Научная статья на тему 'Профилактика в условиях общеобразовательного учреждения: возможности и реальность'

Профилактика в условиях общеобразовательного учреждения: возможности и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
631
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФАКТОРЫ РИСКА / ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / PROPHYLAXIS / MEDICAL EXAMINATIONS / HEALTHY LIFESTYLE / RISK FACTORS / DISPENSARY SUPERVISION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CHILDREN AND TEENS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлева Татьяна Владимировна, Иванова Анна Аркадьевна, Альбицкий Валерий Юрьевич

Образовательная среда часто выступает как мощный фактор риска развития негативных отклонений в состоянии здоровья детей, поскольку воздействие факторов риска школьно-обусловленных болезней усугубляется постоянством влияния в течение всего периода обучения. У современных школьников чаще выявляются пограничные психические расстройства, нарушения со стороны органов зрения и костно-мышечной системы, нарушения физического развития, патология со стороны желудочно-кишечного тракта, частые острые респираторно-вирусные инфекции. В статье приведен комплекс мероприятий, входящих в медико-профилактическое направление деятельности образовательного учреждения, а также определены основные направления работы врача отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательном учреждении. Особое внимание уделено выявлению факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе школьно-обусловленных, работе психолога и формированию мотивации к здоровому образу жизни у учащихся и воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковлева Татьяна Владимировна, Иванова Анна Аркадьевна, Альбицкий Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention care in educational institution: opportunities and reality

The article presents the complex of measures which is included in the medical and prophylactic activity of the educational institutions as well as the main work directions ofpediatrician of the department of medical assistance to minors in the educational institution. Particular attention is paid to the identification of chronic non-communicable diseases ’ risk factors, including school risk factors, the psychologist's consultations, and motivation for the healthy lifestyle formation in children and teens.

Текст научной работы на тему «Профилактика в условиях общеобразовательного учреждения: возможности и реальность»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.2:616-084:371.7

Яковлева Т.В.1, Иванова А.А.1, Альбицкий В.Ю.1'2

ПРОФИЛАКТИКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛЬНОСТЬ

1ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; 2«Научный центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Образовательная среда часто выступает как мощный фактор риска развития негативных отклонений в состоянии здоровья детей, поскольку воздействие факторов риска школьно-обусловленных болезней усугубляется постоянством влияния в течение всего периода обучения. У современных школьников чаще выявляются пограничные психические расстройства, нарушения со стороны органов зрения и костно-мышечной системы, нарушения физического развития, патология со стороны желудочно-кишечного тракта, частые острые респираторно-вирусные инфекции.

В статье приведен комплекс мероприятий, входящих в медико-профилактическое направление деятельности образовательного учреждения, а также определены основные направления работы врача отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательном учреждении. Особое внимание уделено выявлению факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе школьно-обусловленных, работе психолога и формированию мотивации к здоровому образу жизни у учащихся и воспитанников.

Ключевые слова: профилактика; диспансеризация; донозологическая диагностика; здоровый образ жизни; факторы риска; диспансерное наблюдение; образовательное учреждение; дети и подростки. Для цитирования: Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Профилактика в условиях общеобразовательного учреждения: возможности и реальность. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (4): 244-248. DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19 (4)-244-248

Yakovleva T.V.1, IvanovaA.A.1, Albitskiy V.Yu.1,2

PREVENTION CARE IN EDUCATIONAL INSTITUTION: OPPORTUNITIES AND REALITY

'N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, 1, Ostrovitaynova str. Moscow, 119121, Russian Federation; 2Scientific Centre of Children's Health, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

The article presents the complex of measures which is included in the medical and prophylactic activity of the educational institutions as well as the main work directions ofpediatrician of the department of medical assistance to minors in the educational institution. Particular attention is paid to the identification of chronic non-communicable diseases ' risk factors, including school risk factors, the psychologist's consultations, and motivation for the healthy lifestyle formation in children and teens.

