© КУЧМА В.Р., 2014 уДК 614.2:616-057.874-082
Кучма В.Р.
модель организации медицинской помощи обучающимся
Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп.,2, стр. 1
Представлена модель оказания медицинской помощи обучающимся, реализуемая в соответствии с современными законодательством РФ и рекомендациями Российского общества развития школьной медицины и здоровья. Модель включает диагностику здоровья обучающихся, оценку распространенности факторов риска и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, модули медицинской деятельности, оздоровления детей в период отдыха, медицинский анализ готовности к новому учебному году и корректировку плана-графика работы.
Ключевые слова: организация медицинской помощи обучающимся; санитарно-эпидемиологическое благополучие; диагностика, факторы риска для здоровья; здоровый образ жизни; профилактика заболеваний.
Kuchma V. R.
MODEL FOR THE ORGANIZATION OF HEALTH CARE FOR STUDENTS
Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991
I There is presented the model of health care for students, implemented in accordance with current legislation of the Russian Federation and the recommendations of the Russian society of the development of school medicine and health. The model includes the diagnosis of health of students, the estimation of the prevalence of risk factors and sanitary and epidemiological welfare of students, modules of medical activities, improvement of health of children in the rest period, a medical test for readiness for the new academic year and the adjustment of the schedule of work.
Key words: organization of medical care for students; sanitary and epidemiological welfare; diagnosis; riskfactors; health; healthy lifestyle; prevention of diseases.
Линамика состояния здоровья детского населения, распространенность факторов риска развития различных форм патологии и образ жизни подрастающего поколения требуют обоснования и внедрения современной модели организации медицинской помощи в образовательных учреждениях [1-6]. Формирование здорового образа жизни, профилактика болезней среди детей и подростков - основные государственные задачи, поставленные перед профильными министерствами и ведомствами на федеральном, региональном и местном уровнях, выполнение которых возможно в медицинских кабинетах школ [7].
Материалом для создания модели явились нормативно-правовые документы в сфере профилактики неинфекционных болезней, многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению, медицинское обеспечение детей в образовательных организациях, современная организация питания детей в образовательных учреждениях [8-10]. При этом аналитический метод позволил описать структурные элементы системы оказания медицинской помощи обучающимся и выяснять механизмы взаимодействия элементов модели, определяющие характер ее деятельности [11, 12].
При реализации модели следует учитывать, что вследствие сложности процессов роста и развития детей, формирования образа жизни и особенностей профилактики в образовательных учреждениях тех-
Для корреспонденции (correspondence to): Кучма Владислав Ре-мироеич, член-корр. РАН, проф., доктор мед. наук, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, 5; e-mail: [email protected]
нология оказания медицинской помощи обучающимся является многокомпонентной, многоуровневой и иерархичной.
Оказание медицинской помощи обучающимся должно базироваться на реальной оценке здоровья детей с учетом их поведения в области здоровья, распространенности основных факторов риска развития неинфекционных и школьно обусловленных заболеваний, травматизма. Эти процессы динамичны, зависят от условий жизнедеятельности детей и требуют постоянной оценки. Диагностика состояния здоровья обучающихся - старт деятельности отделения медицинской помощи обучающимся, и должна быть приурочена к началу учебного года (см. рисунок). Распространенность факторов риска для здоровья детей должна оцениваться постоянно (2 раза в год - в сентябре и мае). Это является одним из обязательных элементов развития здравоохранения, дружественного детям, и здорового образа жизни, зафиксированных в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [7]. Для реформирования школьного здравоохранения, несомненно, важен приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н и необходимо его применение в полном объеме во всех субъектах федерации. Впервые в отечественной истории медицинские организации, обеспечивающие помощь несовершеннолетним обучающимся, получили в свои штаты врача по гигиене детей и подростков. Он призван обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся в образовательных учреждениях в сфере условий и организации образовательного процесса, питания, двигательной активности.
