Научная статья на тему 'Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи: педагогический аспект проблемы'

Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи: педагогический аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4973
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ / THE EDUCATION AL POTENTIAL OF A FAMILY / THE COMPONENTS OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY / THE LEVELS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Метлякова Любовь Анатольевна

В статье представлено авторское понимание сущности и структуры воспитательного потенциала современной семьи, дано определение рассматриваемого понятия с педагогических позиций. Выявлены уровни развития воспитательного потенциала семьи и представлены автором в виде критериально-уровневой модели оценки рассматриваемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Метлякова Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept about the essence and structure of the educational potential of a modern family: the pedagogical aspect of the problem

The author’s understanding of the essence and structure of the educational potential of a modern family is presented in the article, the definition of the examining concept is presented from the pedagogical positions. The levels of the development of the educational potential of a modern family are revealed and presented by the author as the criteria level model of the assessment of the examining phenomenon.

Текст научной работы на тему «Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи: педагогический аспект проблемы»

Л. А. Метлякова. Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи.

УДК 37.018.11

А. А. Метлякова

ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

В статье представлено авторское понимание сущности и структуры воспитательного потенциала современной семьи, дано определение рассматриваемого понятия с педагогических позиций. Выявлены уровни развития воспитательного потенциала семьи и представлены автором в виде критериально-уров-невой модели оценки рассматриваемого феномена.

The author's understanding of the essence and structure of the educational potential of a modern family is presented in the article, the definition of the examining concept is presented from the pedagogical positions. The levels of the development of the educational potential of a modern family are revealed and presented by the author as the criteria - level model of the assessment of the examining phenomenon.

Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, компоненты воспитательного потенциала семьи, уровни развития воспитательного потенциала семьи.

Keywords: the educational potential of a family, the components of educational potential of a family, the levels of the development of the educational potential of a family.

В последнее десятилетие XX в. в педагогической науке и практике актуальным при взаимодействии с семьей становится развивающий подход, обеспечивающий создание новых условий для развития ее воспитательного потенциала. При этом семья рассматривается как саморазвивающаяся система, способная в изменяющихся условиях менять свою внутреннюю активность и осознанно преодолевать трудности в плане жизнеобеспечения и воспитания детей (Т. В. Лодкина, М. М. Прокопьева, Г. А. Сабитова, И. А. Хоменко, А. А. Чуприна и др.).

Для понимания сущности воспитательного потенциала семьи наибольшую ценность для нас представляет позиция М. М. Прокопьевой, определяющая данное понятие через социально-педагогическую самоорганизацию, как деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития усилиями самих членов семьи и ближайшего окружения. Таким образом, «воспитательный потенциал семьи» в нашем исследовании представлен как совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации [1].

© Метлякова Л. А., 2011

Сущность воспитательного потенциала семьи раскрывается через теоретический анализ его компонентного состава [2]. Проведенный анализ показал, что в исследованиях нет единства в определении содержания структуры рассматриваемого феномена, в работах они варьируются в зависимости от точки зрения авторов на сущность анализируемого понятия. Выделяемые компоненты воспитательного потенциала семьи в каждом исследовании носят как специфический, присущий данной работе характер, так и имеют общие для психолого-педагогических исследований положения. В нашем исследовании в структуре воспитательного потенциала семьи выделено четыре основных компонента: аксиологический, компетентностный, эмоционально-коммуникативный, организационный (см. табл. 1).

Аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи в нашем исследовании представлен критериями: во-первых, соблюдением и выполнением членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения; во-вторых, ценностным единством всех членов семьи (С. П. Акутина, Т. И. Власова, Е. И. Зритнева, Е. Н. Рябухина, Т. В. Семеняка и др.). Семья как ценность сама формирует ценности и закладывает основы духовности и нравственного поведения. Ценностные ориентации объединяют людей в семью, создают перспективу ее развития, определяют цели и пути воспитания детей. Чем ярче ориентационно-ценностное единство семьи, тем выше ее воспитательный потенциал. Основу ценностного единства семьи составляет гуманистическая направленность ее членов, которая проявляется в реальном признании ценности, неповторимости, целостности личности каждого члена семьи, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждении значения понятия блага человека в семье. Аксиологический компонент необходимо считать одним из ведущих в системе компонентов воспитательного потенциала семьи, поскольку он раскрывает для детей саму ценность семьи и формирует у них ценностные ориентации, которые станут фундаментом для всей жизни.

