Key words: freedom of contract, Roman law, private law, civil law, contract law, history of law, evolution of law
Ivanov Aleksey Sergeevich, graduate student, [email protected], Russia, St.Peterburg, St.Peterburg State Agrarian University.
УДК 343.83:343.9
СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ
О.В. Князева, О.К. Хотькина
Анализируется значение антикоррупционного образования в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и построения правового государства. Автором были изучены коррупциогенные факторы в образовательной деятельности ведомственных образовательных учреждений федеральной службы исполнения наказаний России, на основе которых были сформулированы меры по совершенствованию антикоррупционного образования и минимизации коррупционных рисков в уголовно-исполнительной системе. Результатом исследования явились также основные направления антикоррупционной политики в сфере образования.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, антикоррупционное образование, ведомственные образовательные учреждения, федеральная службы исполнения наказаний.
Одной из основных задач построения правового государства и реформирования уголовно-исполнительной системы в настоящее время является наличие высоквалифицированных сотрудников, способных эффективно и качественно решать правоохранительные задачи [1, с. 11-20]. Обеспечение результативного исполнения служебных обязанностей в сфере исполнения уголовных наказаний зависит в большей мере от уровня правового сознания и культуры, которые включают в себя сформированные знания, умения и навыки в сфере антикоррупционной деятельности, правоприменения, формулирования предписаний нормативных документов.
Неудивительно, что в настоящее время в профессиональной подготовке обучаемых в ведомственных образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) приоритетным является включение в систему правового образования спецкурсов антикоррупционного содержания [2, с.72]. Это обусловлено целым спектром обстоятельств, связанных с политическими, экономическими и общественными преобразованиями в стране и реформированием всей правоохранительной системы Российской Федерации [3, с. 133-138].
Как показал анализ основных направлений образовательных учреждений ФСИН России, наибольшими показателями рисков коррупциогенности, являются: учебная деятельность, научная деятельность, воспитательная работа, кадровая работа, финансово-хозяйственная деятельность.
В частности, в сфере учебной деятельности это: проведение и прием всех видов зачетов и экзаменов; перевод слушателей и студентов заочной формы обучения на индивидуальный график (план обучения) (без явки вместе со всеми на сессию); подготовка выпускных квалификационных работ; перевод с внебюджетной на бюджетную форму обучения.
В рамках научной деятельности - прием вступительных испытаний в адъюнктуру; прием экзаменов кандидатского минимума; прохождение кандидатских диссертаций на кафедральном уровне; защита кандидатских диссертаций в диссертационных советах; оформление документов сотрудниками за соискателя в ВАК Минобрнауки РФ; внеочередная публикация статей соискателей в журналах перечня, рекомендованного ВАК Минобрнауки РФ.
В рамках воспитательной работы с сотрудниками образовательных учреждений ФСИН России коррупциогенными факторами зачастую выступают: предоставление увольнений и отпусков курсантам на выходные дни (с ночевкой); досрочный отъезд курсантов перед праздниками, каникулами; решение вопросов проживания в городе, перевод на казарменное положение; курирование курсантов курсовыми офицерами (создание максимально комфортных повседневных условий).
В сфере кадровой работы воздействие нежелательных рисков проявляется через работу приемной комиссии по набору на обучение; работу медицинской комиссии в рамках приемной комиссии; приема на работу, службу, учебу, назначение на должность; оформление на учебу за счет других регионов или из других регионов; вопросы прохождения военно-врачебной комиссии в других регионах.
Криминальное коррупционное заражение в сфере финансово-хозяйственной деятельности обнаруживает себя через правоотношения в области закупок; регулярную материальную помощь или премирование одних и тех же лиц; работу пищеблока (закладку продуктов в котел, несоответствие количества человек, поставленных на котловое довольствие, строевым запискам); текущий и капитальный ремонт, невыполнение всего объема работ; завышенные сметы на строительство; заключение договоров на реально не оказываемые услуги; двойную закупку комплектующих к оргтехнике, картриджей, бумаги (покупается и не устанавливается, не выдается, покупается вновь).
Все рассмотренные коррупционные риски в образовательных учреждениях ФСИН России должны быть под особым контролем в целях их минимизации. Ведь поведение профессорско-преподавательского состава и сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) должно быть образцом для подражания обучаемых курсантов.
Таким образом, целью антикоррупционного образования является формирование у обучающихся компетенций, определяющих способность овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области антикоррупционного поведения и выработке правопослушного и позитивного отношения к нормам антикоррупционного законодательства.
