Ostrovsky Sergey Nikolaevich PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL ..
pedagogical sciences
УДК 378.09; 37.047
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
© 2017
Островский Сергей Николаевич, кандидат военных наук, профессор кафедры вооружения и стрельбы Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В.Ф.Маргелова (390031, Россия, Рязань, площадь им. генерала армии В.Ф.Маргелова, д. 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обосновывается актуальность психологического обеспечения профессиональной подготовки военнослужащих как одной из фундаментальных и военно-прикладных профессиональных задач. Рассматривая вопросы профессиональной подготовки военнослужащих и отражения в ней аспектов направленности психологического обеспечения, так или иначе мы сталкиваемся с классификацией групп профессий, учитывающих степень опасности ее осуществления в условиях производственной реализации. Известно, что к группе профессий наивысшего класса опасностей относят: 1) военные профессии, 2) профессии, обеспечивающие функционирование горнодобывающей промышленности, подземного строительства и 3) область военной и гражданской авиации, самолетостроение. В связи с этим, среди личностных результатов освоения основных образовательных программ (согласно ФГОС) особое значение при подготовке военнослужащих к будущей профессиональной деятельности необходимо уделять: 1) формированию осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; 2) усвоению знаний, умений навыков и компетенций психологической готовности индивидуального и коллективного безопасного стрессоустойчивого поведения в чрезвычайных ситуациях, особых случаях угрожающего характера; 3) формированию основ профессиональной психологической культуры, соответствующей уровню профессиональной подготовленности и пр. Таким образом, в системе подготовки военных кадров особая роль должна быть уделена психологическому обеспечению профессиональной подготовки. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки рассматривается автором с позиций психических проявлений, а также психофизиологических и социально-психологических последствий экстремальных условий и ситуаций, возникающих в процессе выполнения профессиональных задач. Выявлены детерминанты психологического обеспечения профессиональной подготовки военнослужащих. Раскрыта необходимость решения проблем формирования профессионально важных психологических, психофункциональных качеств и способности к психологической адаптации в условиях особой необходимости. Также автором представлены основные направления психологического обеспечения профессиональной подготовки (военнослужащих), отражающие различные аспекты профессиональной деятельности с целью успешного решения всевозможных профессиональных ситуаций.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, военнослужащие, психологическое обеспечение, психологические качества, психологическая адаптация, экстремальные воздействия, профессиональный отбор, профессиональная преемственность.
PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL PROVISION OF PROFESSIONAL TRAINING
OF MILITARY SERVICEMENTS
© 2017
Ostrovsky Sergey Nikolaevich, candidate of military sciences, professor of the Department
of Weapons and Shooting
Ryazan Higher Airborne awarded with the Suvorovs order and two orders of the Red Standard Command School
named after General of the Army V.F.Margelov (390031, Russia, Ryazan, area General of the army V. F. Margelov, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article proves the urgency of psychological support for the professional training of servicemen as one of the fundamental and military-applied professional tasks. Considering the issues of professional training of servicemen and reflecting aspects of the orientation of psychological support in it, one way or another we come across the classification of groups of professions that take into account the degree of danger of its implementation in the conditions of production realization. It is known that the group of occupations of the highest class of hazards include: 1) military professions, 2) professions that ensure the functioning of the mining industry, underground construction, and 3) the area of military and civil aviation, aircraft construction. In this regard, among the personal results of mastering the basic educational programs, special importance in training military personnel for future professional activities should be given: 1) the formation of awareness of the value of a healthy and safe way of life; 2) mastering the knowledge, skills and competences of psychological readiness of individual and collective safe stress-resistant behavior in emergency situations, special cases of threatening nature; 3) the formation of the foundations of professional psychological culture, corresponding to the level of professional preparedness, etc. Thus, in the system of training military personnel a special role should be given to the psychological provision of vocational training. Psychological support of vocational training is considered by the author from the standpoint of mental manifestations, as well as psychophysiological and socio-psychological consequences of extreme conditions and situations arising in the process of performing professional tasks. The determinants of psychological support for the professional training of servicemen are revealed. The necessity of solving the problems of the formation of professionally important psychological, psycho-functional qualities and the ability to adapt to psychological conditions in the conditions of special necessity is revealed. The author also presents the main directions of psychological support for vocational training (military personnel), reflecting various aspects of professional activity with the aim of successfully solving all kinds of professional situations.
Keywords: vocational training, military personnel, psychological support, psychological qualities, psychological adaptation, extreme impacts, professional selection, professional continuity.
