Научная статья на тему 'Реализация Ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве в противодействии организованной преступности'

Реализация Ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве в противодействии организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
873
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / THE CONSTITUTION / STATE DEFENSE / ORGANIZED CRIME COUNTERMEASURE / CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуев Сергей Васильевич

Проанализированы основные направления применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств противодействия организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зуев Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Section 1 of Article 45 of the Constitution of the Russian Federation in procedural criminal and investigative legislation in combating organized crime

The main areas of procedural criminal and operational investigative countermeasures to organized crime are analyzed.

Текст научной работы на тему «Реализация Ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве в противодействии организованной преступности»

УДК 343.9.02

РЕАЛИЗАЦИЯ ч. 1 ст. 45 КОНСТИТУЦИИ РФ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

С. В. Зуев, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых

дисциплин, Южно-Уральский государственный университет

Проанализированы основные направления применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств противодействия организованной преступности.

Ключевые слова: конституция, государственная защита, противодействие организованной преступности, уголовный процесс.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Данное положение относительно противодействия организованной преступности реализуется преимущественно в уголовнопроцессуальном и оперативно-розыскном законодательстве. В результате изучения практики работы следственных и оперативнорозыскных подразделений и юридической литературы по данному вопросу выявлены основные направления применения уголовнопроцессуальных и оперативно-розыскных средств противодействия указанному негативному явлению. При этом наблюдается большая продуктивность комплексного использования имеющихся средств. Комплексность проявляется в совместном применении различных средств в разном соотношении, например: 1) совместное проведение одного оперативно-розыскного мероприятия (далее -ОРМ) различными правоохранительными органами; 2) проведение нескольких ОРМ1; 3) согласованное проведение ОРМ и следственных действий (в том числе путем создания следственно-оперативных групп); 4) осуществление производства по уголовным делам следственными группами (бригадами), в том числе с привлечением следователей, специализирующихся на расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями (далее - ОПФ).

На необходимость комплексного применения сил и средств указывают многие иссле-дователи2. При этом его эффективность во многом определяется уровнем информационного обеспечения, аналитической работы и правильности формулирования на этой основе

стратегических и тактических направлений деятельности правоохранительных органов3.

Анализ теории и практики уголовного судопроизводства позволяет выделить три стратегически важных направления организации комплексного применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств: 1) выявление преступлений ОПФ и лиц, их совершивших; 2) доказывание существования ОПФ и участия каждого из его членов в организованной преступной деятельности; 3) защита от вмешательства в раскрытие преступлений ОПФ и производство по уголовным делам, связанным с организованной преступной деятельностью.

Первое направление характеризуется в большей степени разведывательной деятельностью, второе обеспечивает наступатель-ность уголовного судопроизводства, третье позволяет сохранить имеющиеся силы и средства и носит правозащитный характер. Каждое направление характеризуется своей целью, задачами и проблемами, возникающими в практике правоприменения.

1. Выявление преступлений ОПФ и лиц, их совершивших.

Целью данного направления является выявление преступления ОПФ, установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, в том числе скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

В соответствии с указанной целью решаются следующие задачи:

- выявление, предупреждение и пресечение организованной преступной деятельности;

- проведение ОРМ, направленных на установление признаков преступлений, совершаемых ОПФ, а также характера связей между соучастниками данных преступлений;

- привлечение результатов оперативнорозыскной деятельности (далее - ОРД) в уголовный процесс в стадии возбуждения уголовного дела;

- применение процессуальных средств фиксации повода и оснований для возбуждения уголовного дела;

- принятие окончательного решения по результатам проверки информации о преступлениях, совершаемых ОПФ;

- осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

По общему правилу, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, - задача ОРД (ст. 2 Федерального закона «Об ОРД» от 12 августа 1995 г.).

