Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности'

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УСТАНОВКА / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / SOCIAL REPRESENTATIONS / INSTALLATION / PROSECUTORIAL ACTIVITIES / ADVANCED TRAINING / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаров Д. В., Губин В. А., Молдованов А. В.

Актуальность исследования заключается в отсутствии в отечественной педагогической психологии программы психолого-педагогического обеспечения подготовки специалистов прокурорской деятельности. Цель состоит в разработке инструментария для исследования представлений о прокурорской деятельности у лиц с высшим юридическим образованием и комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности. Методы и методики, используемые при разработке диагностического комплекса «Представление о прокурорской деятельности» и Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности: метод экспертных оценок, сравнительный анализ, метод двух портретов. В исследовании представлений о прокурорской деятельности приняли участие 50 выпускников ведомственного вуза прокуратуры Российской Федерации и вневедомственных юридических вузов, а также 10 прокурорских работников высококвалифицированных и опытных профессионалов, выступивших в качестве экспертов. В статье представлены результаты исследования представлений о прокурорской деятельности у различных категорий прокурорских работников. В качестве диагностического инструментария выступил диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности», состоящий из пяти методик, которые были разработаны авторами и апробированы на базе прокуратуры Санкт-Петербурга. Методики позволяют определить представление и направленность на прокурорскую деятельность у лиц с высшим юридическим образованием, а также сформировать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут совершенствования имеющихся знаний, умений и навыков в рамках Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности. Представленные диагностический комплекс и программа нашли свое применение и успешно реализуются в практической деятельности в прокуратурах нескольких субъектов Российской Федерации. Методики, входящие в диагностический комплекс, могут быть полезны для районных, специализированных прокуроров, наставников молодых специалистов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, при решении вопроса о формировании индивидуального плана обучения и воспитания вновь принятых прокурорских работников. Представленная комплексная программа подготовки может применяться кадровыми подразделениями органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в целях усовершенствования знаний и повышения квалификации как вновь принятых прокурорских работников, так и сменивших направление своей надзорной деятельности. Практико-ориентированный подход предполагает овладение данной комплексной программой как самостоятельно, так и в организованных формах обучения (проведение лекций, семинарских занятий и т.д.) на базе городских, районных и специализированных прокуратур, прокуратур субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаров Д. В., Губин В. А., Молдованов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Support for the Prosecutors Professional Training

The relevance of the study lies in the lack of a prosecutors training program in psychological and pedagogical support. The goal is to develop a toolkit for researching the understanding of prosecutorial activities among persons with a higher legal education and a comprehensive program for training newly admitted prosecutorial officers of the prosecutor’s office of the Russian Federation for various types of supervisory activities. The methods and techniques used in the development of the diagnostic materials “Understanding the prosecutor’s activities” and the Comprehensive program for the training of newly adopted prosecutorial staff of the prosecutor’s office of the Russian Federation for various types of supervisory activities: method of expert assessments, comparative analysis, method of two portraits. 50 graduates of the departmental university of the prosecutor’s office of the Russian Federation and non-departmental law schools, as well as 10 prosecutors highly qualified and experienced professionals, who acted as experts, took part in the study of ideas about prosecutorial activity. The paper presents the results of the study of ideas about prosecutorial activity among various categories of prosecutors. The authors used their own diagnostic materials “Understanding the prosecutor’s activities”, consisting of five methods developed and tested based on the St. Petersburg prosecutor’s office. The methods make it possible to determine the understanding of and focus on prosecutorial activities for persons with higher legal education, as well as to create an individual professional educational route for improving existing knowledge, skills and abilities within the framework of the Comprehensive Program for the Training of Newly Accepted Prosecutors of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation for various types of supervisory activities. The presented diagnostic materials and program have found their application and are being successfully implemented in practice in the prosecutor’s offices of several constituent entities of the Russian Federation. The methods included in the diagnostic complex can be useful for district, specialized prosecutors, mentors of young specialists of the bodies and institutions of the prosecutor’s office of the Russian Federation, when deciding on the formation of an individual plan of training and education of newly adopted prosecutors. Personnel divisions of bodies and institutions of the prosecutor’s office of the Russian Federation can apply the presented comprehensive training program in order to improve knowledge and professional development of both newly admitted prosecutors and those who have changed the direction of their supervisory activities. A practice-oriented approach involves mastering the comprehensive program both independently and in organized forms of training (lectures, seminars, etc.) based on city, district and specialized prosecutors, prosecutors of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Д. В. Шабаров*, В. А. Губин**, А. В. Молдованов***

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности

Аннотация. Актуальность исследования заключается в отсутствии в отечественной педагогической психологии программы психолого-педагогического обеспечения подготовки специалистов прокурорской деятельности. Цель состоит в разработке инструментария для исследования представлений о прокурорской деятельности у лиц с высшим юридическим образованием и комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности.

