Научная статья на тему 'On a question about the prospects of the education system Ministry of internal Affairs of Russia in the modern period'

On a question about the prospects of the education system Ministry of internal Affairs of Russia in the modern period Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING / МВД РОССИИ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / POLICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Bashmashnikova I.O., Peschanskih G.V.

In this article is considered the condition and prospects of development of a departmental segment of domestic educational system, are shown various approaches to its reforming for creation of the effective mechanism of a professional training for law-enforcement bodies and other law enforcement bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «On a question about the prospects of the education system Ministry of internal Affairs of Russia in the modern period»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Башмашникова И.О.*, Песчанских Г. В. **

In this article is considered the condition and prospects of development of a departmental segment of domestic educational system, are shown various approaches to its reforming for creation of the effective mechanism of a professional training for law-enforcement bodies and other law enforcement bodies.

CJ 01

О CJ

О

о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с

о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Практические шаги по реформированию органов внутренних дел (ОВД)1 ставят на повестку дня вопрос формирования нового образа сотрудника органов внутренних дел, который руководствуется в своей деятельности принципами защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны и защиты здоровья и жизни людей от преступных посягательств2. Для достижения успеха проводимых реформ сотрудник ОВД должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для эффективного решения поставленных задач.

«Современные вызовы и угрозы социально-экономической безопасности государства требуют качественно новых подходов и конструктивной оценки прежней организации оперативно-служебной деятельности, реализуемой в системе МВД России» 3. Решение такого рода задач требует инновационного подхода к практике работы органов внутренних дел при ведущей роли науки и образования. Система подготовки специалистов органов внутренних дел может и должна стать проводником инновационных преобразований в системе МВД России, источником высококвалифицированных кадров, необходимых обновленным органам внутренних дел.

Для подготовки квалифицированных кадров, удовлетворяющих формирующимся потребностям МВД России, требуется модернизация системы высшего профессионального образования сотрудни-

ков ОВД, основанная на интеграции науки, образования и производства (практики). На сегодняшний день подготовка кадров ОВД не в полной мере соответствует вызовам и угрозам, возникающим в сфере противодействия криминальным проявлениям, процессам, происходящим внутри ведомства. Тем более она не может удовлетворить все возрастающие потребности реформируемой системы МВД России.

Такого рода изменения по реформированию системы ведомственного образования невозможны без переосмысления ее места и роли в структуре и организации работы МВД России, в образовательной системе государства в целом.

Так, в рамках модернизации отечественного образования приоритетным направлением, по мнению Рособразования4, должно было стать обеспечение системной интеграции образовательных учреждений всех уровней, прежде всего путем укрупнения образовательных единиц по горизонтали или вертикали в единые комплексы. Объединение материальных и кадровых ресурсов способствовало созданию многопрофильных образовательных учреждений, которые как показывает практика, становились центрами роста качества образовательных услуг, экспериментальными полигонами для отработки инновационных подходов к подготовке кадров, отвечающих притязаниям заказчика.

В связи с этим при разработке стратегии управления для государственных ву-

Ученый секретарь АЭБ МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

Профессор кафедры математики и информационных технологий АЭБ МВД России, доктор экономических наук, доцент.

зов рядом исследователем выдвигаются следующие общие цели:

> обеспечение экономической безопасности вузов в рыночных условиях хозяйствования;

> сохранение и развитие научного потенциала вузов, унаследованного от советской системы;

> трансформация содержания образования и структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда;

> обеспечение высокого качества образования на основе реализации в вузах концепции тотального управления качеством;

> создание экономических механизмов взаимовыгодной интеграции сферы высшего профессионального образования с потенциальными потребителями научно-технических знаний и работодателями5.

Вывод, который можно сделать из этого в приложении к ведомственной системе образования МВД России, это готовить в ведомственных вузах специалистов, которые уже необходимы органам внутренних дел в ходе протекающей в настоящее время реформы и будут необходимы после ее завершения.