Антикоррупционное образование предполагает раскрытие социального смысла и юридического содержания нормативных актов антикоррупционной направленности, взаимосвязи составляющих норм и институтов, овладение методами их научного анализа [4, с. 54-62]. В процессе изучения обучаемые углубляют знания о содержании и тенденциях развития правовой системы, роли антикоррупционного образования в реализации социально-экономических преобразований в нашей стране, возможностях и пределах уголовно-правовой борьбы с коррупционными преступлениями.
Вследствие этого, основными задачами антикоррупционного образования являются:
- изложение и привитие обучающимся теоретических знаний о принципах, категориях и положениях нормативных актов, направленных на борьбу с коррупцией;
- обучение их правильному ориентированию в положениях уголовного законодательства РФ, особенно в области борьбы с коррупцией [5, с. 95-102];
- развитие способностей анализировать антикоррупционное законодательство и практику его применения;
- обеспечение соблюдения требований законов, направленных на противодействие коррупции в своей профессиональной деятельности.
В целях популяризации антикоррупционных стандартов поведения на информационных стендах образовательных учреждений ФСИН России систематически размещается информация антикоррупционной направленности, например, об официально зафиксированных случаях коррупционных проявлений в подразделениях ФСИН, отраженных в периодической печати и официальных сайтах центрального аппарата и территориальных органов ФСИН.
Заслуживает отдельного внимания в рассматриваемом направлении, внедренные в практику особый порядок приема на службу, усиление аттестационного контроля, работа конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, порядок продвижения по службе.
Анализ реализации антикоррупционных мероприятий позволяет выделить с положительной стороны работу должностных лиц, отвечающих устранение коррупционных рисков в ходе экзаменационных сессий и «рубежных контролей» (тестирование, организация педагогического контроля и др.).
В целях совершенствования антикоррупционного образования в ведомственных образовательных учреждениях и повышения эффективности
мероприятий, направленных на устранение коррупционных рисков предполагается целенаправленная реализация следующих мер:
- принять меры по повышению эффективности информационно -пропагандистской работы, направленной на информирование населения о борьбе с коррупцией и преступностью в органах УИС и принципиальной позиции по этому вопросу руководства ФСИН России, выработке нетерпимости к подобным фактам у коллектива сотрудников и обучающихся в ведомственных образовательных учреждениях;
- усилить работу комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в части, касающейся исключения случаев непосредственного подчинения или подконтрольности среди сотрудников образовательных учреждений, состоящих между собой в близком родстве;
- усилить контроль за проведением всех видов зачетов и экзаменов с использованием технических средств видеоконтроля и аудиозаписи;
- обеспечить педагогический контроль сдачи экзаменов курсантами, слушателями и студентами, имеющими разрешение на сдачу сессии по индивидуальному графику;
- обеспечить выборочную проверку хода подготовки выпускных квалификационных работ;
- прием вступительных испытаний в адъюнктуру проводить в аудиториях, позволяющих обеспечить видеонаблюдение и аудиозапись;
- обеспечить аудио- и видео- запись процесса защиты кандидатских диссертаций в диссертационных советах ведомственных образовательных учреждений;
- ежемесячно обеспечивать выборочную проверку установленного порядка предоставления увольнений и отпусков курсантам на выходные и праздничные дни, а также проверки дисциплинарных взысканий, наложенных правами вышестоящих должностных лиц с фиксированием отметок в рабочих и личных делах обучающихся;
- обеспечить контроль за убытием курсантов и слушателей в каникулярные отпуска, исключить досрочные выезды курсантов и слушателей в отпуска без соответствующего разрешения руководства;
- ввести в практику обязательное согласование рапортов курсантов о предоставлении возможности проживания в городе на частных квартирах с отделом по работе с личным составом;
- усилить контроль за соблюдением установленного порядка назначения в состав суточных нарядов (исключив случаи необъективности, личного предпочтения, факты так называемого «отбытия» нарядов другими курсантами под моральным или физическим воздействием), ведением командирами учебных групп соответствующей учетно-служебной документации;
- под особый контроль взять вопросы рассмотрения кандидатур студентов, претендующих на перевод с внебюджетной на бюджетную форму обучения, с включением в состав соответствующей комиссии сотрудников
отдела собственной безопасности управлений ФСИН России;
- финансово-экономическому отделу ввести в практику ежемесячные доклады об объеме денежных средств, потраченных на премирование и выделение материальной помощи сотрудникам;
- совместно с сотрудниками отдела собственной безопасности УФСИН России организовывать выборочную проверку организации закупки комплектующих к оргтехнике, картриджей, бумаги, соблюдения установленного порядка их списания.