Методы и методики, используемые при разработке диагностического комплекса «Представление о прокурорской деятельности» и Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности: метод экспертных оценок, сравнительный анализ, метод двух портретов. В исследовании представлений о прокурорской деятельности приняли участие 50 выпускников ведомственного вуза прокуратуры Российской Федерации и вневедомственных юридических вузов, а также 10 прокурорских работников — высококвалифицированных и опытных профессионалов, выступивших в качестве экспертов.

В статье представлены результаты исследования представлений о прокурорской деятельности у различных категорий прокурорских работников. В качестве диагностического инструментария выступил диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности», состоящий из пяти методик, которые были разработаны авторами и апробированы

© Шабаров Д. В., Губин В. А., Молдованов А. В., 2019

* Шабаров Дмитрий Валентинович, аспирант 3-го курса факультета психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) [email protected]

196605, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10

** Губин Владимир Алексеевич, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург), заслуженный деятель науки РФ [email protected]

196605, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10

*** Молдованов Андрей Владимирович, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры психологии служебной деятельности факультета морально-психологического обеспечения Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1

на базе прокуратуры Санкт-Петербурга. Методики позволяют определить представление и направленность на прокурорскую деятельность у лиц с высшим юридическим образованием, а также сформировать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут совершенствования имеющихся знаний, умений и навыков в рамках Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности. Представленные диагностический комплекс и программа нашли свое применение и успешно реализуются в практической деятельности в прокуратурах нескольких субъектов Российской Федерации.

Методики, входящие в диагностический комплекс, могут быть полезны для районных, специализированных прокуроров, наставников молодых специалистов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, при решении вопроса о формировании индивидуального плана обучения и воспитания вновь принятых прокурорских работников. Представленная комплексная программа подготовки может применяться кадровыми подразделениями органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в целях усовершенствования знаний и повышения квалификации как вновь принятых прокурорских работников, так и сменивших направление своей надзорной деятельности. Практико-ориентированный подход предполагает овладение данной комплексной программой как самостоятельно, так и в организованных формах обучения (проведение лекций, семинарских занятий и т.д.) на базе городских, районных и специализированных прокуратур, прокуратур субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: социальные представления, установка, прокурорская деятельность, повышение квалификации, практико-ориентированное обучение, психодиагностика.

001: 10.17803/1994-1471.2019.109.12.180-192

Введение

Современная профессиональная подготовка специалистов для правоохранительных органов в Российской Федерации, как правило, производится на базе ведомственных вузов. Для подготовки специалистов прокурорской деятельности ведущим выступает Университет прокуратуры Российской Федерации и его филиалы, расположенные в Санкт-Петербурге, Иркутске, Казани и в Республике Крым. Подготовка осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» по специализации «Прокурорская деятельность» с присвоением квалификации «юрист», а также по направлениям подготовки бакалавров и магистров соответствующего направления. Также органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации взаимодействуют с ведущими российскими юридическими вузами, выпускники которых успешно проходят службу в прокура-

туре России. При этом следует отметить, что реформы образовательной системы, которые проходят в нашей стране последние несколько лет, привели к увеличению самостоятельной работы студентов и снижению количества аудиторных часов. Это обстоятельство повлекло за собой потребность в изучении современной системы представлений о прокурорской деятельности у выпускников ведомственных и вневедомственных юридических вузов, решивших посвятить себя служению Закону.

Одной из задач, стоящих перед практическими работниками, в первую очередь руководителями, заместителями районных прокуроров, наставниками молодого специалиста, являются выявление профессиональных интересов молодого специалиста, степени его осведомленности о многогранности прокурорской деятельности и дальнейшая работа по обучению и воспитанию выпускника вуза. Проведя ряд исследований представлений о прокурорской деятельности у различных групп прокурорских работ-

ников, авторы разработали комплекс методик для выявления представлений о прокурорской деятельности, а также комплексную программу подготовки вновь принятых прокурорских работников к различным видам надзорной деятельности. Эти два инструмента позволят сформировать практико-ориентированный профессиональный образовательный маршрут, цель которого — усовершенствование имеющихся специальных знаний, умений и формирование навыков практической деятельности.

Для решения поставленных задач на базе прокуратуры Санкт-Петербурга были сформированы три группы испытуемых: 1) прокуроры-эксперты; 2) вновь принятые молодые специалисты, окончившие ведомственный вуз; 3) вновь принятые молодые специалисты, окончившие вневедомственные юридические вузы.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1 этап — формирование батареи методик исследования.