Можно выделить несколько проблем, которые необходимо преодолеть на пути решения указанных задач. Во-первых, преимущество ведомственной системы образования всегда заключалось в ее связи с практическим опытом. Вследствие этого обучаемые приступают к практической работе уже усвоив опыт предыдущих поколений. Сейчас перед ведомственными вузами стоит задача обучения практике работы, к которой переходят реформирующиеся органы внутренних дел. Однако опыт, которому могут научить эти вузы остается дореформенным. При этом востребованным является уже «опыт» практической работы реформированных органов внутренних дел. Во-вторых, «узкая» специализация ведомственных вузов на первый взгляд не согласуется с общей тенденцией укрупнения вузов по вертикали и горизонтали в единые комплексы, дающие универсальное образование.

В настоящей статье рассмотрим некоторые подходы к преодолению указанных проблем и пути оптимизации решения образовательных задач, стоящих перед ведомственным образованием в системе МВД России.

Связь ведомственной системы образования с практическим опытом может быть

организована различным образом. Один из традиционных способов заключается в том, что наиболее опытные работники после завершения практической деятельности переходят на преподавательскую работу. Этот способ является наименее приемлемым для современного этапа реформирования ОВД — он предполагает значительный временной разрыв между моментами накопления опыта и его передачи обучаемым.

Второй подход — привлечение к образовательному процессу практических работников — сокращает этот период. Однако при таком подходе может снижаться качество преподавательской работы. Наиболее опытные практические работники не обязаны являться хорошими преподавателями-методистами. Совмещение двух этих видов деятельности также может негативно сказываться на качестве учебного процесса.

Третий подход можно характеризовать как постоянное обучение, самообучение и взаимное обучение специалистов ведомства с использованием материально-технической базы, организационных и методических возможностей учебного заведения.

Третий подход согласуется с современной моделью образования, основным отличием которой стала концепция образования человека в течение всей жизни. Идея гибких и принципиально «незавер-шаемых» образовательных траекторий становится центральной частью, связывающей элементы многокомпонентной образовательной системы, включающей базовое и дополнительное, формальное и неформальное образование.

Если до конца XX в. накопление авторитета и жизненного опыта напрямую влияло на карьеру, то в новой экономике ядром профессиональной карьеры в течение всей жизни является образование. Все более возрастающая утилитарность образования, его нацеленность на последующее практическое применение стимулирует расширение практики, когда человек самостоятельно отбирает для себя необходимые ему образовательные услуги. При таком подходе образовательная услуга включает не только собственно обучение, но и стимулирует «осознание» обучаемым необходимых курсов, потребность системного их прохождения и, как следствие, самостоятельный выбор обучаемым знаний и навыков, которые ему необходимо получить в результате обучения, переподготовки или повышения квалификации.

Этот подход к организации системы обучения позволяет в максимальной степени приблизить опыт практических подразделе-

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О

о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о о

2 ф d

я <

*

S I

н

о ф

со

ний к образовательному процессу. Длящаяся образовательная траектория, которая периодически приводит сотрудника МВД России в вуз для обучения, переподготовки или повышения квалификации, позволяет:

> использовать опыт сотрудника, накопленный им самостоятельно или приобретенный от коллег, включать его в образовательный процесс для обучения других специалистов;

> осуществлять анализ опыта сотрудника для его систематизации и совершенствования;

> изучая применение полученных знаний в практической работе, совершенствовать образовательные программы и методики обучения;

> устанавливать «кураторство» образовательных учреждений над практическими работниками, осуществляющими «высокоинтеллектуальную» практическую деятельность;

> проводить инновационную деятельность, включая внедрение через обучаемых прогрессивного опыта, наиболее оптимальных форм и методов работы практических подразделений. Такой подход, очевидно, позволяет ведомственным вузам согласовывать свою работу с процессом реформирования МВД России и быть непосредственными ее участниками, инструментом ее реализации, частью механизма по выбору направлений и методов проведения этой реформы.

