Научная статья на тему 'Роль гигиенической науки в профилактике болезней и преморбидных состояний детей, обусловленных их обучением и воспитанием: декларации, практика и перспективы'

Роль гигиенической науки в профилактике болезней и преморбидных состояний детей, обусловленных их обучением и воспитанием: декларации, практика и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
675
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ / DISEASE PREVENTION / ЕДИНОЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / A SINGLE PREVENTIVE SPACE / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / ПРИОРИТЕТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION PRIORITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В.Р.

Формирование единой профилактической среды образовательных организаций идет крайне медленно, не комплексно, а по отдельным направлениям. Не обращаются к педиатру по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей 95,2 % родителей школьников. Деятельность органов власти и руководителей образовательных и медицинских организаций в образовательной среде должна быть межсекторальной и осуществляться по следующим направлениям: государственный подход к обеспечению гигиенической безопасности для детей педагогических инноваций; постоянный мониторинг поведенческих рисков, опасных для здоровья детей, мониторинг их качества жизни; восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях и оснащение их аппаратурой; внедрение современных технологий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях и санитарно-эпидемиологического надзора за ними; обеспечение школьного здравоохранения должным количеством медицинских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of hygienic science in prevention of diseases and childrens states due to their training and education: declarations, practice and prospects

Formation of a single prophylactic environment is very slow, not comprehensive, in some areas. 95.2 % of parents of school children do not go to a pediatrician on the prevention and strengthening of health of their children. The activities of the authorities and leaders of educational and health care organizations in educational institutions should be cross-sectoral and implemented in the following areas: national approach to hygienic safety for children of pedagogical innovations; constant monitoring of behavior risks that are dangerous for childrens health, monitoring their quality of life; recovery of medical offices in educational institutions and equipping them; introduction of modern technologies of sanitary and epidemiological welfare of students in educational institutions and sanitary-epidemiological supervision of them; providing school health with a proper amount of medical personnel.

Текст научной работы на тему «Роль гигиенической науки в профилактике болезней и преморбидных состояний детей, обусловленных их обучением и воспитанием: декларации, практика и перспективы»

4

ЗНиСО АВГУСТ №8 (269)

УДК 613.955

РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ БОЛЕЗНЕЙ И ПРЕМОРБИДНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИХ ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ: ДЕКЛАРАЦИИ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.Р. Кучма1,2

1ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия 2ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия

Формирование единой профилактической среды образовательных организаций идет крайне медленно, не комплексно, а по отдельным направлениям. Не обращаются к педиатру по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей 95,2 % родителей школьников. Деятельность органов власти и руководителей образовательных и медицинских организаций в образовательной среде должна быть межсекторальной и осуществляться по следующим направлениям: государственный подход к обеспечению гигиенической безопасности для детей педагогических инноваций; постоянный мониторинг поведенческих рисков, опасных для здоровья детей, мониторинг их качества жизни; восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях и оснащение их аппаратурой; внедрение современных технологий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях и санитарно-эпидемиологического надзора за ними; обеспечение школьного здравоохранения должным количеством медицинских кадров.

Ключевые слова: профилактика болезней, единое профилактическое пространство, факторы риска, приоритеты профилактики.

V.R. Kuchma □ THE ROLE OF HYGIENIC SCIENCE IN PREVENTION OF DISEASES AND CHILDREN'S STATES DUE TO THEIR TRAINING AND EDUCATION: DECLARATIONS, PRACTICE AND PROSPECTS □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia; SEI HPT «The First Sechenov Moscow State Medical University» under Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.

