Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 97-102.
Д. С. Галямова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
Рассматриваются основные международно-правовые акты, регламентирующие права женщин. Анализируются проблемы применения международных стандартов в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Приводится сравнительная характеристика условий отбывания наказания мужчинами и женщинами в учреждениях исполнения наказания. Исследуется международная практика в области обращения с осужденными женщинами.
Ключевые слова: международно-правовые нормы, международно-правовые стандарты, уголовно-исполнительная система, статус, женщина, условия отбывания наказания, дифференциация.
Несмотря на значимость тех ролей, которые женщины играют в современном мире, их права не стали объектом пристального внимания специалистов в области права и предметом комплексного исследования. В отечественной литературе наблюдается пробел при анализе прав женщин и их защиты.
Первым трудом, посвященным международной защите прав женщин, была монография Г. К. Дмитриевой, изданная в 1975 г. Это было первое в юридической литературе исследование международно-правовой защиты прав женщин, в котором дается анализ различных международно-правовых документов1.
Международно-правовое регулирование защиты прав и интересов женщин обусловлено различными факторами.
Во-первых, на национальном уровне в различных странах процесс законодательного закрепления предоставления женщинам гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав протекает по-разному в силу господства в обществе старых «патриархальных» представлений о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных правах и обязанностях мужчин и женщин.
Во-вторых, большое значение имеет господствующая в обществе религия, национальные и культурные обычаи. В некоторых западных государствах такового рода нормы сохранились как рудимент в законах о престолонаследии ряда монархий. В азиатских и африканских государствах прямая негативная дискриминация женщин зачастую имеет корни в исламе и охватывает вопросы наследования, собственности на землю и брачные отношения.
В-третьих, прямая позитивная дискриминация в пользу женщин чаще всего базируется на их репродуктивной функции. В реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальным слоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для создания их более полного равенства2.
В-четвертых, актуальность вопроса регламентации прав женщин также связана со вступлением Российской Федерации в Совет Европы. В настоящее время международная защита прав человека в рамках Совета Европы стала одним из наиболее важных и популярных предметов многочисленных исследований в области международного права, международного уголовного права, которому посвящено немало книг и статей как отечественных, так и иностранных специалистов.
В Пекинской декларации 1995 г. сказано, что права женщин являются правами человека. Расширение возможностей женщин и их всестороннее участие на основе равенства во всех сферах жизни общества имеют основополагающее значение для достижения целей всего равенства, развития и мира3.
Необходимость особой защиты прав женщин состоит в том, что она вызвана причинами объективного характера. Во-первых, исторически сложилось так, что женщина менее защищена по сравнению с мужчинами. Во-вторых, такая необходимость вытекает из физиологических особенностей женского организма, из выполнения женщиной важной социальной функции — материнства.
Следует отметить, что вопросам статуса женщин, их юридического и фактического равенства
ООН уделяет особое внимание. Организация относит эти вопросы к разряду актуальных проблем современности. Убедительным свидетельством тому служит практическая деятельность ООН в этой важной сфере жизни общества.
Одним из главных аспектов, способствующих продвижению прав женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах, является защита этих прав на международном и региональном уровнях. Существует ряд международно-правовых актов по правам человека, специально посвященных правам женщин. К ним относятся: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 1949 г., Декларация «О ратификации Конвенции о политических правах женщин» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.), Конвенция о политических правах женщин, Декларация ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г., Декларация ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г., Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция ООН о политических правах женщины от 20 декабря 1952 г., Конвенция Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. Рекомендации относительно беременных женщин и женщин, имеющих детей, содержатся в разделе «Медицинское обслуживание» Минимальных стандартных правил ООН.
В данных актах в основном говорится о равноправии мужчин и женщин, о запрещении дискриминации женщин в политической и социальноэкономической сферах. Специально о правах женщин при исполнении принудительных мер, связанных с изоляцией от общества, в них не говорится. Однако необходимо обратить внимание на то, что международно-правовые нормы не только закрепляют права женщин, но и нацеливают на их особую защиту, например, в период беременности. В ст. 12 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., в частности, указывается, что государства — участники Конвенции обеспечивают женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, представляя,
когда это необходимо, бесплатные услуги, а также соответствующее питание в период беременности и кормления.
Действие международно-правовых актов по правам женщин направлено также и на защиту женщин, имеющих малолетних детей, а равно и не имеющих таковых, поскольку любая женщина — это потенциальная мать. Особой защите подлежат любые женщины уже в силу своих эмоционально-психологических, физиологических и иных особенностей, отличающих их от мужчин. Соблюдение прав женщин во всех аспектах является весьма значимым в различных сферах общественной жизни. По этому поводу Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в докладе о своей деятельности в 2000 г. особо подчеркнул, что «ухудшение положения женщин оказывает негативное влияние на весь ход демократических преобразований в стране»4.
Российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривает ряд обстоятельств, улучшающих положение женщин по сравнению с мужчинами.
Так, в соответствии со ст. 57 и 59 УК РФ женщинам ни при каких условиях не могут быть назначены наказания в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни.
