Научная статья на тему 'Организационно-управленческая деятельность руководителя следственно-оперативной группы и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы при планировании деятельности следственно-оперативной группы'

Организационно-управленческая деятельность руководителя следственно-оперативной группы и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы при планировании деятельности следственно-оперативной группы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3519
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА / МНОГОЭПИЗОДНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА / OPERATIONAL INVESTIGATIVE GROUP / PRELIMINARY INVESTIGATION / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY / INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION AGENCIES / CRIMINAL COMMUNITY ORGANIZATION / MULTI EPISODE CRIMINAL CASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бастрыгин Артем Сергеевич

В своей статье автор провел анализ научной и специальной литературы, материалов судебной и следственной практики, уголовно-процессуального законодательства, различных мнений ученых, а также собственного суждения, относительно предлагаемых определений понятий следственной группы и следственно-оперативной группы, а также вопросы, связанные с планированием по расследованию преступлений (стратегический план, дополнительный план, план расследования в целом по делу и при проведении конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий). Проведенный анализ позволяет автору заявить о необходимости предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий, дополнительный анализ эффективности деятельности следственных и следственно-оперативных групп и работы их руководителей по разработке эффективных, стратегических, общих, уточненных, дополнительных планов для проведения конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Автор статьи также предлагает и считает целесообразным создание следственной группы как процессуальной формы взаимодействия при производстве предварительного следствия, а также группы оперативного сопровождения следственной группы, т.е. оперативно-розыскная (поисковая) группа как не процессуальной формы деятельности в раскрытии и расследовании неочевидных, тяжких и особо тяжких преступлений. Таким образом, для создания, формирования и эффективной деятельности по раскрытию и расследованию неочевидных, тяжких и особо тяжких преступлений, многоэпизодных, сложных, объемных, имеющих общественно-политический резонанс, необходимо объединение следственной группы и оперативно-розыскной (поисковой) группы в единую структуру, как СОГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бастрыгин Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF THE HEAD OF THE INVESTIGATIVE TEAM AND THE HEAD OF THE INVESTIGATION GROUP WHILE PLANNING THE ACTIONS OF THE INVESTIGATIVE TEAM

The author has analyzed scientific and technical literature, materials of judicial and investigative practice, criminal procedural law, different views of scientists, as well as his own judgments on the proposed definitions of an investigative team and an investigation group and the matters related to the investigation planning (strategic plan, an additional plan, the investigation plan as a whole in the case and during specific investigative actions and operational-search activities). The analysis allows the author to declare the need to invite the heads of the investigative bodies of the various departments and units to carry out more in-depth additional analysis of the effectiveness of the investigation and the investigative teams and the work of their managers to develop effective, strategic, shared, refined, additional plans for specific investigative actions and operational-search measures. The author also offers and considers it expedient to establish the investigative team as a procedural form of interaction in the production of the preliminary investigation, as well as the group of the operational support of the investigative team, i. e., operational investigation group as a non-procedural form of the activities for the detection and investigation of non-obvious, serious and very serious crimes. Thus, for the development and the effective operation on the detection and the investigation of non-obvious, serious and very serious crimes, multi episode, complex cases with the socio-political impact, the investigative team and the operational investigation group should be combined into a single structure

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая деятельность руководителя следственно-оперативной группы и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы при планировании деятельности следственно-оперативной группы»

УДК 343.9806

12.00.00 Юридические науки

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ И РУКОВОДИТЕЛЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ (ПОИСКОВОЙ) ГРУППЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ

Бастрыгин Артем Сергеевич

аспирант очного обучения юридического

факультета

Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия

В своей статье автор провел анализ научной и специальной литературы, материалов судебной и следственной практики, уголовно-процессуального законодательства, различных мнений ученых, а также собственного суждения, относительно предлагаемых определений понятий следственной группы и следственно-оперативной группы, а также вопросы, связанные с планированием по расследованию преступлений (стратегический план, дополнительный план, план расследования в целом по делу и при проведении конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий). Проведенный анализ позволяет автору заявить о необходимости предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий, дополнительный анализ эффективности деятельности следственных и следственно-оперативных групп и работы их руководителей по разработке эффективных, стратегических, общих, уточненных, дополнительных планов для проведения конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Автор статьи также предлагает и считает целесообразным создание следственной группы как процессуальной формы взаимодействия при производстве предварительного следствия, а также группы оперативного сопровождения следственной группы, т.е. оперативно-розыскная (поисковая) группа как не процессуальной формы деятельности в раскрытии и расследовании неочевидных, тяжких и особо тяжких преступлений. Таким образом, для создания, формирования и эффективной деятельности по раскрытию и расследованию неочевидных, тяжких и особо тяжких преступлений, многоэпизодных, сложных, объемных, имеющих общественно-политический резонанс, необходимо объединение следственной группы и оперативно-розыскной (поисковой) группы в единую структуру, как СОГ

Ключевые слова: СЛЕДСТВЕННО-

UDC 343.9806 Legal sciences

ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF THE HEAD OF THE INVESTIGATIVE TEAM AND THE HEAD OF THE INVESTIGATION GROUP WHILE PLANNING THE ACTIONS OF THE INVESTIGATIVE TEAM

Bastrygin Artyom Sergeevich

full-time postgraduate of the Law Faculty

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The author has analyzed scientific and technical literature, materials of judicial and investigative practice, criminal procedural law, different views of scientists, as well as his own judgments on the proposed definitions of an investigative team and an investigation group and the matters related to the investigation planning (strategic plan, an additional plan, the investigation plan as a whole in the case and during specific investigative actions and operational-search activities). The analysis allows the author to declare the need to invite the heads of the investigative bodies of the various departments and units to carry out more in-depth additional analysis of the effectiveness of the investigation and the investigative teams and the work of their managers to develop effective, strategic, shared, refined, additional plans for specific investigative actions and operational-search measures. The author also offers and considers it expedient to establish the investigative team as a procedural form of interaction in the production of the preliminary investigation, as well as the group of the operational support of the investigative team, i. e., operational investigation group as a non-procedural form of the activities for the detection and investigation of non-obvious, serious and very serious crimes. Thus, for the development and the effective operation on the detection and the investigation of non-obvious, serious and very serious crimes, multi episode, complex cases with the socio-political impact, the investigative team and the operational investigation group should be combined into a single structure

Keywords: OPERATIONAL INVESTIGATIVE

ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА; ПРОИЗВОДСТВО GROUP; PRELIMINARY INVESTIGATION; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ; OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY;

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; INQUIRY AND PRELIMINARY INVESTIGATION ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО AGENCIES; CRIMINAL COMMUNITY СЛЕДСТВИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО ORGANIZATION; MULTI EPISODE CRIMINAL СООБЩЕСТВА; МНОГОЭПИЗОДНЫЕ CASES

УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

Организационно-управленческая деятельность руководителя СОГ и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы при планировании деятельности СОГ

По неочевидным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в обязательном порядке, руководитель следственной группы или СОГ совместно с выделенным сотрудником или руководителем оперативно-розыскной (поисковой) группы составляют план мероприятий, согласованный с руководителями следственного органа и оперативно-розыскного подразделения, который утверждается начальником органа внутренних дел совместным распоряжением, либо приказом руководителя следственного органа и начальника отдела внутренних дел (органа дознания).

В плане определяются: исходная информация по делу, мероприятия, позволяющие устанавливать обстоятельства, подлежащие доказыванию (событие преступления, время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления и т.д.). На их основе разработка версий, их проверка, уточнение версий, алгоритм проверки версий, последовательность и сроки реализации и предполагаемых к выполнению после первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, их исполнители, меры по Задержанию подозреваемых, расчет сил и средств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимного информирования, на этапе предварительной проверки сообщения о преступлении и на первоначальном этапе расследования, а также меры по обеспечению гражданского иска в соответствии с положениями статьи 1601 УПК России. Например,

следователем - руководителем дежурной СОГ осуществляющей деятельность в дежурные сутки был составлен согласованный план следующего содержания:

«Согласен» Начальник ОВД « 08» 09. 2006 г.