В настоящее время школьная медицина, гигиена детей и подростков располагают современными
о>
v О о о S St о
St
3
£
S
S ^
ft
с *
S St
N
S
>
¡=
Алгоритм работы отделения организации медицинской помощи в образовательных организациях
Направление к специалистам в МО
Формирование групп риска
Формирование групп здоровья, групп для занятий физкультурой
Медицинская деятельность
Оказание ПМСП в экстренной и неотложной форме Скрининг-обследование обучающихся Оценка функциональной готовности обучающихся Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний Вакцинация
Медицинский допуск к соревнованиям
Медицинское профессиональное консультирование
Профилактика заболеваний глаз
Профилактика заболеваний ЖКТ
Профилактика заболеваний KMC
Профилактика нарушений и заболеваний учащихся
в процессе учебной занятости
Оздоровление в период отдыха
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Контроль условий обучения в соответствии с уровнем СЭБ 00 Гигиенический контроль средств обучения
Санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия Гигиеническое обучение
Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни
Обеспечение СЭБ
Гигиенический контроль педагогических инноваций Контроль готовности к учебному году
Корректировка плана-графика работы на новый учебный год
Привлечение партнеров
I
цзд ЦМП Волонтерские организации Родители Муниципалитет
сентябрь октябрь ^ ноябрь У декабрь ^ январь февраль март У апрель май У июнь июль август ^
ш ш
in
методами скрининг-обследования, мониторинга, оценки распространенности факторов риска для здоровья, в том числе с использованием современных аппаратно-программных комплексов и компьютерных технологий [11].
Блок «диагностика» включает и оценку уровня санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в конкретной образовательной организации. Анализ собранных данных должен позволить уже в октябре иметь конкретный план медицинской деятельности.
При необходимости дети должны быть направлены к врачам-специалистам в медицинские организации, должны быть сформированы группы риска в связи с поведением детей в области здоровья, медицинские группы для занятий физической культурой, а также спланирована собственно медицинская деятельность, включающая: оценку функциональной готовности к различным видам учебной деятельности, в том числе в коррекционных классах и организациях с повышенным уровнем образования; профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний, включая вакцинацию; медицинский допуск к соревнованиям; профессиональное консультирование; профилактику заболеваний глаз, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, нарушений здоровья в процессе учебной занятости.
К медицинской деятельности относится и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, которое включает: гигиенический контроль условий и средств обучения; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации питания в образовательной организации; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации физического воспитания в образовательной организации; санитарно-эпидемиологические мероприятия; гигиеническое обучение; формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
Система формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно обусловленных заболеваний детей и подростков включает: объекты воздействия; условия; технологии (воспитание и обучение, пропаганда, массовые коммуникации, вовлечение детей и подростков в профилактику; партнеров, обеспечивающих синергизм эффектов формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний у детей (центры здоровья для детей, центры медицинской профилактики, ДОСААФ, спортивные, общественные организации).
Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний среди детей и подростков предполагает воздействие, взаимодействие следующих субъектов: обучающихся, их семей, педагогов, медицинских работников, управленцев. Воздействие на последние три группы касается развития и совершенствования их компетенций в сфере формирования здорового образа жизни детей и способов профилактики.
Семья ребенка в системе формирования здорового образа жизни может быть как партнером, так и оппонентом (особенно в асоциальных семьях, семьях, на-
ходящихся в трудных жизненных обстоятельствах), но в любом случае она - объект воздействия. В работе с семьей партнерами могут и должны выступать центры медицинской профилактики, центры здоровья.
Эффективно и органично воспитывать, формировать и прививать здоровый образ жизни можно в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях. Основные компоненты формирования здорового образа жизни достаточно легко укладываются как в урочную, так и во внеурочную, а также в проектную деятельность обучающихся.
Повышению двигательной активности обучающихся способствует возможность добраться до школы пешком, на велосипеде, скайте, соответствующая инфраструктура микрорайона в шаговой досуговой доступности ребенка. При этом родителей интересует безопасность пребывания детей на этих объектах. Эти вопросы решаются с участием лиц, принимающих решения на соответствующем уровне (муниципалитет, район и т. п.). От этих лиц также зависит, что находится рядом со школой, что видит ребенок рядом со школой или домом. Если за время перемены ребенок может вне школы купить чипсы, энергетические напитки, то организованное рациональное, здоровое питание в школьной столовой останется для части ребят невостребованным.
При формировании здорового образа жизни детей и подростков эффективны массовые коммуникации. Однако эти технологии требуют соответствующего мониторирования интересов, ожиданий, проблем, наиболее эффективных каналов коммуникаций для городских и сельских детей и подростков разных возрастных групп, постоянной оценки воздействия, непрерывности этих коммуникаций, так как при прекращении этой работы информированность, знания и навыки быстро угасают [15].
В технологиях формирования здорового образа жизни используется привлечение детей к этой деятельности (передача сведений, опыта в системе «старший-младшему», «равный-равному»). Волон-терство в этой сфере хорошо себя зарекомендовало и может широко использоваться [16].
