Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии коррупционной зараженности в Федеральной службе исполнения наказаний'

К вопросу о состоянии коррупционной зараженности в Федеральной службе исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ЗАРАЖЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИОННО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / CORRUPTION / DANGEROUS BEHAVIOR / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ANTI-CORRUPTION SECURITY / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / CORRUPTION-GENERATING FACTORS / THE DETERMINANTS OF CORRUPTION-RISK BEHAVIOR / СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / INVESTIGATING AUTHORITIES / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY / CORRUPTION INVASION / CORRUPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панарин Дмитрий Александрович

материал посвящен рассмотрению основных аспектов проникновения коррупции в ключевые направления деятельности структурных подразделений уголовно-исполнительной системы. Приводимые в тексте результаты научных исследований в основе своей базируются на материалах официально опубликованной статистики Федеральной службы исполнения наказаний, иных органов государственного управления, а также результатах исследований, проводимых независимыми субъектами изучения общественного мнения под эгидой понимания состояния отправления государственной антикоррупционной политики и уровня ее профилактики. В настоящее время в условиях закрепления результатов проведенной в конце 2000-х годов административной реформы, иных преобразований системы и структуры государственного аппарата вопросы антикоррупционной безопасности вышли на первый план. В особенности данная, как многие полагают, исконно ментальная отечественная проблема характерна для правоохранительных органов, где имеются правоотношения власти-подчинения, и система исполнения уголовных наказаний, к сожалению, не свободна от этих суждений. Результатами исследовательского поиска, которые могут иметь определенное практическое значение, стали: проанализированная автором система коррупционных рисков в сфере деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, место данного правоохранительного органа в общей структуре коррупционного поражения основных органов государственного управления и предложенная попытка представить некоторые меры, направленные на сведение к минимуму негативного воздействия коррупциогенных факторов на адекватную реализацию возложенных государством полномочий. В статье на основе анализа и сопоставления различных источников статистических данных доказана очевидность значительной коррупционной пораженности системы исполнения уголовных наказаний. Применительно к разрешению выявленных противоречий в приведенных статистических данных в контексте противодействия коррупции в Федеральной службе исполнения наказаний и сведения к минимуму негативного воздействия коррупционных рисков на нормальное выполнение возложенных задач можно заключить, что ФСИН России, как и любой другой орган государственного управления, изначально подвержен коррупционной зараженности, ибо там, где имеют место отношения властиподчинения, серьезные объемы финансово-хозяйственной деятельности, извлечение прибыли и, что самое очевидное, вопросы надлежащего исполнения судебных решений, которые по своей природе имеют оборотную сторону (возможность получения преференций, поблажек и иных привилегий), вопрос о коррупции всегда будет актуальным. Однако, для того чтобы эффективно противодействовать ее распространению, важно знать наиболее уязвимые места, создающие благодатную почву для ее развития. В качестве предложения представляется, что данные уязвимые места формируются посредством реализации определенных нормативно-закрепленных функций, имеющих в своем содержательном подтексте коррупционную опасность. В систематизированном виде перечень этих коррупционно опасных функций представлен тремя блоками, содержание которых подробно раскрыто в статье: особенности реализации уголовно-исполнительных, уголовно-правовых и административно-правовых отношений, имеющих коррупционно-опасный аспект; особенности реализации гражданско-правовых функций, имеющих коррупционно опасный характер и особенности реализации финансово-хозяйственных операций, имеющих коррупционно опасный аспект. С целью идентификации коррупционно опасных направлений ФСИН России и соответствующего адекватного реагирования посредством расстановки акцентов в рамках предупредительной антикоррупционной работы предлагается предложенную систему (перечень) закрепить нормативно на ведомственном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панарин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF A CONDITION OF CORRUPTION CONTAMINATION IN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

