Научная статья на тему 'Вопросы правовой регламентации оснований проведения оперативно-технических мероприятий'

Вопросы правовой регламентации оснований проведения оперативно-технических мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1035
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнащенков Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы правовой регламентации оснований проведения оперативно-технических мероприятий»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Ю.Ю. Игнащенков*

Вопросы правовой регламентации оснований проведения оперативно-технических мероприятий

Для проведения любого из оперативно-технических мероприятий требуется наличие оснований и условий, предусмотренных Законом об ОРД. Это, как уже говорилось, один из признаков мероприятий, позволяющий отграничить их от иной оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 7 Закона об ОРД, проведение оперативно-розыскных (оперативнотехнических) мероприятий возможно при наличии следующих оснований:

1) наличия возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) запросов других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ст. 7 Закона об ОРД;

5) постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

6) запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

- о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;

- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате его осуществления;

- об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия для обеспечения собственной безопасности.

Для проведения указанных мероприятий достаточно любого из перечисленных оснований. В то же время, перечень таких оснований является исчерпывающим1.

Следует подчеркнуть, что помимо указанных в Законе об ОРД юридических оснований, для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимы также и фактические основания -выработанная практикой совокупность сведений о событиях и действиях, входящих в предмет оперативно-розыскной деятельности, при которых дозволено проводить названное оперативнорозыскное мероприятие. Фактические основания можно также определить как достаточность данных для проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия2.

Из содержания ст. 7 Закона об ОРД видно, что она не описывает подробным образом указанные в ней основания, а требует использовать их с учетом других законов и подзаконных актов Российской Федерации, а также международных договоров. Например, Закон об ОРД предусматривает сразу три основания, применение которых необходимо с учетом требований УПК РФ. К таким основаниям относятся:

* Кандидат юридических наук.

- наличие возбужденного уголовного дела;

- получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Соотношение таких оснований, как возбуждение уголовного дела и поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, иногда вызывает вопросы у научных и практических работников. С одной стороны, это два разных самостоятельных основания. Т.е., как уже говорилось, при наличии любого из них можно проводить оперативно-розыскные мероприятия. Получается, что если возбуждено уголовное дело, то можно работать и без поручения по нему. Однако, с другой стороны, согласно ст. 157 УПК РФ, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу орган дознания может проводить только по поручению следователя. Выходит, что сам по себе факт наличия возбужденного уголовного дела в «чистом виде» не является основанием для проведения по нему оперативно-розыскных мероприятий. При этом, поскольку и возбуждение уголовного дела, и отправление поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий регламентируются исключительно УПК РФ, руководствоваться в данном случае следует им.

В результате недостаточно четкие формулировки Закона об ОРД и УПК РФ приводят к неверному их истолкованию и применению. Так, В.Н. Осипкин полагает, что порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности по основанию «наличие возбужденного уголовного дела» носит лишь разрешительный характер, т.к. такая деятельность может осуществляться только по поручению следователя, у которого в производстве находится уголовное дело3. Т.е., как отмечалось, В.Н. Осипкин встал на позицию, согласно которой требования Закона об ОРД при взаимодействии их с уголовнопроцессуальным законодательством следует применять только при согласовании с УПК РФ.

Вместе с тем точка зрения В.Н. Осипкина, как нам представляется, не совсем верна. Естественно, когда уголовное дело находится в производстве у следователя, все оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться только по его поручению. Инициатива оперативных подразделений о проведении оперативно-розыскной деятельности без соответствующего поручения в данном случае недопустима и незаконна.

Однако бывают ситуации, когда орган дознания, которым выступает оперативное подразделение, согласно требованиям ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, самостоятельно возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Уголовное дело в данном случае находится в производстве у органа дознания, который, естественно, должен проводить по нему и следственные, и оперативнорозыскные действия. Представляется, что в данном случае поручения сотрудника органа дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий тому же органу, где он работает, не нужны. Поэтому, если уголовное дело, по которому (так требует УПК РФ) производство предварительного следствия обязательно, возбудил орган дознания, он не только производит неотложные следственные действия (согласно ст. 157 УПК РФ), но и осуществляет оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступления.

А когда орган дознания в установленный срок передаст уголовное дело прокурору для дальнейшего направления по подследственности, тогда оперативно-розыскная деятельность по делу, в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, будет осуществляться исключительно по поручению.

