116
история ПЕДИАТРИИ
И
стория педиатрии
© КУЧМА В.Р., 2019 УДК 613.905.5-058
Кучма В.Р.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (к 60-летию Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Российская академия наук. 119991, г Москва, Россия, Ленинский проспект, д. 14;
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1;
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва, Россия, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
60 лет работы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦздоровья детей» Минздрава России позволяют дать анализ направлений исследований, их достижений и использования в здравоохранении и образовании. Серия открытий и данные фундаментальных и прикладных исследований в сфере гигиены детей и подростков, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения позволили обосновать современную систему гигиены и охраны здоровья детей и подростков, профилактики распространенных болезней, школьно-обусловленных заболеваний и состояний, включающие популяционный и персонализированный уровни, и эффективные технологии их обеспечения. Разработаны эффективные модели медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях, деятельности школ, содействующих укреплению здоровья. Подготовлены руководства для врачей по гигиене детей и подростков, школьной медицине, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях. Ведущими направлениями развития и совершенствования гигиены детей и подростков являются модернизация, переоборудование материально-технической базы для проведения исследований; привлечение молодых, талантливых и преданных науке исследователей; обеспечение безопасной жизнедеятельности и адаптации детей и подростков в условиях глобальной цифровизации, в том числе создание безопасных товаров и услуг для детей и подростков, в рамках новой научно-технологической стратегии развития страны; мониторинг развития гигиенической науки и коррекция планов фундаментальных и прикладных исследований в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
Ключевые слова: гигиена детей и подростков; научные исследования; результативность; эффективность; открытия; достижения; здоровье; профилактика; прогноз; перспективы. Для цитирования: Кучма В.Р. Научные основы гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(2): 116-121. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-116-121. Kuchma V.R.1-3
SCIENTIFIC BASES OF HYGIENE AND HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (TO THE 60TH ANNIVERSARY OF THE INSTITUTE OF HYGIENE AND CHILD AND ADOLESCENT HEALTH)
1National Medical Research Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8, Trubetskaya street, Moscow, 119991, Russian Federation; 3Russian Academy of Sciences, 14, Leninsky Avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
60 years of the work of the Scientific and Research Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents of the National Medical Research Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation of the Ministry of Health of Russia provide an analysis of research directions, their achievements and use in health care and education. A series of discoveries, basic and applied research in the field of hygiene of children and adolescents, ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the children's population allowed to substantiate the modern system of hygiene and child and adolescent health, prevention of the most common diseases, school-related diseases and conditions, including population and personalized levels, and effective technologies to ensure them. Effective models of medical care for students in educational institutions, the activities of schools promoting health have been developed. Fundamental guidelines have been prepared for physicians on the hygiene of children and adolescents, school medicine, and medical support for students in educational institutions. Primary in the development and improvement of the hygiene of children and adolescents are the following: modernization, re-equipment of material and technical base for research; attracting young, talented and dedicated researchers; ensuring safe life and adaptation of children and adolescents in the context of global digitalization, including safe goods and services for children and adolescents, as part of the new scientific and technological development strategy of the country; constant monitoring of
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремироеич, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: [email protected]
HISTORY OF PEDIATRICS
the development of hygienic science and correction ofplans for basic and applied research in the field of hygiene and child and adolescent health.
Keywords : hygiene of children and adolescents; scientific research; performance; efficiency; discoveries; progress; health; prophylaxis; forecast; prospects.
For citation: Kuchma V.R. Scientific bases of hygiene and health of children and adolescents (to the 60th anniversary of the Institute of Hygiene And Child and Adolescent Health). Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2019; 22(2): 116-121. (In Russian). Doi: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-116-121. For correspondence: VladislavR. Kuchma, the MD, Ph.D., DSci., Professor, Corr.-member of RAS, Vice Director of the National Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents of the Pediatric Faculty of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8-2, Trubetskaya st., Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Information about authors:
Kuchma V.R., http://orcid.org/0000-0002-1410-5546
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgment. The study had no sponsorship.
Received 29.04.2019 Accepted 30.04.2019
аучно-исследовательский институт гигиены детей и подростков был создан приказом Министра здравоохранения СССР С.В. Курашова № 321 от 23 июня 1959 г. в Академии медицинских наук СССР. В самом начале в Институте было всего 5 научных сотрудников: В.Н. Телешев, Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, В.Г. Властовский, Ю.М. Горшкова, работавших под непосредственным руководством заместителя директора по научной работе С.М. Громбаха. Уже в год основания Института в издательстве «Медицина» выходит монография С.М. Громбаха «Гигиена учебных занятий в школе» [1].