Психологическое обеспечение профессиональной онального образования психологического обеспечение
подготовки военнослужащих является одной из фунда- подготовки военнослужащих рассматривается с пози-
ментальных и военно-прикладных задач. Оно в доста- ций психофизиологических и социально-психологиче-
точно высокой степени определяет способность специ- ских последствий экстремальных воздействий окружаю-алиста к выполнению профессиональной деятельности щей профессиональной обстановки на военнослужащих,
в достаточно экстремальных условиях, по которым во- которая определяется:
енную службу справедливо относят к группе наиболее - влиянием данных последствий на обеспечение
опасных профессий[3; 6]. эффективности профессиональной (а также непосред-
На современном этапе развития военного професси- ственно боевой) деятельности;_
136 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Островский Сергей Николаевич ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...
- сохранением и обеспечением психического здоровья военнослужащих;
- должным уровнем успешной адаптации военнослужащих к условиям осуществления их профессиональной деятельности[1; 2; 6; 7].
Экстремальные условия осуществления профессиональной деятельности военных лиц изобилуют массой экстремальных факторов, на которые военные профессионалы могут реагировать по-разному. В основе этого лежит уровень сформированности их профессионально-важных психических и психофункциональных качеств, определяемых условиями выполнения служебных обязанностей, а также конституциональные характеристики и характерологические особенности личности военнослужащего, степень восприимчивости к внешним воздействиям экстремального характера и их временной характеристике и ряд других особенностей, которые предъявляют достаточно высокие требования к психологической подготовке военнослужащего[2;3; 5].
В связи с этим проблема психологического обеспечения профессиональной подготовки изучаемого контингента играет важнейшую роль в формировании готовности военнослужащих к успешному осуществлению ими профессиональной деятельности. Проблема психологического обеспечения профессиональной подготовки неразрывно связана и с психофизической готовностью, определяемой уровнем развития психических и специальных физических качеств военного профессионала, которые позволяют не только качественно выполнять профессиональные задачи, но и проявлять психологическую устойчивость к нагрузкам, воздействию экстремальных факторов и, что особенно важно, владеть психомоторными способностями, обеспечивающими точную регуляцию количественных и качественных проявлений профессионально необходимых двигательных действий.
Несмотря на то, что психологическое обеспечение профессиональной подготовки военнослужащих является в настоящее время достаточно актуальной проблемой, единая концепция обеспечения психологической подготовки отсутствует, что приводит к неоднозначности результатов контент-анализа ее характеристик и со-держания[5].
Опираясь на системный подход в решении проблем обеспечения психологической подготовки военнослужащих, с нашей точки зрения, в контексте исследовательских задач следует рассматривать формирование как профессионально важных психологических и психофизиологических качеств военнослужащих, так и психологических особенностей повышения адаптации в стрессовых и экстремальных ситуациях (адаптационный синдром Г. Селье), психологических способностей к обеспечению жизнедеятельности в экстремальных условиях труда (В. И. Лебедев), формирования личностных психических реакций, проявляемых в системе отношений с окружающей средой, нервно-психической устойчивости и пр.
Помимо этого, обеспечение психологической подготовки военнослужащих должно опираться и на формирование у военных профессионалов универсальных способностей, опосредованных как моторными, так и личностно-психологическими проявлениями, которые взаимообусловливают, взаимодополняют друг друга и взаимодействуют, проявляясь у военнослужащих в единой способности к психологической готовности и адаптации, объединенной структурно и функционально^; 4; 7].
Данный подход обусловлен сегодня необходимостью формирования единой научно-обоснованной концепции психологической подготовки и психической адаптации профессиональных военнослужащих к экстремальным условиям несения службы и повышению успешности выполнения профессиональной деятельности при обеспечении сохранения их психологического здоровья.
Необходимо также отметить, что анализ различных точек зрения, присутствующих в трудах ученых, связанных с проблемой нашего исследования, привел нас к пониманию того, что обеспечение психологической подготовки военнослужащих должно быть связано с достаточно точным определением сформированности профессионально важных психологических качеств, психофизиологического состояния и его возможным управлением в процессе профессиональной подготовки, а также совершенствованием и последующим самосовершенствованием индивидуально-психологических характеристик личности военнослужащего, организации и содержания профессиональной психологической подготовки, основывающейся на преемственности всех этапов подготовки (включая профессиональную ориентацию и профессиональный отбор)[4].
Основными направлениями, которые, на наш взгляд должны быть реализованы в контексте психологического обеспечения профессиональной подготовки военнослужащих, являются следующие:
- формирование знаний о совокупности профессионально важных психологических и психофизиологических качествах по профилю подготовки, индивидуальных психологических свойствах личности;
- формирование способностей диагностики и самодиагностики собственного психологического и психофизиологического состояния, его зависимости от факторов внешнего и внутреннего воздействия различного характера;
- формирование способностей к управлению и самоуправлению психологическим состоянием, его отдельными компонентами и функциями (собственно психическими и физиологическими) с целью успешной психологической адаптации к определенными условиям деятельности и различным экстремальным ситуациям;
- формирование состояния психологической готовности, опосредованной организацией и содержанием психологического обеспечения профессиональной подготовки военнослужащих;
- достижение и последующее сохранение оптимального психологического состояния на всех этапах профессиональной подготовки и профессиональной самореализации;
- формирование психологической готовности к экстренной мобилизации психологического состояния и психофизиологических функций, востребуемых в рамках возникновения экстремальной ситуации и необходимости решения профессиональных задач в заданном лимите времени;
- формирование способности к коррекции и оптимизации психологического состояния в зависимости от решения профессиональной задачи в случаях особой необходимости;
- формирование способности к регулированию восстановительного процесса после деятельности, деформирующей психологическое равновесие военнослужащего.
