В результате исследований разработана техническая документация на массовое изготовление новой спецодежды и обоснованы другие мероприятия по защите работающих от охлаждения. Для улучшения микроклимата в напольной зоне помещения для обогревания на россыпных шахтах должны создаваться в строгом соответствии с требованиями СНиП по проектированию вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий. Для ускорения нормализации теплового состояния дистальных отделов рук и ног, подвергающихся в течение смены наиболее существенному охлаждению, рекомендовано оборудовать указанные помещения специальными устройствами для согревания рук и ног в соответствии с действующими нормативными документами (СН 276—74, рекомендации Минздрава СССР от 31/Х 1975 г.). Рабочие, занятые в подземных выработках, в течение всей смены должны обеспечиваться термосами с горячим чаем и завтраками в индивидуальной упаковке. Перечисленные и другие профилактические мероприятия учтены при составлении проекта «Санитарных правил для предприятий по добыче и обогащению рудных, нерудных и россыпных полезных ископаемых», а также в «Типовом проекте организации труда на шахте (участке) подземной добычи песков», разработанном совместно с центром НОТ в цветной металлургии и утвержденном Министерством цветной металлургии СССР.
Выводы. 1. Параметры микроклимата россыпных и рудных шахт в зоне вечной мерзлоты формируются в зависимости от температуры наружного воздуха и горных пород, глубины залегания и удаленности выработок от воздухопода-ющих стволов.
2. Тепловое состояние организма у рабочих основных профессиональных групп определяется не только интенсивностью охлаждающего микроклимата в шахтах, но и способами доставки рабочих из базовых поселков, режимом труда и отдыха, теплоизоляцией одежды и наличием условий для периодического обогревания.
3. Разработанные и реализованные в нормативных документах и на предприятиях гигиенические требования к проведению обеденного перерыва, транспорту для доставки рабочих, устройству помещений для обогревания и кратковременного отдыха, одежде новой конструкции с регулируемым тепловым сопротивлением и др. способствуют дальнейшему улучшению условий труда на шахтах и рудниках в зоне вечной мерзлоты.
Литература. Арнольди И. А. — В кн.: Гигиенические вопросы акклиматизации населения на Крайнем Севере. М„ 1961, с. 142—208. Афанасьева Р. Ф. Гигиенические основы проектирования
одежды для защиты от холода. М., 1977. Гольдман Э. И. Гигиена труда в лесозаготовительной промышленности. М., 1977. Деденко И. И., Малышева А. Е., Алферова И. Н. и др. — В кн.: Охрана труда на предприятиях Крайнего Севера. Якутск, 1978, с. 90—91. Кандрор И. С., Демина Д. М„ Ратнер Е. М. Физиологические принципы санитарно-климатического районирования территории СССР. М., 1974. Петровская И. В. Гигиеническая оценка микроклимата подземных выработок шахт Заполярья. Автореф. дне. канд. М„ 1973.
Инструкция по проектированию бытовых зданий и помещений строительно-монтажных организаций СН 276—74. (Утверждена Госстроем СССР № 179, от 27.08.74). М„ 1975.
Физнолого-гигиенические и медико-профилактические рекомендации при выполнении лесосечных, лесозаготовительных и горнопроходческих работ на строительство БАМ. (Утверждены Минздравом СССР № 1363—75 от 31.10.75). М., 1975.
Поступила 17.04.82
Summary. A relationship between the microclimate and external air and rock temperature, deposition depth and the distance from air-supply shafts has been established in alluvial and ore mines located in a zone of permafrost. The analysis of the thermal state in the workers of the major groups demonstrated a weak degree of thermoregulation reactions strain; this fact is accounted for by a rational labour/recreation regime, the use of high-heat resistance clothes and creation of conditions for recurrent warming up. Hygienic requirements for improving means of collective protection and for designing protective clothing of a new make, with a regulated heat resistance, have been developed and put into effect.
УДК 613.22:[613.281:613.263]:664.91/.94
л. А. Ховаева, 3. А. Марх, Л. И. Лейченко, Н. А. Афанасьева,
Н. В. Евстратова
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ МЯСО-КРУПЯНЫХ КОНСЕРВОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ С ДОБАВЛЕНИЕМ ОВОЩЕЙ, ТРАВ И ВИТАМИНОВ
I ММИ им. И. М. Сеченова
Непрерывный рост благосостояния советского народа и все более полное удовлетворение его потребностей в продуктах питания выдвигают в настоящее время на первый план вопросы качества пищи. Эти вопросы находятся в центре
внимания партии и правительства, о чем свидетельствуют документы XXVI съезда КПСС и майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС «Продовольственная программа на период до 1990 года и меры по ее реализации».
Основой качества и дополнительного белкового резерва пищи является ее биологическая ценность, критерии которой довольно четко отражены в работах М. Г. Керимовой.
