Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА — ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА — ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
637
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cause-and-effect relationships between biological and environmental factors on the one hand, and growth and development, on the other, have been studied. General biosocial regularities of growth and development have been outlined; they are regarded as theoretical bases for the hygiene of children and teenagers.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА — ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

нентах», если их миграцию потом все равно следует контролировать. Советское санитарное законодательство считает необходимым ограничивать выделение химических веществ из пластмасс путем введения обязательных гигиенических нормативов — ДУ и ДКМ. Вероятно, могут быть вещества, запрещенные для использования в пластмассах, имеющих контакт с человеком чц или продуктами питания. ЬеГаих приводит следующие примеры из составленных в зарубежных странах «негативных списков»: ортотрикрезил-фосфат, хлорированные бифенилы, ртуть-, сви-нец- и мышьяксодержащие соединения, производные триалкилолова и др. Следует заметить, что список запрещенных веществ не может быть очень большим, поскольку опасность отравления определяется не только токсичностью, но и уровнем миграции (тут уместно вспомнить, что ГОСТ на питьевую воду допускает в ней ограниченное содержание свинца и мышьяка), ц В заключение необходимо подчеркнуть, что вопросы гигиенической регламентации применения полимерных материалов являются узловыми в практической деятельности санитарной службы, что делает актуальным их обсуждение и

дальнейшую разработку в интересах обеспечения населения безопасными для здоровья материалами.

Литература. Станкевич К. И. — Гигиена применения строительных полимерных материалов и принципы их оценки. Дне. докт. Киев, 1972. Станкевич В. В. и др. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1979, с. 94. Шефтель В. О. Гигиена применения полимерных материалов в водоснабжении. Дис. докт. Киев, 1977. Frawley— Цит. Lefaux R.

Légaux R. Les matières plastiques dans L'industrie alimentaire. Paris, 1972.

Поступила 25.03.82

Summary. In addition to toxicological evaluation of each new type of a polymer with the aim of hygienic regulation of the use of polymeric materials, there has arisen a need to set new hygienic standards for the permissible migration levels of toxic substances. Hygienic standardization of polymeric "food" models is of particular importance in solving the problem of hygienic regulation. Therefore, hygienic regulation of the use of polymeric materials calls for three approach which would facilitate a comprehensive assessment of polymers used in water supply and food industry, and would make it possible to introduce changes in the formula and technology used in the production of polymers.

УДК Ы 3.95/. 956

А. Г. Сухарев

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА — ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ЦОЛИУВ, Москва

Гигиена детей и подростков изучает влияние окружающей среды на растущий организм с целью разработки профилактических мероприятий, направленных на благоприятный рост и развитие организма, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Организм ребенка от момента рождения до достижения зрелого возраста проходит сложный путь созревания, который характеризуется интенсивным процессом роста и развития. Количественные (рост) и качественные (развитие) изменения находятся в диалектическом единстве противоположностей и подчиняются определенным биологическим закономерностям, детерминированным средовыми факторами. Причинно-следственную зависимость процессов роста и развития от биологических и средовых факторов следует рассматривать в качестве теоретических основ гигиены детей и подростков. Успешное решение многих теоретических * и практических вопросов данной дисциплины невозможно без всестороннего учета закономерностей роста и развития организма детей и подростков.

Многочисленные данные отечественных и зарубежных авторов (М. В. Антропова и соавт.;

В. Г. Властовский; В. Н. Кардашенко; Г. П. Сальникова; Г. Н. Сердюковская; Ю. А. Ямпольская; Tammer, и др.) свидетельствуют о том, что период роста у человека завершается к 18—20 годам жизни и данный процесс протекает неравномерно. Самый интенсивный рост у ребенка на первом году жизни. К 11 —12 годам наблюдается постепенное снижение скорости роста, а в последующие 3—4 года — наоборот — увеличение. Это так называемый пубертатный скачок роста. В дальнейшем скорость роста снижается ниже того уровня, который был до скачка, и к 16—17 годам у девушек и к 18—19 годам у юношей рост в основном прекращается. J

За последние 100 лет отмечаются значительное сокращение сроков и ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с темпами развития прошлых поколений. Такое ускорение, получившее название акселерации, представляет собой часть общей тенденции к изменению в биологин современного человека (В. Г. Властовский; С. М. Тромбах; Б. А. Ники-тюк; В. С. Соловьева, и др.).

