УДК 61 ББК 51.1
DOI 10.24411/2587-4926-2018-10036
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕЛЬНИКОВ,
главный врач ГБУЗ «ДГП №81 ДЗМ» г. Москва
Аннотация. Важнейшей медико-социальной задачей и основой профилактической педиатрии любого общества и государства является управление формированием здоровья детей подрастающего поколения. Отмечающаяся распространенность факторов риска формирования здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности, образ жизни детей и подростков требуют обоснования и внедрения современного подхода к организации медицинской помощи в образовательных учреждениях. Проводимое изучение и анализ причин заболеваемости, разработка профилактических и лечебно-диагностических мероприятий важны не только для улучшения показателей здоровья школьников, но и с точки зрения прогнозируемого здоровья населения страны в будущем. Формирование у детей и подростков представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение ответственности за здоровье является основной задачей всего общества.
Ключевые слова: диспансерное наблюдение, здоровье детей и подростков, профилактика болезней, физическое развитие детей, медицинский кабинет школы, группы здоровья, физкультурные группы.
THE MODERN APPROACHES OF THE ORGANIZATION OF THE MEDICAL CARE TO CHILDREN AND TEENAGERS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
KIRILL V. MELNIKOV,
Chief Physician of the City Clinical Hospital «DGP No. 81 DZM», Moscow
Annotation. The major medico-social task and fundamentals of preventive pediatrics of any society and state is management of formation of health of children of younger generation. Noted abundance of risk factors of formation of health and development, increase in incidence and disability, a way of life of children and teenagers demand justification and introduction of the modern approach to the organization of a medical care in educational institutions. The carried-out studying and the analysis of the reasons of incidence, development of preventive and medical and diagnostic actions are important not only for improvement of indexes of health of school students, but also from the point of view of the predicted health of the population of the country in the future. Formation at children and teenagers of idea of health as values, motivations on maintaining a healthy lifestyle, strengthening of health, increase in responsibility for health is a primal problem of all society.
Keywords: dispensary observation, health of children and teenagers, prophylaxis of diseases, physical development of children, medical office of school, group of health, sports groups.
Для цитирования: Мельников К.В. Современные подходы организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018; 3(3):38-42. Doi 10.24411/2587-4926-2018-10036.
Одной из основных проблем любого государства была и остается проблема состояния здоровья детей и подростков, от решения которой зависит дальнейшее экономическое и социальное развитие общества [1—3].
За последние десятилетия в состоянии здоровья детей России сформировалась устойчивая отрицательная динамика.
Основными индикаторами уровня потери здоровья являются смертность, инвалидность и заболеваемость детского населения. И сведение их к минимуму в настоящее время является важнейшей задачей.
Формирование здорового образа жизни, профилактика болезней среди детей и подростков являются основной государственной целью, поставленной перед профильными министерствами и ведомствами на федеральном, региональном и местном уровнях, достижение которой возможно в медицинских кабинетах школ [4].
Решение данной проблемы возможно только при создании оптимальных условий обучения, организации постоянного контроля, за состоянием их здоровья и развития, регулярном проведении комплексных лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Таким образом, наметившаяся распространенность факторов риска формирования здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности, образ жизни подрастающего поколения требуют обоснования и внедрения современной модели организации медицинской помощи в образовательных учреждениях [5—10].
Материалом для создания такой модели являются нормативно-правовые документы в сфере профилактики неинфекционных болезней, многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению, ме-
дицинское обеспечение детей в образовательных организациях, современная организация питания детей в образовательных учреждениях [11—13].
И так, государственная политика нашей страны в области охраны здоровья детей направлена на развитие не только клинической, но и профилактической педиатрии, поскольку комплексное развитие системы сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей может обеспечить устойчивую позитивную динамику состояния здоровья детей в Российской Федерации. Современная Россия является лидером не только в практической профилактической работе по охране здоровья детей, но и в области научного обоснования, разработки и внедрения современных методов профилактики.
Основанием для реформирования школьной медицины является актуальная нормативно-правовая и информационно-методическая база оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях: Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» от 5 ноября 2013г. № 822н; Приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» от 10 августа 2017 г. № 514н; рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся, подготовленные Российским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ); санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях; руководства для медицинских и педагогических работников, подготовленные коллегами из различных научных и образовательных организаций [14—16].
Необходимо их применение в полном объеме во всех субъектах федерации. Они призваны обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся в образовательных учреждениях в сфере условий и организации образовательного процесса, питания, двигательной активности.
В настоящее время первичная медико-санитарная помощь в образовательных учреждениях включает: проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний; диспан-
серизацию здоровых и больных детей; динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка; медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников образовательных учреждений общего и коррекционного типов; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе и по вопросам формирования здорового образа жизни; врачебную консультацию и медицинскую профориентацию; медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе и т.д.
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях базируется на участковом принципе. Однако в отличие от участкового врача, который лечит ребенка в разгар болезни, врач образовательного учреждения ежедневно контактирует с детьми и имеет возможность их регулярного наблюдения и целенаправленного проведения, оздоровительных и превентивных лечебно-коррекционных мероприятий на индивидуальном и групповом уровнях. Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять массовые профилактические программы, в первую очередь в акцинопр о филактику.
