Научная статья на тему 'Judicial control over operation activities of law enforcement bodies'

Judicial control over operation activities of law enforcement bodies Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / OPERATION ACTIVITIES / OFFICIAL CONTROL / LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Tarasov Yu A.

the author considers the juridical control over operation activities of law enforcement bodies and makes some offers for its improvement

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Tarasov Yu A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Judicial control over operation activities of law enforcement bodies»

Yu.A. TARASOV

JUDICIAL CONTROL OVER OPERATION ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT BODIES

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью

и пути совершенствования данного направления.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, служебный контроль, правоохранительные органы.

В Конституции Российской Федерации не раскрываются понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», не определен в нормативных правовых актах и перечень правоохранительных органов. В п. «л» ст. 72 Конституции РФ отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадровые вопросы судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата. Однако конкретно правоохранительные органы не перечисляются. Согласно указанной статье можно сделать вывод, что судебные органы, нотариат и адвокатура не относятся к правоохранительным органам либо в определенной части могут относиться, но имеют специфические особенности. В связи с этим Э.П. Григонис обоснованно, на наш взгляд, полагает, что «в этой конституционнойнор-ме подчеркивается отличие государственныхпра-воохранительных органов как от суда, так и от адвокатуры и нотариата»1.

В советском энциклопедическом словаре к правоохранительным органам отнесены государственные органы, основными или специальными функциями которых являются охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями2. Мы полагаем, что эти функции необходимо дополнить функцией обеспечения безопасности личности, общества, государства. Проведенный анализ свидетельствует, что понятие «правоохранительные органы» применяется для обозначения

государственных органов, на которые возложена обязанность осуществлять правоохранительную деятельность.

В целях правового регулирования ОРД, обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина принят Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД)3. В соответствии со ст. 13 этого Федерального закона на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН России), Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного разведывательного управления (ГРУ) Минобороны России. Соответствующее оперативное подразделение Главного разведывательного управления проводит оперативно-розыскные мероприятия, если они не затрагивают полномочий других указанных органов.

Ю.А. ТАРАСОВ

(Омская академия МВД России)

Таблица

Н ормативная правовая база осуществления оперативно-розыскной деятельности

№ п/п Субъекты ОРД Нормативная правовая база

1 Специальные подразделения криминальной милиции МВД России Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (п. 12 ст. 10, п. 16 ст. 11, ст. 20.1)

2 Специальные подразделения ФСБ России (включая пограничные органы) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ст. 9, 9.1, 10, 13); Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе РФ» (ст. 3, 28, п. 1.1 ст. 30)

3 Специальные подразделения СВР России Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ст. 6, 13)

4 Специальные подразделения ФСО России Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (ст. 4, 15)

5 Специальные подразделения ФСКН России У каз Президента РФ от 28 июня 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» (п. 8)

6 Специальные подразделения таможенных органов ФТС России Таможенный кодекс РФ (ст. 408, 420, 435)

7 Специальные подразделения учреждений УИС ФСИН России Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (п. 2 ст. 14)

8 Специальные подразделения службы внешней разведки РФ Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (п. 2 ст. 13, ст. 6)

Деятельность судебной системы Российской Федерации регламентируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»4. Основные задачи судебной власти состоят в том, чтобы оградить права и законные интересы личности, общества, государства, различных физических и юридических лиц от проявлений произвола, допускаемого как со стороны государственных органов, должностных лиц, так и со стороны самих граждан.

Содержанием уголовного судопроизводства является рассмотрение и разрешение дел о преступлениях. К задачам уголовного судопроиз водства относятся:

- защита прав и законных интересов лиц и организаций (физических и юридических лиц), являющихся потерпевшими от преступлений;

- защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

К исключительным правомочиям суда отнесено принятие решений о производстве следующих видов следственных действий:

- осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- обыск и (или) выемка в жилище;

- личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;

- выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи;

- наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- контроль и запись телефонных и иных переговоров.

