Научная статья на тему 'Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве'

Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1507
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ / АТРИБУТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробкова Венера Викторовна

В статье рассмотрены закономерности и вытекающие из них принципы развития воспитательного потенциала современной семьи, при этом: атрибутивные закономерности связаны с наличием в семье внутренних механизмов самосовершенствования; организационно-педагогические закономерности определяются эффективностью создания системы социального партнерства семьи с различными учреждениями; технологические закономерности обусловлены включением семьи в социокультурную деятельность с целью развития ее воспитательного потенциала и использованием в процессе взаимодействия с семьей личностно развивающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробкова Венера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве»

УДК 37

Коробкова Венера Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета правового и

социально-педагогического образования

Пермского государственного

гуманитарно-педагогического

университета

vkorobkova@mail.ru

Закономерности развития

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Venera V. Korobkova

Ph.D., Associate Professor,

DeKan of the Faculty of legal and socio-pedagogical Education Perm State Humanitarian Pedagogical University vkorobkova@mail.ru

Patterns of development of

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODERN FAMILY IN AN OPEN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация. В статье рассмотрены закономерности и вытекающие из них принципы развития воспитательного потенциала современной семьи, при этом: атрибутивные закономерности связаны с наличием в семье внутренних механизмов самосовершенствования; организационно-педагогические закономерности определяются эффективностью создания системы социального партнерства семьи с различными учреждениями; технологические закономерности обусловлены включением семьи в социокультурную деятельность с целью развития ее воспитательного потенциала и использованием в процессе взаимодействия с семьей личностно развивающих технологий.

Ключевые слова: развитие воспитательного потенциала семьи, атрибутивные закономерности, организационно-педагогические закономерности, технологические закономерности, принципы развития воспитательного потенциала семьи.

Annotation. This article deals with the laws and principles derived from the development of the educational potential of the modern family, where: attribute patterns associated with the presence in the family of internal mechanisms of selfimprovement; organizational and pedagogical patterns determined by the effective establishment of a system of social partnership with various agencies of the family; technological patterns due to the inclusion of the family in the social and cultural activities in order to develop its educational potential and use in the process of interaction with the family personally developing technologies.

Keywords: development of educational potential of family, attribute patterns, organizational and pedagogical patterns, technological laws, principles for the development of the educational potential of family.

Исследование проблемы развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве позволяют сформулировать основные закономерности изучаемого явления и обосновать принципы построения системы, содействующей развитию воспитательного потенциала семьи в современных социокультурных условиях.

В нашей работе ядром концепции развития воспитательного потенциала семьи выступила совокупность атрибутивных, организационнопедагогических и технологических закономерностей:

- атрибутивные закономерности: связаны с наличием в семье внутренних механизмов самосовершенствования и саморазвития ее воспитательного потенциала, эффективное и правиль-

ное развертывание которых зависит от внешних и внутренних условий;

- организационно-педагогические закономерности: связаны с созданием синергетической социально-педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства с различными учреждениями;

- технологические закономерности: связаны с включением семьи в социокультурную деятельность с целью развития ее воспитательного потенциала и использованием в процессе взаимодействия с семьей личностно развивающих технологий, которые обеспечат формирование структурных составляющих личности (взрослого члена семьи, ребенка), важных при рассмотре-

220

нии проблемы развития воспитательного потенциала семьи в целом.

Выделенные закономерности и принципы развития воспитательного потенциала семьи представлены в таблице 1.

Охарактеризуем содержание представленных закономерностей и соответствующих им принципов развития воспитательного потенциала семьи.

Семья имеет внутренние механизмы для развития своего воспитательного потенциала, эффек-

тивное и правильное развертывание которых зависит от внешних условий.

По законам синергии, семейная система обладает внутренними механизмами для развития своего воспитательного потенциала, и в связи с этим принимается с партнерских позиций, становясь субъектом образовательного пространства. Учет данной закономерности в практике работы с семьей является наиболее актуальной, востребованной и значимой задачей и отвечает требованиям времени.

Таблица 1.

