1. Активная адаптация (происходит в процессе частичного или полного преодоления проблемной ситуации, в результате чего наблюдаются, как правило, позитивные изменения).
2. Пассивная адаптация (происходит уход от проблемной ситуации с дальнейшим ожиданием благоприятных условий; изменения, которые происходят с личностью, не способствуют ее дальнейшему развитию).
3. Приспособленческая адаптация (привыкание к проблемной ситуации происходит за счет изменения своего отношения к этой ситуации).
Ряд авторов, занимавшихся исследованием учебно-профессиональной адаптации, выделяют следующие виды: адаптация к вузу как процесс изначального приобщения студента к новой социальной роли в её главных признаках и функциях; адаптация к курсу, так как на каждом курсе появляются новые дисциплины, педагоги, формы учебно-воспитательного процесса и т. д.; адаптация к профессии в вузе; профессиональная адаптация молодого специалиста на про-
Библиографический список
изводстве в условиях самостоятельной работы. Также выделяют позитивную и негативную, добровольную и вынужденную адаптацию.
Итак, анализируя развитие понятия «адаптация» в психолого-педагогическом контексте применительно к специфике вузовского обучения курсантов, мы выяснили, что эта проблема является более широкой, а также носит междисциплинарный характер. Педагогика рассматривает адаптацию с профессиональных позиций как компонент системы профессиональной ориентации и необходимый элемент формирования профессиональной устойчивости. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе, то есть можно сказать, что от восприятия человеком окружающей действительности зависит психическая адаптация. При рассмотрении адаптации к новым условиям обучения, для устранения проблем учебного характера важно учитывать дидактический компонент.
1. Байдак В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-курсантов математических специальностей вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2000.
2. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2001.
3. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Издательство АН АрмССР 1988.
4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Издательство АН АрмССР 1988.
5. Просецкий В.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе. Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. Минск, 1976.
References
1. Bajdak V.Yu. Soderzhanie i metodika adaptacionnoj podgotovki studentov-kursantov matematicheskih special'nostej vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2000.
2. Runova S.A. Social'no-professional'naya adaptaciya studentovpervogo kursa k usloviyam pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2001.
3. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti. Erevan: Izdatel'stvo AN ArmSSR, 1988.
4. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti: formy, mehanizmy i strategii. Erevan: Izdatel'stvo AN ArmSSR, 1988.
5. Proseckij V. A. Psihologicheskie osobennosti adaptacii studentov novogo priema k usloviyam obucheniya v vuze. Kompleksnaya problema proforientacii, adaptacii i povysheniya kvalifikacii. Minsk, 1976.
Статья поступила в редакцию 21.01.19
УДК 371
Korobkova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Legal and Socio-Pedagogical Education, Perm State Humanitarian
Pedagogical University (Perm, Russia), E-mail: vkorobkova@mail.ru
THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SPHERE TO WORK WITH THE FAMILY IN THE OPEN EDUCATIONAL SPACE (WITH REFERENCE TO PERM REGION). The article is dedicated to a problem of training specialists to solve the problem of development of educational potential of the family in the open educational space. The purpose of the presented work is to reveal the contents of the program of training specialists to work with the family, which, on the one hand, is based on special training activities and is built into the system of regional measures to support family education, on the other hand. The article presents an analysis of five stages of training and mechanisms of their implementation in the open educational space of Perm Region. The article describes the quantitative results of the system training of participants of the project "Parent Universities" to implement the concept of development of educational potential of the family.
Key word: Prevention of family problems, training of specialists to work with family, open educational space, development of educational potential of family.
В.В. Коробкоеа, канд. пед. наук, доц., декан факультета правового и социально-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Пермский
государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, E-mail: vkorobkova@mail.ru
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Статья посвящена проблеме подготовки специалистов к решению проблемы развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве. Цель представленной работы - раскрыть содержание программы подготовки специалистов к работе с семьей, особенностью которой является то, что она, с одной стороны, основывается на специальных обучающих мероприятиях, с другой стороны - встроена в систему Краевых мероприятий по поддержке семейного воспитания. В статье представлен анализ пяти этапов подготовки специалистов и механизмов их реализации в открытом образовательном пространстве Пермского края. Описаны количественные результаты системной подготовки участников проекта «Родительские университеты» к реализации концепции развития воспитательного потенциала семьи.