Неравномерность темпа роста и развития организма является научной основой для возрастной

периодизации, применяемой в гигиене детей и подростков. Исходя из данной закономерности, жизненные отрезки времени объединяются в возрастные периоды, в пределах которых процесс роста и развития, а также физиологические особенности растущего организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. Возрастной период — это время, необходимое для завершения определенного морфофунк-ционального развития и достижения готовности к той или иной деятельности. Правильная возрастная группировка, основанная на учете не только хронологического, но и биологического возраста, необходима при организации учебно-воспитательного процесса, осуществлении государственного санитарного надзора за питанием, трудовым и физическим воспитанием в детских и подростковых учреждениях разного типа.

Проблема акселерации давно уже вышла за рамки биологического аспекта и приобрела важное социально-гигиеническое значение. С явлениями акселерации связаны пересмотр оптимального возраста для начала систематического обучения в школе, привлечение подростков к спорту и трудовой деятельности. Ускорение роста и увеличение длины тела современных детей и подростков в последние десятилетия потребовали пересмотра гигиенических нормативов на мебель, одежду, предметы детского обихода, спортивный инвентарь и др. Однако многие аспекты акселерации требуют дальнейшего изучения. Необходимо проследить влияние акселерации на функциональное состояние, нервно-психическое развитие и дееспособность организма. Нельзя, основываясь только на акселерации роста, говорить о возможности снижения верхней границы подросткового возраста и допуска подростков к работе, требующей контакта с профессиональными вредностями, а также к труду со значительным нервно-эмоциональным напряжением и высокой степенью ответственности (С. М. Громбах; Л. М. Сухарева). Ускорение полового созревания выдвигает перед гигиенистами ряд новых проблем, связанных с гигиеной полового воспитания, трудовой и социальной зрелостью, охраной здоровья подростков.

Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно, гете-рохронно. Данную закономерность П. К. Анохин трактовал как необходимость избирательного и ускоренного созревания тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма.

Гетерохронность роста и развитие отдельных органов и систем являются научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Кроме того, данная закономерность позволяет правильно ответить на вопрос, чему и как лучше обучать детей разного возраста. Например, учитывая бо-

лее позднее развитие кардиореспираторной системы, необходимо исключать возможность применения больших физических нагрузок в детском возрасте. В связи с этим гигиенисты ограничивают длительность динамических усилий и статического напряжения у детей. Для правильного физического воспитания детей рекомендуются кратковременные и разнообразные физические упражнения с элементами игры и достаточным ^ временем для отдыха. И только в подростковом возрасте (17—18 лет) на фоне достигнутой мор-фофункциональной зрелости кардиореспираторной системы допускается развитие скоростной выносливости, длительное выполнение значительных физических нагрузок.

Следующая закономерность роста и развития — половые различия. Это проявляется в том, что мальчики до начала полового созревания имеют более высокие морфологические показатели. В периоде полового созревания (а он у мальчиков наступает и завершается на 2—3 года поз-^ же) соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается и они по своим морфологическим показателям вновь опережают девочек. Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц разгибаемой спины у мальчиков всех возрастов и юношей выше, чем у их сверстниц. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.

Следовательно, наряду с общими для обои* полов закономерностями существует различие в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации учебно-воспитательного процесса в детском и подростковом возрасте. Половые различия в росте и развитии организма имеют важное значение при профессиональной ориентации школьников и осуществлении спортивного отбора и подготовки юных спортсменов.

Общей закономерностью роста и развития является обеспечение биологической надежности организма. Большие запасы потенциальных возможностей генетически закладываются в любую функциональную систему организма. Кроме того, природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения и слуха). Однако, несмотря на большой запас проч^ ности систем, рассчитанных на сохранение жиз--ни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности де- : тей и подростков следует использовать оптимальные нагрузки.

