УДК 37.018.1;374
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
PATTERN OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY IN INFORMATION AND EDUCATION SPACE OF CHILDREN’S EXTRACURRICULAR ACTIVITY CENTRE
Л. А. Метлякова L. A. Metlyakova
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь
Аннотация. В статье представлена содержательная и структурная характеристика воспитательного потенциала семьи; рассматривается проблема развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства учреждений дополнительного образования детей. Предложена модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития воспитательного потенциала семьи в учреждениях данного типа.
Abstract. The article presents the essential and structural characteristic of educational potential of a family; considers the problem of development of educational potential of a family in information and education space of children’s extracurricular activity centres. The pattern and pedagogical conditions, which provide the effectiveness of development of educational potential of a family in such institutions, are propounded.
Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, компоненты воспитательного потенциала семьи, информационное пространство учреждения дополнительного образования детей, уровни развития воспитательного потенциала семьи.
Keywords: educational potential of a family, components of educational potential of a family, information space of children’s extracurricular activity centre, levels of development of educational potential of a family.
Актуальность исследуемой проблемы. Деструктивное влияние проявившихся негативных тенденций продолжает сказываться на состоянии современной российской семьи. Особенно остро происходящие изменения отражаются на ее воспитательной функции. Социально-культурная ситуация современной России обеспечивает становление качественно новой системы образования, ориентированной на развитие воспитательного потенциала семьи. Понятие «воспитательный потенциал семьи» рассматривается в научных исследованиях Е. П. Арнаутовой, Н. В. Додокиной, В. М. Ивановой, Л. Н. Константиновой, А. А. Чуприной и др. Различные аспекты развития исследуемого
потенциала представлены в трудах А. И. Антонова, В. А. Болотова, А. Т. Бардиан, Т. А. Гурко, М. Ф. Дементьевой, И. Климентович, А. Т. Кокоевой, О. В. Кучмаевой, М. Медкова, Л. А. Никитиной, Е. Н. Пивненко, Р. К. Сережниковой, И. А. Хоменко, Е. А. Чередовой и др. Вместе с тем на сегодняшний день исследуемое понятие не получило полного и окончательного определения, неоднозначны подходы к определению его компонентного состава, концептуально не исследованы научно-методические особенности процесса развития воспитательного потенциала семьи в условиях образовательных учреждений различных типов, в том числе и учреждений дополнительного образования детей.
Для понимания сущности воспитательного потенциала семьи наибольшую ценность для нас представляет позиция М. М. Прокопьевой [3], определяющей данное понятие через социально-педагогическую самоорганизацию как деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития усилиями самих членов семьи и ближайшего окружения.
Таким образом, под «воспитательным потенциалом семьи» мы понимаем совокупность реальных и потенциальных возможностей ее социально-педагогической самоорганизации, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации [1].
Под «развитием воспитательного потенциала семьи» в исследовании понимается качественное изменение социально-педагогической самоорганизации семьи, происходящее в процессе актуализации ее внутренних резервов (мотивация, знания, опыт, отношение, деятельность, рефлексия и т. п.) и при взаимодействии с внешней социокультурной средой (учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты населения, СМИ и т. п.) как целенаправленно, так и стихийно [1].
В современной образовательной практике огромными социальнопедагогическими возможностями для развития воспитательного потенциала семьи обладают учреждения дополнительного образования детей (УДОД) (В. П. Голованов, Ю. А. Ларченко, Ю. А. Верхотурова, И. Ю. Кульчицкая, Р. Д. Мубинова, Е. Н. Сорокина, А. И. Щетинская и др.). При этом в качестве эффективного средства развития воспитательного потенциала семьи в УДОД мы рассматриваем информационное пространство, практика использования которого в поддержке семейного воспитания в связи с увеличивающимися дидактическими возможностями информационных ресурсов в образовании приобретает все большую актуальность. Опираясь на исследования в области информационного пространства образовательного учреждения (А. Х. Ардеев, Т. Ф. Борисова, Т. А. Година, Н. Н. Гладченкова, В. В. Гур, В. А. Новикова, С. В. Панюкова,
В. В. Петрусинский, А. Силуянов, Г. Слюсарев и др.), мы определили понятие «информационное пространство учреждения, ориентированное на развитие воспитательного потенциала семьи», которое представляет собой открытую образовательную систему информационных и образовательных ресурсов учреждения, обеспечивающую возможность субъектов оценивать полезную и значимую информацию, отбирать ее и целенаправленно использовать в процессе семейного воспитания, удовлетворяя личностную потребность в саморазвитии и самореализации [2].
