Научная статья на тему 'Компетенция личностной защищённости военнослужащего в образовательном стандарте'

Компетенция личностной защищённости военнослужащего в образовательном стандарте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ЛИЧНОСТНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / PERSONAL SECURITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONAL HEALTH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / PEDAGOGICAL GOALS / FORMING A COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко М. А.

В статье рассмотрен вопрос формирования компетенции личностной защищенности, сформулированы педагогические цели для формирования компетенции личностной защищенности у выпускников, рассмотрены компоненты личностной защищенности, проанализированы Федеральные государственные стандарты высшего образования и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников реализуемые в соответствии со специальностями обучения в военно-морском институте с целью выявления предпосылок присутствия подхода рассматриваемой компетенции личностной защищенности военнослужащих, не только с позиции состояния защищенности и профилактики рисков, но и через формирование профессионального здоровья военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF THE PERSONAL PROTECTION OF THE MILITARY SERVICE IN THE EDUCATIONAL STANDARD

The article examines a question of formation of competence of personal security, formulates pedagogical goals for the formation of the competence of personal protection of graduates, examines the components of personal protection, analyzes the federal state standards of higher education and qualification requirements for the military professional training of graduates implemented in accordance with the specialties of training at the naval institute with the purpose of revealing the prerequisites for the presence of the approach of the survey. The competence of personal security of servicemen is studied not only from the position of the state of protection and prevention of risks, but also through the formation of professional health of servicemen.

Текст научной работы на тему «Компетенция личностной защищённости военнослужащего в образовательном стандарте»

УДК 37.037

Vlasenko M.A., postgraduate, Baltic Federal University n.a. I. Kant, lecturer of Department of Organization of Everyday Activity, Combat Training and Marine Practice, branch of VUNTS "VMA" (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]

COMPETENCE OF THE PERSONAL PROTECTION OF THE MILITARY SERVICE IN THE EDUCATIONAL STANDARD. The

article examines a question of formation of competence of personal security, formulates pedagogical goals for the formation of the competence of personal protection of graduates, examines the components of personal protection, analyzes the federal state standards of higher education and qualification requirements for the military professional training of graduates implemented in accordance with the specialties of training at the naval institute with the purpose of revealing the prerequisites for the presence of the approach of the survey. The competence of personal security of servicemen is studied not only from the position of the state of protection and prevention of risks, but also through the formation of professional health of servicemen.

Key words: Competence, personal security, professional health, pedagogical goals, forming a competence.

М.А. Власенко, соискатель Балтийского федерального университета им. И. Канта, преп. каф. организации повседневной деятельности, боевой подготовки и морской практики, филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», г. Калининград, E-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

В статье рассмотрен вопрос формирования компетенции личностной защищенности, сформулированы педагогические цели для формирования компетенции личностной защищенности у выпускников, рассмотрены компоненты личностной защищенности, проанализированы Федеральные государственные стандарты высшего образования и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников реализуемые в соответствии со специальностями обучения в военно-морском институте с целью выявления предпосылок присутствия подхода рассматриваемой компетенции личностной защищенности военнослужащих, не только с позиции состояния защищенности и профилактики рисков, но и через формирование профессионального здоровья военнослужащих.

Ключевые слова: компетенция, личностная защищенность, профессиональное здоровье, педагогические цели, формирование компетенции.

Эффективность обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации зависит от целенаправленной деятельности должностных лиц, направленной на обучение и воспитание военнослужащих, а также на нейтрализацию действия негативных факторов военной службы, создание безопасных условий жизнедеятельности военнослужащих.

Анализ состояния безопасности военной службы в повседневной деятельности войск показывает, что уровень безопасности военной службы остается низким и не в полной мере отвечает предъявляемым требованиями нормативно-правовой базы.

В настоящее время система военного образования в её неразрывной связи с наукой имеет одну общую для всех задачу - комплектование вооруженных сил эффективными, квалифицированными военными специалистами. Поставлена задача кардинального повышения уровня профессиональной подготовки выпускников военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.

Офицеры-руководители на каждом этапе служебной деятельности должны обеспечивать необходимые условия безопасности в организации повседневной деятельности и службы войск. К обеспечению безопасности военной службы необходимо целенаправленно готовить в процессе профессионального образования. Отметим, что квалификационные требования федеральных стандартов одной из важных задач на современном этапе ставят повышение качества обучения в области безопасности [1].

Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных (профессиональных) компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в процессе их деятельности [2]. Именно специальные (профессиональные) компетенции призваны отразить специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Необходимость их формирования и развития определяется в том числе и решением задач по обеспечению безопасности военной службы [3].