На Институт была возложена задача организации и координации в рамках всей страны исследований по гигиене детей и подростков, что требовало четких дефиниций, определения предмета и объекта исследований. Первым кто сформулировал определение дисциплины был С.М. Громбах: «Гигиена детей и подростков - это гигиена растущего организма, изучающая влияние условий жизни на подрастающее поколение в его развитии, динамически, преемственно (от дошкольного к школьному возрасту до подростков» [2].
В 60-е годы исследования сотрудников Института позволили решить многие гигиенические вопросы профилактики умственного утомления школьников, проектирования, строительства и оборудования школ и дошкольных учреждений, в том числе школ-интернатов, установить роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма, дать характеристику влияния физической нагрузки на организм школьников, сформулировать гигиенические принципы построения занятий в учебных мастерских восьмилетней школы, основы гигиены политехнического и производственного обучения, изучить терморегуляцию в гигиене и физиологии труда подростков, дать гигиеническую оценку труда подростков в различных отраслях народного хозяйства, установить критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям [3-8]. В 1964 г. вышло в свет фундаментальное руководство по гигиене детей и подростков [9].
В 70-е годы прошлого столетия фундаментальные исследования, выполненные под руководством А.Г.
Сухарева, позволили установить возрастные нормы суточных локомоций мальчиков и девочек 3-18 лет, разработать рекомендации по организации двигательной активности учащихся в течение дня для удовлетворения биологической потребности школьника в движении. Учеными Института впервые была разработана система гигиенической безопасности использования в предметах детского обихода полимерных материалов. В центре внимания в эти годы стали социальные условия и состояние здоровья школьников, акселерация роста и развития детей, как эпохальная, так и внутригрупповая, влияние окружающей среды на здоровье подростков [10-12]. Гигиенические исследования позволили обосновать требования к световому и ультрафиолетовому климату в помещениях для детей, строительству школьных зданий, оценить физическое воспитание детей, дать гигиеническую оценку обучения, оценить работоспособность, здоровье учащихся в современной школе и обосновать основные принципы гигиены обучения в школе [13-18].
Фундаментальные исследования сотрудников Института в 80-е годы были посвящены изучению биологических ритмов растущего организма [19], работоспособности учащихся, влиянию школы на психическое здоровье учащихся, разработке основ психогигиены детей и подростков [20, 21]. Гигиенический анализ условий обучения в профтехучилищах, позволил обосновать систему совершенствования и рационализации режимов труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ [22]. Были сформулированы общие закономерности процесса адаптации и разработаны гигиенические принципы оптимизации профессионального обучения подростков. С.М. Громбах обосновал концепцию оценки здоровья детей и подростков, разработал критерии и методику комплексной оценки состояния здоровья детей при массовых врачебных осмотрах, которые используются до настоящего времени[23]. Сотрудниками Института были подготовлены руководство для санитарных врачей «Гигиена детей и подростков», руководство для врачей школ [24, 25].
90-е годы ознаменовались серией открытий сотрудников Института: способ закаливания детей школьного возраст; способ медико-физиологического отбо-
118
история педиатрии
ра лиц молодого возраста для выполнения тяжелого физического труда; способ экспресс-диагностики нарушений осанки у детей; способ экспресс диагностики энергетического обмена человека. Была расширена география и направленность исследований, в том числе с зарубежными партнерами: дана оценка физического развития, состояния здоровья и образа жизни детей Приполярья [26], описаны экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков, особенности состояния здоровья школьников Горного Алтая, особенности здоровья, развития, личности современных детей и подростков [27]. Было выпущено для врачей руководство по методам исследования физического развития детей и пособие по организации медицинского контроля [28, 29].
2000-е годы ознаменовались очередными открытиями - способ управления режимом работы пользователей ПК на основе периодического тестирования функционального состояния зрительного анализатора в процессе работы на ПК, способ и устройство для психофизиологической диагностики функционального состояния организма школьников, способ лечения рефракционных заболеваний глаз, устройство для экспресс-диагностики сколиоза у детей и подростков, способ и устройство для диагностики плоскостопия у детей и подростков. Наступивший Миллениум потребовал фундаментального исторического переосмысления проблем обеспечения безопасного будущего детей страны, физического развития на рубеже тысячелетий, здоровья, обучения и воспитания детей, поиска новых возможностей профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России, обоснования комплексной программы научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.» [30], обоснования научно-методических основ подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья детей [31]. Инновации в системе школьного образования потребовали их гигиенической оценки, анализа здоровьесберегающего потенциала педагогических технологий активной сенсорно-развивающей среды, личностно ориентированного обучения детей и подростков, обоснования физиолого-гигиенических и психологических основ обучения и воспитания современных детей [32, 33]. Совместные с европейскими коллегами исследования позволили сформулировать концепцию, инструменты планирования и развития школ здоровья в Европе и России [34]. В эпицентре исследований были медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста, адаптация детей и подростков к условиям жизнедеятельности, гигиенические и медико-социальные проблемы табакокурения и пути их решения, физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания подростков [36, 37]. В круг исследований входили гигиенические проблемы жизнедеятельности детей в мегаполисе, совершенствование теории и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий, методов оценки физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике [37-39]. Обобщение знаний и опыта позволили выпустить серию руководств для врачей по вопросам оценки состо-
яния здоровья детей и новым подходам к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [40, 41].