Ключевые слова: профилактика семейного неблагополучия, подготовка специалистов к работе с семьей, открытое образовательное пространство, развитие воспитательного потенциала семьи.
С целью профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае реализуется концепция развития воспитательного потенциала семьи и созданы специальные организационно-педагогические условия, позволяющие на региональном уровне эффективно обеспечивать этот процесс [1]. Основной функцией организационно-педагогических условий на уровне региона является организация таких мер взаимодействия разных институтов открытого образовательного пространства, которые обеспечивают целенаправленное управление процессом сопровождения и поддержки воспитатель-
ной функции семьи целого региона. В связи с этим данная группа условий включает в себя следующие:
1) межведомственное и межсекторное взаимодействие в решении проблем развития воспитательного потенциала семьи при разработке семейной политики региона (целевой региональной программы);
2) наличие организационной и нормативно-правовой базы для социального партнерства (государство, семья, НКО, бизнес др.) в сфере развития воспитательного потенциала семьи;
3) научно-педагогическое сопровождение региональных СМИ в аспекте развития воспитательного потенциала семьи;
4) наличие системы подготовки специалистов, работающих с семьей по программам, направленным на развитие воспитательного потенциала современной семьи [2].
Целью данной статьи является рассмотрение четвертого условия (п. 4) и раскрытия принципов, содержания и этапов организации подготовки и повышения квалификации специалистов, взаимодействующих с семьей.
В настоящее время государством и обществом сформулирован социальный заказ на подготовку специалистов, имеющих психолого-педагогическую готовность профессионально оказывать помощь и педагогическую поддержку родителям и детям. Данный заказ определен в ряде нормативно-правовых документах, программах и является одной из приоритетных задач «Десятилетия детства» (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г № 240).
Реализуя межведомственный принцип обеспечения процесса родительского образования, к числу специалистов, реализующих процесс развития воспитательного потенциала семьи, мы относим не только работников системы образования (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, клубы по месту жительства, ссузы и вузы), но и учреждений, имеющих потенциал для воспитательной деятельности и взаимодействующих с семьей. К ним относятся: учреждения культуры и здравоохранения (детские театры, библиотеки, кинотеатры; детские поликлиники; женские консультации; родильные дома); социально ориентированные некоммерческие общественные организации (автономные некоммерческие организации; детские и молодежные общественные объединения; родительские клубы); центры социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям; учреждения ЗАГС; комиссии по делам несовершеннолетних [3].
Опираясь на положения андрагогического подхода к процессу развития воспитательного потенциала семьи, следует, отметить особую роль такого специалиста по отношению к родителям и детям с позиций непрерывного образования взрослых: он выступает как андрогог, важнейшим показателем профессионализма которого будет являться способность, в зависимости от конкретных задач, интегрировать в своей деятельности три ролевые позиции - «носителя знаний» (специалист, профессионал в области семейного воспитания); «передающего знания» (лектор, преподаватель, наставник детей и взрослых); «поддерживающего активность детей и взрослых» (тьютер, фасилитатор, модератор), что требует иной организации подготовки специалистов и отбора содержания программ повышения квалификации.
Учитывая данное положение, для достижения эффективного результата поставленной цели реализация подготовки специалистов, взаимодействующих с семьей, заключается не только в проведении традиционных курсов повышения квалификации, но и в особой системе практического, межведомственного сопровождения деятельности специалистов по вопросам родительского образования.
Данная система синергетически встроена в общую концепцию поддержки семей с детьми в Пермском крае: проведение Краевых форумов, научно-практических конференций, конкурсов семейной тематики и т.п.
Системообразующим звеном подготовки специалистов является проект «Родительские университеты», который реализуется в рамках Государственной программы «Семья и дети Пермского края» при поддержке Министерства социального развития Пермского края и направлен на повышение профессиональной компетентности специалистов системы образования, здравоохранения и культуры по вопросам выстраивания конструктивных детско-родительских отношений, соблюдения прав детей в семье, сохранения семейных традиций, психологии детского возраста и другим вопросам воспитания и создания благоприятной среды для развития ребенка в семье.