2 этап — сформирована и обследована группа прокуроров-экспертов, в которую вошли прокурорские работники в количестве 10 человек, в возрасте от 34 до 45 лет, мужчины, со сроком службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации более 10 лет, занимающие различные управленческие должности, обладающие высоким уровнем профессионализма и авторитета как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.

3 этап — исследование представлений о прокурорской деятельности у вновь принятых молодых специалистов. В данную группу вошли прокурорские работники, проходящие службу в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации на должностях помощников районных прокуроров. Общий объем выборки составил 50 человек. Возраст испытуемых составил от 22 до 29 лет. Все испытуемые — лица мужского пола, имеющие высшее юридическое образование уровня бакалавриата, не проходившие службу в Вооруженных Силах РФ, неженатые, не имеющие детей, прошедшие профессиональный психологический отбор на службу в органах прокуратуры Российской Федерации. Выборка испытуемых состояла из двух групп: 1) группа

выпускников ведомственного юридического вуза Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, прошедших профессиональное обучение по направлению «прокурорская деятельность» (25 человек); 2) группа выпускников вневедомственных юридических вузов и юридических факультетов с различными направлениями профессиональной юридической подготовки (25 человек).

В соответствии с целями и задачами исследования представлений о прокурорской деятельности у вновь принятых прокурорских работников были проведены три психодиагностических среза в различные периоды прохождения службы:

1 срез — при трудоустройстве в органы прокуратуры Российской Федерации;

2 срез — после прохождения обучения по Комплексной программе подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности (в процессе практи-ко-ориентированной учебно-профессиональной деятельности (4 месяца));

3 срез — через шесть месяцев после трудоустройства и прохождения аттестации.

В основу исследования положена теория социальных установок Д. А. Узнадзе и теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Общенаучные методы: анализ, сравнительный анализ, синтез, схематизация, абстрагирование, моделирование.

2. Эмпирические методы: анкетный опрос, семантический дифференциал, контент-анализ, математические методы анализа информации с использованием пакета прикладных программ MS Excel 2019.

Выбор методов и методик исследования обусловлен теоретическим и методологическим анализом проблемы совершенствования умений и навыков в процессе практико-ориенти-рованной учебно-профессиональной деятельности. Методики исследования представлены в таблице 1.

Та бл и ца 1

Методики для выявления представлений о прокурорской деятельности у лиц с высшим юридическим образованием

№ п/п Выявляемые психологические характеристики Название используемых методик

1 Эмоциональная составляющая установки на прокурорскую деятельность Методика выраженности отношения к объекту установки, авторы Крит, Фабригар и Петти (Crites, Fabrigar & Petty, 1994)

2 Система представлений о прокуратуре как о профессиональной среде Проективная методика «20 определений понятия "прокуратура"» (методика М. Куна и Т. Макпартлэнда «20 высказываний»)

3 Интерес к различным видам надзорной деятельности. Оценка успешности готовности к осуществлению надзорной деятельности Методика оценки прокурорской деятельности

4 Выраженность обобщенных смысловых образований о прокурорской деятельности Методика «Построение индивидуального семантического пространства»

5 Фактор ценностных ориентаций ^0). Фактор интереса к профессиональной деятельности Фактор самооценки профессиональной пригодности SE. Фактор социального прогноза SP. Фактор социальной поддержки SS Опросник «Направленность на прокурорскую деятельность»

Результаты исследования. Результаты, полученные при обработке методики выраженности отношения к объекту установки, авторы Крит, Фабригар и Петти (Crites, Fabrigar & Petty, 1994) представлены в таблице 2. Сравнительный анализ результатов по трем срезам показал динамику развития эмоционального компонента

социальной установки к прокурорской деятельности у вновь принятых прокурорских работников — выпускников ведомственных и вневедомственных вузов. Также представлены результаты обследования эмоциональной составляющей установки к прокурорской деятельности у прокуроров-экспертов.

Та бл и ца 2

Сравнительный анализ результатов исследования эмоциональной составляющей социальной установки к прокурорской деятельности у различных категорий прокурорских работников

№ п/п Уровень выраженности эмоциональной составляющей установки к прокурорской деятельности

Прокуроры-эксперты Вновь принятые прокурорские работники — выпускники ведомственного вуза Вновь принятые прокурорские работники — выпускники вневедомственных вузов

