Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации'

Психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1008
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING GOALS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРОКУРОРА / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PROSECUTOR''S WORK / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фалкина Светлана Анатольевна

Научная статья посвящена проблеме психологического обеспечения подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации. Автором рассматриваются специфические особенности профессиональной деятельности прокурора, которые предъявляют повышенные требования к интеллектуальным, нравственным и личностным качествам прокурорских работников, что определяет актуальность совершенствования системы профессионального обучения. Анализируются концептуальные подходы к психологическому обеспечению профессиональной деятельности, представленные в трудах передовых ученых. Приводятся различные определения, этапы и уровни психологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности. В статье рассматривается развитие системы психологического обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, при этом отмечается, что проблема психологического обеспечения подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры изучена недостаточно. Автором предлагается модель психологического сопровождения профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры на этапе профессионального обучения. Профессионально-психологическая подготовка рассматривается как комплекс психологических мероприятий, осуществляемый в общей системе профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры и направленный на формирование и развитие профессионально важных психологических качеств обучающихся, необходимых для эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, составляющих профессионально-психологическую готовность. Выделяются следующие компоненты профессионально-психологической готовности прокурорских работников к профессиональной деятельности: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, операциональный, личностный. Автором отмечается, что формирование профессиональнопсихологической готовности обеспечивается комплексом психодиагностических, психоформирующих, психопрофилактических, психоразвивающих мероприятий, которые и составляют направления профессионально-психологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support for the training of professional staff for the prosecution authorities of the Russian Federation

The scientific article is devoted to the problem of providing psychological support for professional training of cadres for the prosecution authorities of the Russian Federation.The author considers specific features of the professional activity of the prosecutor, which raise high demands on the intellectual, moral and personal qualities of prosecutors, which determines the urgency of improving the vocational training system. Conceptual approaches to the psychological support of professional activity, presented in the works of leading scientists, are analyzed. Various definitions, stages and levels of psychological support for various types of professional activity are given. The article deals with the development of the psychological support system for the activities of the bodies and institutions of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The author remarks that the problem of the psychological provision of training for the professional work of cadres for the prosecutor's offices has not been adequately studied. The author suggests a model of psychological support for professional training of personnel for the prosecutor's office at the stage of professional training. Vocational and psychological training is considered as a complex of psychological activities carried out in the general system of professional training for prosecutors and aimed at the formation and development of professionally important psychological qualities of students necessary for the effective performance of their professional duties that constitute professional and psychological readiness. The following components of professional and psychological readiness of prosecutors for their professional activity are singled out: motivational, emotional-volitional, cognitive, operational, personal. The author notes that the formation of professional and psychological preparedness is provided by a complex of psycho-diagnostic, psychoforming, psycho-preventive, psycho-developing activities, which constitute the directions of professional psychological preparation.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации»

2017, Том 5, номер 5 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN517.pdf Статья опубликована 12.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Фалкина С.А. Психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.9:34.01

Фалкина Светлана Анатольевна

ФГКОУ ВО «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» Крымский юридический институт (филиал), Россия, Симферополь1 Старший преподаватель кафедры «Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин»

E-mail: svetafalkina@mail.ru

Психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации

Аннотация. Научная статья посвящена проблеме психологического обеспечения подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации. Автором рассматриваются специфические особенности профессиональной деятельности прокурора, которые предъявляют повышенные требования к интеллектуальным, нравственным и личностным качествам прокурорских работников, что определяет актуальность совершенствования системы профессионального обучения. Анализируются концептуальные подходы к психологическому обеспечению профессиональной деятельности, представленные в трудах передовых ученых. Приводятся различные определения, этапы и уровни психологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности. В статье рассматривается развитие системы психологического обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, при этом отмечается, что проблема психологического обеспечения подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры изучена недостаточно. Автором предлагается модель психологического сопровождения профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры на этапе профессионального обучения. Профессионально-психологическая подготовка рассматривается как комплекс психологических мероприятий, осуществляемый в общей системе профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры и направленный на формирование и развитие профессионально важных психологических качеств обучающихся, необходимых для эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, составляющих профессионально-психологическую готовность. Выделяются следующие компоненты профессионально-психологической готовности прокурорских работников к профессиональной деятельности: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, операциональный, личностный. Автором отмечается, что формирование профессионально-психологической готовности обеспечивается комплексом психодиагностических, психоформирующих, психопрофилактических, психоразвивающих мероприятий, которые и составляют направления профессионально-психологической подготовки.

