Психологические науки
УДК 159.9
О КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Ирина Сергеевна Ганишина, доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры, Виктория Викторовна Сундукова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань
Аннотация
В статье рассмотрена концептуальная модель антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России, включающая в себя социальный заказ; структурные компоненты антикоррупционной направленности (мотивационно-ценностный, когнитивно-познавательный, духовно-нравственный и эмоционально-волевой); комплекс психодиагностических методов и методик; интерпсихические и интрапсихические детерминанты; типы личности курсантов по уровню сформированности антикоррупционной направленности; программа по формированию антикоррупционной направленности; психологические технологии; результат.
Ключевые слова: концептуальная модель, антикоррупционная направленность, личность, курсанты образовательных организаций ФСИН России, структурные компоненты антикоррупционной направленности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p433-436
CONCEPTUAL MODEL OF ANTI-CORRUPTION ORIENTATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
OF RUSSIA
Irina Sergeevna Ganishina, the doctor ofpsychology, senior lecturer, head of the Department, Victoria Viktorovna Sundukova, the adjunct, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Abstract
The article considers the conceptual model of the anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, which includes the social order; structural components of the anti-corruption orientation (motivational-value, cognitive-cognitive, spiritualmoral and emotional-volitional); the complex of psychodiagnostic methods and techniques; interpsychic and intrapsychic determinants; personality types of the cadets according to the level of anti-corruption orientation; anti-corruption program; psychological technology; result.
Keywords: conceptual model, anti-corruption orientation, personality, cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, structural components of anti-corruption orientation.
Согласно статическим данным за три последних года в России отмечается стабильно высокий уровень коррупционных преступлений: в 2019 году выявлено 45114 подобных преступлений, в 2018 году зафиксировано 44495 преступлений, в 2017 год -44234. Анализ статистических данных доказывает необходимость борьбы с этим сложным социальные явлением в различных сферах государственного устройства. Особую роль, на наш взгляд, сегодня имеет борьба с коррупцией. Основы борьбы с коррупцией в учреждениях уголовно-исполнительной системе составляют Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, приказ ФСИН
РФ от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы». Указанные нормативно-правовые акты поднимают перед образовательными организациями вопросы подготовки квалифицированных специалистов с набором профессиональных компетенций, в число которых входит развитие антикоррупционной направленности.
В отечественной психологии проблемой изучения направленности личности занимались многие ученые (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Ф, Лазурский, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев и др.). Анализ работ этих авторов позволяет сделать вывод, что «направленность» - подструктура личности, развивающаяся под воздействием общественных отношений. В структуру направленности входит устойчивая для конкретной личности иерархия мотивов поведения, с учетом влечений, желаний, интересов, идеалов, убеждений и мировоззрения [4]. Однако изучение антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России до настоящего времени не проводилось.
На наш взгляд, антикоррупционная направленность личности представляет собой интегративное личностное образование, детерминирующее сознание курсантов образовательных организаций ФСИН России, формируемое в учебно-воспитательном процессе и включающее в себя мотивы, ценности, потребности, ценностные ориентации, психологические установки, интересы и влечения [2].
Концептуальная модель антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России включает в себя следующие структурные компоненты: социальный заказ; структурные компоненты антикоррупционной направленности (мотивационно-ценностный, когнитивно-познавательный, духовно-нравственный и эмоционально-волевой); комплекс психодиагностических методов и методик; интерпсихические и интрапсихические детерминанты; типы личности курсантов по уровню сформиро-ванности антикоррупционной направленности; программа по формированию антикоррупционной направленности; психологические технологии; результат. Остановимся на рассмотрении всех этих элементов более подробно.
Социальный заказ государства обуславливает необходимость подготовки в образовательных организациях ФСИН России квалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы с высоким уровнем сформированности антикоррупционной направленности личности [1].
К структурным компонентам антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России относятся мотивационно-ценностный, когнитивно-познавательный, духовно-нравственный и эмоционально-волевой. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя целенаправленную деятельность, движимую личностными потребностями и мотивами, целями, интересами и влечениями курсантов. Когнитивно-познавательный компонент содержит убеждения, знания, профессиональные компетенции, ориентированные на развитие их антикоррупционного поведения. Духовно-нравственный компонент-мировоззрение, морально-нравственные установки личности курсантов, подразумевающие под собой высокий уровень нравственно-правовой ответственности за собственное поведение. Эмоционально-волевой компонент представляет собой субъективные отношения курсантов к различным сторонам действительности, включающие в себя высокий уровень эмоциональной устойчивости и самоконтроля поведенческих реакций.
Комплекс психодиагностических методов и методик представляет собой пракси-метрический метод, наблюдение, опрос, формирующий эксперимент, тестирование: 16 -факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнов), диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова), личностный опросник нравственно-правовой
надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл)), методы математической статистики (корреляционный, факторный и кластерный анализы).
