Научная статья на тему 'Организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа, органа дознания и руководителя следственной группы по формированию и функционированию следственно-оперативной группы'

Организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа, органа дознания и руководителя следственной группы по формированию и функционированию следственно-оперативной группы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
872
69
Поделиться
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ / ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEAD OF INVESTIGATIVE BODY / HEAD OF INVESTIGATION TEAM / ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES / FORMATION OF INVESTIGATION TEAM / PRELIMINARY INVESTIGATION / CRIMINAL PROCEEDINGS / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY / ОРГАНА ДОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бастрыгин Артем Сергеевич

В данной статье автор провел анализ научной и специальной литературы, материалов судебной и следственной практики, уголовно-процессуального законодательства, различных мнений ученых, а также собственного суждения, относительно предлагаемых изменений и дополнений в содержательной части ст. 163 УПК РФ. Проведенный анализ позволяет автору заявить о необходимости предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий дополнительный анализ положений, норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих деятельность следователя, руководителя следственного органа, руководителя следственной группы, дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения органа дознания и руководителя группы дознавателей. Вместе с тем, в ст. 163 УПК РФ предусматривается организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа по принятию решения о создании следственной группы, в определении психологически совместимых, инициативных и опытных следователей членов следственной группы, а также определении руководителя следственной группы. Более того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий

ORG ANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF THE HEAD OF THE INVESTIGATIVE BODY, THE BODY OF INQUIRY AND THE HEAD OF THE INVESTIGATION GROUP ON FORMATION AND FUNCTIONING OF THE INVESTIGATIVE TEAM

The author has analyzed scientific and technical literature, plus materials of judicial and investigative practice, criminal procedural law, different views of scientists, as well as his own judgments on the proposed changes and additions to the content of the article 163 of Criminal Procedure Code. The analysis allows the author to declare the need to invite the heads of the investigative bodies of the various departments and units to carry out more in-depth additional analysis of the items and norms of the criminal procedural law governing the activities of the detective, the head of the investigative body, the head of the investigation team, the investigator, the chief of the inquiry body, the body of inquiry unit and the head of the group of investigators. However, the article 163 of Criminal Procedure Code provides for organizational and administrative activity of the head of the investigative body in terms of decision-making on the establishment of the investigation team, in determining the psychologically compatible, pushing and experienced investigators, members of the investigation team, as well as the approving of the head of the investigative group. Moreover, according to the p. 3 of part 1 of the art. 39 of the Russian Criminal Procedure Code, a head of the investigative body has the right to give instructions about the direction of the investigation and certain investigative actions

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа, органа дознания и руководителя следственной группы по формированию и функционированию следственно-оперативной группы»

УДК 343.98

12.00.00 Юридические науки

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ

Бастрыгин Артем Сергеевич

аспирант очного обучения юридического

факультета

Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия Тел: 8-918-046-25-62

В данной статье автор провел анализ научной и специальной литературы, материалов судебной и следственной практики, уголовно-процессуального законодательства, различных мнений ученых, а также собственного суждения, относительно предлагаемых изменений и дополнений в содержательной части ст. 163 УПК РФ. Проведенный анализ позволяет автору заявить о необходимости предложить руководителям следственных органов различных ведомств и подразделений провести более глубокий дополнительный анализ положений, норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих деятельность следователя, руководителя следственного органа, руководителя следственной группы, дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения органа дознания и руководителя группы дознавателей. Вместе с тем, в ст. 163 УПК РФ предусматривается организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа по принятию решения о создании следственной группы, в определении психологически совместимых, инициативных и опытных следователей членов следственной группы, а также определении руководителя следственной группы. Более того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий

Ключевые слова: РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ; РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ; ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ; ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ; ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА;

UDC 343.98 Legal sciences

ORG ANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF THE HEAD OF THE INVESTIGATIVE BODY, THE BODY OF INQUIRY AND THE HEAD OF THE INVESTIGATION GROUP ON FORMATION AND FUNCTIONING OF THE INVESTIGATIVE TEAM

