УДК 37.015.3 : 343.163
В. А. Губин, Д. В. Шабаров
Разработка комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности
В статье представлены результаты разработки комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности, отражающих развитие психологических характеристик прокурорских работников как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Проанализирована система обучения и повышения квалификации на примере прокуратуры Санкт-Петербурга.
The article presents the results of the development of a comprehensive program for the preparation of newly adopted prosecutors of the prosecutor's office of the Russian Federation to various types of supervisory activities, reflecting the development of the psychological characteristics of prosecutors as subjects of educational and professional activities. The system of training and advanced training is analyzed on the example of the prosecutor's office of St. Petersburg.
Ключевые слова: субъект учебно-профессиональной деятельности, системное образование, ведомственный вуз, учебная деятельность в прокуратуре, комплексная программа.
Key words: subject of educational and professional activities, system education, departmental university, educational activities in the prosecutor's office, a comprehensive program.
В органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации прием на службу и назначение на прокурорские должности осуществляется, как правило, из числа лиц, состоящих в резерве кадров для трудоустройства.
Такой кадровый резерв формируется из выпускников ведомственных высших учебных заведений, в которых в соответствии с заключенными договорами о целевом обучении осуществляется подготовка кадров для органов прокуратуры.
Процесс подготовки специалистов в ведомственных учебных заведениях кадровыми службами прокуратур субъектов Российской Федерации постоянно контролируется, осуществляется постоянная связь со студентами-целевиками - проводятся встречи, беседы, запрашивается информация о соблюдении ими учебной дисциплины, организуется учебная практика. Все студенты-целевики в качестве общественных по-
© Губин В. А., Шабаров Д. В., 2019
мощников прикреплены к районным или специализированным прокуратурам, где им прививаются навыки надзорной деятельности непосредственно на базе районной и специализированной прокуратур.
С 2018 г. в ведомственных вузах прокуратуры Российской Федерации подготовка осуществляется по Федеральному государственному образовательному стандарту, уровень - специалитет по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность», специализации «Прокурорская деятельность» [4]. Выпускники, освоившие данную образовательную программу, готовы выполнять такие виды профессиональной деятельности, как правотворческая, правоприменительная; правоохранительная, правозащитная, прокурорская, научно-исследовательская, организационно-управленческая, экспертно-консультаци-онная и педагогическая [2]. Основная образовательная программа охватывает весь спектр основных направлений надзорной деятельности, и выпускник ведомственного вуза с багажом знаний, умений и навыков практической деятельности, полученных в процессе обучения, готов к их практическому применению на любом направлении надзора.
При решении вопроса о приеме на службу выпускников иных образовательных организаций кадровые подразделения прокуратуры Российской Федерации в основном ориентируются на ведущие федеральные государственные образовательные организации юридического профиля, имеющие государственную аккредитацию.
Например, в Санкт-Петербурге такими образовательными организациями являются: Санкт-Петербургский институт (филиал) ФГбОу ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»; Северо-Западный институт управления (филиал ФГБОУ ПВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»); с которыми прокуратурой г. Санкт-Петербурга заключены договоры и соглашения о сотрудничестве в сфере подготовки юридических кадров.
Подбор кандидатов в резерв кадров для трудоустройства осуществляется также из числа лиц, прошедших программу подготовки в качестве общественного помощника, работающих на предприятиях и в организациях города и желающих перейти на службу в органы прокуратуры, а также работников прокуратуры города, замещающих вспомогательные должности.
У выпускника вневедомственного вуза профессиональная подготовка и специализация может существенно отличаться от того вида надзорной деятельности, которая будет возложена на него при распределении должностных обязанностей после трудоустройства в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации.
Также следует отметить, что во многих регионах России на вновь принятого прокурорского работника возлагается целый комплекс различных по своей сущности видов надзорной деятельности, например,
таких как поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве и надзор за соблюдением федерального законодательства.
Данное противоречие между выпускником юридического вуза и требованиями к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к прокурорским работникам, осуществляющим надзор по направлению, которое отличается от специализации данного выпускника, обусловливает актуальность разработки и внедрения в практическую деятельность «Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности» (далее - Программа). Цель данной Программы - в усовершенствовании имеющихся знаний и приобретение навыков прокурорской деятельности и специальных знаний у вновь принятых прокурорских работников, не имеющих стажа работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
По мнению А.А. Кораблева, специальные знания - это узконаправленные теоретические знания и практические навыки в конкретной специализации, не являющиеся общедоступными [6].