Важно отметить, что ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что смертный приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин5. В резолюции Экономического и социального Совета ООН «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни» от 25 мая 1984 г. закреплено, что не должен приводиться в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин или «тех, кто недавно стал мате-рью»6. В обоих нормативных актах говорится лишь о тех странах, которые не отменили смертную казнь. Из смысла данных международно -правовых актов следует также, что смертные приговоры в отношении указанных выше женщин не приводятся в исполнение, но в актах нет запрета на их вынесение. То есть подразумевается, что после рождения ребенка смертный приговор в отношении женщины может быть приведен в исполнение.
Отечественное законодательство в этом смысле пошло по более гуманному пути по сравнению с международно-правовыми нормами.
Так, в соответствии со ст. 24 УК РСФСР 1960 г. в редакции от 25 июля 1962 г.7 смертная казнь не могла назначаться женщинам, находящимся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не могла быть применена и к женщине, находящейся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Законом РФ от 29 апреля 1993 г.8 в ст. 23 УК РСФСР 1960 г. было внесено изменение, согласно которому смертная казнь не могла назначаться любым женщинам, независимо от наличия состояния беременности или ее отсутствия. Это правило сохранено и в ст. 59 УК РФ и распространяется на наказание в виде пожизненного лишения свободы, так как оно назначается в тех же случаях, что и смертная казнь, в качестве альтернативной ей меры наказания.
Совершенно очевидно, что российский законодатель поступил в данном случае справедливо. Во-первых, это вполне соответствует стремлению России к полной отмене смертной казни, что как раз и целесообразно делать через постепенное сокращение категорий лиц, к которым она применяется. Во-вторых, неприменение смертной казни к женщинам выражает стремление государства сохранить не только жизнь осужденной женщины, но и ее возможного потомства, поскольку любая женщина — потенциальная мать.
В то же время в некоторых странах, официально не отменивших смертную казнь, этот вид наказания в отношении женщин применяется, хотя встречает активные протесты общества. Так, например, несмотря на протесты авторитетной организации «Международная амнистия», а также заступничество Папы Римского и Европейского парламента 3 февраля 1998 г. в США была казнена 38-летняя Карла Такер, осужденная за двойное убийство. Также 23 сентября 2010 г. в штате Вирджиния впервые за 100 лет смертельную инъекцию ввели 41-летней Терезе Льюис.
Беременность женщины и наличие у нее малолетних детей учитываются и при назначении других видов наказания. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 54 УК РФ беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, не может быть назначено наказание в виде ареста.
Статьей 82 УК РФ и ст. 177 УИК РФ предусмотрена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Она может быть применена
судом в отношении осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Впервые подобная норма была предусмотрена российским законодательством еще в рамках УК РСФСР 1960 г., затем в 1992 г. в него была включена ст. 462, в соответствии с которой такая отсрочка могла быть применена к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет.
Норма об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, была включена и в УК РФ 1996 г., и в УИК РФ 1996 г. При этом возраст детей, до достижения которого суд мог отсрочить отбывание наказание, по сравнению с УК РСФСР, был повышен до восьми лет. Наконец, Федеральным законом от 9 марта 2001 г. этот возраст был повышен уже до четырнадцати лет.
О необходимости такого законодательного решения было отмечено еще в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 г.9
В соответствии со ст. 58 УК РФ женщины, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных колониях общего режима. Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима и в тюрьме для женщин не предусмотрено. В то же время для отбывания наказания осужденных к лишению свободы мужчин в исправительных колониях предусмотрено три вида режима: общий, строгий и особый. Таким образом, режим отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных женщин является более мягким, чем режим для осужденных мужчин.
Справедливости ради следует отметить, что в соответствии со ст. 24 УК РСФСР 1960 г. осужденные к лишению свободы женщины отбывали наказание в колониях только общего и строгого режимов, в то время как для осужденных мужчин было предусмотрено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Однако для осужденных женщин не исключалось отбывание наказания в тюрьме. По УК РСФСР 1960 г. в первоначальной редакции в колониях строгого режима отбывали наказание особо опасные рецидивистки, а также женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления,
к числу которых относились: измена Родине, шпионаж, террористический акт, диверсия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда, пропаганда войны, организационная деятельность, направленная на совершение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации, особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся.
В российском уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрен ряд особенностей отбывания наказания в виде лишения свободы женщинами в связи с их беременностью или наличием у них малолетних детей.
В ст. 100 УИК РФ предусмотрены особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В соответствии с ч. 1 ст. 100 УИК РФ в исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В этих домах должны обеспечиваться условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. Однако в реальности ситуация, связанная с содержанием детей в детских домах исправительных колоний, является совсем иной. Можайская женская колония, где в 2002 г. был реконструирован детский дом, стала лишь вторым учреждением пенитенциарной системы, в котором стали практиковать совместное проживание детей с матерями с рождения и, как правило, до освобождения. Этот прием «гуманизации системы исправления наказаний» применяется сегодня еще в Мордовской женской колонии. Но в Можайской колонии возможность жить с ребенком постоянно предоставляется только части матерей, для остальных же предусмотрены короткие свидания-прогулки.