Вызывает опасение, что чрезмерно узкая специализация ведомственных вузов может привести к тому, что образовательное учреждение выродится в «клуб по интересам». «Повышение общей грамотности, кругозора и навыков мышления» до необходимого уровня требует получения сотрудниками МВД России универсального образования. В этом сегменте образовательных услуг ведомственные вузы не выдерживают конкуренции с общегражданскими университетами, которые в последнее время еще более наращивают это свое преимущество — наблюдается тенденция укрупнения вузов в образовательные комплексы, которые дают общее универсальное образование.

В этой системе универсального образования принципиально невозможно создать эффективную систему гибких и «незавер-шаемых» образовательных траекторий. При получении общего универсального образования задача освоения современного опыта практической работы не стоит.

Таким образом, задача полноценной ведомственной системы образования со-

стоит в согласовании этих двух принципиально различных сегментов: общего универсального образования и узковедомственного образования, учитывающего специфику по выбранному направлению деятельности и построенного на опыте работы практических подразделений.

Именно поэтому необходимы активное внедрение инноваций в образовательный процесс, соответствующая организационная и правовая структура. Существующие в настоящее время российские вузы не обладают организационной и правовой структурой, которые в полной мере отвечают сформулированным выше требованиям и могли бы эффективно преодолевать перечисленные проблемы.

Современные российские высшие учебные заведения, являясь учебной, научной, социальной, хозяйственной структурой, имеют достаточно сложную систему управления. Вариативность их развития, нашедшая свое отражение в нормативных правовых актах, регулирующих образовательную сферу государства, обусловлена переходом от административного к децентрализованному управлению образовательными учреждениями.

В процессе эволюции высшего профессионального образования в Российской Федерации установились следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия и институт6, каждый из которых реализует соответствующие основные функции (табл. 1).

За последнее десятилетие в рамках проводимой образовательной реформы в структуре вузов наблюдается смещение в сторону увеличения количества университетов. Согласно статистическим данным, если на начало 2008/2009 учебного года в Российской Федерации среди 660 государственных вузов функционировало 370 университетов, 191 академия и 194 института, то уже в 2009/2010 учебном году из 662 государственных вузов 383 — составляли университеты, 221 — академии и только 58 — институты.

В процессе эволюционного развития произошла дифференциация университетов по различным признакам, в соответствии с которой их можно условно разделить на группы:

> классические университеты;

> отраслевые, узкопрофильные университеты (технические, гуманитарные, аграрные, педагогические, медицинские, юридические, музыкальные и др.);

Таблица 1

Видовая характеристика высших учебных заведений Российской Федерации7

Федеральный университет Университет Университет, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» Академия Институт

Реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство Обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионально-го образования по многим направлениям подготовки (специальностям) Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям) Реализуют образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования Реализует образовательные программы высшего и послевузовского про-фессио-нального образования

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников для определенной области научной и науч-но-педагогичес-кой деятельности Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук Выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки и культуры Ведет фун-даменталь-ные и (или) прикладные научные исследования

Является ведущим научным и методическим центром Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности Находится в ведении Российской Федерации. Функционирует в течение 10 лет на основании решения Правительства Российской Федерации по результатам конкурсного отбора. Порядок и условия финансирования утверждаются Правительством Российской Федерации Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности Порядок и условия фи-нансирова-ния утверждаются Правительством Российской Федерации

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о п ш ю

О *

О ф

у

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

Я *

<

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О

о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2 ф d

я <

*

S I

н

о ф

со

> университеты, ориентированные на определенную стратегию собственного развития (инновационные, корпоративные, международные, открытые, предпринимательские и иные). В отдельную группу выделяются университеты, которые принимают участие в пилотных проектах, направленных на реализацию определенного социального заказа в виде федеральных университетов, а также университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» 8.

Федеральные университеты имеют форму автономного учреждения и функционируют как некоммерческая организация, созданная для «...выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах»9. При этом учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью10 и осуществляет его финансовое обеспечение11.