Keywords: prophylaxis; medical examinations; healthy lifestyle; risk factors; dispensary supervision; educational institutions; children and teens

For citation: Yakovleva T.V., IvanovaA.A., Albitskiy V.Yu. Prevention care in educational institution: opportunities and reality. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal) 2016; 19(4): 244-248. (In Russ.). DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19(4)-244-248

For correspondence: Anna A Ivanova MD, PhD, DSci., Professor of the Department of policlinic and social pediatrics of the Faculty of additional professional education of the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, E-mail: [email protected] Information about authors:

Albitskiy V.Yu., http://orcid.org/0000-0003-4314-8366

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 28.04.2016 Accepted 20.05.2016

.✓^-^азвитие школьной гигиены в России протекало са-( Д^мобытно, хотя ее элементы были известны русскому народу еще в далекой древности. Лишь в XVII веке в Московском государстве появились азбуковники, в которых помещался не только учебный материал, но и школьные правила, указания учителям и различные сведения о внутреннем распорядке школы, школьном режиме и быте «учащих» и учащихся. Законодательным путем обязательность наличия при учебных заведениях

Для корреспонденции: Иванова Анна Аркадьевна, доктор мед. наук, проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, e-mail: [email protected]

врачей была регламентирована Петром I в 1721 г., когда был опубликован «Духовный регламент», в котором общеобразовательные мероприятия сочетались с оздоровительными.

Со второй половины XVIII века идеи школьной гигиены стали постепенно получать признание и рассматриваться как обязательный компонент учебно-воспитательной работы (Бецкий И.И., 1766; Франк И.П., 1779, 1780; Писарев Д.И., 1865 и др.). В начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман ввел понятие "школьные болезни", возникновение которых обусловлено организацией учебно-воспитательного процесса детей [1-4].

Russian pediatric journal. 2016; 19(4) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-4-244-248

_245_

SOCIAL PEDIATRICS

•Обеспечение нормативной методической документацией

-Методическое сопровождение профилактической работы

• Материально-техническое обеспечение кабинетов, спортивных залов, столовой и др. (создание условий)

В настоящее время, несмотря на более чем столетнее существование, проблема школьно-обусловленных болезней остается, а многочисленные научные исследования свидетельствуют об изменении и расширении их структуры [5-7]. Так, у современных школьников чаще выявляются пограничные психические расстройства, нарушения со стороны органов зрения и костно-мышечной системы, нарушения физического развития, патология со стороны желудочно-кишечного тракта, частые острые респираторно-вирусные инфекции.

Образовательная среда часто выступает как мощный фактор риска развития негативных отклонений в состоянии здоровья детей, поскольку воздействие факторов риска школьно-обусловленных болезней усугубляется комплексностью и постоянством влияния в течение всего периода обучения [8, 9].

В связи с вышесказанным вопрос о том, можно ли обучать детей так, чтобы сохранять и даже укреплять их здоровье, является крайне актуальным.

Ответ «да» возможен только при наличии медицинского обеспечения учебного заведения и при интеграции медицинского кабинета в образовательное пространство.

В основу работы врача отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательном учреждении (по старой номенклатуре - дошкольно-школьного отделения) должна быть положена формула из трех «П»: просвещение - пропаганда - профилактика. Школьный врач - единственный специалист, который анализирует влияние учебного процесса на состояние здоровья организованных детей и дает конкретные рекомендации. Безусловно, это требует определенной квалификации, использования новых специальных методик, направленных на выявление школьных факторов риска, факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, определение адаптационных возможностей учащегося (воспитанника) и формирование у него мотивации и навыков ведения здорового образа жизни [9, 10]. Скрининговое обследование, доказавшее свою медицинскую и экономическую эффективность, должно проводиться средним медицинским персоналом, а анализ полученных результатов - врачом.

Однако значительная часть медицинского персонала, занятая сегодня в системе школьной медицины, опирается на рутинные подходы и испытывает трудности в работе, обусловленные, как правило, отсутствием стандартов оснащения медицинских кабинетов, современных навыков обследования и гигиенического обучения детей, недостаточной преемственностью с другими специалистами амбулаторного звена, а именно с участковыми педиатрами и врачами центров здоровья для детей и, что крайне важно, родителями [10, 11].

