Научная статья на тему 'Психологический компонент здоровья военнослужащих: сущность и структура'

Психологический компонент здоровья военнослужащих: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
678
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ / PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF HEALTH / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / EXCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролова Ксения Игоревна, Михалик Дмитрий Степанович

Цель. Изучение психологического компонента здоровья военнослужащих по призыву и курсантов Военной академии и его влияние на военно-профессиональную деятельность. Методика. Каждому респонденту предлагалось заполнить анкету по изучению качества жизни, которая была представлена опросником SF-36 (John E. Ware, the Health Institute, New England Medical Center, Boston, Massachusetts). В ходе работы проводилась оценка критериев качества жизни, и осуществлялось выявление значимых различий между группами: военнослужащие по призыву и курсанты 1-5 курсов (шкалы «жизненная активность», «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», «социальное функционирование» и «психическое здоровье»). Результаты. В результате исследования установлено, что показатели психологического компонента здоровья у курсантов на порядок выше, чем у военнослужащих по призыву, особенно по шкалам «жизненная активность» и «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», а для шкал «социальное функционирование» и «психическое здоровье» различия выявились и между курсантскими подразделениями, среди которых лучшие результаты показали курсанты 5-х курсов. Заключение. Психологический компонент здоровья военнослужащих один из ведущих показателей качества жизни военнослужащих, влияющий на их военно-профессиональную деятельность, который у курсантов Военной академии на порядок выше, чем у военнослужащих по призыву, что обусловлено, прежде всего, налаженным и отработанным в Вооруженных Силах профессиональным психологическим отбором абитуриентов, поступающих в академию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фролова Ксения Игоревна, Михалик Дмитрий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF THE MILITARY HEALTH: ESSENCE AND STRUCTURE

Objective. To study the psychological component of health of servicemen of the military academy and its impact on professional activities. Methods. Each respondent were asked to complete a questionnaire on study of quality of life, which was submitted to the questionnaire SF-36 (John E. Ware, the Health Institute, New England Medical Center, Boston, Massachusetts). During the investigation of the assessment criteria for the quality of life and to identify significant differences between the groups: soldiers and cadets of 1-5 courses (the scale of “vitality”, “role functioning, due to emotional state”, “social functioning” and “mental health”). Results. The results showed that psychological health component of cadets on the order is higher than that of military conscripts, especially on scales “vitality” and “role functioning, due to emotional state”, and for “social functioning” scales and “mental health” differences emerged between the cadet's units, among which the best results showed 5-year cadets. Conclusion. The psychological component of the military health is one of the leading indicators of the quality of life of military personnel, their impact on military careers, military academy cadets have turned out to be an order of magnitude higher than that of soldiers the appeal, which is due, above all, adjusted and used in the armed forces professional psychological selection of entrants coming into the Academy.

Текст научной работы на тему «Психологический компонент здоровья военнослужащих: сущность и структура»

УДК 61:355.33

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА © Фролова К.И., Михалик Д.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

Цель. Изучение психологического компонента здоровья военнослужащих по призыву и курсантов Военной академии и его влияние на военно-профессиональную деятельность.

Методика. Каждому респонденту предлагалось заполнить анкету по изучению качества жизни, которая была представлена опросником SF-36 (John E. Ware, the Health Institute, New England Medical Center, Boston, Massachusetts). В ходе работы проводилась оценка критериев качества жизни, и осуществлялось выявление значимых различий между группами: военнослужащие по призыву и курсанты 1-5 курсов (шкалы «жизненная активность», «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», «социальное функционирование» и «психическое здоровье»).

Результаты. В результате исследования установлено, что показатели психологического компонента здоровья у курсантов на порядок выше, чем у военнослужащих по призыву, особенно по шкалам «жизненная активность» и «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», а для шкал «социальное функционирование» и «психическое здоровье» различия выявились и между курсантскими подразделениями, среди которых лучшие результаты показали курсанты 5-х курсов.

Заключение. Психологический компонент здоровья военнослужащих - один из ведущих показателей качества жизни военнослужащих, влияющий на их военно-профессиональную деятельность, который у курсантов Военной академии на порядок выше, чем у военнослужащих по призыву, что обусловлено, прежде всего, налаженным и отработанным в Вооруженных Силах профессиональным психологическим отбором абитуриентов, поступающих в академию.