1 срез 2 срез 3 срез 1 срез 2 срез 3 срез

1 +2,5 +2,5 +2,5 +2,5 +1,8 +2,2 +2,3

2 +2,4 +1,4 +2 +2,2 +2,1 +2,2 +2,3

3 +2,7 +2 +2,4 +2,3 +2,6 +2,8 +2,5

4 +2,6 +1,3 +2,2 +2,4 +1,8 +2,7 +2,6

5 +2,5 +2 +2,3 +2,6 +2,3 +2 +2,4

6 +2,4 +1,1 +2,1 +2,5 +1,8 +2,1 +2,5

7 +2,5 +2,8 +2,6 +2,3 +2,4 +2,4 +2,5

8 +2,5 +2,6 +2,5 +2,5 +2,3 +2,5 +2,6

9 +2,7 +1,6 +2,3 +2,6 +1,9 +2,5 +2,6

10 +2,7 +1,5 +2 +2,5 +2,5 +2,6 +2,6

11 +1,4 +2,4 +2,4 +2,3 +2,2 +2,5

12 +1,3 +2,5 +2,4 +1,3 +2,7 +2,7

13 +2,6 +2,3 +2,5 +1,5 +2,3 +2,4

14 +2,4 +2,8 +2,5 +2,3 +2,4 +2,4

15 +2,1 +2,7 +2,5 +1 +2,8 +2,8

16 +1,5 +2,6 0 +0,9 +2,4 +2,4

17 +0,6 +2,2 +2,1 +1,1 +2,5 +2,5

18 +0,2 0 0 +2 +2,5 +2,6

19 +2 1,7 +2,4 +2,4 +2 +2,1

20 0 +1,1 +2,5 +2,7 +1 +2

21 +2,1 +2,1 +2,8 +2,6 +2 +2,1

22 +2 +2,3 +2,3 +2,3 +2,1 +2,4

23 +1,6 +2,3 +2,5 +2 +2,8 +2,5

24 +2,3 +2,5 +2,6 +2,4 +2,4 +2,6

25 +2,1 +2,5 +2,2 +2,5 +2,5 +2,5

Среднее значение +2,55 +1,72 +2,19 +2,24 +2,03 +2,34 +2,45

Динамика 0,52 0,42

В ходе анализа результатов произведена математическая обработка полученных данных путем выведения среднеарифметического значения показателей эмоциональной составляющей социальной установки к прокурорской деятельности у прокурорских работников.

Среднее арифметическое значение эмоциональной составляющей установки к прокурорской деятельности у прокуроров-экспертов +2,55. Данный показатель попадает в интервал 2,0 до 2,6, что свидетельствует об очень сильной положительной выраженности эмоциональной оценки. Такой показатель обусловливается успешностью профессиональной деятельности, любовью к своей профессии и профессиональной самореализацией в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Результаты исследования показывают положительную динамику в формировании эмоциональной составляющей социальной установки к прокурорской деятельности у прокурорских работников — выпускников ведомственных и вневедомственных юридических вузов на протяжении трех срезов исследований. Разница между показателями первого и заключительного этапа у группы выпускников ведомственного

вуза составила 0,52 балла при начальном показателе 1,72, а у выпускников вневедомственных вузов 0,42 при первоначальном показателе 2,03 балла. Динамика показателей составляющей представлений о прокурорской деятельности представлена в графике 1.

Вывод: эмоциональная составляющая установки к прокурорской деятельности у трех групп испытуемых положительная. Отличие состоит в степени выраженности эмоциональной составляющей на первом срезе исследования, который проводился на стадии трудоустройства в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации: у группы выпускников ведомственного вуза среднее значение показателей эмоциональной составляющей ниже, чем у прокурорских работников — выпускников вневедомственных юридических вузов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в исследуемый период (от трудоустройства до аттестации) у вновь принятых прокурорских работников сформировались эмоционально положительные представления о прокурорской деятельности ввиду прохождения ими практико-ориентированного обучения по предложенной Программе.

График 1

Динамика развития эмоциональной составляющей представления о прокурорской деятельности у выпускников ведомственного и вневедомственных юридических вузов

При исследовании содержательной составляющей социальной установки был проведен контент-анализ разработанной нами проективной методики «20 определений понятия "прокуратура"», в результате чего близкие по значению понятия и суждения в ответах испытуемых были объединены в общие категории, а затем подсчитано количество их употребления для каждой группы испытуемых.

При проведении контент-анализа нами были выявлены следующие категории:

1. Определение прокуратуры как организационной структуры (условное обозначение ОРГ — государственный орган и т.п.).

2. Определение прокуратуры как среды профессиональной деятельности (Пд — служба).

3. Определение прокуратуры как среды жизни (Ж — семья, коллектив).

4. Определение прокуратуры как среды общения (Общ — друзья и т.д.).

5. Определение прокуратуры как среды воспитания (В — честь, мужество, патриотизм).

6. Определение прокуратуры как среды обучения (Об — учеба и т.п.).

7. Определение прокуратуры как среды изоляции (И — ненормированный рабочий день и т.д.).

