ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3 - 057.5 : 159.923
В. А. Губин, Д. В. Шабаров
Психологические характеристики прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности
В статье представлен анализ результатов психологического исследования прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности. Выявлены общие и частные психологические характеристики профессионально успешных прокурорских работников.
The article presents an analysis of the results of psychological research of prosecutors as subjects of practice-oriented educational and professional activities. General and particular psychological characteristics of professionally successful prosecutors are revealed.
Ключевые слова: практико-ориентированная система подготовки, субъекты учебно-профессиональной деятельности, профессиональная переподготовка, обучение.
Key words: Practice-oriented system of training, subjects of educational and professional activity, professional retraining, training.
Подготовка кадров для органов прокуратуры осуществляется в научных и образовательных организациях прокуратуры, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
В 2011 г. система высшего образования в образовательных организациях, готовящих кадры для органов прокуратуры Российской Федерации, перешла на двухуровневую систему подготовки -бакалавриат и магистратуру. Выпускники, получившие в указанных образовательных организациях в порядке целевой подготовки высшее юридическое образование уровня бакалавриата, направленные на обучение по программе магистратуры по заочной форме, а также не направленные или не зачисленные в рамках установленных квот целевого приема на обучение, подлежат приему на службу в органы
© Губин В. А., Шабаров Д. В., 2018
прокуратуры при условии их соответствия установленным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» требованиям, предъявляемым к лицам, назначенным на должности прокуроров.
В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.01.2018 №48 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации"», программы бакалавриата реализуются по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата, программы специалитета - по специальностям высшего образования -специалитета, программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации [3].
В 2018 г. Университет прокуратуры Российской Федерации соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования произвел целевой прием на I курс на программу подготовки специалистов (уровень специалитета) по направлению 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» по специализации «Прокурорская деятельность».
На основании Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности [2].
При этом данная норма не предъявляет никаких дополнительных требований к направлению или специализации, полученном в высшем учебном заведении, а также уровню высшего юридического образования - бакалавра или специалиста.
Выпускник ведомственного вуза способен применять в своей практике знания, умения и навыки в любом из направлений надзорной деятельности в системе органов прокуратуры Российской Федерации. То есть речь идет о «широкопрофильном» специалисте. По мнению Л.Д. Столяренко, широкопрофильные профессии - это новый тип
профессиональной деятельности, с другим содержанием, функциями и требующий нового способа ориентировки в предмете своей деятельности. Для широкопрофильного работника характерен такой способ организации познавательной деятельности, который позволяет ему на единой ориентировочной основе решать разнотипные профессиональные задачи [4].
Но выпускники иных, не ведомственных юридических вузов при трудоустройстве в органы и учреждения прокуратуры могут иметь специализацию или направление подготовки по программе бакалавриата и магистратуры, отличающуюся от программы подготовки по специализации или направлению «Прокурорская деятельность».
Полученная специализация не всегда совпадает с предметом вверенного надзора и может кардинально отличаться от надзорной деятельности, которой будет заниматься вновь принятый прокурорский работник.
Общеюридические дисциплины, изучаемые в вузе, дают представление об основах прокурорского надзора. Однако если специалист ранее обучался на международно-правовой специализации, а на практике ему придется, к примеру, надзирать за процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации, то, несомненно, знания, умения и навыки для такого вида деятельности у молодого специалиста отсутствуют.
Прокурорская деятельность имеет большое количество направлений надзора. Для проведения дальнейшего анализа разделим эти направления на несколько блоков:
1. Надзор за соблюдением федерального законодательства.
2. Участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
3. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации.
4. Поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.
Спроецируем полученную специализацию на соответствующее направление прокурорской деятельности. В предложенном рис. 1 не отражена двухуровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура), а учтена только специализация. Это связано с тем, что с 2018 г. в ведомственных вузах прокуратуры Российской Федерации обучение осуществляется по программе специалитета.
Надзор за соблюдением федерального законодательства
Надзор за процессуальной I] оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации
Поддержание государственного обвинения в уголовно-судебном процессе
Участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Государственно-правовая
Воспитательно -правовая
Гражданско-правовая
Международно-правовая
Военно-правовая
Оперативно-
розыскная
деятельность
Административная деятельность
Уголовно-правовая
Обеспечение Деятель-
бе зопасности в ность
уголовно- специаль-
исполнительной ных
системе подраз-
делений
Специализация «Прокурорская деятельность» охватывает все направления прокурорской деятельности.
Спешмлм шцмн, предусмотренные образовательным стандартом с присвоением квалификации «юриста
Рис. 1. Соотношение направлений надзорной деятельности и специализации юристов
Из предложенного рисунка следует, что практическая деятельность молодого специалиста прокуратуры в рамках вверенного надзора и теоретические знания и умения, приобретенные в вузе, исходя из специализации, могут коренным образом отличаться.