Formation of a single prophylactic environment is very slow, not comprehensive, in some areas. 95.2 % of parents of school children do not go to a pediatrician on the prevention and strengthening of health of their children. The activities of the authorities and leaders of educational and health care organizations in educational institutions should be cross-sectoral and implemented in the following areas: national approach to hygienic safety for children of pedagogical innovations; constant monitoring of behavior risks that are dangerous for children's health, monitoring their quality of life; recovery of medical offices in educational institutions and equipping them; introduction of modern technologies of sanitary and epidemiological welfare of students in educational institutions and sanitary-epidemiological supervision of them; providing school health with a proper amount of medical personnel. Key words: disease prevention, a single preventive space, risk factors, prevention priorities.

Состояние здоровья детей и проблемы обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия делают чрезвычайно актуальными любые усилия их улучшить, совершенствовать профилактическую работу среди детей и подростков [1, 2].

Существенный вклад в решение проблем охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения вносит гигиена детей и подростков. Однако ее достижения не в полной мере используются такими секторами, как здравоохранение, санитарно-эпидемиологический надзор и образование [3, 4].

Практически все средства здравоохранения вкладываются в высокотехнологичную медицину в ущерб профилактической помощи. Модернизация здравоохранения должна обеспечиваться всей сложной и многоуровневой медицинской помощью с ее взаимосвязями, потребностями населения, маршрутами пациентов, этап-ностью [5].

Цель исследования — обоснование, содержание и приоритеты медицинской профилактики в сфере обучения и воспитания детей и подростков в современных условиях.

АВГУСТ №8 (269)

5

Работа является экспертно-аналитической, входит в группу наблюдательных исследований, главным условием проведения которых является невмешательство в естественное течение исследуемых процессов.

Россия создала концепцию «единой профилактической среды», одобренную в 2011 г. международной медицинской общественностью на 1-й Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.

Главными компонентами единой профилактической среды определены формирование здорового образа жизни и широкомасштабные профилактические мероприятия, совокупный вклад которых в интегральный показатель здоровья составляет не менее 50 %. Единая профилактическая среда предполагает создание инфраструктурных, информационно-образовательных, нормативно-правовых, налоговых и других условий, позволяющих населению вести здоровый образ жизни, а также мотивирование населения к сохранению здоровья и долголетия, формированию ответственности каждого за собственное здоровье и здоровье своих близких.

Современная стратегия борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) основана на снижении распространенности четырех ведущих поведенческих факторов риска (курение, алкоголь, нездоровое питание, низкая физическая активность) и ассоциированных с ними четырех биологических факторов риска (артериальная гипертония, дислипидемия, избыточная масса тела, гипергликемия).

Факторы риска третьей группы, такие как неблагополучие гигиены окружающей среды и низкий уровень социально-экономического развития, значительно усиливают влияние негативных последствий поведенческих и биологических факторов риска на здоровье. Исследования последних лет показали высокий уровень распространенности «классических» факторов риска ХНИЗ среди детей, подростков и молодежи [6].

Для эффективного осуществления стратегии предупреждения ХНИЗ необходима достаточная «профилактическая доза» воздействия на население, которая в России не была создана. Ее реально можно обеспечить медицинской практикой в образовательных организациях, опирающейся на последние достижения гигиены детей и подростков и школьной медицины [7]. Именно отделения медицинской помощи обучающимся медицинских организаций могут обеспечить эффективную профи-

лактическую работу. Попытки участкового врача-педиатра сделать профилактическую деятельность основным видом деятельности обречены на провал.

По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, 95,2 % родителей школьников не обращаются в детскую поликлинику по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей. При этом современная школьная медицина располагает актуальной нормативно-правовой и информационно-методической базой, технологиями оказания медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия несовершеннолетних в образовательных организациях [24].

Реформирование школьного здравоохранения в соответствии с Приказом Минздрава России в субъектах Российской Федерации осуществляется медленно, а в некоторых к нему и не приступали [25]. Медицинскими организациями упускается уникальная возможность обеспечить несовершеннолетних обучающихся медицинской помощью врача по гигиене детей и подростков, который призван содействовать санитарно-эпидемиологическому благополучию обучающихся в образовательных организациях.

