Научная статья на тему 'О соотношении разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности'

О соотношении разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6218
925
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лахин В. Д.

From all kinds of law-enforcement activity on features of methods and means of their realization it is possible to allocate and unit in one group prospecting, counter prospecting and operative search as for achievement of the problems put before them the legislator only has given them powers to carry out private actions, including limiting constitutional laws of citizens. Private actions, that is secret, not accessible for a wide range of the persons, concerning to the data making the state secret.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 142-146. © В.Д. Лахин, 2007

УДК 347.62

О СООТНОШЕНИИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ, КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Д. ЛАХИН

From all kinds of law-enforcement activity on features of methods and means of their realization it is possible to allocate and unit in one group prospecting, counter prospecting and operative - search as for achievement of the problems put before them the legislator only has given them powers to carry out private actions, including limiting constitutional laws of citizens. Private actions, that is secret, not accessible for a wide range of the persons, concerning to the data making the state secret.

Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года (в редакции от 22 августа 2004 года), давая в статье 5 исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну, выделяет следующие группы:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Законодатель не случайно выделил эти три вида правоохранительной деятельности из числа других в особую группу. Принимается во внимание то обстоятельство, что только они имеют такие качественные характеристики, которые входят в предмет государственной тайны. Это сведения о силах, средствах, об источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о их организации и тактике, а также данные о финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.

Цель данной статьи - выделить общие черты указанных трех видов правоохранительной деятельности и показать их отличия.

Разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельности получили в действующем законодательстве достаточно полные определения, выражающие их суть и назначение. Однако следует заметить, что толь-

ко оперативно-розыскная имеет свой, посвященный этому виду деятельности, Федеральный закон.

Определение разведывательной деятельности дается в статье 2 Федерального закона «О внешней разведке», в которой указывается:

«Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация. - В.Л);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации».

Разведывательная деятельность преследует цель собрать достоверную и объективную разведывательную информацию и своевременно предоставить ее Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, а также определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, и характеризуется тем, что осуществляется:

- сотрудниками органов и подразделений Службы внешней разведки России;

- путем использования гласных и негласных методов, именуемых разведывательными

мероприятиями, особый характер которых определяется условиями этой деятельности;

- в целях своевременного информирования руководителей страны об угрозах безопасности России.

Примером успешной разведывательной деятельности сотрудников СВР России может служить факт установления конфиденциальных отношений с высокопоставленным сотрудником спецслужб США, от которого поступала секретная информация с 1985 по 1994 год.

Результатом данного разведывательного мероприятия стало раскрытие секретов разведывательных технологий, применяемых в ЦРУ, а также получение информации о девяти американских агентах в СССР и России. Среди разоблаченных американских агентов был генерал-лейтенант ГРУ Дмитрий Поляков, сотрудничавший с разведкой США более двадцати лет [1].

Определение контрразведывательной деятельности дается в статье 9 Федерального закона «О федеральной службе безопасности». Однако в связи с международными обязательствами России и необходимостью усиления борьбы с терроризмом был принят и опубликован в «Российской газете» Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма», который дал новую редакцию статьи 9 Федерального закона «О федеральной службе безопасности».

Вновь принятый закон уточнил ряд терминов, в частности, заменил слова «осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан», а также «затрагивающей неприкосновенность жилища граждан» на «проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» и «ограничивающих право граждан на неприкосновенность жилища», что является достоинством нового закона, так как конкретное «ограничивающий» вместо абстрактного «затрагивающий» не допускает разночтений; существенно расширил перечень оснований для проведения органами контрраз-

ведки своих мероприятий и дал новое определение этой деятельности в следующей редакции:

«Контрразведывательная деятельность -деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и/или их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки. - В.Л.), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации» [2].

На основании анализа данного законодательного положения можно сделать вывод о том, что контрразведывательная деятельность осуществляется:

- сотрудниками органов и подразделений Федеральной службы безопасности;

- посредством проведения контрразведывательных мероприятий, результаты которых в соответствии с частью 15 статьи 9 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

- в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной деятельности иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель при определении целей контрразведывательной деятельности не использует термин «раскрытие», так как указанный термин имеет непосредственное отношение к преступлению, а борьба с преступностью осуществляется в рамках уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

Примером успеха контрразведывательной деятельности ФСБ России может служить рассмотренное в этом году Московским окружным военным судом уголовное дело по обвинению полковника Сергея Скрипаля в совершении преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ, то есть в совершении государственной измены.