the real material is devoted to consideration of the main aspects of penetration of corruption into key activities of structural divisions of criminal and executive system. The results of scientific researches given in the text are based on materials of officially published statistics of Federal Penitentiary Service, other state bodies, and also results of the researches conducted by independent subjects of studying of public opinion under the auspices of understanding of a condition of departure of the state anti-corruption policy and level of its prevention. Nowadays, in the conditions of fixing of results of the administrative reform which is carried out at the end of the 2000th years, other transformations of system and structure of government, questions of anikorruptional safety were highlighted into the forefront. In particular this as many believe, primordially mental domestic problem is characteristic for law enforcement agencies where there are legal relationship of the power submission, and the system of execution of criminal penalties, unfortunately isnt free from these judgments... the real material is devoted to consideration of the main aspects of penetration of corruption into key activities of structural divisions of criminal and executive system. The results of scientific researches given in the text are based on materials of officially published statistics of Federal Penitentiary Service, other state bodies, and also results of the researches conducted by independent subjects of studying of public opinion under the auspices of understanding of a condition of departure of the state anti-corruption policy and level of its prevention. Nowadays, in the conditions of fixing of results of the administrative reform which is carried out at the end of the 2000th years, other transformations of system and structure of government, questions of anikorruptional safety were highlighted into the forefront. In particular this as many believe, primordially mental domestic problem is characteristic for law enforcement agencies where there are legal relationship of the power submission, and the system of execution of criminal penalties, unfortunately isnt free from these judgments. The results of the research that may have some practical value is analyzed by the author of the system of corruption risks in the field of activity of the Federal service for execution of punishment, the location of this law enforcement authority in the overall structure of corruption defeats the main bodies of state administration and the attempt to present some measures aimed at minimizing the negative impact of corruption-generating factors on adequate implementation of delegated powers. In article on the basis of the analysis and comparison of various sources of statistical data evidence of a considerable corruption prevalence of system of execution of criminal penalties is proved. In relation to permission of the revealed contradictions in the provided statistical data in the context of counteraction of corruption in Federal Penitentiary Service and minimizing of negative impact of corruption risks on normal performance of the assigned tasks it is possible to conclude that FSIN of Russia, as well as any other state body, it is initially subject to corruption contamination because where take place of the relation of the power submission, serious volumes of financial and economic activity, generation of profit, and that the most obvious questions of appropriate execution of judgments which by the nature have the back (possibility of receiving preferences, indulgences and other privileges) a question of corruption will always be actual. But effectively to counteract its distribution it is important to know the weakest spots creating a fertile field for its infiltration and development. As a suggestion, it seems that these vulnerabilities are formed through the implementation of certain regulatory pinned functions with meaningful subtext corruption risk. It seems that systematic list of these corruptionunsafe functions presented in 3 blocks, the contents of which are disclosed in detail in the article: features of the implementation of penal, criminal and administrative legal relations with corruption is a dangerous aspects; peculiarities of implementation of civil functions with corrupt, harmful nature and peculiarities of realization of financial and economic operations with corruption is a dangerous aspect. For the purpose of identification of the corruption and dangerous directions of the Federal Penal Service of Russia and the corresponding adequate reaction by means of arrangement of accents within precautionary anticorruption work it is offered to fix the offered system (list) standard at the departmental level. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии коррупционной зараженности в Федеральной службе исполнения наказаний»

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАНАРИН,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника академии по работе с личным составом

(Академия ФСИН России) Е-mail: panarin.1979@mail.ru.

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИОННОЙ ЗАРАЖЕННОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Реферат: материал посвящен рассмотрению основных аспектов проникновения коррупции в ключевые направления деятельности структурных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Приводимые в тексте результаты научных исследований в основе своей базируются на материалах официально опубликованной статистики Федеральной службы исполнения наказаний, иных органов государственного управления, а также результатах исследований, проводимых независимыми субъектами изучения общественного мнения под эгидой понимания состояния отправления государственной антикоррупционной политики и уровня ее профилактики.

В настоящее время в условиях закрепления результатов проведенной в конце 2000-х годов административной реформы, иных преобразований системы и структуры государственного аппарата вопросы антикоррупционной безопасности вышли на первый план. В особенности данная, как многие полагают, исконно ментальная отечественная проблема характерна для правоохранительных органов, где имеются правоотношения власти-подчинения, и система исполнения уголовных наказаний, к сожалению, не свободна от этих суждений.

