УДК 378.6:343.83:343.9; ББК 67.409р.30-0 DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10059
© Ганишина И.С., Сундукова В.В. 2020
PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS, PREVENTION AND CORRECTION ANTI-CORRUPTION ORIENTATION
OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ
Irina S. Ganishina
Head of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Faculty of Psychology Academies of the Academy of Law Management of The Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor
Viktoriya V. Sundukova,
Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of Law Management of The Federal Penitentiary Service of Russia Е-mail: [email protected]
Ирина Сергеевна Ганишина,
начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Академии ФСИН России, доктор психологических наук, доцент
Виктория Викторовна Сундукова,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Ганишина И.С., Сундукова В.В. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 23-26.
Научная специальность: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.
Abstract. Today, the formation of anti-corruption orientation among cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia is of high importance. As part of the use of the author's program, psychological diagnostics, psychological prevention, and psychological correction are implemented in departmental universities of the criminal Executive system.
Keywords: psychological diagnostics, prevention. correction, orientation, anti-corruption orientation, cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, the program for the formation of anti-corruption orientation.
Аннотация. Сегодня высокую значимость приобретает формирование антикоррупционной направленности у курсантов образовательных организаций ФСИН России. В рамках использования авторской программы в ведомственных вузах уголовно-исполнительной системы реализуется психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическая коррекция.
Ключевые слова: психологическая диагностика, профилактика. коррекция, направленность, антикоррупционная направленность, курсанты образовательных организаций ФСИН России, программа по формированию антикоррупционной направленности.
Современный этап развития уголовно-исполнительной системы России (далее - УИС) связан с совершенствованием российского общества и государства. Происходящие изменения сказываются на социальной, духовной, экономической и политической жизни гражданского общества, оказывая влияние на систему государственного управления в целом и содержание кадровой политики УИС в частности.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ
«О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в части, касающейся служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), сотрудник должен соблюдать требования антикоррупционного законодатель-ства1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3
определяет содержание мероприятий по противодействию коррупции2.
Профессиональная подготовка сотрудников в образовательных организациях ФСИН России включает в себя формирование профессиональных компетенций, в число которых входит антикоррупционная направленность личности. Ее формирование в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций ФСИН России представляется возможными при реализации психолого-педагогической программы3.
Программа по формированию антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России (далее -Программа) разработана в соответствии с реалиями гражданского общества, требованиями, предъявляемыми к поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы, с учетом содержания современных профилактических мер в сфере антикоррупционного законодательства.
Целью программы является формирование антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России4. Реализация цели программы возможна при осуществлении следующих задач:
- формирование ценностных установок сотрудника УИС и развитие способностей, необходимых для формирования гражданской позиции в отношении коррупции;
- развитие знаний, умений, навыков курсантов о причинах и последствиях коррупционных преступлений, повышение уровня их правосознания;
- формирование у курсантов навыков безопасного общения в ситуациях провокации и манипулирования.
Программа состоит из трех структурных блоков: 1) психодиагностический; 2) профилактический; 3) психокоррекционный.
Психодиагностический блок. Задачей данного блока является изучение уровня сформирован-ности структурных компонентов антикоррупционной направленности личности у курсантов. Психодиагностический блок состоит из следующих методов и методик: праксиметрический метод, наблюдение, опрос, тестирование: 16 - факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнов), методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксе-нофонтова), личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных
трудностей (С. Хобфолл), методы математической статистики.
По результатам диагностики в зависимости от уровня сформированности структурных компонентов участники программы делятся на группы с высоким, средним и низким уровнем антикоррупционной направленности личности. Сформирован-ность показателей структурных компонентов антикоррупционной направленности (эмоционально-волевой, когнитивно-познавательный, мотивационно-ценностный и духовно-нравственный) курсантов образовательных организаций ФСИН России определяется путем вычисления и интерпретации полученных данных по каждой методике в отдельности.
С участниками, имеющими высокий и средний уровни сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности предполагается проведение профилактических и просветительских мероприятий, с низким уровнем - проведение профилактических, просветительских, индивидуальных и групповых психокор-рекционных мероприятий.
Психопрофилактический блок включает в себя подготовку и проведение мероприятий, направленных на профессиональную подготовку курсантов образовательных организаций ФСИН России по тематике, направленной на формирование антикоррупционной направленности личности. Психопрофилактический блок направлен на повышение правосознания обучающих в сфере противодействия коррупции, целью которого является развитие структурных компонентов антикоррупционной направленности личности, способствующих ее формированию.