В этом случае происходит своего рода «переподготовка» молодого специалиста посредством практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности, реализуемой через существующий в системе прокуратуры Российской Федерации институт наставничества, повышения квалификации, организованного ведомственного обучения, лекций, семинаров, круглых столов, а также через передачу знаний, умений и навыков практической деятельности наиболее опытных действующих прокурорских работников, работающих в данном направлении надзора на непрерывной основе в течение всей последующей профессиональной деятельности.
При этом единой, универсальной системы такой подготовки по представленным направлениям деятельности не существует, что является основанием для проведения дальнейших исследований: разработки и апробации программы практико-ориентированной учебно-профессиональной подготовки молодого специалиста по направлению прокурорской деятельности.
В процессе прокурорской деятельности, направленной на развитие приобретенных в вузе знаний, умений и навыков, следует определить, какие психологические характеристики следует развивать в молодом специалисте как в субъекте учебно-профессиональной деятельности.
Для этого проведено психологическое исследование группы прокурорских работников, обладающих значительным опытом успешной профессиональной деятельности, авторитетом у руководства и подчиненных.
Цель данного исследования - выявление психологических характеристик прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности.
Для этого были выявлены общие и частные психологические характеристики прокурорских работников успешных в профессиональной деятельности, представленных на рис. 2.
Исследование осуществлялось на базе прокуратуры города Санкт-Петербург.
Объектом исследования выступили 10 экспертов, имеющие стаж работы по профессии более 15 лет, мужчины. Средний возраст исследуемых - 40 лет.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.
Провести контент-анализ ответов экспертной группы на вопрос: «На Ваш взгляд профессионально успешный прокурорский работник должен обладать следующими способностями...»;
Проанализировать ответы на вопросы психографического опросника Т.П. Зинченко, предназначенный для построения идеального профиля профессии.
Разработать схему общих и частных психологических характеристик прокурорского работника, как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Для решения первой задачи экспертной группе было предложено ответить на вопрос, какими психологическими характеристиками должен обладать прокурорский работник. Каждому испытуемому предлагалось написать на листке бумаги 20 таких характеристик. Все характеристики, которые были отмечены всеми экспертами, схожие по смыслу и содержанию, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Психологические характеристики профессионально успешного прокурорского работника
№ Характеристики Количество анкет в которых встречается характеристика
1. Умение анализировать состояние законности, знание законодательства 10
2. Умение планировать свое рабочее время 10
3. Умение осуществлять контроль исполнения (поднадзорными, подчиненными) 10
4. Ораторское искусство 10
5. Ответственность 10
6 Решительность 10
7. Искренность 10
8. Принципиальность 10
9. Нетерпимость к коррупции, неподкупность 10
10. Самокритичность 10
Из всех представленных характеристик методом контент-анализа были отобраны только те, на которые указало абсолютное большинство профессионально успешных прокурорских работников (группа экспертов).
Для решения следующей задачи проведено эмпирическое исследование с использованием алгоритма построения профиля специальности, который представлен в учебнике А.Г. Маклакова «Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика» [1].
Группе экспертов было предложено ответить на 161 вопрос психографического опросника Т.П. Зинченко.
При анализе ответов были выбраны только те психологические характеристики, по которым получены максимальные значения экспертов (от 2,5 и выше, а также от - 2,5 и меньше), и наименьшие стандартные отклонения, не превышающие 0,5.
Таблица 2
Ответы экспертов на вопросы психографического опросника
Т. Зинченко
Эксперты Оценка экспертов значимости ПВК
1 9 18 23 38 44 46 51 80 89 131 160 153
1 2 2 2 3 3 2 3 2 2 3 2 3 -3
2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2 -3
3 3 3 3 2 2 3 2 3 2 2 3 2 -3
4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 -3
5 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 -3
6 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 -3
7 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 -3
8 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 -2
9 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 -3
10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 -3
Среднее значение 2,7 2,8 2,7 2,7 2,7 2,8 2,8 2,8 2,7 2,7 2,7 2,7 -2,9
Стандартное отклонение 0,48 0,42 0,48 0,48 0,48 0,42 0,42 0,42 0,48 0,48 0,48 0,48 0,31
Примечание: в таблице указаны порядковые номера вопросов из анализируемой методики.
В табл. 3 представлены результаты анализа данных, полученных в ходе изучения психологических характеристик прокурорских работников.
Таблица 3
Наиболее значимые психологические характеристики прокурорского работника
№ п/п № вопроса в опроснике Т. Зинченко Психологические характеристики X S
1 9 Способность к обучению, переучиванию 2,8 0,42
2 44 Настойчивость в достижении цели 2,8 0,42
3 46 Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях 2,8 0,42
4 51 Способность самостоятельно принимать решения 2,8 0,42
5 1 Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения 2,7 0,48
6 18 Умение видеть несколько возможных решений задачи и мысленно выбирать наиболее эффективное 2,7 0,48
7 23 Способность быстро принимать решение при изменении ситуации 2,7 0,48
8 38 Способность найти подход к подчиненным (поднадзорным) 2,7 0,48
9 80 Высокая требовательность к себе и другим 2,7 0,48
10 89 Умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе 2,7 0,48
11 131 Способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу 2,7 0,48
12 160 Способность к быстрому принятию решений 2,7 0,48
13 153 Неуравновешенность и чрезмерная жестокость по отношению к другим людям -2,9 0,31
Х - среднее значение, S - стандартное отклонение.