Статус национального исследовательского университета присваивается вузу сроком на 10 лет на основании конкурсного отбора, который проводится в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Национальные исследовательские университеты, кроме финансовой поддержки в 1,8 млрд руб., имеют возможность формировать собственные образовательные стандарты. Крупные вузы страны, в числе которых Московский инженерно-физический институт, Московский институт стали и сплавов, Государственный университет — Высшая школа экономики и другие, уже получили этот статус.

Также с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Аналогичный комплекс может создаваться также на базе академии.

В соответствии с законодательством университетский комплекс создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации, а также соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и является единым юридическим лицом. Финансирование образовательной и научной деятельности федеральных университетских комплексов осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников12.

Государство выделило Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет в особую группу старейших ведущих классических университетов Российской Федерации, имеющих огромное значение для развития российского общества, наделив их особым статусом и закрепив законодательно особенности их правового положения «.как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица.»13.

Государство также стало их учредителем и выделило на решение задач целевое финансирование отдельной строкой в федеральном бюджете. Этим вузам также дано право «...реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.»14, но не ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. Являясь федеральными государственными бюджетными учреждениями, они самостоятельно решают какие формы и методы будут применяться, какой ресурсный потенциал будет задействован при реализации модели «заказчик — исполнитель».

В соответствии с государственной политикой в области образования в 2000 г. в рамках Программы экономии государственных расходов15, подготовленной с учетом прогнозируемого демографического кризиса и формирующихся потребностей рынка труда, были разработаны предложения по реорганизации высших учебных заведений, в том числе путем слияния разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений и преобразования их в университеты. Такая модель вуза, по мнению разработчиков, предполагает впоследствии создание универ-

ситетских комплексов по подготовке кадров с широким спектром специальностей и с различным уровнем подготовки (знаний). Для решения вопроса подготовки кадров с различным уровнем подготовки (знаний) внедряется двухуровневая система образования (бакалавриат — магистратура). Обучение отдельным специальностям или группе специальностей может быть организовано на базе специализированных институтов, входящих в структуру университетов16.

Такой подход является наиболее оптимальным с точки зрения ресурсного обеспечения образовательного процесса, при котором знания и навыки, необходимые обучаемым по различным специальностям частично пересекаются. Совмещение и унификация общих дисциплин и курсов позволяют сокращать финансовые и трудозатраты на организацию образовательного процесса. Высвобождающиеся ресурсы и частичная унификация образовательных программ позволяют маневрировать образовательной деятельностью, обеспечивая на выделенных направлениях дополнительной подготовки специалистов в соответствии с потребностями заказывающих ведомств. Фактически унификация и консолидация российских вузов в формате университетов, являющихся крупными образовательными комплексами, становятся базой для специализации отдельных направлений образовательного процесса под узкие ведомственные интересы заказчиков выпускаемых специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если исходить из того, что основными управляемыми процессами вуза является образовательная деятельность, включающая управление качеством подготовки специалистов и воспитательным процессом; научно-исследовательскую и инновационную деятельность; международную деятельность; финансово-экономическую деятельность; административно-хозяйственную деятельность; развитие материально-технической и социальной базы; подбор, переподготовку и повышение квалификации и др.,17 то становится совершенно очевидным, что построение системы управления вузом напрямую зависит от его структуры, состава функциональных звеньев и подсистем. Для ведомственного вуза в этот перечень следует добавить его роль и место в структуре федерального органа исполнительной власти, а также роль и место ведомственного образовательного комплекса в системе кадрового обеспечения и организации практической деятельности.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, как и все органы государственной власти периода социально-экономических преобразований в стране, получив самостоятельность в выборе форм

и методов управления, стало их реализовы-вать через генеральную линию — стратегию развития МВД России. В свою очередь, кадровая стратегия — производная от генеральной стратегии, требовала обеспечения скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений МВД России в целом и системы управления кадрами в частности18.