Санитарные нормы и правила, регламентирующие условия и режимы деятельности в образовательных организациях, не отвечают реалиям жизни образовательных организаций, тем рискам здоровью, которым подвергаются обучающиеся. Постоянно предпринимаются попытки увеличить объем учебной нагрузки детей и в основном за счет уроков с выраженной статической и интеллектуальной нагрузками. Не в полной мере используются предложения гигиенической науки, медленно внедряются современные документы санитарного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия школьников и студентов.

Гигиенистами совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» разработан новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания в образовательных организациях, учитывающий комплексное воздействие внутришкольных факторов на организм детей [8].

Результатом исследования и разработки нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических мероприятий в образовательных учреждениях явилось утверждение соответствующего стандарта

6

ЗНиСО АВГУСТ №8 (269)

деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» [9].

К достижениям гигиены детей и подростков можно отнести и научно-методическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных организациях, также используемой в деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» [10].

Анализ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях выявил, что они не владеют технологиями выполнения (обеспечения) требований санитарных норм и правил в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения.

Вместе с тем установлено, что школы, выполняя все санитарно-гигиенические мероприятия и используя современные достижения профилактической медицины, получают здоровьесберегающий эффект от своей деятельности [11, 12].

Межсекторальное взаимодействие медиков, педагогов, родителей позволило обосновать оригинальные модели деятельности школ как территориальных центров здоровьесбереже-ния; при этом функциональное состояние организма обучающихся характеризуется более благоприятными показателями [13, 14]. Обучение в рамках модели сопровождается меньшей распространенностью функциональных нарушений, тенденцией к снижению распространенности хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата и ЛОР-заболеваний, значительно меньшей распространенностью функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения и психической сферы, а также функциональных расстройств сердечнососудистой системы и эндокринно-обменных нарушений, способствует более гармоничному физическому развитию детей [15, 16].

Широкомасштабные исследования в образовательных организациях позволили гармонизировать европейские и российские подходы к теории и практике охраны и укрепления здоровья детей и подростков, деятельности школ, содействующих укреплению здоровья [17, 18].

Именно научно обоснованная деятельность школ в сфере профилактики факторов риска, школьно обусловленных и наиболее часто встречающихся среди обучающихся заболеваний, позволили разработать современную систему формирования здорового образа жизни детей и подростков [19, 20], участия в ней центров здоровья для детей

[21], волонтерского движения [22], клиник, дружественных к молодежи [23].

Сокращению практической исследовательской деятельности в области гигиены детей и подростков способствует уменьшение врачей по гигиене детей и подростков в органах и учреждениях Роспотребнадзора. По состоянию на начало 2015 г., штатных должностей на всю Россию (85 субъектов) чуть более 240, а работает физических лиц 190. Однако необходимо отметить, что в соответствии с приказом Минздрава России, вступившим в силу в 2014 г., в штаты детских медицинских организаций введена должность врача по гигиене детей и подростков из расчета 1 врач на 2 500 обучающихся [25]. При соблюдении данного норматива в России может насчитывать 8 200 врачей по гигиене детей и подростков — значительный кадровый потенциал, которому под силу решение современных проблем обеспечения санэпидблагополучия обучающихся и общественного здоровья россиян.

Социальная составляющая современной гигиены существенно снижена в силу достаточно низкой медицинской и санитарной культуры населения, а также по причине недостаточного доверия населения к Роспотребнадзору. В этих вопросах может и должна быть услышана гигиеническая общественность. Форумы, конгрессы, встречи гигиенистов должны носить постоянный характер и способствовать широкому обсуждению насущных гигиенических проблем и выработке решений, направленных на обеспечение гигиенической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения как Российской Федерации в целом, так ее и субъектов.

