Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In addition to toxicological evaluation of each new type of a polymer with the aim of hygienic regulation of the use of polymeric materials, there has arisen a need to set new hygienic standards for the permissible migration levels of toxic substances. Hygienic standardization of polymeric "food” models is of particular importance in solving the problem of hygienic regulation. Therefore, hygienic regulation of the use of polymeric materials calls for three approach which would facilitate a comprehensive assessment of polymers used in water supply and food industry, and would make it possible to introduce changes in the formula and technology used in the production of polymers.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Керимова М. Г. Пути повышения биологической ценности

блюд массового потребления. Дис. докт. М., 1975. Марх 3. А., Штейнберг Р. В. Новое в производстве консервов для детского питания. М., 1968. Мо1тап К. — НЫвсЬигМзсЬаН, 1964, № 10, Б. 1121—1124.

Поступила 14.07.82

Summary. The biological and dietary value of tinned meat-cereals and vegetable food for schoolchildren was studied in an animal experiment. The investigation demonstrated a higher biological value of the tinned food under study compared to the accepted standard — casein diet. Synthetic vita-mines (C, group B, PP, E) and herb infusion (of 'special picking') being added, the biological value of the tinned food becomes much higher, approximating that of milk protein.

W УДК 613+вМ.37]:в78.5/.6

В. О. Шефтель

ПОДХОДЫ к ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Полимерные материалы представляют исключительный интерес в плане охраны от загрязнения воздуха, жилищ, питьевой воды и пищевых продуктов. Многие возникшие в связи с этим # проблемы успешно решены отечественной гигиеной, что нашло свое отражение в работах С. Л. Данишевского, В. В. Станкевича и соавт., К. И. Станкевича, А. Н. Бокова, В. Л. Гноевой и др.

Вместе с тем при осуществлении гигиенической регламентации применения пластмасс существует немало нерешенных вопросов, подтверждающих актуальность широкого обсуждения и дальнейшей разработки методических подходов экспериментальной гигиены в этой области. Так, в настоящее время можно выделить три подхода при гигиенической регламентации применения полимерных материалов с учетом их токсичности и опасности для здоровья человека (см. схему).

I Первый и исторически более ранний прием установления гигиенической оценки нового синтетического материала заключается в проведении токсикологических исследований каждой новой марки пластмассы. При этом изучают токсичность газовоздушной смеси в целом, если речь идет о строительных материалах, или токсичность водных вытяжек из пластмасс, прнменяе-

Подходы при гигиенической регламентации применения полимерных материалов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

t

t

Токсикологическое исследование вытяжек или комплекса газовыделений из полимерных материалов

Сравнение с допустимым уровнем и допустимым количеством миграции

Изменение рецептуры и технологии изготовления полимерных материалов с целью ограничения миграции до установленных норм

t

Саннтарно-химическое изучение уровня миграции

мых в водоснабжении либо пищевой промышленности. Преимущество такого подхода — необязательность проведения санитарно-химиче-ских исследований — особенно проявилось на первом этапе развития гигиены применения полимеров, когда возможности санитарной химии были сильно ограничены отсутствием подходящих методов определения ингредиентов пластмасс. Описанный подход к изучению новых пластмасс не позволял справляться с задачами санитарной экспертизы в условиях интенсивного развития промышленности полимерных материалов, тормозил осуществление поисковых работ и скрининга наиболее приемлемых с гигиенической точки зрения материалов, так как на поставленный промышленностью вопрос гигиенисты могли ответить только через 1—1 '/г года.

Существенным недостатком токсикологического изучения комплексов летучих или вытяжек является невозможность переноса полученных результатов на другие близкие по составу материалы, полученные по иной технологии или с незначительно измененной рецептурой. В этом случае стратегия исследований сводится к простому перебору вариантов, в то время как необходим эвристический подход, экономящий силы, средства и время исследователей.

Все сказанное не означает, что сегодня вообще отпала необходимость в токсикологическом изучении материалов. Такие исследования будут проводиться и впредь, но при наличии необходимых и достаточных предпосылок.