В 2010 годы, по-прежнему, важным направлением исследований остается морфофункциональное развитие современных школьников, сравнительный анализ физического развития детей различных стран в начале XXI столетия, продолжены публикации региональных стандартов физического развитие детей и подростков Российской Федерации [42, 43]. В эти годы стали востребованными характеристики образа жизни детей, анализ поведения детей опасного для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни [44], идентификация и профилактика медико-социальных проблем воспитания подростков. Впервые были проведены исследования по гигиенической оценке использования светодиодов в системах искусственного освещения школ, а также направленные на обеспечение гигиенической безопасности использования компьютеров в обучении детей и подростков, что позволило разработать медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений по новым стандартам, разработать систему мониторинга развития и эффективности школ здоровья [45, 46]. Одними из основных направлений исследований было обоснование системы гигиенической безопасности игрушек, игр и предметов для детского творчества [47]. Предметом исследования оставалось здоровье школьников и студентов и обоснование новых возможности профилактической медицины в образовательных организациях [48, 49]. В эти годы были обоснованы современная модель оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся; гармонизированы европейские и российские подходы к оценки качества медицинской помощи обучающимся, обоснован алгоритм оценки качества медицинской помощи обучающимся [5052]. Была разработана стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)», востребованность которой потребовала ее неоднократного переиздания [53]. Продолжены международные исследования здо-ровьесберегающей деятельности школ стран Восточной Европы и Центральной Азии [54]. Впервые обоснована и разработана оригинальная система гигиенической диагностики санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся и выпущен сборник современных нормативно-методических документов по гигиене детей и подростков [55].
Гигиеническая оценка интенсификации обучения в стране позволила обосновать гигиенические регламенты использования электронных средств обучения и комплексную систему гигиенической безопасности электронного образовательного контента и жизнедеятельности детей в условиях гиперинформатизации. Инновации в школе и дошкольном образовании поставили новые задачи в архитектурно-планировочных решениях зданий и потребовали разработки новых гигиенических принципов проектирования и строительства образовательных учреждений [56].
HISTORY OF PEDIATRicS
Комплексный анализ санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся позволили обосновать факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе, технологии их идентификации и профилактики; сформулировать концепцию популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в современных условиях и медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018-2027 гг.) [57, 58].
Результаты многолетних исследований позволили подготовить фундаментальные руководства по школьной медицине, по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях [59, 60].
За 60-летнюю историю Институт возглавляли 4 директора: кандидат медицинских наук Т.А. Николаева с 1959 г. по 1963 г., академик РАМН Г.Н. Сер-дюковская с 1963 г. по 1996 г., академик РАМН А.А. Баранов с 1996 г. по 1998 г., член-корреспондент РАН В.Р. Кучма - с 1998 года по настоящее время.
Сегодня на базе Института работает Испытательный лабораторный центр, Научный совет ОМедН РАН по гигиене и охране здоровья детей и подростков, Проблемная комиссия Ученого совета Роспотребнадзора по гигиене детей и подростков, Координационный совет ОМедН РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи», Национальный центр поддержки российской сети школ, содействующих укреплению здоровья, Московский филиал школ здоровья в Европе для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Сотрудники Института выступили инициаторами создания Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ), которое затем стало членом Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья (Е^иНМ). Институт является базой подготовки по гигиене детей и подростков, основам формирования здоровья детей на вузовском и последипломном этапах обучающихся в Сеченовском Университете.
Конфликт интересов. Автор данной статьи подтвердил отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
■
ЛИТЕРАТУРА
■
1. Громбах С.М. Гигиена учебных занятий в школе. М.; Медицина, 1959.
2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Куинджи Н.Н., ред. Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. 50 лет. Страницы истории. М.; НЦЗД РАМН; 2009.