Важным компонентом системы формирования здорового образа жизни детей и подростков являются партнеры формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний у детей. Прежде всего, это центры здоровья для детей, которые могут обеспечить мониторинг факторов риска и гигиеническое воспитание детей, пропаганду здорового образа жизни. Научный центр здоровья детей (НЦЗД) разработал «Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся», в которых представлены технологии взаимодействия в сфере образовательной, профилактической, консультативной и аналитической деятельности [17]. Клиники, дружественные подросткам и молодежи, - также важные партнеры [18].
Партнерами, требующими постоянного внимания и взаимодействия, являются спортивные и военно-спортивные организации. Особенности физического
Кучма В.Р
развития современных детей, наличие различных отклонений и хронических заболеваний у них требуют адекватного медицинского обеспечения детей, занимающихся физической культурой, спортом, участвующих в спортивных соревнованиях, сдающих нормы ГТО, в том числе медицинского допуска к этим мероприятиям. Ближе всего к этим мероприятиям, к ребенку и его проблемам, знанию состояния его здоровья находятся медицинские работники отделений медицинской помощи обучающимся.
Цикличность работы отделений медицинской помощи обучающимся предполагает оценку (в мае) достигнутой в учебном году сформированности навыков здорового образа жизни обучающихся, подготовку предложений и организацию оздоровления детей в период летнего отдыха с последующей оценкой его эффективности. В период каникул и подготовки к новому учебному году медицинские работники должны осуществить гигиенический контроль педагогических инноваций и оценить готовность образовательного учреждения к учебному году.
Анализ материалов этого этапа работы позволяет осуществить корректировку плана-графика работы на новый учебный год.
Современная школьная медицина располагает актуальной нормативно-правовой и информационно-методической базой оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия: Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» от 05 ноября 2013№ 822н; 15 рекомендаций оказания медицинской помощи обучающимся, подготовленных Российским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ)1; санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях; руководства для медицинских и педагогических работников, подготовленные НЦЗД, коллегами из других научных и образовательных организаций [12-14].
В соответствии с приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 № 822н медицинская организация может сформировать работоспособное отделение. Например при численности обучающихся в 2500 отделение будет насчитывать: врачей-педиатров - 2,5 ставки; врача по гигиене детей и подростков - 1 ставка; медицинских сестер - 5 ставок (итого 8,5 ставки).
Штатные единицы будут варьировать в зависимости от численности детей дошкольного и школьного возраста, посещающих образовательные организации, и от включения врачей-стоматологов и гигиениста стоматологического. Отделение должно располагать соответствующими помещениями в медицинской организации, образовательных учреждениях и оснащением.
'httpV/niigd.ru/okazanie-medicinskoj-pomoshhi-v-obrazovatelnyx-organizaciyax/protokoly-okazaniya-pmsp-nesovershennoletnim-obuchayushhimsya-v-obrazovatelnyx-organizaciyax.html
Таким образом, для реализации модели оказания медицинской помощи обучающимся необходимо: обеспечить внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков, проведение мониторинга качества жизни детей; обеспечить восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях, оснащение медицинских блоков современной диагностической техникой и аппаратно-программными комплексами для оценки здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма; обеспечить доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями в зоне пешеходной доступности для детей и их родителей; обеспечить финансирование социальной пропаганды здорового образа жизни детей и подростков средствами массовых коммуникаций; ликвидировать дефицит медицинских кадров, работающих в образовательных организациях, существенно ограничивающий доступ обучающихся к профилактической помощи, обеспечить адекватную, сопоставимую с коллегами оплату труда медицинских работников отделений медицинской помощи обучающимся.
литература
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бо-карева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник РАМН. 2012; 12: 35-41.
2. Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 8-11.
3. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 46-9.
4. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Звездина И.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. Гигиена и санитария. 2009; 2: 21-6.
5. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Формирование здорового образа жизни российских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 27-33.
6. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России. Гигиена и санитария. 2011; 4: 53-8.
7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы. 1 июня 2012 г. № 761.
8. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению. Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (2): 5-10.
9. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 3: 4-9.
10. Кучма В.Р., Маслов С.В. Современная организация питания детей в общеобразовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2012; 5: 42-6.
11. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. Available at: http:// modernlib.ru/books/kuznecov_igor_nikolaevich/informaciya_sbor_ zaschita_analiz_uchebnik_po_informacionnoanaliticheskoy_rabote/ read
12. Ракитов А.И., Бондяев Д.А., Романов И.Б., Егоров С.В., Щербаков А.Ю. Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков. М.; 2009.
13. Баранов А.А., Кучма В.Р., ред. Руководство по применению автоматизированных технологий скрининг диагностики наруше-
ний здоровья детей в образовательных учреждениях. М., СПб:, 2010.