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС

1 1 1

Реабилитационно-оздоровительный блок Профилактический блок Санитарно-гигиенический блок

—ЛФК (АФК) —Занятия с психологом —Профессиональное консультирование — Вакцинация — Профилактика туберкулеза — Диспансеризация — Выявление факторов риска — Контроль сан.-эпид. режима — Контроль проф. осмотров сотрудников — Контроль организации питания

м^Хсмй&ло'к Информационно-образовательный блок

—Формирование мотивации к ЗОЖ:

- «школы здоровья» по ведущим компонентам ЗОЖ;

- размещение результатов диспансеризации

и донозологической диагностики в электронном дневнике ребенка;

- размещение информации по ЗОЖ на сайте ОУ;

- спортивные/творческие мероприятия с родителями

—Тематические семинары для учителей/воспитателей по вопросам охраны здоровья детей

Блоки работы медико-профилактического комплекса в образовательном учреждении.

Более того, опыт работы ряда школ, расположенных в различных регионах России, доказал, что создание благоприятной образовательной среды с использованием здоровьесберегающих технологий способствует не только приобретению прочных знаний учащимися, но и укреплению их здоровья и формированию мотивации к здоровому образу жизни [9, 11].

Комплекс мероприятий, входящих в медико-профилактическое направление деятельности образовательного учреждения, условно можно разделить на пять блоков (см. рисунок). Рассмотрим каждый из них более подробно.

I. Профилактический блок

Внедряя новые технологии в современную профилактику, мы не должны забывать о принципах советской профилактической системы, доказавших свою высокую эффективность. Прежде всего это касается оказания медицинских услуг без отрыва от производства - здоровье на рабочем месте, т. е. в условиях учебного заведения. В данном случае речь идет о вакцинации, профилактике туберкулеза, диспансеризации (в том числе донозологи-ческой диагностике), а также выявлении факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), в том числе школьно-обусловленных [12].

Необходимо отметить, что мониторинг школьных факторов риска проводится в индивидуальном порядке совместно с психологом в виде тестирования и последующего консультирования, тогда как мониторинг факторов риска ХНИЗ допустимо проводить в массовом порядке в виде анкетирования и лабораторных исследований, но с обязательным привлечением специалистов центра здоровья для детей. После этого специалисты расставляют акценты в просветительской работе и определяют целенаправленность «школ здоровья» по ведущим компонентам здорового образа жизни (ЗОЖ), после чего ребенок/подросток проходит аппаратное исследование функциональных резервов организма, не позволяющее скрыть или аггравировать проявления патологических состояний [9, 12, 13].

С целью повышения эффективности работы в данном

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

направлении часть методик, которые проводятся специалистами центров здоровья, - анализ вариабельности сердечного ритма, биоимпедансометрия, спирометрия, газоанализ и др. вынесены на уровень медицинских кабинетов образовательных учреждений. Особую актуальность это имеет при отсутствии шаговой доступности или мобильных комплексов центров.

Скрининговые исследования, ранее проводимые в образовательных учреждениях, - оценка физического развития, осанки, остроты зрения, результатов теста Малиновского, слухового анализатора, плантографии, динамометрии, показателей артериального давления не потеряли своей актуальности и сегодня.

II. Информационно-образовательный блок

Этот блок является одним из самых сложных, поскольку направлен на формирование мотивации к ЗОЖ у учащихся/воспитанников. С этой целью первично необходимо разработать обучающие программы по ведущим компонентам здорового образа жизни, адаптированные к возрасту, а в ряде случаев и к полу ребенка. Данные программы должны учитывать особенности целевых групп, не носить нотационного характера, а самое главное - реализоваться специалистами, имеющими соответствующую квалификацию [10, 12, 13].

