Научная статья на тему 'Система противодействия коррупции в образовательных учреждениях ФСИН России'

Система противодействия коррупции в образовательных учреждениях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / CORRUPTION / CORRUPTION RISKS / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / DEPARTMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Ольга Васильева, Хотькина Ольга Константиновна

Анализируется значение антикоррупционного образования в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и построения правового государства. Автором были изучены коррупциогенные факторы в образовательной деятельности ведомственных образовательных учреждений федеральной службы исполнения наказаний России, на основе которых были сформулированы меры по совершенствованию антикоррупционного образования и минимизации коррупционных рисков в уголовноисполнительной системе. Результатом исследования явились также основные направления антикоррупционной политики в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION SYSTEM IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The article analyzes the importance of anticorruption education in the context of reforming the penal system and building the rule of law. The author has studied corruption-factors in the educational activities of departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia on the basis of which was formulated measures aimed at improving anticorruption education and minimize the risk of corruption in the penal correction system. The study also resulted in the main directions of anticorruption policy in the field of education.

Текст научной работы на тему «Система противодействия коррупции в образовательных учреждениях ФСИН России»

Key words: freedom of contract, Roman law, private law, civil law, contract law, history of law, evolution of law

Ivanov Aleksey Sergeevich, graduate student, [email protected], Russia, St.Peterburg, St.Peterburg State Agrarian University.

УДК 343.83:343.9

СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

О.В. Князева, О.К. Хотькина

Анализируется значение антикоррупционного образования в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и построения правового государства. Автором были изучены коррупциогенные факторы в образовательной деятельности ведомственных образовательных учреждений федеральной службы исполнения наказаний России, на основе которых были сформулированы меры по совершенствованию антикоррупционного образования и минимизации коррупционных рисков в уголовно-исполнительной системе. Результатом исследования явились также основные направления антикоррупционной политики в сфере образования.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, антикоррупционное образование, ведомственные образовательные учреждения, федеральная службы исполнения наказаний.

Одной из основных задач построения правового государства и реформирования уголовно-исполнительной системы в настоящее время является наличие высоквалифицированных сотрудников, способных эффективно и качественно решать правоохранительные задачи [1, с. 11-20]. Обеспечение результативного исполнения служебных обязанностей в сфере исполнения уголовных наказаний зависит в большей мере от уровня правового сознания и культуры, которые включают в себя сформированные знания, умения и навыки в сфере антикоррупционной деятельности, правоприменения, формулирования предписаний нормативных документов.

Неудивительно, что в настоящее время в профессиональной подготовке обучаемых в ведомственных образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) приоритетным является включение в систему правового образования спецкурсов антикоррупционного содержания [2, с.72]. Это обусловлено целым спектром обстоятельств, связанных с политическими, экономическими и общественными преобразованиями в стране и реформированием всей правоохранительной системы Российской Федерации [3, с. 133-138].

Как показал анализ основных направлений образовательных учреждений ФСИН России, наибольшими показателями рисков коррупциогенности, являются: учебная деятельность, научная деятельность, воспитательная работа, кадровая работа, финансово-хозяйственная деятельность.

В частности, в сфере учебной деятельности это: проведение и прием всех видов зачетов и экзаменов; перевод слушателей и студентов заочной формы обучения на индивидуальный график (план обучения) (без явки вместе со всеми на сессию); подготовка выпускных квалификационных работ; перевод с внебюджетной на бюджетную форму обучения.

В рамках научной деятельности - прием вступительных испытаний в адъюнктуру; прием экзаменов кандидатского минимума; прохождение кандидатских диссертаций на кафедральном уровне; защита кандидатских диссертаций в диссертационных советах; оформление документов сотрудниками за соискателя в ВАК Минобрнауки РФ; внеочередная публикация статей соискателей в журналах перечня, рекомендованного ВАК Минобрнауки РФ.

В рамках воспитательной работы с сотрудниками образовательных учреждений ФСИН России коррупциогенными факторами зачастую выступают: предоставление увольнений и отпусков курсантам на выходные дни (с ночевкой); досрочный отъезд курсантов перед праздниками, каникулами; решение вопросов проживания в городе, перевод на казарменное положение; курирование курсантов курсовыми офицерами (создание максимально комфортных повседневных условий).

В сфере кадровой работы воздействие нежелательных рисков проявляется через работу приемной комиссии по набору на обучение; работу медицинской комиссии в рамках приемной комиссии; приема на работу, службу, учебу, назначение на должность; оформление на учебу за счет других регионов или из других регионов; вопросы прохождения военно-врачебной комиссии в других регионах.

Криминальное коррупционное заражение в сфере финансово-хозяйственной деятельности обнаруживает себя через правоотношения в области закупок; регулярную материальную помощь или премирование одних и тех же лиц; работу пищеблока (закладку продуктов в котел, несоответствие количества человек, поставленных на котловое довольствие, строевым запискам); текущий и капитальный ремонт, невыполнение всего объема работ; завышенные сметы на строительство; заключение договоров на реально не оказываемые услуги; двойную закупку комплектующих к оргтехнике, картриджей, бумаги (покупается и не устанавливается, не выдается, покупается вновь).