Результатами исследовательского поиска, которые могут иметь определенное практическое значение, стали: проанализированная автором система коррупционных рисков в сфере деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, место данного правоохранительного органа в общей структуре коррупционного поражения основных органов государственного управления и предложенная попытка представить некоторые меры, направленные на сведение к минимуму негативного воздействия коррупциоген-ных факторов на адекватную реализацию возложенных государством полномочий.

В статье на основе анализа и сопоставления различных источников статистических данных доказана очевидность значительной коррупционной пораженности системы исполнения уголовных наказаний. Применительно к разрешению выявленных противоречий в приведенных статистических данных в контексте противодействия коррупции в Федеральной службе исполнения наказаний и сведения к минимуму негативного воздействия коррупционных рисков на нормальное выполнение возложенных задач можно заключить, что ФСИН России, как и любой другой орган государственного управления, изначально подвержен коррупционной зараженности, ибо там, где имеют место отношения власти-подчинения, серьезные объемы финансово-хозяйственной деятельности, извлечение прибыли и, что самое очевидное, вопросы надлежащего исполнения судебных решений, которые по своей природе имеют оборотную сторону (возможность получения преференций, поблажек и иных привилегий), вопрос о коррупции всегда будет актуальным. Однако, для того чтобы эффективно противодействовать ее распространению, важно знать наиболее уязвимые места, создающие благодатную почву для ее развития.

В качестве предложения представляется, что данные уязвимые места формируются посредством реализации определенных нормативно-закрепленных функций, имеющих в своем содержательном подтексте коррупционную опасность. В систематизированном виде перечень этих коррупционно опасных функций представлен тремя блоками, содержание которых подробно раскрыто в статье: особенности реализации уголовно-исполнительных, уголовно-правовых и административно-правовых отношений, имеющих коррупционно-опасный аспект; особенности реализации гражданско-правовых функций, имеющих коррупционно опасный характер и особенности реализации финансово-хозяйственных операций, имеющих коррупционно опасный аспект.

С целью идентификации коррупционно опасных направлений ФСИН России и соответствующего адекватного реагирования посредством расстановки акцентов в рамках предупредительной антикоррупционной работы предлагается предложенную систему (перечень) закрепить нормативно на ведомственном уровне.

Ключевые слова: коррупционная зараженность, государственный служащий, коррупционно опасное поведение, противодействие коррупции, коррупциогенные факторы, детерминанты коррупционно опас-

УДК 343.83 ББК 67.515 П16

ного поведения, следственные органы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, институт гражданского общества, антикоррупционная безопасность.

Об уровне коррупционной зараженности в органах государственного управления, в особенности правоохранительной направленности, говорится очень много. Эта тема настолько популярна и злободневна, что практически ни одно официальное выступление, дискуссия в средствах массовой информации либо научное мероприятие серьезного уровня не обходится без приведения статистики в этой сфере, рассуждений о детерминантах корруп-ционно опасного поведения государственных служащих с акцентом на систему превентивных мер.

Однако нередко официальные доклады руководителей и представителей различных правоохранительных ведомств не содержат объективной картины имеющихся проблем в сфере коррупционного воздействия. Причины кроются в традиционно высокой доле латентности данных правонарушений, а также в манипуляциях со статистической отчетностью со стороны субъектов противодействия коррупции в конкретном ведомстве, имеющих целью поддержание статуса организации на должном уровне перед сложившимся общественным мнением и институтами гражданского общества.

В связи с этим интерес представляют результаты исследований, периодически проводимых различными официально аккредитованными независимыми организациями, где максимально объективно отражается реальное положение дел.

С учетом изложенного примечателен доклад, опубликованный Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» [1], который является независимым и объективным исследованием, содержащим информацию об уровне коррупции в органах государственной и местной власти в России в целом и ее регионах. В нем отражены статистические данные, описаны применяемые коррупционные схемы, а также содержится информация о жертвах коррупции. Все данные получены и обработаны в период работы приемной с 14 января 2013 г. по 31 августа 2014 г. Составители доклада - это независимые эксперты, специалисты в своей области, не преследующие каких-либо политических целей, не имеющие каких-либо личных симпатий или неприязненных отношений к лицам, упоминаемым в докладе.