Ключевые слова: качество жизни, психологический компонент здоровья, военнослужащие, психическое здоровье, дезадаптация

PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF THE MILITARY HEALTH: ESSENCE AND STRUCTURE Frolova K.I., Mihalik D.S.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj St., 214019, Smolensk, Russia Abstract

Objective. To study the psychological component of health of servicemen of the military academy and its impact on professional activities.

Methods. Each respondent were asked to complete a questionnaire on study of quality of life, which was submitted to the questionnaire SF-36 (John E. Ware, the Health Institute, New England Medical Center, Boston, Massachusetts). During the investigation of the assessment criteria for the quality of life and to identify significant differences between the groups: soldiers and cadets of 1-5 courses (the scale of "vitality", "role functioning, due to emotional state", "social functioning" and "mental health").

Results. The results showed that psychological health component of cadets on the order is higher than that of military conscripts, especially on scales "vitality" and "role functioning, due to emotional state", and for "social functioning" scales and "mental health" differences emerged between the cadet's units, among which the best results showed 5-year cadets.

Conclusion. The psychological component of the military health is one of the leading indicators of the quality of life of military personnel, their impact on military careers, military academy cadets have turned out to be an order of magnitude higher than that of soldiers the appeal, which is due, above all, adjusted and used in the armed forces professional psychological selection of entrants coming into the Academy.

Keywords: quality of life, psychological component of health, servicemen, mental health, exclusion

Введение

Проводимая реформа в Вооруженных Силах Российской Федерации обозначила серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Нацеленность на качественные параметры в строительстве российской армии, повышение роли человеческого фактора в жизни и деятельности воинских коллективов, изучение, оценка, прогнозирование и формирование морально-психологического состояния личного состава являются важными задачами командиров, штабов, офицеров воспитательных структур, в том числе и военных психологов [8]. В настоящее время психологический компонент здоровья личного состава является одним из основных показателей эффективности морально-психологического обеспечения войск и состояния воспитательной работы, проводимой с военнослужащими [1].

Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Психологическая устойчивость личного состава, его моральная готовность к преодолению тягот и лишений военной службы - неотъемлемая часть и необходимое условие высокой боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, а, следовательно, обеспечения военной безопасности государства [2].

Целью работы явилось изучение психологического компонента здоровья военнослужащих по призыву и курсантов Военной академии и его влияния на военно-профессиональную деятельность.

Методика

Изучение психологического компонента здоровья проводилось у военнослужащих по призыву и курсантов Военной академии. Опрошено было 144 человека (30 - военнослужащие по призыву и 114 - курсанты 1-5 курсов), в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19,8±0,8). Каждому респонденту предлагалось заполнить анкету по изучению качества жизни, которая была представлена опросником SF-36 (John E.Ware, the Health Institute, New England Medical Center, Boston, Massachusetts). Респондент самостоятельно отвечал на вопросы анкеты в течение 10 минут.

Составляющие шкалы психологического компонента здоровья в опроснике определяют вопросы: 9а, 9д, 9ж, 9и - «жизненная активность»; 6, 10 - «социальное функционирование»; 5а, 5б, 5в -«ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием»; 9б, 9в, 9г, 9е, 9з -«психическое здоровье». Исследование проводили в 2 этапа. На первом этапе исследования проводилась оценка критериев качества жизни: 1) «жизненная активность - VT»: шкала объединяет в себе 4 вопроса: VT 9а «Вы чувствовали себя бодрым?»^Т 9д «Вы чувствовали себя полным сил и энергии?», VT 9ж «Вы чувствовали себя измученным?», VT 9и «Вы чувствовали себя уставшим?»; 2) «социальное функционирование - SF»: шкала объединила в себе 2 вопроса: SF 6 «Насколько Ваше физическое и эмоциональное состояние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе?»; SF 10 «Как часто за последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т.п.)?»; 3) «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием - RE»: RE 5 «Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего: а) пришлось сократить количество времени, затрачиваемого на работу или другие дела, б) выполнили меньше, чем хотели, в) выполняли свою работу или другие дела не так аккуратно, как обычно?»; 4) «психическое здоровье - MH»: респондентам задавалось 5 вопросов: MH 9б «Вы сильно нервничали?», MH 9в «Вы чувствовали себя таким подавленным, что ничто не могло Вас взбодрить?», MH 9г «Вы чувствовали себя спокойным и умиротворенным?», MH 9е «Вы чувствовали себя упавшим духом и печальным?», MH 9з «Вы чувствовали себя счастливым?». Респондентам нужно было выбрать один из ответов (градаций), за каждый из которых начислялось определенное количество баллов (табл. 1).