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей г. Перми: «Сигнал», «Ритм», «Рифей», «Луч», «Дворец детского (юношеского) творчества» и Пермского края: «Социально-досуговый центр детей и молодежи “Лидер”», г. Чайковский; «Молодежный центр “Ровесник”», г. Краснокамска; «Детско-юношеский центр», г. Губахи. Основное экспериментальное исследование проводилось в Центре «Сигнал» г. Перми; «Детско-юношеском центре» г. Губахи; «Молодежном центре “Ровесник”» г. Краснокамска. Общую выборку составили 1020 человек (в том числе 158 руководителей и педагогов системы дополнительного образования детей, 425 родителей и 437 обучающихся).
В процессе исследований был использован комплекс теоретических методов (анализ и обобщение научных трудов и нормативных документов по теме исследования; педагогическое моделирование), эмпирических (изучение и обобщение практического опыта работы учреждений; педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, диагностические методы) и методов математической статистики (количественная и качественная обработка результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования; статистическая обработка данных (многофункциональный статистический критерий ф* - угловое преобразование Фишера)).
Результаты исследований и их обсуждение. Как целостный и целенаправленный процесс развитие воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства УДОД представлено нами в виде структурно-содержательной модели (рис. 1). В исследовании данная модель рассматривается как совокупность идей, описывающих концептуальные положения, и позволяет средствами организационнопедагогического механизма планировать реализацию, отслеживать ход и осуществлять влияние с целью эффективного решения задач развития воспитательного потенциала современной семьи в информационном пространстве УДОД. Методологические и методические основания для разработки данной модели выделены на основании анализа теоретических исследований, обобщения опыта и анализа существующих моделей взаимодействия с семьей в УДОД и других образовательных учреждениях (Л. А. Бо-ровцова, В. Н. Бушина, Ю. А. Гладкова, Н. В. Додокина, Т. Н. Касимова, Ю. А. Ларченко, М. М. Прокопьева, Е. Н. Сорокина, С. В. Теряева, И. А. Хоменко, Е. Г. Чигвинцева, А. Ю. Черняева, Ю. И. Якина и др.), а также данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента.
Целостность модели обеспечивается пятью блоками - целевым, концептуальным, содержательным, процессуально-технологическим, оценочно-результативным.
Целевой блок определяет требования к организации рассматриваемого процесса. В качестве конкретной цели, однозначно определяющей результат, в нашей модели мы рассматриваем развитие воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства УДОД, а в качестве перспективной - формирование у субъектов, включенных в информационное пространство учреждения, установки на дальнейшее целенаправленное развитие воспитательного потенциала своей семьи и, как следствие, успешную самореализацию всех членов семьи в социуме.
Согласованность социально-личностных потребностей
В
©
Ч
ю
:=
О
Й
&
Потребность современного общества в педагогически активных семьях с высоким воспитательным потенциалом как полноправных субъектах собственной жизнедеятельности
Потребность родителей в информационно-педагогическом сопровождении развития воспитательного потенциала семьи; потребность детей в педагогиче' ______ски компетентных родителях
Потребность практики в научнометодическом обеспечении процесса развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства УДОД
Целевой компонент
Цель: развитие воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства учреждения
Задачи: 1) создать условия для развития мотивации родителей и детей к качественнопозитивным изменениям воспитательного потенциала собственной семьи через включение в информационное пространство УДОД; 2) транслировать родителям и детям через информационное пространство УДОД знания о воспитательном потенциале семьи, об эффективных способах его развития в условиях семейного воспитания; 3) содействовать самообразованию родителей в области семейного воспитания средствами информационных ресурсов; 4) создать методическое обеспечение проектирования и организации информационного пространства УДОД как средства развития воспитательного потенциала семьи
*
ёЬ § її *°
N £ £
Компонент научного обеспечения
Подходы:
системный;
синергетический; информационный и интегративно-пространственный
Принципы: аксиологической направленности содержания информационных материалов; субъектности; взаимодействия субъектов пространства; достаточности и открытости информационных ресурсов
€
3
х
л
§ а н о а ч
а
о
п
©
и
Воспитательный потенциал семьи как совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации, представляют компоненты:
аксиологический:
- соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения;
- ценностное единство всех членов семьи
компетентностный: эмоционально-
- педагогическая компе- коммуникативныи:
тентность родителей; - характер внутрисемейных
- социальная компетент- отношений;
ность детей в быту и - стиль семейного воспита-
семейной жизни ния
организационный:
- самоорганизация семьи в бытовой, трудовой, игровой, учебнопознавательной, культурно-досуговой деятельности и в общении
Технологический компонент
а
о
О «3
5!
