Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПРОКУРОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПРОКУРОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопов Павел Борисович, Шабаров Дмитрий Валентинович

Статья посвящена проблеме развития личностных и социально-психологических характеристик прокурорских работников, проходящих практико-ориентированную профессиональную переподготовку в системе повышения квалификации. Отражены результаты исследования, целью которого выступило изучение динамики развития качеств личности прокуроров, как субъектов учебнопрофессиональной деятельности, при прохождении обучения по программе «Финансовый контроль в бюджетной сфере» без отрыва от основного вида деятельности. Доказана значимая динамика развития личностных характеристик, карьерной мотивации, организаторских способностей и ценностных ориентаций испытуемых после прохождения профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопов Павел Борисович, Шабаров Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATTERNS OF DEVELOPMENT OFPSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OFPROSECUTORS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING UNDER THE PROGRAM FINANCIAL CONTROL IN THE BUDGETARY SPHERE

The article is devoted to the problem of the development of personal and socio-psychological characteristics of prosecutors, who undergo practice-oriented professional retraining in the advanced training system. The results of the study are reflected, the purpose of which was to study the dynamics of the development of personality traits of prosecutors, as subjects of educational and professional activities in the course of training under the program "Financial control in the public sector" without interrupting the main activity. A significant dynamics in the development of personal characteristics, career motivation, organizational skills and value orientations of the subjects after professional retraining has been proven.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПРОКУРОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ»

3. Petrov, S.I. (2004), Conflicts in sports and socio-psychological training as a means of their resolution, dissertation, St. Petersburg.

4. Skok, N.S. (2021), "Deviant behavior in the field of physical culture and sports: a brief analysis of methodological approaches", Materials of the final scientific and practical conf. Lesgaft NSU of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg, for 2020, No. 1, St. Petersburg, pp. 224-227.

5. Khoroshukha, M.F. (2012), "Studying the interconnection between the deviant behavior and the direction of the young sportsmen's training process (due to the author's retrospective observations)", Russian Journal ofPhysical Education and Sport, No. 3, pp. 128-131.

Контактная информация: n.skok@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 159.923

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПРОКУРОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО

ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Павел Борисович Торопов, кандидат педагогических наук, доцент, Институт образования Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград; Дмитрий Валентинович Шабаров, прокурор, Прокуратура г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития личностных и социально-психологических характеристик прокурорских работников, проходящих практико-ориентированную профессиональную переподготовку в системе повышения квалификации. Отражены результаты исследования, целью которого выступило изучение динамики развития качеств личности прокуроров, как субъектов учебно-профессиональной деятельности, при прохождении обучения по программе «Финансовый контроль в бюджетной сфере» без отрыва от основного вида деятельности. Доказана значимая динамика развития личностных характеристик, карьерной мотивации, организаторских способностей и ценностных ориентаций испытуемых после прохождения профессиональной переподготовки.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональная переподготовка, прокурорская деятельность, непрерывное обучение, повышение квалификации, обучение взрослых.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p439-442

PATTERNS OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROSECUTORS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING UNDER THE PROGRAM OF FINANCIAL CONTROL IN THE BUDGETARY SPHERE

Pavel Borisovich Toropov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Institute of Education of the Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad; Dmitriy Valentinovich Sha-barov, prosecutor, the Prosecutor's office of St. Petersburg

Abstract

The article is devoted to the problem of the development of personal and socio-psychological characteristics of prosecutors, who undergo practice-oriented professional retraining in the advanced training system. The results of the study are reflected, the purpose of which was to study the dynamics of the development of personality traits of prosecutors, as subjects of educational and professional activities in the course of training under the program "Financial control in the public sector" without interrupting the main activity. A significant dynamics in the development of personal characteristics, career motivation, organizational skills and value orientations of the subjects after professional retraining has been proven.

Keywords: practice-oriented training, professional retraining, prosecutorial activity, lifelong learning, advanced training, adult education.

ВВЕДЕНИЕ

Трансформация функционирования органов власти и местного самоуправления через призму проходящей в настоящее время в России цифровизации, а также развитие института трансдисциплинарных подходов к осуществлению надзорных функций, создают условия, при которых компетентность и высокий профессионализм не только в юриспруденции, но и в экономике, становится маркой главного надзорного ведомства страны.

Одной из задач, стоящих перед органами прокуратуры является надзор за целевым исполнением средств федерального бюджета уполномоченными на то институтами исполнительной власти. Понимание внутренних механизмов функционирования финансово-экономической системы, контроль в бюджетной сфере, грамотный и системный анализ состояния законности являются маркерами профессионализма прокурора, которые порой имеют решающее значение при осуществлении им надзорных функций [2; с.158].

Обучение и воспитание таких специалистов в системе профессиональной переподготовки, формирование и развитие профессионально важных качеств личности правоведа надзорных органов является одной из важнейших условий правильного и бесперебойного функционирования органов прокуратуры России [3]. Данное положение предопределило актуальность проведение данного исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 73 прокурорских работника прокуратуры г. Санкт-Петербурга, в чьи должностные обязанности входит надзор за экономическими направлениями надзорной деятельности.

В исследовании использовались следующие методики и шкалы:

1. 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела (16р£);

2. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна - шкалы: автономность, служение, предпринимательство;

3. Методика КОС - 2;

4. Ценностный опросник Ш. Шварца - шкалы: достижение, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция и безопасность.

Для обработки результатов применялся:

- ^критерий Стьюдента для зависимых выборок, который направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону;

- коэффициент линейной корреляции Пирсона с целью изучения связи между явлениями.