Профессиональное сообщество неоднократно обращало внимание на то, что в соответствии с положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2012—2017 гг., федеральные органы исполнительной власти, руководители субъектов Российской Федерации должны принять меры в сфере медицинской профилактики, формирования здорового образа жизни детей и подростков. Они должны обеспечить:

— государственный подход, гигиеническую безопасность для детей педагогических инноваций, гигиенические регламенты и рекомендации для детей, учителей и родителей по использованию современных технических средств обучения;

— внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих

АВГУСТ №8 (269)

7

рисков, опасных для здоровья детей и подростков, проведение мониторинга качества их жизни;

— восстановление медицинских кабинетов в образовательных организациях, оснащение их отечественной диагностической техникой и аппаратно-программными комплексами для скрининг-оценки психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма;

— внедрение современных технологий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях и санитарно-эпидемиологического надзора;

— переподготовку медицинских кадров по вопросам оказания медицинской помощи обучающимся, использования новых технологий ранней диагностики и профилактики заболеваний, распространенных среди обучающихся, отклонений в их физическом и нервно-психическом развитии;

— должное число медицинских кадров, в том числе врачей по гигиене детей и подростков, работающих в образовательных организациях, и адекватную оплату их труда.

Заключение. Формирование единой профилактической среды идет крайне медленно и не комплексно, а лишь по отдельным направлениям. Не обращаются к педиатру в детскую поликлинику по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей 95,2 % родителей школьников.

Деятельность органов власти и руководителей образовательных и медицинских организаций по созданию единого профилактического пространства в образовательных организациях действительно должна быть межсекторальной и, на основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., осуществляться по вышеуказанным направлениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации //Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 9—14.

2. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России //Гигиена и санитария. 2008. № 2. С. 72—7.

3. Кучма В.Р. и др. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.А. Поленова //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 4. С. 4—14.

4. Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно-методических документов / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2013. 379 с.

5. Комаров Ю.М. Новая стратегия со старыми дырками: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alla-astakhova.ru/novaya-strategiya-so-starymi-dyrkami-4/.

6. Кардангушева А.М. и др. Распространенность и многолетние тренды факторов риска неинфекционных заболеваний у школьников 10—17 лет / А.М. Кардангушева, Л.В. Эльгарова,

A.А. Эльгаров //Профилактическая медицина. 2013. № 6. С. 55—60.

7. Кучма В.Р. и др. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова, И.К. Рапопорт, А.Ю. Макарова //Гигиена и санитария. 2015. № 1. С. 5—8.

8. Кучма В.Р. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова [и др.] //Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 110—115.

9. Сафонкина С.Г. и др. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях г. Москвы / С.Г. Сафонкина,

B.В. Молдованов, И.Э. Александрова, А.С. Седова [и др.] //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 12. С. 13—6.

10. Сафонкина С.Г. и др. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях / С.Г. Сафонкина, А.В. Иваненко,

B.Р. Кучма //Гигиена и санитария. 2012. № 6.

C. 46—48.

11. Степанова М.И. и др. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, И.Э. Александровна [и др.] //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. № 1. С. 47—50.

12. Храмцов П.И. и др. Критерии оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников / П.И. Храмцов, Н.О. Березина //Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 1. С. 17—19.

13. Стратегический план Российской сети школ здоровья на 2013—2016 гг. //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 1. С. 50—57.

14. Уланова С.А. Физиолого-гигиеническая оценка муниципальной модели «Школа — территориальный центр здоровьесбережения» //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 12—20.

15. Милушкина О.Ю. и др. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников / О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева //Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 5. С. 37—8.

16. Уланова С.А. Научные основы муниципальных моделей деятельности школ в сфере здоровье-сбережения обучающихся в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. М., 2015. 50 с.

0

ЗНиСО АВГУСТ №0 (2И)

17. Стратегия «Здоровье и развитие подростков Рос- В.Р. Кучма //Вопросы школьной и универ-сии» (гармонизация европейских и российских ситетской медицины и здоровья. 2013. № 2. подходов к теории и практике охраны и укре- С. 4—12.

