Professional training of future specialists of various profiles: monograph, Ulyanovsk, pp. 190-201.
4. Nikireev, E. M. (2004), Orientation of the personality and methods of its research: studies manual, MODEK, Voronezh.
Контактная информация: vika.sundukova94@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.06.2020
УДК 159.923
ПРОКУРОРСКИЙ РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Алексеевич Губин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Ленинградский государственный университета им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Валентинович Шабаров, прокурор, Прокуратура Санкт-
Петербурга; Елена Фёдоровна Снигищенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Андрей Олегович Кособуцкий, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Валерий Алексеевич Майоров, прокурор, Прокуратура Санкт-Петербурга
Аннотация
В статье представлена динамика параметров направленности на прокурорскую деятельность, изменение эмоциональной и когнитивной составляющей представлений о прокурорской деятельности в процессе практико-ориентированного обучения. Отражена практика реализации Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности с использованием различных форм повышения квалификации прокуроров в экономических вузах как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социальные представления, установка, прокурорская деятельность, повышение квалификации, практико-ориентированное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p436-439
PROSECUTOR EMPLOYEE AS A SUBJECT OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY
Vladimir Alekseevich Gubin, the doctor of psychological sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg; Dmitriy Valentinovich Shabarov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg; Elena Fedorovna Snigishchenko, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Andrei Olegovich Kosobutsky, the candidate of pedagogical sciences, head of the department, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation; Valeri Alekseevich Mayorov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg
Abstract
The article presents the dynamics of the parameters of orientation to prosecutorial activity, the change in the emotional and cognitive component of ideas about prosecutorial activity, in the process of practice-oriented training. The practice of the implementation of the Comprehensive Program for the training of newly adopted prosecutors of the prosecutor's office of the Russian Federation for various types of supervisory activities by using various forms of advanced training of the prosecutors in economic universities, as subjects of educational and professional activities, is reflected.
Keywords: social representations, installation, prosecutorial activities, advanced training, practice-oriented training.
ВВЕДЕНИЕ
На заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 17 марта 2020 года Президент России В.В. Путин отметил, что рост социального благополучия населения невозможен без устойчивого экономического развития страны, поэтому у прокуроров много актуальных задач, связанных с соблюдением законности в различных отраслях экономики [2]. Решение такой важной и ответственной задачи требует от прокуроров не только знаний в области юриспруденции, но и в сфере экономики.
Получить новые знания и реализовать их на практике в надзорной деятельности возможно в ходе освоения прокурорами программы высшего профессионального экономического образования, в том числе, в рамках магистратуры.
Основой для практико-ориентированного обучения прокурорских работников как субъектов учебно-профессиональной может являться Комплексная программа подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности разработанной В.А. Губиным и Д.В. Шабаровым, а также повышение квалификации посредством получения знаний в различных отраслях экономики для последующего применения в надзорной деятельности [3].
Цели исследования. Выявление представлений о прокурорской деятельности у прокурорских работников как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными методами исследования: диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности» состоящий из следующих методик:
- проективная методика «20 определений понятия «прокуратура»;
- методика оценки прокурорской деятельности;
- опросник «Направленность на прокурорскую деятельность».
В исследовании приняли участие 160 прокурорских работников.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В прокуратуре Санкт-Петербурга в 2019 году с целью апробации новой формы повышения квалификации произведен отбор желающих получить высшее экономическое образование, для чего использован диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности». После успешного прохождения вступительных экзаменов отобранные прокурорские работники без отрыва от производства прошли первый курс обучения по образовательной программе в рамках магистратуры в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, показав по итогам сессий отличные знания. В процессе учебы они принимали участие в научных конференциях, готовили научные публикации.
Основные модули образовательной программы направлены на получение знаний и умений для применения в практической деятельности прокурора.
Освоение дисциплины «Практика учета анализа и аудита в отраслях экономики» позволило понять систему сбора, регистрации, обобщения и систематизации учетной информации о движении использования средств государственного бюджета, анализировать операции по счетам синтетического и аналитического учета и выявлять факты нецелевого использования бюджетных средств.
С сентября по декабрь 2019 года 20 работников прокуратуры Санкт-Петербурга прошли обучение в том же вузе и по программе дополнительного профессионального образования «Программа экзамена для получения аттестата профессионального бухгалтера: главный бухгалтер организации государственного сектора».
Обучение позволило прокурорам применить полученные знания о функционировании бюджетных учреждений, бюджетном процессе, процедуре освоения денежных средств, документальном ведении бухгалтерского учета и применении норм федерально-
го законодательства о закупках.
Также с февраля по июнь 2020 года 140 работников прокуратуры Санкт-Петербурга прошли профессиональную переподготовку в Центре переподготовки и повышения квалификации преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна по программам: «Налоговое администрирование и налогообложение», «Финансовый менеджмент и финансовое планирование», «Управленческий учет и внутренний аудит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» в объеме 260 часов.
Перед началом обучения и после его окончания слушатели прошли тестирование по методикам, представленным в диагностическом комплексе «Представление о прокурорской деятельности».