Вместе с тем выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых ОПФ, имеют свои особенности. Уголовный закон (ч. 3 и 4 ст. 35 УК РФ) требует установить и в дальнейшем доказать устойчивость организованной преступной группы, сплоченность преступного сообщества (преступной организации), что является достаточно сложным и трудоемким процессом, требующим документирования преступных действий, отражающих характер отношений между соучастниками преступлений. Поэтому преступления, совершаемые ОПФ, под наблюдением (контролем) оперативных служб и подразделений, как правило, не предупреждаются и не пресекаются, а тщательно документируются. В данном случае более правильно говорить о выявлении, предупреждении и пресечении организованной преступной деятельности, а не конкретного преступления. Такую особенность осуществления ОРД в адрес организованной преступности следовало бы законода-

4

тельно закрепить .

По ряду преступлений без результатов ОРД невозможно или нецелесообразно возбуждать уголовные дела. Это касается преступлений, связанных с бандитизмом, экономических преступлений. По мнению

Н. А. Подольного, расследование компьютерных преступлений невозможно без проведения до возбуждения уголовного дела опера-

тивно-розыскной разведывательной деятель-ности5. Поэтому применение средств ОРД чаще всего предшествует возникновению уголовно-процессуальных отношений. В то же время по рассматриваемой категории преступлений в ходе оперативной проверки могут проводиться любые ОРМ, перечисленные в

ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД», которые, как правило, сопровождаются применением различных технических средств.

Деятельность следователя, призванного руководить процедурой применения средств противодействия организованной преступности, в ходе оперативной проверки информации о преступлениях ОПФ практически отсутствует. При этом практическая необходимость включения его в работу задолго до появления официального повода к возбуждению уголовного дела довольно ощутима. Следователь способен оказать помощь в правовой оценке имеющихся материалов, содержащих информацию о противоправной деятельности субъектов оперативных разработок. Такая работа позволит своевременно и правильно определить перспективу реализации материалов, момент возбуждения уголовно дела, возможность их использования в процессе доказывания виновности разрабатываемых лиц в совершении того или иного вида преступления, выбрать дальнейшее направление проверки, наметить проведение ОРМ, необходимых для сбора информации, предметов и документов, которые впоследствии могли бы иметь доказательственное значение.

2. Доказывание существования ОПФ и участие каждого из его членов в организованной преступной деятельности.

Целью данного направления противодействия организованной преступности являются возбуждение уголовного дела о преступлении, совершенном ОПФ, раскрытие его преступлений и установление всех членов преступного формирования, обеспечение доказанности их участия в организованной преступной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- возбуждение уголовного дела о преступлении, совершенном ОПФ;

- задержание лиц по подозрению в совершении преступления ОПФ;

- оперативно-розыскное обеспечение производства следственных и судебных действий;

- использование результатов ОРД в доказывании.

Возбуждение уголовного дела является важным этапом уголовного процесса и порой предопределяет судебную перспективу уголовного дела. Анализ практики организации применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств обеспечения производства по делам о преступлениях, совершаемых ОПФ, в период проверки информации о преступлении выявил ряд недостатков в этом направлении:

- следователи преждевременно возбуждают уголовные дела на основе оперативных материалов;

- действия сотрудников правоохранительных органов по выявлению и документированию организованной преступной деятельности носят разобщенный характер;

- не налажен взаимный обмен информацией между членами следственнооперативных групп (далее - СОГ);

- руководители СОГ безынициативны, не налаживают работу группы как единого коллектива, не уделяют должного внимания координации, контролю, организационному и материально-техническому обеспечению деятельности всех участников СОГ;

- планирование работы СОГ носит формальный характер.

Раскрываемость преступлений, совершаемых ОПФ, во многом зависит от своевременного и качественного проведения проверочных действий и ОРМ в стадии возбуждения уголовного дела. Создания СОГ по делам, связанным с организованной преступностью, явно недостаточно.

