Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

в корме которых содержались углеводородные дрожжи в указанном количестве.

Большую роль в питании призваны сыграть чистые белки (изо-ляты и др.), которые могут использоваться для обогащения белком «старых», традиционных пищевых продуктов, а также для создания новых бел-ково-концентрированных продуктов питания. Последние представляют собой ту новую форму белкового обогащения питания, которая в наибольшей степени соответствует современным требованиям.

В СССР систематически осуществляются мероприятия по защите пищевых продуктов от загрязнения пестицидами. С целью охраны здоровья создана широкая сеть санитарных и других учреждений по контролю за использованием пестицидов и недопущению наличия их остатков в продуктах питания. В стране работает специально созданный Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов полимерных и пластических масс, где изучаются и проходят апробацию новые пестициды, прежде чем будет получено разрешение на использование их в сельскохозяйственной практике. В СССР к внедрению новых химических средств защиты и стимулирования роста растений проявляется максимальная осторожность. Допуск их весьма ограничен. После того, как была четко определена особая опасность хлорорганических пестицидов ввиду их длительной сохраняемости и накопления в почве, способности выделяться с молоком матери, длительной задержки в жировой ткани людей, не имевших с ними никакого контакта, было принято в государственном масштабе решение о прекращении производства в СССР с 1970 г. наиболее активного и распространенного представителя хлорорганических пестицидов — ДДТ. Принимаются и другие меры по освобождению всех пищевых продуктов от химических загрязнений.

При решении в международном масштабе проблемы, касающейся питания, свободного от химических и других загрязнений, пока не получен значительный эффект. Одним из продуктов, который особенно часто находится под угрозой загрязнения стойкими хлорорганическими и другими пестицидами, является молоко. Сейчас должна решаться в мировом масштабе задача, чтобы первым продуктом, свободным от химического и других видов загрязнения, стало молоко. Общее сокращение применения стойких пестицидов, а по возможности и полное прекращение использования некоторых из них (например, ртутьорганических) во всех странах позволило бы уменьшить циркуляцию этих веществ в природе.

Таким образом, перед наукой о питании стоит ряд неотложных гигиенических проблем, решение которых в наибольшей степени будет обеспечивать гражданам СССР право на охрану здоровья.

Поступила 7/1X 1977

УДК 672.51:616-053.2.

В. Н. Кардсииенко

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ и ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Систематическое изучение состояния здоровья и физического развития подрастающего поколения позволяет путем выявления влияния меняющихся социальных условий и различных факторов окружающей среды разрабатывать и осуществлять социально-гигиенические и оздоровительные мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков.

Изучение физического развития этого контингента населения, начатое в 20-е годы в Институте социальной гигиены под руководством проф. А. В. Молькова, положило начало динамическим наблюдениям за

здоровьем молодежи. С целью единообразия в подходе к изучению физического развития В. В. Бунак и А. В. Мольков занимались созданием унифицированной методики антропометрических измерений и обработки полученного материала. Был составлен перспективный план согласованных исследований физического развития детского населения страны. В результате изучения физического развития различных возрастно-половых, национальных и социальных групп детей и подростков в городах и сельских местностях выявлена зависимость физического развития от социально-экономических условий и материального уровня жизни населения. Исследования показали, что физическое развитие является объективным показателем здоровья и отражает санитарное состояние населения страны (Л. А. Сыркин, М. И. Корсунская, Л. Н. Заглухинская, М. Д. Большакова, Д. И. Арон, М. Л. Казакевич, И. Ф. Сергеев, М. М. Эфенди-За-де и др.).