Проведенные исследования показывают, что 85,5% воспитателей детских дошкольных учреждений, 85,8% педагогов общеобразовательных школ и 68% преподавателей средних специальных профессиональных учебных заведений проходят подготовку по вопросам здоро-вьесберегающего поведения детей, однако, по мнению руководителей этих образовательных учреждений, она не соответствует требованиям времени.

Огромное значение в наши дни имеют информационные технологии. На сайте большинства учреждений имеется модуль «Программа по ЗОЖ», в котором приводится перечень проводимых мероприятий данного направления. Однако назвать эту деятельность «программой» нельзя, поскольку последняя подразумевает учет возрастно-половых и поведенческих особенностей учащихся, должна иметь определенные экономические расчеты и финансовое обеспечение, маркеры эффективности, ориентированность на объекты межотраслевой интеграции, т. е. соответствовать даже требованиям «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ...», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 594 от 26.06.1995 г. Тем не менее даже при отсутствии четко сформулированных программ в тех образовательных учреждениях, где ведется просветительская работа по ЗОЖ, проводятся спортивные и/ или творческие мероприятия с привлечением родителей, значительно сократилось число учащихся с низким уровнем знаний по вопросам здоровьесбережения, а также снизился уровень общей заболеваемости детей и подростков [12].

III. Реабилитационно-оздоровительный блок

Мероприятия этого блока включают занятия с психологом, лечебную физическую культуру - ЛФК (при возможности - адаптивную физическую культуру - АФК), а также профессиональное консультирование подростков.

Каждый ребенок вне зависимости от имеющегося диагноза и/или инвалидности в период ремиссии должен иметь физическую нагрузку в условиях посещаемого им образовательного учреждения [9]. В 2012 г. экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации были разработаны методические

рекомендации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений. Для занятий физической культурой обучающиеся/воспитанники распределяются на 4 медицинские группы: основную (при отсутствии или незначительных отклонениях в состоянии здоровья), подготовительную (при незначительных отклонениях в состоянии здоровья, часто болеющие, после перенесенных заболеваний, травм), специальную (оздоровительную) «А» и специальную (реабилитационную) «Б» (при выраженных отклонениях в состоянии здоровья).

Занятия с группой «Б» проводятся в медицинских учреждениях (детской поликлинике, врачебно-физкультурных диспансерах и др.), все остальные занятия должны проводиться в соответствии с разработанными учебными программами физического воспитания.

Профилактика и ранняя диагностика нервно-психических отклонений у детей и подростков - важные медико-социальные задачи, без решения которых невозможно гармоничное развитие личности, а также укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Выявление ранних признаков нарушений нервно-психического развития ребенка/подростка необходимо для своевременного проведения адекватных коррекци-онных мероприятий, для профилактики психосоциальной дезадаптации, личностных аномалий, т. е. с целью создания и разработки рациональных подходов медико-психолого-педагогических воздействий, которые должны опираться на единые для всех образовательных учреждений критерии [10, 11]. Медицинские работники образовательных учреждений должны получать от педагогов, психологов значимую психолого-педагогическую и социальную информацию об обучающихся/воспитанниках, весь объем которой анализируется и передается участковым педиатрам для обеспечения эффективного медицинского наблюдения [9].

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в системе школьного здравоохранения отмечается серьезный дефицит кадров психологической службы. Психологи присутствуют в 73,4% детских дошкольных учреждений, в 78,4% общеобразовательных школ (преимущественно городских) и в 67% средних специальных учебных заведений. При этом в большинстве случаев психолог школы работает один с детьми в возрасте от 7 до 17 лет.

Выбор профессии - важнейший шаг в жизни каждого человека. Однако при выборе профессии ни сами подростки, ни их родители не принимают во внимание имеющиеся нарушения здоровья и возможность его ухудшения в процессе трудовой деятельности, тогда как определенная профессия предъявляет конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности.