Из таблицы следует, что анализ ответов экспертов на вопросы психографического опросника Т. Зинченко выявили 13 психологических характеристик, которые эксперты единодушно отнесли к наиболее значимым для учебно-профессиональной деятельности прокурорского работника.
Это те способности и личностные качества, которые нужно развивать в процессе практико-ориентированного обучения молодого специалиста органов прокуратуры, как у субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Степень значимости психологических характеристик в обеспечении успешной учебно-профессиональной деятельности определяется не только исходя из содержания их качеств, но и при помощи математико-статистического метода.
Для этого при помощи программы MS Excel проведен корреляционный анализ, направленный на определение взаимосвязанных между собой психологических характеристик. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 5.
Таблица 5
Корреляционная матрица психологических характеристик профессионально-успешных прокурорских работников
Номера вопросов е тесте Зинченко 1 9 18 23 38 44 46 51 80 89 131 160 153
1 1
9 0,763763 1
18 0,52381 0,763763 1
23 0,52381 0,218218 0,047619 1
38 0,047619 0,218218 0,047619 0,52381 1
44 0,763763 1 0,763763 0,218218 0,218218 1
46 0,218218 0,375 0,218218 0,763763 0,763763 0,375 1
51 0,763763 1 0,763763 0,218218 0,218218 1 0,375 1
80 0,52381 0,763763 0,52381 0,52381 0,52381 0,763763 0,763763 0,763763 1
89 0,047619 0,218218 0,52381 0,52381 0,52381 0,218218 0,763763 0,218218 0,52381 1
131 0,52381 0,763763 1 0,047619 0,047619 0,763763 0,218218 0,763763 0,52381 0,52381 1
160 0,047619 0,218218 0,52381 0,52381 0,52381 0,218218 0,763763 0,218218 0,52381 1 0,52381 1
153 0,218218 0,166667 0,218218 0,218218 0,218218 0,166667 0,166667 0,166667 0,218218 0,218218 0,218218 0,218218 1
Примечание: уровень значимости - р<0,001
Приведенная корреляционная матрица указывает о наличии прямой корреляции между различными психологическими характеристиками прокурорских работников. Из всех психологических характеристик выбраны лишь, которые связаны между собой прямой взаимосвязью и чей корреляционный ранг равен 1. Прямую взаимосвязь показали такие психологические характеристики, как:
1) способность к обучению, переучиванию;
2) настойчивость в достижении цели;
3) способность самостоятельно принимать решения;
4) умение видеть несколько возможных решений задачи и мысленно выбирать наиболее эффективное;
5) способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу;
6) настойчивость в достижении цели;
7) способность самостоятельно принимать решения;
8) умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
9) способность к быстрому принятию решений.
В соответствии с полученными данными исследований, представлен рис. 2, в котором определены общие и частные характеристики прокурорских работников, которые следует развивать в процессе практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности во время прохождения службы в органах прокуратуры Российской Федерации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБЩИЕ (присущие всем специалистам юридических специальностей)
1. Способность к обучению, переучиванию
2. Настойчивость в достижении цели
3. Способность самостоятельно пр инимать решения
4. Умение видеть несколько возможных решений задачи и мысленно выбирать наиболее эффективное
5. Способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу
6. Умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе
ЧАСТНЫЕ (присущие юристам-прокурорским работникам)
1. Умение анализировать состояние законности, знание законодательства
2. Умение планировать свое рабочее время
3. Умение осуществлять контроль исполнения (поднадзорными, подчиненными)
4. Ораторское искусство
5. Ответственность
6. Решительность
7. Искренность
8. Принципиальность;
9. Нетерпимость к коррупции, неподкупность
10. Самокритичность
Рис. 2. Общие и частные психологические характеристики профессионально успешных прокурорских работников
Анализ проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Полученная прокурорским работником специализация не всегда совпадает с предметом вверенного надзора при трудоустройстве в органы прокуратуры Российской Федерации. В связи с этим разработана схема соотношения направлений надзорной деятельности и специализации юристов, которая демонстрирует взаимосвязи между приобретёнными в вузе знаниями, умениями и навыками и практической деятельностью.
2. Проведен анализ эмпирического исследования, цель которого -выявление психологических характеристик прокурорских работников как субъектов практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности. В результате данного исследования разработана схема, в которой представлены общие и частные психологические характеристики профессионально успешных прокурорских работников, которые следует развивать в процессе профессиональной деятельности.
3. Данные исследования будут использованы при дальнейшей разработке программы обучения и воспитания молодых специалистов прокуратуры Российской Федерации, предназначенной для «переподготовки» (усовершенствования) от одного направления надзора на другой.
Список литературы
1. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.
2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 22021 // КонсультантПлюс.
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31.01.2018 №48 // КонсультантПлюс.
4. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». -2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.
Статья поступила: 07.11.2018. Принята к печати: 12.12.2018