В результате проведенной работы выявлен довольно значительный процент детей с низкими показателями физического развития. Сравнение показателей физического развития детей различных социальных групп дало возможность установить заметную зависимость его от материального обеспечения. Дети всех возрастных групп, родители которых занимаются умственным трудом, оказались выше ростом детей рабочих и технических служащих (А. Д. Островский), а подростки сельской местности имели более низкие показатели физического развития, чем городские (Е. П. Радин). Отмечено неблагополучие в состоянии здоровья: малокровие, сердечно-сосудистые расстройства, близорукость, нарушения опорно-двигательного аппарата и др. (М. В. Серебровская, В. Н. Пашков, П. Ф. Лагодин, И. Ф. Сергеев и др.). Эти данные послужили основанием для организации общественного питания и систематического врачебного контроля за состоянием здоровья детей и подростков и улучшения санитарно-гигиенических условий детских и подростковых учреждений.

Критическому анализу подвергнуты методы индивидуальной оценки физического развития, в том числе «метод индексов» (А. О. Карнацкий, А. М. Колдобский, А. Д. Островский, В. В. Бунак). Наиболее правильным признан метод оценки по сигмальным отклонениям, позволяющий устанавливать отклонения в физическом развитии индивидуума от средних возрастно-половых стандартов.

Вступление СССР в период строительства социализма, изменение условий обучения и воспитания, жилищных условий, питания и улучшение медицинского обслуживания выдвигали необходимость дальнейшего изучения физического развития детского населения страны. В 30-е годы Центральный институт охраны здоровья детей и подростков РСФСР сконцентрировал в своих руках научно-методическое руководство проведением этих исследований (В. В. Бунак, Л. А. Сыркин, В. С. Бродовская).

За годы первых пятилеток произошли положительные сдвиги в физическом развитии и других показателях здоровья детского населения городов и сельских населенных пунктов. Исследования ряда специалистов (Л. А. Сыркин, М. И. Корсунская, Г. П. Сальникова, М. Д. Большакова, Д. И. Арон и др.) позволили признать, что ведущее значение в проявлении положительных сдвигов в физическом развитии и других показателях здоровья имеют экзогенные факторы: питание, физическое воспитание, условия обучения, воспитания и быта. Среди многочисленных исследований следует выделить работу Л. А. Сыркина, который показал, что в условиях быстрых темпов изменения экономики особую важность приобретают наблюдения за динамикой физического развития детского и подросткового населения. Он рассматривал физическое развитие человека как сложное явление, определяемое комплексом «эндогенных и экзогенных факторов», и считал, что в пределах некоторой «генетически и физиологически обусловленной нормы» существует заметная амплитуда колебаний размеров отдельных признаков физического развития, зависящая от условий жизни.

Великая Отечественная война резко изменила условия жизни советских людей, что не могло не сказаться на физическом развитии молодежи.

Изучение состояния здоровья детей и подростков, начатое в последние годы войны и продолженное в первые послевоенные годы, выявило, что тяжелые условия жизни во время войны оказали глубокое отрицательное влияние на процессы роста и развития растущего организма, вызвав изменения в сроках возрастно-половой дифференцировки. Средние показатели основных признаков физического развития детей дошкольного и школьного возраста Москвы были несколько ниже аналогичных средних за 1935— 1936 гг. (М. И. Корсунская, Г. П. Сальникова). Изучение физического развития детей г. Орла показало наличие у многих мальчиков крипторхизма, а у девочек задержку развития вторичных половых признаков и наступле-ления менструации (М. Д. Большакова). Отставание физического развития было значительным у детей и подростков в районах временной оккупации и прифронтовых районах страны. С целью быстрейшей ликвидации урона, нанесенного войной здоровью населения, Министерством здравоохранения СССР при Институте организации здравоохранения создана специальная комиссия по изучению санитарных последствий войны. В результате анализа состояния здоровья и физического развития детей и подростков разработана система воспитательно-оздоровительных и санитарных мероприятий для детских и подростковых учреждений.