В ч. 2 ст. 100 УИК РФ установлено, что с согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения. В соответствии с ч. 3 ст. 100 УИК РФ, если
ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до окончания срока отбывания наказания матерью.
Но добиться этих привилегий можно далеко не во всех 35 женских исправительных колониях России. На территории лишь 11 колоний есть дома ребенка, и только в шести — родильные отделения, куда направляются все беременные заключенные. Причем роддома колоний не приспособлены для сложных родов, поэтому нередко учреждения, исполняющие наказания, пользуются услугами «гражданских» больниц и роддомов. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную медицинскую помощь.
В соответствии с ч. 5 ст. 99 УИК РФ осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Этим категориям женщин согласно ч. 6 ст. 99 УИК РФ создаются улучшенные жилищнобытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. В соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осужденные женщины обеспечиваются государственными пособиями по беременности и родам на равных основаниях с остальными женщинами.
Осужденным женщинам, дети которых содержатся в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии,— один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок (ч. 2 ст. 97 УИК РФ).
Положение женщин-осужденных, особенно беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, постоянно находится в поле зрения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает посещение Уполномоченным учреж-
дений пенитенциарной системы без специального разрешения. Так, 27 мая 1999 г., в канун Дня защиты детей, он совместно с сотрудниками аппарата и представителями средств массовой информации посетил Можайскую женскую колонию. По результатам посещения указанной колонии и Дома ребенка при ней Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поставил перед властями вопрос о регулярной выплате предусмотренных пособий женщинам и детям для использования их в целевом порядке на улучшение положения детей и осужденных матерей10. Но при этом Можайская колония — это особое, образцово-показательное учреждение пенитенциарной системы исполнения наказаний. Именно сюда в силу близости к Москве чаще всего наведываются различные правительственные комиссии и спонсоры.
В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ» от 10 октября 2002 г. отмечено, что «в России не имеется даже типового положения о доме ребенка на территории исправительных колоний, хотя таковых в уголовно-исполнительной системе десять, где находится около 480 малолетних детей. Необходимость разработки и принятия такого положения Министерством юстиции Российской Федерации не подлежит сомнению». Однако этот пробел в законодательстве России до настоящего времени не ликвидирован.
В целом же по женским исправительным колониям зафиксированы следующие жалобы осужденных: продление рабочего дня до 12-14 часов без какой-либо финансовой компенсации; ограниченные возможности для соблюдения элементарной гигиены, в частности нехватка средств для мытья и стирки; грубое обращение со стороны администрации, в том числе избиения.
К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 15 июля 1995 г.). В условиях отбывания наказания в виде лишения свободы осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, не подлежат взысканию в виде водворения в штрафной
изолятор, переводу в помещение камерного типа и единые помещения камерного типа (ч. 7 ст. 117 УИК РФ).
Правилами внутреннего распорядка СИЗО УИС Минюста России, утвержденными приказом Министерства юстиции России от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемым и обвиняемым женщинам разрешается иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и бандеролях специфические для них предметы первой необходимости и другие промышленные товары. К ним относятся: чулки и колготки, косынки, рейтузы, пояса, бюстгальтеры, марля, заколки, вазелин, вата, гигиенические тампоны, косметические принадлежности, бигуди пластмассовые. По разрешению врача женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, имеют право хранить и получать предметы ухода за детьми. Камеры СИЗО, в которых содержатся женщины с детьми, оборудуются детскими кроватками, детскими ванночками, электрической плиткой, полочными стеллажами 11.
Следует отметить также, что отечественное законодательство и правоприменительная практика по отношению к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, во многих случаях более гуманны, чем законодательства развитых зарубежных стран. Например, в США тюремные власти должны обеспечить условия для проведения благоприятных родов, но не обязаны оставлять ребенка с матерью, так как не существует конституционного либо предусмотренного законом штата положения, дающего право матери-заключенной воспитывать своего ребенка в тюрьме.
В ст. 23 Минимальных стандартных правил сказано, что «там, где заключенным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, нужно предусматривать создание яслей, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в период, когда они не пользуются заботой матери»12. То есть подразумевается, что национальное законодательство может и не разрешать заключенным женщинам иметь при себе малолетних детей, как видно это на примере США.
Таким образом, отечественное законодательство включает в себя многочисленные нормы, облегчающие положение женщин, подвергнутых принудительным мерам, связанным с изоляцией от общества, которые в ряде случаев являются более гуманными, чем соответствующие
международно-правовые нормы и законодательство развитых зарубежных стран. Проблема состоит только в том, чтобы они действенно и эффективно применялись в практической деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы России.
Примечания
1 См.: Дмитриева, Г. К. Международная защита прав женщин. Киев, 1975.
2 См.: Поленина, С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 18.
3 Пекинская декларация 1995 г. // Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. СПб., 1998. С. 290.
4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// infopravo.by.ru
5 См.: Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 55.
6 Там же. С. 23S.
7 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. № 29. Ст. 449.
S Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 22. Ст. 7S9.
9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// infopravo.by.ru
10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old. ombudsmanrf.org
11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.prison.org
12 Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 193.