3. Сердюковская Г.Н., Кореневская Е.И., ред. Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. М.; Медицина,1965;.
4. Советов С.Е., Сердюковская Г.Н. Гигиенические основы проектирования, строительства и оборудования школ и детских дошкольных учреждений. М.; Медицина, 1962.
5. Калюжная Р.А., Сердюковская Г.Н. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М.; Медицина, 1969.
6. Попова Н.М. Гигиенические принципы построения занятий в учебных мастерских восьмилетней школы. М.; Медицина, 1967.
7. Гуменер П.И. Изучение терморегуляции в гигиене и физиологии труда. М.; Медицина, 1962.
8. Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович К.Э. Физиологические кри-
терии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М.; Медицина, 1968.
9. Громбах С.М., ред. Руководство по гигиене детей и подростков. М.; Медицина, 1964.
10. Сердюковская Г.Н. социальные условия и состояние здоровья школьников. М.; Медицина, 1979.
11. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая. М.; Издательство МГУ, 1976.
12. Сердюковская Г.Н., Жилов Ю.Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М.; Медицина, 1977.
13. Арнольди И.А., Груева Л.Г. Режим труда и отдыха работающих подростков. М.; Медицина, 1973.
14. Жилов Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. М.; Медицина, 1978.
15. Кореневская Е.И., Рогачевская Л.Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий. М.; Медицина, 1974.
16. Юрко Г.П., Спирина В.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. 2-е издание. М.; Медицина,1978.
17. Сердюковская Г.Н., Громбах С.М., ред. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.; Медицина, 1975.
18. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М.; Медицина, 1974.
19. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. М.; Медицина, 1989.
20. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.; Медицина, 1985.
21. Громбах С.М., ред. Школа и психическое здоровье учащихся. М.; Медицина, 1988.
22. Сердюковская Г.Н., Алишев Н.В., ред. Совершенствование условий обучения, воспитания и охрана здоровья учащихся профтехучилищ. М.; Высшая школа, 1981.
23. Громбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков. Вестник Академии медицинских наук СССР. 1981; 1: 20-34.
24. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. М.; Медицина, 1986.
25. Сердюковская Г.Н., ред. Руководство для врачей школ. М.: Медицина, 1983; 304.
26. Кучма В.Р., Раенгулов Б.М., Скоблина Н.А. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья. М.; НЦЗД РАМН, 1999.
27. Михайлова С.А. Особенности состояния здоровья школьников Горного Алтая. В кн.: Сухарева Л.М., Ямпольская Ю.А., ред. М.; Универ-Принт, 1996.
28. Баранов А.А., Кучма В.Р., ред.Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге -руководство для врачей. М.; Союз педиатров России, 1999.
29. Сердюковская Г.Н., ред. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие. М.; «Промедек», 1993.
30. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины, в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.». М.; ГЭОТАР-Медиа, 2006.
31. Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.; НЦЗД РАМН, 2004.
32. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.; НЦЗД РАМН, 2009.
33. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2005.
34. Кучма В.Р. Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие). М.; НЦЗД РАМН, 2009.
35. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., ред. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности. М.; НЦЗД РАМН, 2006.
36. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. М.; МИОО, 2004.
37. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.; НЦЗД РАМН, 2002.
38. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: НЦЗД РАМН, 2001; 376.
39. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения — среда обитания». М.; НЦЗД РАМН, 2003.
40. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.; НЦЗД РАМН, 2006.
120
история педиатрии
41. Баранов A.A., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. M.; Издательский Дом «Династия», 2004.
42. Кучма В.Р., Mилушкина О.Ю., Скоблина H.A. Морфофункцио-нальное развитие современных школьников. M.; ГЭOTAР-Mедиа, 2018.
43. Кучма В.Р., Скоблина H.A., Платонова Л.Г. Физическое развитие детей Украины и России в начале XXI столетия. Киев; Генеза, 2013.
44. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьниковXXI века. M.; HMИЦ здоровья детей Mинздрава России, 2017.
45. Кучма В.Р., Степанова M.R, ред. Медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений. Работаем по новым стандартам. M.; Просвещение, 2013.
46. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. M.; Просвещение, 2012.
47. Кучма В.Р., Кардангушева A.M. Здоровье школьников и студентов: новые возможности профилактической медицины в образовательных организациях. M.; HЦЗД Mинздрава России, 2016.
48. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Mакарова A.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 1: 5-8.
49. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Mолдованов В.В., Кучма ^Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017; 96(11): 1024-28.
50. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(3): 161-67.