Часть 1 ст. 145 УПК РФ сегодня предоставляет следователю возможность обратиться к органу дознания с письменным поручением о проведении ОРМ. Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях:

- поручения направляются в другие территориальные органы и регионы страны;

- адресуются не членам СОГ;

- у оперативного работника при выполнении поручения могут возникнуть серьезные затруднения (например, при противодействии со стороны должностных лиц)6.

Кроме того, учитывая масштабы организованной преступной деятельности, в некоторых случаях требуется привлечение дополнительных оперативно-розыскных сил и средств (в том числе технических) для проведения крупных операций по горячим следам. По-

скольку некоторые мероприятия могут иметь длительный характер7, в УПК РФ следует предусмотреть возможность продления срока проверки информации о преступлении до 30 суток при необходимости проведения ОРМ.

Задержание лиц по подозрению в совершении преступления ОПФ направлено на выяснение причастности задержанного к совершению преступления в составе ОПФ. Решение данной задачи предполагает реализацию таких ее компонентов, как:

- проведение подготовительных (оперативно-розыскных и организационных) мероприятий по осуществлению задержания лица (лиц) по подозрению в совершении преступления ОПФ;

- производство задержания, оформление процессуальных документов;

- доказывание причастности задержанного к совершению преступления (преступлений) ОПФ.

При этом обращает на себя внимание обязательность согласованности проведения всех указанных мероприятий, которая включает в себя достижение поставленной цели в обстановке постоянного обмена информацией и недопущения препятствий для проведения других действий8.

Анализ практики свидетельствует о некоторых существенных недостатках в организации задержания лиц по подозрению в совершении преступления ОПФ:

- в актах наблюдения не в полном объеме находят отражение наблюдаемые события и иная известная из оперативных источников информация (например, суммы передаваемых денег, наименование материальных ценностей);

- при применении видеосъемки на виде-фонограммах не фиксируется предварительная запись о месте, времени, цели оперативного мероприятия, составе присутствующих лиц, отсутствует аудиозапись разговора подозреваемых, или эта запись выполнена некачественно;

- допускаются ошибки при проведении задержания с поличным;

- имеют место ошибки в выборе методики и тактики реализации оперативных материалов.

Указанные недостатки в большинстве своем перекликаются с данными обзора, подготовленного авторским коллективом Следственного комитета при МВД России9, что тре-

бует учета при планировании и осуществлении данного комплекса применяемых средств.

Оперативно-розыскное обеспечение производства следственных и судебных действий осуществляется для доказывания виновности лица в совершении преступления (преступлений) ОПФ. Оно включает в себя такие направления деятельности, как:

- оперативно-розыскное обеспечение сбора информации, устанавливающей обстоятельства, указывающие на виновность лица в совершении преступлений ОПФ;

- оперативно-розыскное сопровождение проверки доказательств на соответствие их достоверности и допустимости;

- оперативно-розыскное содействие в оценке доказательств (как каждого в отдельности, так и всех в совокупности);

- использование результатов ОРД в доказывании.

Доказывание представляет собой совокупность таких элементов, как собирание, проверка и оценка доказательств. Надлежит добавить к этому еще использование доказательств. Если по делам об общеуголовных преступлениях вопрос об использовании результатов ОРД в качестве доказательств является спорным, то по делам, связанным с организованной преступностью, такое средство становится реальной необходимостью.

«Доказательство представляет собой

единство процессуальной формы и фактического содержания. Но фактическое содержание может быть получено и из негласных ис-точников»10.

Законодатель предоставляет возможность уравнивать результаты ОРД с доказательствами, полученными уголовно-процессуальным путем при соблюдении требований, предъявляемых УПК РФ.

Один из основных недостатков оперативно-розыскного содействия производству

предварительного расследования - снижение активности в осуществлении ОРД после установления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. На это указывают и другие авторы. Так, А. Козусев отмечает, что ОРМ по установлению возможных свидетелей, мест хранения похищенного проводятся далеко не всегда, когда это необходимо. При этом он в качестве причин называет следующее:

- полное или частичное несовпадение интересов поименованных участников взаимодействия;

- формальное составление поручений (типа «активизировать работу по раскрытию преступлений»);

- слабое профессиональное взаимопони-мание11.