Прогресс, который наблюдается в области аналитической химии, в последние годы позволил в ряде случаев расшифровать сложный комплекс химических веществ, выделяющихся из полимерных материалов в воздушную среду или жидкие среды. Санитарная химия постепенно стала методом повседневного контроля гигиенических свойств пластмасс, и с каждым днем ее возможности увеличиваются. Это обстоятельство, собственно говоря, и создало предпосылки для возникновения второго подхода при гигиенической регламентации применения синтетических материалов. Речь идет о создании новых гигие-

нических нормативов — допустимых уровней (ДУ) или допустимых количеств миграции — ДКМ (К. И. Станкевич; В. О. Шефтель). Совершенно ясно, что указанные нормативы возникли не на пустом месте, а исключительно благодаря творческому освоению богатого опыта отечественной школы гигиенического нормирования содержания вредных веществ в разных средах. В настоящее время Минздравом СССР утверждено более 200 ДУ и ДКМ веществ, выделяющихся из пластмасс в воздух, воду и пищевые продукты.

Рассмотрение материалов по обоснованию новых ДУ и ДКМ регулярно проводится на заседаниях секций межведомственного комитета по изучению и гигиенической регламентации полимерных материалов и изделий из них.

В чем сущность данного подхода? Она заключается в том, что гигиенист-экспериментатор помещает новый материал (или изделие из него) в модельные условия, соответствующие таковым при его дальнейшей эксплуатации. В этих условиях (при необходимом повторении опытов) получают данные, характеризующие миграцию (в воздух или жидкие среды), которые можно сравнить с допустимыми (т. е. безопасными для здоровья) уровнями. Совершенно очевидны преимущества второго подхода по сравнению с первым— огромный выигрыш времени и, следовательно, возможность оценить большее количество новых материалов.

Теперь уже никто не отрицает, что с помощью санитарной химии можно вести скрининг и поиск новых полимерных материалов, так как отрицательное гигиеническое заключение в случае, если миграция превышает ДУ и ДКМ, несомненно. Гораздо сложнее обстоит дело с положительным гигиеническим заключением, так как при этом необходимо доказать отсутствие миграции других неучтенных ингредиентов пластмасс или продуктов их превращения. Следует отметить, что инструментальные методы анализа постоянно расширяют возможности гигиены и сегодня уже целому ряду полимерных материалов можно дать полную санитарно-химическую характеристику. Тем не менее решение вопроса о том, достаточно ли результатов химических исследований для положительной гигиенической оценки полимерного материала, всегда сложно и под силу только опытным гигиенистам, имеющим возможность сравнивать результаты изучения десятков близких по составу композиций на основе одного и того же полимерного материала.

Третий подход к решению проблемы гигиенической регламентации применения полимерных материалов был предложен около 20 лет назад и имел целью гигиеническую стандартизацию полимерных материалов, создание «пищевых» (т. е. для контакта с пищевыми продуктами) марок пластмасс. При этом имелись в виду ограничение содержания некоторых компонентов в

рецептуре пластмассы, а также контроль за этими ограничениями путем их внесения в ГОСТы, МРТУ, ТУ и другие документы.

В законодательствах ряда стран в настоящее время регламентируется содержание компонентов в готовом материале, что якобы гарантирует безвредность последнего в случае контакта с водой или пищевыми продуктами. Такой подход весьма заманчив, так как освобождает санитар-ную службу от последующего контроля качества пластмассы, если при ее производстве соблюдены соответствующие гигиенические рекомендации. По нашему мнению, однако, для реализации подобного подхода сегодня очень мало возможностей, поскольку каждая такая рекомендация нуждается в строгом экспериментальном обосновании, чтобы, с одной стороны, не нанести вред здоровью населения, а с другой — не выдвигать перед промышленностью неоправданно высокие требования. Не следует также забывать, что гигиеническая стандартизация предусматривает использование не загрязненного ток- * сичными примесями сырья, так как в противном случае сама идея может быть скомпрометирована.

В ряде зарубежных стран в законодательном порядке утверждены так называемые позитивные списки веществ, которые могут быть использованы при изготовлении материалов, соприкасающихся с питьевой водой или пищевыми продуктами. Вещества, входящие в эти списки, изучены в трехмесячных или двухгодичных токсикологических опытах. Кроме того, Ргаш1еу в целях «экономии» токсикологических исследований предложил игнорировать опасность от применения добавок, количество которых в пластмассе не превышает 0,2%, так как, по его расчетам,*' миграция при этом в жидкие среды не будет более 0,1 мг/л. Указанное предложение не получило широкого признания, поскольку известно, что миграция ряда соединений даже в таком небольшом количестве представляет опасность для здоровья.