Не менее важным в структуре воспитательного потенциала семьи является компетентностный компонент, внимание к которому обусловлено современными теоретическими исследованиями в свете компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, В. В. Сериков, Дж. Равен, В. А. Слас-тенин, А. В. Хуторской и др.). Рассматриваемый компонент включает в себя педагогическую компетентность родителей (Л. П. Алексеева, В. Н. Бу-шина, С. С. Пиюкова, В. В. Селина, Н. А. Хрус-талькова и др.) и социальную компетентность детей в быту и семейной жизни (О. Ф. Борисова, Е. А. Нестерова, О. П. Николаева и др.).

Теоретические вопросы общей педагогики

Таблица 1

Компонентная структура воспитательного потенциала семьи

Критерии -характеристики компонентов воспитательного потенциала семьи Показатели по критериям — характеристикам компонентов воспитательного потенциала семьи Диагностический инструментарий

Аксиологический компонент

1. Соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения - Ориентация членов семьи на духовно-нравственные нормы и общепринятые принципы морали; — ориентация на ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности - Диагностика «Ролевая модель цели воспитания» (для родителей и детей); — опросник для детей «Диагностика отношения к жизненным ценностям»

2. Ценностное единство всех членов семьи — Согласованность семейных ценностей; — ценностное отношение ко всем членам семьи — Согласованность семейных ценностей супругов (опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волков); - тест «Отношение к семье» (для родителей и детей)

Компетентностный компонент

3. Педагогическая компетентность родителей Показатели педагогической компетентности родителей: -мотивация (мотивация к эффективной самореализации в семье; стремление к самообразованию в области семейного воспитания); -знания (характер владения психолого-педагогическими знаниями в области воспитания детей); -способы деятельности (характер применения психолого-педагогических технологий взаимодействия с детьми, методов и средств семейного воспитания); - отношение (умение создать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с детьми); -рефлексия (стремление к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции родительского поведения) - Опросник «Осознанное родитель-ство» (М. О. Ермихина); - опросник «Какой Вы родитель»?

4. Социальная компетентность детей в быту и семейной жизни Показатели социальной компетентности детей в семейной жизни: -мотивация (умение самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье; стремление к совершенствованию себя как члена семьи и общества); -знания (наличие знаний об источниках личностного саморазвития и внутрисемейного взаимодействия); - способы деятельности (стремление к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций в семье; владение приемами творческой самореализации в семье); — отношение (ориентация на проявление доброжелательности, эмпатии и терпимости к другим членам семьи); -рефлексия (стремление к анализу собственных поступков по отношению к другим членам семьи; саморегулированию поведения и эмоций) Тест «Могу ли я быть лидером-организатором в семье?»

Эмоционально-коммуникативный компонент

5. Характер внутрисемейных отношений (супружеских, детских, дет-ско-родительских) — Согласованность внутрисемейных отношений; -ориентация на уважение, взаимное доверие, внимание, чуткость, человечность во внутрисемейных отношениях; — удовлетворение потребностей всех членов семьи — Опросник для супругов «Изучение удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании личного достоинства»; — анкета для родителей «Внутрисемейные взаимоотношения»; — «кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Берне, С. Кауфман)

6. Стиль семейного воспитания - Ориентация на демократический стиль воспитания, сотруднический стиль общения и поведения; -оптимальный уровень контроля в семье с признанием развития автономии детей Анкета «Стиль семейного воспитания»

Организационный компонент

7. Уровень социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-до-суговой деятельности, в общении с социумом Показатели семейной самоорганизации: -мотивация и планирование (поиск новых путей совершенствования уровня самоорганизации семьи; совместное планирование семейных дел); -внутренняя организация и управление (направленность на налаживание уклада жизни, обеспечение семьи всем необходимым для нормальной жизнедеятельности); -контроль и корректировка (ориентация на разумный контроль и взаимоконтроль, построенный на доверии; наблюдение, проверка, учет и анализ достижений, направляющие самоорганизацию всех членов семьи); - координация (слаженность и непрерывность взаимодействия всех членов семьи, основанная на активной субъектной позиции каждого в процессе организации всех сфер жизнедеятельности семьи) - Опросник «Изучение самоорганизации семьи»; -диагностика сплоченности и гибкости семейной системы (Д. Олсон, Д. Портнер, И. Лави)

