Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ'

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Шабаров Дмитрий Валентинович, Снигищенко Елена Фёдоровна, Майоров Валерий Алексеевич, Петрук Сергей Александрович

Статья посвящена проблеме наставничества в прокурорской деятельности как этап профессионализации сотрудников прокуратуры России. В формирующем этапе эксперимента приняли участие 10 прокурорских работников - заместители, старшие помощники и помощники районных прокуроров, имеющих опыт работы в органах прокуратуры более 10 лет, в том числе наставнической деятельности в районных прокуратурах Санкт-Петербурга, по различным направлениям прокурорской деятельности. Получение научных знаний о вышеуказанной профессиональной модели необходимо для определения возможности назначения наставниками молодых специалистов тех прокурорских работников, чьи личностные качества будут совпадать с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Шабаров Дмитрий Валентинович, Снигищенко Елена Фёдоровна, Майоров Валерий Алексеевич, Петрук Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN PROSECUTORIAL ACTIVITIES AS A STAGE OF PROFESSIONALIZATION OF EMPLOYEES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF RUSSIA: THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION AND TRAINING

The article is devoted to the problem of mentoring in prosecutorial activities as the stage of professionalization of employees of the Russian prosecutor's office. In the formative stage of the experiment, 10 prosecutors took part - deputies, senior assistants and assistants of district prosecutors with more than 10 years of experience in the prosecutor's office, including mentoring in the district prosecutor's offices of St. Petersburg in various areas of prosecutorial activities. Obtaining scientific knowledge about the above professional model is necessary to determine the possibility of appointing young specialists to mentors of those prosecutors, whose personal qualities will coincide with it.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

национального спорта, его устойчивость к влиянию внешней конъюнктуры и международной конкуренции.

ВЫВОДЫ

В генезисе государственного регулирования ИЭФ российского спорта выражена метакультурная сингулярность, аффилированность функций социальному генотипу, этническим традициям и экономическим процессам. В методологических итерациях выявлены пиковые тренды изменения ИЭФ, определяющие социальную миссию спорта в росте человеческого капитала и здоровья нации. Исторически показателен вопрос использования ресурсов ИЭФ в преодолении последствий кризиса, вызванного распадом СССР, в восстановлении культурных кодов, наращивании ресурсов материально-энергетического обеспечения российского спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В. А. Спорт высших достижений: социологический анализ миссии и потенциала спорта / В.А. Баранов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 3-9.

2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 310 с..

3. Итоги десятилетия советской власти в цифрах. - Москва : ЦСУ СССР, 1928. - 514 с.

4. Никифорова В.Д. Российская экономика и ее институты: прошлое и настоящее / В.Д. Никифорова, Д.Д. Валахов, А.А. Никифоров. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. - 314 с.

5. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев. - Санкт-Петербург : СПбГАФК,, 1996. - 279 с.

6. Обвинцев А.А. Совершенствование системы подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта : доклад на заседании коллегии Минспорта России от 19.03.2021 г. / А.А. Обвинцев - URL: https://minsport.gov.ru/press-centre/speeches/35848/ (дата обращения 10.05.2021).

REFERENCES

1. Baranov, V.A. and Lubysheva L.I. (2021), "High performance sport: sociological analysis of the mission and potential of sport", Theory and practice of Physical Culture, No. 3, pp. 3-9.

2. Goloshchapov B.R. (2007), History of physical culture and sport, Publishing Centre "Academia", Moscow.

3. Central Statistical Office of the USSR (1928), Results of the Decade of Soviet Power in Figures, Moscow.

4. Nikiforova, V.D., Valakhov, D.D. and Nikiforov, A.A. (2013), Russian economy and its institutions: past and present, Nestor-History, St. Petersburg.

5. Ponomarev N.I. (1996), Physical culture as an element of the culture of society and human, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.

6. Obvintsev A.A. (2021), Improvement of the training system in the field ofphysical culture and sport. Report at a meeting of the board of the Ministry of Sport of Russia on 19.03.2021, available at: https://minsport.gov.ru/press-centre/speeches/35848 (date of accessed: 10.05.2021).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2021

УДК 378.046.4

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Владимир Алексеевич Губин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; Дмитрий Валентинович Шабаров, прокурор, Проку-

ратура г. Санкт-Петербурга; Елена Фёдоровна Снигищенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Валерий Алексеевич Майоров, прокурор, Прокуратура г. Санкт-Петербурга; Сергей Александрович Петрук, слушатель, Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме наставничества в прокурорской деятельности как этап профессионализации сотрудников прокуратуры России. В формирующем этапе эксперимента приняли участие 10 прокурорских работников - заместители, старшие помощники и помощники районных прокуроров, имеющих опыт работы в органах прокуратуры более 10 лет, в том числе наставнической деятельности в районных прокуратурах Санкт-Петербурга, по различным направлениям прокурорской деятельности. Получение научных знаний о вышеуказанной профессиональной модели необходимо для определения возможности назначения наставниками молодых специалистов тех прокурорских работников, чьи личностные качества будут совпадать с ней.