В последние годы американскими педагогами доказывается возможность обучать детей второго года жизни грамоте и письму на машинке и начинать систематическое школьное обучение основам наук в четырехлетнем возрасте (А. В. Запорожец). Такое сверхраннее и максимально форсированное обучение вызывает возражение у гигиенистов, так как оно может привести к нарушению ^ роста и развития, неблагоприятным изменениям в состоянии здоровья детей. Советскими гигиенистами выдвинута концепция о соответствии учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности его тренировки в целях охраны и укрепления здоровья (М. В. Антропова и соавт.; С. М. Громбах; Г. Н. Сердюковская). В соответствии с этим в нашей стране разрабатываются нормативы деятельности, исходя из возрастно-полового принципа. Одновременно даются рекомендации по разумной тренировке растущего организма с тем, что-»бы способствовать увеличению его резервных способностей и более полно использовать возможности, заложенные природой в систему человека.' Поиску средств и научному обоснованию методик повышения тренированности детского организма необходимо уделять большее внимание при планировании научных исследований по проблеме гигиены детей и подростков.

/Детерминацию процесса роста и развития сре-довыми факторами следует признать закономерностью, имеющей особенно важное значение для гигиены детей и подростков. Генетическая программа предопределяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность, а также половой ^диморфизм организма. Однако генетическая программа не является «жесткой», в ней предусмотрены возможности отклонений под влиянием различных факторов окружающей среды.

Марксистско-ленинская теория развития личности не противопоставляет влияние наследственных и средовых факторов, а объединяет их в представлении о биосоциальной природе человека. Акад. АН СССР Д. Беляев указывает, что признание биосоциальной природы человека означает признание неразрывного единства социального и биологического в детерминации поведения и исключает возможность рассмотрения человека только как биологического существа. Чрезмерно преувеличивая роль биологической (генетической) программы в естественнонаучном аспекте, подчеркивает он, означает взгляд на человека как на животное, лишенное социальной организации жизни.

[Проблема соотношения биологического и социального в процессе роста и развития является весьма сложной и далеко не изученной. Постепенно накапливается фактический материал, позволяющий все больше судить о детерминации роста и развития средовыми факторами. Этот материал собирается главным образом благода-

ря сравнительному изучению монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (двуяйцевых) близнецов.

При исследованиях на близнецовых парах (Т. Г. Хамаганова) выявлена непостоянная зависимость процесса роста и развития от биосоциальных факторов. Длина тела в возрасте от 4 до 6 лет и в возрасте от 10 до 15 лет детерминирована в основном генетическим фактором. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию не генетического, а средо-вого фактора. Количественный и качественный состав пищи, режим питания, двигательная активность, организация физического воспитания преимущественно определяют массу тела детей и подростков. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, характер электроэнцефалограммы — все эти показатели детерминированы генетическим фактором. Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятельность вегетативных функций (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, жизненная емкость легких, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены действию средо-вого фактора и поэтому в большей степени поддаются регуляции в ходе целенаправленного воздействия на организм ребенка.

Изучение роли окружающей среды (в том числе социальных условий) на рост и развитие детского организма необходимо продолжать. Очевидно внутригрупповое расслоение детей по скорости возрастного развития (опережающие или отстающие) будет обусловлено в ряде случаев разными условиями окружающей среды. Отсюда возникает необходимость выделения тех ее факторов, которые способствуют гармоническому развитию и благоприятному росту детей и подростков. \ .

[Таким образом, процесс роста и развития подчиняется определенным биологическим законам и в то же время детерминирован условиями окружающей среды В сложном взаимодействии средовых детерминаций и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребен-каЛ Существующие закономерности необходимо учитывать при гигиеническом нормировании факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков, разработке профилактических мероприятий, направленных на благоприятный рост, гармоническое развитие, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Литература. Антропова М. В., Кольцова М. М., Семенова Л. К■ — Новые исследования по возраст, физиологии, 1976. № 1, с. 5—8. Беляев Д. — Полит, самообразование, 1981, № 2, с. 33—41. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей.

Эпохальная и внутрнгрупповая. М., 1976. Громбах С. М. — Гиг. и сан., 1971, № 10, с. 40—45. Запорожец А. В. — Вести. АМН СССР, 1979, № 10, с. 16— 20.

Кардашенко В. Я, —Гиг. и сан., 1977, № 12, с. 10—14.

Никитюк Б. А. — Вопр. антропол., 1973, вып. 45, с. 40—45.

Сальникова Г. П. Физическое развитие современных школьников. М., 1977.

Сердюковокая Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.

Соловьева В. С. — В кн.: Биологические науки. М., 1970, с. 117—127.

