О КУЧМА В.Р., 2015 УДК 613.955:616-084
Кучма В.Р.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ЕДИНОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
'ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», 119991, Москва, Россия; 2ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава РФ», 119991, Москва, Россия
Распространенность факторов риска развития неинфекционных и школьно обусловленных заболеваний детей, их образ жизни явились основанием для обоснования и внедрения единой межсекторальной системы формирования здорового образа жизни. Целью работы явилась оценка формирования здорового образа жизни детей и создания единого профилактического пространства в образовательных организациях. Задачи исследования: анализ действующей системы формирования здорового образа жизни детей и подростков и обоснование основных компонентов формирования единого профилактического пространства в образовательных организациях; определение основных направлений деятельности по совершенствованию межсекторального взаимодействия в сфере формирования здорового образа жизни детей. Материалом исследования послужили нормативно-правовые документы в сфере профилактики неинфекционных заболеваний, порядки деятельности медицинских организаций в образовательных организациях. Основной метод исследования - аналитический. Формирование здорового образа жизни и профилактика хронических неинфекционных заболеваний не стали приоритетом в деятельности органов исполнительной власти и образовательных и медицинских организаций. Требуется научное сопровождение формирования единой профилактической среды как комплекса информационных, физических, социальных и экономических факторов, обеспечивающего здоровый образ жизни и профилактику хронических неинфекционных заболеваний населения и школьно обусловленных заболеваний у детей. Развитие процессов формирования здорового образа жизни детей и создания единого профилактического пространства в образовательных организациях возможно по следующим направлениям: постоянный мониторинг основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей; мониторинг качества жизни детей; восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях и их современное оснащение; возможность занятий физической культурой в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей; обеспечение школьного здравоохранения должным количеством медицинских кадров с адекватной оплатой их труда.
К л юче вые слова: здоровье детей; здоровый образ жизни; единое профилактическое пространство; образовательные организации; гигиена детей и подростков.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (6): 20-25.
Kuchma V. R. HYGIENE OF CHILDREN AND TEENAGERS IN THE FORMATION OF HEALTH OF THE NATION
'Scientific Center of Child Healthcare, Moscow, Russian Federation, 119991; 2Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow, Russian Federation, 125993
Hygiene of children and adolescents makes a significant contribution to the challenges of protecting and strengthening the health of the younger generation. The aim of the study is to prove the content and priorities of theoretical and applied researches of hygiene of children and adolescents in modern conditions. The objectives are to present the main trends of the change in health of children and adolescents; to analyze the medical scientific platform "Preventive environment"; to establish the leading riskfactors of chronic noncommunicable and school-related diseases in children and adolescents in modern conditions; to identify priorities for actions in the hygiene of children adolescents. The work is an analytical study, which analyzed the data on the health state of the younger generation, the content of the scientific platform of medical science "Preventive environment", the state of hygienic science and practice. Over the past 20 years there was an increased prevalence of morphological andfunctional abnormalities and chronic diseases among schoolchildren. The structure of the pathology of adolescents to some extent corresponds to the pathology determining high mortality rates of the adult population of the country and the conception of the Russian Ministry of Health about the formation of a single preventive environment directed to the prevention of this pathology. The main components of a single prophylactic environment are formation a healthy lifestyle and large-scale preventive measures, total contribution of which to the integral index of health is not less than 50%. The purpose of the scientific platform of medical science "Preventive environment" is a scientific substantiation and development of modern and efficient system offormation ofpreventive space and maintenance of sanitary and epidemiological welfare of children and adolescents in the process of life. Noncompliance of day regimen, lack of time for outdoor walking and night sleep, irrational organization of home activities, leisure play a negative role in the formation of adolescents ' health during intensive lessons. Hygiene of children and adolescents, as a branch of preventive medicine passed from the factor assessment and regulation of conditions and modes of training and education, children's items came to the system evaluation and regulation of life of children in all its diversity, using all the latest achievements of civilization and advanced technologies of the prevention of the most common diseases among children and adolescents, health protection and promotion of the younger generation.
Key w ord s: children's health; preventive environment; single prophylactic space; platform of medical science; fundamental and applied researches; hygiene of children and adolescents.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(6): 20-25. (In Russ.)