3. Защита от вмешательства в раскрытие преступлений ОПФ и производство по уголовным делам, связанным с организованной преступностью, проводится с целью пресечь любые попытки, а также намерения воспрепятствовать осуществлению уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершаемых ОПФ. Организация деятельности в рамках данного направления включает в себя решение следующих задач:

- выявление предпринимаемых и замышляемых действий по воспрепятствованию раскрытию преступлений и производству по уголовным делам ОПФ;

- определение круга лиц, осуществляющих воспрепятствование (защитники, обвиняемые, их родственники, друзья, знакомые, коррумпированные должностные лица и т.д.);

- установление участников уголовного процесса и субъектов ОРД, на которых предполагается противоправное воздействие и принятие мер по их защите;

- нейтрализация влияния коррумпированных связей;

- осуществление беспрепятственного хода раскрытия преступлений и производства по уголовным делам.

Решение указанных задач следует рассматривать в контексте применения конкретных способов воспрепятствования раскрытию преступлений, совершаемых ОПФ, и производству по уголовным делам. Типичными здесь являются следующие ситуации.

1. Потерпевшие и свидетели меняют свои показания в пользу членов ОПФ, граждане отказываются участвовать в уголовном судопроизводстве.

2. Коррумпированные должностные лица оказывают влияние на ход расследования и рассмотрения уголовных дел.

3. Защитник всячески препятствует рас-следованию12.

4. Сговор членов ОПФ по воспрепятствованию расследованию.

5. Применение насилия или угроз, совершение актов терроризма, похищения людей, убийств и других тяжких преступлений в отношении следователей, сотрудников оперативных подразделений, государственных обвинителей и судей, а также создание любых

препятствий для нормального производства по уголовным делам рассматриваемой категории.

Подводя итог, следует отметить, что правильная организация применения уголовнопроцессуальных и оперативно-розыскных средств обеспечения уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершаемых ОПФ, позволяет подойти к решению рассматриваемой проблемы комплексно и наиболее результативно.

1 Торбин Ю. Особенности использования результатов ОРД при возбуждении уголовного дела по ст. 210 УК РФ // Уголовное право. 2006. № 4. С. 89; Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник. М., 2006. С. 192.

2 Каминский В. В. Особенности методики расследования организованной преступной деятельности // Организованная преступность. Законодательные, уголовнопроцессуальные, криминалистические аспекты. СПб., 2002. С. 107; Мазунин Я. М. Роль тактической операции «задержание» в расследовании деятельности организованных преступных формирований // Российский следователь. 2004. № 11. С. 2-4.

3 Каминский В. В. Указ. соч. С. 108.

4 Бессонов А. Доказывание по уголовным делам о браконьерстве, совершенном организованной преступной группой // Уголовное право. 2007. № 6. С. 114.

5 Подольный Н. А. Некоторые особенности выявления, раскрытия и расследования компьютерных преступлений // Российский следователь. 2004. № 1. С. 12.

6 Кокурин Г. А. Криминалистические и оперативнорозыскные основы поисковой деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений: монография. Екатеринбург, 1999. С. 114.

7 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» / под ред. А. Ю. Шумилова. М., 2003. С. 66.

8 Подольный Н. А., Малышкин П. В. Значение операции «задержание с поличным» при расследовании взяточничества // Следователь. 2002. № 12. С. 30.

9 Информационный бюллетень. 2004. № 3. С. 65-66.

10 Овчинский С. С. Основы ОРД в борьбе с организованной преступностью // Основы борьбы с организованной преступностью. М., 1996. С. 323.

11 Козусев А. Надзор за исполнением поручения следователя и указаний прокурора о производстве оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2005. № 3. С. 20.

12 Гармаев Ю. П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве: учебник. М., 2005. С. 471.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 5 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.