К мероприятиям профилактического блока относятся:
- чтение информационно-профилактических лекций по основным причинам совершения коррупционных преступлений, профилактике коррупционного поведения, повышению правовой грамотности в вопросах противодействия коррупции;
- обсуждение последствий совершения коррупционных преступлений в форме групповых дискуссий; проведение конкурсов плакатов, стенных газет по профилактике коррупции в целях формирования у курсантов антикоррупционного сознания, гражданской позиции, ориентированной на неприятие коррупции как социально-правового явления;
- организация круглых столов по профилактике коррупции, целью которых выступает формирование у курсантов собственного мнения по отношению к коррупции, четкой гражданской позиции;
- составление памяток в сфере профилактики коррупции, представляющих собой малообъемное
печатное средство массовой пропаганды;
- участие в поведенческих, ассертивных и социально-психологических тренингах по вопросам профилактики коррупционных преступлений;
- организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов, следственного комитета, прокуратуры, органов исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции;
- организация и проведение индивидуально-воспитательных бесед курсантов с наставниками и кураторами учебных групп;
- проведение профилактических бесед реализуется в форме психологических консультаций с применением техники рефлексивного слушания и метода убеждения;
- применение дополнительных психотерапевтических методов по профилактике коррупционных преступлений (техника аргументативного дискурса, метод косвенного внушения, техника конструктивного спора, метод самовнушения, техника конфронтации, методика наказания, психогимнастика, самоконтроль).
Психокоррекционный блок включает в себя использование психокоррекционных технологий, техник и приемов психологического воздействия на личность с целью формирования устойчивости к ситуациям коррупционного риска. Данный блок подразумевает под собой проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий, индивидуальных бесед, консультаций, разработку и реализацию программ индивидуального сопровождения.
Индивидуальная форма психокоррекционных мероприятий включает в себя проведении индивидуальной работы с каждым курсантом, направленной на выявление их индивидуальных особенностей, установление доверительных отношений, получения обратной связи после проведения занятий, анализа психологического состояния.
Групповая форма позволяет отслеживать динамику качественных изменений личности и участников группы в целом; определить проблемные места, которые подвергаются коррекции с использованием индивидуального воздействия на структурные компоненты антикорупционной направленности личности.
В процессе реализации психокоррекционного блока используются психологические технологии, техники и приемы воздействия на личность с целью формирования устойчивости к ситуациям коррупционного риска. К ним относятся: арттерапия, вербальные и невербальные методы групповой психотерапии, групповая психотерапия, директивная психотерапия, игровая психоте-
рапия, индивидуальная психотерапия, каузальная психотерапия, коллективная психотерапия, музы-котерапия, поведенческая психотерапия, поддерживающая терапия, православная психотерапия, психотерапевтическая беседа, рациональная психотерапия. Основными результатами проведения психокоррекционных мероприятий выступает сформированность личностных качеств, входящих в структуру антикоррупционной направленности личности5.
Психологическую устойчивость в ситуациях, предполагающих воздействие коррупционных факторов, и снижающие уровень готовности к неоправданному риску формируют упражнения «Модели ролевых ситуаций», «Ролевая игра», «Отказ», «Черный и белый ангелы», «Давление группы», «Начните говорить «нет», «Иметь смелость сказать «нет», а также упражнения «Каковы Ваши негативные представления о других?», «В поисках собственных достоинств». Коррекция антикоррупционной направленности личности курсантов проводится с помощью игры «Аукцион ценностей» и упражнений «Я хочу -я могу», «Бедность, богатство и Господь Бог», «Найденные деньги». Для повышения уровня совестливости, честности и ответственности разработана игра «На честность», упражнения: «Что Вы действительно думаете», «Без маски», «В поисках собственных достоинств», «Каковы Ваши негативные представления о себе?», «Каковы Ваши негативные представления о других?», «Каковы Ваши представления о жизни в целом?»
Библиографический список
1. Ганишина, И.С., Сундукова, В.В. О необходимости формирования антикоррупционного мировоззрения у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы / И.С. Ганишина, В.В. Сундукова// «Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской федерации и за рубежом»: сборник материалов международной научно-практической конференции, Рязань, 2018. - 1547 с.
2. Ганишина, И.С., Сундукова, В.В. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России / И.С. Ганишина, В.В. Сундукова/ Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля: монография // Под редакцией А.Ю. Нагорновой. -Ульяновск, 2019. - 223 с.
3. Николаев, С.М. Антикоррупционная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной
системы: практические рекомендации. - Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2014.
4. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1 Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
2 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
3 Ганишина, И.С., Сундукова, В.В. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России/ Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля: монография // Под редакцией А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск, 2019. - 223 с. - с. 190-201.
4 Ганишина, И.С., Сундукова, В.В. О необходимости формирования антикоррупционного мировоззрения у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы // «Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской федерации и за рубежом»: сборник материалов международной научно-практической конференции, Рязань, 2018. - 1547 с. - с. 962-966.
5 Николаев, С.М. Антикоррупционная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы: практические рекомендации. - Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2014.
Социальная психология : учебник / под ред. А. М. Сто-ляренко. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Учебник содержит полную и четко структурированную систему со-временных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.
Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.
Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.
AJV. CiDmpfl'KE-