ч §
я
*' т 8
и
я
©
а
н
Методы: интерактивного моделирования общения с родителями и детьми; метод включения родителей и детей в информационную деятельность; просмотр видеоматериалов; метод проблемного изложения; диагностические; рефлексивные_____________
Средства:
диагностические;
материально-
технические;
обучающие
Формы: Интернет-консультирование; создание и участие в реализации информационных проектов; издательская деятельность образовательной продукции о семейном воспитании (информационные буклеты, памятки; газета, журнал); «Телерадио-пресс-центр»; информационный стенд с использованием заметок из СМИ; видеотренинги; медиа-лаборатория; семейный медиафестиваль; конкурсы с участием семей, «информационный час»; родительский лекторий и др.________________________
Организационный компонент
Этапы развития воспитательного потенциала семьи в информационном пространстве учреждения:
1) мотивационно-целевой;
2) деятельностно-развивающий;
3) аналитико-проектировочный
€
3
х
X
X
н
я
н
Л
5 *
^ о
I
о
X
т
о
X
о
я
о
Результативно-рефлексивный компонент
Диагностика уровня развития воспитательного потенциала семьи
Критерии воспитательного потенциала семьи
Соблюдение и выпол- Ценност- Педагоги- Социальная Характер Стиль Уровень
нение членами семьи ное един- ческая компетент- внутрисе- семейно- социально-
духовно-нравственных ство всех компе- ность детей в мейных го вос- педагогической
норм и принципов членов тентность быту и семей- отношений питания самоорганизации
поведения семьи родителей ной жизни семьи
Уровни развития воспитательного потенциала семьи
«Неприемлемый»
(очень низкий уровень) 1
«Кризисный»
(низкий уровень)
«Нормативный»
(средний уровень)
«Креативный»
(высокий уровень)
Диагностические методики и методы математической статистики
Результат: положительная динамика уровня развития воспитательного потенциала семьи -
Рис. 1. Структурно-содержательная модель развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства учреждения дополнительного образования детей
Концептуальный блок модели представлен методологическими подходами и принципами развития воспитательного потенциала семьи в рамках данной модели. В качестве методологических оснований проектирования модели выбраны положения системного, синергетического, информационного и интегративно-пространственного подходов. Системный подход (А. Г. Асмолов, В. П. Беспалько, А. А. Богданов, К. Витек, А. Б. Орлов, В. Н. Садовский, В. П. Симонов, Т. И. Шамова, Э. Г. Юдин и др.) выступает ведущим при разработке модели, при рассмотрении семьи как живой социальной системы, а также при обосновании структуры воспитательного потенциала семьи как взаимосвязанной системы компонентов. Синергетический подход, опирающийся в познании любых сложных систем на происходящие в них процессы самоорганизации и саморазвития (Л. А. Баев, М. Ю. Казаринов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стин-герс и др.), позволяет определить сущность воспитательного потенциала семьи и необходимость развития его компонентов. Информационный подход (В. Г. Афанасьев, Г. А. Герцог, В. З. Коган, Л. А. Осьмук, Н. А. Скляднева и др.) раскрывает специфику пространственной организации социальной информации и закономерности информационного взаимодействия. Интегративно-пространственный подход (А. П. Беляева, Г. И. Герасимов, В. Н. Максимова, Л. Н. Павленко, Ю. С. Тюников, А. А. Факторович, М. Хайдеггер, А. В. Шумакова, И. Г. Шендрик и др.) раскрывает способы объединения информационных ресурсов учреждения в целостнообъединяющее единство и является основополагающим при обосновании возможностей информационного пространства в развитии воспитательного потенциала семьи, а также при проектировании такого пространства в учреждениях дополнительного образования.
