Научная статья на тему 'Допустимо ли новаторство при подготовке учебной литературы для обучающихся всех уровней высшего профессионального образования?'

Допустимо ли новаторство при подготовке учебной литературы для обучающихся всех уровней высшего профессионального образования? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEVELS OF PROFESSIONAL EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / UNDERGRADUATE / СПЕЦИАЛИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / MASTER'S / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / TEXTBOOK / УЧЕБНИК / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / УЧЕБНЫЙ КУРС "ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР" / TRAINING COURSE "OF PUBLIC PROSECUTIONS" / SPECIALIST'S / EDUCATIONAL LITERATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галустьян Оскиан Аршакович.

В рецензии обращено внимание на две тенденции при подготовке и опубликовании учебной литературы в связи с введением в действие Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is it permissible to innovation in the preparation of textbooks for students at all levels of higher education?

The review drew attention to two trends in the preparation and publication of textbooks in connection with the Introduction of the Federal Law of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» dated December 21, 2012.

Текст научной работы на тему «Допустимо ли новаторство при подготовке учебной литературы для обучающихся всех уровней высшего профессионального образования?»

^^ РЕЦЕНЗИЯ нфн

ДОПУСТИМО ЛИ НОВАТОРСТВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ

УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ?

(Рецензия на книгу Прокурорский надзор: 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой)

ОСКИАН АРШАКОВИЧ ГАЛУСТЬЯН,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры права Московского педагогического государственного университета E-mail: s1939@rambler.ru

Аннотация. В рецензии обращено внимание на две тенденции при подготовке и опубликовании учебной литературы в связи с введением в действие Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г

Ключевые слова: Российская Федерация, уровни профессионального образования, бакалавриат, специалитет, магистратура, учебная литература, учебник, дифференциация, унификация, учебный курс «Прокурорский надзор»

Annotation. The review drew attention to two trends in the preparation and publication of textbooks in connection with the Introduction of the Federal Law of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» dated December 21, 2012.

Keywords: Russian Federation, the levels of professional education, undergraduate, specialist's, master's, educational literature, textbook, differentiation, unification, training course «of Public Prosecutions»

Как известно, с 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации введен в действие Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. (ст. 111), в котором предусмотрено несколько уровней профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (ст. 10)1.

Это налагает определенные дополнительные обязанности на авторов, авторские коллективы, издательства при подготовке и опубликовании учебной литературы (учебники, учебные пособия и др.).

Наметились две тенденции: дифференциация и унификация.

Дифференциация означает подготовку и опубликование учебной литературы для каждого уровня высшего профессионального образования: для бакалавриата, для специалитета и для магистратуры.

Унификация состоит в подготовке единообразной учебной литературы для всех уровней высшего профессионального образования: для бакалавриата, спе-циалитета и магистратуры.

Обе тенденции имеют достоинства и недостатки.

Не заостряя внимания на достоинствах и недостатках дифференциации и унификации подготовки и опубликования учебной литературы2, обратим внимание на учебник по курсу «Прокурорский надзор», подготовленный авторским коллективом (руководители -

И.И. Сыдорук и А.В. Ендольцева)3. Данный учебник представляет уже 8-е издание и фактически предназначен для всех уровней высшего профессионального образования.

Структурно учебник представлен в виде трех разделов, объединяющих восемнадцать глав.

В разделе I «Общие положения», охватывающем главы 1-7, сосредоточены фундаментальные положения учебного курса «Прокурорский надзор». В частности определены: все четыре значения термина «прокурорский надзор» (отрасль российской юридической науки, учебная дисциплина, отрасль российского права, вид государственной деятельности) (стр. 6-16); через существенные признаки определено понятие «принцип прокурорского надзора» (принцип законности, принцип гласности, принцип охраны прав и свобод личности, принцип независимости) (стр. 85-92); предложена классификация субъектов прокурорского надзора (субъекты с государственно-властными надзорными полномочиями; субъекты с государственно-властными полномочиями; субъекты, не имеющие государственно-властных полномочий) (стр. 93-108); предложена классификация процессуальных и иных документов (документы властно-распорядительного характера и документы информационно-удостовери-тельного характера) (стр. 110-118). Особо обращаем внимание на положения главы 2 «Развитие прокурорского надзора в России (исторический очерк)» (стр. 20-69), ибо здесь представлены результаты науч-

№ 1 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

251

«А» РЕЦЕНЗИЯ «А»

ного изыскания В.Н. Галузо, уже получившие признание и ученых, и практиков. Завершается раздел I главой 7 «Актуальные проблемы прокурорского надзора», в которой не только дано состояние науки и практики прокурорского надзора, но и определены перспективы развития прокурорского надзора в Российской Федерации (стр. 120-128).

В разделе II «Деятельность прокуратуры Российской Федерации», включающем главы 8-16, не только приведен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, но и дано содержание каждой из них. Так, в главе 8 «Функции прокуратуры» (стр. 130-140) на основе анализа положений Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями)4 выделены восемь функций прокуратуры: надзор за исполнением законов; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокуроров в рассмотрении дел судами; участие в правотворческой деятельности; международное сотрудничество; участие прокуроров (и иных лиц прокуратуры) в заседаниях органов государственной власти; рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений. Иначе говоря, дано правовое обоснование для выделения каждой из восьми функций прокуратуры. Последующие главы (9-16) посвящены каждой функции прокуратуры (стр.141-368).

В разделе III «Особенности деятельности прокуратур зарубежных государств», представленном двумя главами (17-18), рассмотрены организация и деятельность прокуратур американских, европейских, при-

балтийских государств, а также прокуратур Грузии и всех участников Содружества Независимых Государств (стр. 370-420).

Завершается рецензируемый учебник «Прокурорский надзор» еще двумя значительными рубрикаторами: «Периодизация истории развития прокуратуры (должности прокурора) в России (с 1649 г.)» (стр. 425-429); «Библиографический список» (стр. 432-441).

Новеллой 8-го издания учебника «Прокурорский надзор» является помещение рубрики «Краткое содержание» в начале каждой главы учебника (стр. 6, 20, 70, 85, 93, 110, 120, 130, 141, 173, 185, 197, 279, 309, 329, 341, 370, 391).

Изложенное позволяет не только положительно оценить содержание учебника «Прокурорский надзор», но и согласиться с тремя рекомендациями (Министерство образования и науки РФ, НИИ образования и науки, Учебно-методический центр «Профессиональный учебник») об использовании рецензируемого учебника обучающимися всех уровней высшего профессионального образования, педагогическими работниками, а также правоприменителями, осуществляющими правоохрану.

1 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.

2 Подробнее об этом см., например: Галузо В.Н. Дифференциация высшего образования в Российской Федерации: pro et contra // Образование и право. 2013. № 9. С. 83-93.

3 См.: Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендоль-цевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. 447 с.

4 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; ...; 2014. № 6. Ст. 558.

Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендоль-цевой. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.

Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.

В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 июня 2014 г.

В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

4-Г ■

ш

252

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 /2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.