Сухарева Л. М. — Гиг. и сан., 1981, № 2, с. 28—30.

Хамаганова Т. Г. Влияние факторов внешней среды и наследственности на морфофункциональное развитие детей н подростков на разных этапах онтогенеза. Автореф. дне. канд. М., 1979.

Ямпольская Ю. А. Характер морфологического развития девочек с разными сроками полового созревания. (Динамические наблюдения). Автореф. дис. канд. М., 1971. Tanner J. М. — Nature, 1973, v. 243, p. 95—96.

Поступила 19.05.82

Summary. Cause-and-effecl relationships between biological and environmental factors on the one hand, and growth and development, on the other, have been studied. General biosocial regularities of growth and development have been outlined; they are regarded as theoretical bases for the hy- ^ giene of children and teenages.

УДК 628.477.3:622.758.3

С. Я■ Найштейн, М. Д. Безбородько

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА ОКСИАЦЕТИЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ УДОБРЕНИЯ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Одной из основных проблем современности является охрана окружающей среды от загрязнения твердыми бытовыми и промышленными отходами. Если в настоящее время уже известен ряд методов (в том числе индустриальных) обезвреживания твердых бытовых отходов, то этот вопрос весьма сложно решить для промышленных отходов, учитывая их разнообразие, связанное с различными технологическими процессами. Поэтому особое значение приобретает вторичное использование отходов в народном хозяйстве, в частности применение их в качестве удобрения в сельском хозяйстве. Предварительные опыты, проведенные агрохимиками, показали, что отходы оксиацетильного производства, содержащие карбинол (нитрохлоргидрин стирола), значительное количество соединений аммония и других азотсодержащих веществ могут быть использованы в качестве удобрения.

Для производственного внедрения образующегося отхода необходимо было дать его гигиеническую оценку, определить характер поведения в почве, интенсивность миграции в окружающей среде и транслокации в растения.

Санитарно-токсикологическая характеристика карбинола была в свое время дана И. А. Вороновой.

Карбинол представляет собой кристаллическое соединение светло-желтого цвета, хорошо растворимое в спиртах, растворимость в воде 2 г/л. Устойчивость вещества в окружающей среде, в том числе в почве, имеет существенное гигиеническое значение, так как она определяет возможность попадания его по биологическим цепям в организм человека: с питьевой водой при фильтрации через толщу почвы или при поливе с загрязненной почвы атмосферными осадками в поверхностные источники питьевого водоснабжения, с продуктами питания растительного происхождения

при выращивании культур на почве, содержащем то или иное химическое соединение.

Персистентность карбинола изучали в почвах, имеющих кислую и слабощелочную реакцию, в связи с тем что зачастую скорость деструкции вещества зависит от активной реакции среды. В агрохимических опытах была принята нагрузка карбинола 1,2 кг/га, что оставляло 0,12 мг/кг почвы. Поскольку возможна значительная адсорбция карбинола почвой, мы приняли решение увеличить концентрации, чтобы, кроме устойчивости соединения, определить зависимость между стабильностью соединения и его количеством, внесенным в почву. Результаты исследования представлены в табл. 1. _

Наблюдения проводили в течение 120 дней. В I серии опытов с более низкой концентрацией карбинола на 60-й день вещество в почве уже не определялось, в то время как на 120-й день в кислой почве оставалось еще 11,6% от количества, имевшегося в день постановки опытов. Во II серии эксперимента с внесением в почву большей концентрации карбинола была прослежена та же закономерность: на 120-й день в слабощелочной почве оставалось еще около 3 % от внесенного, в кислой — более 14%. Все полученные в этой серии данные оказались статистически достоверны.

Рассчитанное время полного и 50 % разложения вещества в почве близко к экспериментальному: в щелочной среде малая концентрация по расчету должна полностью разложиться за 32 сут, а в условиях кислой среды — за 90 сут; большая концентрация разрушается по расчету полностью в щелочной среде за 144 сут, а в кислой среде может сохраняться почти год (329 сут). Подтвер- 4 дилась зависимость между длительностью сохранения вещества в почве и внесенным в нее количеством вещества. Стабильность карбинола в почве значительно превышает устойчивость в воде: если, по данным И. А. Вороновой, 10 мг/л карби-

— 26 —

|

___

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.