For correspondence: Vladislav R. Kuchma; e-mail: [email protected]
Received 19.03.15
Введение
Распространенность факторов риска развития неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний детей, образ жизни подрастающего поколения явились основанием для разработки и внедрения современной единой системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний среди детей и подростков, межсекторального взаимодействия в создании профилактической среды в образовательных организациях [1-11]. Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний среди детей и подростков - государственная задача, стоящая перед министерствами и ведомствами на всех уровнях: федеральном, региональном и местном [12]. Представляется важным проанализировать результаты деятельности по формированию здорового образа жизни детей и подростков.
Цель работы - оценка формирования здорового образа жизни детей и создания единого профилактического пространства в образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Анализ действующей системы формирования здорового образа жизни детей и подростков.
2. Анализ ситуации и обоснование основных компонентов формирования единого профилактического пространства в образовательных организациях.
3. Определить основные направления деятельности по совершенствованию межсекторального взаимодействия в сфере формирования здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных учреждениях.
Материалы и методы
Материалом исследования послужили нормативно-правовые и аналитические документы в сфере профилактики неинфекционных заболеваний, порядок деятельности медицинских организаций и медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях и их использование медицинскими и образовательными организациями [13-18]. Основным методом исследования явился аналитический [19, 20].
Результаты и обсуждение
Многокомпонентная, многоуровневая и иерархичная система формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний среди детей и подростков направлена на постоянное воздействие прежде всего на детей и подростков, их родителей, педагогических и медицинских работников, а также лиц, принимающих решения в сфере обеспечения условий жизнедеятельности детей и подростков. Это воздействие должно базироваться на реальной оценке здоровья детей с учетом их поведения в области здоровья, распространенности основных факторов риска развития неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний, травматизма, и включать улучшение основных детерминант здоровья детей и подростков [3]. Однако в настоящее время эта работа в должном объеме не осуществляется ни медиками, ни психологами, ни социальными работниками, ни педагогами. Распространенность факторов риска здоровью детей не оценивается, несмотря на то что это является
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович; [email protected]
одним из обязательных элементов развития здравоохранения, дружественного детям, и здорового образа жизни, зафиксированных в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [12].
В настоящее время «школьная медицина», гигиена детей и подростков располагают апробированными и эффективными технологиями скрининг-обследования, мониторинга, оценки распространенности факторов риска здоровью в детской популяции, в том числе с использованием современных аппаратно-программных комплексов и компьютерных технологий [21, 22]. Однако в субъектах Российской Федерации, образовательных организациях эта работа не осуществляется, не поддерживают ее и Министерства здравоохранения, науки и образования Российской Федерации.
Положительный опыт работы отечественного здравоохранения, в том числе и «школьной медицины», в относительно недавнем прошлом страны был использован, осмыслен и развит в новой концепции о единой профилактической среде Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Эта концепция одобрена всей международной медицинской общественностью и стала основным завоеванием 1-й Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний, инициированной Российской Федерацией совместно с ВОЗ (Москва, 2011). Российская концепция нашла отражение в резолюциях ВОЗ и политической декларации Генеральной Ассамблеи ООН.
Главными компонентами единой профилактической среды определены формирование здорового образа жизни и широкомасштабные профилактические мероприятия, совокупный вклад которых в интегральный показатель здоровья составляет не менее 50%.
Профилактическая среда предполагает, с одной стороны, создание инфраструктурных, информационно-образовательных, нормативно-правовых, налоговых и других условий, позволяющих населению вести здоровый образ жизни, с другой стороны - мотивирование населения к сохранению здоровья и долголетия, формированию ответственности каждого за собственное здоровье и здоровье своих близких.
Формирование единой профилактической среды требует межсекторального, общеправительственного и общесоциального подходов, участия всех министерств и ведомств, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. С этой целью в стране создана Правительственная комиссия по охране здоровья граждан под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева.
Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова указывает на то, что «необходимо совместно переформатировать систему оказания медицинской помощи населению с разворотом привычного вектора врач-больной в сторону врач-здоровый человек и сформировать «систему управления здоровьем». Это прежде всего касается организации первичной медицинской помощи, участковой, школьной, производственной медицинской службы».