Основными направлениями антикоррупционной политики в целом в сфере образования в Российской Федерации должны стать следующие действия:
- проведение масштабных проверок обоснованности и законности распределения и расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на реализацию государственных программ, использования государственного имущества, с последующим подробным анализом полученных результатов;
- содействие формированию системного законодательства по борьбе с коррупцией в отрасли (закрепление на всех уровнях полномочий институализированных общественных организаций по обеспечению функционирования системы антикоррупционного воздействия);
- закрытие многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
- выявление и пресечение деятельности именно организованных преступных сообществ, а не просто отдельных нарушителей закона;
- целесообразно ужесточить контроль над ведомственным нормотворчеством и ввести постоянно действующую экспертизу законодательства на антикоррупционность;
- стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в образовании России, распространяющих полученную ими информацию;
- разработка, постоянное применение и использование в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности в образовании, позволяющих сравнивать между собой регионы, образовательные учреждения, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
- создание системы гласности для информирования населения о действиях наиболее представителей низовой коррупции;
- постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы в образовании (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.).
Таким образом, переосмысление подходов к методике и тактике реализации основных элементов антикоррупционного образования, включая и деятельность в сфере минимизации негативного влияния коррупционных рисков и нейтрализации условий их воздействия в профессиональной деятельности сотрудников УИС, заметно укрепят общее состояние служебной дисциплины и законности, что в свою очередь, бесспорно, позитивно отразится на эффективности борьбы с коррупцией [6, с. 27-30].
Все это, несомненно, является залогом повышения качества дисциплины и укрепления установленного правопорядка, в том числе соблюдения антикоррупционного законодательства, оздоровления оперативной обстановки, улучшения статистической отчетности, уменьшения латентности, к сожалению, имеющихся негативных процессов подрывающих авторитет ФСИН России. Совместные усилия всего коллектива, единообразное осмысление и понимание происходящих преобразований, требований времени и политического курса в дальнейшем будут способствовать выведению антикоррупционного образования на более качественный уровень, отвечающий потребностям функционирования всей правоохранительной системы.
Формирование системы антикоррупционного образования и провозглашение его приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения является неотъемлемым атрибутом антикоррупционной безопасности всей страны.
Список литературы
1. Днепров С.А., Никоряк В.В. Проблемы антикоррупционного воспитания в профессиональном образовании будящих правоведов // Педагогическое образование в России. 2017. №2. С. 11-20.
2. Везломцев В.Е., Хотькина О.К. Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе России: личностный аспект: учеб. пособие М.: Проспект, 2017. 128 с.
3. Хотькина О.К. Некоторые аспекты профилактической деятельности в уголовно-исполнительной системе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2.Ч. II. 2018. С.133-138.
4. Поляков М.М. Противодействие коррупции в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2016. №11 (72). С. 54-62.
5. Бугаевская Н.В. К вопросу о соотношении служебных и коррупционных преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 4. Ч. II. 2017. С. 95-102.
6. Белкин В.Ю. Безопасность в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 8. С. 27 - 30.
Князева Ольга Васильева, канд. юрид. наук, ст. преп. кафедры, [email protected], Россия, Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
Хотькина Ольга Константиновна, канд. юрид. наук, ст. преп. кафедры, O [email protected], Россия, Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
ANTI-CORRUPTION SYSTEM IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL
SERVICE OFRUSSIA
O.V. Knyazeva, O.K. Khotkina
The article analyzes the importance of anti-corruption education in the context of reforming the penal system and building the rule of law. The author has studied corruption-factors in the educational activities of departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia on the basis of which was formulated measures aimed at improving anti-corruption education and minimize the risk of corruption in the penal correction system. The study also resulted in the main directions of anti-corruption policy in the field of education.
Key words: corruption, corruption risks, anti-corruption education, departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.
Knyazeva Olga Vasilyevna, Cand. legal Sciences, Art. prep. Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service
Khotkina Olga Konstantinovna, Cand. legal Sciences, Art. prep. Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service
УДК 343.851.5
ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е.В. Скворцова, Ю.В. Слободчикова, А.В. Белькова
Рассматриваются основные направления профилактической работы с несовершеннолетними, содержащимися в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП), такие как изучение личностных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя и влияния ближайшего социального окружения на его поведение; проведение коррекционных мероприятий с помощью применения психологических методов, специальных программ и психотехнологий; консультирование несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и сотрудников органов внутренних дел и др. Обосновывается необходимость выявления перспективных направлений модернизации системы психологического сопровождения профилактической работы в ЦВСНП.
Ключевые слова: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), девиантное поведение несовершеннолетних, причины роста детской преступности, профилактика преступности несовершеннолетних, психологическое сопровождение.
Поиск причин, детерминирующих различные отклонения в поведении конкретного «трудного» подростка, необходим для выявления всех возможных