Закономерности и принципы развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве

Вид Закономерность Принципы

Атрибутивные 1) Семья имеет внутренние механизмы для развития своего воспитательного потенциала, эффективное и правильное развертывание которых зависит от внешних условий - фасилитации, - комплексности,

2) Развитие воспитательного потенциала семьи и формирования её субъектной позиции происходит наиболее эффективно на основе сформированной у членов семьи осознанной регуляции своей семейной самоорганизации - субъектности; - рефлексии; - поддержки семейной самоорганизации

Организационно- педагогические 3) Развитие воспитательного потенциала семьи осуществляется в открытом образовательном пространстве на основе социального партнёрства семьи, государства, бизнеса, некоммерческих общественных организаций - добровольности, - сотрудничества, - диалогичности - обратной связи;

4) Развитие воспитательного потенциала семьи будет проходить успешно, если создана синергетическая (фамилистическая) социально-педагогическая система, основанная на интеграции формального и неформального образования родителей, детей и педагогов - принцип педагогической интеграции; - учета особенностей современных родителей; - научности и практико- ориентированности содержания взаимодействия;

Технологические 5) Подготовка родителей к взаимодействию с одаренным ребенком в условиях семьи актуализирует внутренние возможности семьи и способствует развитию ее воспитательного потенциала - педагогического оптимизма, - учета осознаваемых и неосознаваемых мотивов поведения; - проблематизации;

6) Педагогически целесообразное использование информационных ресурсов открытого информационно-образовательного пространства способствует эффективности процесса развития воспитательного потенциала семьи - аксиологической направленности содержания информационно-образовательных материалов; - учета актуальных потребностей семьи; - достаточности и открытости информационнообразовательных ресурсов

7) Результативность развития воспитательного потенциала семьи повышается посредством включения семьи в различные виды социокультурной деятельности - проективности; - креативности и творческого начала в организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей; - народности и этнопедагогиче-ской культуры

Однако для реализации социального заказа общества, который определяет семью как ведущий социальный институт в воспитании и развитии детей, необходимо дополнение недостающего воспитательного потенциала семей ресурсами общества (внешние условия для развития воспитательного потенциала семьи и осуществления профилактики возникновения трудной жизненной ситуации семей.

Таким образом, данная закономерность актуализирует необходимость особых условий, влияющих на формирование субъектной позиции семьи и развитие ее воспитательного потенциала,

на привлечение ресурсов открытого образовательного пространства за счет социального партнёрства, объединяющего усилия семьи, государства, бизнеса, некоммерческих общественных организаций в направлении повышения воспитательного потенциала семьи.

Для реализации данной закономерности нами определены следующие принципы: фасилитации и комплексности.

1. Развитие воспитательного потенциала семьи и формирование её субъектной позиции происходит наиболее эффективно на основе сформи-

221

рованной у членов семьи осознанной регуляции своей семейной самоорганизации.

Осознанность заключается в понимании и осуществлении деятельности по развитию способности к непрерывному самообновлению усилиями самих членов семьи и ее ближайшего окружения; направленной на осознанное преодоление трудностей в процессе жизнеобеспечения и воспитания детей, поиск рациональных способов организации, целенаправленного повышения внутренней активности и адаптации к внешним факторам, мобилизации сил и реальный учет своих возможностей. Деятельность происходит на фоне осуществления самопроцессов и нравственной самоорганизованности каждого члена семьи, что в совокупности составляет самоорганизацию семьи.

Кроме этого, как отмечает Ф.А. Мустаева, осознанная регуляция своей семейной самоорганизации проявляется в самоопределении семьи, под которым понимается «процесс планирования саморазвития малой группы на основе конструирования ее ближайших и отдаленных целей, выбора вариантов разрешения возникающих при их осуществлении проблемных ситуаций путем выявления внутреннего потенциала малой группы и ее отдельных представителей, обеспечивающего успешную реализацию основных функций семьи в конкретных социально-экономических условиях и социокультурных условиях» [2].

Основными принципами, обеспечивающими процесс реализации данной закономерности, являются принципы: субъектности, рефлексии, поддержки семейной самоорганизации.

2. Развитие воспитательного потенциала семьи осуществляется в открытом образовательном пространстве на основе социального партнерства семьи, государства, бизнеса, некоммерческих общественных организаций.