Особенностью мясных консервов как продуктов питания является возможность длительного хранения, которая достигается стерилизацией. Тепловая обработка положительно влияет на процессы переваривания белка мяса. В то же время жесткие условия нагрева могут привести к снижению атакуемости белков пищеварительными ферментами в результате взаимодействия моносахаридов с аминогруппами (реакция Май-ара), а также к разрушению термолабильных витаминов, в частности тиамина (3. А. Марх и Р. В. Штейнберг; НоГшап). Характер изменений отдельных пищевых веществ и их взаимодействие зависят не только от ряда внешних факторов (температуры, времени ее воздействия на продукт, рН среды и др.), но и от состава пищевого продукта. Изменение рецептуры консервов может изменить химическую реакцию под названием реакции Майара в положительную или отрицательную сторону для биологической ценности (П. Е. Калмыков и М. Н. Логаткин).
Перед нами была поставлена задача выбрать оптимальные в смысле сохранения пищевой и биологической ценности предназначенные для диетического питания детей образцы консервов изготовленных на основе мяса, круп, овощей с добавлением витаминов и специального сбора2 трав, и рекомендовать их промышленному производству.
Были изготовлены четыре образца консервов (2—5-й), рецептура которых предусматривала включение во 2-й и 4-й образцы говяжьего мяса (25%), перловой крупы (20%), кабачков (12%), в 3-й и 5-й — говяжьего мяса (15%), риса (7%), капусты (30%) и моркови (5%). Во все образцы консервов добавлены по 3 % растительного масла и томата-пюре, соль (0,5%), сахар (1,5%). Вода была добавлена во 2-й и 3-й образцы по 35%, а в 4-й и 5-й вместо части (5%) воды входил настой специального сбора трав и синтетических витаминов (С 25 мг%, В, 0,4 мг%, В2 0,5 мг%, В6 0,4 мг%, РР 4 мг%, Е 0,5 мг%).
Качественные и количественные сочетания ингредиентов рецептуры были перенесены нами в условия биологического эксперимента с целью выявления оптимальных вариантов, обеспечивающих наиболее рациональное использование организмом белка исследуемого продукта, а также оказывающих наилучшее влияние на течение обменных процессов в нем.
1 Консервы были изготовлены отделом продуктов детского питания Украинского НИИ консервной промышленности.
2 В состав специального сбора трав вошли три вида трав, оказывающих противовоспалительное, бактерицидное и мочегонное действие.
Исследования по общепринятой методике, рекомендованной ФАО/ВОЗ, проводили на белых крысах исходной массой 40 г в течение 28 дней. Животные получали полуискусственные изока-лорийные рационы, сбалансированные по всем основным компонентам. За внутренний стандарт была принята казеиновая диета (в эксперименте 1-я группа), разработанная Институтом питания АМН СССР. Белок в рационе опытных 2—5-й групп крыс был представлен апробируемыми соответственно 2—5-м образцами консервов и составлял 4 %. В связи с низким содержанием белка в рационе, когда аппетит животных значительно ухудшается, потребление корма и коэффициент эффективности белка (КЭБ) уже не представляются, по нашему мнению, показательными, основное внимание мы уделяли азотистому балансу, перевариваемости и чистой утилизации белка.
Кроме того, изучали ряд показателей белкового, жирового и минерального обмена: содержание общего белка и его фракций, количество мочевины, кальция и фосфора, общий уровень холестерина в сыворотке крови на аминоанали-заторе «Техникон», количество общего азота (по Несслеру) и жира (По Сокслету) в печени.
Наблюдение за животными показало, что крысы всех экспериментальных групп по внешнему виду мало различались, развивались соответственно содержанию их на пониженном уровне белка.
Баланс азота у животных всех опытных групп был положительным (табл. 1), однако наибольшая задержка азота отмечалась у крыс 1, 3, 4 и 5-й групп, т. е. получивших стандартную (казеиновую) диету и консервы с добавлением капусты и моркови, витаминов и специального сбора трав. Казеиновая (стандартная) диета обусловливала наибольшую перевариваемость. Аналогичная направленность изменений обнаружена по показателю чистой утилизации белка.