Данные направления реализуются в рамках важнейшей фундаментальных и военно-прикладных задача, так как возникновение экстремальных ситуаций при осуществлении профессиональных действий военнослужащих в особых случаях диктует профессиональной подготовке данного направления всестороннее обеспечение, к которому относят оперативное, тыловое, техническое и морально-психологическое.
Таким образом, следует еще раз отметить, что психологическое обеспечение является достаточно самостоятельным видом обеспечения, которое имеет определяющее значение для успешного выполнения как текущих профессиональных задача, так и эффективного разрешения ситуаций, возникающих в случаях особого назначения или конфликта.
Обращаясь более детально к этимологии понятия «морально-психологическое обеспечение», необходимо
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
137
Ostrovsky Sergey Nikolaevich pedagogical
PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL ... sciences
иметь ввиду, что речь идет о комплексе согласованных воздействий на личность военнослужащего в процессе профессиональной подготовки, включающих взаимодополняющие и взаимозависимые условия, обеспечивающие достижение конечной цели подготовки. Несмотря на то, что в контексте самого понятия «обеспечение» присутствуют различные его виды (оперативное, техническое, тыловое и т.д.), все они тесно связаны именно с компонентой морально-психологического характера[5].
В связи с этим, психологическое обеспечение вынесено в достаточно самостоятельный отдельный вид, что позволяет в рамках научно-исследовательской деятельности по подготовке военнослужащих к профессиональной деятельности моделировать психологический ее компонент в качестве самостоятельной модели системы психологической подготовки.
Психологическое обеспечение профессиональной подготовки военнослужащих должно строиться на основе тех концептуально-организационных предпосылок, которые вытекают из морально-психологического обеспечения и квалификационных требований по профилю подготовки. Помимо данного основного фактора, система психологического обеспечения профессиональной подготовки должна учитывать условия образовательной среды военнослужащих, которая включает: социально-психологическую адаптацию к условиям обучения, психологические основы формирования авторитета в коллективе, психологическое обеспечение формирования теоретических и практических основ учебно-служебной деятельности.
Также в процессе профессиональной подготовки является важным и необходимым соблюдение преемственности этапов психологического обеспечения военно-профессиональной подготовки, к которым мы обращались выше: психологическое обеспечение профори-ентационной деятельности, профессионально-психологической отбор, психологическое сопровождение теоретической и специальной подготовки военнослужащих, позволяющих в итоге достичь профессионально-психологической готовности к выполнению поставленных задач. В процессе освоения данных этапов подготовки происходит не только формирование профессионально важных психологических, психофункциональных и психофизических качеств личности военнослужащего, но и осуществляется успешная профессиональная самореализация военного профессионала, на протяжении которой основной движущей силой психологической обеспеченности является мотивационный фактор, регламентирующий успешную военно-профессиональную подготовленность специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белозерова, Н. Н. Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы: Дисс. канд. психол. наук / Н. Н. Белозерова. - Ставрополь. - 2005. - 226 с.
2. Бодров, В.А. Психология и надежность человека в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 1998. - 228 с.
3. Бунин, С. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки военного специалиста внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности / С. В. Бунин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 9. - С. 27-39.
4. Военная психиатрия. Под ред. С. В. Литвинцева, В. К. Шамрея. - СПб.: ВмедА, ЭЛБИ-СПб., 2001. - 236 с.
5. Кузнецов, Ю. Н. Оценка психологического обеспечения профессиональной подготовки курсантов к деятельности офицеров боевого управления авиацией: Дисс. канд психол. наук / Ю. Н. Кузнецов. - Москва, 2004. - 136 с.
6. Марихин, С. В. Психологическая подготовленность офицеров Железнодорожных войск к деятельности в экстремальных ситуациях и особенности ее 138
мирования: Дисс. канд. психол. наук / С. В. Марихин.
- Москва, 2006. - 248 с.
7. Озеров, В. П. Диагностика психофизических возможностей личного состава подразделений специального назначения / В. П. Озеров, Ф. П. Озеров, В. В. Титов.
- Ставрополь: СФ КЮИ МВД РФ, 2002. - 30 с.
Статья поступила в редакцию 02.11.2017 Статья принята к публикации 25.12.2017
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)