Основу данной комплексной программы составляет «Программа начальной профессиональной подготовки вновь принятых прокурорских работников в прокуратуре Санкт-Петербурга», которая разработана отделом кадров прокуратуры Санкт-Петербурга, успешно апробирована на практике и утверждена приказом прокурора Санкт-Петербурга от 22.09.2016 № 101 «Об организации обучения вновь принятых прокурорских работников в прокуратуре Санкт-Петербурга [3]. Обучение по данной программе начальной профессиональной подготовки вновь принятых прокурорских работников проводится в прокуратуре Санкт-Петербурга с 2010 г. Срок обучения составляет десять рабочих дней. В ходе освоения данной программы вновь принятых работников знакомят с Правилами внутреннего трудового распорядка прокуратуры г. Санкт-Петербурга, Кодексом этики прокурорского работника [1], Присягой прокурора, с требованиями, предъявляемыми к поведению работников прокуратуры на службе и в быту. Осуществляется ознакомление со всеми направлениями прокурорской деятельности, даются рекомендации по изучению действующего законодательства, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Санкт-Петербурга, методические рекомендации по проведению проверок, обсуждение наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых прокурорами при осуществлении прокурорской деятельности [3].
Программа подготовки охватывает основные аспекты надзорной деятельности и общие представления о различных видах прокурорской деятельности.
Завершает программу зачет, который принимается комиссией по результатам обучения по данной программе.
В отличие от утвержденной программы подготовки, которая носит обзорный, ознакомительный характер, предложенная комплексная программа учитывает утвержденную программу подготовки и дифференцирует подготовку вновь принятых прокурорских работников по различным видам надзорной деятельности, что дает возможность иметь конкретные представления о данном виде надзорной деятельности, получать необходимые знания, навыки и умения в процессе практико-ориентиро-ванного обучения.
Программа систематизирует и обобщает отдельные учебные дисциплины в комплекс подготовки. Нами сформулированы и поставлены цели изучения данных дисциплин, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в результате данной практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности, субъектами которой выступают вновь принятые прокурорские работники.
Комплексная программа предполагает усовершенствование прокурорских работников по конкретным видам надзорной деятельности.
Комплексная программа подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности состоит из основных блоков, которые отражены в статье в «Вестнике Ленинградского государственного университета А.С. Пушкина» за 2018 г. в №4 С. 47-58 [5].
По мнению П.Я. Гальперина, учение характеризуется как процесс одновременного накоплений знаний и овладения приемами оперирования ими. Овладения приемами происходит:
1) через ознакомление учащихся с ними;
2) упражнение - применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале;
3) перенос - использование приемов при решении новых задач.
Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности примерно таков: усвоение содержание приема - самостоятельное применение - перенос на новые ситуации.
Организация и регламентация активности обучающегося помогает воспитать «дисциплинированное» или «системное» мышление.
Реализация системного подхода в обучении даже ограниченного лишь задачей раскрытия учебного предмета как «системы» открывает существенное повышение теоретического уровня обучения, формирование системного и диалектического мышления.
Формирование системной ориентировки в предмете профессиональной деятельности и открываемое ею специфическое содержание объекта составляют главные моменты психологических «основ» профессионального обучения [7].
В соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 №114, одной из традиционных форм воспитательной работы, оказывающей позитив-
и и || ^ и и
ный воспитательный эффект и требующей дальнейшего системного развития, является повышение квалификации, стажировки, «круглые столы», семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуально-воспитательные беседы [4].
В целях реализации данной Концепции и совмещения практического опыта с теоретическими знаниями в рамках реализации комплексной программы прокурорские работники участвуют в деловых играх, имеют возможность задать интересующие их вопросы. Комплексная программа позволяет в индивидуальном порядке прорабатывать проблемные вопросы, возникающие у молодых специалистов в практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности, научить координировать свою деятельность с деятельностью иных лиц, организа-
V V п V ^ V
ций и учреждений. В ходе занятий обучаемые в качестве слушателей принимают участие: в судебных заседаниях по уголовным и гражданским делам; в работе Арбитражного суда; осуществляют выходы в отделы полиции, ИВС, КАЗ; посещают базовую прокуратуру Невского района; учебный центр СК РФ по Санкт-Петербургу.
Представленная комплексная программа отличается от ранее разработанных тем, что каждая учебная дисциплина самостоятельна и может, в свою очередь, представлять отдельный обучающий курс для различных направлений надзорной деятельности.
Приведем пример нескольких дисциплин из разработанной комплексной программы.
Дисциплина № 1
Название дисциплины - «Организация работы с кадрами».
Цель изучения дисциплины - ознакомить вновь принятых прокурорских работников с основными направлениями кадровой работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
В результате освоения данной дисциплины прокурорский работник должен:
знать: - организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по организации работы с кадрами; - присягу прокурорского работника; - кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации; - систему психологического обеспечения деятельности прокуратуры Российской Федерации;
уметь: - соблюдать ограничения, связанные с назначением на должность прокурорского работника;
владеть: - морально-этическими нормами и деловыми качествами в рамках профессиональной деятельности.
Регламентирующие документы:
1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от
20.02.2013 № 80 «об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры РФ».