Ключевые слова: наставничество, воспитание, прокурорская деятельность, повышение квалификации, практико-ориентированное обучение, профессионально-значимые качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p97-101

MENTORING IN PROSECUTORIAL ACTIVITIES AS A STAGE OF PROFESSIONALIZATION OF EMPLOYEES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF RUSSIA: THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION AND TRAINING

Vladimir Alekseevich Gubin, the doctor of psychological sciences, professor, Honored scientist of the Russian Federation, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg; Dmitri Valentinovich Shabarov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg; Elena Fedorovna Snigishchenko, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Valeri Alekseevich Mayorov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg; Sergei Alexandrovich Petruk, the listener, Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov

Abstract

The article is devoted to the problem of mentoring in prosecutorial activities as the stage of profes-sionalization of employees of the Russian prosecutor's office. In the formative stage of the experiment, 10 prosecutors took part - deputies, senior assistants and assistants of district prosecutors with more than 10 years of experience in the prosecutor's office, including mentoring in the district prosecutor's offices of St. Petersburg in various areas of prosecutorial activities. Obtaining scientific knowledge about the above professional model is necessary to determine the possibility of appointing young specialists to mentors of those prosecutors, whose personal qualities will coincide with it.

Keywords: mentoring, education, prosecutorial activities, professional development, practice-oriented training.

ВВЕДЕНИЕ

В системе прокуратуры Российской Федерации особым видом организации профессиональной подготовки представлен такой институт практико-ориентационного характера как наставничество.

При содействии наставника на первоначальном этапе вхождения в профессию прокурора молодые юристы, независимо от специализации, полученной во время обучения в ведомственном или вневедомственном юридическом вузе, проходят интенсивную подготовку по закрепленному за ними направлению надзорной деятельности [2].

Не вызывает сомнений, что помимо основной своей функции наставник при постоянном непосредственном контакте с молодым специалистом формирует профессиональное мировоззрение и систему корпоративных ценностей прокурорского работника,

закрепленных в Кодексе этики прокурорского работника.

Проецируя свой профессиональный и жизненный опыт на вновь принятого прокурорского работника, наставник участвует в его обучении и воспитании, готовит к самостоятельной работе, содействует скорейшей адаптации в прокурорском коллективе, формирует интерес к профессиональной деятельности.

Немаловажную роль в качественном и эффективном исполнении всех перечисленных функций, безусловно, имеет личность самого наставника. Изучение социально-психологических характеристик, наиболее полно способствующих исполнению стоящих перед наставником задач, обусловили проведение настоящего исследования.

Цель исследования заключалась в выявлении оптимальной модели профессионально значимых качеств (далее - ПЗК) у профессионально успешных прокурорских работников, выполняющих функцию наставников [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 10 прокурорских работников -заместители, старшие помощники и помощники районных прокуроров, имеющих опыт работы в органах прокуратуры более 10 лет, в том числе наставнической деятельности районных прокуратурах Санкт-Петербурга, по различным направлениям прокурорской деятельности.

Тестирование носило анонимный характер и проходило с использованием информационных платформ, используемых при повышении квалификации работников прокуратуры [3]. Исследование проводилось с использованием психографического опросника Т. П. Зинченко и теста структуры мотивации Ф. Херцберга.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Прокурорский работник-наставник не является массовой специализацией в системе прокуратуры, и, в основном, его функция заключается в передаче профессионального опыта в системе «опытный работник - молодой специалист». Результаты исследования показали, что среди 165 профессиональных качеств личности в экспертной группе испытуемых выявлены следующие ПЗК, которые, по их мнению, характеризуют успешного прокурорского работника, выполняющего функции наставника:

1. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения;

2. Способность найти подход к подчиненным;

3. Умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

4. Способность разрешать конфликты, то есть находить приемлемый для всех задействованных сторон выход из конфликтной ситуации;

5. Способность положительно воздействовать на подчиненных своим отношением к делу;

6. Высокая требовательность к себе и другим;

7. Соблюдение норм морали и общепринятых правил поведения;

8. Способность к обучению и переучиванию;

9. Способность к критическому отношению к своей работе;

10. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;

11. Способность самостоятельно принимать решения;

12. Способность быстро принимать правильное решение при изменении ситуации;

13. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности;

14. Способность охватить суть взаимосвязей явлений, присущих проблеме;

15. Способность принимать решение, ориентируясь на ограниченное число вариантов;

16. Способность понимать людей, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношения между ними;

17. Направленность личности к достижению успеха;

18. Настойчивость в достижении цели;

19. Умение выбирать из большого объема сведений те, которые необходимы для решения данной задачи;

20. Уравновешенность и самообладание.

