Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности учебно-профессиональной подготовки юристов в ведомственных вузах Российской Федерации: теория и практика'

Психолого-педагогические особенности учебно-профессиональной подготовки юристов в ведомственных вузах Российской Федерации: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / PRACTICE-ORIENTED TRAINING SYSTEM / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / ЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ / LAW SCHOOL / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губин В.А., Шабаров Д.В.

В статье анализируются теоретические и практические особенности подготовки юристов в ведомственных вузах. Отдельно рассматривается психолого-педагогическая подготовка юристов для органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Рассматриваются принципиальные отличия от иных систем ведомственного образования, специфика усвоения знаний, умений и первичных навыков надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the theoretical and practical features of the training of lawyers in departmental universities. Psychological and pedagogical training of lawyers for bodies and organizations of Prosecutor's office of the Russian Federation is considered separately. Principal differences from other systems of departmental education specificity of mastering of knowledge, abilities and primary skills of supervising activity are considered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности учебно-профессиональной подготовки юристов в ведомственных вузах Российской Федерации: теория и практика»

УДК 37.015.3 : 378.016 : 34

В. А. Губин, Д. В. Шабаров

Психолого-педагогические особенности учебно-профессиональной подготовки юристов в ведомственных вузах Российской Федерации: теория и практика

В статье анализируются теоретические и практические особенности подготовки юристов в ведомственных вузах. Отдельно рассматривается психолого-педагогическая подготовка юристов для органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Рассматриваются принципиальные отличия от иных систем ведомственного образования, специфика усвоения знаний, умений и первичных навыков надзорной деятельности.

The article analyzes the theoretical and practical features of the training of lawyers in departmental universities. Psychological and pedagogical training of lawyers for bodies and organizations of Prosecutor's office of the Russian Federation is considered separately. Principal differences from other systems of departmental education specificity of mastering of knowledge, abilities and primary skills of supervising activity are considered.

Ключевые слова: практико-ориентированная система подготовки, учебно-профессиональная деятельность, юридический вуз, студенты.

Key words: practice-oriented training system, educational and professional activities, law school, students.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].

В современной России при построении гражданского общества и постоянном развитии и совершенствовании правовой системы качественная подготовка высококвалифицированного специалиста-правоведа является приоритетным направлением образовательной деятельности. Динамика изменения и совершенствование законодательства Российской Федерации требует постоянного обновления и

© Губин В. А., Шабаров Д. В., 2018

актуализации юридических знаний, а также навыков практической деятельности. Как отмечает Ф.Г. Ялалов, в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу необходимого запаса знаний от учителя к ученикам теряет смысл. Гораздо важнее научить учащихся умениям приобретать знания, к тому же на рынке труда востребованы не знания сами по себе, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции [9].

Помимо «гражданских» государственных и негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную лицензию и аккредитацию, дающую право ведения образовательной деятельности, и готовящих юристов по различным специализациям, существуют ведомственные высшие учебные заведения, относящиеся к государственным военизированным организациям. (Исчерпывающий список государственных военизированных организаций приведён в ст. 5 Федерального закона РФ № 150-ФЗ «Об оружии») [2]. В подавляющем своем большинстве, это ведомственные высшие учебные заведения федеральных органов исполнительной власти, таких как Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Войска национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации и. т.д., а также ведомственные высшие учебные заведения прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации т.д.

Основная психолого-педагогическая задача, обучения в ведомственном вузе состоит в образовании особой формирующей профессионально-ориентированной среды, в которой военнослужащий, полицейский или курсант (студент) иного ведомственного учебного заведения, проходит этапы становления как профессионал, приобретая навыки профессиональной деятельности, непосредственно во время обучения в вузе.

При поступлении на юридическую специальность в ведомственный вуз все абитуриенты проходят профессиональный психологический отбор, медицинскую комиссию. При успешном прохождении вступительных испытаний, представленных в виде результатов прохождения Единого государственного экзамена и конкурсного отбора, зачисления в вуз они приобретают помимо статуса обучаемого, также статус действующего сотрудника соответствующего органа (действующего военнослужащего, сотрудника полиции и т.д.) им присваивается специальное или воинское звание, выплачивается заработная

плата, производится постановка на денежное довольствие (распространяется на военнослужащих), они принимают Присягу и обеспечиваются форменным обмундированием. Помимо учебной деятельности, которая является основной, на этих лиц также возлагаются обязанности по их должности, например, курсанта, командира отделения, взвода, включающее несение дежурств, вахт, нарядов, участия в обеспечении общественного порядка и т.д. Но не для всех военизированных государственных организаций характерна вышеизложенная подготовка специалистов.