В связи с этим основание наличия возбужденного дела, на наш взгляд, необходимо выделить в качестве самостоятельного пункта в Законе об ОРД. Вместе с тем оно должно относиться к случаям, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, которым выступает орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В то же время изложенное не должно снимать с законодателя обязанности более четко указать основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Помимо того, представляется важным прямо обозначить в Законе об ОРД, что осуществление оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам должно обязательно согласовываться с требованиями уголовно-процессуального законодательства. При возникновении противоречий между Законом об ОРД и УПК РФ по уголовным делам руководствоваться следует положениями последнего4.

Таким образом, факт наличия возбужденного уголовного дела является для органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Вопрос, кто уголовное дело возбудил, значения для проведения мероприятий не имеет.

Порядок направления следователем, дознавателем, прокурором и судом поручений и указаний по уголовным делам, находящимся у них в производстве, регламентируется УПК РФ. Например, согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскной деятельности. Прокурор,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

следуя п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, вправе давать указания органу дознания о проведении оперативнорозыскных мероприятий; при этом письменные указания являются обязательными для исполнения.

Должностному лицу, отдавшему поручение, необходимо помнить, что ряд оперативнорозыскных мероприятий требует вынесения постановления. Кроме того, часть из них, помимо постановления, требует разрешения судьи. Поэтому указанные в поручении сведения должны содержать в себе совокупность причин, достаточных для получения, например, разрешения суда на ограничение конституционных прав граждан.

Следователю, дознавателю, прокурору и суду при отдании поручений о проведении оперативнорозыскных мероприятий следует учитывать, что органы проводят оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции. Так, согласно ст. 10 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», органы ФСБ осуществляют оперативнорозыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. В связи с изложенным, органами ФСБ не допускается проведение оперативно-розыскной деятельности по убийствам, причинению вреда здоровью и ряду других преступлений даже по поручению органа расследования.

Порядок признания лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, регламентирован УПК РФ. Вопросы уклонения от исполнения уголовного наказания помимо уголовного законодательства также регулируются УПК РФ.

Нередко основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона об ОРД, органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, призваны решать свои задачи исключительно в пределах полномочий. Такое требование закона автоматически порождает необходимость взаимодействия указанных органов между собой. Запросы могут предусматривать перспективу совместных или согласованных действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо обмен информацией, представляющей взаимный интерес для различных ведомств, например, касающейся контрабанды, наркобизнеса, организованной преступности и др. Запросы должны оформляться в письменном виде и содержать необходимые для проведения мероприятий основания, указанные в ст. 7 Закона об ОРД.

В запросе должен содержаться объем информации, достаточный для получения разрешения судьи на проведение некоторых мероприятий. Это необходимо, если требуется проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, например, на тайну почтовых отправлений. Впрочем, судебное решение можно получить и по месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Тогда судебное решение направляется для исполнения вместе с запросом.

Запросы органов разной ведомственной принадлежности, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, направляются в порядке, предусмотренном совместными приказами или межведомственными соглашениями. Запросы отраслевых или территориальных органов одного ведомства, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, исполняются в соответствии с установленными в этом ведомстве внутренними приказами5.

Другим видом запроса, выделенным законодателем в самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, является запрос международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Обязательным условием для исполнения подобных запросов является соответствие их международным договорам Российской Федерации. В данном случае под международным договором понимаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о борьбе с преступностью, а также договоры об оказании правовой помощи. Примером таких международных договоров может быть «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», действующая среди стран - участников Содружества Независимых Государств. Одной из международных организаций, работающей на основе межведомственных международных соглашений, следует считать Интерпол, основной задачей которого является обеспечение широкого взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с аналогичными органами государств - членов Интерпола в борьбе с преступностью.

Рассматривая это основание, следует обратить внимание на то, что законодатель дает возможность обращаться с запросом в органы Российской Федерации, наделенные правом проведения оперативно-розыскной деятельности, правоохранительным организациям и правоохранительным органам иностранных государств6. Исходя из дословного трактования этого основания, российская сторона обязана исполнять международные запросы всех правоохранительных органов и организаций. Однако отсюда вытекает вопрос, имеет ли право орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, исполнить запрос организации, которая является

с позиции законодательства иностранного или российского государства - «правоохранительной», но не осуществляет оперативно-розыскную деятельность? Например, в США, собственно, как и в России, к правоохранительным органам относятся адвокатура и нотариат.