Все рассмотренные коррупционные риски в образовательных учреждениях ФСИН России должны быть под особым контролем в целях их минимизации. Ведь поведение профессорско-преподавательского состава и сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) должно быть образцом для подражания обучаемых курсантов.

Таким образом, целью антикоррупционного образования является формирование у обучающихся компетенций, определяющих способность овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области антикоррупционного поведения и выработке правопослушного и позитивного отношения к нормам антикоррупционного законодательства.

Антикоррупционное образование предполагает раскрытие социального смысла и юридического содержания нормативных актов антикоррупционной направленности, взаимосвязи составляющих норм и институтов, овладение методами их научного анализа [4, с. 54-62]. В процессе изучения обучаемые углубляют знания о содержании и тенденциях развития правовой системы, роли антикоррупционного образования в реализации социально-экономических преобразований в нашей стране, возможностях и пределах уголовно-правовой борьбы с коррупционными преступлениями.

Вследствие этого, основными задачами антикоррупционного образования являются:

- изложение и привитие обучающимся теоретических знаний о принципах, категориях и положениях нормативных актов, направленных на борьбу с коррупцией;

- обучение их правильному ориентированию в положениях уголовного законодательства РФ, особенно в области борьбы с коррупцией [5, с. 95-102];

- развитие способностей анализировать антикоррупционное законодательство и практику его применения;

- обеспечение соблюдения требований законов, направленных на противодействие коррупции в своей профессиональной деятельности.

В целях популяризации антикоррупционных стандартов поведения на информационных стендах образовательных учреждений ФСИН России систематически размещается информация антикоррупционной направленности, например, об официально зафиксированных случаях коррупционных проявлений в подразделениях ФСИН, отраженных в периодической печати и официальных сайтах центрального аппарата и территориальных органов ФСИН.

Заслуживает отдельного внимания в рассматриваемом направлении, внедренные в практику особый порядок приема на службу, усиление аттестационного контроля, работа конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, порядок продвижения по службе.

Анализ реализации антикоррупционных мероприятий позволяет выделить с положительной стороны работу должностных лиц, отвечающих устранение коррупционных рисков в ходе экзаменационных сессий и «рубежных контролей» (тестирование, организация педагогического контроля и др.).

В целях совершенствования антикоррупционного образования в ведомственных образовательных учреждениях и повышения эффективности

мероприятий, направленных на устранение коррупционных рисков предполагается целенаправленная реализация следующих мер:

- принять меры по повышению эффективности информационно -пропагандистской работы, направленной на информирование населения о борьбе с коррупцией и преступностью в органах УИС и принципиальной позиции по этому вопросу руководства ФСИН России, выработке нетерпимости к подобным фактам у коллектива сотрудников и обучающихся в ведомственных образовательных учреждениях;

- усилить работу комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в части, касающейся исключения случаев непосредственного подчинения или подконтрольности среди сотрудников образовательных учреждений, состоящих между собой в близком родстве;

- усилить контроль за проведением всех видов зачетов и экзаменов с использованием технических средств видеоконтроля и аудиозаписи;

- обеспечить педагогический контроль сдачи экзаменов курсантами, слушателями и студентами, имеющими разрешение на сдачу сессии по индивидуальному графику;

- обеспечить выборочную проверку хода подготовки выпускных квалификационных работ;

- прием вступительных испытаний в адъюнктуру проводить в аудиториях, позволяющих обеспечить видеонаблюдение и аудиозапись;

- обеспечить аудио- и видео- запись процесса защиты кандидатских диссертаций в диссертационных советах ведомственных образовательных учреждений;

- ежемесячно обеспечивать выборочную проверку установленного порядка предоставления увольнений и отпусков курсантам на выходные и праздничные дни, а также проверки дисциплинарных взысканий, наложенных правами вышестоящих должностных лиц с фиксированием отметок в рабочих и личных делах обучающихся;

- обеспечить контроль за убытием курсантов и слушателей в каникулярные отпуска, исключить досрочные выезды курсантов и слушателей в отпуска без соответствующего разрешения руководства;

- ввести в практику обязательное согласование рапортов курсантов о предоставлении возможности проживания в городе на частных квартирах с отделом по работе с личным составом;

- усилить контроль за соблюдением установленного порядка назначения в состав суточных нарядов (исключив случаи необъективности, личного предпочтения, факты так называемого «отбытия» нарядов другими курсантами под моральным или физическим воздействием), ведением командирами учебных групп соответствующей учетно-служебной документации;

- под особый контроль взять вопросы рассмотрения кандидатур студентов, претендующих на перевод с внебюджетной на бюджетную форму обучения, с включением в состав соответствующей комиссии сотрудников

отдела собственной безопасности управлений ФСИН России;

- финансово-экономическому отделу ввести в практику ежемесячные доклады об объеме денежных средств, потраченных на премирование и выделение материальной помощи сотрудникам;

- совместно с сотрудниками отдела собственной безопасности УФСИН России организовывать выборочную проверку организации закупки комплектующих к оргтехнике, картриджей, бумаги, соблюдения установленного порядка их списания.

