ББК 449.03+442.05 YAK 37.018.26
М.Б. ШЕИНА
M.B. SHEINA
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНПИАЛА СЕМЬИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY
Статья посвящена проблеме развития воспитательного потенциала семьи. Автор выдвигает комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации данного процесса и обосновывает важность реализации этого комплекса в процессе взаимодействия школы и семьи.
The article is devoted to the problem of the development of educational potential of a family. The author determines the complex of pedagogical conditions assisting the effective realization of this process and explains the importance of realization of this complex in the process of cooperation between school and family.
Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, педагогические условия развития воспитательного потенциал семьи, педагогическая компетентность, ценностное отношение к семье, социокультурная деятельность.
Key words: educational potential of family, pedagogical conditions of the development of educational potential of a family, pedagogical competence, valuable attitude to the family, social-cultural activity.
В изменяющихся социально-экономических условиях развития нашей страны возрастает необходимость изучения проблем семейного воспитания. Резкие изменения социального фона привели к кризису современной российской семьи, который, в частности, выражается в резком снижении её воспитательных возможностей.
Одним из самых эффективных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, многими учёными-практиками признано взаимодействие школы и семьи. По мнению ряда исследователей (Т.П. Деусова, О.Д. Каваш-кина и др.), именно взаимодействие педагогов и родителей позволит вскрыть и реализовать воспитательные возможности семьи, координировать методику семейного воспитания, добиваясь единства, непрерывности и целенаправленности педагогического воздействия в школе и семье [2, с. 22].
Современная парадигма гуманно-личностного образования, провозглашающая субъект-субъектные отношения между участниками взаимодействия, требует активизации субъектной роли родителей, признания, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей, поиска качественно новых форм и методов взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи. Это, в свою очередь, призывает к выдвижению комплекса педагогических условий, способствующих реализации данного процесса.
Под педагогическими условиями развития воспитательного потенциал семьи следует понимать создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающая возможность перехода семьи на более высокий уровень развития воспитательного потенциала.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет заключить, что концептуальные основы развития воспитательного потенциала семьи успешно реализуются с учётом комплекса следующих педагогических условий:
1) формирование педагогической компетентности родителей;
2) формирование у детей ценностного отношения к семье;
3) организация совместной социокультурной деятельности детей и родителей.
Здесь речь идёт именно о комплексе педагогических условий в связи с их взаимодополняемостью и взаимосвязанностью. Обеспечение третьего условия реализуется через технологию совместной деятельности детей и родителей и формирование рефлексивной позиции участников взаимодействия и невозможно без первых двух условий, практическое осуществление которых актуализируется в специально организованной среде.
Первым педагогическим условием, обеспечивающим эффективность развития воспитательного потенциала семьи, является формирование педагогической компетентности родителей.
Понятие «педагогическая компетентность родителей» мало изучено. В рамках научных исследований сформировалось представление о профессионально-педагогической компетентности. При этом в настоящее время нет единого подхода к определению компонентов педагогической компетентности. Анализ литературы показывает, что таковыми являются: педагогическая грамотность, педагогические умения, профессионально значимые личностные качества, готовность к осуществлению педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми. При этом основным критерием педагогической компетентности является направленность на ребёнка как ведущую ценность и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования.
В последнее время понятие педагогическая компетентность все более часто используется не только в отношении педагогов, но и родителей. Это связано с тем, что сегодняшнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая подготовка в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов, прежде не имевших места.
Таким образом, понятие «родительская компетентность» в педагогике является достаточно новым. Интерес отечественной науки к изучению феномена «родительство» возник лишь в последнее десятилетие. На данный момент пока не выработано чёткого определения данного понятия, хотя такие попытки существуют и нашли отражение в ряде исследований (Т.А. Гурко, И.С. Кон, Г.С. Абрамова, Р.В. Овчарова, А.А. Варга и др.) [4; 8; 1; 9; 3].
Рассматривая родительство на развитой стадии, Р.В. Овчарова отмечает, что оно включает в себя: родительские ценности; установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания [9, с. 10].
Подчёркивая необходимость повышения у современного поколения родителей психолого-педагогической компетентности, А.Э. Фомичева, автор программы «Московская семья - компетентные родители», выделяет три основные доминанты этого понятия: смысловая возникает с рождением ребёнка и даёт возможность родителям увидеть в своей жизни новый смысл; духовная проявляется в осознании принятия ценности детства; этологиче-ская указывает на необходимость такого родительского поведения, которое является примером для детей.
Следовательно, анализ современных научных подходов к изучению проблемы психолого-педагогической компетентности родителей позволяет говорить о данном понятии как о многомерном и многогранном феномене, как способности и готовности родителей к осуществлению воспитательной деятельности, умению найти оптимальный вариант решения проблемы.