1 295011, Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гоголя, 9

Ключевые слова: психологическое обеспечение профессиональной деятельности; профессионально-психологическая подготовка; профессионально-психологическая готовность; психологическое сопровождение; профессиональное становление; цели профессиональной подготовки; психологические особенности труда прокурора

Актуальность проблемы психологического обеспечения подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры определяется специфическими особенностями профессиональной деятельности, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным, нравственным и личностным качествам прокурорских работников. Выпускники юридических вузов, имея достаточную квалификацию, испытывают существенные затруднения психологического характера в начале своего профессионального пути. В тоже время важной задачей воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации выступает формирование социально и профессионально значимых психологических и моральных качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей2. Несмотря на то, что в настоящее время вопросы психологического обеспечения профессиональной деятельности прокуроров изучены на высоком теоретико-методологическом уровне в трудах М. С. Андрианова, Г. Х. Ефремовой, М. В. Кроза, Н. А. Ратиновой, А. Р. Ратинова, В. В. Романова, А. Ф. Смирнова и др., проблема психологической подготовки к профессиональной деятельности студентов еще на заняла должного места в теории и практике современной образовательной системы высших учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для органов прокуратуры. Отсутствует научно -методический инструментарий для целенаправленного формирования профессионально-психологической готовности будущих прокурорских кадров к профессиональной деятельности.

Целью статьи является рассмотрение теоретических подходов к психологическому обеспечению профессиональной деятельности и определение направлений профессионально-психологической подготовки кадров для органов прокуратуры.

На сегодняшний день психологическое обеспечение профессиональной деятельности представляет собой сложную научную проблему, решением которой занимается множество передовых ученых, а именно: Г. С. Никифоров, Е. А. Столярчук, Л. И. Августова, И. О. Загашев, Е. А. Родионова, М. А. Дмитриева, Р. А. Березовская, С. В. Мясникова, В. М. Снетков, Н. В. Ходырева, В. Б. Чесноков, Г. Б. Суворов, Л. Н. Корнеева, И. Ю. Воробьева, В. И. Петров, А. И. Прохорова, Г. И. Ефремова, В. Н. Селезнев, С. Л. Леньков, М. С. Корольчук, В. С. Новиков, М.М. Дорошенко, В. В. Ягупов, Г. А. Горбань, В. В. Говоруха, Л. И. Казмиренко и другие.

Учеными даются различные определения, выделяются этапы, функции и уровни психологического обеспечения, разрабатываются программы и модели для разных видов профессиональной деятельности.

Одним из основоположников современной концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности является Г. С. Никифоров [7], которым психологическое обеспечение определяется как как система психологических знаний, методов и средств

2 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 г. № 114. «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Мир Науки

психологического воздействия, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности на всех стадиях онтогенеза.

По мнению Г. С. Никифорова и С. М. Шингаева [8] осуществление психологического обеспечения предполагает использование апробированных психологических знаний, которые помогут повысить эффективность и качество выполнения профессиональных функций. При этом Г. С. Никифоровым отмечается, что психологическое обеспечение должно иметь сквозной характер, непрерывно сопровождать все этапы профессиональной деятельности: профессиональное самоопределение, профессиональную подготовку, профессиональную адаптацию, «выход» из профессии - адаптацию к новым условиям жизнедеятельности.

А. И. Прохоров [9] рассматривая содержание психологического обеспечения профессиональной деятельности, включает туда программы и методики по учету психологического фактора, которыми могут пользоваться специалисты, не имеющие психологического образования.