Рассмотрим подробнее алгоритм поступления, основные ограничения и требования, предъявляемые к кандидатам в абитуриенты в высшие учебные заведения прокуратуры Российской Федерации, а также специфику подготовки молодых специалистов на базе учреждений прокуратуры Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определяет прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [3].

Так в системе органов прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подготовка кадров для органов прокуратуры осуществляется в научных и образовательных организациях прокуратуры, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также лица, получившие высшее юридическое образование на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, прокурорские работники, окончившие обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или организациях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или организаций прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями, избранием или назначением на должность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение [3].

Кандидаты в абитуриенты, предоставляют следующие документы в кадровые подразделения прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур:

• заявление на имя прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры;

• заявление о приёме на обучение по форме, размещённой на официальном сайте Университета прокуратуры Российской Федерации;

• документ, удостоверяющий личность, гражданство, и его копию;

• документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества (если изменялись), и его копию;

• документ об образовании (при наличии) и его копию;

• автобиографию;

• характеристику с последнего места учёбы, работы или военной службы;

• медицинскую справку по форме 086/у;

• справку из наркологического диспансера;

• справку из психоневрологического диспансера;

• 4 фотографии на матовой бумаге без уголка размером 3x4 см

[6].

Далее каждый абитуриент проходит профессиональный психологический отбор на обучение в образовательной организации и в органах прокуратуры.

По результатам психологического отбора кандидата выносится заключение о его профессиональной пригодности к обучению:

I группа профессиональной пригодности - рекомендуется в первую очередь для направления на обучение;

II группа профессиональной пригодности - рекомендуется для направления на обучение;

III группа профессиональной пригодности - условно рекомендуется для направления на обучение;

IV группа профессиональной пригодности - не рекомендуется для направления на обучение.[7]

Далее, абитуриент сдает ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому языку. Абитуриенты, набравшие необходимое количество баллов для поступления, допускаются к сдаче дополнительного письменного экзамена по обществознанию в высшем учебном заведении, после чего конкурсная комиссия рассматривает вопрос о зачислении в вуз.

При схожей организационной структуре органов прокуратуры с иными военизированными органами, система подготовки будущих кадров не предполагает у обучающегося наличие статуса прокурорского работника, и первичные навыки работы приобретаются во время производственной практики и при закреплении к городской, районной или специализированной прокуратуре в качестве общественного помощника. В данном случае, смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, что является одним из принципов реализации компетентностного подхода в современном образовании в Российской Федерации.

Основа данного подхода заключается в формировании у обучаемых профессиональной компетенции, которую Л.Е. Солянкина определила как практико-ориентированный конструкт, представляющий собой системное личностное новообразование, которое влияет на способность специалиста добиваться успеха в решении важных профессиональных задач на основе интеграции деятельностного и когнитивного опыта, внутренних процессов саморазвития, самоорганизации и личностного роста [8].

Практико-ориентированная система подготовки будущего прокурорского работника предполагает систему, при которой высококачественные общеюридические, специальные знания и умения он получает непосредственно в вузе, но закрепление полученных знаний и умений в навыки практической правоприменительной и надзорной деятельности, осуществляются им исключительно в органах прокуратуры, к которой он прикреплен в качестве общественного помощника.

П ^ V V

В сложной и многогранной прокурорской деятельности, на сегодняшний день наиболее востребованными выступают те специалисты, которые являются специалистами-практиками, умеющими самостоятельно решать поставленные задачи, способные к профессиональному развитию и самосовершенствованию.

После окончания обучения в вузе молодой специалист принимается на работу в органы прокуратуры, принимает Присягу прокурорского работника, проходит первоначальную аттестацию не менее чем через 6 месяцев, после чего Генеральным прокурором Российской Федерации ему присваивается первоначальный классный чин «юрист 3 класса».

После присвоения первоначального классного чина, в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники

обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. № 855 «О форменном обмундировании прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» [5].