В рамках проекта, с одной стороны, разработана и реализуется программа специальных обучающих мероприятий «Современные технологии родительского образования», с другой стороны - участники проекта вовлечены в систему Краевых мероприятий.
Так, например, понимая важность механизма «заражения» (новыми идеями, эмоционально-положительной атмосферой и эффектным результатом работы) на начальном этапе проекта, все его участники приглашаются на Форум Клубов молодых семей Пермского края и знакомятся с теми специалистами, которые в недавнем прошлом получили опыт работы в «Родительских университетах», а на форуме делятся новыми замыслами и находками в своей практической деятельности.
На втором этапе - организована специальная программа занятий,
обеспеченная методическим сопровождением развития профессиональной компетентности специалистов с учетом современных подходов к работе с семьей и специфики современных методов и форм обучения взрослых, стимулирующей их позитивную мотивацию к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию в области поддержи семейного воспитания.
Занятия по программе организуются в соответствии с современными технологиями компетентностного обучения: деловые игры, решения педагогических задач, проектные методы, дискуссионные технологии, тренинги, семинары, стажировки, деловые игры, работа проблемно-ориентированных групп. Данные методы работы повышают активность слушателей и способствуют более эффективному освоению предъявленного к изучению материала.
Состав преподавателей включает высококвалифицированных преподавателей кафедры социальной педагогики ПГГПУ, кафедры теоретической и прикладной психологии ПГГПУ, занимающихся исследованиями в области семьи и детства, а так же представителей НКО и других специалистов-практиков, эффективно реализующих проекты родительского образования в Пермском крае.
Программа обучающих мероприятий включает изучение и освоение авторских инновационных технологий: развития воспитательного потенциала современной семьи и поддержки ее социально-педагогической самоорганизации [4]; партнерского взаимодействия с родителями [5]; создания семейных и родительских клубов; интеграции формального и неформального образования родителей, детей и молодёжи по формированию ценностного отношения к семье [5]; взаимодействия родителей с ребенком на принципах педагогической поддержки детской одаренности [5]; работа с неблагополучной семьей [1]; сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ; профилактики деструктивного поведения детей и подростков; гендерный подход в работе с родителями [6].
На третьем этапе все специалисты, участвующие в «Родительских университетах», разрабатывают и реализуют проекты по созданию семейного клуба и работы с родителями и детьми по формированию ценностного отношения к семье на основе знаний и практик, полученных в процессе занятий по программе «Современные технологии родительского образования».
На этом этапе все специалисты обеспечиваются научно-педагогическим сопровождением создания и реализации проекта по работе с семьей. В качестве научных консультантов/тьюторов в процессе доработки (корректировке) и реализации программ (проектов) выступает научно-преподавательский коллектив кафедры социальной педагогики ПГГПУ. Это позволяет консолидировать научно-методические разработки кафедры социальной педагогики и практический опыт специалистов по сопровождению семьи в конкретных программах и проектах, реализующихся в социально-педагогической сфере на территории всех муниципальных образований Пермского края.
Четвертый этап проекта - участие в научно-практической конференции «Развитие воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве Пермского края», где специалисты знакомятся с новейшими теоретическими разработками исследователей в области педагогики и психологии семьи, а также представляют результаты своей деятельности и обмениваются опытом работы в результате апробированных проектов на базе своих учреждений. Данный этап помогает участникам проекта «Родительские университеты» провести рефлексию проделанной работы, найти единомышленников среди специалистов разных ведомств и территорий, получить экспертное заключение от преподавателей кафедры социальной педагогики и руководителей учреждений о достоинствах реализуемых проектов и способах их совершенствования.
Пятым этапом участия в проекте «Родительские университеты» является организованный в Пермском крае «Конкурс программ (проектов), профилактики детского и семейного неблагополучия», который проходит по следующим номинациям:
1. «Социальное партнерство: ДОО и семья» (для воспитателей дошкольных образовательных организаций Пермского края).
2. «Психолого-педагогическая поддержка развития воспитательного потенциала семьи» (для психологов, социальных педагогов, логопедов образовательных организаций Пермского края).
3. «Служба социально-психолого-педагогического сопровождения семьи» (для директоров, зам. директоров, заведующих, методистов образовательных организаций и учреждений здравоохранения, культуры Пермского края, ЗАГСа и сотрудников КпДН).