СОГЛАСОВАННЫЙ ПЛАН Следственных действий и ОРМ по уголовному делу № 656653 возбужден в дежурные сутки следователем СО при Крымском РОВД

г. Крымск «08»

09. 2006 г.

Фабула: В период с 01. 09.2006 г. по 24.09.2006 не установленные лица, находясь на территории Технико-экономического лицея, расположенного по ул. Энгельса г. Крымска под угрозой применения насилия вымогали, т.е. требовали с несовершеннолетнего Б. деньги в сумме 1200 руб. после получения вышеуказанной суммы с места преступления скрылись.

В целях раскрытия данного преступления и установления виновных лиц, необходимо отработать следующие версии:

Версия № 1: Данное преступление, могли совершить лица, обучающиеся в младших классах в одной школе с несовершеннолетним потерпевшим Б.

Версия № 2: Данное преступление могли совершить лица, обучающиеся в младших классах в одной школе с несовершеннолетним потерпевшим Б.

Версия № 3: Данное преступление инсценировано потерпевшим Б.

Версия № 4: Данное преступление мог совершить учащийся по имени Глеб.

Мероприятия по версии № 1

- Установить и проверить преступления лиц, обучающихся экономического Лицея г. Крымска

Отв. ОПДН срок исп.

Мероприятия по версии № 2

- Установить и проверить преступления лиц, обучающихся экономического лицея

Отв. ОПДН срок исп.

Мероприятия по версии № 3

- Провести опрос среди учителей технико-экономического лицея с целью установления всех обстоятельств произошедшего

Отв. УУМ, ОУР срок исп.

Мероприятия по версии № 4

- Проверить на причастность к совершению преступления учащегося по имени Глеб

Мероприятия по всем версиям:

- При установлении лиц причастных к совершению преступления информации о похищенном имуществе незамедлительно сообщить следователю

Отв. ОУР срок исп.

План составил:

Следователь СО при ОВД

«Согласен»

о/у ОУР ОВД

на причастность к совершению в младших классах Технико-

на причастность к совершению в старших классах Технико-

«Согласен»

Начальник отделения УУМ ОВД

«Согласен»

Инспектор ОПДН ОВД

Аналогичные планы составляются по всем делам возбужденным СОГ в дежурные сутки при ОВД. К сожалению, ответственный дежурный от руководства и оперативный дежурный дежурной части не обращают внимание на содержательную часть составляемых совместных планов по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в дежурные сутки. Предложенный ранее согласованный план имеет существенные недостатки: конкретно не указаны исполнители и сроки исполнения, версии и мероприятия по версиям носят поверхностный характер.

Руководитель следственного органа и органа дознания или оперативно-розыскного подразделения по согласованию могут привлекать к участию в запланированных мероприятиях и других сотрудников подразделений органов внутренних дел, включая подразделения специального назначения.

Например, по делу № 12144, в котором соединены уголовные дела № 12515 и 12183, а также по делу 52063 при задержании банд формирований, расположенных в окрестностях г. Грозного были привлечены 24 оперативных сотрудников, а также сотрудники ОМОН Ханты-Мансийского автономного округа, временно дислоцированные и подчиненные руководству МВД по Республике Чечня [1].

При составлении плана организационно-управленческих мероприятий, необходимо предусмотреть расчет сил и средств, которые могут обеспечить проведение неотложных, первоочередных следственных и иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После их завершения расчет сил и средств может быть скорректирован.

Например по делу № 52067 и 12144 расследование незаконных вооруженных формирований «Анархист», «Джаамат», «Умар». «Вахаб» после задержания участников этих вооружённых формирований были упразднены приданные силы и средства (ОМОН, Спецназ). В состав СОГ по расследованию этих дел были включены следующие специалисты: следователи в количестве - 32, оперативных сотрудников - 28, эксперты -8, специалист-криминалист - 9, следователь-криминалист - 12,

специализированная оперативно-поисковая группа МВД по Республике и др.

При необходимости координации деятельности сотрудников, осуществляющих реализацию результатов оперативно-розыскной деятельности, может создаваться временная специализированная группа (штаб) управления СОГ, возглавляемая руководителем следственного органа и начальником органа дознания, что и было сделано по расследованию в выше приведенных примерах.

Специфичным является создание, организация деятельности СОГ по выявлению и расследованию сложных, многоэпизодных, объёмных, групповых преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, особенно на этапе предварительной проверки сообщения (доследственной проверки). Судебно-следственной практике известно, что предварительная проверка по преступлениям в сфере экономической деятельности органы предварительного следствия и дознания во взаимодействий с органами налоговой инспекции проводят соответствующие мероприятия по выявлению и документированию налоговых правонарушений, что позволяет выявить других неправомерных действий в сфере предпринимательской, банковской деятельности, манипулированием рынком и других преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности .

В соответствии с п. 3 ч. 2 и п.1 ч. 3 ст. 151 УПК России, практически

все преступления, совершаемые в сфере экономики (против собственности и сфере экономической деятельности) подследственным органу предварительного следствия и дознания органов внутренних дел МВД России.

Выявление налоговых правонарушений, позволяют выявить другие криминальные правонарушения в сфере экономической деятельности, как правило, совершаемые организованными преступными группами и возможно их выявить только при осуществлении совместных выездных налоговых проверок, в соответствии с инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов [2].

В целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступления, а также предупреждения, пресечения и раскрытия преступления в сфере экономической деятельности согласно п. 10 ст. 12 Закона «О полиции», полиция, в частности, должностные лица, осуществляющие ОРД, если они включены в состав выездной налоговой проверки, то они обязаны осуществлять ОРД и согласно п. 34 ст. 12 Закона по выявленным фактам направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Также согласно п. 10 ст. 13 должностные лица, осуществляющие ОРД согласно Закона «О полиции» вправе проводить ОРМ (производить изъятие предметов, документов, материалов для формирования доказательств о совершенном преступлении) [3]. Кроме того, при участии в выездной налоговой проверке, согласно ФЗ «Об ОРД» должностные лица, осуществляющие ОРД вправе проводить следующие ОРМ: оперативный завуалированный опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка, наблюдение [4] и т.д. Каждое ОРМ имеет свое назначение [5].

При камеральной налоговой проверке по материалам налоговых деклараций, в результате их анализа, было установлена реализация спирта и алкогольной продукции на территории Еврейской Автономной области

было установлено: реализованный спирт за 1996 г. превысило в 200 раз, чем реально может быть произведено. Реализованная алкогольная продукция превышала в 150 раз. По оперативным материалам органов внутренних дел и налоговой полиции в период с 1993 по 1998 г. действовала широкая разветвленная сеть организованной преступной группы с участием представителей органов государственной власти и управления. В результате проведенных многочисленных закупок спирта и алкогольной продукции установлено, что выпуск этой продукции сфальсифицирован и не соответствует требованиям установленного стандарта. По этим материалам возбуждено несколько уголовных дел за нарушение налогового законодательства, а также за другие нарушения в сфере экономической деятельности. В связи с возникшей ситуацией и на основании распоряжения Правительства РФ № 1001-Р от 27 июля 1998 г. Постановлением № 182 Губернатором Еврейской автономной области от 18.08.1998 г. создана межведомственная специализированная следственно-оперативная группа по борьбе с незаконным производством спирта и другой алкогольной продукции на территории ЕАО[6].

Кроме этих оперативно-розыскных мероприятий, были использованы такие виды ОРМ, как контролируемая поставка, осуществляемая с ведома и под надзором компетентных органов (ФСБ, МВД, ГТК и др). При проведении контролируемой поставки необходимо осуществлять электронное и визуальное наблюдение для восприятия явлений и фактов процессов, для фиксации, регистрации с использованием оперативно-технических средств.

Следственно-оперативной группе было предписано, что свою работу планировать поквартально, план, согласованный с начальником взаимодействующих органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, УФСН, налоговой инспекции, контрольного управления губернатора области и др.) и утверждается начальником УФСНП России по ЕАО. На основании

квартального плана составляется подробный текущий план работы.

В постановлении было предусмотрено, что руководство работой следственно-оперативной группы, в том числе координацию деятельности сотрудников взаимодействующих органов, входящих ее состав осуществляет руководитель СОГ, назначенный начальником управления ФСНП по ЕАО.