В настоящее время обучение требованиям безопасности военной службы в повседневной деятельности курсантов военно-морского института происходит в период общевойсковой подготовки до принятия военной присяги, а также в ходе специальных занятий, включающих в себя: комплексные практические занятия по безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности - перед началом каждого периода обучения, месячники безопасности военной службы, комплексные практические занятия по безопасности военнослужащих в повседневной деятельности - перед проведением занятий с вы-

ходом на полигоны, учений и других мероприятий. Цели учебных занятий направлены на сохранность жизни и профилактику травматизма, которые должны обеспечить военнослужащему старшие офицеры.

Вместе с тем, по нашему мнению, само понятие «безопасность», содержащее признак «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства», ориентирует на процессы не только коллективной, сколько личной ответственности за обеспечение состояния устойчивого баланса и гармонизации потребностей и целей личности военнослужащего, обязанностей перед обществом и государством. Такими жизненно важными интересами являются - сохранность жизни и здоровья человека и переживание состояния профессионального благополучия. Достижение состояния личной защищенности обеспечивается, по нашему мнению, сознательным отношением к рисковой профессиональной среде и компетенциями её трансформации.

Профессиональная подготовка будущих офицеров должна быть связана с приобретением во время обучения в вузе определенных навыков личностной защищенности, у будущего офицера должна быть развита способность к анализу, прогнозированию и моделированию рисков личной безопасности. По нашему мнению, личностная защищенность военнослужащего в профессиональной деятельности - состояние уверенности и защищенности, обусловленное его профессиональными компетенциями, и является одним из критериев результативности профессиональной подготовки будущих офицеров и составляющей между обучением в вузе и дальнейшей военной службой. Поэтому для реализации задачи обучения в области безопасности, необходимо сформулировать педагогические цели процесса формирования компетенции личностной защищенности у выпускников.

Понятие личностной защищённости военнослужащих следует рассматривать как многоаспектное явление, заключающееся не только в способности противостоять угрозе и опасностям различного характера, принятию мер безопасности в повседневной деятельности военнослужащими, но и наличием личностных качеств, ценностных ориентаций, привычек в организации безопасности повседневной деятельности. Следовательно, по нашему мнению, необходимо организовать обучение в области безопасности на основе сопряжения научного знания относительно понятий «профессиональное здоровье военнослужащего» и «рисковая профессиональная среда военнослужащего», которые соответственно интегрируют явления объектов личност-

ной защищенности и способы достижения профессионального благополучия.

Понятие профессионального здоровья рассматривается многими авторами, так Г.С. Никифорова профессиональное здоровье рассматривает как интегральная характеристика функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность [4].

B.Н. Сысоев предлагает рассматривать профессиональное здоровье как способность организма человека, используя свои компенсаторные, адаптационные и защитные свойства, сохранять состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивать профессиональное долголетие в любых условиях профессиональной деятельности [5].

М.Е. Зеленова и А.В. Захаров профессиональное здоровье определяют, как состояние мотивированности и продуктивности в специальных условиях конкретной профессиональной деятельности, тесно связанное с физическим, психологическим и социальным благополучием человека, а также, как свойство человека быть работоспособным и продуктивным в специальных условиях конкретной профессиональной деятельности, сохраняя физическое, психологическое и социальное благополучие [6].

C.А. Дружилов считает, что профессиональное здоровье необходимо рассматривать как определенный уровень характеристик человека-профессионала, специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность. Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека, т.е. становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». При этом профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи и условия труда [7].

Принимая во внимание данные подходы к определению понятия «профессиональное здоровье», отметим, что снижение уровня профессионального здоровья военнослужащего как реакция на воздействие опасных и вредных факторов военной службы оказывает негативное воздействие на профессиональные качества военнослужащего, включенные в процесс его жизнедеятельности и характеризующие его как военного профессионала.

Компетентностный подход в области личностной защищенности военнослужащего позволяет акцентировать внимание на результатах образовательного процесса, при этом в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной военнослужащим информаций личностной защищенности, его представлений, а прежде всего его способность достигать безопасности в служебной деятельности.

Все вышеизложенное позволяет нам определить компетенцию личностной защищенности военнослужащих как профессионально значимую характеристику личности, представляющую собой наличие знаний о безопасном поведении военнослужащего в повседневных и экстремальных условиях военной службы и условиях его проявления; ответственность за безопасность свою и других; устойчивость усилий по оказанию поддержки и помощи другим; умение предвидеть потенциальную опасность для себя или группы людей ситуацию; использование безопасных моделей поведения, и навыков, позволяющим осуществлять служебную деятельность как в повседневных, так и в представляющих угрозу для жизни военнослужащего экстремальных ситуациях, а также профилактику рисков личной безопасности военнослужащих.