Основными направлениями антикоррупционной политики в целом в сфере образования в Российской Федерации должны стать следующие действия:

- проведение масштабных проверок обоснованности и законности распределения и расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на реализацию государственных программ, использования государственного имущества, с последующим подробным анализом полученных результатов;

- содействие формированию системного законодательства по борьбе с коррупцией в отрасли (закрепление на всех уровнях полномочий институализированных общественных организаций по обеспечению функционирования системы антикоррупционного воздействия);

- закрытие многочисленных отсылочных норм в действующих законах;

- выявление и пресечение деятельности именно организованных преступных сообществ, а не просто отдельных нарушителей закона;

- целесообразно ужесточить контроль над ведомственным нормотворчеством и ввести постоянно действующую экспертизу законодательства на антикоррупционность;

- стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в образовании России, распространяющих полученную ими информацию;

- разработка, постоянное применение и использование в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности в образовании, позволяющих сравнивать между собой регионы, образовательные учреждения, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;

- создание системы гласности для информирования населения о действиях наиболее представителей низовой коррупции;

- постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы в образовании (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.).

Таким образом, переосмысление подходов к методике и тактике реализации основных элементов антикоррупционного образования, включая и деятельность в сфере минимизации негативного влияния коррупционных рисков и нейтрализации условий их воздействия в профессиональной деятельности сотрудников УИС, заметно укрепят общее состояние служебной дисциплины и законности, что в свою очередь, бесспорно, позитивно отразится на эффективности борьбы с коррупцией [6, с. 27-30].

Все это, несомненно, является залогом повышения качества дисциплины и укрепления установленного правопорядка, в том числе соблюдения антикоррупционного законодательства, оздоровления оперативной обстановки, улучшения статистической отчетности, уменьшения латентности, к сожалению, имеющихся негативных процессов подрывающих авторитет ФСИН России. Совместные усилия всего коллектива, единообразное осмысление и понимание происходящих преобразований, требований времени и политического курса в дальнейшем будут способствовать выведению антикоррупционного образования на более качественный уровень, отвечающий потребностям функционирования всей правоохранительной системы.

Формирование системы антикоррупционного образования и провозглашение его приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения является неотъемлемым атрибутом антикоррупционной безопасности всей страны.

Список литературы

1. Днепров С.А., Никоряк В.В. Проблемы антикоррупционного воспитания в профессиональном образовании будящих правоведов // Педагогическое образование в России. 2017. №2. С. 11-20.

2. Везломцев В.Е., Хотькина О.К. Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе России: личностный аспект: учеб. пособие М.: Проспект, 2017. 128 с.

3. Хотькина О.К. Некоторые аспекты профилактической деятельности в уголовно-исполнительной системе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2.Ч. II. 2018. С.133-138.

4. Поляков М.М. Противодействие коррупции в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2016. №11 (72). С. 54-62.

5. Бугаевская Н.В. К вопросу о соотношении служебных и коррупционных преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 4. Ч. II. 2017. С. 95-102.

6. Белкин В.Ю. Безопасность в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 8. С. 27 - 30.

Князева Ольга Васильева, канд. юрид. наук, ст. преп. кафедры, [email protected], Россия, Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

Хотькина Ольга Константиновна, канд. юрид. наук, ст. преп. кафедры, O [email protected], Россия, Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

ANTI-CORRUPTION SYSTEM IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL

SERVICE OFRUSSIA

O.V. Knyazeva, O.K. Khotkina

The article analyzes the importance of anti-corruption education in the context of reforming the penal system and building the rule of law. The author has studied corruption-factors in the educational activities of departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia on the basis of which was formulated measures aimed at improving anti-corruption education and minimize the risk of corruption in the penal correction system. The study also resulted in the main directions of anti-corruption policy in the field of education.

Key words: corruption, corruption risks, anti-corruption education, departmental educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.

Knyazeva Olga Vasilyevna, Cand. legal Sciences, Art. prep. Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service

Khotkina Olga Konstantinovna, Cand. legal Sciences, Art. prep. Department, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service

УДК 343.851.5

ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Е.В. Скворцова, Ю.В. Слободчикова, А.В. Белькова

Рассматриваются основные направления профилактической работы с несовершеннолетними, содержащимися в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП), такие как изучение личностных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя и влияния ближайшего социального окружения на его поведение; проведение коррекционных мероприятий с помощью применения психологических методов, специальных программ и психотехнологий; консультирование несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и сотрудников органов внутренних дел и др. Обосновывается необходимость выявления перспективных направлений модернизации системы психологического сопровождения профилактической работы в ЦВСНП.

Ключевые слова: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), девиантное поведение несовершеннолетних, причины роста детской преступности, профилактика преступности несовершеннолетних, психологическое сопровождение.

Поиск причин, детерминирующих различные отклонения в поведении конкретного «трудного» подростка, необходим для выявления всех возможных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.