Bastrygin Artem Sergeevich

full-time postgraduate of the Law Faculty

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Теl: 8-918-046-25-62

The author has analyzed scientific and technical literature, plus materials of judicial and investigative practice, criminal procedural law, different views of scientists, as well as his own judgments on the proposed changes and additions to the content of the article 163 of Criminal Procedure Code. The analysis allows the author to declare the need to invite the heads of the investigative bodies of the various departments and units to carry out more in-depth additional analysis of the items and norms of the criminal procedural law governing the activities of the detective, the head of the investigative body, the head of the investigation team, the investigator, the chief of the inquiry body, the body of inquiry unit and the head of the group of investigators. However, the article 163 of Criminal Procedure Code provides for organizational and administrative activity of the head of the investigative body in terms of decision-making on the establishment of the investigation team, in determining the psychologically compatible, pushing and experienced investigators, members of the investigation team, as well as the approving of the head of the investigative group. Moreover, according to the p. 3 of part 1 of the art. 39 of the Russian Criminal Procedure Code, a head of the investigative body has the right to give instructions about the direction of the investigation and certain investigative actions

Keywords: HEAD OF INVESTIGATIVE BODY; HEAD OF INVESTIGATION TEAM; ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITIES; FORMATION OF INVESTIGATION TEAM; PRELIMINARY INVESTIGATION; CRIMINAL PROCEEDINGS; OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа, органа дознания и руководителя следственной группы по формированию и функционированию следственно-

оперативной группы

В п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК России указано, что руководитель следственного органа уполномочен: «поручить производство предварительного следствия, следователю, либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав, либо принимать уголовное дело к своему производству». В ч. 2 ст. 163 УПК РФ указано, что «решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа».

Далее, в ч. 2 ст. 163 УПК РФ изложено, что «к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему». По смыслу и содержанию ст. 163 УПК РФ непонятно, кто из должностных лиц, органа предварительного следствия вправе привлекать к работе следственной группы должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Поскольку, в ст. 163 УПК РФ по этому поводу прямого указания не предписано, то возможно предположить, что данную деятельность осуществляет руководитель следственной группы по согласованию с руководителем следственного органа.

В ст. 40 УПК РФ (орган дознания) на начальника органа дознания уголовно-процессуальный закон не возлагает создания следственной или

следственно-оперативной группы. В ч. 2 ст. 40(1) УПК РФ (начальник подразделения дознания) указано, что «начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы». В контексте этой статьи уголовно-процессуального закона, начальник подразделения органа дознания вправе быть только руководителем группы дознавателей, но он не вправе создавать эту группу. В ст. 223(2) (Производство дознания группой дознавателей) предписано, что «решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава, принимает начальник органа дознания». Далее в этой норме прописано, что «к работе группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность». В полномочиях следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) и дознавателя (п. 1(1) ч. 3 ст. 41 УПК РФ) отмечено, что «давать органу дознания в случаях и порядке, установленном настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановления о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении».

Таким образом, анализ положений норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих деятельность следователя, руководителя следственного органа, руководителя следственной группы, дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения органа дознания и руководителя группы дознавателей не предусмотрено положения регламентирующего ходатайства, либо по своей инициативе создания

следственно-оперативной группы. Вместе с тем, в ст. 163 УПК РФ предусматривается организационно-управленческая деятельность руководителя следственного органа в принятии решения о создании следственной группы, в определении психологически совместимых, инициативных и опытных следователей членов следственной группы, а также определении руководителя следственной группы. Более того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий.

В соответствии с ч. 3 ст. 163 УПК РФ руководитель следственной группы организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, а согласно ч. 5 ст. 163 УПК РФ вправе участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, лично проводит следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке установленном уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Аналогичные положения присутствуют в положении норм регламентирующих деятельность органа дознания (ст. 40 УПК РФ), начальника подразделения дознания (ст. 40(10 УПК РФ), дознаватель (ст. 41 УПК РФ) и руководитель группы дознавателей (ст. 223(2) УПК РФ) в осуществлении организации управленческой деятельности при производстве дознания по уголовному делу группой дознавателей. К сожалению, в этих нормах УПК РФ нигде не упоминается о деятельности следственно-оперативной группы. Следовательно, уголовно-процессуального понятия следственно-оперативной группы не существует. Вместе с тем, процессуальные основы использования этого термина есть. Производство расследования, это процессуальное действие. Формы привлечения к нему лиц и сами фигуры (специалисты, эксперты, сотрудники различных подразделений (ППС, ДПС, вневедомственная

охрана и др.) оперативно-розыскную деятельность также закреплены в уголовном-процессуальном законе.