8. Метафорические определения (М — передача «Прокурорская проверка», «Тайны следствия» и т.д.).

9. Атрибутивные определения (А — погоны, форма).

Каждое определение, которое встретилось в выборке, классифицировано с точки зрения принадлежности к выделенным категориям у каждой группы испытуемых. Далее к каждому определению была приписана модальность (позитивность, нейтральность, негативность), а затем посчитана частота его употребления в каждой выборке. Совокупность наиболее часто встречающихся, типовых терминов называется модельной совокупностью представлений (Шаньгина, 2007), соответствующей ядру групповой системы представлений и свидетельствующей о ее содержании.

Результаты контент-анализа ответов прокуроров-экспертов об определении понятия «прокуратура» представлены в таблице 3.

Та бл и ца 3

Модельная совокупность определений понятия «прокуратура» у прокуроров-экспертов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Определения Модальность Абсолютная частота Категория

1 Надзор + 21 Пд

2 Анализ состояния законности + 9 Пд

3 Защита + 9 Пд

4 Юриспруденция + 8 Пд

5 Координация + 8 Пд

6 Государственное обвинение + 8 Пд

7 Система + 7 Орг

8 Борьба с преступностью + 7 Пд

9 Профилактика + 6 Пд

10 Жалобы и обращения - 6 Пд

11 Служба + 5 Орг

12 Форма, мундир + 5 А

13 Власть + 5 Орг

14 Законность + 4 Пд

15 Погоны + 4 А

16 Профессионал + 4 Пд

17 Присяга + 3 В

18 Статистика + 3 Пд

19 Помощь + 3 Пд

Выполненный контент-анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Прокуроры-эксперты определяют понятие «прокуратура» как категорию профессиональной деятельности (13), организационную среду (3), атрибуты прокуратуры (2) и среду воспитания (1). В скобках указаны количество определений в каждой категории. Общее количество определений 19.

2. В содержании понятия прокуратуры экспертами не были указаны такие категории, как среда обучения, общения и жизни. Это свидетельствует о том, что система представлений о прокуратуре нуждается в дополнении и модернизации путем формирования важнейших средовых компонентов через прак-тико-ориентированную учебно-профессиональную деятельность.

3. Подавляющее количество суждений имеет положительную модальность. Исключение составляют жалобы и обращения, поступающие в органы прокуратуры. Это можно объяснить тем, что при рассмотрении жалоб

и обращений происходит опосредованный контакт с нарушениями законов.

4. Результаты диагностики особенностей системы представлений прокуроров-экспертов о прокуратуре могут быть приняты в качестве эталонных для сопоставления с данными других групп респондентов.

5. Результаты контент-анализа легли в основу разработки «Построение индивидуального семантического пространства», разработанной в 2019 г. и использованной на последующем этапе эмпирического исследования. Далее произведен контент-анализ проективной методики «20 определений понятия "прокуратура"» среди выпускников ведомственных и вневедомственных юридических вузов (см. таблицу 4).

Представленные в таблице данные свидетельствуют о нарастающей динамике встречаемости понятий и определений прокурорской деятельности, которые были определены экспертами при определении понятия «прокуратура». При этом прослеживаются те аспекты про-

Та бл и ца 4

Результаты контент-анализа (частота встречаемости) понятий и определений «прокуратура» у вновь принятых прокурорских работников — выпускников ведомственного вуза прокуратуры Российской Федерации и выпускников вневедомственных юридических вузов

№ п/п Определения понятия «прокуратура» принятые экспертной группой в качестве эталонных Частота встречаемости определений понятия «прокуратура на различных этапах исследования у вновь принятых прокурорских работников — выпускников ведомственного вуза (количество упоминаний) Определения понятия прокуратура у вновь принятых прокурорских работников — выпускников вневедомственных вузов (количество упоминаний)

1 срез 2 срез 3 срез 1 срез 2 срез 3 срез

1 Власть 25 26 27 25 21 19

2 Законность 16 17 21 11 15 25

3 Анализ состояния законности 1 22 25 5 25 29

4 Надзор 54 55 56 33 40 44

5 Система 19 20 23 12 20 26

6 Форма 8 9 20 8 11 25

7 Помощь 6 12 17 11 22 25

8 Защита 19 21 27 21 25 29

9 Служба 9 11 17 8 14 20

10 Юрист 4 7 9 5 11 15

11 Государственное обвинение 20 23 25 11 24 25

12 Координация 7 19 23 10 20 24

13 Борьба 5 17 19 4 15 20

14 Профилактика 1 9 12 4 10 17

15 Жалобы и обращения 12 26 28 9 27 29

16 Статистика 1 5 7 5 8 9

17 Погоны 2 3 4 2 5 7

18 Присяга 3 5 7 4 8 9

19 Профессионал 1 4 2 2 4 5

фессиональной деятельности, которые были не характерны для юриста-выпускника. К примеру, в системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации огромное внимание уделяется аналитической деятельности. Прак-тико-ориентированное обучение этой важной составляющей надзорной деятельности находит свое отражение в понятийном аппарате вновь принятых прокурорских работников (с 1 до 25 у выпускников ведомственного вуза и с 5 до 29 у выпускников вневедомственных юридических вузов). Формирование данных умений и навыков реализуется через освоение дисциплины

Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности «Основы сбора информации, анализа и прогнозирования состояния законности на территории субъекта Российской Федерации».