С. Л. Леньков [6] в системе психологического обеспечения выделяет ряд функциональных блоков, соответствующих целям применения психологического знания: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, профессиональная диагностика, профессиональная психокоррекция, профессиональное консультирование.

М. С. Корольчук [3] определяет психологическое обеспечение как комплекс средств и способов влияния на психику человека с целью создание благоприятных социально-психологических условий для формирования, поддержки и восстановления оптимальной трудоспособности специалиста в ежедневных и экстремальных условиях. Внедрение психологического обеспечения осуществляется как до начала профессиональной деятельности (профотбор, психологическая подготовка), так и во время профессиональной деятельности (психологическая диагностика, психологическое сопровождение, психологическая помощь), а также после окончания профессиональной деятельности. Автором определены принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности: комплексность, непрерывность, адекватность, насыщенность, интенсивность их применения.

Таким образом, под психологическим обеспечением профессиональной деятельности понимают систему психологических знаний, методов и средств психологического воздействия, непрерывно сопровождающих все этапы профессиональной деятельности и направленных на повышение ее эффективности.

Система психологического обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации активно развивается в течение последних 20 лет. В. В. Глибовец к основным направлениям психологического обеспечения прокурорской деятельности относит: «проведение профессионального психологического отбора кандидатов на службу; психологическое сопровождение работников в период адаптации к профессии и на протяжении служебной деятельности; проведение профессионального психологического отбора сотрудников, включаемых в резерв на выдвижение, назначаемых на руководящие должности; изучение морально-психологического климата в подразделениях органов, учреждений прокуратуры и выработка рекомендаций по его улучшению; оказание психологической помощи работникам, осуществляющим надзор за расследованием наиболее сложных дел, требующих специальных познаний в области психологии; психологическая работа с сотрудниками, обеспечивающими поддержание государственного обвинения в судах; психолого-педагогическое просвещение прокурорских работников, формирование у них навыков эффективной повседневной деятельности; проведение профессионального психологического отбора кандидатов в абитуриенты для поступления в институты прокуратуры и на целевые места юридических факультетов других учебных заведений,

Мир Науки

психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; проведение индивидуально-коррекционной работы с пенсионерами органов и учреждений прокуратуры, с членами семей сотрудников». [1, с. 37-28]

Проблема психологического обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры также активно разрабатывается научными сотрудниками НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Так, в научных трудах рассматриваются психологические особенности профессиональной деятельности прокурора (проведение надзорной проверки, выступление в судебном заседании, прием посетителей, проведение координационного совещания), описываются психологические структурные компоненты труда прокуроров (М. В. Кроз); представлен портрет профессионально успешного прокурора, проанализирована динамика личности специалиста в процессе трудовой деятельности (М. В. Кроз); разработано направление психологического обеспечения процесса адаптации молодых специалистов к службе в органах прокуратуры, оказанию им психологической помощи и поддержки в ходе профессионального становления (Г. В. Андреев, В. В. Глибовец, М. В. Кроз, Н. А. Ратинова); изучены факторы формирования престижа органов прокуратуры, роль средств массовой информации в создании образа прокурора в общественном сознании (Г. Х. Ефремова, М. С. Андрианов, М. В. Кроз); психологическое обеспечение работы с кадрами в органах прокуратуры (В. В. Глибовец, М. В. Кроз, В. В. Романов); рассмотрены вопросы использования прокурорам психологических знаний при осуществлении надзорной деятельности (О. Д. Ситковская, М. В. Кроз, Н. А. Ратинова), при поддержании государственного обвинения по уголовным делам (Н. А. Ратинова, М. В. Кроз), при организации взаимодействия органов прокуратуры со СМИ и общественностью (М. С. Андрианов), при участии прокурора в гражданском процессе (О. Д. Ситковская), при рассмотрении обращений граждан (М. В. Кроз, Н. А. Ратинова) и др.