К функциям судебныхорганов, являющихся носителями судебной власти, относятся:

1) осуществление (отправление) правосудия;

2) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства отдельных следственных действий;

3) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя;

4) рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы;

5) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан;

6) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

7) разрешение проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий (оперативно-розыскной деятельности).

Проведенный анализ действующего законодательства показывает, что субъекты контроля за оперативно-розыскной деятельностью названы в ст. 20 Закона об ОРД. В ней устанавливается, что «контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами». В ст. 21 указанного Закона предусмотрено осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Суды как субъекты вневедомственного государственного контроля за ОРД ни в ст. 20, ни в ст. 21, ни в других статьях данного Закона не названы. Не определены в качестве субъектов контроля суды и в ст. 37 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», несмотря на то, что они в соответствии со своей компетенцией осуществляют контроль как за оперативно-розыскной деятельностью соответствующих правоохранительных органов, так и за деятельностью милиции. Не определены в качестве субъектов госконтроля суды, в том числе за ОРД, и в ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Вместе с тем судебный контроль (надзор) является самостоятельным видом государственного внешнего контроля, а также государственным механизмом, средством, способом, гаран -

том соблюдения законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Контроль судебных органов непосредственно касается важных направлений деятельности различных органов власти, особенно правоохранительных, осуществляющих досудебную уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность. Данные виды деятельности связаны с реализацией предоставленных правоохранительным органам полномочий по привлечению граждан к уголовной, административной, гражданской ответственности (в соответствии с ведомственной компетенцией).

Осуществление судебного контроля за проведением отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий - обязательная функция суда. Дача судом разрешений на их проведение предусмотрена Законом об ОРД. Так, на суд возлагается принятие окончательного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. По решению суда правоохранительным органам исполнительной власти, являющимся субъектами ОРД, разрешается осуществление таких мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие оперативной информации с технических каналов связи, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи. Основания и условия проведения подобных мероприятий урегулированы рассматриваемым Законом.

Отметим, что в ст. 5 Закона об ОРД установлено: «Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд». В этой статье также указано, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

В случае, если будет отказано в представлении запрошенных сведений или, если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, лицо вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в представлении этому лицу сведений возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий ОРД, обязан представить судье по его требованию оперативнослужебные документы, содержащие информацию о сведениях, в представлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего ОРД, об отказе в представлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган представить заявителю соответствующие сведения.

Согласно ст. 7 Закона об ОРД основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ст. 8 Закона об ОРД ).

По итогам рассмотрения материалов, представленных субъектом оперативно-розыскной деятельности, судья разрешает проведение оперативно-розыскного мероприятия (путем вынесения соответствующегопостановления), когда имеются необходимые основания и соблю-

дены обязательные условия для его проведения, или отказывает в этом, когда такие основания и условия отсутствуют:

Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативнорозыскных мероприятий, являющиеся элементами судебного контроля, установлены в ст. 9 Закона об ОРД.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Основанием для решения судьей данного вопроса является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. По требованию судьи ему могут быть представлены необходимые материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия.

По результатам рассмотрения представленных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также на неприкосновенность жилища, либо отказывает в его проведении. В случае отказа судьей в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, выносится мотивированное постановление, а орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

Судебный надзор осуществляется и за использованием результатов ОРД, поскольку они важны для подготовки и осуществления следственных и судебныхдействий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Результаты ОРД используются также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, и лиц, пропавших без вести.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД,

в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

В соответствии со ст. 14 Закона об ОРД при решении задач оперативно-розыскной деятельности и органы, уполномоченные ее осуществлять, в пределах своих полномочий исполняют решения суда по уголовным делам, принятым ими к производству.

Таким образом, включение судов в качестве субъектоввнешнего государственногоконтроля в действующую редакцию ст. 20 или 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ст. 37 Закона РФ «О милиции», а также в ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» целесообразно и обоснованно.

1 Григонис Э.П. Правоохранительные органы. СПб., 2001. С. 10.

2 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1062.

3 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 См.: Там же. 1997. № 1. Ст. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.