8. Белякова Л. Г. Учим детей рисовать пейзаж: учеб. пособие для преподавателей дополнительного образования по направлению «Изобразительное искусство». М.: МПГУ, 2010.
9. Dessiner les paysages de France / L. Guillaum. Paris, 2009.
10. Баттершилл H. Учитесь рисовать пейзаж. Минск: Попурри, 2009.
11. Les techniques du peintre. La composition et la perspective. Editional Fleurus, 1999.
12. Сапожников A. П. Полный курс рисования / под ред. В. Н. Ларионова. М.: АЛЕВ, 1996.
УДК 371.398
А. А. Метлякова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Статья посвящена проблеме развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства учреждений дополнительного образования детей. В статье представлено авторское понимание содержания и структуры воспитательного потенциала семьи. Выявлены условия эффективной организации информационного пространства в учреждениях данного типа.
The article is devoted to the problem of developing educational potential of a family in the organized informational space of the institutions of children's supplementary education. The content and structure of the phenomenon 'educational potential of a family' are presented in the article. The author reveals the conditions of effective organization of informational space in the educational institutions under consideration.
Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, компоненты воспитательного потенциала семьи, информационное пространство учреждения дополнительного образования детей, информационные ресурсы, мотивация родителей.
Keywords: educational potential of a family, the components of the family educational potential, informational space of the institutions of children's supplementary education, informational resources, parents' motivation.
Необходимость развития воспитательного потенциала семьи в современных условиях можно обосновать согласованностью социально-личностных потребностей: во-первых, потребностью современного общества в педагогически активных семьях с высоким воспитательным потенциалом как полноправных субъектах собственной жизнедеятельности; во-вторых, потребностью родителей в информационно-педагогической под-
© Метлякова Л. А., 2011
держке, и потребностью детей в педагогически компетентных родителях; в-третьих, потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса развития воспитательного потенциала современной семьи.
Как феномен и научное понятие воспитательный потенциал семьи рассматривается в исследованиях Е. П. Арнаутовой, Н. В. Додокиной, В. М. Ивановой, Л. Н. Константиновой, А. А. Чуп-риной и др. Различные аспекты развития воспитательного потенциала семьи, его отдельные структурные компоненты рассмотрены в трудах А. И. Антонова, В. А. Болотова, А. Т. Бардиан, Т. А. Гурко, М. Ф. Дементьевой, И. Климентович, А. Т. Кокоевой, О. В. Кучмаевой, М. Медкова, Л. А. Никитиной, Е. Н. Пивненко, Р. К. Сереж-никовой, И. А. Хоменко, Е. А. Чередовой и др. Опираясь на методологические основания нашего исследования в русле информационно-синер-гетического, аксиологического, системного, сре-дового и компетентностного подходов, а также исследовательских позиций М. М. Прокопьевой [1], В. В. Коробковой [2], под «воспитательным потенциалом семьи» мы понимаем совокупность реальных (актуальных, проявившихся уже) возможностей семьи; средств, условий, необходимых для осуществления семейного воспитания, и потенциальных устремлений с опорой на индивидуальные особенности конкретной семьи, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно. Считая, что воспитательный потенциал семьи является динамичной структурой (он может накапливаться, развиваться, обогащаться, раскрываться), и определяя данный феномен через социально-педагогическую самоорганизацию семьи, под «развитием воспитательного потенциала семьи» мы понимаем усиление, укрепление, качественное изменение социаль-но-педаго-гической самоорганизации семьи, происходящее в процессе актуализации внутренних резервов семьи (мотивация, знания, опыт, отношение, деятельность, рефлексия и т. п.) и при взаимодействии с внешней социокультурной средой (учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты населения, средствами массовой информации и т. п.), происходящее как целенаправленно, так и стихийно [3].
В рамках экспериментальной работы и теоретического анализа проблемы с точки зрения возможностей развития воспитательного потенциала семьи педагогическими средствами в современной образовательной практике нами выделены четыре основных структурных компонента: 1) аксиологический (представлен соблюдением и выполнением членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения, ценностным отношением родителей к семье, ценностным отношением детей к семье), 2) компе-
тентностный (представлен педагогической компетентностью родителей и социальной компетентностью детей в быту и семейной жизни), 3) эмоционально-коммуникативный (представлен характером внутрисемейных отношений и стилем семейного воспитания), 4) операционально-дея-тельностный (представлен уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, в учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении с социумом) [4].