пления здоровья подростков). М.: Издательство 23. Куликов А.М. Клиники, дружественные к мо-

«ПедиатрЪ», 2014. 112 с. лодежи — новая форма медико-социальной

18. Бейс Г. и др. Школы здоровья в Европе и России помощи подросткам //Вопросы школьной и / Г. Бейс, В.Р. Кучма. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, университетской медицины и здоровья. 2014. 2009. 83 с. № 2. С. 14—17.

19. Соколова С.Б. и др. Формирование здорового 24. Оказание медицинской помощи в образователь-образа жизни российских школьников / С.Б. Со- ных организациях: [Электронный ресурс]. Режим колова, В.Р. Кучма //Вопросы школьной и доступа: http://niigd.ru/okazanie-medicinskoj-университетской медицины и здоровья. 2013. pomoshhi-v-obrazovatelnyx-organizaciyax.html. № 3. С. 27—33. 25. Приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 г.

20. Яковлева Т.В. и др. Проблемы формирования № 822н «Об утверждении Порядка оказания здорового образа жизни у детей и учащейся мо- медицинской помощи несовершеннолетним, лодёжи / Т.В. Яковлева, А.А. Иванова, Р.Н. Тер- в том числе в период обучения и воспитания в лецкая //Казанский медицинский журнал. 2012. образовательных организациях» (Зарегистриро-Т. XLIII. № 5. С. 792—795. ван в Минюсте России 17.01.2014 № 31045).

21. Кучма В.Р. и др. Основные направления взаи-

моде^твия образавателъных у^евдений с Контактная информация: ==

центрами здсротм для детеипо^^овт Кучма Владислав Ремирович,

здорового образа жизни / В.Р. Кучма, Л.М. Су- . й /¿скч сл 7 ¿я w

И-р. „ . .-р. ТС.П.: 8 (495) 91/ 48 31<!

. , В. Звездина //В°пp°сы га^нсш и e-mail: vrkuchma@mail.ru университетской медицины и здоровья. 2012.

№ 1. С. 5—13. Contact information:

22. Куликов А.М. и др. Роль волонтерского движе- Kuchma Vladislav,

ния в формировании здорового образа жизни р^пс: 8 (495) 917-48-31,

подростков-школьников / А.М. Куликов, e-mail: vrkuchma@mail.ru

-♦+♦-

УДК 613.955 ^

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА

Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин, Г.А. Гончарова, В.Г. Сахаров

ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия

Проведен сравнительный анализ психологических особенностей учащихся на среднем этапе школьного онтогенеза при формировании у них вредных привычек. Существенная особенность таких подростков проявилась в достоверной выраженности экстраверсии, повышенной школьной дезадаптации и в снижении когнитивных функций. На этой основе предлагается применение данных характеристик нервно-психической сферы для своевременного выявления учащихся, расположенных к формированию вредных привычек при решении задач их профилактики.

Ключевые слова: подростки; формирование вредных привычек; школьная дезадаптация.

L.M. Sukhareva, D.S. Nadezhdin, G.A. Goncharova, V.G. Sakharov □ FEATURES OF NEUROPSYCHIATRY SPHERE OF STUDENTS DURING THE FORMATION OF BAD HABITS AT THE MIDDLE STAGE OF SCHOOL ONTOGENESIS

□ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.

There is a task of the comparative analysis of the psychological features of students at the middle stage of school ontogenesis during the formation of bad habits in these students. The essential feature of the teenagers appeared in significantly higher extraversion, increased school anxiety, decrease in cognitive functions. On this basis it is offered the use of these features of neuro-psychological area for early detection of students who are prone to the formation of bad habits in solving their prevention.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: adolescents; the formation of bad habits; the school disadaptation.

Актуальной задачей современной пси- факторов риска, влияющих на состояние хогигиены является выявление и контроль здоровья и развитие нервно-психической основных биологических и социальных сферы подростков. Высокая распространен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.