Далее не СОГ возложены следующие задачи: выявление и пресечение незаконного оборота спирта; предотвращение ввоза на территорию области и реализации некачественной алкогольной продукции; выявление и изъятие из реализации спирта и алкогольной продукции, ввезенных на территорию ЕАО с нарушением таможенных прав, либо контрабандным путем.

В целях реализации основных задач, на СОГ возложены следующие функции: проводит изучение и анализ оперативной обстановки в сфере алкогольного бизнеса; отрабатывает поступающую информацию от взаимодействующих органов, свидетельствующую о незаконном обороте спирта и алкогольной продукции; осуществляет контроль за оптовой и розничной реализации алкогольной продукции; ведет учет поступления алкогольной продукции железнодорожным, а также автомобильным транспортом через стационарные посты ГИБДД УВД ЕАО; осуществляет взаимодействие с инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по ЕАО, ЦСМиС ЕАО; проводит проверки торговых точек на территории ЕАО; проводит рейдовые мероприятия с привлечением сил и средств взаимодействующих органов по проверке соблюдения юридическими и физическими лицами правил торговли алкогольными напитками; проводит рейдовые мероприятия на дорогах области с привлечением сил ГИБДД УВД ЕАО, ЛОВД по проверке автомобильных и железнодорожных перевозок с целью выявления и изъятия алкогольной продукции, ввозимой на территорию ЕАО с нарушением таможенных

правил либо контрабандным путем; обеспечивает сбор доказательств и готовит материалы для привлечения лиц, совершивших налоговые и другие правонарушения, преступления к установленной законом административной, уголовной и материальной ответственности; направляет во взаимодействующие органы, свидетельствующие о преступлениях, по подследственности для принятия решения. Проводит весь комплекс оперативно-розыскных и следственных мероприятий по возбужденным уголовным делам; ежемесячно, не позднее 5 числа, следующего за отчетным, предоставляет отчеты о проделанной работе начальнику УФСЕП России по ЕАО.

Аналогичное постановление было принято Главой администрации Краснодарского края от 03.12.1999 г. № 855 «О серьёзных недостатках во взаимодействии правоохранительных органов, органов исполнительной власти и общественности в вопросах борьбы с организованной преступностью на территории Краснодарского края». В этом Постановлении указано, что «Обстановка, складывающаяся в крае, свидетельствует о тенденции нарастания криминального потенциала, организованные преступные группы продолжают расширение сфер своего влияния, укрепление коррумпированных связей в правоохранительных, судебных, контролирующих, законодательных органах и органах исполнительной власти. Возрастают масштабы преступной деятельности в кредитно - финансовой сфере. По сведениям силовых структур, в крае действует свыше 450 организованных преступных групп.

Требует значительного улучшения обстановка в портах края. Межведомственная рабочая группа, работавшая в порту Новороссийск в конце 1998 года, возбудила более 100 уголовных дел. В результате ее работы увеличились поступления в бюджеты различных уровней. Однако государственные интересы не были защищены в полном объеме. Ущерб, причиненный государству незаконной деятельностью, не возмещен. Не

принято мер по фактам незаконной приватизации государственной монополии на лоцманские проводки, незаконного поступления государственного лоцманского сбора на счета негосударственных структур, незаконного приобретения руководством морской администрации порта Новороссийск валютного векселя Морбанка стоимостью более 1,5 миллиона долларов США, незаконного предоставления скидок портовых сборов руководством морской администрации порта Новороссийск на сумму свыше 600 тысяч долларов США и около 300 тысяч рублей, незаконного списания руководством морской администрации порта Новороссийск дебиторских задолженностей на сумму более 2 миллиардов рублей в 1997 году и 428 тысяч рублей в 1998 году, нецелевого расходования государственных средств морской администрацией порта Новороссийск на сумму около 130 миллионов рублей в период с 1996 по 1998 годы.

В настоящее время криминальные коммерческие структуры из других регионов России, финансовые группы и компании стремятся овладеть контрольными пакетами акций бюджетообразующих перерабатывающих предприятий Кубани. Сегодня только на 5 из 16 сахарных заводов края контрольный пакет акций принадлежит коллективам. В собственности "варягов" оказались Краснодарский и Сочинский мясокомбинаты, Динской и Ейский консервные заводы, Краснодарский экспериментальный и Белореченский

маслоэкстракционный заводы, Тимашевский молкомбинат. Такая же участь постигла Кореновский молочно-консервный комбинат. Имеют место случаи, когда в переделе собственности принимают участие ответственные сотрудники правоохранительных органов» [7].

Расследование преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых организованными преступными группами и преступной организацией достаточно сложные, изощренные, многоэпизодные и под

силу только постояннодействующим специализированным, межведомственным группам, особенно во взаимодействии с налоговой службой.

В соответствии с нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, осуществляется организация совместной оперативно-служебной деятельности на стадии предварительного расследования и обеспечивается оперативно-розыскное сопровождение для этого создают постоянно действующие ведомственные следственно-оперативные группы. Как правило, такие группы создаются в системе МВД и ФСБ Российской Федерации. Наличие соответствующих подразделений в структуре МВД и ФСБ, предполагает о возможном создании полноценных ведомственных следственно-оперативных групп. Например, наличие подразделений в МВД, как орган предварительного следствия (следственная часть и контрольно-методическое управление), органа дознания (подразделений, осуществляющих ОРД - уголовный розыск, служба собственной безопасности, экономической безопасности и противодействия коррупции и т.п., экспертно-криминалистического центра ППС и ДПС ГИБДД, информационно-аналитический центр и т.п.) позволяют руководителю органа дознания органов внутренних дел совместно с руководителем следственного органа, создать ведомственную постояннодействующую следственно-оперативную группу. Межведомственные

постояннодействующие следственно-оперативные группы, как правило, создаются с участием должностных лиц подразделений, подчиненных различным ведомствам и министерствам. Например, к следственной группе, образованной руководителем следственного органа Следственного Комитета РФ могут быть вовлечены к участию оперативно-розыскные поисковые группы, созданные из числа сотрудников уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции и т.п., сотрудники полиции охраны общественного порядка и безопасности

дорожного движения, специалисты-криминалисты и эксперты экспертно-криминалистического центра, а также представители ФСБ, МЧС, ФСКН, ФСИН, Федеральной службы налоговой инспекции, образованные совместным Приказом руководителя этих подразделений и руководителя следственного органа в зависимости от категории преступления.

Межведомственные и ведомственные постояннодействующие следственно-оперативные группы могут быть образованы для выявления и расследования неочевидных сложных конкретных видов и групп преступлений. например, совместным приказом прокуратуры, МВД, Минздрава Республики Башкортостан было образовано шесть постоянно действующих СОГ по раскрытию и расследованию умышленных неочевидных, серийных убийств и бандитизма. В этом Приказе было оговорено, что по ходатайству руководителя СОГ по мере необходимости, могут привлекать к деятельности СОГ специалисты - судебно-медицинские эксперты Бюро СМЭ МЗ Республики, эксперта ЭКЦ, оперуполномоченного экономической безопасности и противодействия коррупции, специалиста криминалистического отдела прокуратуры (ныне следователи-криминалисты или иного специалиста отдела криминалистики Следственного Комитета), следователи и оперативные работники горрай органов. Члены СОГ также обеспечивается средствами связи, транспортом, средства индивидуальной защиты и т.п. Далее в этом приказе также было предусмотрено по каким категориям преступлений выезжают, какие задачи выполняют, организационная деятельность руководителя СОГ, порядок прохождения информации и др. другим положительным явлением Указ Президента Республики Башкортостан от 17.12.2010 г. «О постоянно действующем Координационном совещании по обеспечению правопорядка Республики Башкортостан» руководитель следственного управления включен в состав данного совещательного органа, принимает участие в заседаниях совещания в том числе по вопросам борьбы с коррупцией.

Заключен ряд соглашений с контрольно-надзорными органами, предусматривающими направление в следственное управление материалов ревизий (проверок), позволяющих предполагать наличие признаков составов преступлений, в т.ч. коррупционных, подследственных следователям органов Следственного комитета Российской Федерации. С МВД по РБ, с прокуратурой РБ и УФСБ по РБ подписаны приказы, регулирующие порядок взаимодействия при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений коррупционной направленности и осуществления прокурорского надзора.