Таблица 2

Критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потенциала семьи_

Критерии Содержательная характеристика уровней воспитательного потенциала семьи

«Неприемлемый» (очень низкий уровень) «Кризисный» (низкий уровень) | «Нормативный» (средний уровень) | «Креативный» (высокий уровень)

Аксиологический компонент

1. Соблюдение и выполнение членами семьи нравственных норм и принципов поведения Отсутствие стремления к выполнению общечеловеческих норм морали. Гуманистические идеалы (добра, справедливости, взаимопомощи и т. п.) не признаются как ценность Ситуативные проявления общечеловеческих норм морали. Гуманистические идеалы (добра, справедливости, взаимопомощи и т. п.) развиты слабо Преобладание осознанного отношения к выполнению общечеловеческих норм морали на основе признания гуманистических идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи и т. п.) Осознанное стремление к выполнению общечеловеческих норм морали. Развиты ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности

2. Ценностное единство членов семьи Отсутствие потребности в семье как личностной ценности. Непризнание социальной ответственности друг перед другом. Отсутствие каких-либо обязательств Эпизодическая потребность в семье как в ценности; в принятии уникальности, ценности личности члена семьи (в зависимости от достигнутых им успехов или от собственного настроения) Достаточно выраженная ориентация на ценности семьи и рода и осознание ответственности друг перед другом. Устойчивое стремление к выполнению семейных обязанностей Ярко выраженная ориентация на ценности семьи и рода, на взаимосвязь со старшим поколением и осознание ответственности, внутреннего долга перед каждым членом семьи

Компетентностный компонент

3. Педагогическая компетентность родителей Ярко выраженная мотивационная ограниченность в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье. Отсутствие знаний об организации взаимодействия с детьми. Незнание источников информации повышения родительской компетентности. Неготовность и неспособность к изменению системы требований, правил по отношению к детям. Отсутствие потребности в рефлексии и саморегуляции родительского поведения Ситуативное осознание понимания целей и задач семейного воспитания. Знания об организации взаимодействия с детьми на уровне интуиции. Зависимость родительского поведения от настроения. Неумение целенаправленно использовать педагогические средства. Эпизодическая потребность в рефлексии, самоанализе. Ситуативный интерес к самообразованию в области семейного воспитания Понимание целей и задач семейного воспитания и готовность к эффективной самореализации в семье; достаточный уровень владения психолого-педагогическими знаниями. Недостаточная способность изменять систему требований и правил в зависимости от растущей компетентности детей. Достаточно устойчивая потребность в рефлексии, самоанализе родительского поведения. Интерес к самообразованию в области воспитания детей Ярко выраженная мотивация к эффективной самореализации в семье; высокий уровень владения психолого-педагогическими знаниями; творческий характер воспитательной деятельности в условиях семейного воспитания; готовность к изменению системы требований, правил с учетом растущей компетентности детей. Ярко выраженное стремление к педагогической рефлексии, самоанализу, самоконтролю, саморегуляции родительского поведения. Осознанное стремление к самообразованию