Наряду с методологическими подходами в основу проектирования модели положены принципы развития воспитательного потенциала семьи в информационном пространстве УДОД:
— принцип аксиологической направленности содержания информационных материалов предполагает наполнение информационного пространства УДОД материалами, которые имеют ценностный смысл для субъектов, раскрывают ценности современной семьи, обеспечивают формирование у родителей и детей ценностно-позитивного образа семьи и семейных отношений и в целом процесс ценностного взаимодействия родителей, детей и педагогов в условиях такого пространства;
— принцип субъектности предполагает такую организацию информационного взаимодействия в пространстве, которая способна обеспечить всем субъектам (родителям, детям, педагогам) систему возможностей для эффективного личностного саморазвития и са-моизменения. Реализация принципа субъектности предполагает активное включение семьи в информационное пространство УДОД, учет актуальных потребностей субъектов при разработке информационных материалов, их активную рефлексивную позицию;
— принцип взаимодействия субъектов пространства предполагает, что информационное пространство УДОД организуется не только с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов в процессе пассивного освоения ими актуальной информации, но и стимулирует творческое развитие личности субъектов, активно контактирующих с другими творческими личностями (педагогами, другими семьями) в процессе информационного взаимодействия. При этом такое пространство направлено на обновление, расширение опыта родителей и детей, обеспечивает высокий уровень эмоционально-ценностного взаимодействия между ними;
— принцип достаточности и открытости информационных ресурсов: достаточность ресурсов предполагает, что процесс развития воспитательного потенциала семьи необходимо полностью обеспечить соответствующими ресурсами такого пространства (интеллектуальными, техническими, методическими и т. п.). Оценка достаточности этого обеспечения характеризуется качеством информации, ее достоверностью, систематизиро-ванностью, полнотой, точностью, оперативностью, экономичностью, лаконичностью, полезностью, ценностью для субъектов. Открытость понимается как обеспечение доступности ресурсов и открытости информационных потоков всем субъектам, включенным в такое пространство, кроме того, она предполагает процесс активного взаимодействия информационного пространства УДОД с внешними источниками информации (федеральный, региональный уровни).
Необходимо отметить, что все вышеизложенные принципы взаимосвязаны, реализация отдельно взятого принципа невозможна без реализации остальных.
Содержательный блок раскрывает сущность воспитательного потенциала семьи, который представлен четырьмя компонентами: аксиологическим, компетентностным, эмоционально-коммуникативным, организационным - и соответствующими критериями. Аксиологический компонент представлен соблюдением и выполнением членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения; ценностным единством всех членов семьи (С. П. Акутина, Т. И. Власова, Е. И. Зритнева, Е. Н. Рябухина, Т. В. Семеняка и др.). Ком-петентностный компонент включает в себя педагогическую компетентность родителей (Л. П. Алексеева, В. Н. Бушина, С. С. Пиюкова, В. В. Селина, Н. А. Хрусталькова и др.) и социальную компетентность детей в быту и семейной жизни (О. Ф. Борисова, Е. А. Нестерова, О. П. Николаева и др.). Эмоционально-коммуникативный компонент представлен характером внутрисемейных отношений (супружеских, детских, детско-родительских) (Т. В. Лодкина, А. В. Маркова, А. С. Спиваковская, С. В. Теряева и др.) и стилем семейного воспитания (И. А. Койшибаева, Н. Н. Мизина, В. М. Минияров, Р. В. Овчарова и др.). Организационный компонент представлен уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении с социумом (М. М. Прокопьева).
Процессуально-технологический блок представлен технологическим (адекватный выбор методов, средств и форм развития воспитательного потенциала семьи в рамках данной модели) и организационным (этапы развития воспитательного потенциала семьи в информационном пространстве учреждения) компонентами.
Оценочно-результативный блок модели заключается в выявлении критериев и показателей уровня развития воспитательного потенциала семьи, определении эффективных диагностических методик, позволяющих выявить этот уровень. Исходя из цели исследования и определения понятия «воспитательный потенциал семьи», мы определили критерии и показатели, по которым можно охарактеризовать уровень развития воспитательного потенциала семьи. Так, в нашем исследовании были выделены четыре уровня развития воспитательного потенциала семьи: «неприемлемый» (очень низкий), «кризисный» (низкий), «нормативный» (средний), «креативный» (высокий) уровни.
«Неприемлемый» уровень. Характеризуется непризнанием гуманистических идеалов, общечеловеческих норм морали, социальной ответственности друг перед другом всеми членами семьи. Родители не признают уникальность и ценность своего ребенка, не способны изменить систему требований по отношению к детям. Отсутствуют взаимопо-
нимание и поддержка в отношениях. Очень низкий уровень семейной самоорганизации. Психологическая установка на сотрудничество и доверительные отношения в семье отсутствуют. Для детей характерны социальная неадекватность поведения, проявления агрессивности, нетерпимости к окружающим, бесцельное, социально вредное времяпрепровождение в семье.