51. Кучма В.Р. Шучные основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 3: 19-29.
52. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества оказания медицинской помощи в образовательных организациях. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(3): 157-62.
53. Баранов A.A., Кучма В.Р., Шмазова-Баранова Л.С., Сухарева ЛМ., Рапопорт Лж, Скоблина H.A. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). Издание третье, исправленное и дополненное. M.; Издательство «ПедиатрЪ», 2014.
54. Кучма В.Р., Поленова M.A., Рапопорт И.К., Степанова M.R, Храмцов П.И. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Aзии. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 8: 55-8.
55. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. M.; HЦЗД РAMH, 2013.
56. Степанова M.R, Кучма В.Р. Гигиенические принципы проектирования пространства и архитектурной среды детских садов. Гигиена и санитария. 2017; 96(2): 158-61.
57. Кучма В.Р. Популяционная и персонализированная гигиена детей и подростков в Национальной технологической инициативе «Хелснет». В кн.: Российская гигиена — развивая традиции, устремляемся в будущее. Материалы XII всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Mосква, 17-18 ноября 2017 г. Том 1. M.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2017; 404-07.
58. Кучма В.Р. Mедико-профилактические основы здоровьесбереже-ния обучающихся в Десятилетие детства в России. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(1): 31-7.
59. Кучма В.Р., ред. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования. M.; HЦЗД РAMH, 2012.
60. Кучма В.Р., Храмцов П.И., ред. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. M.; HЦЗД РAMH, 2012.
REFERENCES
1. Grombakh S.M. Hygiene training classes in school [Gigiena ucheb-nykh zanyatiy v shkole]. Moscow; Meditsina, 1959. (in Russian)
2. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Kuindzhi N.N., ed. Research Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents of the Scientific Center for Children's Health ofthe Russian Academy of Medical Sciences. 50 years. Pages of history. [Nauchno-issledovatel 'skiy institut gigieny i okhrany zdorov'ya detey i podrostkov Nauchnogo tsentra zdorov'ya detey Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 50
let. Stranitsy istorii]. Moscow; NCZD RAMN, 2009. (in Russian)
3. Serdyukovskaya G.N., Korenevskaya E.I., ed. Hygienic issues of building schools and preschool institutions [Gigienicheskie voprosy stroitel'stva shkol i doshkol'nykh uchrezhdeniy]. Moscow; Meditsina, 1965. (in Russian)
4. Sovetov S.E., Serdyukovskaya G.N. Hygienic bases of design, construction and equipment of schools and kindergartens [Gigienicheskie osnovy proektirovaniya, stroitel'stva i oborudovaniya shkol i detskikh doshkol'nykh uchrezhdeniy]. Moscow; Meditsina, 1962. (in Russian)
5. Kalyuzhnaya R.A., Serdyukovskaya G.N. The role of biological and social factors in the formation of a growing organism [Rol' biolog-icheskikh i sotsial'nykh faktorov v formirovanii rastushchego orga-nizma]. Moscow; Meditsina, 1969. (in Russian)
6. Popova N.M. Hygienic principles of constructing classes in teaching workshops of an eight-year school [Gigienicheskie printsipy postro-eniya zanyatiy v uchebnykh masterskikh vos'miletney shkoly]. Moscow; Meditsina, 1967. (in Russian)
7. Gumener P.I. The study of thermoregulation in hygiene and physiology of labor [Izuchenie termoregulyatsii v gigiene i fiziologii truda]. Moscow; Meditsina, 1962.