Образовательным результатом военного специалиста должна стать способность успешного существования в рисковой среде повседневной жизнедеятельности, принимать управленческие решения в условиях возникновения нестандартных, проблемных ситуаций достижения профессионального благополучия. Критериями сформированности компетенции личностной защищенности военнослужащего, по нашему мнению, выступают: сохранность жизни, физическое существование военнослужащего, биологическая составляющая военнослужащего как индивида; психологическое здоровье военнослужащего, отражающее успешность военнослужащего как человека; профессиональная успешность, соответствующая социальной реализация военнослужащего как личности.

С учётом понимания компетенции личностной защищенности военнослужащего и способов её достижения нами выделены и систематизированы имеющиеся в документах, регулирующих образовательную деятельность в военном вузе [8; 9; 10], компетенции относительно аспектов рассматриваемой компетенции.

Соматический аспект, выраженный в физическом здоровье военнослужащего, возможностью его адаптации к различным факторам внешней среды, представлен следующими компетенциями: общекультурная (ВПК.ОК): способность управлять процессом формирования физической культуры личности и здорового образа жизни и проводить различные формы физической подготовки с военнослужащими (ВПК.ОК-2);

профессиональная (ВПК.П) в управленческой деятельности: способность к управлению физической подготовкой в подразделении и физическому самосовершенствованию (ВПК.П-4);

эмоциональный аспект, выраженный стрессовыми фактором, определенной экстремальностью военной службы, повышенной ответственностью за жизнь других, что является значимым в формировании состояния выгорания военнослужащего, проявляющегося в нарастающем безразличии к выполнению своих обязанностей и происходящему на службе, представлен следующей компетенцией: общепрофессиональная (ВПК.ОП): способность поддерживать личную физическую готовность к выполнению боевых и других задач в соответствии с предназначением, применять на практике приемы и действия выживания в водной среде, рукопашного боя и преодоления препятствий (ВПК.ОП-2);

психофизиологический аспект, необходимый для создания среды, благоприятствующей развитию военнослужащего, его профессионального развития, в том числе и сохранности здоровья, представляет активный подход к выработке действий, направленных на сохранение своего здоровья, поддержание жизненного тонуса, способности к восстановлению физиологического потенциала: профессиональная (ВПК.П) в обучающей и воспитательной деятельности: способность применять специальные психолого-педагогические знания для эффективного управления воинскими коллективами, организации в них боевой подготовки, воспитательной работы, создания условий для физического развития и укрепления здоровья военнослужащих (ВПК.П-7);

мотивационный аспект, выраженный в потребности использовать приобретенные в ходе учебы в военно-морском институте знания, умения и навыки в развитии культуры здоровья в будущей профессиональной деятельности: профессионально -специализированная (ВПК.ПС) - способность создавать мотивацию действий подчиненных по исполнению боевых обязанностей в условиях гибели личного состава, боевых и аварийных повреждениях оружия и технических средств (ВПК.ПС-4).

Как видно, предлагаемая нами компетенция личностной защищенности имеет достаточный дидактический потенциал и базируется на традициях военного образования в области безопасности. Дополненная содержанием понятия «профессиональное здоровье военнослужащего» и «рисковая профессиональная среда» [11], номенклатура педагогических целей формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего будет включать следующие цели.

Цели формирования познавательного компонента: развитие способности применять методы физического самовоспитания для повышения адаптационных резервов своего организма, укрепления здоровья, достижения требуемого уровня физической подготовленности и ведения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10); развитие способности использовать основные методы защиты населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7) - систематизированные знания относительно рисков и угроз профессиональному здоровью выполняют ориентировочную функцию в компетенции личностной защищенности и определяют информационную основу к целенаправленной деятельности по трансформации рисковой среды.

Цели формирования мотивационного компонента: развитие способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению задач профессиональной деятельности в области применения и эксплуатации технических систем кораблей, защиты интересов личности, общества и государства (ОК-9); развитие способности осуществлять профилактику правонарушений и травматизма, предотвращать нарушения безопасности жизнедеятельности и экологические нарушения

(ПК-8) - систематизированные относительно мотивации личностной защищенности психические, эмоциональные и социальные стимулы безопасности создают регулятивную основу к осмысленной деятельности военнослужащего, направленной на гармонизацию интересов личности, общества и государства.

Цели формирования волевого компонента: развитие способности к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантностью к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества и применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-8); развитие способности использовать на практике современные средства и методы управления, организационные инструменты и технологии, необходимые для решения типовых и нестандартных задач, возникающих в сфере профессиональной деятельности (ПК-6) - интегрированные относительно совокупности трудных ситуаций военной службы, страхов, обид, вызывающих состояние неблагополучия, создают основу для ценностного отношения к рискам профессионального здоровья и решительного их преодоления.