4. Социальная компетентность детей в быту и семейной жизни Нежелание выделять приоритеты жизнедеятельности в семье. Отсутствие знаний в области межличностного взаимодействия. Незнание источников саморазвития. Неспособность к поиску оптимальных решений выхода из трудных ситуаций. Социальная неадекватность поведения. Неумение сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Участие в деятельности семьи на репродуктивном уровне. Частые проявления агрессивности, нетерпимости к окружающим. Отсутствие какого-либо стремления к анализу своих поступков, корректировке своего поведение в семье Неумение самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Неустойчивые стремления совершенствования себя как члена семьи и общества. Фрагментарные познания в области межличностного взаимодействия. Поверхностные представления об источниках саморазвития. Ситуативность в поиске оптимальных решений выхода из трудных ситуаций. Социальная адекватность поведения сформирована слабо. Слабо выраженная установка на сотрудничество с родителями. Ситуативный, фрагментарный, чаще неосознанный характер урегулирования взаимоотношений в семье, анализа своих поступков Сформировано умение самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Стремление к совершенствованию себя как члена семьи и общества. Достаточные знания в области межличностного взаимодействия. Сформированные представления об источниках саморазвития Устойчивое стремление к поиску оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Не всегда способны творчески самореализо- ватъ себя в семье и социуме. Преобладание доброжелательности, терпимости к другим. Достаточно устойчивая потребность к анализу своих поступков, к урегулированию взаимоотношений в семье Умение самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Признание ценности совершенствования себя как члена семьи и общества. Глубокие знания об источниках личностного саморазвития. Выраженное стремление к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Владение приемами творческой самореализации в семье. Активные проявления доброжелательности, эмпатии и терпимости к другим. Ярко выраженное стремление к анализу собственных поступков по отношению к другим членам семьи; саморегулированию поведения и эмоций

Критерии Содержательная характеристика уровней воспитательного потенциала семьи

«Неприемлемый» (очень низкий уровень) 1 «Кризисный» (низкий уровень) 1 «Нормативный» (средний уровень) 1 «Креативный» (высокий уровень)

Эмоционально-коммуникативный компонент

5. Характер внутрисемейных отношений Дезорганизованный, в большинстве случаев аморальный. Отсутствие взаимопонимания, поддержки, человечности в отношениях, полное безразличие друг к другу Зависимость характера внутрисемейных отношений от эмоционального состояния членов семьи. Преимущественно конфликтный характер внутрисемейного общения, отсутствие взаимности, доверия, сплоченности между членами семьи. Наличие межличностной дистанции в отношениях Преобладание доброжелательности во внутрисемейных отношениях, основанных на любви и желании быть вместе. Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи Полная согласованность внутрисемейных отношений: основаны на уважении, взаимном доверии, внимании, чуткости, человечности, базируются на субъект-субъектных связях, удовлетворении потребностей всех членов семьи

6. Стиль семейного воспитания Ориентация на либеральный (попустительский) стиль воспитания. Низкий уровень контроля в форме игнорирования потребностей ребенка Неустойчивость стиля семейного воспитания. Разногласия родителей в выборе стиля воспитания. Преимущественно ориентация на авторитарный или либеральный стиль Ориентация на демократический стиль воспитания, изредка с преобладанием авторитарного. Оптимальный уровень контроля по отношению к детям, но не всегда признается детская автономность Ярко выраженная ориентация на демократический стиль воспитания, сотруднический стиль общения и поведения. Оптимальный уровень контроля с признанием развития автономии детей

Организационный компонент

7. Самоорганизация семьи в бытовой, трудовой, игровой, учебно-нознава-тельной, куль-турно-досуговой деятельности и в общении Планирование семейных дел отсутствует. Преобладает личная мотивация поведения. Дезорганизация уклада жизни и быта. Совместное времяпрепровождение отсутствует. Управление процессом самоорганизации развито слабо. Отсутствие контроля и самоконтроля. Корректировка поведения детей проявляется крайне редко и всегда с применением непедагогических методов воздействия. Координация между членами семьи практически отсутствует. Родители замыкаются в своих проблемах. Планирование семейных дел сформировано недостаточно, носит формальный характер. Мотивация поведения ситуативна, чаще -личная. Неустойчивый уклад жизни и быта. Внимание уделяется лишь отдельным компонентам самоорганизации (либо домашнему труду, либо учебе и т. п.). Совместный досуг организуется редко. Контроль носит эпизодический характер. При корректировке поведения детей применяются непедагогические методы воздействия. Координация процесса самоорганизации развита слабо Планирование достаточно сформировано. Преобладает личностно-се-мейная мотивация поведения. Стабильный уклад жизни и быта. Семья как среда сама организована, является благоприятной средой воспитания. Дети осознанно включаются в самоорганизующуюся деятельность (игры, досуг, общение, труд и т. п.). Контроль и самоконтроль присутствуют, но недостаточно развиты. При корректировке поведения детей в самоорганизации родители иногда применяют авторитарные методы. Координация процесса самоорганизации достаточно развита Планирование семейных дел осуществляется всегда, имеет осознанный характер. Целенаправленно создается воспитательная среда семьи. Преобладает семейная мотивация поведения. Ярко выраженный позитивный уклад семейной жизни и быта, с рациональной регуляцией управления, с устоявшимися традициями. Совместные увлечения, занятия, хобби. Разумный, демократический контроль и взаимоконтроль. Корректирование происходит безболезненно. Активная субъектная позиция всех членов семьи во всех сферах ее жизнедеятельности