На втором этапе военнослужащие по призыву и курсанты были объединены в группы, между которыми проводился анализ и сравнение: осуществлялось выявление значимых различий между военнослужащими по призыву и курсантами 1-5 курсов (шкалы «жизненная активность», «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием»), а для шкал «социальное функционирование» и «психическое здоровье» и между курсантскими подразделениями.

Для выявления различий между статистическими распределениями признаков в анализируемых группах целесообразно было использовать непараметрические ранговые методы статистического анализа (расчет среднего значения для таких переменных бессмысленен, а именно такой вариант

обработки предлагается авторами опросника 8Б-36). Для проверки гипотез использовался критерий Манна-Уитии. Статистическая гипотеза проверялась на уровне значимости н=0,05.

Таблица 1. Начисление баллов за ответы респондентов

Признак Количество баллов

1 2 3 4 5 6

9а, 9д, 9ж, 9и все время большую часть времени часто иногда редко никогда

6 совсем не мешало немного умеренно сильно очень сильно -

10 все время большую часть времени иногда редко ни разу -

5а, 5б, 5в да нет - - - -

9б, 9в, 9г, 9е, 9з все время большую часть времени часто иногда редко ни разу

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования были выявлены значимые различия по всем изучаемым шкалам. Анализируемые группы: военнослужащие по призыву - группа 1; курсанты 1-5 курсов - группа 2. Для шкалы «жизненная активность»: признаки «УТ 9а», «УТ 9д»,«УТ 9ж»,«УТ 9и» измерены в порядковой шкале и каждый имеет шесть градаций (1-6). Полученные результаты сравнений по шкале «жизненная активность - УТ» представлены в таблицах (табл. 2-3). Типичные уровни признака для шкал «УТ 9а» и «УТ 9д» и, следовательно, статистические распределения признака в изучаемых группах значимо различаются. Есть основания утверждать, что в группе 1 типичный уровень признака стохастически больше, чем типичный уровень признака в группе 2.

Таблица 2. Результаты сравнений по признакам «УТ 9а» и «УТ 9д» между групами 1 и 2

Признак УТ 9а УТ 9д

Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2

Средний ранг признака 105,317 63,864 103,283 64,3991

Статистика критерия Манна-Уитни и = 725,5 И = 786,5

Нормализованная Ъ-статистика Ъ = -5,215081 Ъ = -3,47147371

Р ■: = 0,000000009918687 < 0,05 ■: = 0,0000011044< 0,05

Таблица 3. Результаты сравнений по признаку «УТ 9ж» и «УТ 9и» между группами 1 и 2

Признак УТ 9ж УТ 9и

Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2

Средний ранг признака 51,4 78,0526 46,1 79,4474

Статистика критерия Манна-Уитни И = 1077 И = 918

Нормализованная Ъ-статистика Ъ = -3,46478375 Ъ = -4,11357286

Р ■: = 0,000265329< 0,05 ■: = 0,0000194791< 0,05

Типичные уровни признака для шкал «УТ 9ж» и «УТ 9и» и, следовательно, статистические распределения признака в изучаемых группах значимо различаются. Есть основания утверждать, что в группе 1 типичный уровень признака стохастически меньше, чем типичный уровень признака в группе 2. Для шкалы «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием»: признаки «ИЕ 5а», «ИЕ 5б», «ИЕ 5в» измерены в порядковой шкале и каждый имеет две градации (1-2). Полученные результаты сравнений по шкале «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием - ИЕ» представлены в таблице (табл. 4). Типичные уровни признака для шкал «ИЕ 5а», «ИЕ 5б», «ИЕ 5в» и, следовательно, статистические распределения признака в изучаемых группах значимо различаются. Есть основания утверждать, что в группе 1 типичный уровень признака стохастически меньше, чем типичный уровень признака в группе 2.

Выявление значимых различий по шкале «социальное функционирование» проводилось между группами: военнослужащие по призыву - группа 1; курсанты 1 курса - группа 2; курсанты 2 курса - группа 3; курсанты 3 курса - группа 4; курсанты 4 курса - группа 5; курсанты 5 курса -группа 6. Признаки 6» и 10»измерены в порядковой шкале и каждый имеет 5 градаций (15). Значимые различия были выявлены в группах: по признаку 6»: типичные уровни признака в группе 1 оказались стохастически больше, чем типичные уровни признака в группах 2, 3, 4, 5 и 6, а также в группах 2 и 3 типичные уровни признака - стохастически больше, чем в группе 6; по признаку 10»: типичные уровни признака в группах 2, 3 и 5 оказались стохастически меньше, чем типичные уровни признака в группе 6.