Не смотря на разработанную систему психологического обеспечения прокурорской деятельности, значительный объем публикаций, в которых рассмотрены различные психологические аспекты профессиональной деятельности прокурора, проблема психологического обеспечения подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры изучена недостаточно. При этом система психологического обеспечения профессиональной деятельности предполагает психологическое сопровождение вопросов и задач, которые возникают перед субъектом деятельности на всем профессиональном пути при помощи обращения к тем или иным разделам психологического знания.

Необходимо отметить, что профессиональное становление личности рассматривают как длительный непрерывный процесс от начала формирования профессиональных намерений до окончания активной трудовой деятельности. Э. Ф. Зеер [2] выделяет следующие этапы профессионального становления личности: этап профессиональной подготовки в специализированном учебном заведении; этап профессиональной адаптации; этап первичной профессионализации и становления специалиста; этап вторичной профессионализации и становления профессионала; этап профессионального мастерства.

На наш взгляд одним из самых важных этапов профессионального становления личности, оказывающим значительное влияние на адаптацию специалиста к профессиональной деятельности и дальнейшую профессиональную социализацию, является этап профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Под профессиональной подготовкой понимают процесс формирования готовности обучающихся к выполнению профессиональных задач, к реализации различных видов профессиональной деятельности. [11]

Мир Науки

2017, Том 5, номер 5 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com

Определяя особенности профессиональной подготовки прокурорских работников необходимо отметить приказ Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г. № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации», в котором определены основные цели профессиональной подготовки прокурорских работников: «развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач»3.

Достижение обозначенной в приказе цели профессиональной подготовки возможно только при создании определенных психолого-педагогических условий и использовании комплекса психологических знаний, методов и средств психологического воздействия в ходе профессионального становления личности.

Так, учитывая роль психологического фактора в профессиональной подготовке кадров для органов прокуратуры, а именно развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, следует обратиться к понятию профессионально-психологическая подготовка.

Концептуальными вопросами профессионально-психологической подготовки представителей юридических профессий занимался А. М. Столяренко [10]. Под профессионально-психологической подготовкой автором понимается современный вид профессиональной, прикладной, специально организуемой подготовки юристов, сотрудников правоохранительных органов, направленной на формирование профессионально-психологической готовности, обеспечивающей эффективное решение профессиональных задач.

К основным задачам профессионально-психологической подготовки А. М. Столяренко относит следующие: обучение сотрудников правоохранительных органов психологическим знаниям, необходимым для решения профессиональных задач; формирование профессионально значимых психологических навыков и умений; развитие профессионально значимых качеств; повышение профессионально-психологической устойчивости; развитие профессионально-психологической ориентированности личности. В соответствии с задачами профессионально-психологическая подготовка имеет следующую структуру: профессионально-психологические знания; профессионально-психологические навыки и умения; развитые профессиональные способности; профессионально-психологическая устойчивость.

Так, А. М. Столяренко рассматриваются структура, задачи и формы организации профессионально-психологической подготовки юристов и сотрудников правоохранительных органов в целом, что имеет важное теоретическое значение для разработки системы психологического сопровождения профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры. При этом необходимо отметить, что, несмотря на то, что профессия прокурора относится к юридическим профессиям, она обладает выраженной спецификой. М. В. Кроз [5] отмечает особенности, задающие специфику труда прокурора: жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; разнообразие решаемых задач, творческий характер профессиональной деятельности; независимость деятельности и высокая персональная

3 Приказ Генерального прокурора РФ от 04.10.2010 г. № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ответственность прокурора за свои действия и принимаемые решения; напряженный характер труда прокурора.

Таким образом, профессиональная деятельность прокурора является сложной и многогранной, предъявляет повышенные требования к сотруднику, к его психическим свойствам и личностным особенностям, что повышает актуальность совершенствования системы профессионального обучения.

При том, что В. В. Глибовец [1] наряду с другими направлениями психологического обеспечения прокурорской деятельности выделяет и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, все же данное направление не раскрыто в научно-практическом плане, тогда как разработка теоретико-методологической системы профессионально-психологической подготовки и ее практическая реализация позволят повысить качество профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры.