Таким образом, автор предлагает определение понятия следственно-оперативной группы, как «любое основанное на законодательстве организованное образование возглавляемое следователем или другими легитимными субъектами расследования и созданное для производства расследования в целом или отдельных его этапов (включая отдельные следственные и процессуальные действия) с участием должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность носящего организационно-управленческую деятельность возможно признать следственно-оперативной группой». Следовательно, руководитель следственно-оперативной группы обладает организационно-управленческими полномочиями.

Естественно, такая группа может быть создана на основе следственной группы созданной решением руководителя следственного органа с приданием к нему оперативно-розыскной (поисковой) группы, образованной начальником органа дознания включенный в состав следственной группы совместным приказом руководителя следственного органа и начальника органа дознания об образовании следственно-оперативной группы. При этом, следует иметь ввиду, что деятельность следственно-оперативной группы носит организационную форму сотрудничества руководителя следственной группы и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы, основанная на четком разграничении обязанностей и ответственности.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ руководителем следственного органа назначается, как правило, следователь или следователь-криминалист из числа наиболее опытных следователей, имеющих организационно-управленческие способности, ими могут быть и заместители руководителя следственного органа. Следовательно,

руководителем следственно-оперативной группы должен быть назначен следователь, у которого в производстве расследуемое уголовное дело. Естественно, за ним сохраняется руководящая роль, т.е. организует работу следственно-оперативных групп, руководит действиями других следователей и через руководителя (непосредственно включённого в состав СОГ) оперативно-розыскной (поисковой) группы осуществляет планирование о проведении следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по делу, координирует совместное проведение следственных и иных процессуальных действий, определяет направление расследования и осуществляет его планирование совместно с членами СОГ, распределяет работу между ними, координирует и контролирует их действия, знакомиться и оценивает с материалами оперативно-розыскной деятельности и в соответствии с инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд [1], обеспечивает надлежащие использование материалов ОРД в расследовании.

Например, при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном преступлении, оперативный дежурный обеспечивает выезд дежурной СОГ для производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных, а в случае установления факта совершения преступления, является тяжким и особо тяжким неочевидным преступлением, по характеру относится к серийным преступлениям прошлых лет, в том числе, если лица их совершившие не установлены, материалы собранные дежурной СОГ по согласованию с ответственным от руководящего состава полиции на момент дежурных суток передаются в специализированную СОГ.

Организационные вопросы для совместной деятельности в дежурной СОГ осуществляет оперативный дежурный по ОВД или Следственного

Комитета, т.е. незамедлительно организует выезд на место происшествия дежурной СОГ, персональный состав которой определяет исходя из характера совершенного преступления в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность дежурных частей органов внутренних дел [2], обеспечивает выезжающих сотрудников средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставления к месту происшествия и обратно; об обстоятельствах совершения преступления и принятых мерах незамедлительно докладывает начальнику органа внутренних дел и(или) ответственному от руководящего состава органа внутренних дел, с последующим информированием их о результатах работы дежурной СОГ и организует выполнение полученных указаний; в случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво- и пожаротехники и других, а также организует привлечение дополнительных сил и средств для осмотра места происшествия и раскрытия преступлений в возможно короткие сроки; поддерживает связь с дежурной СОГ для постоянного получения объективной информации об оперативной обстановке с целью принятия дополнительных мер по организации работы на месте происшествия. Организует инициативно и по запросам руководителя дежурной СОГ получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление дежурной СОГ; передает, в случае подтверждения достоверности сообщения о преступлении, информацию в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел и докладывает о результатах проведенных неотложных следственных действий.