Так как компетентность определяется через такое понятие, как «готовность», она имеет соответствующую данному понятию структуру. Большинство авторов в качестве компонентов готовности к деятельности принима-
ют структуру, разработанную М.И. Дьяченко, который выделяет следующие компоненты: 1) мотивационный, 2) ориентационный, 3) операционный, 4) волевой, 5) оценочный [5, с. 37].
Анализ исследований по проблеме педагогической компетентности родителей позволяет определить компоненты готовности родителей к осуществлению воспитательной деятельности:
1) мотивационный - внутренняя потребность быть родителем, ответственность, чувство долга;
2) ориентировочный - знания и представления об особенностях воспитательной деятельности;
3) операционально-деятельностный - владение необходимыми знаниями, умениями общаться с детьми;
4) эмоционально-волевой - отношение к себе как родителю, самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение родительских обязанностей;
5) оценочный - рефлексивный анализ собственной воспитательной деятельности.
Важно учесть, что современная школа в плане повышения родительской компетентности призвана сделать семью своим союзником в учебно-воспитательном процессе. Содружество с родителями учащихся предполагает выделение их в качестве субъектов образовательного процесса. Именно поэтому школе как учреждению, осуществляющему всеобщее обязательное обучение, в плане формирования педагогической компетентности принадлежит особо важное место.
Немаловажно отметить, что выстраивая данную работу, следует использовать новые формы взаимодействия.
Большой популярностью среди современных родителей пользуются Интернет-технологии, формирующие новые потребности, открывающие новые возможности всем субъектам взаимодействия. Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki - все это может активно использоваться в работе с современными родителями, которые заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий. В педагогическую практику сегодня вошло новое понятие - web 2.0 образование, основанное на использование в учебно-воспитательном процессе Интернет-сервисов.
По мнению родителей, использование Интернет-технологий позволяет: оперативно получать информацию о том, что происходит и будет происходить в школе, полезные материалы по воспитанию, обучению, развитию ребёнка;
- оперативно получать консультации разных специалистов, в том числе психологов;
- повысить родительскую грамотность;
- в дистанционном режиме общаться с другими родителями, специалистами школы, обсуждать вопросы, проектировать мероприятия, предлагать варианты решения проблем;
- участвовать в сетевой жизни своего ребёнка, в детско-родительских проектах.
Таким образом, возможности Интернет-технологий, их развивающий потенциал во многом могут способствовать развитию родительской компетентности, выстраиванию работы с родителями на качественно новом уровне.
Переходя к характеристике следующего педагогического условия, следует обратить внимание на проблему трансформации семейного образа жизни, нивелирование традиционных семейных устоев, снижение и размывание ценностных ориентаций молодёжи в отношении семьи и брака. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и др.); ле-
гализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной работы по подготовке молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству.
В связи с этим формирование ценностного отношения к семье у детей является одним из основных педагогических условий развития воспитательного потенциала семьи.
Проблема формирования ценностного отношения к семье у подрастающего поколения не является новой. Так, Л.Н. Урбанович выделила несколько этапов развития научных взглядов на данную проблему на основе анализа имеющихся воспитательно-педагогических идей и генезиса исследуемой проблемы. Первый (дореволюционный) характеризуется серьёзной подготовкой молодёжи к «родительской профессии», воспитанию сознательного отношения к супружеству (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.). На втором этапе (1917 -1930 гг.) имела место конфронтация идей о существовании семьи: свержение института семьи (А.М. Колонтай), с одной стороны, и отстаивание важности полового воспитания, подготовки юношества к брачно-семейным отношениям (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.) - с другой. Позднее (40 - 50-е гг.) данную проблему поднимали в своих исследованиях Е.А. Ар-кин, А.В. Веденов, К.К. Лапин и др., рассматривая факторы воспитания у детей качеств будущего семьянина. Трудами В.А. Сухомлинского ознаменован следующий этап (60 - 70-е гг.) в развитии педагогических взглядов на проблему воспитания ответственного отношения к семье, её ценностям. Появлением в содержании школьного образования «специальной подготовки» старшеклассников к браку, семейной жизни, воспитанию качеств будущего семьянина характеризуется новый этап (И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, А.И. Кочетов и др.).
На современном этапе, по мнению Л.Н. Урбанович, выделился новый аксиологический подход, который определяется установкой на «ценностное отношение к браку и семье» у молодёжи, актуализацию витагенного жизненного опыта семьи (Н.Н. Уварова, И.Б. Левицкий, О.Н. Гноева, А.А. Платонова и др.) [11, с. 8].