Психологические условия представляют собой интерпсихические (внешние) и ин-трапсихические (внутренние) детерминанты формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России. К интерпсихическим (внешним) детерминантам относятся учебно-служебная деятельность, воспитательное воздействие, деятельность кураторов учебных групп, деятельность индивидуальных наставников. Интрапсихические (внутренние) детерминанты: готовность к службе, психологическая устойчивость, волевые качества личности, сознание и правосознание, саморегуляция и самоконтроль.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам получить типологию курсантов образовательных организаций ФСИН России: альтруистический тип; конформный тип, авантюристический тип. Курсанты альтруистического типа имеют высокий уровень антикоррупционной направленности, курсанты комформного типа - средний уровень, курсанты авантюристического типа - низкий уровень.
Основным средством воздействия на формирование антикоррупционной направленности является психолого-педагогическая программа [3]. Она включает в себя психопрофилактические и психокоррекционные технологии. К первым относятся аргумента-тивный дискурс, ассертивный тренинг, групповая дискуссия, методика конструктивного спора, конфронтация, убеждение, косвенное внушение, методика наказания, методика погружения, поведенческий тренинг, психогимнастика, психологическое консультирование, рефлексивное слушание, самовнушение, самоконтроль, социально-психологический тренинг. К психокоррекционным мероприятиям - арттерапия, вербальные и невербальные методы групповой психотерапии, групповая психотерапия, директивная психотерапия, игровая психотерапия, игровая психотерапия, индивидуальная психотерапия, каузальная психотерапия, коллективная психотерапия, музыкотерапия, поведенческая психотерапия, поддерживающая терапия, православная психотерапия, психотерапевтическая беседа, рациональная психотерапия. Результатом является формирование у курсантов высокого уровня антикоррупционной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антикоррупционная деятельность в уголовно-исполнительной системе : курс лекций / под общей редакцией А.А. Рудого. - Рязань : Академия Федерал. службы исполнения наказаний России, 2013. - 286 с.
2. Ганишина, И.С. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России / И.С. Ганишина, В.В. Сунду-кова // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля : монография / под редакцией А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск, 2019. - С. 190-201.
3. Ганишина, И.С. О программе формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России / И.С. Ганишина, В.В. Сундукова // Перспективы науки. - 2019. - № 8. - С. 186-188.
4. Никиреев, Е.М. Направленность личность и методы её исследования : учебное пособие / Е.М. Никиреев. - Воронеж : МОДЭК, 2004. - 192 с.
REFERENCES
1. Rudy, A.A. (2013), Anti-corruption activities in the penal system: course of lectures, Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan.
2. Ganshina, I.S. and Sundukov, V.V. (2019), "About the program of formation of anticorruption personality of cadets of educational institutions of the FSIN of Russia", Perspectives of science, No. 8, pp. 186-188.
3. Ganishina, I.S. and Sundukova, V.V. (2019), "Formation of anti-corruption and anti-drug orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia",
Professional training of future specialists of various profiles: monograph, Ulyanovsk, pp. 190-201.
4. Nikireev, E. M. (2004), Orientation of the personality and methods of its research: studies manual, MODEK, Voronezh.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.06.2020
УДК 159.923
ПРОКУРОРСКИЙ РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Алексеевич Губин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Ленинградский государственный университета им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Валентинович Шабаров, прокурор, Прокуратура Санкт-
Петербурга; Елена Фёдоровна Снигищенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Андрей Олегович Кособуцкий, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Валерий Алексеевич Майоров, прокурор, Прокуратура Санкт-Петербурга
Аннотация
В статье представлена динамика параметров направленности на прокурорскую деятельность, изменение эмоциональной и когнитивной составляющей представлений о прокурорской деятельности в процессе практико-ориентированного обучения. Отражена практика реализации Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности с использованием различных форм повышения квалификации прокуроров в экономических вузах как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социальные представления, установка, прокурорская деятельность, повышение квалификации, практико-ориентированное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p436-439
PROSECUTOR EMPLOYEE AS A SUBJECT OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY
Vladimir Alekseevich Gubin, the doctor of psychological sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg; Dmitriy Valentinovich Shabarov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg; Elena Fedorovna Snigishchenko, the senior teacher, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Andrei Olegovich Kosobutsky, the candidate of pedagogical sciences, head of the department, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation; Valeri Alekseevich Mayorov, the prosecutor, Prosecutor's office of St. Petersburg
Abstract
The article presents the dynamics of the parameters of orientation to prosecutorial activity, the change in the emotional and cognitive component of ideas about prosecutorial activity, in the process of practice-oriented training. The practice of the implementation of the Comprehensive Program for the training of newly adopted prosecutors of the prosecutor's office of the Russian Federation for various types of supervisory activities by using various forms of advanced training of the prosecutors in economic universities, as subjects of educational and professional activities, is reflected.
Keywords: social representations, installation, prosecutorial activities, advanced training, practice-oriented training.