В этой связи ведомственное образование можно рассматривать как основной ресурс при формировании стратегии реформирования МВД России и ее реализации. Образовательные учреждения системы МВД России являются носителями профильных научных и педагогических школ, а также воспитательных и культурных традиций ведомства. Сегодня в образовательной системе МВД России насчитывается 19 учреждений высшего и 2 учреждения дополнительного профессионального образования. В числе вузов — 3 университета, 5 академий и 13 институтов, 6 суворовских училищ, распределенных по региональному принципу (рис.1).

Центрами развития инновационной политики в России в большей мере становятся университеты, которые обладают существенными преимуществами и большей заинтересованностью в реализации инноваций по ряду таких причин, как: наличие значительного научного потенциала и высококвалифицированных научных кадров; университетская среда, определяющая инновационную политику; апробация фундаментальных и прикладных исследований при подготовке специалистов. В то же время структурные подразделения университетов (особенно ведомственных) могут специализироваться на подготовке сотрудников по выделенным направлениям деятельности, соответствующим структурным подразделениям МВД России и их компетенции. Например, экономическая безопасность, экс-пертно-криминалистическая деятельность.

Блок правовых дисциплин, формы и методы ведения оперативно-разыскной деятельности (ОРД), дознания и следствия должны составлять костяк такого университетского комплекса. Преподавание этих и других дисциплин, составляющих основу деятельности органов внутренних дел должно включаться в учебно-тематические планы всех обучаемых в университете и его структурных подразделениях — институтах, академиях. При этом именно эти дисциплины — правоохранительная деятельность, оперативно-разыскная деятельность, дознание и следствие — должны относиться к компетенции университета как такового. В компетенцию структурных подразделений университета (академий, институтов) должны входить специфические дисцип-

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

лины, относящиеся к узким направлениям деятельности отдельных структурных подразделений МВД России. Примером может служить комплекс экономических дис-

Сибирский ФО: население - 19,545 тыс. чел.; территория - 5145 тыс. кв. км.

1. Омская академия

2. Барнаульский ЮИ

3. Восточно-Сибирский институт

4. Читинское суворовское училище

Дальневосточный ФО: население -6,460 тыс. чел.; территория - 6169,3 тыс. кв. км.

1. Дальневосточный ЮИ

циплин, необходимых в деятельности подразделений органов внутренних дел, осуществляющих противодействие экономической и налоговой преступности.

Центральный ФО: население - 37,122 тыс. чел.; территория - 650,2 тыс. кв. км .

1. Московский университет

2. Академия управления

3. Академия экономической безопасности

4. Белгородский ЮИ

5. Воронежский институт

6. Орловский ЮИ

7. ВИПК

Уральский ФО: население - 12,255 тыс. чел.; территория - 1818,5 тыс. кв. км.

1. Тюменский ЮИ

Приволжский ФО: население - 30,158 тыс. чел.; территория - 1037 тыс. кв. км.

1. Нижегородская академия

2. Казанский ЮИ

3. Уфимский ЮИ

4. Елабужское суворовское училище

Северо-Кавказский ФО: население -9,187 тыс. чел.; территория - 170,5 тыс. кв. км .

1. Грозненское суворовское училище

Северо-Западный ФО: население -13,462 тыс. чел.; территория - 1687 тыс. кв. км.

1. Санкт-Петербургский университет

2. Калининградский ЮИ

3. Санкт-Петербургское суворовское училище

Южный ФО: население - 13,715 тыс. чел.; территория - 420,8 тыс. кв. км.

1. Волгоградская академия

2. Краснодарский университет

3. Ростовский ЮИ

4. Астраханское суворовское училище

5. Новочеркасское суворовское училище

Рис.1. Распределение вузов МВД России по федеральным округам

19

При таком организационно-структурном построении университетов МВД России и профильных академий (институтов) достигается сочетание двух подходов к обучению. С одной стороны — унификация базовых образовательных курсов и дисциплин в едином комплексе, нацеленном на общее универсальное образование, повышение уровня общей грамотности и кругозора мышления до уровня, соответствующего стандартам общегражданских университетов.