Особое внимание партии и правительства к укреплению здоровья детей, значительное увеличение числа оздоровительных учреждений, улучшение питания, а также неуклонное повышение жизненного уровня трудящихся обеспечили сравнительно быстрое восстановление физического развития и укрепление состояния здоровья детей и подростков. Уже к 1952 г. физическое развитие детей достигло довоенного уровня (Д. И. Арон, М. И. Корсунская, А. Г. Цейтлин, Г. К. Торопова, Ф. М. Туровская, М. Д. Большакова, Г. П. Сальникова, А. И. Канчели и др.).

Исследования 1958 и 1965 гг. свидетельствуют о дальнейшем улучшении физического развития, увеличении погодовых приростов по всем показателям физического развития

Изучение физического развития усложняется: в динамике прослеживается связь физического и психического развития, значительно расширяется применение методик, характеризующих функциональное и иммунологическое состояние организма, возрастает использование клинических методик (А. Г. Цейтлин, В. И. Теленчи, 3. П. Ковалькова, И. Д. Дубинская, М. В. Антропова и др.).

Физическое развитие изучалось в тесной связи, комплексно с другими показателями состояния здоровья. Установлена связь показателей и уровня физического развития с заболеваемостью и другими параметрами здоровья (М. И. Корсунская, А. Г. Цейтлин, С. Я. Левиант и др.).

Широкое применение генерализующего метода позволило не только установить сдвиги в физическом развитии и формировании организма в зависимости от внешних условий, но и разработать возрастно-половые стандарты физического развития и шкалы регрессии. На основании теоретических разработок, проведенных В. В. Бунаком, П. Н. Башкировым, В. С. Бродовской, А. Б. Савицкой и Д. И. Арон, признано более правильным оценивать физическое развитие индивидуума по шкале регрессии на основании корреляционной зависимости между основными показателями физического развития. Рост был взят за основной определяющий показатель уровня физического развития, а вес и окружность грудной клетки оценивались в зависимости от изменения роста на 1 см.

Практические врачи были вооружены местными стандартами физического развития и шкалами регрессии. Анализ обширного материала, полученного по стране, позволил поставить вопрос о необходимости составления обобщенных межгрупповых шкал физического развития.

Изучение физического развития индивидуализирующим методом, впервые примененным у нас в стране А. О. Карнацким, а затем использованным в работах М. И. Корсунской, Г. П. Сальниковой, В. Г. Властовского и др., позволило обосновать ряд теоретических положений учения о физическом развитии, определить стадии, фазы и скорость роста организма ребенка и подростка.

Динамическое исследование состояния здоровья с применением индивидуализирующего метода дало возможность разработать классификацию детских контингентов по состоянию здоровья (С. М. Громбах, Е. С. Рысе-ва, Г. Н. Сердюковская и др.). На специальном симпозиуме по изучению состояния здоровья в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (1965) была одобрена предложенная группировка. В настоящее время имеются работы, в которых анализ динамики состояния здоровья детей и подростков основан на указанной классификации (Н. А. Ананьева, А. А. Сычев и др.).

Значительные социально-экономические преобразования и сумма факторов научно-технического прогресса существенно влияют на здоровье молодого поколения.

По принятому в настоящее время представлению состояние растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний и патологических изменений, но и гармоничным, соответствующим возрасту физическим развитием. В связи с этим исследования последних лет направлены не только на выявление нарушений в физическом развитии и здоровье детей и подростков, но и на изучение уровня биологической зрелости организма и его функциональной дееспособности.

Положительные сдвиги в динамике физического развития за последние годы отмечаются повсеместно в различных климато-географических и экономических районах нашей страны (О. Дедабришвили, Тбилиси; Ф. М. Норкин, Заполярье; А. 3. Белоусов и др., Тула, Орел; Т. С. Кри-воручко, Молдавия; Г. И. Яковенко, Украина; В. А. Минкина, В. Г. Влас-товский, В. Г. Ужви, Ю. А. Ямпольская, Москва).