Результаты применения методики изучения эмоциональной составляющей представлений о прокурорской деятельности (Методика Крит, Фабригар и Петти (Crites, Fabrigar & Petty, 1994) для измерения эмоциональной составляющей установки) [1] представлены в диаграмме 1.
3 2,5 2,6 2 1 0
Выпускники ведомственного вуза Выпускники вневедомственных юридических
До прохождения обучения ■ После прохождения обучения
Диаграмма 1 - Динамика развития эмоциональной составляющей представления о прокурорской деятельности
у прокурорских работников
Результаты исследования показывают поступательное движение в формировании эмоциональной составляющей представлений о прокурорской деятельности у прокурорских работников - выпускников ведомственных и вневедомственных юридических вузов в начале и по завершении обучения. Разница между показателями первого и заключительного этапа у группы выпускников ведомственного вуза составила 0,6 балла при начальном показателе 1,9, а у выпускников вневедомственных вузов 0,4 при первоначальном показателе 2,1 балла.
Полученные данные свидетельствуют о формировании у обучаемых профессионального интереса к полученной в ходе обучения квалификации и службе в целом как положительно окрашенного эмоционального процесса -чувства (по А.Н. Леонтьеву).
Если в когнитивной системе представлений о прокурорской деятельности в начале обучения у респондентов доминировали такие понятия, как «надзор», «законность», «юриспруденция», «жалобы и обращения», то по его окончанию в содержательном компоненте представлений прокурорская деятельность выразилась в таких определениях, как «анализ состояния законности», «надзор в бюджетной сфере», «безопасность экономики Российской Федерации», «сохранение средств бюджета», «надзор за расследованием экономических преступлений» и «надзор за реализацией национальных проектов».
Полученные в процессе учебной деятельности знания и умения оценены аттестационной комиссией вуза и удостоверены документами государственного образца о квалификации. Средняя оценка итоговой аттестации (экзамену) слушателей - 4,9 балла.
Результаты методики «Направленность на прокурорскую деятельность» отражают поступательное развитие параметров ценностных, ориентаций, интереса к профессиональной деятельности, самооценки, профессиональной пригодности, социального прогноза и социальной поддержки у прокурорских работников в начале обучения и после
получения диплома о профессиональной переподготовки. Респонденты были разделены на две группы - группа выпускников ведомственного вуза прокуратуры РФ и вневедомственных юридических вузов [4]. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты методики «Направленность на прокурорскую деятельность»
№ Параметры направленности на прокурорскую деятельность Выпускники ведомственного вуза Выпускники вневедомственный юридических вузов
До начала обучения После обучения Динамика До начала обучения После обучения Динамика
1. Ценностные ориентаций УО 12,34 15,56 +3,22 14,24 16,64 +2,4
2. Интерес к профессиональной деятельности РЬ 10,88 20 +9,12 11 19 +8
3. Самооценка профессиональной пригодности 8Е 10,46 12 +1,54 9,86 13,44 +3,58
4. Социальный прогноз 8Р 12,34 18,10 +5,76 14,4 21,12 +6,72
5. Социальная поддержка 12,12 13,8 +1,68 11,14 15,2 +4,06
ВЫВОДЫ
Обучение по программам дополнительного образования расширяет круг интересов и знаний специалиста, позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут, по которому происходит самосовершенствование каждого отдельного работника, а также способствует дополнительному погружению в образовательную среду учебного заведения и проецирование на профессиональную деятельность приобретенных компетенций. Ожидается, что принятые меры по дополнительному профессиональному образованию прокуроров положительно повлияют на эффективность и результативность надзорной деятельности в сфере экономики, в том числе в области бюджетных правоотношений, проведения закупочных процедур, ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса и реализации национальных проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронсон, Э. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2002. - 560 с.
2. Материалы расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 17 марта 2020. - URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/62998 (дата обращения: 01.04.20202).
3. Губин, В.А. Разработка комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности / В.А. Губин, Д.В. Шабаров // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 2. - С. 41-49.
4. Шабаров, Д.В. Диагностика представлений о прокурорской деятельности: теория и практика / Д.В. Шабаров, В.А. Губин, В.А. Майоров // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - Т. 21, № 4. - С. 1050-1059.
REFERENCES
1. Aronson, E., Wilson, T.D. and Akert, R.M. (2004), Social psychology, psychological laws of human behavior in society, Publishing house "Praim-Evroznak", St. Petersburg.
2. President of Russia (2020). Board meeting of the Prosecutor General, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62998.
3. Gubin, VA. and Shabarov, D.V. (2019), "Development of a comprehensive program for the training of newly admitted prosecutors of the prosecutor's office of the Russian Federation for various types of supervisory activities", Bulletin of the Leningrad State University of A.S. Pushkin, No. 2, pp. 41-49.
4. Shabarov, D.V., Gubin, V.A. and Mayorov, V.A. (2019). "Social Attitudes to Public Prosecution: Theory and Practice", Bulletin of Kemerovo State University, No. 4 (21), pp.1050-1059.
Контактная информация: shabarovdv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.06.2020