Трудности при проведении гигиенической стандартизации ни в коей мере не снимают необходимости ее внедрения. По-видимому, при осуществлении гигиенической регламентации применения полимерных материалов и в дальнейшем будут использовать три указанных подхода, причем чаще всего в сочетании друг с другом. Аналогичное положение наблюдается и за рубежом. Так, в Италии упаковочные материалы, предназначенные для использования в контакте с водой и пищевыми продуктами, «могут быть изготовлены исключительно из разрешенных компонентов и с соблюдением указанных условий». ^ Критерием пригодности изделий и материалов является анализ степени миграции, что свидетельствует о некоторой расплывчатости термина «разрешенные компоненты». По нашему мнению, вряд ли стоит говорить о «разрешенных компо-

нентах», если их миграцию потом все равно следует контролировать. Советское санитарное законодательство считает необходимым ограничивать выделение химических веществ из пластмасс путем введения обязательных гигиенических нормативов — ДУ и ДКМ. Вероятно, могут быть вещества, запрещенные для использования в пластмассах, имеющих контакт с человеком чц или продуктами питания. ЬеГаих приводит следующие примеры из составленных в зарубежных странах «негативных списков»: ортотрикрезил-фосфат, хлорированные бифенилы, ртуть-, свинец* и мышьяксодержащие соединения, производные триалкилолова и др. Следует заметить, что список запрещенных веществ не может быть очень большим, поскольку опасность отравления определяется не только токсичностью, но и уровнем миграции (тут уместно вспомнить, что ГОСТ на питьевую воду допускает в ней ограниченное содержание свинца и мышьяка), ц В заключение необходимо подчеркнуть, что вопросы гигиенической регламентации применения полимерных материалов являются узловыми в практической деятельности санитарной службы, что делает актуальным их обсуждение и

дальнейшую разработку в интересах обеспечения населения безопасными для здоровья материалами.

Литература. Станкевич К. И. — Гигиена применения строительных полимерных материалов и принципы их оценки. Дне. докт. Киев, 1972. Станкевич В. В. и др. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1979, с. 94. Шефтель В. О. Гигиена применения полимерных материалов в водоснабжении. Дис. докт. Киев, 1977. Frawley— Цит. Lefaux R.

Légaux R. Les matières plastiques dans L'industrie alimentaire. Paris, 1972.

Поступила 25.03.82

Summary. In addition to toxicological evaluation of each new type of a polymer with the aim of hygienic regulation of the use of polymeric materials, there has arisen a need to set new hygienic standards for the permissible migration levels of toxic substances. Hygienic standardization of polymeric "food" models is of particular importance in solving the problem of hygienic regulation. Therefore, hygienic regulation of the use of polymeric materials calls for three approach which would facilitate a comprehensive assessment of polymers used in water supply and food industry, and would make it possible to introduce changes in the formula and technology used in the production of polymers.

УДК Ы 3.95/. 956

А. Г. Сухарев

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА — ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ЦОЛИУВ, Москва

Гигиена детей и подростков изучает влияние окружающей среды на растущий организм с целью разработки профилактических мероприятий, направленных на благоприятный рост и развитие организма, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Организм ребенка от момента рождения до достижения зрелого возраста проходит сложный путь созревания, который характеризуется интенсивным процессом роста и развития. Количественные (рост) и качественные (развитие) изменения находятся в диалектическом единстве противоположностей и подчиняются определенным биологическим закономерностям, детерминированным средовыми факторами. Причинно-следственную зависимость процессов роста и развития от биологических и средовых факторов следует рассматривать в качестве теоретических основ гигиены детей и подростков. Успешное решение многих теоретических * и практических вопросов данной дисциплины невозможно без всестороннего учета закономерностей роста и развития организма детей и подростков.

Многочисленные данные отечественных и зарубежных авторов (М. В. Антропова и соавт.;

В. Г. Властовский; В. Н. Кардашенко; Г. П. Сальникова; Г. Н. Сердюковская; Ю. А. Ямпольская; Tammer, и др.) свидетельствуют о том, что период роста у человека завершается к 18—20 годам жизни и данный процесс протекает неравномерно. Самый интенсивный рост у ребенка на первом году жизни. К 11 —12 годам наблюдается постепенное снижение скорости роста, а в последующие 3—4 года — наоборот — увеличение. Это так называемый пубертатный скачок роста. В дальнейшем скорость роста снижается ниже того уровня, который был до скачка, и к 16—17 годам у девушек и к 18—19 годам у юношей рост в основном прекращается. J

За последние 100 лет отмечаются значительное сокращение сроков и ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с темпами развития прошлых поколений. Такое ускорение, получившее название акселерации, представляет собой часть общей тенденции к изменению в биологин современного человека (В. Г. Властовский; С. М. Громбах; Б. А. Ники-тюк; В. С. Соловьева, и др.).

Неравномерность темпа роста и развития организма является научной основой для возрастной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.