Исследование проводилось базе подразделения повышения квалификации СПбГУПТиД в 2021 году.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Практико-ориентированное обучение по программе профессиональной переподготовки проходило в течение трех месяцев с применением, в том числе, дистанционных образовательных технологий, по разработанным автором и согласованными с профессорско-преподавательским составом вуза учебным дисциплинам, направленным на формирование компетенций, необходимых для эффективной надзорной деятельности [1].

Перед началом и после окончания обучения, было проведено исследование личностных качеств, ценностных ориентаций, организационных и коммуникативных способностей, а также карьерной мотивации респондентов. На рисунке представлено развитие средних показателей профессионально-значимых психологических характеристик прокурорских работников перед и после обучения по программе повышения квалификации в рамках надзорной деятельности в экономической сфере.

30 25 20 15 10 5 0

^4

m in 2

о Ч - £

__, 00 оо

зо"04

п

А

С

G

H

L

Ав Сл

БЗП

Пр ОС Тра Доб Уни Сам ДСТ

■ До обучения ■ После обучения Примечание: А - открытость, С - эмоциональная устойчивость, G -моральная нормативность, H -уверенность, L - доверчивость, Ав - автономия, Сл - служение, Пр - предпринимательство, ОС - организаторские способности, Тра - традиции, Доб - доброта, Уни - универсализм, Сам - самостоятельность, ДСТ -достижения, БЗП -безопасность.

Рисунок - Динамика развития личностных профессионально-значимых психологических характеристик прокурорских работников до и после прохождения программы профессиональной переподготовки

Расчеты t-критерия Стьюдента и корреляции Пирсона производились посредством программного обеспечения IBM Statistica (SPSS v.26.0).

У испытуемых после прохождения профессиональной переподготовки значительно снизился фактор L (подозрительность) (р<0,01), повысились показатели факторов A (открытость) (р<0,05), С (эмоциональная устойчивость) (р<0,01), G (нормативность) (р<0,05), H (смелость) (р<0,05).

После обучения у прокуроров значительно уменьшилась параметры автономии (р<0,01), предпринимательства (р<0,01) и повысился показатель служения (р<0,01).

После обучения у прокурорских работников значительно повысились организаторские способности (р<0,01). То есть испытуемые стали лучше устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, больше стремиться к общественной работе.

Результаты проведенного исследования показали, что после прохождения профессиональной переподготовки прокуроры стали:

- больше ориентироваться на служение человечеству, помощь людям, при этом стали меньше стремиться к самостоятельности, созданию нового, преодолению препятствий;

- лучше устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, больше стремиться к общественной работе;

- больше ценить личные достижения, самостоятельность мысли и действий, терпимость и защиту благополучия людей и природы, сохранение и повышение благополучия людей, безопасность и стабильность общества, при этом менее уважать культурные обычаи и идеи.

ВЫВОДЫ

Существует значимая динамика развития личностных характеристик, карьерной мотивации, организаторских способностей и ценностных ориентаций испытуемых после прохождения профессиональной переподготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литвиненко С.И. Использование современных информационных технологий при повышении квалификации работников прокуратуры / С.И. Литвиненко, Д.В. Шабаров // Законность. -2021. - № 3 (1037). - С. 15-16.

2. Шабаров Д.В. Анализ состояния законности в прокурорской деятельности: теория и практика // Ленинградский юридический журнал. - 2022. - № 2 (68). - С. 147-158.

3. Шабаров Д.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности / Д.В. Шабаров, В.А. Губин, А.В. Молдованов // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 12 (109). - С. 180-192.

REFERENCES

1. Litvinenko, S.I. and Shabarov, D.V. (2021), "Use of modem information technologies while improving the qualifications of employees of the Prosecutor's Office", Legality, No. 3 (1037), pp. 15-16.

2. Shabarov, D.V. (2022), "Analysis of the state of legality in prosecutorial activity: theory and practice", Leningrad Legal Journal, No. 2, pp. 158-169.

3. Shabarov, D.V., Gubin, V.A. and Moldovanov, A.V. (2019), "Psychological and pedagogical support of training prosecutors for professional activities", Actual problems of Russian law, No. 12 (109), pp.180-192.

Контактная информация: shabarovdv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 159.9.07

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Кристина Анатольевна Кошур-никова, магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы предупреждения компьютерной зависимости у младших школьников. Нами рассмотрена сущность термина «компьютерная зависимость», которая начала изучаться английскими учеными ещё с 80-х годов. Целью проведенного исследования явилось обоснование и проверка результативности программы работы педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников. В ходе экспериментальной работы мы доказали, что проблема в современном мире актуальна и педагогу-психологу следует проводить работу по её предупреждению.

Ключевые слова: семья, младший школьный возраст, экспериментальная работа, компьютерная зависимость, профилактика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p442-445

WORK OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH FAMILY TO PREVENT COMPUTER ADDICTION AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Ksenia Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Marina Vladimi-rovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kristina Anatolyevna Koshur-nikova, the master's student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the study of the problem of preventing computer addiction among the younger schoolchildren. We have considered the essence of the term "computer addiction", which began to be studied by English scientists since the 80s. The purpose of the study was to substantiate and verify the effectiveness of the work program of a teacher-psychologist with a family to prevent computer addiction in younger schoolchildren. In the course of experimental work, we proved that the problem is relevant in the modern world and a teacher-psychologist should work to prevent it.

Keywords: family, primary school age, experimental work, computer addiction, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.