Научная статья на тему 'Некоторые вопросы пенитенциарной коррупции'

Некоторые вопросы пенитенциарной коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / CORRUPTION / PENITENTIARY CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / CORRUPTION OFFENSES / CORRUPTION CRIMES / PROHIBITED ITEMS / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / EMPLOYEE OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM / INSTITUTIONS OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Сергей Вячеславович

В статье раскрываются аспекты коррупции и пенитенциарной коррупции как негативных социальных явлений, обосновывается общественная опасность коррупционных преступлений. Автором выделяются международный и национальный уровни правового регулирования противодействия коррупции, рассматриваются основные правовые акты в области борьбы с коррупцией, в частности раскрываются особенности Плана противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2018-2020 гг. как основного ведомственного правового акта, обозначаются основные мероприятия, которые будут проводиться субъектами антикоррупционной деятельности по ликвидации и минимизации роста коррупционных преступлений. Раскрываются особенности коррупции в местах лишения свободы на современном этапе развития пенитенциарной системы. В качестве одной из особенностей выделяется основная группа пенитенциарных правонарушений, связанных с доставкой сотрудниками запрещенных предметов осужденным, подозреваемым и обвиняемым. Приводится официальная статистика Федеральной службы исполнения наказаний по указанной группе коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также данные по принадлежности сотрудников, совершивших коррупционные правонарушения, к различным структурным подразделениям исправительных колоний и следственных изоляторов. На основе их анализа определяется категория сотрудников, входящих в группу риска, на которых должна быть направлена профилактическая работа уполномоченных должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний. Автором обозначаются проблемы и перспективные направления научного поиска в области противодействия пенитенциарной коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондаренко Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF PENITENTIAL CORRUPTION

The article reveals the aspects of corruption and penitentiary corruption as negative social phenomena, justifies the public danger of corruption crimes. The author identifies the international and national levels of legal regulation of combating corruption, examines the main legal acts in the field of combating corruption, in particular, reveals the features of the Plan of combating corruption of the Federal penitentiary service for 2018-2020 as the main departmental legal act, identifies the main activities that will be carried out by the subjects of anti-corruption activities to eliminate and minimize the growth of corruption crimes and ways to eliminate the problems of the Federal penitentiary service. Features of corruption in places of imprisonment at the present stage of development of penitentiary system are revealed, as one of features the main group of the penitentiary offenses connected with delivery by employees of the forbidden subjects condemned, suspected and accused is allocated. The official statistics of the Federal Penitentiary Service on this group of corruption committed by employees of the Penal System is given. The data on identity of the employees who committed corruption offenses to various units of correctional colonies and remand centres, based on their analysis determines a category of employees included in the risk group, which needs to be directed to preventive work of the authorized officials of the Federal service of execution of punishments. The author identifies the problems and promising directions of scientific research in the field of combating penitentiary corruption.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы пенитенциарной коррупции»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.002 УДК 343.8

Бондаренко Сергей Вячеславович

кандидат юридических наук,

доцент кафедры режима и охраны в уголовно-

исполнительной системе,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: m003tt163@mail.ru

Sergey V. Bondarenko

Candidate of Law,

Assistаnt Professor of the Department of regime and supervision in penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: m003tt163@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОИ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье раскрываются аспекты коррупции и пенитенциарной коррупции как негативных социальных явлений, обосновывается общественная опасность коррупционных преступлений.

Автором выделяются международный и национальный уровни правового регулирования противодействия коррупции, рассматриваются основные правовые акты в области борьбы с коррупцией, в частности раскрываются особенности Плана противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2018-2020 гг. как основного ведомственного правового акта, обозначаются основные мероприятия, которые будут проводиться субъектами антикоррупционной деятельности по ликвидации и минимизации роста коррупционных преступлений.

Раскрываются особенности коррупции в местах лишения свободы на современном этапе развития пенитенциарной системы. В качестве одной из особенностей выделяется основная группа пенитенциарных правонарушений, связанных с доставкой сотрудниками запрещенных предметов осужденным, подозреваемым и обвиняемым. Приводится официальная статистика Федеральной службы исполнения наказаний по указанной группе коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также данные по принадлежности сотрудников, совершивших коррупционные правонарушения, к различным структурным подразделениям исправительных колоний и следственных изоляторов. На основе их анализа определяется категория сотрудников, входящих в группу риска, на которых должна быть направлена профилактическая работа уполномоченных должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний.

Автором обозначаются проблемы и перспективные направления научного поиска в области противодействия пенитенциарной коррупции.

Ключевые слова: коррупция, пенитенциарная коррупция, противодействие коррупции, коррупционные правонарушения, коррупционные преступления, запрещенные предметы, антикоррупционная деятельность, сотрудник уголовно-исполнительной системы, учреждения уголовно-исполнительной системы.

Summary. The article reveals the aspects of corruption and penitentiary corruption as negative social phenomena, justifies the public danger of corruption crimes.

The author identifies the international and national levels of legal regulation of combating corruption, examines the main legal acts in the field of combating corruption, in particular, reveals the features of the Plan of combating corruption of the Federal penitentiary service for 2018-2020 as the main departmental legal act, identifies the main activities that will be carried out by the subjects of anti-corruption activities to eliminate and minimize the growth of corruption crimes and ways to eliminate the problems of the Federal penitentiary service.