В период с 14 января 2013 г. по 31 августа 2014 г. в приемную «Чистые руки» поступили и были обработаны специалистами 9925 обращений, среди которых 6340 обращений за 2013 г., 3585 - за указанный период 2014 г., включая телефонные звонки, письма, телеграммы, обращения через электронную почту, факс и личный прием.

Однако прежде чем проиллюстрировать сведения применительно к деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, логичным представляется обратиться к ведомственной статистике в сфере противодействия коррупции, содержащейся в официальных выступлениях руководства ФСИН России по итогам ежегодной работы, прозвучавших на заседаниях расширенных коллегий.

Так, в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в ходе осуществления ФСИН России антикоррупционной политики государства, а также реализации мероприятий по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе подразделениями собственной безопасности ФСИН России совместно с другими службами и правоохранительными органами со второго полугодия 2009 г. по май 2010 г. возбуждено 25 уголовных дел коррупционной и иной направленности в отношении начальников и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России и исправительных учреждений.

В частности, 2 уголовных дела связаны с присвоением или растратой (ст. 160 УК РФ), 4 - со злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285), 3 - с получением взятки (ст. 290), 5 - с превышением должностных полномочий (ст. 286), 9 - с халатностью (ст. 293), 1 - с незаконным оборотом наркотиков (ст. 228) и 1 - с мошенничеством (ст. 159 УК РФ).

Кроме того, в следственные органы были переданы материалы по ревизиям, проведенным на тот момент в федеральном бюджетном учреждении «Управление организации торговли, производства и поставок продовольствия ФСИН России» и пяти федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в Саратове. Общая сумма выявленных нарушений в этих учреждениях составила более 2,4 млрд рублей.

В 2012 г. за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов задержано 7537 граждан. При попытке доставки осужденным изъято более 7 млн рублей, 10 тыс. литров спиртных напитков промышленного производства, 99 кг наркотических веществ, более 34,5 тыс. единиц средств связи.

Среди наиболее актуальных проблем 2012 г. директор ФСИН России Г. Корниенко назвал рост количества преступлений, совершенных сотрудниками УИС. По сравнению с 2011 г. этот показатель вырос на 23 %. В отношении 475 сотрудников возбуждено 414 уголовных дел. Основную часть нарушений составляют запрещенные связи со спецконтингентом - 195 (33,5 %).

В 2013 г. за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов и веществ в пределах режимных территорий исправительных учреждений задержано более 7 тыс. граждан, 96 % из них привлечены к уголовной и административной ответственности.

Следует также учитывать, что существенно ухудшается криминологическая характеристика осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Так, как показывают исследования [4, с. 14], 36,8 % лиц данной категории содержатся за совершение тяжких преступлений, 48,8 - за совершение особо тяжких преступлений и 61,9 % -осуждены более двух раз.

Как видим, проблема борьбы с воздействием коррупционных факторов на нормальное состояние оперативной обстановки при реализации уголовно-исполнительной политики и должный уровень служебной дисциплины весьма серьезна.

Обратимся теперь к материалам доклада упомянутой общественной приемной «Чистые руки» в части коррупционной зараженности Федеральной службы исполнения наказаний. Жалобы на ФСИН России, поступившие за указанный период, составляют 5 %, однако жалобы заключенных и осужденных касаются деятельности не только ФСИН России, а в целом - органов судебной власти, прокуратуры, надзирающей за сферой исполнения наказания, общественно-наблюдательных комиссий в регионах и уполномоченных по правам человека.

Сообщения спецконтингента и их родственников в основном касаются условий содержания, неоказания медицинской помощи и удаленности мест заключения от места проживания родственников. Практически каждый осужденный и заключенный считает, что он столкнулся с коррупцией в том или ином проявлении.