Далее приведены результаты методики оценки прокурорской деятельности. Путем качественного анализа прокурорами экспертами оценивается степень овладения методикой прокурорской проверки и основных ее этапов, выявляются профессиональные интере-

сы и степень готовности к прокурорской деятельности. Критериями оценки служит полнота раскрытия таких понятий, как «анализ состояния законности», знание основных институтов исполнительной власти в регионе, алгоритм проведения прокурорской проверки и соответствие профессиональных интересов профессиональным обязанностям. Оценка происходит по 5-балльной шкале, где максимальное количество баллов 5 — раскрыты определения, алгоритм прокурорской проверки развернуто и полно изложен; 4 — имеются незначитель-

Динамика оценок свидетельствует о том, что уровень теоретической и практической подготовки у обеих групп испытуемых с момента трудоустройства и после прохождения Программы значительно вырос. На последующих этапах Программа позволяет «специализировать» прокурорского работника по тому виду надзорной деятельности, к которому он проявляет предрасположенность и профессиональный интерес.

Комплексная программа подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности представляет собой учебно-методический комплекс, который содержит специальные дисциплины, при изучении которых молодые специалисты на практике овладевают специальными знаниями, умениями. Программа состоит из общетеоретического блока, который важен для всех прокурорских работников, вне зависимости от вида надзорной деятельности, и специальный блок по конкретным направления надзора.

Примером изучаемой общетеоретической дисциплины может служить «Обеспечение соб-

ные замечания; 3 — имеются замечания по определению, не названы органы исполнительной власти, есть неточности в алгоритме проведения прокурорской проверки; 2— определения даны неверно, методика не раскрыта. Низкий уровень теоретической подготовки; 1 — нет ни одного правильного ответа на вопросы. Неудовлетворительный уровень теоретической подготовки.

Результаты оценки прокурорской деятельности экспертной комиссией представлены в таблице 5.

ственной безопасности и физической защиты прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации». Цель состоит в освоении навыков обращения со служебным огнестрельным оружием, принципов и методов обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время, обеспечения государственной защиты, уголовной и административной ответственности прокурорского работника. Сотрудник, освоивший данную дисциплину, обязан знать: основания и порядок применения мер государственной защиты прокурорских работников; основания и процедуру проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации; порядок выдачи и правила обращения со служебным оружием; уметь: обращаться со служебным огнестрельным оружием; владеть: навыками стрельбы из боевого ручного огнестрельного оружия.

Примером дисциплины специального блока может послужить повышение квалификации прокурорского работника, осуществляющего надзор за исполнением федерального законо-

Та бл и ца 5

Результаты методики оценки прокурорской деятельности в баллах

(представлены средние значения)

Оценки прокуроров — выпускников ведомственного вуза прокуратуры Российской Федерации Оценки прокуроров — выпускников вневедомственных юридических вузов

1 срез 2 срез 3 срез 1 срез 2 срез 3 срез

Средняя оценка 3,2 3,7 4,2 3,3 3,5 4

дательства в сфере охраны труда, по программе ны труда в специализированной образователь-обучения и проверки знаний, требований охра- ной организации.

Та бл и ца 6

Результаты методики направленности на прокурорскую деятельность

(представлены средние значения)

№ п/п Факторы направленности на прокурорскую деятельность Про-куро-ры-экс-перты Выпускники ведомственного вуза Выпускники вневедомственных юридических вузов

1 срез 2 срез 3 срез динамика 1 срез 2 срез 3 срез динамика

1 Фактор ценностных ориен-таций VO 16,6 13,52 16,04 16,84 +3,32 14,2 15,96 17,12 +2,92

2 Фактор интереса к профессиональной деятельности Р^ 17,1 9,92 12,6 16,96 +7,04 11,04 15,72 16,92 +5,88

3 Фактор самооценки профессиональной пригодности SE 12,2 7,88 9,84 11,48 +3,6 9,76 11,16 11,72 +1,96

4 Фактор социального прогноза SP 18 11,56 16,48 19,12 +7,56 11,6 19,4 20,4 +8,8

5 Фактор социальной поддержки SS 17,2 11,28 12,52 14,6 +3,32 13,24 14,32 14,68 +1,44

Как видно из таблицы, экспертная оценка по всем факторам достаточно высокая, при этом выпускники ведомственных и вневедомственных юридических вузов по всем факторам не соответствуют результатам экспертной группы на первом срезе исследования. Следует отметить, что среднее значение показателей по всем пяти факторам методики «Направленность на прокурорскую деятельность» у выпускников вневедомственных юридических вузов несколько выше. Скорее всего, это связано с тем, что выпускники вневедомственных вузов имеют не очерченные представления о прокурорской деятельности и данный вид деятельности привлекателен для них своей новизной.