Л. А. Метлякова. Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи.

Мы определяем «родительскую компетентность» как эффективное родительское поведение, проявляющееся в готовности и способности родителей на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности при решении проблем и типичных задач, возникающих в реальных ситуациях воспитательной практики. Для понимания сущности педагогической компетентности родителей как составляющей воспитательного потенциала семьи необходимо рассматривать педагогическую компетентность родителей как сложную систему личностных образований индивида, включающую мотивационную, когнитивную, поведенческую, эмоциональную и рефлексивную составляющие, которые в целом определяют готовность родителей к самоизменению и к развитию воспитательного потенциала семьи.

Второй критерий рассматриваемого компонента - социальная компетентность детей в быту и семейной жизни. Данный феномен выделен нами исходя из логики компетентностного подхода в образовании, рассмотренного в документе «Стратегия модернизации содержания общего образования РФ» и «Стандартах нового поколения к образованию детей». Компетентность в различных областях жизнедеятельности рассматривается как основной результат образования человека. Под «социальной компетентностью детей в быту и семейной жизни» мы будем понимать интегративное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению, с другой - проявлять себя частью семейного коллектива, уметь выстраивать отношениями с членами семьи и социумом, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих ценностей.

По мнению большинства исследователей, ведущим компонентом в структуре воспитательного потенциала семьи является эмоционально-коммуникативный компонент, который представлен: во-первых, характером внутрисемейных отношений (супружеских, детских, дет-ско-родительских) (Т. В. Лодкина, А. В. Маркова, А. С. Спиваковская, С. В. Теряева и др.); во-вторых, стилем семейного воспитания (И. А. Койшибаева, Н. Н. Мизина, В. М. Миния-ров, Р. В. Овчарова и др.).

Эмоциональные связи отношений между членами семьи определяют возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи. Внутрисемейные отношения являются сильнейшим специфическим воспитательным фактором и в то

же время весьма уязвимым в воспитательном отношении местом семьи, так как нарушения в отношениях между членами семьи значительно снижают воспитательный потенциал семьи в целом. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, возникающих в процессе непосредственного общения. Именно поэтому коммуникабельность выступает важнейшей характеристикой внутрисемейных отношений.

Второй критерий и не менее важный аспект эмоционального компонента в структуре воспитательного потенциала семьи - стиль семейного воспитания. Опираясь на исследовательские позиции В. М. Миниярова, И. А. Койшибаевой, под стилем семейного воспитания мы понимаем наиболее характерные способы отношений родителей и ребенка, определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Характеризуя стиль семейного воспитания как критерий эмоционально-коммуникативного компонента, важно подчеркнуть его огромное влияние на создание эмоционального климата семьи в целом.

Следующий компонент воспитательного потенциала семьи - организационный — представлен в нашем исследовании уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досу-говой деятельности, в общении с социумом.

Самоорганизующаяся семья перед всеми членами семьи открывает возможности для саморазвития, самоопределения и самореализации, проявления социальной активности, ответственности и духовного творчества. В целом самоорганизацию семьи как основу организационного компонента воспитательного потенциала можно охарактеризовать через способность членов семьи организовать содержательный досуг и познавательную активность и, что особенно важно для нас с педагогической точки зрения, через способность оказать себе помощь в трудных жизненных ситуациях. Деятельность происходит на фоне осуществления самопроцессов и нравственной самоорганизованности, что в совокупности составляет самоорганизацию семьи. К самопроцессам, обеспечивающим самоорганизацию семьи, вслед за М. М. Прокопьевой мы отнесем следующие: мотивацию и планирование, внутреннюю организацию и управление, контроль, корректировку и регулирование, стимулирование и т. п.