Принятыми совместными мерами удалось повысить эффективность борьбы с коррупцией. За 9 месяцев 2014 года в следственные органы следственного управления по Республике Башкортостан поступило 816 сообщений о преступлениях коррупционной направленности (АППГ - 595, +37,1%).

По результатам проведенных доследственных проверок следователями следственного управления по Республике Башкортостан возбуждено 491 уголовное дело данной категории, что составляет 63% от общего числа принятых процессуальных решений. В возбуждении уголовного дела отказано по 231 сообщению, или 29,7% от числа принятых решений (АППГ - 189, или 32%). Повышение удельного веса возбужденных уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях коррупционной направленности вызвано принятием следственным управлением по Республике Башкортостан организационно-практических мер, направленных на улучшение качества материалов (сведений, информации) предоставляемых следователям органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проведения методической работы.

За 9 месяцев 2014 года 161 уголовное дело расследовано и направлено в суд для рассмотрения по существу, что на 6% больше, чем за

аналогичный период прошлого года. Действиями виновных лиц по преступлениям коррупционной направленности по направленным в суд делам причинен ущерб в размере более 150 тысяч рублей. В ходе предварительного следствия возмещен ущерб на сумму более 88 тысяч рублей. Для реализации конституционных прав потерпевших от преступлений на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба следственным управлением издано распоряжение, а также подписан совместный приказ с прокуратурой РБ и другими ведомствами, содержащий требования о принятии всего комплекса мер, предусмотренных законом. Данные вопросы рассматриваются на коллегиях и оперативных совещаниях следственного управления, находится на постоянном контроле руководителя следственного управления.

Проводимая совместная работа, направленная на согласование оперативной информации, подлежащей уголовно-правовой реализации, совместное планирование следственных и оперативно-розыскных действий, за анализируемые периоды позволила выявить в ходе следствия 129 дополнительных эпизодов преступной деятельности виновных лиц по оконченным уголовным делам коррупционной направленности.

Следственным управлением на системной основе осуществляется мониторинг уголовных дел, сроки следствия и стражи по которым продлены, ход и результаты расследования таких дел заслушиваются на оперативных совещаниях. При возбуждении ходатайств о продлении сроков следствия в аппарате следственного управления уделяется повышенное внимание обоснованности продления руководителями отделов сроков следствия от 2 до 3 месяцев. При каждом продлении процессуальных сроков в аппарате следственного управления дается оценка интенсивности расследования по уголовному делу, наличию фактов волокиты, полноте и своевременности выполнения процессуальных

действий, необходимость проведения которых ранее была положена в основу ходатайства следователя, выясняются конкретные причины нарушения процессуальных сроков.

В текущем году отделом процессуального контроля с оказанием практической помощи осуществлены выездные проверки состояния законности в деятельности 29 следственных отделов, в ходе которых давалась оценка интенсивности расследования находящихся в производстве уголовных дел, соблюдению разумных сроков следствия и проведения доследственных проверок. В 2013 году проверками также были охвачены все следственные отделы. Практиковались совместные выезды с органами прокуратуры. [8]

К другим формам взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемыми организованными группами, преступными сообществами, (преступными организациями) относится координационное совещание руководителей правоохранительных органов на уровне страны и субъектов России, является постояннодействующая межведомственная группа (ПДМГ) и следственно-оперативная группа (СОГ) [9].

Постоянно действующая межведомственная группа правоохранительных органов России образована в соответствии с постановлением Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов России от 21.02.2011 г. № 1 «О неотложных мерах по противодействию преступности, усилению охраны общественного порядка, активизации профилактики противоправного поведения».

Аналогичные межведомственные группы образованы на уровне субъектов Российской Федерации, которые определяют совместные мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение преступных посягательств, совершаемые организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечивает координацию деятельности правоохранительных органов и взаимное использование их возможностей при проведении совместных мероприятий, в том числе предусмотренных решениями координационных совещаний, целевыми федеральными и региональными программами по борьбе с преступностью, разработку совместных приказов, подготовку информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; исходя из криминогенной обстановки в регионе в целях обеспечения эффективности противодействия преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), принимает решения о создании ПДМГ, назначении ее руководителя, а также о подготовке руководителями правоохранительных органов совместного приказа о создании и функционировании ПДМГ.

Члены координационного совещания, руководители заинтересованных государственных органов участвуют в работе координационного совещания и вносят предложения по совершенствованию совместной деятельности в сфере противодействия преступлениям, совершенным организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), законодательства Российской Федерации, а также по подготовке проектов соответствующих программ, совместных плановых мероприятий, организационно-распорядительных документов, в том числе связанных с созданием и деятельностью ПДМГ.

Состав ПДМГ формируется из числа наиболее квалифицированных и опытных сотрудников органов предварительного следствия и дознания, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Основными направлениями деятельности ПДМГ являются изучение криминогенной ситуации в сфере борьбы с организованной преступностью, прогнозирование вероятностных тенденций этого явления

и разработка предложений по противодействию данному виду преступности. В указанных целях анализируются результаты работы правоохранительных органов, разрабатываются методические и иные рекомендации, которые доводятся до сведения заинтересованных сотрудников правоохранительных органов, а также следственных групп, созданных для расследования конкретных преступлений.

Руководители ПДМГ в целях определения приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, обсуждения вопросов правоприменительной практики и имеющихся проблем, выработки конструктивных, согласованных решений организуют проведение совещаний этих групп, на которых подводятся итоги выполнения запланированных мероприятий и рассматриваются предложения по совершенствованию их деятельности.

Руководители следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции: обеспечивают деятельность ПДМГ согласно ее целям и задачам; вносят предложения о замене сотрудников и сроках их пребывания в ПДМГ.

Основаниями для создания СОГ являются возбуждение уголовных дел с одновременным принятием решения о создании СОГ по конкретному уголовному делу оформляется постановлением руководителя следственного органа, в котором определяются ее состав и руководитель. К работе СОГ, как правило, принимает участие отдельные оперативные работники или специально-созданная оперативно-розыскная (поисковая) группа и назначенный руководитель является заместителем руководителя СОГ.

Финансирование служебных командировок, а также иных расходов включенных в СОГ на обеспечение их деятельности осуществляется за счет командировавших их правоохранительных органов.

Руководитель СОГ несет персональную ответственность за

организацию работы СОГ, соблюдение законности, контролирует работу членов СОГ и должностных лиц, привлеченных к ее работе; осуществляет планирование следственных действий; дает письменные поручения к привлеченным должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность к работе СОГ, использует в практической деятельности методические рекомендации ПДМГ, при необходимости вносит предложения о разработке рекомендаций по применению действующего законодательства и совершенствованию следственной практики.

Взаимодействие СОГ с правоохранительными органами других государств осуществляется в соответствии с соглашениями о правовой помощи, законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие с территориальными органами осуществляет руководитель и следователи СОГ в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, при необходимости производства в другом месте следственных или розыскных действий по находящемуся в производстве уголовному делу поручают их проведение соответствующим следователям и органам дознания.

Подразделения территориальных правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают своевременный обмен сведениями о ставших им известными фактах противоправной деятельности, связанных с расследуемым преступлением, с сотрудниками оперативного подразделения, привлеченного к работе СОГ.

Следователь, сотрудник оперативного подразделения, привлеченный к работе СОГ, и территориальный правоохранительный орган совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию вышеуказанной информации.

Сотрудники органа дознания могут с разрешения руководителя СОГ http://ej.kubagro.ru/2016/05/pdf/88.pdf

присутствовать при выполнении отдельных следственных действий.