Современная стратегия борьбы с неинфекционными заболеваниями основана на снижении распространенности 4 ведущих поведенческих факторов риска (курение, алкоголь, нездоровое питание, низкая физическая активность) и ассоциированных с ними 4 биологических факторов риска (артериальная гипертония, дисли-пидемия, избыточная масса тела, гипергликемия). Это
приводит к значительному уменьшению предотвратимой смертности от 4 групп неинфекционных заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, респираторных заболеваний и сахарного диабета, которые обусловливают более 70% смертей в общей структуре смертности, ложатся тяжелым бременем на экономику страны, снижают качество жизни и благополучие человека. Необходимо отметить, что эти виды патологии широко представлены и в детской популяции [23].
Требуется научное сопровождение формирования единой профилактической среды как комплекса информационных, физических, социальных и экономических факторов, обеспечивающего здоровый образ жизни и профилактику хронических неинфекционных заболеваний для снижения смертности населения Российской Федерации. Требуется также научное обоснование и обеспечение методического сопровождения по разработке и реализации программных механизмов формирования здорового образа жизни и комплексной профилактики хронических неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний у детей и подростков.
Такие факторы риска, как неблагополучие гигиены окружающей среды и низкий уровень социально-экономического развития, значительно усиливают влияние негативных последствий поведенческих и биологических факторов риска на здоровье. Формирование поведенческих и биологических факторов риска связано с образом жизни, уровнем образования, культуры и многими другими детерминантами здоровья. Модифицируемые поведенческие и биологические факторы риска являются независимыми, измеримыми, общими для всех неинфекционных заболеваний (ВОЗ, 2011).
Для эффективного осуществления стратегии предупреждения неинфекционных заболеваний необходима достаточная «профилактическая доза» воздействия на население, которая в предыдущие годы в России не была создана. Однако она может быть достигнута в системе медицинского обеспечения обучающихся. Попытки сделать профилактическую деятельность основным видом деятельности врача-педиатра участкового обречены на провал.
В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД проведено (И.В. Звездина) комплексное медицинское обследование учащихся 8-9-х классов в 4 школах г. Москвы, в ходе которого было проведено анкетирование их родителей (331 человек). Исследователи интересовались: «Как часто за последний год Ваш ребенок обращался к врачу?»; «Как часто Вы получали рекомендации по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у Вашего ребенка у врача в поликлинике?»; «Как часто за последний год Вы обращались к врачу в поликлинике по вопросам профилактики, формирования здорового образа жизни Вашего ребенка?».
По данным анкетирования родителей 30,8% школьников (102 человека) в течение года обращались к врачу в поликлинику по месту жительства по поводу различных заболеваний, диспансерного наблюдения и получения справок. Среднее число посещений среди этих детей составило 2-3 посещения в год. Не посещали детскую поликлинику в течение года 69,2% учащихся 8-9-х классов. Среднее число посещений при перерасчете на всех школьников составило 0,92 за последний год.
При посещении педиатра в поликлинике только 23,5% родителей (24 человека) за последний год полу-
чили рекомендации по профилактике заболеваний и укреплению здоровья своего ребенка.
Таким образом, 76,5% школьников и их родителей, которые посещали участкового педиатра, не получили в течение года сведений о профилактике заболеваний и укреплении здоровья. Учитывая, что эти сведения также не получали дети, которые не посещали поликлинику, процент учащихся, «охваченных профилактикой» в условиях детской поликлиники, в среднем составляет 7,7. Соответственно 92,3% школьников оказываются вне профилактического воздействия медицинских организаций для детей.
Среди родителей, которые в течение последнего года посещали с детьми поликлинику, только 14,7% (15 человек) сами обратились к врачу по вопросам профилактики. Среди всех родителей, обследованных учащихся (331 человек) эта доля составила 4,8%
Таким образом, 95,2% родителей школьников не обращаются к педиатру в детскую поликлинику по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей.
При этом современная школьная медицина располагает актуальной подзаконной нормативно-правовой и информационно-методической базой, технологиями оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в образовательных организациях, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия (приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» от 05.11.2013 № 822н; содержащий свыше 20 Федеральных рекомендаций оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях). Однако реформирование школьного здравоохранения в субъектах Российской Федерации осуществляется медленно, а в некоторых к нему и не приступали.