Характеризуя данную закономерность, отметим, что возникновение и развитие партнёрства в образовании вызвано сменой общественных парадигм - переходом от патернализма к партнерству, предполагающим отказ государства от полноты власти и ответственности в пользу общества, семьи, личности. Преимущественно патерналистский характер этих отношений на протяжении последнего столетия способствовал формированию пассивно-потребительской позиции семьи, препятствующей становлению партнёрства между семьёй и обществом в вопросах образования детей. Кроме того, как отмечает Симакова Т.П., патернализм, приводил и до сих пор приводит к игнорированию внутренних ресурсов и субъектности семьи [6; 7].

Как динамичное социальное явление социальнообразовательное партнёрство в процессе своего становления развивается в направлении следующих критериев: согласованность целей, активность субъектов взаимодействия, долгосрочность и перспектива контактов, полнота ответственности сторон, взаимная выгода, наличие координирующего центра, нормативно-правовая оформленность отношений [6; 7].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воспитательного потенциала семей не только, за счет развития их внутренних ресурсов (субъектной позиции семьи), а также использования внешних ресурсов социального партнёрства с педагогически и социально ориентированными учреждениями и организациями.

Основными принципами, реализующими данную закономерность - являются принципы: добровольности, сотрудничества, диалогичности, обратной связи.

3. Развитие воспитательного потенциала семьи будет проходить успешно, если создана фами-листическая социально-педагогическая система, основанная на интеграции формального и неформального образования родителей, детей и педагогов.

Такой подход позволяет нам рассматривать процесс интеграции формального и неформального образования детей и взрослых через специальную организацию информационно-образовательного

пространства, ориентированного на поддержку семейного воспитания, который направлен: во-первых, на формирование педагогической компетентности родителей; во-вторых, на формирование у детей ценностного отношения к семье; в-третьих, на подготовку педагогов к реализации задач поддержки семейного воспитания через постоянно действующий методический семинар, открытые занятия, курсы повышения квалификации, а также тренинги профессионального выгорания и личностного роста, методические объединения; в-четвертых, на создание педагогически целесообразной социокультурной среды и организацию совместной социокультурной деятельности детей, членов семьи, педагогов на базе различных учреждений.

Таким образом, процесс интеграции формального и неформального образования детей и взрослых представлен в исследовании как система, включающая образовательную деятельность субъектов (педагогов, родителей, детей), важнейшим синергетическим эффектом которой выступает повышение уровня воспитательного потенциала семьи, выражающийся в конкретных личностных новообразованиях этих субъектов.

В основе реализации данной закономерности из группы организационно-педагогических - лежат принципы: педагогической интеграции; учета особенностей современных родителей; научности и практико-ориентированности содержания взаимодействия субъектов.

4. Подготовка родителей к взаимодействию с ребенком на принципах поддержки детской одаренности актуализирует внутренние возможности семьи и способствует развитию ее воспитательного потенциала.

Анализ современных психолого-педагогических исследований (Э. Ландау, АН. Доровской, АН. Савенков, Т.Н. Тихомирова, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.), связанных с выявлением вли-

222

яния семьи на развитие одаренности ребенка, позволяет рассматривать взаимодействие родителей и детей как наиболее значимый фактор в развитии ребенка в целом, и его способностей и одаренности, в частности. Наша исследовательская позиция основана на признании наличия потенциальной одаренности детей, что позволяет «к любому ребенку относиться с надеждой и ожиданием, так как в самом незаметном ребенке могут таиться еще не раскрытые черты одаренности» (Н.С. Лейтес). Следовательно, вести работу по подготовке взрослых к взаимодействию с одаренным ребенком необходимо со всеми родителями, что, как показывает наш опыт, благоприятно сказывается не только на развитии ребенка, но и на развитии воспитательного потенциала семьи в целом.

