УДК 343.83:343.9
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).3.324-329
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПАРШКОВ,
кандидат юридических наук, начальник научного центра, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: parshkov_78@mail.ru;
ЭДУАРД САИДОВИЧ РАХМАЕВ, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника экономического факультета, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: academ-05@mauil.ru;
АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НУЖДИН, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии и организации профилактики преступлений, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, ORCID 0000-0001-8761-140X, e-mail: aanuzhdin@mail.ru
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ СРЕДИ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для цитирования
Паршков, А. В. Криминологическое исследование уровня коррупции среди работников уголовно-исполнительной системы / А. В. Паршков, Э. С. Рахмаев, А. А. Нуждин // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 3. - С. 324-329. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).3.324-329.
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования коррупционной преступности, уровня коррупции и возможных коррупционных рисков, которые возникают среди работников уголовно-исполнительной системы. Целью исследования стало изучение возможных коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Предметом исследования послужили объективные и субъективные характеристики текущего состояния коррупции при реализации возложенных функций среди работников уголовно-исполнительной системы и их динамика. Объектом для проведения исследования были определены подразделения территориальных органов, учреждений, непосредственно подчиненных
© Паршков А. В., Рахмаев Э. С., Нуждин А. А., 2019
(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Федеральной службе исполнения наказаний. В качестве основного метода исследования был выбран социологический опрос работников уголовно-исполнительной системы. В задачи исследования входили: оценка распространенности коррупционных нарушений; выявление факторов, благоприятствующих коррупции; определение факторов, противодействующих коррупции; оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции; оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых руководством управления и соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы по борьбе с коррупцией. На основании проведенного исследования установлено, что российское законодательство определяет основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Коррупция является одной из основных угроз безопасности страны. О распространении коррупции, существовании ее во всех сферах жизни общества говорят многие ученые и должностные лица.
Ежегодно значительное число должностных лиц органов и учреждений уголовно-исполнительной системы привлекаются к ответственности за совершение различных корыстных преступлений с использованием своего служебного положения. Так, если доля взяточничества в объеме всей зарегистрированной преступности в Российской Федерации за последние годы не превышала 0,6 %, то доля взяточничества в общем числе всех преступлений, совершенных только лишь сотрудниками уголовно-исполнительной системы, составляет 25 %. В завершении исследования сделан вывод о том, что большинство опрошенных сотрудников уголовно-исполнительной системы негативно относятся к проблеме коррупции и считают, что с ней нужно бороться. Основной причиной коррупции является то, что деятельность коррупционеров фактически остается безнаказанной, отсутствуют жесткие меры по отношению к коррупционерам.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, коррупционные риски, взятка, коррупциогенные факторы, охват коррупции, респондент.
Российское законодательство устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Существует мнение, что коррупция является одной из основных угроз безопасности страны. О распространении коррупции, существовании ее во всех сферах жизни общества говорят многие ученые и должностные лица [1, с. 100; 4, с. 59].
Мы провели социологическое исследование среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих различные функции. Всего в проведении анкетирования приняли участие 11 348 сотрудников, из них: работники исправительных учреждений - 5470 чел. (48,2 %); работники следственных изоляторов -2372 чел. (20,9 %); работники уголовно-исполнительных инспекций - 1237 чел. (10,9 %); работники исправительных центров - 68 чел. (0,6 %); работники аппаратов территориальных органов ФСИН России - 1010 чел. (8,9 %); работники учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - 1191 чел. (10,5 %).
Образовательный уровень сотрудника УИС тесно связан с формированием его ценностных ориентаций, потребностей, интересов, мировоззрения, нравственным об-
ликом. Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что опрошенные респонденты имеют среднее профессиональное образование (30,1 %); высшее образование - 64,1 %, среднее - 5,8 %. Из 100 % опрошенных - в основном мужчины (62,8 %) в возрасте до 40 лет (69,4 %), причем 80,9 % опрошенных постоянно проживает в городе, 61,8 % опрошенных состоят в браке. Наличие детей и лиц, находящихся на иждивении, играет важную роль в процессе исследования коррупционных рисков, но мы не будем рассматривать его как фактор, способствующий совершению коррупционных правонарушений, так как исследование показывает, что 55,9 % опрошенных имеют лиц на иждивении, а 44,1 % нет. 68,6 % опрошенных не имеют финансовых обязательств (алименты, кредиты и т. д.) в размере, превышающем 25 % от денежного довольствия, и, как следствие, 66,8 % опрошенных оценивают свое материальное положение удовлетворительно [2, с. 126].
Опрос показал, что почти 85,8 % не имеют отношения к сфере закупок для нужд УИС, что позволит нам говорить о том, что в большей мере следует исследовать так называемую бытовую, внутреннюю коррупцию, которая существует в уголовно-исполнительной системе, но не касается государственных контрактов и сфер государственных закупок (при этом 60,2 % опрошенных считают возможность коррупционных проявлений в сфере закупок очень высокой).
Анализ данных о стаже службы работников УИС позволяет выявить наиболее характерные причины и условия специально-криминологического характера, благоприятствующие коррупции.