При необходимости извещает другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, похищенных предметах, приметах лиц, подозреваемых в его совершении, и других обстоятельствах, имеющих

значение для формирования криминалистически значимой информации для быстрого раскрытия преступления. Принимает меры к установлению личности погибших, а также пострадавших, доставленных в медицинские учреждения, и информирует о случившемся их близких родственников, опекунов или попечителей.

Оперативный дежурный в случае задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, принимает меры по организации установления их личностей, дактилоскопированию, проверке по криминалистическим учетам, а также помещению задержанного в установленном порядке в изолятор временного содержания.

Осуществляет только по письменному разрешению следователя, дознавателя допуск к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся по уголовным делам, находящимся в их производстве, в изоляторах временного содержания, за исключением случаев, предусмотренных

законодательством Российской Федерации [3].

Сведения о задержании подозреваемых, обвиняемых, обстоятельствах совершения преступления и иные данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве, только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

[4].

По прибытии на место происшествия, следователь, осуществляет руководство СОГ, организует подробный инструктаж, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованные действия всех ее членов,

направленные на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы.

Через оперативного дежурного в необходимых случаях привлекает к участию в осмотре специалистов экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также других лиц для оказания помощи при осмотре значительной площади территории места происшествия., истребует дополнительные технические средства.

Совместно с членами СОГ изучает обстановку на месте происшествия, следы и предметы, служившие орудиями преступления, или на которые были или могли быть направлены преступные действия. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

Дает поручения сотрудникам оперативно-розыскных подразделений о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Обеспечивает качество, полноту н результативность осмотра места происшествия, применение криминалистических средств и методов, изъятие, упаковку и сохранность изъятых следов преступления, сравнительных образцов и иных предметов, их доставку для проведения лабораторных исследований, а также достоверное отражение сведений об осмотре места происшествия в заполняемых в процессуальных и иных документах.

Пресекает попытки необоснованного вмешательства в процессуальную деятельность следователя на месте происшествия со стороны не уполномоченных должностных лиц. Незамедлительно докладывает о таких фактах оперативному дежурному и своему непосредственному руководителю.

При наличии поводов и основания, предусмотренных статьей 140 УПК, принимает решение о возбуждении уголовного дела в порядке,

установленном статьями 146 и 147 УПК. В случае необходимости незамедлительно производит обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также иные необходимые следственные действия, назначает судебные экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение.

Совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет план расследования, который согласовывается с руководителями следственною подразделения (начальником подразделения дознания) и оперативного подразделения и утверждается начальником органа внутренних дел.

Даст поручение оперативному дежурному, другим должностным лицам органа дознания о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся близких родственников пострадавших, опекунов или попечителей.

Принимает решение о передаче сообщения по подследственности в порядке, установленном УПК, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки, преступления, отнесенного к подследственности следователя, дознавателя другого органа предварительного расследования, (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 157 УПК требуется возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).

При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, незамедлительно направляет материалы начальнику органа внутренних дел для проведения органом дознания проверки,

осуществляемой в соответствии с требованиями УПК, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

[5].

Передача следователем в орган дознания составленного им протокола осмотра мести происшествия и других собранных материалов при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, не разрешается.

Сотрудник оперативного подразделения, осуществляет необходимые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствующими нормативными правовыми актами МВД России, по установлению, обнаружению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении поступления, проверке изъятых вещей и объектов по криминалистическим учетам, выявлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, взаимодействуя с сотрудниками других подразделении органов внутренних дел и иных ведомств.

На основании поручений руководителя СОГ, оперативные работники - членов СОГ, в порядке статей 38, 41 и 144 УПК, производит оперативно-розыскные мероприятия.

Сообщает руководителям следственно-оперативной группы или оперативно-розыскной (поисковой) группы, а при необходимости в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного имущества, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Сотрудник оперативного подразделения, принимает меры по установлению лиц, причастных к совершению преступления, их розыску и

доставлению в орган внутренних дел.

Проверяет по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам данные, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Осуществляет постановку на учет похищенных вещей, имеющих индивидуальные номера, и объектов криминалистических учетов. Заводит оперативно-поисковое дело. Оказывает содействие иным подразделениям полиции в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно.