Поэтому в рассматриваемом основании для проведения мероприятий следует говорить не о правоохранительных органах в целом, а об органах, наделенных правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также прокуратуре и суде. В связи с этим считаем необходимым изменить формулировку пп. 6 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД и изложить ее в следующей редакции: «Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, правомочных осуществлять оперативнорозыскную деятельность, а также суда, прокуратуры и следствия в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Запрос международной правительственной организации или правоохранительного органа должен быть письменным. При этом проводимое по международному запросу оперативно-розыскное мероприятие может быть осуществлено исключительно по законам Российской Федерации. В данном случае полученное иностранной организацией судебное разрешение на осуществление, например, прослушивания телефонных переговоров не является основанием для проведения мероприятия в России. Для этого требуется получить и разрешение суда Российской Федерации.

В самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий законодатель выделил ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Источниками таких сведений, обычно, являются:

- оценка и анализ оперативной обстановки;

- изучение образа жизни лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению преступлений;

- рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений;

- анализ материалов уголовных дел;

- сообщения средств массовой информации;

- результаты оперативно-розыскных мероприятий;

- итоги деятельности других государственных органов (например, контролирующих органов)

и т.д.7

При этом необходимо иметь в виду, что, например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров являются оперативно-розыскными мероприятиями, ограничивающими конституционные права человека и гражданина. Для столь серьезного ограничения прав человека при проведении названных действий не всегда достаточно информации, поступившей из какого-либо указанного источника. В связи с этим в практической работе перед принятием решения о проведении названных мероприятий обычно получают информацию из нескольких источников, оценивают ее и только после этого выносят соответствующее решение.

Рассматривая названное основание, следует обратить внимание на указание Закона в части получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление. В данном случае подготовку к совершению преступления следует понимать не с точки зрения норм уголовного права, а более широко. Так, замысел на совершение преступления, появившийся, например, в высказываниях лица, является мыслительной подготовкой к совершению преступления, что дает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий по указанному основанию. Также расширительно следует толковать основание, связанное с розыском лиц, без вести пропавших. В рамках этого основания милиция на практике проводит оперативно-розыскные мероприятия для установления личности больных или детей. Вместе с тем следует полностью согласиться и поддержать выводы В.М. Атмажитова и В.Г. Боброва в части уточнения формулировки исследуемой нормы Закона об ОРД8.

Особое значение для пресечения преступлений имеет своевременное начало оперативнорозыскных мероприятий для розыска без вести пропавших. За внезапным исчезновением лица нередко стоит криминальный случай. Признаками того, что пропавшее без вести лицо стало жертвой преступления, являются9:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

1) отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

2) отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

3) наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли бы привлечь внимание преступников;

4) наличие длительных или острых конфликтов в семье;

5) безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет)

лица;

6) наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

7) наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

8) наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

9) несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

10) внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

11) поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

12) исчезновение с автотранспортом;

13) исчезновение, связанное с отторжением собственности (в т.ч. недвижимой), обменом жилой площади;

14) исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время. Безвестное отсутствие беременной женщины;

15) исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Приведенный перечень, конечно, исчерпывающим не является. Нам известно немало случаев, когда в результате своевременности начала проведения мероприятий удавалось спасти жизнь и здоровье потерпевших. Увы, обратные примеры тоже известны.

Заслуживающее рассмотрения суждение применительно к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий высказал В.Н. Осипкин. Он разделяет их осуществление на два вида:

- «от лица»;

- «от преступления».

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности «от лица» орган, ее проводящий, проверяет без возбуждения уголовного дела ставшие известными сведения о лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших преступление. Этот вид оперативно-розыскной деятельности наиболее сложен, т.к. преступление носит латентный характер; достаточной для возбуждения уголовного дела информации в соответствующих правоохранительных органах нет; потерпевшие по различным причинам (боязнь за жизнь и здоровье близких либо боязнь уголовной ответственности за совершенные ими противоправные деяния) в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не обращаются. Оперативно-розыскная деятельность «от лица» наиболее характерна для специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, с экономическими преступлениями; для подразделений органов Федеральной службы безопасности. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется «от преступления», когда возбуждено уголовное дело, либо достоверно установлен и официально подтвержден факт безвестного исчезновения человека, обнаружения неопознанного трупа, либо имеются сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда или уклоняющихся от наказания. Оперативные подразделения в данном случае обладают фактическими данными о совершенном противоправном деянии, полученными в результате следственных или проверочных действий, вещественными доказательствами, показаниями, заключениями экспертиз, иными документами10.