4. «Учитель - родителю» (для учителей и педагогов образовательных организаций Пермского края).
В каждой номинации эксперты присуждают участникам конкурса дипломы и грамоты, поддержав успешность большого количества специалистов в своих начинаниях по работе с родителями, тем самым повысив их внутреннюю мотивацию к продолжению этой деятельности по окончании реализации проекта.
Вручение дипломов, грамот и сертификатов участникам конкурса проходит на Краевом Семейном форуме - ярком и содержательном мероприятии, которое является ключевым событием года для всех руководителей и специалистов, занимающихся поддержкой воспитательной функции семьи. На Форуме происходит не только награждение, но и новая возможность посетить разные мероприятия и площадки, на которых можно познакомиться с современными подходами в сфере родительского образования. Так, например, на Форуме 2018 года, специально для участников проекта «Родительские университеты» были презентованы методические материалы-кейсы работы с родителями по актуальным проблемам семейного воспитания: основы конструктивного общения родителей с ребенком; адаптация ребенка к школе; учебная мотивация; трудности в обучении; поддержка детской одаренности; «травля» ребенка в школе; профилактика компьютерной зависимости и т.п.
Кейсы подготовлены преподавателями ПГГПУ по заказу Министерства образования Пермского края для учреждений образования и включают в себя:
1) методические рекомендации для специалистов;
2) сценарии контактных встреч с родителями;
3) материалы для самообразования по вопросам семейного воспитания и психолого-педагогических основ конструктивного взаимодействия родителей с детьми.
Ежегодным итогом проекта «Родительские университеты», который реализуется уже на протяжении 5 лет становится:
1) подготовка более 50-ти специалистов к работе с родителями в современных реалиях социально-педагогической практики;
2) реализация 50-ти проектов в учреждениях различных ведомств (детских садах, школах, больницах, библиотеках и т.д.), с охватом деятельности более 2000 семей с детьми;
3) создание 50-ти новых семейных клубов, обеспечивающих системную, неформальную эффективную работу с родителями и развитие воспитательного потенциала их семей;
4) выпуск учебно-методического пособия «Современные технологии родительского образования», в содержание которого включены доклады участников конференции, программы победителей Конкурса программ, советы психолога родителям, информация об учреждениях,
Библиографический список
оказывающих помощь семьям с детьми, сценарные разработки [7; 8;
9].
Таким образом, система подготовки специалистов к работе с родителями позволяет включать все новых и новых профессионалов в реализацию концепции развития воспитательного потенциала семьи, организовывать в муниципалитетах межведомственные группы заинтересованных в данной работе специалистов, эффективно решающих вопросы профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае.
Важно отметить, что содержание концепции развития воспитательного потенциала семьи отражено в системе подготовки будущих специалистов социально-педагогической сферы в условиях вуза (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет). В частности, в преподавания курсов «Се-мьеведение», «Методика работы социального педагога с семьей», «Комплексная поддержка молодой семьи» для бакалавров профиля «Психология и социальная педагогика» и «Организация работы с молодежью», а также в курсе «Развитие воспитательного потенциала семьи» для магистров всех профилей направления 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
1. Коробкова В.В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. Пермь, 2013.
2. Коробкова В.В., Метлякова Л.А. Педагогические условия реализации модели развития воспитательного потенциала современной семьи. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016; 1: 48.
3. Коробкова В.В. Сущность понятия открытого образовательного пространства в контексте развития воспитательного потенциала семьи. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017; (2-1): 147 - 153.
4. Коробкова В.В. Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентный анализ и диагностика: учебно-методическое пособие. Пермь, 2011.
5. Педагогические технологии развития воспитательного потенциала современной семьи в учреждениях образования: коллективная монография. С.Ю. Галиева и др.; науч. ред.: В.В. Коробкова. Пермь: ПГГПУ 2013.
6. Горошенкина Е.А. О необходимости внедрения гендерного подхода к работе с родителями в практику образовательных организаций. Горошенкина Е.А., Коробкова В.В., Якина Ю.И. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3: 287 - 294.