Концептуальный анализ рассматриваемого феномена дает основание считать, что воспитательный потенциал семьи представляет интегральное образование, требующее как педагогического, так и психологического обоснования, условий, форм и средств его развития. В современных условиях развитие воспитательного потенциала семьи в целом - приоритетное направление образовательных учреждений, выстраивающих процесс активного взаимодействия с семьей. Как показывает анализ педагогической практики и результаты проведенного нами констатирующего эксперимента, специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) как особой гуманистически обогащенной среды способствует эффективному взаимодействию с семьей в этом направлении. Согласно исследованиям О. Ю. Арсентьевой, М. И. Болотовой, Ю. А. Верхотуровой, В. П. Юло-ванова, И. Ю. Кульчицкой, Ю. А. Аарченко, Р. Д. Мубиновой, Е. Н. Сорокиной, А. Н. Ходуно-вой, А. И. Щетинской и других, УДОД представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработке единой педагогической позиции в воспитании детей; обладающую огромными ресурсами в поддержке семейного воспитания [5]. В нашем исследовании из 145 опрошенных родителей 75% респондентов видят роль специалистов УДОД в поддержке семейного воспитания, разрешении трудных вопросов собственной воспитательной практики.
Как показывает опыт работы учреждений, наиболее распространенными и эффективными формами по развитию воспитательного потенциала семьи в УДОД являются следующие: психолого-педагогические консультации; работа психолого-педагогического клуба; родительские конференции; совместные с детьми родительские собрания; дни открытых дверей; активные групповые формы работы с родителями (тренинги, практикумы, круглые столы, дискуссии, деловые игры); игровое моделирование способов родительского поведения на родительских встречах; участие родителей в занятиях учебных групп, совместные с детьми КТД; организация совместного досуга родителей и детей (ярмарки, походы, праздники, гостиные); формирова-
ние различных видов родительских активов (попечительские советы, родительские секции, родительские комитеты); почтовый ящик (вопросы-ответы) и др. Вместе с тем результаты констатирующего эксперимента, проведенного нами на базе УДОД г. Перми (опрошено 13 учреждений), показали, что наряду с вышеперечисленными формами, а зачастую и в дополнение к ним в деле поддержки семейного воспитания активно используется информационное пространство учреждения. Наиболее распространенные формы -консультирование родителей на веб-сайте учреждения; переписка с родителями в сети Интернет; информационные буклеты, памятки, «подсказки» для родителей по вопросам семейного воспитания, разрабатываемые специалистами; информационные стенды для родителей в зале ожидания (психолого-педагогические рекомендации «Родителям на заметку»); газета, журнал, издаваемый учреждением; использование в просвещении родителей заметок из федеральных, региональных печатных СМИ, интернет-изданий и т. п.; просмотр и обсуждение ТВ-передач, видеоматериалов на родительских собраниях, создание собственных ТВ-проектов и т. п. В нашем исследовании их эффективность подтвердили 80% специалистов УДОД и 73% родителей.
Как показывает практика, использование информационного пространства конкретного УДОД создает уникальные возможности для развития воспитательного потенциала семьи, развития субъектности родителей в вопросах семейного воспитания. Однако развитие воспитательного потенциала семьи в большинстве УДОД не ставится как самостоятельная педагогическая задача, хотя потребность в этом объективно имеется. Актуальность проблемы, обсуждаемой в статье, обусловлена отсутствием специальных исследований, посвященных проблеме развития воспитательного потенциала семьи в условиях учреждений дополнительного образования детей и недостаточным использованием имеющихся возможностей информационного пространства учреждений данного типа в обеспечении этого процесса.
Исходя из современных информационных и педагогических теорий, под «информационным пространством УДОД» мы понимаем открытую образовательную систему, объединяющую информационные и образовательные ресурсы учреждения, обеспечивающую информационное взаимодействие субъектов (родителей, педагогов, детей) в процессе их образования и самообразования; развитие способности родителей и детей оценивать полезную и значимую информацию, отбирать ее и целенаправленно использовать в контексте семейного воспитания, удовлетворяя
личностную потребность в саморазвитии и самореализации.
В процессе теоретического обоснования проблемы и конструирования модели поддержки семейного воспитания в условиях УДОД нами выявлены следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса организации информационного пространства учреждения как средства развития воспитательного потенциала семьи.
Первое условие - проектирование и организация информационной поддержки родительской компетентности в информационном пространстве УДОД с целью развития воспитательного потенциала семьи. Информационная поддержка родительской компетентности в условиях УДОД предполагает развитие мотивации родителей к позитивным изменениям воспитательного потенциала собственной семьи через активное включение в информационное пространство учреждения. В связи с этим важным является четкое определение совокупности информационных ресурсов, входящих в структуру информационного пространства УДОД и имеющих позитивный потенциал для развития компонентов воспитательного потенциала семьи (образовательная веб-страничка для родителей на сайте учреждения; информационный стенд для родителей; печатные издания для родителей; меди-атека видероликов по семейному воспитанию «Информационный банк педагогических ситуаций», электронных материалов для обсуждения с родителями и т. п.).