На этапе предварительной проверки сообщения о совершенном преступлении, особенно на первоначальном этапе расследования по любому уголовном делу, следователь - руководитель СОГ определяет цели, задачи и средства достижения планируемых первоначальных следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных и иных полицейских мероприятий. Исходя их наличия исходной криминалистически значимой информации, необходимо определить какие обстоятельства полежат доказыванию и выделить какие из них установлены, а какие необходимо установить. Исходя из этого, необходимо выделить следственные ситуации и на их основе выдвинуть следственные версии (например, построение и проверка розыскных действий) [10] , определить средства их проверки с учетом предполагаемого алгоритма действий следователя или оперативного работника, участника СОГ. Предполагаемые следственные и иные процессуальные действия по делу позволяют следователю определить необходимые оперативно-розыскные и иные полицейские мероприятия. Исходя из такого плана, следователь с учетом предстоящих одновременных следственных действий и ОРМ определяет их практическое решение путем проведения организационно-управленческих действий с привлечением дополнительных сил и средств, т.е. о создании следственной группы. По делам о неочевидных тяжких или особо тяжких преступлений о создании СОГ.

В отечественной юридической литературе отсутствует единое мнение о понятии, сущности, содержании и структуры планирования расследования отдельного или группового многоэпизодного преступления, а также проведении отдельного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия . Сказанное подтверждается мнениями С.В. Кузьмина и Н.В. Селиной[11].

Анализируя многочисленные научные работы, посвященные криминалистическим алгоритмам, алгоритмизации процесса расследования, программирования, прогнозирования, планирования и организации и вообще управления расследованием [12] , автор пришел к выводу, что в понятие управления структурно входит планирование и организация реализации плана расследования в целом или по отдельным этапам уголовного дела.

Планированию и организации расследования предшествуют прогностическая оценка ситуации расследования, определение алгоритма действий следователя и алгоритмизация, программирование и моделирование процесса расследования. за всеми процессами требуется осуществление организационно-управленческая деятельность

руководителя СОГ в расследовании многоэпизодных, сложных по объему и содержанию с использованием различных тактических операций и комбинаций, одновременно проводимых следственных действий обеспечиваемых оперативно-розыскными или поисковыми мероприятиями с участием различных специалистов. При таком подходе, на момент первоначального составления наиболее рационального плана расследования одного или нескольких преступлений, проведение одновременных или сложных следственных действий сводиться следователей-практиков лишь к описанию следственных ситуаций, к изложению перечня следственных действий и ОРМ без предварительно согласованного плана и определения участников в таких мероприятиях, а также выделения тактических приемов, комбинаций, операций, составляющих и позволяющих принятие тактический решений, соразмерно и в соотношении с элементами следственных ситуаций. Таким образом, первоначально осуществляется анализ и оценка введенной следователем информации, позволяющей самостоятельно направлять ход дальнейшего направления расследования и избрать необходимый алгоритм действий,

т.е. сформировать целесообразный и оптимальный перечень следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных, организационных и оперативно-технических мероприятий. По результатам реализации плана расследования по делу или проведенного следственного действия необходимо оптимизировать и сформировать перечень необходимых вопросов в целях получения дополнительных обстоятельств подлежащих доказыванию для ввода и анализа вновь полученных данных и, как следствие, уточнения плана расследования по делу или проведения отдельного следственного или иного действия. Таким образом, аналогичный подход может быть использован и для определения оперативно-розыскных мероприятий или оперативного сопровождения следственных ситуаций под каждый конкретный случай проведения следственных или иных процессуальных действий.

В результате применения алгоритмизированных, оптимально приспособленных компьютерных программ, могут быть положены в основу стратегического плана расследования по нескольким уголовным делам. В частности, эти данные могут успешно использоваться при календарном (сводном) планировании, с разбивкой по дням и часам. Составлению подобного плана может выступать развернутый, сводный стратегический план, дающий наглядное представление о всей планируемой работе по уголовному делу. В дальнейшем этот план конкретизируется и уточняется с учетом складывающейся следственной и розыскной ситуации по результатам проведенных следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных и иных полицейских мероприятий.

Четко спланированный план расследования способствует непрерывному осуществлению взаимодействия следователя, дознавателя, должностного лица, осуществляющего ОРД и других сотрудников органа дознания различных ведомств (МВД, ФСБ и др.) в проведении

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по соответствующему уголовному делу, совместного составления ежедневных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается с руководителями следственного органа, оперативно-розыскного подразделения и утверждается начальником органа внутренних дел.

Согласованное планирование следственных действии и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Обеспечение его непрерывности возлагается на руководителя СОГ, следователя, дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, и начальника соответствующего оперативно-розыскного подразделения.

По мнению В.Д. Берназ «Сегодняшняя технически оснащенная, нередко, много эпизодная организованная преступность представляет собой не простую проблему для расследования, которую не возможно решить старыми методами организации досудебного следствия и, в частности, без стратегического планирования работы следователя, без умения следователем выбирать верное перспективное направление деятельности по уголовному делу» [13]. Изложенное свидетельствует о том, что стратегическое планирование при раскрытии и расследовании неочевидных, сложных, многоэпизодных, тяжких и особо тяжких преступлений с неопределенной исходной информацией о событии и обстоятельствах совершенного преступления требует с момента установления признаков этого деяния и постоянно осуществляться до приговора суда.

Стратегический план-памятка следственных и иных процессуальных действий, а также ОРМ по уголовному делу № 567459, возбужденному 25.05.2015 г. следователем (руководителем СОГ Петровым И.И.) СО СУ СК РФ по Прикубанскому

административному округу г. Краснодара. по ст. 105, 209, 210 УК РФ.

п. п Необходимые следственные и следственно-оперативные мероприятия Да та выполне ния И сполн итель О тметка об исполн ении

При получении информации о совершенном или совершаемом преступлении выполнить: получить исходную информацию об обстоятельствах и событии преступлении; определить потребность сил и средств для осмотра места происшествия; совместно с оперативным дежурным дежурной части ОВД организовать выезд дежурного СОГ; провести необходимые неотложные следственные и иные неотложные действия, предписанные ч. 1 ст. 144 УПК РФ

Принять дело к производству

Осмотр места происшествия (составить схему, обработка фотосъемок )

Упаковать вещественные доказательства

По изъятым вещественным доказательствам

назначить экспертизу

Произвести задержание подозреваемого

Провести обыск, выемку

Наложить арест на имущество обвиняемых

Проверить прошлые судимости по ГИАЦ МВД

0 Изучить уголовные дела прошлых лет, в которых принимали участие подозреваемые

1 Изучить личные дела участников преступлений прошлых лет, в которых принимали участие подозреваемые

2 Изучить личные дела по месту отбывания наказания

3 Запросить копию приговоров на подозреваемых

4 Запросить характеристики

5 Направить отдельные требования в государственные и иные учреждения

6 В порядке ч. 4 ст. 38 и ч. 2 ст. 163 УПК РФ поручить оперативным работникам, должностным лицам органов, осуществляющих ОРД о проведении ОРМ

По делу назначить экспертизы

7

8 Ознакомить подозреваемого (обвиняемого) с постановлением о назначении экспертизы

9 Ознакомить подозреваемого (обвиняемого) с заключением экспертизы

0 Допросить подозреваемых

1 Допросить свидетелей, потерпевших

2 Признать потерпевшими

3 Признать гражданскими истцами

4 Провести очные ставки

5 Запросить банки о наличии вкладов

6 Наложить арест на денежные вклады

7 Наложить арест на почтово-телеграфную корреспонденцию

8 Отменить арест на почтово-телеграфную корреспонденцию

9 Провести следственный эксперимент

0 Воспроизвести показания на месте с обвиняемым

1 Изъять образцы для сравнительного исследования

2 Провести опознание вещей

3 Провести опознание личности

4 Провести осмотр вещественных доказательств

5 Вещественные доказательства сдать в камеру хранения

6 Возвратить предметы, документы, вещи, потерпевшим

7 Вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого

8 Допросить в качестве обвиняемых

9 Избрать меру пресечения в отношении обвиняемых

0 Вынести постановление о приостановлении уголовного дела

1 Вынести постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования

2 Уведомить заинтересованных лиц о прекращении уголовного дела или уголовного преследования

Уведомить потерпевших об

3 окончании предварительного следствия

4 Уведомить гражданских истцов об окончании предварительного следствия

5 Уведомить обвиняемых и защиту об окончании предварительного следствия

6 По мере необходимости внести представление

7 Ознакомить обвиняемых и защиту с материалами дела

8 Ознакомить потерпевших и истцов с материалами дела

9 Составить обвинительное заключение

0 Заполнить и направить в ГИАЦ МВД карточку формы № 1,2,6

Руководитель следственно-оперативно группы И.И.