8. Kartsev I.D., Khaldeeva L.F., Pavlovich K.E. Physiological criteria for professional fitness of adolescents to various professions [Fizio-logicheskie kriterii professional'noy prigodnosti podrostkov k razlich-nym professiyam]. Moscow; Meditsina, 1968. (in Russian)
9. Grombakh S.M., ed. Guide to the hygiene of children and adolescents [Rukovodstvo po gigiene detey i podrostkov]. Moscow; Meditsina, 1964. (in Russian)
10. Serdyukovskaya G.N. Social conditions and health status of students [Sotsial'nye usloviya i sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov]. Moscow; Meditsina, 1979. (in Russian)
11. Vlastovskiy V.G. Acceleration of growth and development of children. Epochal and intragroup. [Akseleratsiya rosta i razvitiya detey. Epokhal'naya i vnutrigruppovaya]. Moscow; Izdatel'stvo MGU, 1976. (in Russian)
12. Serdyukovskaya G.N., Zhilov Yu.D. Environment and health adolescents [Okruzhayushchaya sreda i zdorov'e podrostkov]. Moscow; Meditsina, 1977. (in Russian)
13. Arnoldi I.A., Grueva L.G. Mode of work and rest of working adolescents [Rezhim truda i otdykha rabotayushchikh podrostkov]. Moscow; Meditsina, 1973. (in Russian)
14. Zhilov Yu.D. Light and ultraviolet climate in rooms for children and adolescents [Svetovoy i ul'trafioletovyy klimat v pomeshcheniyakh dlya detey i podrostkov]. Moscow; Meditsina, 1978. (in Russian)
15. Korenevskaya E.I., Rogachevskaya L.G. Hygienic questions about the construction of school buildings [Gigienicheskie voprosy stroitel'stva shkol'nykhzdaniy]. Moscow; Meditsina, 1974. (in Russian)
16. Yurko G.P., Spirina V.P. Physical education of children of early and preschool age. 2nd edition [Fizicheskoe vospitanie detey rannego i doshkol'nogo vozrasta. 2-e izdanie]. Moscow; Meditsina, 1978. (in Russian)
17. Serdyukovskaya G.N., Grombakh S.M., ed. Hygienic assessment of student learning in a modern school [Gigienicheskaya otsenka obu-cheniya uchashchihsya v sovremennoy shkole]. Moscow; Meditsina, 1975. (in Russian)
18. Sapozhnikova R.G. Hygiene learning in school [Gigiena obucheniya v shkole]. Moscow; Meditsina, 1974. (in Russian)
19. Doskin V.A., Kuindzhi N.N. Biological rhythms of a growing organism [Biologicheskie ritmy rastushchego organizma]. Moscow; Medit-sina, 1989. (in Russian)
20. Pratusevich Yu.M. Definition of student performance [Opredelenie rabotosposobnosti uchashchikhsya]. Moscow; Meditsina, 1985. (in Russian)
21. Grombakh S.M., ed. School and mental health learners [Shkola i psikhicheskoe zdorov'e uchashchikhsya]. Moscow; Meditsina, 1988. (in Russian)
22. Serdyukovskaya G.N., Alishev N.V., ed. Improving the conditions of training, education and health of vocational school students [Sover-shenstvovanie usloviy obucheniya, vospitaniya i ohrana zdorov'ya uchashchikhsya proftekhuchilishch]. Moscow; Vysshaya shkola, 1981. (in Russian)
23. Grombakh S.M. On the criteria for assessing the health of children and adolescents. VestnikAkademii meditsinskikh naukSSSR. 1981; 1: 20-34. (in Russian)
24. Serdyukovskaya G.N., Sukharev A.G., ed. Hygiene of children and adolescents. Guide for health officers [Gigiena detey i podrostkov. Ru-kovodstvo dlya sanitarnykh vrachey]. Moscow; Meditsina, 1986. (in Russian)
25. Serdyukovskaya G.N., ed. A guide for school doctors [Rukovodstvo dlya vrachey shkol]. Moscow; Meditsina; 1983. (in Russian)
26. Kuchma V.R., Raengulov B.M., Skoblina N.A. Physical development, health and lifestyle of children of the Circumpolar [Fizicheskoe razvi-tie, sostoyanie zdorov'ya i obrazzhizni detey Pripolyar 'ya]. Moscow; NCZD RAMN, 1999. (in Russian)
HISTORY OF PEDIATRicS
27. Mikhaylova S.A. Features of the health of schoolchildren of Gorny Altai [Osobennosti sostoyaniya zdorov'ya shkol'nikov Gornogo Altaya]. In: Sukhareva L.M., Yampol'skaya Yu.A., ed. Moscow; Izdatel'stvo Univer-Print, 1996. (in Russian)
28. Baranov A.A., Kuchma V.R., ed. Methods for studying the physical development of children and adolescents in population monitoring. A guide for doctors [Metody issledovaniya fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov vpopulyatsionnom monitoringe. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow; Soyuz pediatrov Rossii, 1999. (in Russian)
29. Serdyukovskaya G.N., ed. Organization of medical monitoring of the development and health of preschoolers and schoolchildren on the basis of mass screening tests and their recovery in kindergarten, school [Organizatsiya meditsinskogo kontrolya za razvitiem i zdorov'em doshkol'nikov i shkol'nikov na osnove massovykh skrining-testov i ikh ozdorovlenie v usloviyakh detskogo sada, shkoly. Metodicheskoe poso-bie]. Moscow; «Promedek», 1993. (in Russian)
30. Baranov A.A., Kuchma V.R., Tutel'yan V.A., Velichkovskiy B.T. New possibilities of preventive medicine in solving the problems of the health of children and adolescents in Russia. Comprehensive program of research "Prevention of the most common diseases of children and adolescents for 2005-2009 [Novye vozmozhnosti profilakticheskoy meditsiny v reshenii problem zdorov'ya detey i podrostkov Rossii. Kom-pleksnaya programma nauchnykh issledovaniy «Profilaktika naibolee rasprostranennykh zabolevaniy detey i podrostkov na 2005-2009 gg». Moscow; GEOTAR-Media, 2006. (in Russian)
31. Onishchenko G.G., Baranov A.A., Kuchma V.R. The safe future of children of Russia. Scientific and methodological foundations for the preparation of an action plan for the environment and the health of our children [Bezopasnoe budushchee detey Rossii. Nauchno-metodicheskie osnovy podgotovki plana deystviy v oblasti okruzhayushchey sredy i zdorov'ya nashikh detey]. Moscow; NCZD RAMN, 2004. (in Russian)
32. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of school innovation. [Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy]. Moscow; NcZD RAMN, 2009.