Таблица 4. Результаты сравнений по признакам «ИЕ 5а», «КЕ 5б» и «ИЕ 5в» между группами 1 и 2

Признак КЕ 5а ИЕ 5б ИЕ 5в

Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2

Средний ранг признака 63,2 74,9474 60,5 75,6579 56,6 76,6842

Критерий Манна-Уитни и = 1431 И = 1350 И = 1233

Нормализованная Ъ-статистика Ъ = -2,58922 Ъ = -2,73959785 Ъ = -3,834209

V ■■■ = 0,00480964 < 0,05 ■■■ = 0,00307572 < 0,05 ■■■ = 0,0000629845 < 0,05

Выявление значимых различий по шкале «психическое здоровье» также проводилось между военнослужащими по призыву и курсантами 1-5 курсов, а также между курсантскими подразделениями: военнослужащие по призыву - группа 1; курсанты 1 курса - группа 2; курсанты 2 курса - группа 3; курсанты 3 курса - группа 4; курсанты 4 курса - группа 5; курсанты 5 курса -группа 6. Признаки «МН 9б», «МН 9в», «МН 9г», «МН 9е» и «МН 9з» измерены в порядковой шкале и каждый имеет 6 градаций (1-6). Значимые различия были выявлены в группах: по признакам «МН 9б», «МН 9в» и «МН 9е»: типичные уровни признака в группах 1, 2 и 4 оказались стохастически меньше, чем типичные уровни признака в группе 6; а по признакам «МН 9г» и «МН 9з» - наоборот: типичные уровни признака в группах 1, 2 и 4 - стохастически больше, чем типичные уровни признака в группе 6.

Полученные результаты можно объяснить, прежде всего, особенностями прохождения военной службы военнослужащими по призыву и курсантами академии (значительные психические нагрузки в условиях несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность), задачами, которые ставятся перед ними ежедневно, более строгим отбором абитуриентов перед поступлением в академию, изменением ритма и образа жизни, разлукой с домом и семьей.

Кроме того, процесс адаптации к изменившимся условиям жизни у курсантов протекает быстрее. Адаптация сопровождается большой нагрузкой на организм и повышенной тратой физиологических резервов [4]. В современных демографических и социальных условиях лица, призываемые на службу по призыву, не обладают достаточными предпосылками для достижения высокой военно-профессиональной работоспособности за отведенные для этого периоды времени. Такое положение является следствием низкой умственной и физической работоспособности, а также сниженной устойчивости к стрессорным факторам призывников [3]. Кроме того, нельзя не отметить повышенные требования к состоянию психического здоровья военнослужащих, а также сохраняющуюся тенденцию в ухудшении здоровья призывных контингентов. Остаются крайне низкими социально-психологические характеристики молодого пополнения [9]. На начальном этапе военно-профессиональной адаптации отмечается статистически достоверное снижение объема и распределения внимания, что указывает на явления астенизации, умеренно выраженные вегетативные нарушения, а при затяжной адаптации это приводит к развитию пограничных психических расстройств [5] Проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков и характеризуется повышенным уровнем тревожности, раздражительностью, сниженным настроением, неконтролируемыми эмоциями [6].

Результатом процесса адаптации военнослужащего считается достижение им такого состояния, когда военнослужащий без длительных внутренних и внешних конфликтов удовлетворяет свои социальные потребности, отвечает ожиданиям членов своего воинского коллектива, а также переживает удовлетворенность собой в служебной сфере [7].

В данных условиях психологический компонент здоровья курсантов на порядок выше, чем у военнослужащих по призыву, что обусловлено более высоким уровнем нервно-психической устойчивости, что учитывается при приеме абитуриента в академию, коммуникативными особенностями (у курсантов больше возможностей в плане социального функционирования) и направленностью на военную службу (курсанты знают, куда поступают и зачем им это нужно).

Заключение

Таким образом, психологический компонент здоровья военнослужащих - один из ведущих показателей качества жизни военнослужащих, влияющий на их военно-профессиональную деятельность, который у курсантов Военной академии на порядок выше, чем у военнослужащих по призыву, что обусловлено социально-психологическими, психофизиологическими, медицинскими, общеобразовательными факторами, а также налаженным и отработанным в Вооруженных Силах профессиональным психологическим отбором абитуриентов, поступающих

в академию. Анализ комплекса психодиагностических показателей в каждом конкретном случае помогает оценить глубину психической дезадаптации, позволяя тем самым прогнозировать вероятность развития соматической декомпенсации, научно обосновать подход к оценке состояния нормы здоровья. Трудная адаптация к военной службе еще не означает плохого прохождения ее в дальнейшем. При своевременном проведении психологических и психопрофилактических мероприятий удается купировать дезадаптационные проявления большинства военнослужащих.