Второе условие - проектирование и организация информационной поддержки детей по формированию социальной компетентности в быту и семейной жизни, ценностного отношения к семье с целью развития воспитательного потенциала семьи. Важной задачей внедрения данного условия является актуализация индивидуальной значимости семейных традиций, ответственного отношения детей к родителям, осознание института семьи как ценности и, как результат, повышение мотивации у детей к позитивным изменениям компонентов воспитательного потенциала. Реализация данного условия возможна при выделении совокупности информационных ресурсов, входящих в структуру информационного пространства УДОД (образовательная веб-страничка для детей на сайте учреждения; печатное издание о семье, разрабатываемое детьми; стенд «Наши семейные достижения»; медиатека виде-роликов, электронных материалов по семейной тематике для обсуждения с детьми и др.).
Третье условие - обеспечение процесса развития воспитательного потенциала семьи в УДОД специалистами, владеющими технологиями информационной поддержки при взаимо-
действии с семьей. Важной задачей реализации выделенного условия является повышение компетентности педагогов УДОД по проблеме развития воспитательного потенциала семьи и создание методического обеспечения организации информационного пространства учреждения как средства развития воспитательного потенциала семьи. С точки зрения компетентностного подхода «профессиональную компетентность педагогов УДОД в использовании информационно-педагогических средств в контексте семейного воспитания» мы рассматриваем как интег-ративную профессионально-личностную характеристику, проявляющуюся в готовности и способности на основе знаний, умений, навыков и опыта, целенаправленно использовать информационные ресурсы в информационно-образовательном пространстве учреждения, творчески его проектируя и обеспечивая информационное взаимодействие субъектов (родителей, педагогов, детей) с целью создания условий для самообразования родителей по вопросам семейного воспитания и саморазвития детей. В качестве основных компетенций для обеспечения процесса развития воспитательного потенциала семьи определены информационно-коммуникативные (информирование и профессиональное консультирование родителей по конкретным проблемам семейного воспитания через публикации в печатном издании учреждения; создание собственной веб-странички и организация сетевого консультирования родителей на сайте учреждения; поиск информации в сети Интернет, на ТВ, в федеральной и региональной прессе и ее критическое осмысление и систематизация для использования в информационном пространстве УДОД и т. п.); проектно-управленческие (создание и продвижение проектов развития воспитательного потенциала семьи через информационную среду учреждения). С целью внедрения данного условия в практику нами разработаны специальные образовательные программы для педагогов: «Поддержка семейного воспитания в УДОД», «Развитие воспитательного потенциала семьи в УДОД», «Информационная поддержка семьи в УДОД» [6].
Учитывая выделенные условия, к критериям эффективности практической сформированно-сти и эффективной организации информационного пространства УДОД в аспекте развития воспитательного потенциала семьи, на наш взгляд, следует отнести следующие: во-первых, наличие информационных потоков, действующих в системе (информационный стенд в зале ожидания; веб-сайт учреждения, где ведется систематическое консультирование родителей конкретным специалистом; выпуск печатного издания «Подсказка для родителей», обсуждение ТВ-передач
на встречах и т. п.); во-вторых, удовлетворенность информационных актуальных запросов родителей и педагогов (организация консультирования родителей на основе систематического мониторинга их образовательных запросов); в-третьих, эффективность предъявления и освоения педагогами актуальной информации через конкретный информационный канал; в-четвертых, эффективность применения родителями полученной информации в практике семейного воспитания.
В русле задач нашего исследования организация информационного пространства УДОД с целью развития воспитательного потенциала семьи строится на следующих принципах: достаточности информационных ресурсов; активного включения семьи в информационное пространство учреждения, приоритета деятельностного содержания над информационным; обратной связи с семьей; субъектности и развития участников информационной поддержки (родителей и детей) и др.
При этом эффективность содержания информационного пространства УДОД будет возрастать в том случае, если включение в него родителей и детей будет приводить не только к повышению уровня воспитательного потенциала семьи, формированию ценностного отношения детей к институту семьи и развитию родительской
компетентности, но и к внутреннему личностному росту, обеспечивая всем членам семьи субъектность позиции и стремление к позитивной самореализации компонентов воспитательного потенциала семьи.
Таким образом, следует отметить, что проблема развития воспитательного потенциала семьи, в том числе в условиях учреждений дополнительного образования детей, является актуальной для современной образовательной практики и нуждается в дальнейшем теоретико-экспериментальном исследовании.
Примечания
1. Прокопьева М. М. Семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система: монография. М.: РАО ИПСР. 2002.
2. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентный анализ и диагностика: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2011.
3. Там же.
4. Там же.
5. Ларченко Ю. А. Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в воспитании подрастающего поколения // Педагогические науки. 2006. № 4. С. 115-117.
6. Поддержка семейного воспитания дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: сб. ст. и метод. материалов / сост. С. Сулеймано-ва, Е. В. Родоус. Пермь, 2010.