметы ухода за детьми. Камеры СИЗО, в которых содержатся женщины с детьми, оборудуются детскими кроватками, детскими ванночками, электрической плиткой, полочными стеллажами 11.

Следует отметить также, что отечественное законодательство и правоприменительная практика по отношению к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, во многих случаях более гуманны, чем законодательства развитых зарубежных стран. Например, в США тюремные власти должны обеспечить условия для проведения благоприятных родов, но не обязаны оставлять ребенка с матерью, так как не существует конституционного либо предусмотренного законом штата положения, дающего право матери-заключенной воспитывать своего ребенка в тюрьме.

В ст. 23 Минимальных стандартных правил сказано, что «там, где заключенным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, нужно предусматривать создание яслей, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в период, когда они не пользуются заботой матери»12. То есть подразумевается, что национальное законодательство может и не разрешать заключенным женщинам иметь при себе малолетних детей, как видно это на примере США.

Таким образом, отечественное законодательство включает в себя многочисленные нормы, облегчающие положение женщин, подвергнутых принудительным мерам, связанным с изоляцией от общества, которые в ряде случаев являются более гуманными, чем соответствующие

международно-правовые нормы и законодательство развитых зарубежных стран. Проблема состоит только в том, чтобы они действенно и эффективно применялись в практической деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы России.

Примечания

1 См.: Дмитриева, Г. К. Международная защита прав женщин. Киев, 1975.

2 См.: Поленина, С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 18.

3 Пекинская декларация 1995 г. // Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. СПб., 1998. С. 290.

4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// infopravo.by.ru

5 См.: Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 55.

6 Там же. С. 23S.

7 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. № 29. Ст. 449.

S Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 22. Ст. 7S9.

9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// infopravo.by.ru

10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old. ombudsmanrf.org

11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.prison.org

12 Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.