Результаты проведенного анкетирования показали, что стаж службы респондентов в уголовно-исполнительной системе составил до 1 года у 6,2 % опрошенных, от 1 до 5 лет -у 22,6 %, от 6 до 10 лет - у 32,0 %, более 11 лет - у 39,2 % опрошенных.
Таким образом, большинство опрошенных респондентов (93,8 %) имеют стаж службы в УИС более 5 лет, то есть довольно продолжительный срок службы.
Многочисленные научные исследования, проведенные в целях изучения коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере исполнения уголовных наказаний, свидетельствуют о том, что криминогенно активными являются работники УИС, имеющие относительно непродолжительный стаж службы в замещаемой должности, что и подтверждают результаты проведенного нами анкетирования.
Социально-демографическая характеристика личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, описанная выше, показывает, что объектом исследования стал среднестатистический тип личности работника ФСИН России. Изученные криминологические рекомендации, анализ эмпирического материала позволяет утверждать, что проводимое нами исследование даст верные результаты и поможет объективно оценить складывающиеся антикоррупционные риски в уголовно-исполнительной системе России [3, с. 100].
71,0 % опрошенных считают проблему коррупции в УИС серьезной, причем указанный вывод основывается на сообщениях СМИ (48,7 %) и на служебной информации (35,3 %).
По мнению респондентов, наиболее подвержены риску коррупции руководство учреждений - 39,0 %, работники отдела безопасности - 28,3 %; сотрудники оперативного отдела - 19,3 %.
В среднем 20,0 % опрошенных осведомлены о фактах коррупции среди начальствующего состава УИС (рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав).
Анализ анкет позволил выявить, что 65,7 % опрошенных под коррупцией понимают получение взятки, 55,0 % - дачу взятки, 47,2 % опрошенных - содействие в получении
(даче) взятки, 58,4 % опрошенных - использование служебного положения в личных целых. Исходя из изложенного следует сделать вывод о том, что под коррупцией большинство сотрудников понимают взяточничество. Это подтверждается и результатом исследований, где 41,6 % респондентов в качестве наиболее распространенного коррупционного проявления называют взяточничество. Тем не менее 47,2 % опрошенных категорически отрицательно относятся к взяточничеству, а 35,4 % считают, что его необходимо избегать. Это подтверждается тем, что 76,8 % опрошенных сотрудников никогда не сталкивались с предложением дать взятку.
Проведенное социологическое исследование подтверждает общепринятые данные о том, что основными причинами коррупции в УИС являются: безнаказанность коррупционеров, отсутствие жестких мер по отношению к коррупционерам (36,1 %); низкий уровень денежного довольствия (заработной платы) (34,9 %); моральная деградация, низкий образовательный и культурный уровень сотрудников УИС (23,8 %).
Впервые в рамках исследования подобного рода в анкету были включены вопросы, раскрывающие возможные коррупционные риски в деятельности конкретных структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В результате обработки анкет мы выяснили, что факты коррупции (по мнению опрошенных) встречаются в ходе исполнения непосредственных должностных обязанностей сотрудниками. В подтверждение приведем примеры: оперативный отдел -доставка на территорию СИЗО/ИУ запрещенных предметов (55,8 %); воспитательный отдел - предоставление характеризующих материалов на осужденных (73,6 %), отдел безопасности (режима) - доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (68,9 %), отдел специального учета - предоставление недостоверной справочной информации в отношении осужденных (58,9 %), отдел охраны - некачественный досмотр лиц, проходящих на территорию СИЗО, ИУ (45,9 %), доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (56,4 %), отдел тылового обеспечения -присвоение и растрата горюче-смазочных материалов, продовольствия и другого имущества, принадлежащего учреждениям и органам УИС (65,4 %), центр трудовой адаптации - доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (39,4 %), предоставление незаконных льгот и преимуществ заключенным (осужденным) (28,4 %), отдел кадров - прием на службу кандидата, не соответствующего требованиям (40,5 %), незаконное продвижение по службе (37,5%), финансово-экономический отдел -хищение денежных средств сотрудников, заключенных, осужденных (55,8 %), уголовно-исполнительные инспекции - умышленное непривлечение к ответственности осужденных, совершивших правонарушения в период отбывания наказания (38,2 %), подготовка материалов на освобождение от наказания за незаконное вознаграждение (31,6 %).
Работники УИС осведомлены о коррупционной ситуации в УИС, но только 42,0 % опрошенных интересуются изменениями антикоррупционного законодательства.
При выявлении наиболее распространенного коррупционного явления, 84,1 % респондентов ответили, что в их учреждении проявления коррупции отсутствуют, а 64,5 % - никогда не сталкивались с коррупционными проявлениями в своей жизни, 63,5 % - обязательно сообщат о фактах коррупционной деятельности сотрудников, с которыми они работают, 86,1 % опрошенных никогда не нарушат законодательство, даже если их попросят (прикажут) непосредственные руководители.
67,6 % опрошенных сотрудников сообщили бы о факте коррупционного правонарушения, если стали бы его свидетелями. Причем 50,9 % опрошенных сообщили бы об этом руководству учреждения.