Иванов

Зам. руководителя следственно-оперативно группы

(Руководитель оперативно-розыскной

(поисковой)группы П.П.

Петров

Стратегический план может изменяться и дополняться по инициативе любого участника СОГ с разрешения руководителя СОГ.

В ходе совместной оперативно-служебной деятельности руководителя СОГ при проведении отдельных следственных на стадии предварительного расследования, в том числе следователь, осуществляет руководство, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованные

действия всех ее членов, направленные на проведение конкретных отдельных следственных и иных процессуальных действий.

Такими же функциями обладает заместитель руководителя СОГ, т.е. руководитель оперативно-розыскной (поисковой) группы.

Руководитель СОГ, по мере необходимости знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности, для их использовании при составлении плана допроса, очной ставки и других следственных действий. В случае необходимости, руководитель СОГ, совместно с руководителем оперативно-розыскной (поисковой) группы определяют содержание и перечень дополнительных заданий и поручений лицам, привлеченным к содействию на конфиденциальной основе, а также должностным лицам подразделений специальных оперативно-технических мероприятий на основании письменного поручения следователя - члена СОГ с согласия руководителя СОГ. К специальным оперативно-техническим мероприятиям относиться, как правило, это «контроль и запись переговоров» и «получение информации о соединениях между абонентами и или абонентскими устройствами».

В следственной практике сложилась тенденция порядка оформления поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий следующего характера, например, указывается конкретно кому адресовано, выполняется на фирменном бланке с указанием исходящего номера и даты регистрации в журнале, как правило, следующего содержания:

В СО при ОВД Октябрьского района г. Ростов-на-Дону расследуется уголовное дело № 6500338 возбужденное от 30.10.2006 г по ст. 159 ч. 3 УК РФ. Фабула дела: М., являясь директором ООО «Компания Виалекос-Юг», по предварительному сговору с Мм. с целью хищения чужого имущества 14 февраля 2006 г. находясь в офисе ООО «Химснаб 2000», расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Таганрогская, 181, заключили договор № 3/06 от 14.02.2006 г. с ООО «Химснаб 2000» в лице

директора Ма. На поставку химической продукции, после чего, в этот же день со склада ООО «Химснаб 2000» , расположенного по вышеуказанному адресу М. действуя согласованно с Мм., согласно товарной накладной № 77 от 14.02.2006 г. получили химическую продукцию на сумму 180 192 руб. Однако М., продолжая реализовывать свой преступный умысел, используя свое служебное положение, свои обязательства по договору с Мм. не выполнили, оплату на полученный товар не произвели, тем самым путем обмана и злоупотреблением доверия похитили товар на общую сумму 180 192 руб. принадлежащую ООО «Химснаб 2000», чем причинили последним материальный ущерб. В ходе проведения предварительного расследования, было установлено, что Мм. проживает по адресу: г. Краснодар, ул. Любая 45, кв. 3. Однако, было установлено, что Мм. только прописан по данному адресу. В связи с чем, прошу допросить в качестве свидетелей лиц, проживающих по данному адресу или соседей. На основании выше изложенного и руководствуясь п. 4 и п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, -

ПРОШУ

1. Поручить сотрудникам вверенных Вам служб установить местонахождение Мм., который проживает по адресу г. Краснодар, ул. Любая 45 кв. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В случае установления его местонахождения прошу информировать об этом СО при ОВД Октябрьского района г. Ростов-на-Дону и обязать Мм. явкой к следователю.

3. В случае отсутствия Мм. по данному адресу прошу допросить в качестве свидетелей лиц, проживающих по данному адресу или соседей по следующим вопросам: знаком ли им Мм., если да, то с какого времени и в каких отношениях с ним находятся?; проживает ли Мм. по указанному адресу?; когда и в какой раз они его видели?; где Мм. может находится в настоящий момент (адреса, телефоны и т.д.); есть ли у него родственники,

если да, то по возможности указать их адреса или контактные телефоны.

О результатах проделанной работы прошу доложить в установленный законом срок.

Уведомить прошу по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Уфимцева, 10. Тел. 8-863-249-10-29 ; Факс: 8-863-234-26-66 . Заранее благодарю за оказанное содействие

Следователь СО при ОВД Октябрьского района г. Ростов-на-Дону

капитан юстиции Иванов И.И.

Руководитель оперативно-розыскной (поисковой) группы, включенный в состав СОГ определяет и избирает средств и методов исполнения поручения руководителя СОГ или следователя - члена СОГ. Должностное лицо, осуществляющее ОРД или начальник органа дознания получившее письменное поручение, обеспечивает качество и полноту его исполнения.

Анализ мнений следователей следственной части ГСУ при ГУ МВД РФ и СУ СК РФ по ЮФО и СКФО наиболее актуальным считают: вопросы разработки и совершенствования планирования с учетом индивидуальности, динамичности, реальности и конкретности, как логические формы тактики взаимодействия участников СОГ, требует совершенствования ведомственных актов, регулирующих деятельность СОГ международного и межведомственного характера. Именно эти аспекты будут способствовать и рационализировать процесс планирования и обмена информацией между членами СОГ. В этих целях необходимо автоматизировать применение экспертных программ и программ действий участников всех форм СОГ, отрабатываемых с использованием

информационных технологий, которые будут способствовать осуществлению формы мышления, т.е при эвристической деятельности руководителя СОГ при выдвижении гипотезы в форме версии, алгоритма деятельности всех членов СОГ. У руководителя СОГ в процессе осуществления своей деятельности, особенно по многоэпизодным делам, по которым проходит большое количество потерпевших, свидетелей и обвиняемых, а также производство следственных действий может быть одновременным и в разных регионах, при участии различных специалистов, информационный поток в процессе его прохождения, особенно при маневрировании этой информации, возникает трудоемкость мыслительной эвристической деятельности. При такой ситуации возникает необходимость разработки комплекса научно-методических рекомендаций по его оптимизации и повышению результативности расследования преступлений. В этих целях, по мнению автора, по отдельным групповым видам преступлений требуется разработка формализованных алгоритмов, программ планирования. В основу возможно использовать метод сетевого планирования и управления, которые подробно были исследованы А.М. Лариным [14] , хотя этот эксперимент пока не нашел широкого распространения. Вместе с тем, данный метод также может быть полезен сотрудникам оперативно-розыскного подразделения, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, описанием по правилам фиксации предметов, документов и иных носителей информации, которые могут быть признаны потенциальными вещественными доказательствами или иметь иное значение для расследования уголовного дела.

Для реализации стратегического плана по делу, а также плана проведения отдельного следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия, руководитель СОГ или его заместитель, осуществляющий

ОРД подразделениями в качестве перспективного направления могут внедрить компьютерных системы планирования в практику деятельности СОГ. Суть такой деятельности заключается в анализе и оценке информации, т.е. составляется наиболее вероятный перечень типичных информаций; наиболее оптимальные варианты принятия решения по информации; наиболее вероятные типичные действия по информации и наиболее вероятные результаты по этой информации. При этом могут быть использованы корректирующие действия. Внедрение такой системы дает возможность совершенствами технологий планирования многоэпизодного, сложного уголовного дела, организационно-управленческой деятельности руководителя СОГ в принятии решения о выдвижении и проверке версий, а также организации четкого взаимодействия каждого участника СОГ. В больших СОГ может быть создан аналитический штаб, осуществляющий аналитическую деятельность по выполнению, уточнению и корректировке плана расследования, а также организации контроля совместной оперативно-служебной деятельности и оценка ее результатов.

Контроль за организацией и состоянием совместной процессуальной и оперативно-служебной деятельности СОГ, своевременная оценка ее результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, осуществляет руководитель следственного органа и органа дознания.

Деятельность дежурной СОГ, созданной при дежурной части органа дознания контролирует оперативный дежурный дежурной части, а также ответственный дежурный от руководства органа дознания на своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий (в пределах своей компетенции) и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений в возможно короткие сроки.