С другой стороны — тесная связь системы образования с деятельностью практических подразделений и накопленным в них опытом, узкая специализация обучаемых под потребности подразделений органов внутренних дел, возможность создания системы гибких и «незавершаемых» образовательных траекторий, при которых структурное подразделение университета становится центром накопления и взаимного обмена современными формами и методами работы. Образуется обратная связь «подразделение — вуз», переходящая в курирование учебными заведениями практических подразделений и их сотрудников.

Предложенная организационно-правовая структура ведомственного вуза в полной мере позволяет согласовать указанные компоненты образовательной системы. На-

ибольший интерес для ведомственной системы образования представляет создание формирующейся по региональному принципу сети университетских комплексов по аналогии с федеральными и исследовательскими университетами. Именно они должны стать не только центрами инновационных научных и образовательных технологий, но и центрами применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в правоохранительной сфере. Одними из важнейших функций в реформировании МВД России и кадровом обеспечении обновленных органов внутренних дел являются накопление и обобщение передового опыта работы, его систематизация и оценка, популяризация и внедрение в практику деятельности органов внутренних дел.

Создание центрального и региональных университетских (академических) комплексов в образовательной системе МВД России позволит:

> снизить уровень администрирования со стороны подразделений аппарата управления за счет предоставления большей автономии вузам и формирования партнерских связей с заказчиком;

> провести централизованное укрупнение ведомственных вузов, объединив на базе университетов и академий в

>

высшие и дополнительные профессиональные, средние общеобразовательные учебные заведения (суворовские училища, школы, центры) и научно-исследовательские организации, поз- > волив таким образом сформировать стратегию комплексного развития материальной базы и современного технического и информационного обеспечения университетских комплексов; сформировать полноценные элементы структуры университетских комплексов, основанных на формальных и не- > формальных связях между подразделениями системы МВД России, других министерств и ведомств, осуществляющих правоохранительную деятель-

ность, образовательными, иными учреждениями, общественными организациями для реализации основных направлений их деятельности; оптимизировать спектр образовательных программ и научных направлений фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение поставленных перед министерством задач по подготовке высокопрофессиональных кадров и повышению эффективности служебной деятельности; снизить расходы на содержание административного аппарата и дублирования функций по управлению образовательной системой как на уровне вуза, так и министерства.

Литература и примечания

1. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

2. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

3. Нургалиев Р.Г. Министерство внутренних дел — важнейший правоохранительный институт государства Российского (стратегические приоритеты и перспективы развития) // Вестник Академии экономической безопасности. 2009. № 12. С.5—9.

4. Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 17.09.2001 № 676 «Об университетских комплексах» (утратило силу), в котором указывается, что на базе университета (или академии) может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке создан университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. С целью проведения организационно-методической работы по созданию университетских комплексов Минобразованием России разработаны Рекомендации для подведомственных учреждений и организаций (см.: письмо Минобразования РФ от 9 ноября 2001 г. № 17-55-99ин/17-11).

5. Белый Е.М., Романова И.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным вузом // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3.

6. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 9. п.1) // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

7. Представленные данные сформированы на основании анализа действующего законодательства в сфере образования.

8. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (ст.2).

9. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ ...

10. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (ст.4. п.2) // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

11. Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (ст.4. п.3). // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49, от 14.02.2008 г. № 71)» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

13. Федеральный закон РФ от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

14. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 5 п. 4) // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

15. Постановление Правительства РФ от 17.06. 1998 г. № 600 (в ред. от 20.04.2000 г) «Об утверждении Программы экономии государственных расходов» // [Электронный ресурс]: доступ из справочной системы «КонсультантПлюс». 2.11.2010.

16. «В составе университета и академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность, могут быть созданы институт и (или) научно-исследовательский институт» // Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)». Ст. 17.

17. Совершенствование управления вузом в современных условиях: материалы всероссийского совещания. г. Новочеркасск, 28—30 октября 2002 г. Юж.тех.ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Нургалиев Р.Г. МВД России: стратегия развития в современных условиях . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. С. 168-184.

19. Подготовлено на основании анализа статистических данных Росстата и ежегодных информационных и аналитических материалов МВД России за 2009 г.

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.