Ценностное отношение к семье в современной философской литературе рассматривается и как социальное явление, и как субъективное свойство личности, проявляющееся в активном усвоении заданных образцов поведения, реализуемых в разных видах деятельности [12, с. 12 - 16, 279].
Ценностным отношением к семье у подростков следует считать восприятие семьи как субъектной (личностной) ценности, социально-значимого явления, выработанного человечеством и воплощающего единство мотивов, сознания, эмоциональной сферы и действий школьника.
Реализуя данное педагогическое условие, необходимо, прежде всего, исходить из особенностей современных детей, которые значительно отличаются от тех, на которых привыкла ориентироваться школа.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что многие исследователи едины во мнении о том, что современные дети обладают рядом характеристик, среди которых: значительное опережение в своём развитии предшествующие поколения; гиперактивность; потребность к восприятию информации; повышенная утомляемость; эмоциональность; настойчивость и требовательность. Современные дети очень образованны. Они знают больше своих родителей. Они легко и быстро могут найти любую информацию в любое время, легко воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Информационно они взрослеют раньше, а социально-значительно позже. Современные дети более талантливы.
В связи с этим, необходимость учёта особенностей воспитания детей XXI века обязывает не преподносить им готовые знания, а готовить к обретению социальных навыков. Для этого, прежде всего, необходимо строить работу
с детьми по формированию ценностного отношения к семье на основе принципа субъектности, который позволяет поддерживать и развивать активность и индивидуальность каждого ребёнка.
Следовательно, наибольшей эффективности можно достичь, применяя, прежде всего, интерактивные формы работы, такие как: дискуссии, свободные дебаты, ток-шоу, брейнсторминг (мозговой штурм) и др. Включение в работу практикумов, тренинговых занятий, ролевых игр, применение технологии кейс-стади, обсуждение конкретных ситуаций позволит детям приобрести новые умения, развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций, преодолеть психологические проблемы, наладить отношения с близкими. Широкое распространение в современной практике получили Интернет-технологии, которые пользуются популярностью среди детей и молодёжи, что позволяет активно использовать их при реализации данного педагогического условия. Применение разнообразных форм работы и их умелое сочетание помогут достичь качественных позитивных изменений.
Приступая к характеристике третьего педагогического условия -организации совместной социокультурной деятельности детей и родителей, - следует заметить, что данная деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации среды, окружающей его. Кроме того, совместная деятельность является лучшим способом узнать и понять друг друга, приобрести навыки эффективного общения и поведения родителей с детьми, объединения детей и родителей.
Понятие «социокультурная деятельность» имеет официальный статус. В.Г. Иванов определил социокультурную деятельность «как трансляцию (передачу) культурных ценностей». Субъектами социокультурной деятельности являются государственные, государственно-общественные и общественные институты, учреждения культуры и образования, отдельные социальные общности и личности.
Важнейшей системой, реализующей трансляцию культурных ценностей вместе с учреждениями культуры и средствами массовой информации, является школа [6, с. 122]. Кроме того, школа - единственный социальный институт, через который проходят практически все дети, что даёт возможность педагогам не только организовать социокультурную деятельность, но и расширить поля позитивного общения в семье, реализовать планы по организации совместных дел родителей и детей.
По мнению М.С. Кагана, социокультурность позволяет преодолеть однобокое сведение воспитания к социализации [7, с. 119].
Под «социокультурной деятельностью» Э.В. Соколов предлагает понимать деятельность, обусловленную в значительной мере нравственно-интеллектуальными побуждениями, совершаемую добровольно, имеющую общественное и культурное значение, т.е. производящую изменения в социокультурной системе. Социокультурная деятельность ориентирует на: серьёзную переоценку видов деятельности и выработку новых ценностных приоритетов; исследование глубинных мотивов всякой деятельности в условиях резких социокультурных сдвигов; уточнение проблематики «социального действия» (цели, средства, условия, результаты и т.п.) [10, с. 120].
Следует отметить, что социокультурная деятельность осуществляется в социокультурной среде, которая предполагает наличие таких элементов, как: субъекты социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы); сам процесс творческой деятельности на всех её этапах; объективные условия для осуществления творчества.
Применительно к нашему исследованию социокультурная деятельность есть совместная деятельность педагогов, родителей и детей, основанная на добровольном участии, совместном целеполагании, создающая условия для эмоционального переживания и возможность личностного роста и достижения гармоничных взаимоотношений.
Считаем, что при организации социокультурной деятельности необходимо включать различные её виды, такие как: познавательные, культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные, бытовые и т.п.
Организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей предполагает выстраивание взаимоотношений на основе сотрудничества и партнёрства, что придаёт инновационность даже ставшим традиционными формам работы. В современных условиях наиболее актуальны и предпочтительны такие, как коллективная творческая деятельность, проектный метод, родительская ярмарка, Совет отцов, День семьи, День отца, День матери, мероприятия с членами прародительской семьи и др.