В целях повышения квалификации прокурорских работников, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказами Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации определены различные формы организации профессионального обучения работников органов прокуратуры по месту службы. К ним относятся:

- выполнение Программы начальной профессиональной подготовки вновь принятых прокурорских работников, являющихся молодыми специалистами в предаттестационный период, чаще всего в первые 6 месяцев после приема на работу. Данная программа реализована в прокуратуре Санкт-Петербурга и позволяет молодым специалистам за непродолжительное время обучения овладеть практическими навыками работы, усвоить положения Присяги прокурора, Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации и требования других организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации;

- самостоятельная учеба молодых специалистов по индивидуальным планам повышения квалификации, предусматривающим поэтапное ознакомление со всеми видами прокурорской деятельности, методиками расследования преступлений различных категорий, изучение нормативных правовых актов и иных организационно-распорядительных документов регламентирующих деятельность районной или специализированной прокуратуры;

- проведение на постоянной основе лекций, семинарских занятий, практических занятий, «круглых столов», занятий по обмену опытом и иных форм обучения для различных категорий прокурорских работников;

- стажировки в структурные подразделения вышестоящей прокуратуры Российской Федерации;

- повышение квалификации в межрегиональных Центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих;

- повышение квалификации на базе Университета прокуратуры Российской Федерации.

В системе прокуратуры Российской Федерации активно развивается институт наставничества, основной задачей которого является передача практических навыков молодым прокурорским работникам, имеющим стаж работы в органах прокуратуры до года.

Весь комплекс вышеизложенных мероприятий направлен на формирование и углубление необходимых профессиональных знаний, умений, навыков прокурорских работников, воспитание их в духе соблюдения Конституции Российской Федерации и законов, Присяги прокурора, Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего.

Также следует отметить, что в соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 №114, в число основных задач воспитательной работы входит «формирование мировоззрения и системы ценностей прокурорских работников, а также социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей, безусловному соблюдению ограничений и запретов» [4].

В соответствии с изложенным в системе органов прокуратуры Российской Федерации реализуются два главных свойства присущие образованию, такие как:

- воспитание, целью которого определено формирование у работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей;

- образование через систему индивидуальной и организованной работы по постоянному повышению квалификации, с отрывом и без отрыва от основного вида деятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о прокурорском работнике как о субъекте учебно-профессиональной деятельности, не только в период обучения в вузе, но и в период всей трудовой деятельности в процессе прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации, то есть ведется разговор о непрерывном образовании.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // КонсультантПлюс.

2. Об оружии: федер. закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ // КонсультантПлюс

3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 // КонсультантПлюс.

4. Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 // КонсультантПлюс.

5. О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 мая 2017 г. № 372 // КонсультантПлюс.

6. Об утверждении Порядка и условий приема на обучение по образовательным программам высшего образования в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 23.11.2015 № 644 // КонсультантПлюс.

7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 493 // КонсультантПлюс.

8. Солянкина Л.Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетенстности специалиста в практико-ориетированной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1.

9. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ори-ентированному образованию // Высшее образование в России. - № 1. - 2008. -С. 89-93.

Статья поступила: 17.04.2018. Принята к печати: 28.05.2018

УДК 37.015.3

Е. В. Павлова

Психологические характеристики, способствующие формированию компетенций, как ресурс повышения эффективности подготовки будущих учителей-предметников

В статье представлены результаты эмпирического изучения связи уровня развития психологических характеристик, способствующих формированию компетенций, у будущих учителей информатики, математики и физики с их успеваемостью в процессе профессиональной подготовки в вузе. Полученные данные позволяют решать задачи совершенствования образовательной практики в высшей школе в условиях реализации компетентностного подхода.

The article presents the results of empirical study of the relationship between the level of development of psychological characteristics promoting the formation of competences, of the future teachers of informatics, mathematics and physics with their academic progress in the process of professional training in higher school. The obtained data allow solving the tasks of improving educational practice in higher education in the context of implementing a competence approach.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, психологические характеристики, успеваемость.

Key words: competence approach, competences, psychological characteristics, academic progress.

Модернизация российской высшей школы осуществляется с позиции компетентностного подхода, который определен стратегическим вектором развития отечественного образования. Образовательные цели вузов, представлявшие собой четко очерченный перечень знаний, умений, навыков и общие указания относительно личностного развития обучающихся, теперь определяются в терминах компетенций. Трактуя понятие «компетенция», отечественные и зарубежные ученые включают в его содержание психологические характеристики человека. Они рассматривают их в качестве внутренних условий формирования компетенций [1-5; 7-10 и др.]. Таким образом, в рамках компетентностного подхода психологическим характеристикам человека отводится роль внутреннего фактора, способствующего развитию компетенций.

Исходя из сказанного, можно заключить, что психологические характеристики следует рассматривать в качестве ресурса личности, оказывающего существенное влияние на формирование компетенций, и тем самым содействующего повышению качества подготовки будущих профессионалов в учебно-профессиональной деятельности студентов в условиях реализации компетентностного подхода.

© Павлова Е. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.