В нашем исследовании организационный компонент следует рассматривать в качестве системообразующего компонента педагогической системы в целом и воспитательного потенциала семьи в частности, представляющего собой

Теоретические вопросы общей педагогики

субъект-субъектное взаимодействие между членами семьи, семьи и социума как основы и условия для установления разнообразных связей и отношений.

Отметим, что данная структуризация компонентов весьма условна, но, на наш взгляд, она дает возможность теоретически осмыслить рассматриваемый феномен с точки зрения возможностей развития педагогическими средствами в современной образовательной практике. При этом важно отметить основное отличие компетентно-стного компонента от других: он представляет собой личностное новообразование родителя и ребенка, а не характеристику семейной системы в целом, в то время как аксиологической, эмоционально-коммуникативный, организационный компоненты воспитательного потенциала семьи характеризуют качественное состояние семейной системы, которое складывается только через взаимодействие всех членов семьи.

Такое понимание сущности и структуры воспитательного потенциала семьи позволило выделить и содержательно наполнить уровни развития исследуемого потенциала. Итак, наиболее важной особенностью рассмотрения воспитательного потенциала семьи является его представление в качестве динамичной структуры, способной к актуализации и развитию, в совершенствовании которой заинтересованы как сами родители, так и общество в целом. Под «развитием воспитательного потенциала семьи» в исследовании понимается качественное изменение социально-педагогической самоорганизации семьи, происходящее в процессе актуализации ее внутренних резервов (мотивация, знания, опыт, отношение, деятельность, рефлексия и т. п.) и при взаимодействии с внешней социокультурной средой (учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты населения, СМИ и т. п.), как целенаправленно, так и стихийно [3].

На основе комплекса критериев и показателей воспитательного потенциала семьи (см. табл. 1), различная степень проявления которых характеризует уровни развития воспитательного потенциала семьи, в нашем исследовании были выделены четыре уровня развития исследуемого потенциала: «неприемлемый» (очень низкий), «кризисный» (низкий), «нормативный» (средний), «креативный» (высокий) уровни (см. табл. 2). Отметим, что выделенные уровни взаимосвязаны и каждый предыдущий обусловливает последующий уровень.

Для практического применения данной кри-териально-уровневой модели оценки развития воспитательного потенциала семьи были подобраны диагностические методики, которые отражены в табл. 1.

Предложенная структура воспитательного потенциала семьи и уровневая модель оценки может быть использована педагогами, психологами, специалистами консультационных центров, а также родителями в качестве диагностического инструментария для получения достоверных данных о происходящих изменениях в уровне сформированности компонентов воспитательного потенциала современной семьи.

Примечания

1. Метлякова Л. А., Коробкова В. В. Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентный анализ и диагностика: учеб.-метод. пособие. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. 164 с.

2. Коробкова В. В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. 2010. № 9. С. 87-92.

3. Метлякова Л. А, Коробкова В. В. Указ. соч.

УДК 376.2-053.2

А. В. Черных

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ДОМУ

В статье рассматривается воспитательная составляющая уроков русского языка в процессе обучения школьников русскому языку на дому, а также даны результаты исследования, описывающие существующие методические и воспитательные проблемы преподавания русского языка в процессе домашнего обучения. По окончании статьи приводятся выводы исследования, которые могут быть использованы учителем в процессе планирования занятий.

In the given article the educational component of the lessons of Russian language within the Russian teaching process for school pupils at home are discussing. As well as there are the researching results which characterize their presence are also given. There are the research conclusions at the end of the article which can be used by a teacher in the lessons planning process.

Ключевые слова: учебный процесс, обучение, русский язык, нравственные ценности.

Keywords: learning process, teaching, Russian language, moral values.

Высокая эффективность преподавания и его качество являются ключевой идеей современного школьного образования. Это касается обучения всем предметам, предусмотренным программой школьного образования, и русского языка в частности. Однако одним из основных принципов гуманизации современного образования является принцип его доступности для всех категорий обучающихся, в том числе и тех, кто по

© Черных А. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.