По данным Центра общественных связей ФСБ России, Скрипаль был завербован английской разведкой еще в середине 90-х годов. В тот момент он проходил службу в Вооруженных Силах России и длительное время передавал за границу сведения, составляющие государственную тайну.

После увольнения в 1999 г. в запас отставной полковник продолжал сотрудничать с английской разведкой. Свои встречи с ее сотрудниками проводил за границей, а секретную информацию добывал у бывших сослуживцев.

Как рассказал начальник пресс-службы Московского окружного военного суда Евгений Комиссаров, в качестве вознаграждения Скрипаль получил от иностранной разведки в общей сложности более ста тысяч долларов. Деньги ему перечислялись ежемесячно на специальный счет в одном из испанских банков.

Государственным обвинителем на процессе выступил Главный военный прокурор Сергей Фридинский, который попросил суд приговорить подсудимого к 15 годам лишения свободы, но при этом отметил, что Скрипаль вину свою признал полностью и активно сотрудничал со следствием в ходе предварительного расследования.

Суд признал подсудимого виновным в совершении особо тяжкого преступления и приговорил к 13 годам лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима, а также лишил его воинского звания и государственных наград [3]. Верховный Суд РФ оставил приговор без изменений.

Определение оперативно-розыскной деятельности (ОРД) дано в статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), в которой указывается:

«Оперативно-розыскная деятельность -вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. - В.Л.), в пределах их полномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств».

На основании анализа данного определения можно сделать вывод о том, что ОРД осуществляется:

- оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», исчерпывающий перечень которых дается в статье 13 указанного нормативного акта;

- посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых дается в статье 6 вышеуказанного закона;

- в целях обеспечениях безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

В качестве примера успешного использования возможностей ОРД в борьбе с преступностью можно привести судебный процесс текущего года в Амурской области.

Амурский областной суд рассмотрел уголовное дело по обвинению членов банды Арса-биева, состоящей из 30 человек, в совершении преступления, предусмотренного статьей 209 УК РФ.

В интервью корреспонденту «Российской газеты» начальник следственного управления прокуратуры Амурской области Александр Щербаков рассказал, что счет своим преступлениям банда открыла в 2001 г. Бандиты были вооружены автоматами, пистолетами и гранатами. Они совершали разбойные нападения и убийства по найму, действовали столь дерзко и жестоко, что жертвы боялись обращаться в милицию и преступления оставались нераскрытыми.

Оперативным работникам пришлось внедрить в криминальную группировку конфидента, и только таким образом удалось выйти на след организаторов, исполнителей и пособников. Самым неожиданным явилось то, что следствие вышло не только на бандитов, но и на сотрудников милиции Селемджинского РОВД, в районе которого была совершена большая часть преступлений, а также на работников УВД Амурской области.

Материалы многоэпизодного уголовного дела с обвинительным заключением составили 89 томов, а ущерб от преступной деятельности

банды составил более десяти миллионов рублей [4].

Только возможности ОРД позволили пресечь преступную деятельность банды и установить факты коррупции среди личного состава органов внутренних дел.

Сотрудников разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности законодатель наделил государственно-властными полномочиями. Проводя свои мероприятия, они выступают от имени государства, которое присваивает им специальные звания и обеспечивает форменной одеждой с государственной символикой, что отличает их от других граждан.

Общими признаками является то, что свои мероприятия они могут проводить в гласном и негласном правовых режимах, а также использовать помощь и содействие граждан на конфиденциальной основе.

Различий между исследуемыми видами значительно больше. Они обусловлены относительной самостоятельностью осуществляющих их органов и разнообразием стоящих передним задач.

В специальной литературе на эту тему можно встретить различные мнения. Так, В.В. Надежин в сборнике статей «Новые криминальные реалии и реагирование на них» указывает: «Большой интерес представляет вопрос об отличиях негласной оперативно-розыскной от других видов родственной ей негласной деятельности, в частности, разведывательной и контрразведывательной» [5].

Автор называет эти виды родственными и различия проводит только по тем признакам, которые имеют место при осуществлении деятельности в негласной форме. Однако этим не следует ограничиваться, а проводить различия по большему кругу признаков.

Основные различия между разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной видами деятельности можно проводить по следующим основаниям.