Зачастую наставником у молодого специалиста в районной прокуратуре является заместитель прокурора района, который, помимо исполнительской, выполняет и управленческие функции.

Приведенные выше профессионально-важные качества образуют своеобразное «ядро» специальности прокурор-наставник, так как данная выборка испытуемых сформирована из прокурорских работников, являющихся универсальными в своей профессии и выполняющих все исполнительские и организационно-управленческие функции.

Вторым этапом исследования явилось изучение структуры мотивации у испытуемых. В ходе него установлено, что ведущими мотивационными факторами у них выступили ответственность, содержание работы и отношения с коллективом.

Такие факторы более всего способствуют скорейшей успешной адаптации молодого специалиста к освоению нового вида деятельности, которая характеризуется следующими критериями:

- результативность (успех) его профессиональной деятельности;

- принятие им норм профессиональной среды (нормативность, дисциплинированность);

- положительная оценка его работы руководством;

- удовлетворенность результатами своего труда и конкретно собой;

- осознание собственных профессиональных перспектив

- эмоциональная устойчивость;

- способность выдерживать интенсивные психофизические и эмоциональные нагрузки и управление собой;

- контроль своего поведения; самостоятельность; отстаивание своей точки зрения; возложение на себя ответственности за принимаемые решения [4].

На третьем этапе исследования изучены мотивационные качества личности наставников, и получены следующие результаты, проранжированые по мере выраженности в группе испытуемых методом статистического анализа:

1. Содержание работы;

2. Карьера;

3. Ответственно сть;

4. Отношения с коллективом;

5. Личные достижения;

6. Финансовые мотивы;

7. Общественное признание;

8. Отношение с руководством.

Исследование показало, что представление об идеальной модели ПЗК у испытуемых коррелирует с их собственной мотивационно-волевой сферой.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что построенная ими модель непосредственно состоит из личностных качеств группы испытуемых, а не только отражает их личные представления о своей деятельности в качестве наставника в системе прокуратуры Российской Федерации.

ВЫВОДЫ

Исходя из этого, полученные результаты предлагается использовать для дальнейшей работы, в частности, для определения возможности назначения наставниками молодых специалистов тех прокурорских работников, чьи личностные качества будут совпа-

дать с вышеуказанной профессиональной моделью.

Все вышесказанное обусловливает значимость определения профессиональной пригодности личности к выполнению функций наставника, выявления совокупности качеств, обеспечивающих успешность подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности и ее практического осуществления путем передачи соответствующих умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губин В.А. Особенности личности профессионально успешного прокурорского работника / В.А. Губин, Е.Ф. Снигищенко, Д.В. Шабаров // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: профессионально-психологическая подготовка : Сборник докладов V Всероссийской межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 19 ноября 2020 года. - Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020. - С. 106-109.

2. Губин В.А. Разработка комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности / В.А. Губин, Д.В. Шабаров // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 2. - С. 41-49.

3. Литвиненко, С.И. Использование современных информационных технологий при повышении квалификации работников прокуратуры / С.И. Литвиненко, Д. В. Шабаров // Законность. - 2021. - № 3 (1037). - С. 15-16.

4. Масалимова А.Р. Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая: учебно-методическое пособие / А.Р. Масалимова. - Казань : Изд-во КФУ, 2015. -123 с.

REFERENCES

1. Gubin, V.A., Snigishchenko, E.F. and Shabarov, D.V. (2020), "Personality Features of a Professionally Successful Prosecutor's Worker", Actual problems of psychological practice in power structures: vocational psychological training: Collection of reports of the V All-Russian Interdepartmental Scientific and Practical Conference, Lobachevsky University, Nizhny Novgorod, pp. 106-109.

2. Gubin, VA. and Shabarov, D.V. (2019), "Development of a comprehensive program for the training of newly admitted prosecutors of the prosecutor's office of the Russian Federation for various types of supervisory activities", Bulletin of the Leningrad State University of A.S. Pushkin, No. 2, pp. 41-49.

3. Litvinenko, S.I. and Shabarov, D.V. (2021), "Use of modern information technologies while improving the qualifications of employees of the Prosecutor's Office", Legality, No. 3 (1037), pp. 15-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Masalimova, A. (2015), Content and technologies of corporate training of mentors: pedagogical component: teaching aid, Kazan Federal University, Kazan.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

УДК 796.08

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ ОТБОРА ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ В ЗАНЯТИЯ ПОДВОДНЫМ ПЛАВАНИЕМ

Анастасия Романовна Декусарова, студент, Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет; Ольга Петровна Дасенко, преподаватель, Елена Анатольевна Козыренко, старший преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар

Аннотация

В статье приведен анализ влияния антропометрических показателей физического развития, который обеспечил возможность объективно оценить уровень возрастного развития детей с целью отбора в группы подводного плавания. Выявлена зависимость между пропорциональностью физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.