Цели формирования деятельностного компонента: развитие способности руководить коллективом при борьбе за живучесть, ликвидации последствий аварий и поломок технических систем

Библиографический список

(ПК-14); развитие способности поддерживать дисциплину в коллективе, обеспечивать безопасность сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей (ПК-16) - систематизируют опыт преодоления рисков военной службы и повышают уровень компетентности личностной защищенности за счет количества усвоенных способов реализации интересов личности в сочетании с интересами общества и государства.

Таким образом, формирование компетенции личностной защищенности возможно дополнением или конкретизацией содержанием учебные дисциплины, таких, как «Безопасность жизнедеятельности», «Основы управленческой деятельности», «Управление подразделением в мирное время», «Физическая культура» компонентами профессионального здоровья военнослужащих. Данные учебные дисциплины должны быть дополнены педагогическими целями, направленными на развитие, тренировки у выпускника способность к анализу, прогнозированию и профилактике рисков личностной защищенности. Особую ценность представляют возможности самостоятельного развития опыта на факультативах, в ходе проведения инструктажей по мерам (технике) безопасности, на занятиях по безопасности военной службы, в процессе участия в месячниках безопасности военной службы. Условия современного реализации образовательного стандарта высшего военного образования позволяют это сделать.

1. Николаева Н.И. Формирование компетенции комплексной безопасности в инновационной среде вуза. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6: 237.

2. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. Санкт Петербург: Питер, 2008.

3. Копейкин М.А. Военно-профессиональная компетентность: сущность и содержание. Available at: https://www.scienceforum. ru/2013/300/6468#

4. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Санкт Петербург: Питер, 2006.

5. Сысоев В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих. Автореферат диссертации... доктора медицинских наук. Санкт Петербург, 2000.

6. Зеленова М.Е. Захаров А.В. Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих. Социальная психология и общество.2014; 2: 50 - 70.

7. Дружилов С.А. Профессиональное здоровье трудящихся и психологические аспекты профессиональной адаптации. Успехи современного естествознания. 2013; 6: 34 - 37.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок Available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_112024/

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_142304/5599a91602259232f6fc3cfd67e9313998c83981/#dst100086

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Специальные радиотехнические системы Available at: https://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_ LAW_114703/

11. Самсонова Н.В., Минкова Е.С., Петрова Е.И. Представление о профессиональных рисковых зонах работников транспортных предприятий. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2015; 2 (32): 146 - 150.

References

1. Nikolaeva N.I. Formirovanie kompetencii kompleksnoj bezopasnosti v innovacionnoj srede vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 6: 237.

2. Efremov O.Yu. Voennaya pedagogika. Sankt Peterburg: Piter, 2008.

3. Kopejkin M.A. Voenno-professional'naya kompetentnost': suschnost' i soderzhanie. Available at: https://www.scienceforum.ru/2013/300/6468#

4. Nikiforova G.S. Psihologiya zdorov'ya. Sankt Peterburg: Piter, 2006.

5. Sysoev V.N. Teoreticheskie problemy professional'nogo psihologicheskogo otbora, psihofiziologicheskogo soprovozhdeniya podgotovki i deyatel'nosti voennosluzhaschih. Avtoreferat dissertacii... doktora medicinskih nauk. Sankt Peterburg, 2000.

6. Zelenova M.E. Zaharov A.V. Vygoranie i stress v kontekste professional'nogo zdorov'ya voennosluzhaschih. Social'naya psihologiya i obschestvo.2014; 2: 50 - 70.

7. Druzhilov S.A. Professional'noe zdorov'e trudyaschihsya i psihologicheskie aspekty professional'noj adaptacii. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2013; 6: 34 - 37.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) Primenenie i 'ekspluataciya tehnicheskih sistem nadvodnyh korablej i podvodnyh lodok Available at: http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_112024/

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) Infokommunikacionnye tehnologiiisistemy special'noj svyaziAvailable at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/5599 a91602259232f6fc3cfd67e9313998c83981/#dst100086

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) Special'nye radiotehnicheskie sistemy Available at: https://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_114703/

11. Samsonova N.V., Minkova E.S., Petrova E.I. Predstavlenie o professional'nyh riskovyh zonah rabotnikov transportnyh predpriyatii. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota. 2015; 2 (32): 146 - 150.

Статья поступила в редакцию 21.09.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

METHOD OF USING THE DEBATE IN THE PROCESS OF STUDYING LAW IN SCHOOL. In the article the theoretical-methodological and psychological-pedagogical bases of the legal education of schoolchildren in modern conditions are considered. The

paper describes the methodological aspects of the use of interactive technologies, in particular the methodology of the debate in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.