Медицинскими организациями упускается уникальная возможность впервые в отечественной истории обеспечить несовершеннолетних обучающихся медицинской помощью врача по гигиене детей и подростков, который призван содействовать санитарно-эпидемиологическому благополучию обучающихся в образовательных организациях.
В систему формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний детей и подростков не включены все объекты воздействия. Вне должного внимания оказались условия, прежде всего «внутришкольные» и вне образовательных организаций, макро условия; не используются эффективные технологии (воспитание и обучение, пропаганда, массовые коммуникации, вовлечение детей и подростков в профилактику (волонтерство, работа по принципу «равный-равному» и др.). Партнеры, могущие обеспечить синергизм эффектов формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний у детей (Центры здоровья для детей, Центры медицинской профилактики, учреждения Роспотребнадзора, ДОСААФ, спортивные, общественные организации и др.), не вовлечены должным образом в этот процесс.
Взаимодействие обучающихся, их семей, педагогов, медицинских работников, управленцев в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний среди детей и подростков не отвечает требованиям концепции Минздрава России.
Лица, принимающие решения на уровне субъекта Федерации, муниципалитета, в должной мере не содей-
ствуют условиям повышения двигательной активности обучающихся, не способствуют тому, чтобы дети могли добраться до школы пешком, на велосипеде, скайте. Инфраструктура микрорайона в шаговой досуговой доступности ребенка (в районе школы, дома) по-прежнему далека от требований обеспечить естественную потребность детей в движении и безопасность. От лиц, принимающих решения на соответствующем уровне, зависит и организация спортивных соревнований, организованное рациональное, здоровое питание в школьной столовой.
Массовые коммуникации высокоэффективны при формировании здорового образа жизни детей и подростков [24], но им не уделяется должного внимания в субъектах Российской Федерации, не учитываются интересы, ожидания, проблемы, наиболее эффективные каналы коммуникаций для различных групп детского населения, отсутствует постоянная оценка воздействий, непрерывность этих коммуникаций. Для этой работы не выделяются соответствующие ресурсы. Лица, принимающие решения на уровне муниципалитета, района, субъекта, не вносят эти виды деятельности в бюджеты. Факт, что профилактические мероприятия дешевле лечения и реабилитации, никто не оспаривает, но формирование единой профилактической среды, здорового образа жизни требует средств.
Специалисты обращают внимание, что практически все средства здравоохранения вкладываются в высокотехнологичную медицину в ущерб первичной помощи, где должны начинаться и заканчиваться 80% всех клинических случаев. Совершенствование здравоохранения должно идти не за счет успехов клинической медицины, а обеспечиваться всей сложной и многоуровневой медицинской помощью с ее взаимосвязями, потребностями населения, маршрутами пациентов, этапностью [25].
Волонтерству в деле формирования здорового образа жизни также не уделяется должного внимания. Вместе с тем даже передача сведений, опыта в системе «старший - младшему», «равный - равному» более действенны, чем уроки и беседы педагогов и медицинских работников [26].
Заметен результат партнерства в формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний у детей центров здоровья для детей и образовательных организаций. Взаимодействие в сфере образовательной, профилактической, консультативной и аналитической деятельности между всеми заинтересованными сторонами способствует повышению эффективности работы по формированию здорового образа жизни в образовательных организациях.
Отсутствием должного внимания к проблеме формирования единого профилактического пространства в образовательных организациях со стороны руководителей субъектов Российской Федерации можно объяснить неисполнение приказа Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н в части формирования работоспособных отделений, могущих осуществлять профилактику школьно-обусловленных и хронических неинфекционных заболеваний детей, формирование здорового образа жизни детей по территориальному принципу в отношении обучающихся дошкольных образовательных организаций и учащихся школ и организаций среднего профессионального образования. В соответствии с приказом для медицинского обеспечения 2500 обучающихся должно быть сформировано отделение, насчитывающее 2,5 ставки врачей-педиатров, 1 врача по гигиене детей и подростков и 5 медицинских сестер. При этом
штаты могут варьировать в зависимости от численности детей дошкольного и школьного возраста, посещающих образовательные организации, и от включения или нет врачей-стоматологов и гигиениста стоматологического.
По-прежнему крайне слаба материально-техническая база отделений: они не располагают соответствующими помещениями и оснащением в медицинской организации, образовательных учреждениях.