Причиной тому является то, что подготовка родителей осуществляется на основе принципов поддержки детской одаренности в семье: принцип безусловного принятия ребенка; принцип доверия к ребенку; принцип создания ситуации выбора; принцип доброжелательности и безоценочности; принцип демократичности общения; принцип создания атмосферы творчества в семье; принцип согласованности в воспитании. Важно отметить, что данные принципы являются теоретической базой и содержательным аспектом процесса формирования педагогической компетентности родителей, и следование им в процессе жизнедеятельности семьи приводит к актуализации и реализации имеющихся педагогических ресурсов, а, соответственно, к развитию воспитательного потенциала семьи в целом.

Основными принципами, реализующими выше-обозначенную закономерность из группы технологических являются принципы: педагогического оптимизма, учета осознаваемых и неосознаваемых мотивов поведения, проблематизации.

5. Педагогически целесообразное использование информационных ресурсов открытого информационно-образовательного пространства

способствует эффективности процесса развития воспитательного потенциала семьи.

Выделение данной закономерности обусловлено современной педагогической практикой и научными подходами к организации информационнообразовательных сред и пространств, обладающих огромными ресурсами в поддержке семейного воспитания (А.Х. Ардеев, А.А. Белан, Т.Ф. Борисова, Е.В. Виноградов, Т.А. Година, Н.Н. Гладченкова, И.Г. Захарова, Ю.С. Майнулов, Л.А. Метлякова, В. А. Новикова, И .В. Роберт, Н.М. Стадник, А. Силу-янов, Г. Слюсарев, О. А. Щекина и др.).

В содержании большинства исследований раскрывается технологичный характер информационного пространства. Однако, как показывает современная практика, применительно к системе образования, «информационное пространство» образовательных учреждений выполняет социальновоспитательные функции, обеспечивая эффективность обучения, воспитания, социализации субъектов образовательной деятельности. Исходя из этого, ряд исследователей [3; 8; 9 и др.] и мы вслед за ними, рассматриваем информационное пространство как составную часть, один из уровней соци-

ального, социокультурного, образовательного

(воспитательного) пространства, что обуславливает наиболее глубокий смысл его функционирования. В нашем понимании понятия образовательного и информационного пространств являются взаимопроникающими: личность, вступая в активные информационные коммуникации, является и действующим субъектом педагогического процесса в рамках образовательного пространства. Образовательное пространство гармонично синтезирует в себе новые ресурсы и возможности, предоставляемые информационными и коммуникационными средствами.

Такое пространство обеспечивает ориентиры для саморазвития, т.е., включаясь в пространство, субъект осуществляет полноценную деятельность, дающие новые представления о картине мира, формирующие ориентиры для саморазвития. Рассматривая образовательное учреждение с точки зрения предоставляемых им образовательных возможностей, интегративным критерием качества информационного пространства является способность обеспечить всем субъектам информационного взаимодействия (родителям, педагогам, детям) систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.

К принципам реализации данной закономерности - относятся принципы: аксиологической направленности содержания информационнообразовательных материалов; учета актуальных потребностей семьи; достаточности и открытости информационно-образовательных ресурсов.

6. Результативность развития воспитательного потенциала семьи повышается посредством включения семьи в различные виды социокультурной (культурно-досуговой) деятельности.

Выделение данной закономерности обусловлено важнейшим влиянием социокультурных факторов на реализацию воспитательных возможностей семьи, выделением отдельного компонента в структуре воспитательного потенциала семьи (социокультурный компонент) и современными исследованиями в области культурно-досуговых интересов семьи (исследования Р.Ш. Ахмадиевой, И.М. Гультяева, Н.В. Додокиной, Н.А. Каратаевой, Н.А. Леваньковой, ТБ. Лодкиной, ЛИ. Маленковой, Л.М. Николаевой, М.М. Прокопьевой, И.А. Сидориной, ГБ. Сабитовой, B.C. Садовской, ОБ. Черствой и др.).

В культурологии культурно-досуговая деятельность рассматривается как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной области деятельности. Для нас важным представляются возможности для совместной социокультурной деятельности семей, что позволяет членам семьи находиться в условиях иных отношений, более расширенного поведенческого репертуара. В условиях совместной деятельности приобретаются навыки получения обратной связи, руководства и подчинения, происходит неосознанное замещение установок относительно способов организации досуга.

Субъектами социокультурной деятельности являются государственные, государственнообщественные и общественные институты,

223

учреждения культуры и образования, отдельные социальные общности и личности [6].