Организационные вопросы деятельности оперативно-розыскной (поисковой) группы входящего в состав СОГ на стадии документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела.

Организатором совместной оперативно-служебной деятельности в процессе документирования преступной деятельности лиц, разрабатываемых сотрудниками оперативных подразделений, является руководитель органа внутренних дел, а также руководитель оперативного подразделения, наделенный правом утверждать постановления о заведении и прекращении дел оперативного учета.

С согласия своего начальника сотрудник оперативного подразделения на любой стадии документирования преступной деятельности, разрабатываемых им лиц вправе обратиться к руководителю

следственного подразделения за помощью в правовой оценке имеющейся оперативной информации, а также за иными необходимыми рекомендациями. Руководитель следственного подразделения с учетом специализации и наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяет следователя, который оказывает запрашиваемую помощь, либо самостоятельно дает сотруднику оперативного подразделения соответствующие рекомендации.

На основании собранных материалов сотрудник оперативного

подразделения самостоятельно дает юридическую оценку информации, полученной в результате документирования преступной деятельности разрабатываемых им лиц.

Собранные оперативным сотрудником материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на признаки преступления, докладываются начальнику оперативного подразделения, с согласия которого должностное лицо осуществляющего оперативно-розыскную деятельность составляет меморандум, рапорт с признаками преступления в соответствии со ст.145 УПК РФ. С соблюдением требований о защите сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, оперативный сотрудник представляет материалы оперативно-розыскной деятельности для ознакомления руководителю следственного подразделения (а в его отсутствие при служебной необходимости - дежурному следователю).

Получив представленные материалы, руководитель следственного подразделения с учетом специализации и наличия допуска к сведениям; составляющим государственную тайну, поручает их изучение на предмет достаточности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела тому следователю, участие которого планируется в их реализации (при наличии возможности).

Срок изучения материалов оперативно-розыскной деятельности согласовывается руководителями следственного подразделения и оперативного подразделения и не должен превышать 10 суток. В неотложных случаях изучение материалов оперативно-розыскной деятельности осуществляется незамедлительно.

Критерием оценки готовности материалов оперативно-розыскной деятельности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в частности: сведений о том, где, когда, какие признаки и

какого именно преступления обнаружены, а также имеющиеся иные фактические данные по каждому установленному эпизоду противоправной деятельности; обстоятельств, при которых имело место по их обнаружению с информацией о времени, месте изъятия предметов, документов, материалов фотосъемки, аудио, видеозаписи (в том числе переговоров в ходе оперативно-розыскных мероприятий); установочных и характеризующих сведений о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), а также данных об иных объектах документирования, включая имущественное положение разрабатываемых (проверяемых) лиц,, и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

После изучения все материалы возвращаются руководителем следственного подразделения (дежурным следователем) в соответствующее оперативное подразделение.

Письменное согласование со следователем представленных материалов оперативно-розыскной деятельности не требуется.

Если содержащиеся в материалах оперативно-розыскной деятельности данные не подтверждают наличие признаков преступления, руководитель следственного подразделения (дежурный следователь) возвращает их начальнику оперативного подразделения с письменными рекомендациями, содержащими перечень дополнительных мероприятий, выполнение которых необходимо для восполнения имеющихся пробелов.

При необходимости результаты изучения следственным подразделениемматериалов оперативно-розыскной деятельности и предложенныйперечень дополнительных оперативно-розыскных мероприятий обсуждаются на совместных оперативных совещаниях в рамках деятельности следственно-оперативной группы.

При несогласии с рекомендациями руководителя следственного подразделения (дежурного следователя) начальник органа внутренних дел, либо его заместитель направляет указанные рекомендации со своими письменными возражениями руководителю вышестоящего следственного подразделения, который в 10-дневиый срок, а при необходимости -незамедлительно, выражает свою позицию по существу разногласий. В случае необходимости руководителю вышестоящего следственного подразделения представляются материалы оперативно-розыскной деятельности (такие проблемы возникают как правило с подразделениями следственного комитета РФ).