В субъектах Российской Федерации не сформированы межведомственные (административные) комиссии по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний среди детей и подростков. Однако, принимая во внимание многоком-понентность системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний у детей и подростков, соответствующая координация работы в этой сфере необходима. К ней должны быть привлечены и родительские, пациентские, профессиональные некоммерческие организации региона, субъекта.
Система формирования здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях полностью поддержана профессиональным сообществом школьных медиков и гигиенистов детства, что неоднократно подчеркивалось на всероссийских научных форумах и находило отражение в резолюциях.
Профессиональное сообщество неоднократно обращало внимание, что в соответствии с положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2012-2017 гг. федеральные органы исполнительной власти, руководители субъектов Российской Федерации должны принять исчерпывающие меры в сфере формирования здорового образа жизни детей и подростков. Они должны обеспечить:
- внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков, проведение мониторинга качества жизни детей; включение в государственный мониторинг системы образования адекватных показателей, характеризующих здоровье обучающихся, формирование здорового образа жизни;
- восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях, финансирование (со-финансирование) из средств федерального бюджета оснащения медицинских блоков отечественной диагностической техникой и аппаратно-программными комплексами для скрининг-оценки психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма;
- дальнейшее развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи, поддержку успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи;
- переподготовку медицинских кадров по вопросам оказания медицинской помощи обучающимся, использование новых технологий ранней диагностики и профилактики заболеваний, распространенных среди обучающихся, отклонений в их физическом и нервно-психическом развитии, в том числе с использованием дистанционных форм подготовки. Для этого прежде всего необходимо по новой современной учебной программе подготовить преподавательский состав кафедр, занятых ППО школьных врачей;
- внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции, обеспечение здорового и активного досуга, в том числе, для проживающих в малых городах и сельской местности;
- доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей;
- финансирование социальной пропаганды здорового образа жизни детей и подростков средствами массовых коммуникаций;
- должное число медицинских кадров, работающих в образовательных организациях и адекватную оплату труда медицинских работников отделений медицинской помощи обучающимся.
Заключение
Система формирования здорового образа жизни детей и подростков, призванная в комплексе влиять на стиль поведения и образ жизни подрастающего поколения, в должной мере не функционирует ни на уровне образовательных учреждений, ни на уровне муниципалитетов.
Формирование единой профилактической среды идет крайне медленно и не комплексно, а лишь по отдельным направлениям. 95,2% родителей школьников не обращаются к педиатру в детскую поликлинику по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей.
Деятельность органов власти и руководителей образовательных и медицинских организаций по формированию здорового образа жизни детей и созданию единого профилактического пространства в образовательных организациях действительно должна быть межсекторальной и осуществляться на основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. по следующим направлениям:
- постоянный мониторинг основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков, мониторинг качества жизни детей;
- восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях и оснащение медицинских блоков отечественной диагностической техникой и аппаратно-программными комплексами для скрининг-оценки психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма;
- доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей;
- финансирование социальной пропаганды здорового образа жизни детей и подростков средствами массовых коммуникаций;
- обеспечение школьного здравоохранения должным количеством медицинских кадров, обеспечивающих реальный и равноправный доступ обучающихся к медицинской профилактической помощи, с адекватной оплатой их труда.
Лите р атур а
1. Баль Л.В., Михайлов А.Н., Гундаров И.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни. Гигиена и
санитария. 2014; 4: 70.
2. Епоян Т.А. Эффективные школьные образовательные про-
граммы по репродуктивному здоровью обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 2: 4-13.
3. Кучма В.Р. Межсекторальное взаимодействие при формировании здорового образа жизни детей и подростков: проблемы и пути решения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 4-9.
4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Звездина И.В. Основные направления взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 5-13.
5. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни российских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 27-33.
6. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России. Гигиена и санитария. 2011; 4: 53-8.
7. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Современные направления профилактической работы в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 6: 107-11.
8. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 10-6.
9. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Седова А.С., Сазанюк З.И., Александрова И.Э. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 46-9.
10. Храмцов П.И., Крымский Е.Ф. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы. Школа здоровья. 2011; 2: 38-65.
11. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. М.; 2012. Available at: http://base.garant.ru/70183566/.