Актуальность подобного консультирования в наши дни обусловлена неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья подростков, увеличением требований к интенсивности и качеству труда, необходимостью самостоятельного трудоустройства выпускников по завершении общего и профессионального образования. Требуется четко объяснять и разъяснять подростку, что несоответствие личностных качеств требованиям выбранной специальности может привести к перегрузке нервной системы, а впоследствии и к возможному развитию заболеваний. В настоящее время около 80% учащихся 9-11 классов имеют ограничения в выборе про-

Russian pediatric journal. 2016; 19(4) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-4-244-248

SOCIAL PEDIATRICS

фессии в связи с отклонениями в состоянии здоровья, а 12-28% учащихся начальных профессиональных учреждений имеют прямые медицинские противопоказания к выбранным изучаемым профессиям [5, 9, 14].

В соответствии с приказами Минздрава РФ J№ 186/272 от 30.06.1992 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и № 154 от 05.05.1999 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» работа по проведению профессиональной ориентации осуществляется врачами-педиатрами совместно с педагогами и психологами.

IV. Санитарно-гигиенический блок

Главные составляющие данного блока - это контроль трех позиций: санитарно-эпидемиологического режима, организации питания и профилактического осмотра сотрудников.

Согласно приложению 5 к «Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» [15], утверждено Положение об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, разработаны его функциональные обязанности, направленные на контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях. Однако на практике врачей данной квалификации в образовательных учреждениях работают лишь единицы по всей России, поэтому de facto вышеперечисленные обязанности продолжают выполнять педиатры образовательных учреждений.

Медицинскому персоналу школы необходимо активизировать работу по профилактике и пропаганде здорового образа жизни не только среди учеников, но и среди учителей. Углубленные обследования педагогов выявили, что только 3,7% из них здоровы, 93% учителей отмечают, что профессия ухудшает здоровье, и лишь 20% регулярно обращаются в медицинские учреждения за консультациями (Жданова Л.А. и соавт., 2012). Многие учителя имеют повышенную эмоциональную возбудимость и тревожность, признаки профессионально-эмоционального "выгорания", что способствует возникновению конфликтов в школьной среде и неадекватному отношению к ученикам [16].

V. Организационно-методический блок

Данный блок, согласно названию, призван обеспечить методическое сопровождение и материально-технические условия для ведения эффективной профилактической деятельности.

В настоящее время в стране разработана серьезная нормативно-правовая база по защите интересов детей в сфере охраны здоровья, приняты соответствующие программы, внедряются инновационные технологии профилактики, проводится подготовка кадров в области медико-профилактического дела [18-23]. Однако не все руководители и педагоги образовательных учреждений ознакомлены с данными мероприятиями и в точности понимают их значимость.

Эффективная профилактическая работа невозможна без создания условий для ее проведения. Профилактика, являясь самым малозатратным видом оказания медицинской помощи, тоже требует материальных вложе-

ний. Для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни у обучающихся требуется наличие современно оборудованных спортивных залов и площадок на территории образовательного учреждения, создание оздоровительных лагерей в каникулярный период, полный охват горячим питанием, оснащение медицинских кабинетов в соответствии с принятыми стандартами. Стимулирование личной мотивации детей и подростков к активным занятиям спортом и творчеством должно быть подкреплено системой поощрения (грантами).

Многоаспектность проблемы сохранения здоровья организованных детей и подростков требует создания единой организационной структуры профилактической работы в образовательных учреждениях всех типов. Совместная деятельность учреждений амбулаторного звена (детских поликлиник, центров здоровья для детей) и учебных заведений должна носить четкий однонаправленный характер, базироваться на единых критериях эффективности. Только планомерные действия, направленные на увеличение объемов санитарно-просветительской работы, выявление факторов риска ХНИЗ (в том числе школьно-обусловленных), функциональных нарушений организма ребенка/подростка на ранней стадии, формирование мотивации к ЗОЖ, позволят существенно повысить качество профилактической работы и определить ее приоритеты на всех этапах обучения детей.

Конфликт интересов. Авторы подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эрисман Ф.Ф. Классные столы в наших учебных заведениях. Научно-методический журнал для родителей и воспитателей. М.; 1896.