Важнейшей системой, реализующей «трансляцию культурных ценностей вместе с учреждениями культуры и средствами массовой информации, является школа», что дает возможность педагогам не только организовать социокультурную деятельность, но и расширить поля позитивного общения родителей и детей. По мнению М.С. Кагана, социокультурность позволяет преодолеть «однобокое сведение воспитания к социализации» [1].

Применительно к нашему исследованию социокультурная деятельность есть совместная деятельность педагогов, родителей и детей, основанная на добровольном участии, совместном целе-полагании, создающая условия для эмоционального переживания и возможность личностного роста и достижения гармоничных взаимоотношений. Совместную социокультурную деятельность детей и родителей следует рассматривать как гарант создания неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности семьи, сплочения семьи, осуществления эффективной связи образовательного учреждения и семьи в воспитании.

Литература:

1. Каган М.С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 416 с.

2. Мустаева ФА. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2012. 41 с.

3. Новикова ВА. Особенности структуры информационного образовательного пространства высшего учебного заведения // Вестник Бурят. гос. ун-та. Выл. 1. Педагогика. Улан-Удэ : БГУ. 2008. С. 40-42.

4. Сабитова Г В. Развитие социально-

педагогической поддержки семей с детьми в современных условиях. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2008. 128 с.

5. Сабитова Г В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: стратегии, принципы, механизмы. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 132 с.

6. Симакова Т.П. Субъектная позиция семьи в открытом образовательном пространстве: мо-ногр. Томск : Изд-во ЦНТИ, 2011. 236 с.

7. Симакова Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социальнообразовательного партнерства : дис. ... д-ра лед. наук: 13.00.01. Томск, 2012. 478 с.

8. Хоменко ИА. Система работы ОУ с семьей. Кн. 2. Изучение семьи. М. : Сентябрь, 2010.

9. Щекина ОА. Семья и школа: информационное пространство взаимодействия : моногр. СПб., 2010. 165 с.

Итак, включение семьи в различные виды культурно-досуговой деятельности наполняют новым содержанием процесс внутрисемейной коммуникации и обеспечивают повышение уровня развития воспитательного потенциала семьи, за счет расширения социокультурного опыта каждого члена семьи.

К принципам реализации данной закономерности относятся принципы: проективности; принцип креативности и творческого начала в организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей; народности и этнопедагогической культуры.

Раскрыв сущность закономерностей и соответствующих им принципов, необходимо отметить, что все принципы взаимосвязаны и должны реализовываться только в единстве. Реализация отдельно взятого принципа неэффективна без реализации остальных. В итоге выделенные принципы ориентированы на реальное и продуктивное взаимодействие специалистов учреждений с семьей в современных условиях с целью эффективного обеспечения процесса развития воспитательного потенциала семьи.

Literature:

1. Kagan M.S. Philosophy of Culture. St. Petersburg : Petropolis, 1996. 416 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Mustaeva F.A. Self-determination of the family in the transformation of Russian society : Author. dis. Dr. Sociology. Ekaterinburg, 2012. 41 p.

3. Novikova V.A. Features of the structure of the information space of the educational institution of higher education // Bulletin of Buryatia. state. Univ. Vol. 1. Pedagogy. Ulan-Ude : BSU. 2008. P. 40-42.

4. Sabitova G.V. The development of social and educational support to families with children in modern conditions. M. : Research Institute of Family and Education, 2008. 128 p.

5. Sabitova G.V. Social and educational support to

families with children: strategies, principles,

mechanisms. M. : Research Institute of Family and Education, 2007. 132 p.

6. Simakova T.P. Subject position of the family in the open educational space: monograph. Tomsk : Publishing House of CSTl, 2011. 236 p.

7. Simakova T.P. Formation of a subject position of the family on the basis of socio-educational partnership : dis. Dr. ped. Sciences: 13.00.01. Tomsk, 2012. 478 p.

8. Khomenko I.A. The system works with a family of OS. Vol. 2. The study of family. M. : September, 2010.

9. Shchekina O.A. Family and School: information space of interaction : monograph. SPb., 2010. 165 p.

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.