На третьем срезе исследования обе группы достигли показателей практически всех факторов до уровня экспертов, за исключением фактора социальной поддержки у обеих групп испытуемых. Так же как и при исследовании когнитивной составляющей понятия «прокуратура» у экспертной группы, средовой фактор требует

формирования у вновь принятых прокурорских работников.

Вывод: исследование, проведенное на базе прокуратуры Санкт-Петербурга в 2019 г., в котором приняли участие молодые специалисты органов прокуратуры и прокуроры-эксперты, легли в основу разработки диагностического комплекса для изучения представлений и степени готовности к прокурорской деятельности у выпускников различных юридических вузов. Сравнительный анализ групп испытуемых показывает, что диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности» позволяет сформировать индивидуальный профессиональный образовательный маршрут для юристов различного уровня теоретической подготовки и является универсальным средством определения системы представлений о прокурорской деятельности. Программа подготовки, включающая в себя специализированные дисциплины, позволяет сформировать систему специальных знаний,

необходимых молодым специалистам для осуществления надзорной деятельности. Разработанные и успешно апробированные элементы психолого-педагогического обеспечения — диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности» и Комплексная

программа подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности показали эффективность в практическом применении в ряде прокуратур Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятий установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — С. 143—163.

2. Губин В. А., Загорюев А. Л. Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2013. — № 3 (54). — С. 91—95.

3. Губин В. А., ШабаровД. В. Психологические характеристики прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2018. — № 4. — С. 47—58.

4. Губин В. А., Шабаров Д. В. Психолого-педагогические особенности учебно-профессиональной подготовки юристов в ведомственных вузах Российской Федерации: теория и практика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2018. — № 2. — С. 92—100.

5. Губин В. А., Шабаров Д. В. Разработка комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2019. — № 2. — С. 41—49.

6. Губин В. А., Шабаров Д. В. Современная подготовка юристов для прокуратуры РФ: реальность и перспектива // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education)/ под ред. научной школы Г. А. Бокаревой. — 2019. — № 2 (48). — 350 с.

7. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века : монография. — Калининград : Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1999. — 309 с.

8. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика : учебник для вузов. — СПб. : Питер, 2008. — 480 с.

9. Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. — С. 23—27.

10. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.

11. Узнадзе В. Н. Психологические исследования. — М. : Наука, 1966. — 480 с.

12. Шеварев П. А. Об основных положениях предложенной Д. Н. Узнадзе теории установки // Вопросы психологии. — 1962. — № 5. — С. 36—47.

13. Шихирев П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М. : Знание, 1976. — 123 с.

Материал поступил в редакцию 14 ноября 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE PROSECUTORS PROFESSIONAL TRAINING

Dmitriy V. Shabarov, 3rd-year Postgraduate of the Faculty of Psychology of A.S. Pushkin Leningrad

State University (St. Petersburg)

[email protected]

St. Petersburgskoe shosse, d. 10, St. Petersburg, Pushkin, Russia, 196605

Vladimir A. Gubin, Dr. of Sci. (Psychology), Professor, Professor of the Department of General and Applied Psychology of A.S. Pushkin Leningrad State University (St. Petersburg), Honored Scientist of the Russian Federation [email protected]

St. Petersburgskoe shosse, d. 10, St. Petersburg, Pushkin, Russia, 196605

Andrey V. Moldovanov, Cand. of Sci. (Military Services), Deputy Head of the Department of Psychology of Service Activities of the Faculty of Emotional and Psychological Support of St. Petersburg National Guard Forces Command Military Institute ul. L. Pilyutova, d. 1 St. Petersburg, Russia, 198206