Так, специалисты отмечают, что количество жалоб на коррупцию при решении вопроса об условно-досрочном освобождении за отчетный период резко возросло. Если в предыдущие годы с такой проблемой сталкивался каждый десятый, то за отчетный период уже 2/3 обращений содержат информацию о том, что для условно-досрочного освобождения осужденные вынуждены давать взятки (для снятия взысканий, «покупки» поощрений и положительного заключения колонии). Они также сообщают, что в коррупционную схему включены прокуроры, которые в отдаленных регионах, где находятся колонии, не стесняются называть расценки. В коррупционные схемы вовлечены и местные адвокаты, участвующие в передаче взяток судьям, прокурорам, руководителям колоний. Средний размер взятки за условно-досрочное осво-

бождение, по сообщениям осужденных, эквивалентен 10 тыс. долларов США.

Заключенные и осужденные жалуются также на вымогательство взяток со стороны сотрудников колонии во время отбывания наказания, а также в период нахождения в СИЗО. Если заключенный отказывается платить, то его помещают в камеру с ненадлежащими условиями содержания (антисанитария, отсутствие естественного дневного света и спальных принадлежностей, сквозняк), не обеспечивают необходимой одеждой, ограничивают в еде и т. д. Средний размер взятки за нормальные условия содержания и отсутствие давления со стороны сокамерников составляет порядка 100 тыс. рублей. Однако указанная сумма не является окончательной и может быть увеличена в зависимости от срока содержания и загруженности колонии или СИЗО. Как правило, посредниками в такого рода взятках являются неоднократно судимые лица, которые предлагают нормальные условия в обмен на взятку.

За пользование телефоном и Интернетом также взимается плата. Фактически в настоящее время если осужденный или заключенный обладает достаточными финансовыми средствами, то он может обеспечить себе условия, сравнимые с гостиничными. Имели место случаи, когда некоторые опальные олигархи заказывали себе в камеры питание из ресторанов, а также свободно нанимали музыкантов для развлечения.

За определенную плату можно получить и «вольную», но, как правило, такие выходы ограничены населенным пунктом, где находится колония. Нередко осужденные «покупают» работу за пределами колонии, в этом случае они ежедневно выезжают в город на работу и возвращаются в учреждение только на время сна. Аналогично можно приобрести трудовой стаж: не работая фактически, а внося плату за начисление стажа.

Казалось бы, сформированные для контроля за деятельностью органов исполнения наказания общественно-наблюдательные комиссии на деле в ряде регионов превратились для некоторых их членов в источник дохода от упомянутых выше коррупционных схем. Многие осужденные жалуются, что администрация использует их как бесплатную рабочую силу колонии, а также «продает их как дешевую рабочую силу бизнесменам».

В цитируемом докладе специалисты приемной «Чистые руки» отразили процентное соотношение жалоб на коррупцию в различных правоохранительных органах: 1) судебная система - 28,5 %; 2) полиция - 20,4; 3) прокуратура - 17,4; 4) следственный комитет - 15,7; 5) органы региональной власти и местного самоуправления - 7,1; 6) Федеральная служба исполнения наказаний - 5; 7) Фе-

деральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков - 1,4; 8) Федеральная служба безопасности РФ - 0,71; 9) Министерство обороны РФ -0,71 %; 10) Федеральная налоговая служба - 0,5;

11) Федеральная таможенная служба - 0,35;

12) Федеральная миграционная служба - 0,35;

13) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - 0,17; 14) иные органы - 1,54 %.

Проанализировав обращения, поступившие в период с 14 января 2013 г. по 31 августа 2014 г., специалисты приемной «Чистые руки» пришли к выводу, что, несмотря на то что уровень коррупции за отчетный период по-прежнему оказывается довольно высоким, по ряду показателей имеется снижение уровня коррупции, и в целом ситуацию можно оценить как демонстрирующую тенденцию к снижению. Если в 2012 г. уровень коррупции в России достиг своего пика, то в 2014 г. наметилась четкая тенденция к его снижению. Средний размер взятки в России составляет около 5600 долл. США, или примерно 218,4 тыс. рублей.