В ходе работы по материалам оперативно-розыскной деятельности сотрудник оперативного подразделения: вправе вносить предложения руководителю следственного подразделения о порядке использования полученных результатов оперативно-розыскной деятельности для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; принимает необходимые меры по обеспечению требований конспирации, защите источников получения конфиденциальной информации н лиц, участвовавших в работе по материалам оперативно-розыскной деятельности.

В необходимых случаях совместно со следователем уточняет поручения и задания оперативно-поисковым н оперативно-техническим подразделениям, а также лицам, привлеченным к содействию на конфиденциальной основе.

Получив информацию от руководителя следственного подразделения (дежурного следователя) о наличии в материалах оперативно-розыскной деятельности оснований для возбуждения уголовного дела либо выполнив рекомендации о восполнении имеющихся в них пробелов, сотрудник оперативного подразделения подготавливает и регистрирует и Книге учета

сообщении о происшествиях[6] рапорт об обнаружении признаков

преступления и в соответствии с подследственностью [7] представляет в установленном Порядке результаты оперативно- розыскной деятельности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела[8].

О результатах проделанной работы незамедлительно информирует руководителя СОГ (в необходимых случаях по указанию руководителя С01' - письменно) и своего непосредсредственного начальника.

Специалист-криминалист, оказывает содействие руководителю СОГ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных предметов, имеющих значение для дела, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь в решении вопросов, требующих специальных знаний.

Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра места происшествия полученной криминалистической значимой информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.

Обсуждает с руководителем СОГ наиболее целесообразные приемы применения криминалистических средств и методов и использует их в работе на месте происшествия.

По указанию руководителя СОГ оказывает помощь в производстве следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий, в том числе проводит исследования следов и иных предметов на месте происшествия для получения криминалистически значимой и розыскной информации о лицах, совершивших преступления, и иных фактах, подлежащих установлению.

С учетом результатов осмотра места происшествия привлекается специалист- криминалист к разработке версий совершенного преступления.

Специалист-криминалист, в срок до 5 суток, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, - в течение дежурных суток, оформляет результаты исследования следов и иных объектов справкой и доводит до сведения руководителя СОГ, следователя, дознавателя, сотрудника оперативного подразделения.

В срок до 5 суток представляет следователю, дознавателю, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, фототаблицу к протоколу осмотра места происшествия, а в случае проведения видеосъемки - видеоматериалы.

По заданиям руководителя СОГ, следователя, дознавателя, оперативного подразделения осуществляет технико-криминалистическое обеспечение раскрытия преступлений и расследования уголовных дел.

Участковый уполномоченный полиции, информирует руководителя СОГ и сотрудника оперативного подразделения о характере и месте совершения преступления, о пострадавших, возможных свидетелях и лицах, которые могут быть причастны к совершению преступления.

Исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к следователю, дознавателю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших.

Инспектор-кинолог, принимает решение о применении служебно-розыскной собаки и по указанию руководителя СОГ применяет ее для обнаружения причастных к совершенному преступлению или находившихся на месте происшествия лиц, а также орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела. Принимает участие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления. Составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.

Сотрудники ГИБДД, действует в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность дорожно-патрульной службы Госавтоииспекции [9].

На месте дорожно-транспортного происшествия оказывает содействие в перемещении транспортного средства в случае его повреждения, а также в доставлении в организации здравоохранения либо специально оборудованные передвижные пункты водителей, направленных в

установленном порядке[10] для медицинского освидетельствования на выявление состояния опьянения.

Литература

1.Совместный приказ МВД Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, ФСКН, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/1820/42/535/398/68.

2.Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2008 г., регистрированный № 11290; Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешении в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 г., регистрационный № 34570); Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200 «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России».

3.Часть пятая статьи 7, первая статьи 18 Федерального закона от 15 июня 1995 г. № 1-03-ФЭ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613; 2003, № 27, ст. 2700; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711;с 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 17, ст. 17779, 2011, № 15,ст. 2022, № 17, ст. 2319№ 49, ст. 7056; 2013, № 44, ст. 5633), статья 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4472; 2007, № 24, ст. 2830), пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об оперативном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2789, 2011, № 50, ст. 7353).