В табл. 1 указаны истинная перевариваемость консервов и чистая утилизация белка. Обнаружена четкая тенденция к увеличению перевариваемости белка консервов с добавлением витаминов и сбора трав (4-я и 5-я группы). Консервы, составляющими компонентами которых являлись говядина, капуста, рис, морковь (3-я
Таблица 1
Биологическая ценность консервов детского питания
Группа животных АзотнстыА баланс, мг/сут Ретенция азота, мг/кг Истинная перевариваемость Чистая утилизация белка. %
1-Я 81,60 1611,11 71,80 72,85
2-я 63,80 98,76 49,76 44,30
3-я 79,20 1494,33 53,33 49.50
4-я 79,46 1315,56 57,22 55,18
5-я 91,41 1802,95 59,33 57,3
Таблица 2
Некоторые биохимические показатели сыворотки крови животных, получавших консервы детского питания (М ± т)
Группа животных Общий белок Альбумин Альбумин-глобулиновый коэффициент Общий холестерин. мг% Азот мочевины, кг %
1-я 6,4±0,2 4.6±0.2 2,56 144± 14 9,23 ± 2.7
2-я 5.8*0.3 3 ,9 ± 0 , 1 2,10 127 ± 13 23,00 ± 2,10
3-я 5,2±0.2 3.8±0,2 3.16 126± 10 I1.00 ±I55
4-я 5 , 4 ± 0 . 4 3 . 9 ± 0 , 1 2,60 127 ± 7 10,50 ±1.68
Б-я 5.2 ± 0 .2 4.0 + 0,3 3.33 138± 15 10,00± 1,15
группа), лучше переваривались по сравнению со 2-й группой (говядина, перловая крупа, кабачки).
Биологические показатели сыворотки крови и ткани печени могут представлять интерес с точки зрения оценки биологических свойств белка, поступающего в организм растущего животного. Поэтому мы провели анализ некоторых из них. Каких-либо достоверных изменений содержания общего белка и альбуминов в сыворотке крови крыс опытных групп не выявлено (табл. 2), однако альбумин-глобулиновый коэффициент явно увеличился у животных 3, 4, 5-й групп. Следует отметить, что при потреблении консервов, содержащих мясо, рис, капусту, морковь, у крыс был более высокий альбумин-глобулиновый коэффициент (3,16), чем при поедании консервов, включающих мясо, перловую крупу, кабачки (2,1). У последних этот показатель был минимальным (2,1) и по сравнению с внутренним стандартом (2,56). Вероятно, это можно связать с благоприятным влиянием витаминных добавок на белковый обмен за счет повышения качества белка в консервах, а также, по-видимому, с тем, что консервы, включающие мясо, рис, капусту, морковь, представляют более благоприятное сочетание веществ в отношении витаминов, чем консервы, содержащие мясо, перловую крупу, кабачки; это отражается на биологической полноценности белка в консервах.
При анализе содержания азота мочевины в сыворотке крови экспериментальных животных (см. табл. 2) выявлено явное снижение его у крыс 1-й (молочный белок), 3, 4 и 5-й групп. У животных 2-й группы этот показатель оказался достоверно высоким. Приведенные данные свидетельствуют о высокой анаболической активности молочного белка, белка консервов на основе мяса, риса, капусты, моркови и с введением витаминных добавок. Значительно снижен анаболизм белка во 2-й группе животных, получавших консервированное мясо, перловую крупу, кабачки.
Весьма важная закономерность выявлена при анализе некоторых показателей липидного обмена. Уровень холестерина несколько увеличен у крыс 5-й группы (см. табл. 2), что можно допустить, поскольку лучшее качество белка в этих
Таблица 3
Показатели липидного и азотистого обмена в ткани печени животных, получавших консервы детского питания (М ± т)
Группа животных Общие лнпиды, г% Азот печенн. г% Коэффициент жир/азот
1-Я 12,5±0,2 7,6±0,2 1.6
2-Я 19,0±:0,5 10.0±0,1 1.9
3-Я 17,3±0,4 8,8±0,3 1,8
4-я 14,10->-0,4 9,1±0,1 1.6
5-я 14,1=0,3 8,0±0,2 1,7
консервах (при резко сниженном уровне белка в рационе) стимулирует образование последнего.
Из табл. 3 видно, что наибольшее накопление общих липидов в печени происходит у крыс 2-й группы, получавших консервы из мяса, перловой крупы, кабачков. С добавлением витаминных добавок (животные 4-й и 5-й групп) коэффициент жир/азот уменьшается (разница статистически достоверна). Последние данные свидетель- 4 ствуют о благоприятном состоянии организма, если повышенное содержание холестерина в сыворотке крови сопровождается сниженным количеством липидов печени, так как это доказывает благоприятный характер метаболизма липидов в организме или достаточную транспортную роль ß-липопротеидов (в состав которых входит холестерин). Одновременно более высокое содержание кальция в сыворотке крови у крыс, содержащихся на казеиновом рационе (1-я группа) и получавших консервы с витаминными добавками (4-я и 5-я группы) — коэффициент Са/Р у крыс 1-й группы 1,4, у крыс 4-й и 5-й групп 1,1 и 1 соответственно, у животных других групп ниже 1 — подтверждает благоприятное влияние ь молочного белка и витаминов на состояние бел-ково-жирового и минерального обмена у экспериментальных животных.