«Кризисный» уровень. Характеризуется ситуативным проявлением общечеловеческих норм морали и гуманистических ценностей, выполнением обязательств друг перед другом в семье. Преимущественно конфликтный характер внутрисемейного общения, отсутствие взаимности, доверия, сплоченности между членами семьи. Наличие межличностной дистанции в отношениях. Эпизодический, неустойчивый характер самоорганизации семьи. В семье ослаблена трудовая атмосфера, отсутствуют семейные традиции. Родительская компетентность проявляется на низком уровне. Дети избирательно анализируют свое поведение в семье, ситуативны в проявлении эмпатии и терпимости к другим членам семьи.
«Нормативный» уровень. Характеризуется осознанным отношением к соблюдению общечеловеческих норм морали на основе признания гуманистических идеалов. Достаточно выраженная ориентация членов семьи на ценности семьи и рода. Во внутрисемейных отношениях преобладает доброжелательность, основанная на любви и желании быть вместе. Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи. Семейная самоорганизация стабильна. Родители достаточно компетентны в воспитании детей, однако испытывают некоторые трудности. Дети имеют достаточно устойчивую потребность к анализу своих поступков, к урегулированию взаимоотношений в семье, но не всегда способны к их проявлению.
«Креативный» уровень. Характеризуется осознанным стремлением к соблюдению общечеловеческих норм морали. Ярко выражена ориентация на ценности семьи и рода, на взаимосвязь со старшим поколением. Полная согласованность внутрисемейных отношений. Высокий уровень семейной самоорганизации. Активная субъектная позиция всех членов семьи во всех сферах ее жизнедеятельности. Родители проявляют высокий уровень педагогической компетентности. Дети проявляют ярко выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями, доброжелательность и терпимость к другим, высокий уровень творческой самореализации в семье и социуме.
Отметим, что выделенные уровни взаимосвязаны и каждый предыдущий обусловливает последующий уровень. На основании выделенных уровней представлена «Критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потенциала семьи».
Для получения объективной информации об уровне развития воспитательного потенциала семьи были подобраны такие диагностические средства, которые позволили наиболее полно раскрыть сущность исследуемого компонента, провести количественный и качественный анализ его проявлений в процессе включения семьи в информационное пространство УДОД (анкетирование, беседа, целенаправленное педагогическое наблюдение, анализ родительских и детских сочинений, выполнение практических ситуаций, анализ рефлексивных анкет, экспертная оценка, самооценка, методики «Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы» (Д. Олсон, Д. Портнер, И. Лави), «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс,
С. Кауфман), опросник «Осознанное родительство» (М. О. Ермихина) и др.).
В качестве результата данной модели нами определена положительная динамика уровня развития воспитательного потенциала семьи, ее переход на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень (от «неприемлемого» до «креативного»).
Для повышения функционирования модели необходим комплекс педагогических условий, реализация которых способствует развитию воспитательного потенциала семьи. Исходя из возможностей теоретико-методологических подходов, содержательных особенностей разработанной модели, информационного пространства учреждения дополнительного образования детей, мы выделили следующие педагогические условия, представляющие собой необходимую и достаточную совокупность мер процесса развития воспитательного потенциала семьи. К ним относятся: 1) целенаправленная организация информационного пространства учреждения, ориентированного на развитие воспитательного потенциала семьи; 2) включение родителей и детей в активное освоение и содержательное наполнение информационного пространства учреждения; 3) разработка и реализация образовательной программы для педагогов, родителей и детей, направленной на развитие воспитательного потенциала семьи. Новизна выделенных условий заключается в их использовании для выбранного нами предмета исследования, их содержательном наполнении, комплексном обосновании и представлении [2].
Первое педагогическое условие - целенаправленная организация информационного пространства учреждения, ориентированного на развитие воспитательного потенциала семьи — определено нами как необходимое. Его сущность заключается в специальной организации такого пространства на основе выделенных структурных составляющих: целевого, субъектного, содержательного; психолого-педагогического; ресурсно-технологического; административно-управленческого; функционального; результативно-диагностического компонентов. Сущность целенаправленной организации информационного пространства учреждения видится нами в преобразовании неупорядоченной информации в четко структурированную, содержание которой аккумулирует и транслирует социально-педагогическую информацию о воспитательном потенциале семьи, об эффективных способах его развития [4].