2. Эрисман Ф.Ф. Из области школьной гигиены: Санитарная обстановка учебных заведений. М.; 1895.

3. Эрисман Ф.Ф. Влияние школ на происхождение близорукости. По наблюдениям над учащимися в учебных заведениях в С.Петербурге. СПб.; 1870.

4. Эрисман Ф.Ф. Проект образцовой классной комнаты. Труды комиссии педагогического музея военно-учебных заведений по школьной гигиене. 1876.

5. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012; 91 (3): 9-14.

6. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Котова Н.В., Кисилева А.С., Балеева Т.В., Ашина М.В., Платонова Т.В. Динамика состояния здоровья городских школьников (1980-2012 гг.). Медицинский альманах. 2014; (2): 88-91.

7. Кулакова Е.В., Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Кузмичев Ю.Г. Заболеваемость детей школьного возраста в условиях крупного города по данным обращаемости. Медицинский альманах. 2015; 2 (37): 74-6.

8. Сухарева Л.М. Актуальные проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков в развитии научной платформы «Профилактическая среда». Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (3): 10-2.

9. Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Шелонина О.А., Цыренова Н.М., Комм Н.А., Иванова А.А. Образовательная среда и здоровье учащихся. М.: МИОО ОАО «Московские учебники; 2009.

10. Яковлева Т.В., Баранов А.А., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Организационные принципы и технологии профилактики XXI века. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2014; 22 (6): 3-9.

11. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации / Под ред. Т.В. Яковлевой, В.Ю. Альбицкого. М.: ООО «М-Студио»; 2011.

12. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Рос. педиатр. журн. 2015; 18 (3): 28-31.

13. Сухарев А.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в детском возрасте. Школа здоровья. 2012; (2): 3-9.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

14. Андреев А.А., Фомичева Д.С. Влияние типа личности на выбор будущей специальности. В кн.: Материалы IVВсероссийского конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий». СПб.; 2014: 11-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Приказ МЗ РФ от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (зарег. В Минюсте РФ 17 января 2014 г.)». М; 2014.

16. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Ширстов Д.А. Психосоматический подход к коррекции нарушений здоровья у женщин - педагогов общеобразовательных школ. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; (16): 60-1.

17. Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство / Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014.

18. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2011; 11 (2): 7-11.

19. ФЗ-15 от 23.02.13 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». М.; 2013.

20. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р). М.; 2010.

21. Указ Президента РФ № 690 от 09.06.2010 г. «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». М.; 2010.

22. Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г. «Об утверждении национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы». М.; 2012.

23. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации (утверждены распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1873-р). М.; 2010.

REFERENCES

1. Erisman F.F. Classroom Desks in our Schools. [Klassnye stoly v nashish uchebnykh zavedeniyakh. Nauchno-metodicheskiy zhurnal dlya roditeley i vospitateley]. Moscow; 1896. (in Russian)

2. Erisman F.F. From the Field of School Health: Health Environment Education. Moscow; 1985. (in Russian)

3. Erisman F.F. Influence of Schools on the Origin of Myopia. According to the Observations of Students in Educational Institutions in St. Petersburg. [Vliyanie shkol na proiskhozhdenie blizorukosti]. St. Petersburg; 1870. (in Russian)

4. Erisman F.F. The Project of a Classroom Model. [Proekt obraztsovoy klassnoy komnaty. Trudy komissii pedagogicheskogo muzeya voenno-uchebnykh zavedeniy po shkol'noy gigiene]. 1876. (in Russian)

5. Baranov A.A. Health status of children in Russian Federation. Pediatriya. 2012; 91 (3): 9-14. (in Russian)

6. Bogomolova E.S., Kuzmichev Yu.G., Kotova N.V., Kisileva A.S., Baleeva T.V., Ashina M.V., Platonova T.V. The Dynamics of the health status of urban schoolchildren (1980-2012). Meditsinskiy al'manakh. 2014; (2): 88-91. (in Russian)