7. Современные технологии родительского образования: методическое пособие. Редколлегия: В.В. Коробкова (науч. ред.), Ю.И. Якина. Пермь: ПГГПУ 2015.
8. Современные технологии родительского образования: учебно-методическое пособие. Коробкова В.В., Метлякова Л.А., Самбикина О.С., Якина Ю.И.; редакционная коллегия: Коробкова В.В. (науч. ред.), Якина Ю.И. (отв. за выпуск); 2-е изд., доп. и перераб. Пермь: ПГГПУ 2016.
9. Современные технологии родительского образования: учебно-методическое пособие. Коробкова В.В., Метлякова Л.А., Якина Ю.И. и др. Пермь: ПГГПУ 2017.
10. Иосипенко С.Ю., Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении. Иосипенко С.Ю., Коробкова В.В. European Social Science Journal. 2012; № 1 (17): 42 - 48.
References
1. Korobkova V.V. Koncepciya razvitiya vospitatel'nogo potencíala sem'i v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: monografiya. Perm', 2013.
2. Korobkova V.V., Metlyakova L.A. Pedagogicheskie usloviya realizacii modeli razvitiya vospitatel'nogo potencíala sovremennoj sem'i. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016; 1: 48.
3. Korobkova V.V. Suschnost' ponyatiya otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva v kontekste razvitiya vospitatel'nogo potenciala sem'i. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2017; (2-1): 147 - 153.
4. Korobkova V.V. Vospitatel'nyj potencial sovremennoj sem'i: strukíurno-komponentnyj analiz i diagnostika: uchebno-metodicheskoe posobie. Perm', 2011.
5. Pedagogicheskie tehnologii razvitiya vospitatel'nogo potenciala sovremennoj sem'i v uchrezhdeniyah obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. S.Yu. Galieva i dr.; nauch. red.: V.V. Korobkova. Perm': PGGPU, 2013.
6. Goroshenkina E.A. O neobhodimosti vnedreniya gendernogo podhoda k rabote s roditelyami v praktiku obrazovatel'nyh organizacij. Goroshenkina E.A., Korobkova V.V., Yakina Yu.I. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3: 287 - 294.
7. Sovremennye tehnologiiroditel'skogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie. Redkollegiya: V.V. Korobkova (nauch. red.), Yu.I. Yakina. Perm': PGGPU, 2015.
8. Sovremennye tehnologii roditel'skogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Korobkova V.V., Metlyakova L.A., Sambikina O.S., Yakina Yu.I.; redakcionnaya kollegiya: Korobkova V.V. (nauch. red.), Yakina Yu.I. (otv. za vypusk); 2-e izd., dop. i pererab. Perm': PGGPU, 2016.
9. Sovremennye tehnologii roditel'skogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Korobkova V.V., Metlyakova L.A., Yakina Yu.I. i dr. Perm': PGGPU, 2017.
10. Iosipenko S.Yu., Principy i pedagogicheskie usloviya razvitiya vospitatel'nogo potenciala semej, nahodyaschihsya v social'no opasnom polozhenii. Iosipenko S.Yu., Korobkova V.V. European Social Science Journal. 2012; № 1 (17): 42 - 48.
Статья постпреда в редакцию 15.01.19
УДК 378
Likhacheva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
Koroleva Yu.V., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru Timchuk E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru
REGIONAL COMPONENT AS ONE OF THE ASPECTS OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY WITH REGARD TO A FOREIGN LANGUAGE. In modern society a foreign language especially English is getting more importance as a result changing the whole paradigm of education. Actually a good specialist of engineering sphere should master a foreign language communicative competence for his professional relevance and development. Technical universities try to work in accordance with the society demands, making up effective approaches and methods of teaching a foreign language in a non-linguistic university. For perfecting students' speech activity it is recommended to use elements of a regional material that will broaden opportunities for development of their communicative competence. The use of the Kuban component at lessons will facilitate the perfection of students' practical skills, development of their cultural level and solving instructive tasks.
Key words: competence, education, foreign language communicative competence, methods of teaching, Kuban component, approach, development.
О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: olga-lihacheva@rambler. ru
Ю.В. Королева, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: olga-lihacheva@rambler.ru Е.В. Тымчук, д-р филол. наук, проф., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: olga-lihacheva@rambler. ru