Abstract. The relevance of the study lies in the lack of a prosecutors training program in psychological and pedagogical support. The goal is to develop a toolkit for researching the understanding of prosecutorial activities among persons with a higher legal education and a comprehensive program for training newly admitted prosecutorial officers of the prosecutor's office of the Russian Federation for various types of supervisory activities. The methods and techniques used in the development of the diagnostic materials "Understanding the prosecutor's activities" and the Comprehensive program for the training of newly adopted prosecutorial staff of the prosecutor's office of the Russian Federation for various types of supervisory activities: method of expert assessments, comparative analysis, method of two portraits. 50 graduates of the departmental university of the prosecutor's office of the Russian Federation and non-departmental law schools, as well as 10 prosecutors — highly qualified and experienced professionals, who acted as experts, took part in the study of ideas about prosecutorial activity. The paper presents the results of the study of ideas about prosecutorial activity among various categories of prosecutors. The authors used their own diagnostic materials "Understanding the prosecutor's activities", consisting of five methods developed and tested based on the St. Petersburg prosecutor's office. The methods make it possible to determine the understanding of and focus on prosecutorial activities for persons with higher legal education, as well as to create an individual professional educational route for improving existing knowledge, skills and abilities within the framework of the Comprehensive Program for the Training of Newly Accepted Prosecutors of the Prosecutor's Office of the Russian Federation for various types of supervisory activities. The presented diagnostic materials and program have found their application and are being successfully implemented in practice in the prosecutor's offices of several constituent entities of the Russian Federation.

The methods included in the diagnostic complex can be useful for district, specialized prosecutors, mentors of young specialists of the bodies and institutions of the prosecutor's office of the Russian Federation, when deciding on the formation of an individual plan of training and education of newly adopted prosecutors. Personnel divisions of bodies and institutions of the prosecutor's office of the Russian Federation can apply the presented comprehensive training program in order to improve knowledge and professional development of both newly admitted prosecutors and those who have changed the direction of their supervisory activities. A practice-oriented approach involves mastering the comprehensive program both independently and in organized forms of training (lectures, seminars, etc.) based on city, district and specialized prosecutors, prosecutors of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: social representations, installation, prosecutorial activities, advanced training, practice-oriented training, psychological assessment.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Asmolov A. G., Koval'chuk M. A. O sootnoshenii ponyatij ustanovki v obshchej i social'noj psihologii // Teoreticheskie i metodologicheskie problemy social'noj psihologii. — M., 1977. — S. 143—163.

2. Gubin V. A., Zagoryuev A. L. Diagnosticheskij kompleks «Napravlennost' na voenno-professional'nuyu deyatel'nost'» // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. — 2013. — № 3 (54). — S. 91—95.

3. Gubin V. A., Shabarov D. V. Psihologicheskie harakteristiki prokurorskih rabotnikov kak sub"ektov praktiko-orientirovannoj uchebno-professional'noj deyatel'nosti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. — 2018. — № 4. — S. 47—58.

4. Gubin V. A., Shabarov D. V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti uchebno-professional'noj podgotovki yuristov v vedomstvennyh vuzah Rossijskoj Federacii: teoriya i praktika // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. — 2018. — № 2. — S. 92—100.

5. Gubin V. A., Shabarov D. V. Razrabotka kompleksnoj programmy podgotovki vnov' prinyatyh prokurorskih rabotnikov prokuratury Rossijskoj Federacii k razlichnym vidam nadzornoj deyatel'nosti. // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. — 2019. — № 2. — S. 41—49.

6. Gubin V. A., Shabarov D. V. Sovremennaya podgotovka yuristov dlya prokuratury RF: real'nost' i perspektiva // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya) = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education)/ pod red. nauchnoj shkoly G. A. Bokarevoj. — 2019. — № 2 (48). — 350 s.

7. Devyatkin A. A. Yavlenie social'noj ustanovki v psihologii HH veka : monografiya. — Kaliningrad : Izd-vo Kaliningradskogo gos. un-ta, 1999. — 309 s.

8. Maklakov A. G. Professional'nyj psihologicheskij otbor personala. Teoriya i praktika : uchebnik dlya vuzov. — SPb. : Piter, 2008. — 480 s.

9. Nadirashvili Sh. A. Klassifikaciya form aktivnosti v svete teorii ustanovki // Psihologiya lichnosti i obraz zhizni. — M., 1987. — S. 23—27.

10. Stolyarenko L. D. Pedagogicheskaya psihologiya. — 2-e izd., pererab. i dop. — Rostov n/D : Feniks, 2003. — 544 s.

11. Uznadze V. N. Psihologicheskie issledovaniya. — M. : Nauka, 1966. — 480 s.

12. Shevarev P. A. Ob osnovnyh polozheniyah predlozhennoj D. N. Uznadze teorii ustanovki // Voprosy psihologii. — 1962. — № 5. — S. 36—47.

13. Shihirev P. N. Social'naya ustanovka kak predmet social'no-psihologicheskogo issledovaniya // Psihologicheskie problemy social'noj regulyacii povedeniya. — M. : Znanie, 1976. — 123 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.