Под профессионально-психологической подготовкой мы понимаем комплекс психологических мероприятий, осуществляемый в общей системе профессиональной подготовки кадров для органов прокуратуры и направленный на формирование и развитие профессионально важных психологических качеств обучающихся, необходимых для эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Среди этапов профессионально-психологической подготовки можно выделить профессионально-психологический отбор и психологическое сопровождение процесса обучения в вузе.

Рассматривая первый этап профессионально-психологической подготовки, необходимо отметить, что проблемой психологического отбора абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения по направления из органов прокуратуры занимался М. В. Кроз [4]. Для отбора абитуриентов используется модифицированная программа психологической оценки кандидатов на службу в органы прокуратуры, которая позволяет прогнозировать успешность обучения студентов, овладения ими необходимыми профессиональными знаниями и навыками.

Психологическое сопровождение процесса обучения в вузе можно определить, как комплекс психологических мероприятий, направленных на формирование профессионально-психологической готовности будущих прокурорских работников к профессиональной деятельности.

Профессионально-психологическая готовность представляет собой сложное структурно-уровневое образование, формирующеся в процессе целенаправленной профессионально-психологической подготовки студентов, основанной на применении специальных современных психолого-педагогических технологий.

Можно выделить следующие компоненты профессиональной психологической готовности прокурорских работников к профессиональной деятельности:

1. Мотивационный компонент - система мотивов, стимулирующих профессиональную активность прокурорского работника, положительное отношение к служебной деятельности; осознание социальной значимости своей профессиональной деятельности и необходимости ее выполнения как своего общественного и профессионального долга; стремление к повышению уровня профессиональных знаний; развитое правосознание.

2. Эмоционально-волевой - высокий уровень волевого контроля, сосредоточенность на выполнении задач, целенаправленность поведения, эмоциональная устойчивость.

Мир Науки

3. Когнитивный (познавательный) - соответствующий уровень развития познавательных процессов; понимание задач, знания средств достижения цели; наличие профессиональных знаний, в том числе и психологических знаний, необходимых для профессиональной деятельности прокурорского работника.

4. Операциональный - система умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, в том числе и профессионально-психологические навыки (аналитико-психологические умения; тактико-психологические умения; техник-психологические навыки и умения; коммуникативные навыки; гибкость в выборе стиля общения; владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций; развитые организаторские способности).

5. Личностный - профессионально-важные индивидуально-психологические особенности личности прокурорского работника (принципиальность, честность, ответственность, дисциплинированность, эмоциональная уравновешенность, высокий уровень волевого самоконтроля поведения, стрессоустойчивость, коммуникабельность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, проницательность, наблюдательность, высокая умственная работоспособность, высокий уровень развития морального и правового сознания).

Необходимо отметить, что все компоненты готовности взаимосвязаны. Понижение уровня развития какого-либо компонента готовности будет способствовать снижению результативности профессиональной деятельности.

Формирование профессионально-психологической готовности обеспечивается комплексом психодиагностических, психоформирующих, психопрофилактических, психоразвивающих мероприятий, которые и составляют направления профессионально-психологической подготовки.

Психодиагностическое направление в процессе профессионально-психологической подготовки студентов предполагает изучение индивидуально-психологических свойств абитуриентов на этапе отбора кандидатов на обучение в высшие учебные заведения в системе органов прокуратуры Российской Федерации; мониторинг развития профессионально важных качеств студентов, определения причин, которые усложняют их развитие и обучение.

Психопрофилактическая работа в процессе подготовки кадров для органов прокуратуры предполагает формирование у обучающихся общей психологической культуры, повышение мотивации использовать психологические знания в будущей профессиональной деятельности; создание психолого-педагогических условий для профессионального развития и самореализации студентов; своевременное предупреждение нарушений в становлении профессионально-психологической готовности.

Психологическое развитие - активное воздействие на процесс формирования профессионально-психологической готовности будущих прокурорских работников.