Выводы. 1. Добавление круп, овощей, специального сбора трав и витаминов в мясные консервы в определенных концентрациях создает оптимальное сочетание белково-углеводных и вита-минно-солевых веществ, благоприятно влияющих на утилизацию и распределение питательных веществ в организме.
2. Консервы, выработанные из говядины, капусты, риса и моркови, имеют более высокую биологическую ценность (по белковому компоненту) по сравнению с консервами из говядины, перловой крупы и кабачков.
3. Введение в рецептуру консервов, изготовляемых из мяса, круп и овощей, синтетических витаминов и настоя специального сбора трав значительно повышает биологическую ценность . белка изучаемых консервов, приближая их к * внутреннему стандарту — казеиновой диете.
Литература. Калмыков П. Е., Логаткин М. Н. Современные представления о роли составных частей пшцн. Л.,
1974.
Керимова М. Г. Пути повышения биологической ценности
блюд массового потребления. Дис. докт. М., 1975. Марх 3. А., Штейнберг Р. В. Новое в производстве консервов для детского питания. М., 1968. Мо1тап К. — НЫвсЬигМзсЬаН, 1964, № 10, Б. 1121—1124.
Поступила 14.07.82
Summary. The biological and dietary value of tinned meat-cereals and vegetable food for schoolchildren was studied in an animal experiment. The investigation demonstrated a higher biological value of the tinned food under study compared to the accepted standard — casein diet. Synthetic vita-mines (C, group B, PP, E) and herb infusion (of 'special picking') being added, the biological value of the tinned food becomes much higher, approximating that of milk protein.
W УДК 613+914.37]:в78.5/.6
В. О. Шефтель
ПОДХОДЫ к ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Полимерные материалы представляют исключительный интерес в плане охраны от загрязнения воздуха, жилищ, питьевой воды и пищевых продуктов. Многие возникшие в связи с этим # проблемы успешно решены отечественной гигиеной, что нашло свое отражение в работах С. Л. Данишевского, В. В. Станкевича и соавт., К. И. Станкевича, А. Н. Бокова, В. Л. Гноевой и др.
Вместе с тем при осуществлении гигиенической регламентации применения пластмасс существует немало нерешенных вопросов, подтверждающих актуальность широкого обсуждения и дальнейшей разработки методических подходов экспериментальной гигиены в этой области. Так, в настоящее время можно выделить три подхода при гигиенической регламентации применения полимерных материалов с учетом их токсичности и опасности для здоровья человека (см. схему).
I Первый и исторически более ранний прием установления гигиенической оценки нового синтетического материала заключается в проведении токсикологических исследований каждой новой марки пластмассы. При этом изучают токсичность газовоздушной смеси в целом, если речь идет о строительных материалах, или токсичность водных вытяжек из пластмасс, прнменяе-
Подходы при гигиенической регламентации применения полимерных материалов
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
t
t
Токсикологическое исследование вытяжек или комплекса газовыделений из полимерных материалов
Сравнение с допустимым уровнем и допустимым количеством миграции
Изменение рецептуры и технологии изготовления полимерных материалов с целью ограничения миграции до установленных норм
t
Санитарно-химическое изучение уровня миграции
мых в водоснабжении либо пищевой промышленности. Преимущество такого подхода — необязательность проведения санитарно-химиче-ских исследований — особенно проявилось на первом этапе развития гигиены применения полимеров, когда возможности санитарной химии были сильно ограничены отсутствием подходящих методов определения ингредиентов пластмасс. Описанный подход к изучению новых пластмасс не позволял справляться с задачами санитарной экспертизы в условиях интенсивного развития промышленности полимерных материалов, тормозил осуществление поисковых работ и скрининга наиболее приемлемых с гигиенической точки зрения материалов, так как на поставленный промышленностью вопрос гигиенисты могли ответить только через 1—1 '/г года.
Существенным недостатком токсикологического изучения комплексов летучих или вытяжек является невозможность переноса полученных результатов на другие близкие по составу материалы, полученные по иной технологии или с незначительно измененной рецептурой. В этом случае стратегия исследований сводится к простому перебору вариантов, в то время как необходим эвристический подход, экономящий силы, средства и время исследователей.
Все сказанное не означает, что сегодня вообще отпала необходимость в токсикологическом изучении материалов. Такие исследования будут проводиться и впредь, но при наличии необходимых и достаточных предпосылок.
Прогресс, который наблюдается в области аналитической химии, в последние годы позволил в ряде случаев расшифровать сложный комплекс химических веществ, выделяющихся из полимерных материалов в воздушную среду или жидкие среды. Санитарная химия постепенно стала методом повседневного контроля гигиенических свойств пластмасс, и с каждым днем ее возможности увеличиваются. Это обстоятельство, собственно говоря, и создало предпосылки для возникновения второго подхода при гигиенической регламентации применения синтетических материалов. Речь идет о создании новых гигие-