12. Кучма В.Р. Современная модель деятельности медицинских организаций по профилактике заболеваний воспитанников и обучающихся, состояний, обусловленных жизнедеятельностью детей. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 1: 4-10.
13. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 3: 4-9.
14. Кучма В.Р., Звездина И.В., Храмцов П.И. Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся. М.: НЦЗД РАМН; 2012.
15. Баранов А.А., ред. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей. М.: Союз педиатров России; 2012.
16. Корсунский А.А., Кротин П.Н., Куликов А.М. Клиники, дружественные к подросткам и молодежи, в Российской Федерации: инициатива, опыт, результат, сотрудничество, устремленность в будущее. М.: ЮНИСЕФ; 2010.
17. Куликов А.М. Клиники, дружественные к молодежи - новая форма медико-социальной помощи подросткам. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 2: 14-7.
18. Кучма В.Р., ред. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Руководство по школьной медицине. М.: НЦЗД РАМН; 2012.
19. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М.: ООО Издательство Яуза; 2001. Available at: http://modernlib.ru/books/ kuznecov_igor_nikolaevich/informaciya_sbor_zaschita_analiz_ uchebnik_po_informacionnoanaliticheskoy_rabote/read.
20. Ракитов А.И., Бондяев Д.А., Романов И.Б., Егоров С.В.,
Щербаков А.Ю. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков. М.; 2009.
21. Кучма В.Р., Храмцов П.И., ред. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.: ФГБНУ НЦЗД; 2012.
22. Баранов А.А., Кучма В.Р. Руководство по применению автоматизированных технологий скрининг диагностики нарушений здоровья детей в образовательных учреждениях. М.-СПб.: РОШУМЗ; 2010.
23. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников динамике обучения с 1-го по 9-й класс. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 48-53.
24. Алексеева Е.Г. Оценка эффективности массовых коммуникаций как популяционной стратегии медицинской профилактики рискованного сексуального поведения подростков и молодежи: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2013.
25. Кучма В.Р., Куликов А.М., Хмыров А.В. Профилактическая работа волонтеров в школе. М.: НЦЗД РАМН; 2013.
26. Комаров Ю.М. Новая стратегия со старыми дырками. Available at: http://alla-astakhova.ru/novaya-strategiya-so-starymi-dyrkami-4/.
References
1. Bal' L.V., Mikhaylov A.N., Gundarov I.A. On motivations of adolescents to promote a healthy lifestyle. Gigiena i sanitariya. 2014; 4: 70. (in Russian)
2. Epoyan T.A. Effective school-based educational programmes on reproductive health. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny izdorov'ya. 2014; 2: 4-13. (in Russian)
3. Kuchma V.R. Inter-sectoral collaboration in the formation of a healthy lifestyle of children and teenagers: problems and solutions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2014; 3: 4-9. (in Russian)
4. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Zvezdina I.V. Main directions of interaction between educational institutions and health centers for children in developing a healthy lifestyle. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2012; 1: 5-13. (in Russian)
5. Sokolova S.B., Kuchma V.R. Promoting healthy lifestyle of russian schoolchildren. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny izdorov'ya. 2013; 3: 27-33. (in Russian)
6. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Scientific-and-methodic bases of adolescents' health protection and promotion in Russia. Gigiena i sanitariya. 2011; 4: 53-8. (in Russian)
7. Kuchma V.R., Milushkina O.Yu., Bokareva N.A., Skoblina N.A. Modern trends of preventive work in educational institutions. Gigiena i sanitariya. 2014; 6: 107-11. (in Russian)
8. Rapoport I.K., Sokolova S.B., Chubarovskiy V.V. Morbidity of schoolchildren and problems of creation of preventive environment in educational institutions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2014; 3: 10-6. (in Russian)
9. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Sedova A.S., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E. et al. Prevention of health impairments in schoolchildren during learning. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 46-9. (in Russian)
10. Khramsov P.I. Krymskiy E.F. Diagnosis, prevention and rehabilitation of students with disorders and diseases of the musculoskeletal system. Shkola zdorov'ya. 2011; 2: 38-65. (in Russian)