2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.05.2015 № 206 «О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры РФ».
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от
15.09.2014 года № 493 «О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации».
Дисциплина № 2
Название дисциплины - «Правовое обеспечение органов прокуратуры Российской Федерации».
Цель изучения дисциплины - обучить вновь принятых прокурорских работников разъяснять действующее законодательство лицам, не обладающим специальными познаниями в области юриспруденции.
В результате освоения данной дисциплины прокурорский работник должен:
знать: действующие руководящие документы Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Санкт-Петербурга по организации работы по взаимодействию с общественностью, разнесению законодательства и правовому просвещению населения;
уметь: проводить лекции, направленные на разъяснение действующего законодательства для различной целевой аудитории;
владеть: формами работы по правовому просвещению населения; оформлять документы для формирования статистической отчетности.
Регламентирующие документы:
1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 // КонсультантПлюс.
2. Приказ ГП РФ от 04.10.2018 №632 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчете «Взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, правовое просвещение» по форме СМИОПП и инструкции по его формированию».
Дисциплина № 3
Название дисциплины - «Взаимодействие органов прокуратуры Российской Федерации со средствами массовой информации».
Цель - изучение системы организации взаимодействия органов прокуратуры в Российской Федерации со средствами массовой информации.
В результате освоения данной дисциплины прокурорский работник должен:
знать: приказы, указания, распоряжения, инструкции Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Санкт-Петербурга, требования, предъявляемые к организации планирования работы и ведения учетов по вопросам взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации со средствами массовой информации;
уметь: подбирать и подготавливать материалы для публикации на сайты Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Санкт-Петербурга. Определять актуальность темы публикации, объем информации и сведений, содержащихся в ней, особенности построения текста;
владеть: формами и методами взаимодействия органов прокуратуры со СМИ; составлением статистической отчетности; методами сбора, анализа информации для предоставления в СМИ.
Регламентирующие документы:
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации».
2. Приказ ГПРФ от 19.11.2012 № 415 об утверждении и введении в действие статистического отчета «О работе прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации» по форме СМИ и инструкции по его составлению.
3. Приказ ГП РФ от 04.10.2018 №632 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчете «Взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, правовое просвещение» по форме СМИОПП.
Дисциплина № 4
Название дисциплины - «Делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».
Цель - изучить систему делопроизводства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
В результате освоения данной дисциплины прокурорский работник должен:
знать: инструкцию по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации; организацию работы канцелярии; документооборот в органах прокуратуры Российской Федерации; архивное делопроизводство; правила оформления служебных документов; перечень документов органов прокуратуры Российской Федерации и их учреждений с указанием сроков хранения; номенклатуру дел; порядок ведения номенклатуры дел;
уметь: регистрировать документы органов прокуратуры; работать с документами ДСП общего делопроизводства в органах прокуратуры Российской Федерации;
владеть: порядком формирования надзорных и наблюдательных производств; навыками работы в АИК «Надзор», навыками оформления служебных документов.
Регламентирующие документы:
1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».
Дисциплина № 5
Название дисциплины - «Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних».
Цель: обучить осуществлять надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.
В результате освоения данной дисциплины прокурорский работник должен:
знать: нормативно-правовые акты и организационно-распорядительные документы, регламентирующие надзор за исполнением законов о несовершеннолетних;
уметь: определять приоритетные направления деятельности, вести учет и составлять статистические отчеты при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних;
владеть: предметом, тактикой и методикой осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних; навыками составления актов прокурорского реагирования деятельности при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, исходя из требований, предъявляемыми к их качеству.
Регламентирующие документы:
1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.11.2017 №774 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства».
2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
Вывод: данная комплексная программа может применяться кадровыми подразделениями органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в целях усовершенствования знаний и повышения квалификации прокурорских работников вновь принятых и сменивших профиль своей надзорной деятельности. Практико-ориентированный подход предполагает овладением данной комплексной программой как самостоятельно, так и в организованных формах обучения на базе прокуратур субъектов Российской Федерации.
Список литературы
1. Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 № 114 (ред. от 13.04.2018).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета): приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 № 144 (зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2017 № 45904).
3. Об организации обучения вновь принятых прокурорских работников в прокуратуре Санкт-Петербурга: приказ прокурора Санкт-Петербурга от 22.09.2016 №101.
4. Губин В. А., Шабаров Д. В. Психолого-педагогические особенности учебно-профессиональной подготовки юристов в ведомственных вузах Российской Федерации: теория и практика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2018. - №2. С. 92-100.
5. Губин В.А., Шабаров Д.В. Психологические характеристики прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2018. - №4. - С. 47-58.
6. Кораблев А. А. Понятие и сущность специальных знаний // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 693-695.
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.
Статья поступила: 19.04.2019. Принята к печати: 13.05.2019