Психологическое консультирование - консультативно-методическая помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения, воспитания и развития студентов, формирования профессиональных планов и намерений.

Психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на вооружение будущих прокурорских работников прикладными психологическими знаниями, необходимыми для решения профессиональных задач.

Мир Науки

Таким образом, психологическое обеспечение подготовки к профессиональной деятельности кадров для органов прокуратуры Российской Федерации представляет собой многоуровневый и поэтапно организованный процесс психологического сопровождения профессионально-психологической подготовки студентов, с целью формирования и развития профессионально важных качеств обучающихся, психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач и обязанностей.

Мир Науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Глибовец, В. В. Психологическое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации / В. В. Глибовец // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, № 1, 2012. - С. 3944.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 2-еизд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

3. Корольчук, М. С. Сощально-психолопчне забезпечення дiяльностi в звичайних та екстремальних умовах: навч. поаб. [для студентв вищих навчальних закладiв] / М. С. Корольчук, В. М. Крайнюк. - К.: Нка-центр, 2006. - 580 с.

4. Кроз, М. В. Психологическая оценка абитуриентов Институтов прокуратуры / М. В. Кроз // Актуальные проблемы сферы психологии и права. Тезисы докладов и сообщений Всерос. конф. - Калуга, 1998. - С. 96-99.

5. Кроз, М. В. Психология прокурорской деятельности. Пособие для прокуроров / М. В. Кроз. - М., 2009. - 85 с.

6. Леньков, С. Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / С. Л. Леньков. - Тверь: ТГУ, 2004. - 388 с.

7. Никифоров, Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Г. С. Никифоров. - М.: Речь, 2010. - 816 с.

8. Никифоров, Г. С. Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров, С. М. Шингаев // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. №3. - С. 15-24.

9. Прохоров, А. И. Проблемы профессионального становления / А. И. Прохоров. -М., 1989. - 154 с.

10. Столяренко, А. М. Прикладная юридическая психология / А. М. Столяренко. -М.: Юнити-дана, 2001. - 639 с.

11. Тутарищева, С. М. Формирование готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности в профессиональной среде: на примере специальности юриспруденция: дис. ... канд. пед. Наук / С. М. Тутарищева. -Майкоп, 2006. - 188 с.

Falkina Svetlana Anatol'evna

Academy of the office of the prosecutor general of the Russian Federation Crimean law institution (branch), Russia, Simferopol E-mail: svetafalkina@mail.ru

Psychological support for the training of professional staff for the prosecution authorities of the Russian Federation

Abstract. The scientific article is devoted to the problem of providing psychological support for professional training of cadres for the prosecution authorities of the Russian Federation.The author considers specific features of the professional activity of the prosecutor, which raise high demands on the intellectual, moral and personal qualities of prosecutors, which determines the urgency of improving the vocational training system. Conceptual approaches to the psychological support of professional activity, presented in the works of leading scientists, are analyzed. Various definitions, stages and levels of psychological support for various types of professional activity are given. The article deals with the development of the psychological support system for the activities of the bodies and institutions of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The author remarks that the problem of the psychological provision of training for the professional work of cadres for the prosecutor's offices has not been adequately studied. The author suggests a model of psychological support for professional training of personnel for the prosecutor's office at the stage of professional training. Vocational and psychological training is considered as a complex of psychological activities carried out in the general system of professional training for prosecutors and aimed at the formation and development of professionally important psychological qualities of students necessary for the effective performance of their professional duties that constitute professional and psychological readiness. The following components of professional and psychological readiness of prosecutors for their professional activity are singled out: motivational, emotional-volitional, cognitive, operational, personal. The author notes that the formation of professional and psychological preparedness is provided by a complex of psycho-diagnostic, psychoforming, psycho-preventive, psycho-developing activities, which constitute the directions of professional psychological preparation.

Keywords: psychological support for professional activity; professional and psychological preparation; professional and psychological preparedness; psychological support; professional formation; vocational training goals; psychological features of the prosecutor's work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.