Специалисты при расчетах исходили из разделения общего числа обращений на отдельные виды коррупции по типу взаимодействующих субъектов: граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники и т. д. При этом использовалось общее количество обращений, средний размер взятки в отдельных группах согласно информации, полученной из обращений, и их процентное соотношение. Можно констатировать уменьшение среднего размера взятки в России в 2014 г. на 27,2 % по сравнению с 2012 г., когда он составлял 300 тыс. рублей.

При расчете коррупционного оборота специалисты приемной «Чистые руки» исходили из данных ВВП на август 2014 г., из общего уровня коррупции в различных сферах, а также среднего размера взятки за отчетный период: около 46 % ВВП, согласно оценкам специалистов, находится в коррупционной тени. Отмечается снижение коррупционного оборота по сравнению с данными 2012 г., когда коррупционный оборот был зафиксирован на уровне 52,6 % ВВП. Снижение коррупционного оборота связано с двумя факторами: а) рост внутреннего валового продукта в России; б) уменьшение среднего размера взятки с 300 тыс. рублей до 218,4 тыс. рублей. Коррупционный ВВП в 2014 г. уменьшился на 6,6 % по сравнению с 2012 г.

Однако специалисты подчеркивают, что по-прежнему уровень коррупции остается крайне высоким и опасным для страны. Так, показатели коррупции по региональным властям и местному самоуправлению достаточно высоки. Кроме того, есть сферы, где ситуация ухудшилась: сфера исполнения наказания, судебная система, сфера ис-

пользования «черных адвокатов», сложная ситуация остается в органах внутренних дел. В то же время снизилась бытовая коррупция (на 15 %), а также показатели по заказным уголовным делам в сфере предпринимательской деятельности (рей-дерские захваты) благодаря антикоррупционной кампании и принятию ряда антикоррупционных законов.

Следует отметить, что направленность коррупционных проявлений в системе ведомственного высшего профессионального образования исследовалась нами в более ранних публикациях [2, с. 177].

При всем несовершенстве закона о декларировании доходов чиновниками и в целом антикоррупционного законодательства начатая антикоррупционная кампания принесла первые результаты: мы видим множество уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом в отношении чиновников разного уровня - от местных до федеральных, а также последовавшие за этим кадровые изменения, в том числе в правоохранительных органах.

Очевидно, что коррупцию того масштаба, которого она достигла к настоящему времени, победить будет непросто, потребуется принятие законодательных изменений и усиление работы правоохранительных органов при одновременном контроле со стороны гражданского общества.

Важно подчеркнуть, что, как показала практика, одного лишь участия гражданского общества оказалось недостаточно, требуется одновременное усиление работы правоохранительной системы.

Согласно докладам специалистов участие гражданского общества и гражданский контроль, безусловно, являются эффективными механизмами, но когда правоохранительная система слаба, то коррупционное влияние распространяется на общество, и тогда его институты, призванные противодействовать коррупции, становятся участниками коррупционных схем (примером могут служить жалобы на членов общественных наблюдательных комиссий, так называемых переговорщиков от якобы гражданского общества и т. д.).

Представляется, что при взаимодействии с гражданским обществом правоохранительным органам надо более внимательно относиться к общественному (гражданскому) контролю и репутации представителей гражданского общества. Как показывает опыт России, незрелость гражданского общества и гражданского правосознания становится причиной использования коррупции как механизма политической борьбы, расправы над политическими оппонентами с помощью фальсификации уголовных дел, распространения заведомо ложной информации, в том числе обвинений в участии оппонентов в коррупционных схемах и т. д.