Второе педагогическое условие - включение родителей и детей в активное освоение и содержательное наполнение информационного пространства учреждения дополнительного образования детей. Включенность родителей и обучающихся в информационное пространство не только как активных пользователей ресурсов, но и как создателей дает возможность личностно сориентировать воспитательные воздействия субъектов, создать условия для развития воспитательного потенциала семьи. Субъекты не просто получают информацию, а создают свое личное понимание процесса, в котором они участвуют. Возможными методами такого процесса выступают: участие родителей и детей в совместной издательской деятельности образовательной продукции о семейном воспитании (издание газеты, журнала, видеопродукции); включение родителей в совместную разработку с детьми ТВ-радиопродукции в рамках «Теле-радио-пресс-центра» на семейную проблематику; совместные детско-родительские видеотренинги; разработка и реализация совместных проектов, разработка родителями и детьми педагогических рекомендаций по семейному воспитанию; совместное обучение родителей и детей в дистанционном режиме на тему детско-родительских взаимоотношений и т. п.).
Третье педагогическое условие - разработка и реализация образовательной программы для педагогов, родителей и детей, направленной на развитие воспитательного потенциала семьи. Программа выступает в двухвекторном направлении: с одной стороны, она предстает в виде плана деятельности по развитию воспитательного потенциала семьи в УДОД, раскрывая возможности информационного пространства учрежде-
ния в этом процессе, с другой стороны, она представляет собой учебно-тематический план по развитию воспитательного потенциала семьи, отражающий содержательнопроцессуальную сторону этого процесса. В реализацию данной образовательной программы необходимо включить всех субъектов учреждения (родителей, детей и педагогов). Так, были разработаны образовательные курсы для родителей - «Школа успешного родителя», для детей - «Школа компетентного семьянина». Отличительной особенностью данных курсов является использование рефлексивных приемов и саморазвитие субъектов. Только соединение опыта информационного взаимодействия, обмена и потребления субъектами соответствующей информации о воспитательном потенциале семьи и рефлексии этого опыта делает возможным переход процесса развития воспитательного потенциала семьи в режим саморазвития. Программа развития воспитательного потенциала семьи предусматривает и разработку содержания образовательных курсов для педагогов - «Проектирование информационного пространства в учреждениях дополнительного образования детей в процессе взаимодействия с семьей», целью которых является повышение компетентности педагогов в использовании информационнопедагогических средств в развитии воспитательного потенциала семьи, обучение теоретическим и организационно-педагогическим основам работы с семьей.
Резюме. Подводя итоги, отметим, что спроектированная нами модель характеризуется:
- целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат;
- прагматичностью, так как модель выступает средством активизации практических действий по организации информационного пространства УДОД, направленного на развитие воспитательного потенциала семьи;
- открытостью, так как модель логично встроена в контекст образовательного процесса УДОД, в деятельность которого включены субъекты информационного взаимодействия (родители, дети, педагоги).
Достоинством рассматриваемой модели является ее независимость от конкретной реализации в каком-либо образовательном учреждении. Она не зависит от определенного актуального уровня развития воспитательного потенциала семьи. Динамика модели определяется реализацией связанных с ней педагогических условий и применяемых принципов, методов, средств и форм.
Выявленные в ходе теоретического осмысления проблемы модель и педагогические условия развития воспитательного потенциала семьи в информационном пространстве учреждений дополнительного образования детей были подвергнуты нами экспериментальной проверке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Метлякова, Л. А. Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентый анализ и диагностика : учеб.-метод. пособие / Л. А. Метлякова, В. В. Коробкова. - Пермь : ПГПУ, 2011. - 164 с.
2. Метлякова, Л. А. Педагогические условия развития воспитательного потенциала семьи средствами информационного пространства учреждений дополнительного образования детей / Л. А. Метлякова, В. В. Коробкова // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал. - 2011. - № 6. - С. 105-109.
3. Прокопьева, М. М. Основы самоорганизации семьи / М. М. Прокопьева. - Якутск : Бичик, 2000. - 112 с.
4. Семья и школа: информационное пространство взаимодействия / под ред. О. А. Щекиной. - СПб. : СПбАППО, 2010. - 250 с.