56,9 % опрошенных сотрудников считают, что если им предложат совершить действие (бездействие) в интересах какого-либо лица, противоречащее интересам службы, то они обязательно сообщать о данном факте непосредственному начальнику.
В настоящее время активно апробируется способ сообщения о факте коррупционного правонарушения посредством телефонов доверия, но только 32,3 % опрошенных считают эту работу эффективной.
Исследование позволило определить факторы, способствующие снижению уровня коррупции в УИС: повышение уровня денежного довольствия - 75,5 %; неотвратимость и жесткость наказаний за коррупционные деяния - 56,9 %; систематическая разъяснительная работа с сотрудниками - 34,2 %.
Мы выявили также причины, влияющие на повышение уровня коррупции среди сотрудников УИС: слабые морально-этические качества личности сотрудников - 59,8 %; низкий уровень доходов сотрудников - 45,3 %; слабая психологическая устойчивость личности сотрудников - 42,7 %.
Основными причинами отказа сотрудника от дачи взятки являются: возможность решить вопрос законным способом - 37,9 %; опасение ответственности или провокации - 28,2 %.
В настоящее время в СМИ и в обзорах ФСИН России появились данные о приеме на службу в УИС сотрудников посредством протекционизма и кронизма, но только 39,4 % опрошенных видят в этом коррупционную слстовляющую, а 43,8 % - оценивают данное явление как нормальное.
Касаемо вопроса предоставления сотрудником УИС неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, то 68,1 % опрошенных считают это явным правонарушением.
При возникновении конфликта интересов половина опрошенных сотрудников (52,6 %) считают обязательным сообщать об этом руководству (29,7 % не станут сообщать, если смогут разрешить конфликт интересов законным путем).
Таким образом, в ходе социологического исследования, проведенного среди сотрудников территориальных органов УИС, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, было изучено мнение 16 578 сотрудников о проблеме коррупции в УИС.
Следует отметить, что заполнение анкеты вызвало ряд трудностей. Не на все вопросы анкеты были получены ответы, имелось определенное количество противоречивых ответов, что ставит под сомнение искренность отдельных респондентов.
Можно сказать, что большинство опрошенных сотрудников негативно относятся к проблеме коррупции и считают, что с ней нужно бороться.
Чаще сталкиваются с проблемой коррупции сотрудники, занимающие высокие должности, - руководители учреждений, сотрудники отделов безопасности и оперативных подразделений.
Основной причиной коррупции, по мнению опрошенных, является то, что деятельность коррупционеров фактически остается безнаказанной, отсутствуют жесткие меры по отношению к коррупционерам. Многие сотрудники отмечают низкий уровень денежного довольствия в УИС.
Среди методов борьбы с коррупцией сотрудники УИС выбрали как наиболее эффективные: повышение уровня денежного довольствия и обеспечение неотвратимости наказания.
Таким образом, результаты проведенного исследования доказали, что о коррупции в настоящее время знают все. Подавляющее большинство сотрудников УИС понимают, что коррупция - это плохо. Сегодня разработаны и используются на практике анти-
коррупционные программы, планы и другие мероприятия. На борьбу с коррупцией мобилизуются все общественные структуры. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы коррупции в УИС остается весьма актуальным.
На сегодняшний день проблема коррупции в УИС не решена и стоит остро вопрос коррумпированности отдельных сфер деятельности органов и учреждений УИС.
Кроме того, мониторинг позволил выявить ряд устойчивых закономерностей, препятствующих эффективному противодействию коррупции в УИС. К основным из них относятся: несовершенство организационной структуры противодействия коррупции; недостатки правового обеспечения деятельности оперативных, режимных и охранных подразделений; отсутствие надежных методик по оценке признаков и состояния коррупционной преступности, единой информационно-аналитической системы оперативно-розыскного назначения по линии противодействия коррупции, комплексного подхода к противодействию рассматриваемого явления; существенные недостатки в выявлении и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в коррупции.
Считаем, что во многом решение задач противодействия коррупции зависит от скоординированной работы всех звеньев УИС. Однако, учитывая, что коррупция в УИС порождена не только внутренними особенностями присущими этой службы, но и в большей степени той ситуацией, которая сложилась в обществе, результативность борьбы с ней в первую очередь зависит от последовательности и твердости проведения государством антикоррупционной политики.
Библиографический список
1. Гришин Д. А. Процессуальные аспекты взаимодействия при расследовании преступлений // Закон и право. 2017. № 12. С. 98-101.
2. Нуждин А. А. Структура тактических операций, проводимых в целях пресечения преступлений с использованием телекоммуникационных систем в исправительных учреждениях // Закон и право. 2016. № 10. С. 125-126.
3. Перемолотова Л. Ю. Анализ особенностей личности сотрудников УИС и их мнения о коррупционных рисках, возникающих при реализации возложенных должностных функций // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 1. С. 61-65.
4. Рахмаев Э. С., Паршков А. В. Результаты мониторинга реализации контрольно-надзорных (в том числе разрешительных) функций работниками исправительных учреждений и следственных изоляторов, осуществляющих режим и надзор за поведением подозреваемых, обвиняемых, осужденных // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 5. С. 58-62.