1. По стоящим перед ними целям, под которыми следует понимать выраженное законодателем в правовых нормах их предназначение.

Разведывательная деятельность - обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информа-

цией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях.

Контрразведывательная деятельность -выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Оперативно-розыскная деятельность -обеспечение безопасности личности, общества, государства от преступных посягательств.

Как видим из вышеизложенного, отличаются они друг от друга содержанием добываемой информации, методом осуществления своих мероприятий и способом использования результатов.

2. По субъектам осуществления указанных выше видов деятельности.

Профессор А.А. Чувилев дает следующее определение субъектов оперативно-розыскной деятельности: «Субъекты оперативно-розыскной деятельности - осуществляющие ее органы государства и их должностные лица, а также юридические и физические лица, вовлекаемые в эту деятельность при наличии предусмотренных законом оснований и являющиеся носителями определенных прав и обязанностей» [6].

В силу универсальности данной дефиниции можно распространить ее положения и на другие виды правоохранительной деятельности, включив в число субъектов:

- разведывательной деятельности - органы Службы внешней разведки РФ и их оперативные подразделения в других ведомствах,

- контрразведывательной деятельности -органы Федеральной службы безопасности РФ и их подразделения в других ведомствах,

- оперативно-розыскной деятельности -перечисленные в статье 13 ФЗ «Об ОРД» семь министерств и служб, включая СВР и ФСБ России, наделенных полномочиями осуществлять деятельность в полном объеме.

Как видим из вышеизложенного, ОРД осуществляют больший круг субъектов, что обусловлено большим объемом и разнообразием стоящих перед ней задач.

3. По осуществляемым мероприятиям деятельности.

Каждая из сравниваемых видов деятельности проводит свои мероприятия, но только ОРД

имеет закрепленный в статье 6 ФЗ «Об ОРД» исчерпывающий их перечень, который может быть изменен или дополнен только путем принятия нового закона.

Законодатель не дает такого перечня разведывательных и контрразведывательных мероприятий, что обусловлено их особым характером, а также необходимостью сохранения государственной тайны, что является обоснованным и необходимым.

4. По применению методов и средств деятельности.

Разведывательная деятельность отличается от других тем, что на основании части 3 статьи 13 Федерального закона «О внешней разведке» не допускается применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В отношении контрразведывательной и оперативно-розыскной такого запрета не установлено.

5. По представлению результатов деятельности.

Результаты разведывательной деятельности представляются руководителям страны для анализа и принятия своевременного решения, контрразведывательной - как для представления руководителям страны, так и в случае необходимости могут быть использованы в порядке, предусмотренном для результатов оперативно-розыскной.

Результаты ОРД представляются правоприменителю в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом руководителей всех ведомств, наделенных полномочиями осуществлять ОРД [7].

В последнее время в средствах массовой информации наметилась тенденция критического отношения к деятельности правоохранительных структур. Отчасти это справедливо, но

следует иметь в виду, что органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, еще находятся в стадии реформирования, их правовая база совершенствуется, а для анализа правоприменительной практики необходимо время.

Некоторые средства массовой информации сотрудников разведывательной и контрразведывательной деятельности до настоящего времени, к сожалению, называют чекистами, что неправильно и некорректно. Чрезвычайная комиссия создавалась в другое время и в других условиях, которые даже отдаленно нельзя сравнить с условиями современной России. Применявшиеся ранее методы (в виде внесудебных процедур) в условиях отсутствия правового регулирования, надо полагать, навсегда оставшиеся в прошлом, не имеют ничего общего с современными мероприятиями.

Осуществляющие их органы придерживаются принципов законности, гуманизма, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Именно эти принципы являются приоритетными в каждом конкретном случае правоприменения, что обеспечивает успешное выполнение стоящих перед ними задач.

1. Российская газета. - 2005. - 18 нояб.

2. Российская газета. - 2006. - 29 июля.

3. Российская газета. - 2006. - 10 авг.

4. Российская газета. - 2006. - 14 янв.

5. Надежин В.В. О гласности и конспирации в деятельности оперативно-розыскных органов России // Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. проф. А.И. Долговой.

- М., 2005. - С. 59-70.

6. Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. - М., НОРМА - ИНФА.М, 1999. - С. 24.

7. Алферов В.Ю., Ильиных В.А., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность: Учебносправочное пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.