Бытует мнение, что проблема коррупции в России -ментальная. Однако недавнее прошлое России свидетельствует о другом. После распада СССР многие люди долго и упорно стеснялись вымогать и давать взятки в силу советского воспитания, которому был чужд культ денег и личного обогащения. Однако курс на потребление, взятый Россией в 1991 г., когда деньги стали играть первостепенную роль, а мораль и ценности созидания отошли на задний план, постепенно привел к тому, что стало меняться и общество, его ориентиры (американский культ успеха в погоне за роскошью). Вместо освоения космоса и развития науки и медицины люди стали реализовывать планы по личному обогащению. Появились олигархические группы. И когда эта узкая прослойка населения получила доступ ко всем народным ресурсам и возможность к приумножению своего капитала, а другая его часть выживала в условиях задержки заработной платы и ее обесценивания, у многих людей произошел слом ценностей, деградация, приведшая в последующем к культу коррупционного поведения.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Президент России В. В. Путин отметил, что основная проблема современной России -нравственность [3]. Данный факт стал следствием того, что 1990-е годы в погоне за США нравственность искоренялась и заменялась культом потребления. Плоды подобной философии мы пожинаем в настоящее время. Для разрешения сложившийся ситуации необходимо проводить государственную политику, направленную на укрепление нравственности и морали в обществе, стремясь обеспечить переход от общества потребления к обществу созидания.

Применительно к разрешению выявленных противоречий в приведенных статистических данных в контексте противодействия коррупции в Федеральной службе исполнения наказаний и сведения к минимуму негативного воздействия коррупционных рисков на нормальное выполнение возложенных задач можно заключить, что ФСИН России, как и любой другой орган государственного управления, изначально подвержен коррупционной зараженности, ибо там, где имеют место отношения власти-подчинения, серьезные объемы финансово-хозяйственной деятельности, извлечение прибыли и, что самое очевидное, вопросы надлежащего исполнения судебных решений, которые по своей природе имеют оборотную сторону (возможность получения преференций, поблажек и иных привилегий), вопрос о коррупции всегда будет актуальным. Однако, для того чтобы эффективно противодействовать ее распространению, важно знать наиболее уязвимые места, создающие благодатную почву для ее развития. По нашему

мнению, в качестве предложения представляется, что данные уязвимые места формируются посредством реализации определенных нормативно-закреплен-ных функций, имеющих в своем содержательном подтексте коррупционную опасность. Анализ всего массива направлений деятельности ФСИН России показал, что в систематизированном виде перечень этих коррупционно опасных функций для удобства восприятия можно представить в виде трех блоков.

1. Особенности реализации уголовно-исполнительных, уголовно-правовых и административно-правовых отношений, имеющих корруп-ционно опасный аспект (проявления корруп-циогенности при реализации положений ст. 73 УИК РФ, контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а равно контроля за проведением оперативно розыскных мероприятий, за нахождением лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и ограничений, а также возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушений применительно к УИС).

2. Особенности реализации гражданско-правовых функций, имеющих коррупционно опасный характер (реализация в УИС положений Федерального закона № 283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выплат денежных компенсаций, иных социальных выплат, жилищных и иных имущественных правоотношений).

3. Особенности реализации финансово-хозяйственных операций, имеющих коррупционно опасный аспект (коррупционно опасные риски при осуществлении в соответствии с законодательством РФ закупок товаров, работ, услуг и заключение государственных контрактов, а также иных государственно-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд УИС, особенности обслуживания денежных и (или) товарных ценностей, хранение и распределение материально-технических ресурсов и иные смежные вопросы).

Представляется необходимым приведенный перечень закрепить нормативно на ведомственном уровне с целью идентификации коррупционно опасных направлений ФСИН России и соответствующего адекватного реагирования посредством расстановки акцентов в рамках предупредительной антикоррупционной работы.

Список литературы

1. Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» (14 января 2013 г. - 31 августа 2014 г.). URL : http://rusadvocat.com>node/39.

2. Панарин Д. А. Основные направления, формы и методы укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди личного состава образовательных организаций ФСИН России (опыт Академии ФСИН России) // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 177-181.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2015 год. URL : http://Consultant.ru> Документы >cons_doc_LAW_17177.

4. Смирнова И. Н., Щербаков А. В. Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 14-17.

DMITRY ALEKSANDROVICH PANARIN, phd in law, associate professor, deputy head of the Academy for work with the personnel

(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: panarin.1979@mail.ru.