Положительная динамика в физическом развитии подрастающего поколения проходит на фоне акселерации развития, которая, являясь составной частью общей тенденции, охватывает период роста и развития растущего организма. Поэтому для правильного толкования изменений в физическом развитии растущего организма проводится изучение процесса акселерации.

Анализ динамики физического развития детей и подростков Москвы, Тулы, Харькова, Ленинграда, Тбилиси, Ташкента, Алма-Аты, сельских школьников Московской области, Украины, Молдавии и других мест за -30—40 лет позволил говорить не только о значительном увеличении средних показателей роста, веса и окружности грудной клетки, но и об ускорении физического развития. Изучением процессов оссификапии, полового созревания и дентитации было подтверждено ускорение в росте и развитии детей и подростков.

Рядом работ установлена тесная корреляция между процессами осси-фикации и половым созреванием организма, между окостенением и становлением некоторых показателей соматического развития (В. Г. Властов-ский, В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская, В. Я. Белогорский, В. Г. Ужви др.). Эти исследования положили начало разработке возрастных критериев определения биологического уровня развития организма. Определение возрастных критериев биологического уровня развития на различных этапах становления растущего организма играет важную роль, так как позволяет установить возрастные границы гигиенического нормирования для различных факторов окружающей среды.

Гигиеническое нормирование различных видов деятельности и гигиенические обоснования организации обучения и воспитания требуют учета не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка и под-

ростка. В связи с этим большое значение имеет индивидуальная оценка уровня физического развития.

В последние годы выполнены работы по изысканию новых методов оценки физического развития индивидуума (В. Г. Властовский, А. А. Сычев, Н. И. Варич, Т. С. Криворучко, Е. П. Стромская и др.). Заслуживает внимания принципиально новый метод комплексной оценки физического развития, разработанный коллективами кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института, Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР. Этот метод предусматривает определение биологического уровня развития организма, его соответствия паспортному возрасту и оценку степени гармоничности морфофункционального состояния.

Такой подход к оценке физического развития обеспечивает определение морфофункциональной готовности детей и подростков к учебной, трудовой, производственной и спортивной деятельности, а также позволяет прогнозировать дальнейший рост и развитие организма, его дееспособность.

Таким образом, изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков имеет важное теоретическое и практическое значение для гигиенической науки.

В настоящее время стоит задача углубления исследований как в возрастном, так и территориальном плане, установления динамики здоровья детского и подросткового населения в различных климатогеографических и экономических районах, районах с различной степенью загрязненности атмосферного воздуха.

Для решения поставленной задачи требуется проведение исследований, сочетающих генерализирующий и индивидуализирующий методы изучения и широкое применение антропометрических, физиологических, биохимических, клинических, социально-гигиенических, психологических и других методик.

Поступила 29/У1 1977 г.

УДК 613.34:628.165

Акад. АМН СССР Г. И. Сидоренко, канд. мед. наук Ю. А. Рахманин

ОПРЕСНЕНИЕ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СССР

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Научно-исследовательская и практическая апробация различных методов опреснения показала, что опреснение соленых и солоноватых вод для хозяйственно-питьевых целей в районах с дефицитом пресной воды — не только новая техническая, но и сложная гигиеническая проблема. Отдельные гигиенические исследования начали проводиться по этой проблеме уже в 50-е годы и касались в основном научно-практической оценки ионообменного метода опреснения (умягчения) воды и используемых при этом полимерных материалов — ионообменных смол (С. М. Драчев, Е. В. Штан-ников и др.). В 60-е годы исследования в этом направлении получили дальнейшее развитие (А. Ф. Аксюк, Г. Ф. Поллак и др.), однако наиболее интенсивные исследования проведены в последние 10 лет. Именно в этот период опреснение воды для хозяйственно-питьевых целей сформировалось в самостоятельную гигиеническую проблему.

За указанный период гигиенические исследования различных методов опреснения воды выполнялись в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР (ИОКГ), Киевском научно-исследовательском институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева УССР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.