11. The National Strategy for Action for Children 2012-2017. Approved by Decree of the President of the Russian Federation dated June 1, 2012 № 761. Moscow; 2012. Available at: http:// base.garant.ru/70183566/ (in Russian)
12. Kuchma V.R The modern model of medical organizations on prevention of students' diseases, states associated with the vital activity of children. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny izdorov'ya. 2014; 1: 4-10. (in Russian)
13. Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Rapoport I.K. Health care of children in educational facilities of the russian federation: problems and means of resolution. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2014; 3: 4-9. (in Russian)
14. Kuchma V.R., Zvezdina I.V., Khramtsov P.I. Guidelines for the Development of Interaction between Educational Institutions with Health Centers for Children to Promote Healthy Lifestyles among Students [Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy s tsentrami zdorov'ya dlya detey po formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni sredi obuchayushchikhsya]. Moscow: NTsZD RAMN; 2012. (in Russian)
15. Baranov A.A., ed. Preventive Pediatrics: A Guide for Physicians [Profilakticheskaya pediatriya: Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russian)
16. Korsunskiy A.A., Krotin P.N., Kulikov A.M. Friendly Clinics Adolescents and Young People in the Russian Federation: the Initiative, Experience, Results, Cooperation, Aspiration into the Future [Kliniki, druzhestvennye k podrostkam i molodezhi, v Rossiyskoy Federatsii: initsiativa, opyt, rezul 'tat, sotrudnichestvo, ustremlennost' v budushchee]. Moscow: YuNISEF; 2010. (in Russian)
17. Kulikov A.M. Youth-friendly health services - new form of medical and social care for adolescents. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2014; 2: 14-7. (in Russian)
18. Kuchma V.R., ed. Medical Maintenance of Children in Preschool, Educational Institutions and Institutions of Primary and Secondary Vocational Education. Guidelines for School Medicine. [Meditsinskoe obespechenie detey v doshkol'nykh, obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh i uchrezhdeniyakh nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya. Rukovodstvo po shkol'noy meditsine]. Moscow: NTsZD RAMN; 2012. (in Russian)
19. Kuznetsov I.N. Information: Collection, Protection, Analysis. Tutorial on information and Analysis [Informatsiya: sbor, zashchita, analiz. Uchebnik po informatsionno-analiticheskoy rabote]. Moscow: OOO Izdatel'stvo Yauza; 2001. Available at: http://modernlib.ru/books/kuznecov_igor_nikolaevich/ informaciya_sbor_zaschita_analiz_uchebnik_po_ informacionnoanaliticheskoy_rabote/read (in Russian)
20. Rakitov A.I., Bondyaev D.A., Romanov I.B., Egorov S.V., Shcherbakov A.Yu. System Analysis and Analytical Studies: a Guide for Professional Analysts [Sistemnyy analiz i analiticheskie issledovaniya: rukovodstvo dlya professional'nykh analitikov]. Moscow; 2009. (in Russian)
21. Kuchma V.R., Khramcov P.I., ed. Guidelines for the Diagnosis and Prevention of School-related Diseases, Improvement of Children in Educational Institutions. [Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkol'no obuslovlennykh zabolevaniy, ozdorovleniyu detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh]. Moscow: FGBNU NTsZD; 2012. (in Russian)
22. Baranov A.A., Kuchma V.R. Guidance on the Application of Automated Technology Screening Diagnosis of the Health of Children in Educational Institutions [Rukovodstvo po primeneniyu avtomatizirovannykh tekhnologiy skrining diagnostiki narusheniy zdorov'ya detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh]. Moscow-St. Petersburg: ROShUMZ; 2010. (in Russian)
23. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. The morbidity of moscow schoolchildren in the dynamics of the learning from the first to the ninth grade (longitudinal study). Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 48-53. (in Russian)
24. Alekseeva E.G. Evaluating the Effectiveness of Mass Communication as a Population Strategy of Medical Prevention of Risky Sexual Behavior Among Adolescents and Youth: Diss. Moscow; 2013. (in Russian)
25. Kuchma V.R., Kulikov A.M., Khmyrov A.V. Preventive Work of Volunteers at the School [Profilakticheskaya rabota volonterov v shkole]. Moscow: NTsZD RAMN; 2013. (in Russian)
26. Komarov Yu.M. The new strategy with the old holes. Available at: http://alla-astakhova.ru/novaya-strategiya-so-starymi-dyrkami-4/ (in Russian)
Поступила 19.03.15