14. Кучма В.Р.. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.: НЦЗД РАМН; 2012.
15. Кучма В.Р., Храмцов П.И., ред. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.: НЦЗД РАМН; 2012.
16. Баранов А.А., ред. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей. М.: Союз педиатров России; 2012.
17. Алексеева Е.Г. Оценка эффективности массовых коммуникаций как популяционной стратегии медицинской профилактики рискованного сексуального поведения подростков и молодежи: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2013.
18. Кучма В.Р., Куликов А.М., Хмыров А.В. Профилактическая работа волонтеров в школе. М.: НЦЗД РАМН; 2013.
19. Кучма В.Р., Звездина И.В., Храмцов П.И. Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся. М.: НЦЗД РАМН; 2012.
20. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.
REFERENCES
1. Baranov А.А., Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu., Bokareva N.A. Basic laws of morphofunctional development of children and adolescents in modern conditions. VestnikRAMN. 2012; 12: 35-41. (in Russian)
2. Zvezdina I.V., Sukhareva L.M., Zhigareva N.S. Peculiarities of formation of the health of the younger students in dynamic learning. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 8-11. (in Russian)
3. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Sedova A.S., Aleksandrova I.E., Lashneva I.P., Shumkova T.V., Ulanova S.A. Prevention and other health problems students in the learning process. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 46-9. (in Russian)
4. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Berezhkov L.F., Yampol'skaya Yu.A., Zvezdina I.V. Features morbidity Moscow schoolchildren over the past 50 years. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 21-6. (in Russian)
5. Kuchma V.R., Sokolova S.B. A healthy lifestyle Russian schoolchildren. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2013; 3: 27-33. (in Russian)
6. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Scientific-methodical bases of protection and strengthening of health of adolescents Russia. Gigiena i sanitariya. 2011; 4: 53-8. (in Russian)
7. National Strategy for Action for Children 2012-2017. Approved by
Decree of the President of the Russian Federation from June 1, 2012 number 761. (in Russian)
8. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Terletskaya R.N., Zelinskaya D.I. Multilevel system of care for children's population. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2014; 13 (2): 5-10. (in Russian)
9. Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Rapoport I.K. Medical support children in educational institutions in the Russian Federation: problems and solutions. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2014; 3: 4-9. (in Russian)
10. Kuchma V.R., Maslov S.V. Modern catering children in educational institutions. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 5: 42-6. (in Russian)
11. Kuznetsov I.N. Informatsiya: sbor, zashchita, analiz. Textbook on information and analysis. Available at: http://modernlib.ru/ books/kuznecov_igor_nikolaevich/informaciya_sbor_zaschita_ analiz_uchebnik_po_informacionnoanaliticheskoy_rabote/read. (in Russian)
12. Rakitov A.I., Bondyaev D.A., Romanov I.B., Egorov S.V., Shcherbakov A.Yu. System analysis and analytical research: a guide for professional analysts. Moscow, 2009. (in Russian)
13. Baranov A.A., Kuchma V.R., eds. Guidance on the application of automated technology screening diagnosis of the health ofchildren in educational institutions. Moscow, St. Petersburg; 2010. (in Russian)
14. Kuchma V.R., ed. Guidelines for .school medicine. Medical .support for children in preschool, educational institutions and institutions of primary and secondary vocational education. Moscow: NTSZD RAMN; 2012. (in Russian)
15. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., eds. Detection and prevention shkolno mediated diseases, improvement of children in educational institutions. Moscow: NCZD RAMN; 2012. (in Russian)
16. Baranov A.A., ed. Preventive pediatrics: a guide for physicians. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russian)
17. Alekseeva E.G. Evaluating the effectiveness of mass communication as a strategy ofpopulation health prevention of risky sexual behavior among adolescents and young adults. Diss. Moscow; 2013. (in Russian)
18. Kuchma V.R., Kulikov A.M., Hmyrov A.V. Preventive work of volunteers in the school. Moscow: NCZD RAMN; 2013. (in Russian)
19. Kuchma V.R., Zvezdina I.V., Khramtsov P.I. Guidelines for the development of cooperation of educational institutions with health centers for children to promote healthy lifestyle among students. Moscow: NcZD RAMN; 2012. (in Russian)
20. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Il'in A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)
Поступила 14.08.14 Reseived 14.08.14
Сведения об авторе:
Кучма Владислав Ремироеич, член-корр. РАН, проф., доктор
мед. наук, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, 5; email: [email protected]