Организуя совместную деятельность, необходимо исходить из того, что привлечение родителей к сотрудничеству возможно только при их заинтересованности в совместной жизнедеятельности с ребёнком и потребности в совместном выполнении разных видов деятельности. В связи с этим важнейшим показателем эффективности любого дела является активность родителей, включённость в совместное дело.
При организации совместной деятельности большую помощь могут оказать родительские комитеты классов. Хорошее знание родителей учащихся, их профессиональных интересов и наклонностей позволяет лучше использовать возможности как можно большего количество родителей, привлечь их к деятельности. Родители могут выступать в роли руководителей факультативов, секций и кружков, согласно профилю своей профессиональной деятельности и интересов, выступить в качестве экскурсоводов, консультантов, аналитиков, экспертов при организации познавательной деятельности. В игровой и культурно-досуговой деятельности родители могут взять на себя роль арбитра, актёра, аккомпаниатора и т.п.
Здесь важно отметить, что совместную социокультурную деятельность детей и родителей следует рассматривать как гарант создания неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности семьи, сплочения семьи, осуществления эффективной связи школы и семьи в воспитании.
Анализ теоретических положений и практики данного педагогического условия позволяет выделить следующие требования к организации совместной социокультурной деятельности:
1) моделирование различных видов деятельности;
2) добровольность участия в ней школьников и их родителей;
3) максимальная ориентация на особенности и субъектный опыт родителей и ребёнка (раскрытие субъектной ценности, субъектного опыта и опора на них во взаимодействии школы и семьи);
4) становление эмоционально-ценностного отношения ребёнка к семье, к себе на основе своего жизненного опыта;
5) формирование ответственности и самостоятельности родителей и детей.
Подробно представив комплекс педагогических условий, следует заметить, что эффективность их реализации была подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в условиях общеобразовательной школы. Результатом введения комплекса педагогических условий стали позитивные изменения всех компонентов воспитательного потенциала семьи. Из чего следует вывод, что именно комплекс педагогических условий может оказать существенное влияние на повышение уровня развития воспитательного потенциала семьи.
Таким образом, рассмотрев взаимодействие школы и семьи как один из основных факторов развития воспитательного потенциала семьи, мы выявили и теоретически обосновали педагогические условия, реализация которых обеспечит эффективность развития воспитательного потенциала семьи. Стоит отметить, что данные педагогические условия являются необходимыми и достаточными, т.е. равносильными или эквивалентными, и только в комплексе обеспечивают достижение цели - переход семьи на более высокий уровень развития воспитательного потенциала.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М. : ИЦ Академия, 1998. - 576 с.
2. Деусова, Т.П. Методика исследования семейного воспитания младших школьников [Текст] / Т.П. Деусова, О.Д. Кавашкина // Сборник научных трудов. Об исследовании проблемы взаимодействия социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся. - М. : Изд-во АПН, СССР, 1983. -С. 28 - 30.
3. Варга, А.А. Структура и типы родительских отношений [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Варга. - М. : МГУ, 1986. - 36 с.
4. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства [Текст] / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 90 - 97.
5. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях: психологический аспект [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.Н. Поно-маренко. - Минск : Изд-во «Универсистетское», 1985. - 206 с.
6. Иванов, В.П. О понятии «социальнокультурная деятельность» [Текст] / В.П. Иванов // Гуманитарная культура как фактор преобразования России : матер. науч.-практ. конф., 26 - 27 мая / сост. и науч. ред. В.Е. Триодин. -СПб. : СПбГУП, 1995. - С. 121 - 122.
7. Каган, М.С. О понятии «социокультурное» как философской категории» [Текст] / М.С. Каган // Гуманитарная культура как фактор преобразования России : матер. науч.-практ. конф., 26 - 27 мая / сост. и науч. ред. В.Е. Триодин. - СПб. : СПбГУП, 1995. - С. 118 - 119.
8. Кон, И.С. Ребёнок и общество [Текст] / И.П. Кон. - М. : ИЦ Академия, 2003. -336 с.
9. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
10. Соколов, Э.В. Социокультурная деятельность: общая теория и российские проблемы» [Текст] / Э.В. Соколов // Гуманитарная культура как фактор преобразования России : матер. науч.-практ. конф., 26 - 27 мая / сост. и науч. ред. В.Е. Триодин. - СПб. : СПбГУП, 1995. - С. 120 - 121.
11. Урбанович, Л.Н. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Н. Урбанович. - Смоленск, 2008. - 56 с.
12. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -1999. - № 6. - С. 12 - 16.