Научная статья на тему 'Антикоррупционное образование курсантов'

Антикоррупционное образование курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / КУРСАНТ / CADET / ФСИН РОССИИ / FPS OF RUSSIA / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзенко Юлия Александровна

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с формированием у курсантов вузов ФСИН России установок антикоррупционного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борзенко Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption education of cadets

In article the number of questions, connected with formation at cadets of higher education institutions of FPS of Russia of installations of anti-corruption behavior is considered.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное образование курсантов»

УДК 378

Ю. А. Борзенко

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ

Y. A. Borzenko ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF CADETS

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с формированием у курсантов вузов ФСИН России установок антикоррупционного поведения.

In article the number of questions, connected with formation at cadets of higher education institutions of FPS of Russia of installations of anti-corruption behavior is considered.

Ключевые слова: коррупция, правоохранительные органы, курсант, ФСИН России, антикоррупционное поведение, правосознание.

Key words: corruption, law enforcement agencies, cadet, FPS of Russia, anticorruption behavior, sense of justice.

Коррупция является серьёзной проблемой для нашего государства, на что неоднократно указывалось руководством страны1. Особую опасность коррупция представляет для правоохранительных органов, в том числе и для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Факты коррупции оказывают отрицательное влияние на качество деятельности уголовно-исполнительной системы, способствуя росту пенитенциарной преступности, подвергая опасности жизнь и здоровье сотрудников и осуждённых, подрывая репутацию уголовно-исполнительной системы и снижая эффективность её деятельности. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди мер кадрового обеспечения работников УИС предусматривается разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции и пресечение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы; реализация комплекса мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в уголовно-исполнительной системе.

В Национальном плане противодействия коррупции,

2

утверждённом Президентом ещё 31 июля 2008 г. (далее - План) обозначена необходимость рассмотрения системы высшего профессионального образования в качестве ресурса для реализации антикоррупционной политики.

Согласно Указу Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» одной из наиболее важных и необходимых мер по модернизации юридического образования является формирование

1 См.: http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/08/vladimir_putin_problema_korrupcii_izvestna.

2 Национальный план противодействия коррупции утверждён Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Справочно-правовая система «Гарант» Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы продолжает идеи Национального плана 2008 г.

3 СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.

правосознания обучающихся путём привития нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.

В соответствии с Планом мерой по повышению профессионального уровня юридических кадров является «усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования».

Таким образом, при обучении курсантов в ведомственных вузах ФСИН России необходимо особое внимание уделять воспитанию профессионального правосознания и правовой культуре, формированию нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям. Представляется, что решение указанных задач возможно как в рамках учебного процесса, так и в ходе общих и индивидуальных воспитательных мероприятий. Направлениями антикоррупционного образования должны являться: преодоление правового нигилизма, формирование активного правомерного поведения, формирование устойчивой отрицательной оценки коррупции, освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией, создание антикоррупционного стандарта поведения1.

Формирование личности сотрудника уголовно-исполнительной системы начинается с этапа овладения профессиональными знаниями и умениями, а также правового воспитания курсанта. Большая роль в этом направлении отводится особенностям социокультурной среды вуза, где происходит становление и развитие профессионально-значимых качеств сотрудников. К мероприятиям, направленным на формирование профессионального правосознания, качеств, способствующих формированию антикоррупционного поведения, можно отнести: проведение ннформационно-воспитательной работы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, изучение морально-этических норм профессиональной деятельности и т. д.

Напомним, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464) к выпускнику предъявляются требования по владению общекультурными следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

1 Качкина Т. Б., Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование : методическое пособие. Ульяновск, 2009. С. 67.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 28 июня. № 26.

128

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6).

Вместе с тем, как справедливо отмечает Е. С. Носакова, в ФГОС нет требований к нравственной характеристике личности юриста1, тогда как нравственность является важнейшим элементом профессионального правосознания юриста2, что необходимо учитывать при осуществлении образовательно-воспитательного процесса.

В основной образовательной программе подготовки специалистов для нужд уголовно-исполнительной системы необходимо увеличить количество дисциплин с антикоррупционной составляющей, таких, как: «Антикоррупционная деятельность в УИС», «Преступления коррупционного характера», «Обеспечение прав человека в деятельности УИС», «Правовое воспитание» и др. Также необходимо изменить содержание имеющихся учебных дисциплин, выделив темы, способствующие изучению и обсуждению коррупционных составляющих. В рамках научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо привлекать к написанию статей, рефератов, участию в конференциях и олимпиадах, посвящённых борьбе с коррупцией. На семинарских и практических занятиях формировать способности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых документов3. Участие курсантов в работе юридической клиники также должно быть направлено на формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

В заключение отметим, что антикоррупционное образование и воспитание должно осуществляться комплексно, системно и интегрированно с компетентностным подходом.

Литература

1. Ильин И. А. Теория государства и права. - М., 2003.

2. Качкина Т. Б., Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование : методическое пособие. - Ульяновск, 2009. - 102 с.

3. Кусакина Е. А. Социально-психологические факторы, влияющие на коррупционные правонарушения в уголовно-исполнительной системе / Е. А. Кусакина, А. А. Устинов // Молодой учёный. - 2013. - № 1. -С. 265-266.

4. Носакова Е. С. Роль системы образования в формировании антикоррупционного правосознания обучающихся // Юридический мир. -2012. - № 4. - С. 63-65.

1 Носакова Е. С. Роль системы образования в формировании антикоррупционного правосознания обучающихся // Юридический мир. 2012. № 4. С. 63-65.

2 Ильин И. А. Теория государства и права. М., 2003. С. 97.

3 Кусакина Е. А. Социально-психологические факторы, влияющие на коррупционные правонарушения в уголовно-исполнительной системе / Е. А. Кусакина, А. А. Устинов // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 266.

5. http ://ruskline. ru/news_rl/2012/08/08/vladimir_putin_problema_korrup cii_ izvestna.

УДК 378

А. В. Карпов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИНРОССИИ: АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

A. V. Karpov

TOPICAL ISSUES OF ADAPTATION OF CADETS GIRLS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FPS OF RUSSIA: ASPECTS OF PHYSICAL PREPARATION

В статье освещаются некоторые проблемы адаптации к службе и образовательной деятельности девушек - курсантов вузов ФСИН России. Отдельное внимание уделено вопросам физической подготовки данной категории обучающихся.

In article some problems of adaptation to service and educational activity of girls -cadets of higher education institutions of FPS of Russia are covered. The separate attention is paid to questions of physical preparation of this category of the being trained.

Ключевые слова: адаптация, служебная деятельность, физическая подготовка, курсанты-девушки.

Key words: adaptation, office activity, physical preparation, cadets girls.

Основные направления образовательного процесса в вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) сводятся к тому, чтобы в определённые сроки дать курсантам многообразие общественно-гуманитарных, узкоспециальных дисциплин,

сформировать гармоничную личность, развить профессионально важные качества. Это обусловливает острый дефицит времени и приводит к противоречию между потребностью ФСИН России в высококвалифицированных кадрах, в том числе и сотрудниках-женщинах, и существующей системой обучения и воспитания в вузах.

Как показывает опыт, большинство преподавателей и офицеров, участвующих в реализации образовательного процесса с девушками-курсантами, испытывают значительные трудности как в организационном, так и социально-психологическом плане. Это предполагает поиск новых подходов в организации и реализации образовательного процесса в вузах ФСИН России.

Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. И. В. Грошев отмечает, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.