33. Kuchma V.R. Medical-prophylactic bases of education and upbringing of children: a guide for medical and pedagogical workers of educational and medical-preventive institutions, sanitary-epidemiological service [Mediko-profilakticheskie osnovy obucheniya i vospitaniya detey: rukovodstvo dlya meditsinskikh i pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh i lechebno-profilakticheskikh uchrezhdeniy, sanitar-no-ehpidemiologicheskoy sluzhby]. Moscow; GEOTAR-Media, 2005. (in Russian)
34. Kuchma V.R. Schools of health in Russia (concept, planning and development) [Shkoly zdorov'ya v Rossii (kontseptsiya, planirovanie i razvitie)]. Moscow; NcZD RAMN, 2009. (in Russian)
35. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., ed. Scientific and methodological foundations of the study of the adaptation of children and adolescents to the conditions of life. Monograph [Nauchno-metodi-cheskie osnovy izucheniya adaptatsii detey i podrostkov k usloviyam zhiznedeyatel'nosti]. Moscow; NCZD RAMN, 2006. (in Russian)
36. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Pavlovich K.E. Teenager: Physiological, hygienic and psychological foundations of training and education [Podrostok: Fiziologo-gigienicheskie i psihologicheskie osnovy obu-cheniya i vospitaniya]. Moscow; MIOO, 2004. (in Russian)
37. Kuchma V.R. Children in the metropolis: some hygienic problems [Deti v megapolise: nekotorye gigienicheskie problem]. Moscow; NCZD RAMN, 2002. (in Russian)
38. Kuchma V.R. The theory and practice of hygiene of children and adolescents at the turn of the millennia [Teoriya i praktika gigieny detey i podrostkov na rubezhe tysyacheletiy]. Moscow; NCZD RAMN, 2001. (in Russian)
39. Kuchma V.R. Assessment of the physical development of children and adolescents in the hygienic diagnostics of the system "Public Health — Environment" [Otsenka fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov v gigienicheskoy diagnostike sistemy «Zdorov'e naseleniya — sreda obi-taniya»]. Moscow; NCZD RAMN, 2003. (in Russian)
40. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of the health of children. New approaches to preventive and recreational work in educational institutions. A guide for doctors [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novye podhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow; NCZD RAMN, 2006. (in Russian)
41. Baranov A.A., Kuchma V.R., Rapoport I.K. Guide to professional medical advice to adolescents [Rukovodstvo po vracheb-nomu professional'nomu konsul'tirovaniyu podrostkov]. Moscow; Izdatel'skiy Dom «Dinastiya», 2004. (in Russian)
42. Kuchma V.R., Milushkina O.Yu., Skoblina N.A. Morphofunctional development of modern schoolchildren [Morfofunktsional'noe razvi-tie sovremennykh shkol'nikov]. Moscow; GEOTAR-Media, 2018. (in Russian)
43. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Platonova A.G. The physical development of children in Ukraine and Russia at the beginning of the XXI
century [Fizicheskoe razvitie detey Ukrainy i Rossii v nachale XXI stoletiya]. Kiev; Geneza, 2013. (in Russian)
44. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Behavioral risks that are dangerous to the health of schoolchildren of the 21st century. [Povedencheskie riski, opasnye dlya zdorov'ya shkol'nikovXXI veka]. Moscow; NMIC zdorov'ya detey Minzdrava Rossii, 2017. (in Russian)
45. Kuchma V.R., Stepanova M.I., ed. Medical and preventive basis of work of educational institutions. We work according to new standards [Mediko-profilakticheskie osnovy raboty obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy. Rabotaem po novym standartam]. Moscow; Prosvesh-chenie, 2013. (in Russian)
46. Kuchma V.R., ed. Schools of health in Russia: principles and organization of work. Monitoring development and effectiveness [Shkoly zdorov'ya v Rossii: printsipy i organizatsiya raboty. Monitoring razvitiya i effektivnost']. Moscow; Prosveshchenie, 2012. (in Russian)