При возвращении дежурной СОГ, оперативный дежурный или http://ej.kubagro.ru/2016/05/pdf/88.pdf

ответственный от руководства полиции изучает собранные материалы, дает указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, а также принимают меры по утверждению согласованного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.

С целью контроля за состоянием деятельности СОГ по нераскрытым преступлениям руководитель следственного органа и органа дознания (ОВД) заслушивают (по расследуемым уголовным делам регулярно, по приостановленным ежеквартально) отчеты руководителя СОГ и его заместителя, отвечающего за ОРД и отдельных сотрудников -членов СОГ, привлеченных к раскрытию и расследованию преступлений (без вмешательства в процессуальную, организационно-управленческую и оперативно-розыскную деятельность руководителя и членов- участников СОГ). Дает оценку выявленным недостаткам, намечает и принимает меры по их устранению.

Иногда, когда на территории субъекта созданы несколько СОГ по раскрытию и расследованию однородных, но самостоятельных видов преступлений, для качественного выполнения участниками СОГ на уровне субъектов создают оперативно-аналитический штаб в рамках которого осуществляется анализ оперативной обстановки изучает вопросы координации по организации совместной оперативно-служебной деятельности в целях выявления, обобщения и распространения положительного опыта, оценки имеющихся недостатков и определения перечня мероприятий по их устранению.

Как правило, в состав оперативно-аналитического штаба входят руководители подразделения ГО МВД РФ по субъекту и наиболее опытные сотрудники этих подразделений, выполняющие свои функции в пределах своей компетенции:

Руководитель следственного органа, руководитель полиции ежедневно, еженедельно или ежеквартально анализируют результаты деятельности СОГ по расследованию тяжких многоэпизодных, сложных дел, причины прекращении и приостановления производства по отдельным эпизодам или в целом по уголовному делу.

Изложенное позволяет высказать мнение о том, что В. Д. Зеленский прав, считая, что «функции руководителя следственного органа обусловлены двумя группами факторов, т.е. это процессуальные и организационно-управленческие» [15]. В контексте этого, по мнению В. Д. Зеленского, организационные функции руководителя следственного органа - это «контроль за созданием следователями структур отдельного расследования, методическая помощь следователю в создании структуры расследования и производстве отдельных следственных действий и тактических операций, дачу указаний следователю по уголовному делу с целью оптимизации структуры расследования, оказание следователю помощи в налаживании взаимодействия с органом дознания, создание условий для качественного производства расследования (научно-техническое, материально-техническое, кадровое обеспечение расследования)» [16].

Изложенное также позволяет предложить следующие задачи СОГ: защита прав и законных интересов лиц и организаций при раскрытии преступлении и расследовании уголовных дел.

Обеспечению деятельности СОГ также способствует введенная практика с 1993 г. в МВД РФ и его подразделения по использованию пенсионеров [17] правоохранительных органов в качестве специалистов по изучению приостановленных архивных не раскрытых тяжких и особо тяжких уголовных дел прошлых лет, обобщения и выработке мер по их раскрытию в решении вопроса взаимодействии СОГ нескольких субъектов по находящимся однородным поступлениям в их производстве.

Успешной деятельности специализированных межведомственных СОГ способствуют совместные координационные совещания руководителей правоохранительных органов или создания межведомственных рабочих групп по координации деятельности СОГ при прокуроре субъекта [18] . Результатом таких мероприятий, проведенных прокурором Алтайского края по координации СОГ в условиях чрезвычайных обстоятельств явилось раскрытие убийств Барнаульских милиционеров. По этому делу допрошено более 120 человек, проведено около 100 экспертиз и более 650 следственных действий с сентября 2009 г. по декабрь 2009 г.

В результате совместной деятельности СОГ МВД и ФСБ по Республике Адыгея в 2012 году выявлены и раскрыты несколько тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих широкий общественный резонанс.

К их числу можно отнести пресечение деятельности так называемого «воровского сообщества», члены которого действовали на территории Адыгеи и Краснодарского края. В рамках расследования уголовного дела по факту организации преступного сообщества к ответственности был привлечен ряд уголовных авторитетов.

Крупным успехом оперативников региональных МВД и ФСБ стало выявление деятельности организованного преступного сообщества в сфере незаконного нефтебизнеса. Обнаружена база хранения похищенных нефтепродуктов, выявлены каналы поставки и сбыта и горюче-смазочных материалов.

Завершением реализации оперативной разработки сыщиков занимались коллеги из Главного управления МВД России по Краснодарскому краю. С задержания сбытчиков фальшивых денежных знаков на территории Адыгеи началась масштабная операция по пресечению деятельности межрегиональной этнической преступной группы, занимавшейся на территории Республики Дагестан изготовлением

и сбытом поддельных российских банкнот.

Оперативники МВД и ФСБ принимали участие в финальной части операции, в результате которой изъято около 3 миллионов фальшивых денежных знаков, оружие и боеприпасы. За решеткой оказались пятеро активных членов группировки.

По линии борьбы с международным оборотом наркотиков, в рамках реализации оперативного замысла, осуществлено задержание трех фигурантов, находящихся в международном розыске по линии Интерпола. В Турции двое из них заочно приговорены к длительным срокам тюремного заключения за изготовление и сбыт наркотических средств

[19].

В результате проведенного анализа и обобщения научной и специальной литературы, а также судебно-следственной, оперативной практики, автор приходит к выводу о целесообразности создания следственной группы, как процессуальной формы взаимодействия при производстве предварительного следствия, а также группы оперативного сопровождения следственной группы, т.е. оперативно-розыскная (поисковая) группа, как не процессуальная форма деятельности в раскрытии и расследовании неочевидных, тяжких и особо тяжких преступлений.

Таким образом, для создания, формирования и эффективной деятельности по раскрытию и расследованию неочевидных, тяжких и особо тяжких преступлений, необходимо объединение следственной группы и оперативно-розыскной (поисковой) группы в единую структуру, как СОГ.

Литература

1. Обвинительное заключение по делу № 52067 и 12144 /См.: Архив Верховного суда Республики Чечня за 2002 г.

2. Приказ МВД России № 495 и Приказ ФСН России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и

налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений (зарегистрирован в Минюсте России от 1.09.2009 г. № 14675 в ред. Приказа МВД РФ и ФНС России от 14.11.2011 г. № 1144/ММВ-7-2/774 и от 12.11. 2013 г.).

3. Федеральный Закон РФ «О полиции» № З-ФЗ от 07.02.2011 г. - М.: Проспект, 2011. С. 11-30.

4. Федеральный Закон РФ «Об ОРД» № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. - М.: «ОМЕГА-Л», 2012. С. 5.

5. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскные мероприятия первой категории //Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А.Ю. Шумилова - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 364-365; Вагин О. А., Земскова А.В., Овчинский В.С. Содержание оперативно-розыскных мероприятий //Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С, Овчинского, Г.К. Синилова - М.: ИНФРА-М, 2007 - Х.С. 326.

6. http //www.dfoportal.info/area07x/partieg1/article-nykmcc6.htm.27.06.2015.

7. http: //Krasnodar.news-city.info/docs/sistemsk/dok_oegieb.htm.

8. Интренет сайт http surb.ru/folder/858491/item/858494/ от 27.06.2015 г.

9. Приказ Генпрокурора России № 192, МВД России № 420, ФСБ России № 279, СК России № 15, ФСКН России № 229, ФТС России № 1071, ФСИН России № 293 от 14 мая 2013 г. «Об утверждении положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями).

10. Данильян Э.С. Построение и проверка розыскных версий: Монография / Э.С. Данильян - Краснодар КрУ МВД РФ, 2015 г. - 142 с.

11. Кузьмин С.В. «Белые пятна» в теории планирования расследования преступлений / С. В. Кузьмин - Вестник криминалистики/ Под ред. А. Г. Филиппова -М., Спарк, 2008, Вып. № 3(27). С. 40-46; Селина Н.Б. Компьютеризированный подход к планированию расследования преступлений/ Н.Б. Селина - Вестник криминалистики/ Под ред. А.Г. Филиппова - М., Спарк, 2008, Вып. № 2(26). С. 110113.