Вместе с тем при внешней правильности рассуждения В.Н. Осипкина и его классификация оперативно-розыскной деятельности вызывают критику. По нашему мнению, он значительно сужает

указанную деятельность. Оперативно-розыскная деятельность проводится не только от наличия «лиц» и «преступления», но и от имеющейся информации о том, что в некотором месте или на некотором объекте могут совершаться преступления. Помимо того, оперативно-розыскная деятельность носит характер предупреждения, профилактики преступления. Например, уже само наличие нефтеналивного порта, атомной станции и т.д. является событием, фактом, создающим потенциальную опасность для экологической безопасности региона. В связи с этим для предупреждения всевозможных преступлений на данных объектах оперативно-розыскные мероприятия необходимы сами по себе, вне зависимости от наличия фактов преступлений или лиц, их подготавливающих или совершивших. Здесь уместно вспомнить слова Д.А. Керимова о том, что предупреждение преступлений обходится обществу куда дешевле, выгоднее его раскрытия11.

Следующими основаниями для проведения оперативно-технических мероприятий являются: постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц и сбор данных по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Основанием для применения мер безопасности в такой ситуации, по мнению коллектива авторов под руководством И.Н. Зубова и В.В. Николюка12, следует считать наличие данных, свидетельствующих о реальной угрозе безопасности защищаемого лица либо безопасности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень лиц, в отношении которых могут применяться меры безопасности, в т.ч. и путем проведения оперативно розыскных мероприятий, дается в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В соответствии с этим законом меры безопасности применяются в отношении судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других лиц. Под безопасностью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, понимается степень защищенности данного органа от внешних и внутренних угроз, минимальный уровень которых позволяет этому органу функционировать как элементу системы обеспечения безопасности России и решать возложенные на него законом задачи. Следовательно, проведение оперативно-розыскных мероприятий при таких обстоятельствах является необходимой мерой, направленной на предотвращение или пресечение угроз функционирования указанного органа13.

Таким образом, анализ оснований проведения предусмотренных Законом об ОРД оперативнотехнических мероприятий показывает, что их правовая регламентация имеет определенные упущения, противоречия, вызывает дискуссионные вопросы и нуждается в совершенствовании.

Вместе с тем представляется верным указание в качестве самостоятельных оснований для проведения оперативно-технических мероприятий и наличия возбужденного уголовного дела, и поручения следователя, органа дознания, указания прокурора и определения суда по уголовным делам, находящимся у них в производстве. Кроме того, мы пришли к выводу, что оперативно-розыскная деятельность проводится не только от «лиц» и «преступления», как считают некоторые ученые, но и от информации о том, что определенное место или предмет содержат потенциальную опасность совершения преступления, а также для предотвращения преступлений в таких местах или предметах.

1 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий подробно рассмотрены в работах: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2000; Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности: Научно-практический комментарий / Под ред. И.Н.Зубова, В.В. Николюка. М., 1999; Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: теория и практика / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2004.

2 См.: Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативнорозыскной деятельности / Под ред. А.В. Федорова. СПб., 1999. С. 178.

3 См.: Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: Учебное пособие. СПб., 2001. С. 6.

4 О конкуренции законов см.: Марченко М.Н. Закон в системе источников современного российского права // Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Горяинов К.К., Кваша Ю.И., Сурков К.В. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности. Комментарий. М., 1997. С. 296-297.

6 См.: Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскные мероприятия в XXI веке: Монография / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2006.

7 См: Михайлов В.И., Федоров. А.В. Указ. соч. С. 182.

8 См.: Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М., 2003. С. 16-17.

9 Об этом см.: Карпухин С.В. Правовое регулирование опроса в оперативно-розыскной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

10 См.: Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: Учебное пособие. СПб., 2001. С. 4.

11 См.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 497.

12 См.: Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности: Научно-практический комментарий. С. 102.

13 См.: Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности: Научно-практический комментарий.; Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»...

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.