Медицинский персонал, работающий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатах, в учебных заведениях профессионального образования проводит работу по формированию групп здоровья, групп риска в связи с поведением детей в области здоровья, медицинских групп для занятий физической культурой. Планирует собственно медицинскую деятельность, включающую: оценку функциональной готовности учащегося к различным видам учебной деятельности, в том числе в коррекционных классах и организациях с повышенным уровнем образования; профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний, включая вакцинацию; медицинский допуск к соревнованиям; оздоровление в период отдыха. Большое внимание уделяется работе по профилактике нарушений и заболеваний учащихся в процессе учебной занятости: профилактика заболеваний глаз, профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта, профилактика заболеваний костно-мышечной системы; обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; контролю условий и средств обучения в со-
ответствии с уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия; гигиеническому обучению; формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни; контролю готовности к учебному году и составление плана-графика работы на новый учебный год и т.д. При необходимости дети направляются к врачам-специалистам в медицинские организации.
В этой работе педиатру помогают и другие специалисты — педагоги, психологи, социальные работники, санитарные врачи и др.
В результате анализа данных профилактических осмотров дается комплексная оценка состояния здоровья ребенка на момент обследования. При этом учитывается острые заболевания, в том числе перенесенные ранее, возможность рецидива, вероятность возникновения нового заболевания, обусловленная наследственной предрасположенностью или условиями жизни. Обязательно учитываются данные проведенных ранее диагностических заболеваний, результаты доврачебного этапа, предшествовавшего настоящему осмотру.
Кроме того, для более правильной оценки состояния здоровья учитывается вариант клинического течения, стадия заболевания, а также степень сохранности (утраты) основных функций органов или систем, пораженных патологическим процессом.
Изучение и анализ причин заболеваемости, разработка профилактических и лечебно-диагностических мероприятий важны не только для улучшения показателей здоровья школьников, но и с точки зрения прогнозируемого здоровья населения страны в будущем.
Чрезвычайно важным требованиям к приведению мониторинга является то, что каждый врач-специалист, участвующей в осмотре, определяет группу здоровья ребенка в пределах своей компетенции. Группа здоровья должна определяться врачом-специалистом на основании анализа анамнестических данных, сведений, содержащихся в медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов скрининг-обследования и собственного осмотра, а также инструментальных исследований [17; 18].
Отнесение больного ребенка или подростка к II, III IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом критериев и признаков, приведенных в приказе Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
от 10 августа 2017 г. № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
Особенности физического развития современных детей, наличие различных отклонений и хронических заболеваний у них требуют адекватного медицинского обеспечения детей, занимающихся физической культурой, спортом, участвующих в спортивных соревнованиях, сдающих нормы ГТО, в том числе медицинского допуска к этим мероприятиям. Ближе всего к этим мероприятиям, к ребенку и его проблемам, знанию состояния его здоровья находятся медицинские работники отделений медицинской помощи обучающимся [19].
Таким образом, действующая методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах позволяет формировать группы риска прогрессирования патологии и дает возможность целенаправленно осуществлять лечебно-оздоровительные и коррекцион-ные мероприятия, проводимые на индивидуальном и групповом уровнях.
В период каникул и подготовки к новому учебному году медицинские работники осуществляют гигиенический контроль педагогических инноваций и оценивают готовность образовательного учреждения к учебному году.
Анализ материалов этого этапа работы позволяет осуществить корректировку плана-графика работы на новый учебный год.
Таким образом, для реализации модели оказания медицинской помощи обучающимся необходимо: обеспечить внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков, проведение мониторинга качества жизни детей; обеспечить восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях; обеспечить доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей; ликвидировать дефицит медицинских кадров, работающих в образовательных организациях, существенно ограничивающий доступ обучающихся к профилактической помощи и т.д.
Формирование у детей и подростков представления о здоровье как ценности, мотивации на веде-
ние здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение ответственности за здоровье является одним из основных направлений работы всего общества. И создание партнерских отношений между педагогами, медицинскими работниками, родителями и детьми является основой решения данного вопроса.
Безусловно, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении. Кроме того, требуется возвращение в школы стоматологических кабинетов, так как, в детской стоматологии 90% — это профилактика. Именно в школах удобнее всего приобщать детей к соблюдению гигиены полости рта. Таким образом, актуальным является поиск новых путей и решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников (Морозов Д.А., 2017). И мы уверенны, что в ближайшем будущем из фактора риска здоровья школа превратится в фактор укрепления здоровья.
Литература
1. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Современные подходы к изучению заболеваемости детского населения // Рос. педиатр. журн. 2009. № 4. С. 7.
2. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 20052009 годы» / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, В.А. Туте-льян, Б.Т. Величковский. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
3. Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю. Современные тенденции роста, развития и здоровья школьников. Красноярск: Версо, 2008.
4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 1 июня 2012 г. № 761.
5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях // Вестник РАМН. 2012; (12):35-41.
6. Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения // Российский педиатрический журнал. 2009; (2):8-11.
7. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения // Российский педиатрический журнал. 2011; (3):46-9.
8. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Звездина И.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет // Гигиена и санитария. 2009; (2):21-6.
9. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Формирование здорового образа жизни российских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (3):27-33.
10. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России // Гигиена и санитария. 2011; (4):53-8.
11. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Терлец-кая Р.Н., Зелинская Д.И. Многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению // Вопросы современной педиатрии. 2014; 13(2):5-10.
12. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Здравоохранение Российской Федерации. 2014; (3):4-9.
13. Кучма В.Р., Маслов С.В. Современная организация питания детей в общеобразовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал. 2012; (5): 42-6.
14. Ракитов А.И., Бондяев Д.А., Романов И.Б., Егоров С.В., Щербаков А.Ю. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков. М., 2009.
15. Баранов А.А., Кучма В.Р. Руководство по применению автоматизированных технологий скрининг диагностики нарушений здоровья детей в образовательных учреждениях. М.-СПб., 2010.
16. Кучма В.Р. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: НЦЗД РАМН, 2012.
17. Профилактическая педиатрия. Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2012.
18. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Руководство для врачей. М., 2004.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ № 3-2018 =
Медицина и юриспруденция
19. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М., 2008.
References
1. Al'bitskiy V.Yu., ModestovA.A. Sovremennyye podkhody k izucheniyu zabolevayemosti detskogo na-seleniya // Ros. pediatr. zhurn. 2009. № 4. S. 7.
2. Novyye vozmozhnosti profilakticheskoy meditsiny v reshenii problem zdorov'ya detey i podrostkov Rossii. Kompleksnaya programma nauchnykh issledovaniy «Profilaktika naiboleye rasprostranennykh zabolevaniy detey i podrostkov na 2005-2009 gody» / A.A. Baranov, V.R. Kuchma, V.A. Tutel'yan, B.T. Velichkovskiy. 2-e izd., ispr. i dop. M.: GEOTAR-Media, 2008.
3. Gritsinskaya V.L., Galaktionova M.Yu. Sovremennyye tendentsii rosta, razvitiya i zdorov'ya shkol'ni-kov. Krasnoyarsk: Verso, 2008.
4. Natsional'naya strategiya deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody. 1 iyunya 2012 g. № 761.
5. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu, BokarevaN.A. Osnovnyye zakono-mernosti morfofunktsional'nogo razvitiya detey i podrostkov v sovremennykh usloviyakh // Vestnik RAMN. 2012; (12):35-41.
6. Zvezdina I.V., Sukhareva L.M., Zhigareva N.S. Osobennosti formirovaniya zdorov'ya mladshikh shkol'ni-kov v dinamike obucheniya // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; (2):8-11.
7. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A. i dr. Profilaktika narusheniy zdorov'ya shkol'nikov v protsesse obucheniya // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; (3):46-9.
8. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., BerezhkovL.F., Yampol'skaya Yu.A, Zvezdina I.V. Osobennosti zabolevayemosti moskovskikh shkol'nikov za posledniye 50 let // Gigiyena i sanitariya. 2009; (2):21-6.
9. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni rossiyskikh shkol'nikov // Vo-
prosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2013; (3):27-33.
10. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Nauchno-meto-dicheskiye osnovy okhrany i ukrepleniya zdorov'ya podrostkov Rossii // Gigiyena i sanitariya. 2011; (4):53-8.
11. Baranov A. A., Al'bitskiy V. Yu, Terletskaya R.N., Zelinskaya D.I. Mnogourovnevaya sistema okazaniya me-ditsinskoy pomoshchi detskomu naseleniyu // Voprosy so-vremennoy pediatrii. 2014; 13(2):5-10.
12. Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Rapoport I.K. Meditsinskoye obespecheniye detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh v Rossiyskoy Federatsii: problemy i puti resheniya // Zdravookhraneniye RF. 2014; (3):4-9.
13. Kuchma V.R., Maslov S.V. Sovremennaya or-ganizatsiya pitaniya detey v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; (5): 42-6.
14. Rakitov A.I., Bondyayev D.A., Romanov I.B., Egorov S.V., Shcherbakov A.Yu. Sistemnyy analiz i analiticheskiye issledovaniya: rukovodstvo dlya profes-sional'nykh analitikov. M., 2009.
15. Baranov A.A., Kuchma V.R. Rukovodstvo po primeneniyu avtomatizirovannykh tekhnologiy skrining diagnostiki narusheniy zdorov'ya detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. M.-SPb., 2010.
16. Kuchma V.R. Rukovodstvo po shkol'noy medit-sine. Meditsinskoye obespecheniye detey v doshkol'nykh, obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh i uchrezhdeniyakh nachal'nogo i srednego professional'nogo obra-zovaniya. M.: NTSZD RAMN, 2012.
17. Profilakticheskaya pediatriya. Rukovodstvo dlya vrachey / Pod red. A.A. Baranova. M., 2012.
18. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Otsenka zdorov'ya detey i podrostkov pri profilaktic-heskikh meditsinskikh osmotrakh: Rukovodstvo dlya vrachey. M., 2004.
19. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novyye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Rukovodstvo dlya vrachey. M., 2008.