12. Зеленский В.Д. Организационные функции субъектов расследования. преступлений: Монография /В.Д. Зеленский - Краснодар, КубГАУ, 2005. - 195 с.; Зеленский В.Д. Основные положения организации расследования преступлений: Учебное пособие/ В.Д. Зеленский - Краснодар, КубГАУ, 2012. - 160 с.; Куемжиева С.А., Зеленский В.Д. Общие положения криминалистической методики: Монография / С.А. Куемжиева, В.Д. Зеленский. - Краснодар, КубГАУ, 2015. - С. 43-111.

13. Берназ В.Д. Стратегическое планирование при расследовании преступлений // Современное состояние и развитие криминалистики: Совместный Российско-Украинский проект: Сборник научных трудов/ Под ред. Н.П. Яблокова и В.Ю. Шепитко - Х.: Опостол, 2012. С. 127-136.

14. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование. Организация. М., 1970. - 128 с.; См.: также Ян. Пещак. Следственные версии. М., 1976. - 346 с.

15. Зеленский В. Д. Теоретические вопросы организации расследования преступлений. Монография/ В.Д. Зеленский, - Краснодар, КубГАУ, 2011. С. 115.

16. Приказ МВД РФ № 137 от 29 марта 1993 г. «Об использовании пенсионеров правоохранительных органов системе МВД России.

17. В марте 2015 г. в прокуратуре Краснодарского края состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов по вопросу выявления, пресечения и расследования преступлений, связанных с фальшивомонетничеством.(См.:http prokuror.nichost.ru/news/v-prokurature-kraya-

sostoalos-koordinacionnoe-sove.... 19.06.2015); Совместный приказ Прокуратуры, ГУ МВД, МЧС РФ, СФСН РФ, Межрегиональные общественные организации по Хабаровскому краю от 5.04.2013 г. «О создании Межведомственной рабочей группы по координации совместной деятельности в сфере защиты прав предпринимателей».

18.http: //www.amic.ru/news/128755/ от 27.06.2015г.

19.Официальный интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (См.: http: //www.adygheya.ru/press/news/show/newsid=5149 от 19.06.2015.

References

18. Obvinitelnoe zakluchenie po delu № 52067 i 12144 /Sm.: Arkhiv Verkhovnogo suda Respubliki Chechnya za 2002 g.

19. Prikaz MVD Rossii № 495 i Prikaz FSN Rossii № ММ-7-2-347 ot 30.06.2009 g. «Ob utverzhdenii poryadka vzaimodeystviya organov vnutrennikh del i nalogovykh organov po preduprezhdeniyu, viyavleniyu i presecheniyu nalogovykh pravonarusheniy i prestupleniy (zaregistrirovan v Minyuste Rossii ot 1.09.2009 g. № 14675 v red. Prikaza MVD RF I FSN Rossii ot 14.11.2011 g. № 1144/ММВ-7-2/774 I ot 12.11. 2013 g.).

20. Federalniy Zakon RF «О policii» № 3-ФЗ ot 07.02.2011 g. - М.: Prospekt, 2011. S. 11-30.

21. Federalniy Zakon RF «Ob ORD» № 144-ФЗ ot 12.08.1995 g. - М.: «ОМЕОА-Ь», 2012. S. 5.

22. Shumilov A. Y. 0perativn0-rozysknye meropriyatiya pervoy kategorii //Operativno-rozysknaya deyatelnost: Uchebnik / Pod red. К.К. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, A Y. Shumilova - М.: INFRA-М, 2002. S. 364-365; Vagin O.A., Zemskova A.V., Ovchinskiy V.S. Soderzhanie operativno-rozysknykh meropriyatiy //Teoriya operativno-rozysknoy deyatelnosti: Uchebnik / Pod red. К.К. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, O.K. Sinilova - М.: INFRA-М, 2007 - X.S. 326.

23. http //www.dfoportal.info/area07x/partieg1/article-nykmcc6.htm.27.06.2015.

24. http: //Krasnodar. news-city.info/docs/ si stemsk/dok_oegi eb.htm.

25. Internet sayt http surb.ru/folder/858491/item/858494/ ot 27.06.2015 g.

26. Prikaz Oenprokurora Rossii № 192, MVD Rossii № 420, FSB Rossii № 279, SK Rossii № 15, FSKN Rossii № 229, FTS Rossii № 1071, FSIN Rossii № 293 оt 14 maya 2013 g. «Ob utverzhdenii polozheniya ob organizacii mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya po protivodeistviyu prestupleniyam, sovershaemym organizovannymi grupami i prestupnimi soobschestvami (prestupnimi organizaciyami).

27. Daniliyan E.S. Postroenie I proverka rozysknykh versiy: Моnografiya / E.S. Daniliyan - Krasnodar KrU MVD RF, 2015 g. - 142 s.

28. Kuzmin S.V. «Belye pyatna» v teorii planirovaniya rassledovaniya prestupleniy / S.V. Kuzmin - Vesnik kriminalistiki/ Pod red. A.O. Filippova - М., Spark, 2008, Vyp. № 3(27). S. 40-46; Selina N.B. Kоmpyuterizirovanniy podkhod k planirovaniyu rassledovaniya prestupleniy / N.B. Selina - Vesnik kriminalistiki/ Pod red. A.O. Filippova - М., Spark, 2008, Vyp. № 2(26). S. 110-113.

29. Zelenskiy V.D. Organizacionnie funkcii subjektov rassledovaniya prestupleniy: Monografiya /V.D. Zelenskiy - Krasnodar, KubOAU, 2005. - 195 s.; Zelenskiy V.D. Osnovnye polozheniya organizacii rassledovaniya prestupleniy: Uchebnoe posobie / V.D. Zelenskiy - Krasnodar, KubOAU, 2012. - 160 s.; Kuemzhieva S.A., Zelenskiy V.D. Obschie polozheniya kriminalisticheskoy metodiki: Моnografiya / S.A. Kuemzhieva, V. D. Zelenskiy. - Krasnodar, KubOAU, 2015. - S. 43-111.

30. Bernaz V.D. Strategicheskoe planirovanie pri rassledovanii prestupleniy //

Sovremennoe sostoyanie i razvitie kriminalistiki: Sovmestniy Rossiysko-Ukrainskiy proekt: Sbornik nauchnykh trudov/ Pod red. N.P. Yablokova I V.Y. Shepitko - Х.: Оpostol, 2012. S. 127-136.

31. Larin А.М. Rassledovanie po ugolovnomu delu. Planirovanie. Organizaciya. М., 1970. - 128 s.; Sm.: takzhe Yan Peschak. Sledstvennye versii. М., 1976. - 346 s.

32. Zelenskiy V.D. Teoreticheskie voprosy organizacii rassledovaniya prestupleniy. Monografiya /V.D. Zelenskiy - Ю-asnodar, ^bGAU, 2011. S. 115.

33. Prikaz MVD RF № 137 оt 29 майл 1993 g. «ОЬ ispolzovanii pensionerov pravookhranitelnykh organov v sisteme MVD Rossii».

34. V marte 2015 g. V prokurature Krasnodarskogo kraya sostoyalos koordinacionnoe soveschanie rukovoditeley pravookhranitelnykh organov po voprosu viyavleniya, presecheniya I rassledovaniya prestupleniy, svyazannykh s falshivomonetnichestvom.(Sm.:http prokuror.nichost.ru/news/v-prokurature-kraya-sostoalos-koordinacionnoe-sove.... 19.06.2015); Sovmestniy prikaz Prokuratury, GU MVD, MChS RF, SFSN RF, Mezhregionalnye obschestvennye organizacii po Khabarovskomu krayu ot 5.04.2013 g. «О sozdanii Mezhvedomstvennoy rabochey gruppy po koordinacii sovmestnoy deyatelnosti v sfere zaschity prav predprinimateley».

35. http: //www.amic.ru/news/128755/ оt 27.06.2015g.

36. Oficialniy internet-sayt ispolnitelnykh organov gosudarstvennoy vlasti Respubliki Adygeya (Sm.: http: //www.adygheya.ru/press/news/show/newsid=5149 оt 19.06.2015.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.