Литература (references)

1. Грабовский И.В. Морально-психологическое состояние военнослужащих: сущность и структура // Право в Вооруженных Силах. - 2006. - №5. - С. 41-46. [Grabowski I.V. Pravo v Voorugennuh Silah. Right in the armed forces. - 2006. - N5. - P. 41-46. (in Russian)]

2. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил // Военная мысль. - 2000. - №6. - С. 43-48. [Zelenkov M.Y. Voennaya musl. Military thought. - 2000. - N6. -P. 43-48. (in Russian)]

3. Иванов O.C. Психофизиологические критерии профессионального отбора кандидатов в части постоянной готовности: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб, 2009. - 21 с. [Ivanov O.S. Psihofiziologicheskie kriterii professional'nogo otbora kandidatov v chasti postoyannoj gotovnosti (kand. dis.). Psychophysiological criteria of professional selection part of constant readiness (Author's Abstract of Candidate Thesis). - St. Petersburg, 2009. - 21 p. (in Russian)]

4. Коршевер Н.Г., Ситмбетов Д.А. Особенности адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение года // Военно-медицинский журнал. - 2011. - №6. - С. 73-74. [Korshever N.G., Sitmbetov D.A. Voenno-medicinskij zhurnal. Military-medical journal. - 2011. - N6. - P. 73-74. (in Russian)]

5. Лыков И.В. Прогнозирование военно-профессиональной адаптации корабельных специалистов Северного флота с различным уровнем психического здоровья: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - СПб, 2012. - 19 с. [Lykov I.V. Prognozirovanie voenno-professional'noj adaptacii korabel'nyh specialistov Severnogo flota s razlichnym urovnem psihicheskogo zdorov'ya (kand. dis.). Prediction of military and professional adaptation of ship of the northern fleet specialists with different levels of mental health (Author's Abstract of Candidate Thesis). - St. Petersburg, 2012. - 19 p. (in Russian)]

6. Попова И.П. Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников в период адаптации к обучению в суворовском военном училище // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: Материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 2015. - С. 377-382. [Popova I.P. Aktual'nye problemy psihologicheskogo obespecheniya prakticheskoj deyatel'nosti silovyh struktur: Materialy CHetvertoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Actual problems of psychological support of practical activities of the power structures: Materials of the Fourth All-Russian Science-Practical Conference. - St. Petersburg, 2015. - P. 377-382. (in Russian)]

7. Суханов Д.Г., Ходосовцев С.В. Особенности процесса социально-психологической адаптации военнослужащих внутренних войск, призванных на военную службу по контракту и его психологическое сопровождение // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: Материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 2015. - С. 409-416. [Suhanov D.G., Hodosovcev S.V. Aktual'nye problemy psihologicheskogo obespecheniya prakticheskoj deyatel'nosti silovyh struktur: Materialy CHetvertoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Actual problems of psychological support of practical activities of the power structures: Materials of the Fourth All-Russian Science-Practical Conference. - St. Petersburg, 2015. - P. 409-416. (in Russian)]

8. Тютченко А.М. Системный анализ понятия морально-психологическое состояние военнослужащих и его оценки // Системная психология и социология. - 2011. - №4. - С.37-50. [Tjutchenko A.M. Systemnaya psihologiya I sociologiya. Systemic psychology and sociology. - 2011. - N4. - P. 37-50. (in Russian)]

9. Шамрей В.К., Костюк Г.П., Гончаренко А.Ю., Колякин В.В., Кобзов В.А. Мониторинг психического здоровья военнослужащих на различных этапах прохождения военной службы // Военно-медицинский журнал. - 2011. - №6. - С. 53-58. [Shamrey V.K., Kostyuk G.P., Goncharenko A.Yu., Kolyakin V.V., Kobzov V.A. Voenno-medicinskij zhurnal. Military-medical journal. - 2011. - N6. - P. 53-58. (in Russian)]

Информация об авторах

Фролова Ксения Игоревна - аспирант кафедры терапии педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: k_seniy_a@mail.ru

Михалик Дмитрий Степанович - профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой терапии педиатрического и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail:dmitrii.mihalik.@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.