47. Kuchma V.R., Kardangusheva A.M. Schoolchildren and students' health: new opportunities for preventive medicine in educational institutions. [Zdorov'e shkol'nikov i studentov: novye vozmozhnosti profilakticheskoy meditsiny v obrazovatel'nykh organizatsiyakh]. Moscow; NCZD Minzdrava Rossii, 2016. (in Russian)
48. Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Makarova A.Yu. Organization of preventive work in educational institutions: problems and solutions. Gigiena i sanitariya. 2015; 1: 5-8. (in Russian)
49. Kuchma V.R., Safonkina S.G., Moldovanov V.V., Kuchma N.Yu. Hygiene of children and adolescents in modern school medicine. Gigiena i sanitariya. 2017. 96(11): 1024-28. (in Russian)
50. Chubarovskiy V.V., Labut'eva I.S., Kuchma V.R. Border mental disorders in studying adolescents: prevalence, risk factors, basics of mental health. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2018; 21(3): 161-67. (in Russian)
51. Kuchma V.R. The scientific basis for the development and implementation of modern models of student health in educational institutions.
Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2017; 3: 19-29. (in Russian)
52. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Harmonization of European and Russian standards for assessing the quality of medical care in educational institutions. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2016; 19(3): 157-62.
53. Baranov A.A., Kuchma V.R.,Namazova-Baranova L.S., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Skoblina N.A. et al. Strategy «Health and development of adolescents in Russia" (harmonization ofEuropean and Russian approaches to the theory and practice of protection and promotion of adsolescent health». Ed. 3. [Strategiya «Zdorov'e i razvitie podrostkov Rossii» (garmonizatsiya evropeyskikh i rossiyskikh pod-hodov k teorii i praktike okhrany i ukrepleniya zdorov'ya podrostkov). Izdanie tret'e, ispravlennoe i dopolnennoe]. Moscow; Izd. Pediatr, 2014. (in Russian)
54. Kuchma V.R., Polenova M.A., Rapoport I.K., Stepanova M.I., Hram-cov P.I. Zdoro'esberegayushchaya deyatel'nost' shkol stran Vostoch-noy Evropy i Central'noy Azii. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2018; 8: 55-8. (in Russian)
55. Kuchma V.R., ed. Gigiena detey i podrostkov. Sbornik normativno-metodicheskih dokumentov. [Gigiena detey i podrostkov. Sbornik normativno-metodicheskih dokumentov]. Moscow; NCZD RAMN, 2013. (in Russian)
56. Stepanova M.I., Kuchma V.R. Hygienic principles of designing space and the architectural environment of kindergartens. Gigiena i sani-tanya. 2017; 96(2): 158-61.
57. Kuchma V.R. In: Russian hygiene — developing traditions, we rush into the future. Proceedings of the XII All-Russian Congress of Hygienists and Sanitary Physicians [Rossiyskaya gigiena — razvivaya traditsii, ustremlyaemsya v budushchee. Materialy XII Vserossiyskogo s"ezda gigienistov i sanitarnykh vrachey. Moskva, 17-18 noyabrya 2017 g.]. Moscow; Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°», 2017; 1: 404-07. (in Russian)
58. Kuchma V.R. Medical and preventive basis for the health of students in the Decade of Childhood in Russia. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2018; 21(1): 31-7. (in Russian)
59. Kuchma V.R., ed. Guide to school medicine. Medical care for children in preschool, general education and primary and secondary vocational education institutions [Rukovodstvo po shkol'noy medicine. [Meditsinskoe obespechenie detey vdoshkol'nykh, obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeni-yah i uchrezhdeniyakh nachal'nogo i srednegoprofessional'nogo obrazo-vaniya]. Moscow; NCZD RAMN, 2012. (in Russian)
60. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., ed. Guidelines for the diagnosis and prevention of school-related diseases, the health of children in educational institutions (DiaProf NIIGD) [Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkol'no obuslovlennykh zabolevaniy, ozdorovleniyu detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh (DiaProf NIIGD)]. Moscow; NCZD RAMN, 2012. (in Russian)
Поступила 29.04.2019 Принята в печать 30.04.2019