4.Статья 96 и 161 УПК РФ.

5.О полиции: ФЗ РФ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. / М.: Проспект, 2011. - 80 с; Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ № 144-ФЗ от 12.08.1995 М.: «Омега-Л», 2012 - 16 с.

6.Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

7. Статья 151 УПК.

8.Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного Комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».

9. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контрою и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2009 года, регистрированный № 14112).

References

l.Sovmestniy prikaz MVD, Minoborony, FSB, FSO, SVR, FSKN, SK Rossii ot 27 sentyabrya 2013 g. № 776/703/509/1820/42/535/398/68.

2.Prikaz MVD Rossii ot 29 yanvarya 2008 g. № 80 «Voprosy organizacii deyatelnosti stroevykh podrazdeleniy patrulno-postovoy sluzhby milicii obschestvennoy bezopasnosti (zaregestrirovan v Minyuste Rossii 5 marta 2008 g., regestrirovanniy № 11290); Prikaz MVD Rossii ot 29 avgusta 2014 g. № 736 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke priyoma, registracii i razreshenii v territorialnykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federacii zayavleniy i soobscheniy o prestupleniyakh, ob administrativnykh pravonarusheniyakh, o proishestviyakh (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 6 noyabrya 2014 g., registracionniy № 34570); Prikaz MVD Rossii ot 12 aprelya 2013 g. № 200 «O Merakh po sovershenstvovaniyu deyatelnosti dezhurnykh chastey territorialnykh organov MVD Rossii».

3. Chast pyataya statji 7, pervaya statji 18 Federalnogo zakona ot 15 iyunya 1995 g. № 1-03-FZ «O soderzhanii pod strazhei podozrevaemykh i obvinyaemykh v sovershenii prestupleniy» (Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federacii, 1995, № 29, st. 2759; 1998, № 30, st. 3613; 2003, № 27, st. 2700; № 50, st. 4847; 2004, № 27, st. 2711; 2005, № 10, st. 763; 2006, № 17, st. 17779, 2011, № 15, st. 2022, № 17, st. 2319№ 49, st. 7056; 2013, № 44, st. 5633), statiya 33 Federalnogo zakona ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-1 «O prokurature Rossiyskoy Federacii (Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federacii, 1995, № 47, st. 4472; 2007, № 24, st. 2830), punkt 3 chasti 1 statji 16 Federalnogo zakona ot 10 iyunya 2008 g. № 76-FZ «Ob operativnom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestakh prinuditelnogo soderzhaniya i o sodeystvii licam, nakhodyaschimsya v mestakh prinuditelnogo soderzhaniya» (Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federacii, 2008, № 24, st. 2789, 2011, № 50, st. 7353).

4.Statiya 96 i 161 UPK RF.

5.O policii: FZ № 3-FZ ot 07.02.2011 g. / M.: Prospekt, 2011. - 80 s; Ob operativno-rozysknoy deyatelnosti: FZ № 144-FZ ot 12.08.1995 M.: «Omega-L», 2012 - 16 s.

6.Prikaz MVD Rossii ot 29 avgusta 2014 g. № 736 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke prijoma, registracii i razresheniya v territorialnykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federacii zayavleniy i soobscheniy o prestupleniyakh, ob administrativnykh pravonarusheniyakh, o proishestviyakh».

7. Statiya 151 UPK.

8.Prikaz MVD Rossii, Minoborony Rossii, FSB Rossii, FSO Rossii, FTS Rossii, SVR Rossii, FSIN Rossii, FSKN Rossii, Sledstvennogo Komiteta Rossiyskoy Federacii ot 27 sentyabrya 2013 g. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Ob utverzhdenii Instrukcii o

poryadke predstavleniya rezultatov operativno-rozysknoy deyatelnosti organu doznaniya, sledovatelyu ili v sud».

9. Prikaz MVD Rossii ot 2 marta 2009 g. № 185 «ОЬ utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federacii ispolneniya gosudarstvennoy funkcii po kontrolyu i nadzoru za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovaniy v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 18 iyunya 2009 goda, registrirovanniy № 14112).