TO A QUESTION OF A CONDITION OF CORRUPTION CONTAMINATION IN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Annotation: the real material is devoted to consideration of the main aspects of penetration of corruption into key activities of structural divisions of criminal and executive system.

The results of scientific researches given in the text are based on materials of officially published statistics of Federal Penitentiary Service, other state bodies, and also results of the researches conducted by independent subjects of studying of public opinion under the auspices of understanding of a condition of departure of the state anti-corruption policy and level of its prevention.

Nowadays, in the conditions of fixing of results of the administrative reform which is carried out at the end of the 2000th years, other transformations of system and structure of government, questions of anikorruptional safety were highlighted into the forefront. In particular this as many believe, primordially mental domestic problem is characteristic for law enforcement agencies where there are legal relationship of the power submission, and the system of execution of criminal penalties, unfortunately isn't free from these judgments.

The results of the research that may have some practical value is analyzed by the author of the system of corruption risks in the field of activity of the Federal service for execution of punishment, the location of this law enforcement authority in the overall structure of corruption defeats the main bodies of state administration and the attempt to present some measures aimed at minimizing the negative impact of corruption-generating factors on adequate implementation of delegated powers.

In article on the basis of the analysis and comparison of various sources of statistical data evidence of a considerable corruption prevalence of system of execution of criminal penalties is proved. In relation to permission of the revealed contradictions in the provided statistical data in the context of counteraction of corruption in Federal Penitentiary Service and minimizing of negative impact of corruption risks on normal performance of the assigned tasks it is possible to conclude that FSIN of Russia, as well as any other state body, it is initially subject to corruption contamination because where take place of the relation of the power submission, serious volumes of financial and economic activity, generation of profit, and that the most obvious - questions of appropriate execution of judgments which by the nature have the back (possibility of receiving preferences, indulgences and other privileges) a question of corruption will always be actual. But effectively to counteract its distribution it is important to know the weakest spots creating a fertile field for its infiltration and development.

As a suggestion, it seems that these vulnerabilities are formed through the implementation of certain regulatory pinned functions with meaningful subtext corruption risk. It seems that systematic list of these corruption-unsafe functions presented in 3 blocks, the contents of which are disclosed in detail in the article: features of the implementation of penal, criminal and administrative legal relations with corruption is a dangerous aspects; peculiarities of implementation of civil functions with corrupt, harmful nature and peculiarities of realization of financial and economic operations with corruption is a dangerous aspect.

For the purpose of identification of the corruption and dangerous directions of the Federal Penal Service of Russia and the corresponding adequate reaction by means of arrangement of accents within precautionary anticorruption work it is offered to fix the offered system (list) standard at the departmental level.

Key words: corruption invasion, civil servant, corrupt, dangerous behavior, corruption, corruption-generating factors, the determinants of corruption-risk behavior, investigating authorities, employees of the penitentiary system, the Institute of civil society, anti-corruption security.

References

1. Nezavisimyj godovoj doklad Vserossijskoj antikorrupcionnoj obshhestvennoj priemnoj «Chistye ruki» (14 janvarja 2013 - 31 avgusta 2014) [The independent annual report of the All-Russian anti-corruption public reception «Clean hands» (on January 14, 2013 - on August 31, 2014)]. Available at: http://rusadvocat.com> node/39.

2. Panarin D. A. Osnovnye napravlenija, formy i metody ukreplenija sluzhebnoj discipliny i profilaktiki pra-vonarushenij sredi lichnogo sostava obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii (opyt Akademii FSIN Rossii) [The main directions, forms and methods of strengthening of office discipline and prevention of offenses among staff of the educational organizations of FSIN of Russia (experience of Academy of FSIN of Russia)]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 4, pp. 177-181.

3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju RF na 2015 god [The message of the Russian President to Federal Assembly of the Russian Federation for 2015]. Available at: http://Consultant.ru>Documents>cons_ doc_LAW_17177.

4. Smirnova I. N., Sherbakov A. V. Sovershenstvovanie organizacionnogo obespechenija bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Improvement of organizational support of safety of criminal and executive system]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 1, pp. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.