7. Kulakova E.V., Bogomolova E.S., Badeeva T.V., Kuzmichev Yu.G. Morbidity of school - age children in a large city according to the negotiability. Meditsinskiy al'manakh. 2015; 2 (37): 74-6. (in Russian)

8. Sukhareva L.M. Health care and protection issues for children and adolescents in the development of the scientific platform "Preventive environment". Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2015; 3: 10-2. (in Russian)

9. Ignatova L.F., Stan V.V., Shelonina O.A., Tsyrenova N.M., Komm N.A., Ivanova A.A. Educational Environment and the Students' Health. Moscow: MIoo oAo "Moskovskie uchebniki; 2009. (in Russian)

10. Yakovleva T.V., Baranov A.A., Ivanova A.A., Al'bitskiy V.Yu. Organizational principles and prophylaxis technologies of XXI century. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2014; 6 (22): 3-9. (in Russian)

11. Problems and ways of healthy lifestyle ofpeople in the Russian Federation / Eds T.V. Yakovleva, V.Yu. Albitskiy. Moscow: OOO "M-Studio"; 2011. (in Russian)

12. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Albitskiy V.Yu. Mechanisms of formation of the uniform preventive environment in the Russian Federation. Ros. pediatr. zhurn. 2015; 18 (3): 28-31. (in Russian)

13. Sukharev A.G. Creating incentives for healthy lifestyles in childhood. Shkolazdorov'ya. 2012; (2): 3-9. (in Russian)

14. Andreev A.A., Fomichev D.S. The Influence of personality type on choosing a future professiy. In: [Materialy IV Vserossiyskogo kon-gressapo shkol'noy i universitetskoy meditsine s mezhdunarodnym uchastiem "Okhrana zdorov'ya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti detey i podrostkov. Aktual'nye problemy, taktika i strategiya deyst-viy"]. St. Petersburg; 2014: 11-3. (in Russian)

15. Order of Ministry of Health of RF 11.05.2013, № 822n "OnApproval of the Provision of Medical Assistance to Minors, Including in the Period of Training and Education in the Educational Institutions". Moscow; 2014. (in Russian)

16. Zhdanova L.A., Boboshko I.E., Shirstov D.A. Psychosomatic approach to the correction of health problems in women - teachers of secondary schools. VestnikIvanovskoy meditsinskoy akademii. 2011; (16): 60-1. (in Russian)

17. Public Health andHealth Care: National Guidelines [Obshchestven-noe zdorov'e i zdravookhranenie: Natsional'noe rukovodstvo] / Eds V.I. Starodubova, O.P. Shchepina et al. Moscow: GEOTAR-Media; 2014. (in Russian)

18. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Al'bitskiy V.Yu. Preventive pediatrics - new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2011; 2 (11): 7-11. (in Russian)

19. The Federal Law-15 of23.02.13 "About Protection of Public Health from Influence of a Surrounding Tobacco Smoke and Consequences of Tobacco Consumption". Moscow; 2013. (in Russian)

20. The Concept of a State Policy on Decrease of Alcohol Abuse and Alcohol Prevention among the Population of the Russian Federation for the Period till 2020 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2009 № 2128-r). Moscow: 2009. (in Russian)

21. The Presidential Decree N 690from 09.06.2010 "On Approval of the Strategy of the State Anti-drug Policy of the Russian Federation till 2020". Moscow: 2010. (in Russian)

22. The Presidential Decree N 761 from 01.06.2012 "On Approval of the National Strategy of Actions in Interests of Children for 2012-2017". Moscow; 2012. (in Russian)

23. Principles of State Policy of the Russian Federation in the Field of Healthy Nutrition for the Period up to 2020 and Measures Plan for its Realization (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated October 25, 2010 № 1873-r). Moscow: 2010. (in Russian)

Поступила 28.04.16

Сведения об авторах:

Яковлева Татьяна Владимировна, доктор мед. наук, проф., зав. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова; Альбицкий Валерий Юрьевич, доктор мед. наук, проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, вед. науч. сотр. отдела социальной педиатрии ФГАУ НЦЗД Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.