Features of corruption in places of imprisonment at the present stage of development ofpenitentiary system are revealed, as one offeatures the main group of the penitentiary offenses connected with delivery by employees of the forbidden subjects condemned, suspected and accused is allocated. The official statistics of the Federal Penitentiary Service on this group of corruption committed by employees of the Penal System is given. The data on identity of the employees who committed corruption offenses to various units of correctional colonies and remand centres, based on their analysis determines a category of employees included in the risk group, which needs to be directed to preventive work of the authorized officials of the Federal service of execution ofpunishments.

The author identifies the problems and promising directions of scientific research in the field of combating penitentiary corruption.

SOME QUESTIONS OF PENITENTIAL CORRUPTION

© 2019 Бондаренко С. В.

Keywords: corruption, penitentiary corruption, anti-corruption, corruption offenses, corruption crimes, prohibited items, anti-corruption activities, employee of the criminal Executive system, institutions of the criminal Executive system.

Опираясь на Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1], можно определить, что коррупция в современном государстве выступает как негативное социально-правовое явление, охватывающее множество сфер жизнедеятельности граждан, и включает в себя такие действия, как злоупотребление служебным положением или полномочиями, взяточничество и иные противоправные действия, направленные на незаконное обогащение и получение выгоды в различных формах, при этом независимо от намерений личного обогащения или же обогащения иных лиц.

Так, В. В. Астанин отмечает, что коррупция - «социально-правовое явление такого разложения отношений в разных сферах управления, которое выражается в подкупе и продажности лиц, использующих служебное положение и связанные с ним возможности» [2, с. 4; 5].

Должностным лицам, обязанностью которых выступает поддержание правопорядка, запрещено использовать свои должностные полномочия в личных целях, в этом и заключается акт коррупции. В соответствии с законодательством должностное лицо, напротив, обязано воспрепятствовать данным преступлениям и предотвращать их.

Противодействие коррупции является одним из основных направлений российской государственной политики на современном этапе: издаются нормативные акты по борьбе с коррупцией, ратифицируются международные договоры и конвенции по борьбе с этим явлением.

Сейчас приоритетные задачи - предупреждение и выявление правонарушений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками ФСИН России. В учебной и научной литературе выделяются следующие уровни правового регулирования противодействия коррупции, которые распространяются и на антикоррупционную политику в УИС:

1. К международному уровню относятся основополагающие нормативные акты в сфере противодействия коррупции, такие как Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 25 июля 2006 г., которые определяют акты коррупции как преступления, влекущие уголовно-правовые последствия. Также данные международные документы содержат положения об основных направлениях противодействия преступлениям коррупционной направленности.

2. На уровне национального законодательства нормы антикоррупционной направленности содержатся в Конституции Российской Федерации (ст. ст. 10, 11, 123 и иные). Конституция определяет полномочия органов государственной власти и основные направления их деятельности, закрепляет принцип разделения властей, являющийся одним из основных в противодействии коррупции.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» отражает основные положения, принципы противодействия коррупции, организационно-правовые основы ее предотвращения, а также устранение последствий коррупционных правонарушений.

Уголовный кодекс Российской Федерации определяет состав преступлений коррупционной направленности и уголовную ответственность за данные преступления (ст. ст. 285, 290, 291, 291.1 УК РФ и др.).

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации определена процедура и процессуальные нормы, которые регулируют уголовное судопроизводство по коррупционным преступлениям.

Важным документом в вопросах противодействия коррупции является Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг.» [3]. Данный план утверждает основные направления противодействия коррупции, которые будут использоваться органами государственной власти, особенно в области исполнительной власти, в том числе и ФСИН России.

Антикоррупционная деятельность органов и учреждений УИС базируется на вышеизложенных нормативных актах, а также на правовых актах ведомственного уровня, к которым относится План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 20182020 гг. от 28.06.2018 [4]. В данном плане определены основные мероприятия, которые будут проводиться оперативными подразделениями, а также управлением собственной безопасности по ликвидации и минимизации роста коррупционных преступлений, и пути устранения ведомственных проблем [5, с. 47].

Вот некоторые направления, утвержденные в данном плане:

- организация предложений по созданию правовых основ противодействия коррупции, разработка и принятие ведомственных нормативно-правовых актов, которые будут затрагивать все спорные моменты, касающиеся противодействия коррупции в УИС;

- организация эффективной работы по выявлению неисполнения государственными служащими и сотрудниками требований и должностных обязанностей, предотвращению конфликта интересов;

- введение дополнительных проверок сотрудников УИС для установления случаев, касающихся превышения полномочий;

- формирование негативного отношения к дарению подарков во время исполнения служебных обязанностей, проведение проверок соблюдения антикоррупционного законодательства в РФ, организация сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками УИС и членами их семей за отчетный период, и др. [4].

Коррупционные преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, усиливают правовую аномию в российском обществе, тем самым коррупция приобретает системный и даже традиционный характер. Подобные факты формируют негативное общественное мнение о продажности должностных лиц некоторых государственно-властных структур, свидетельствуют о бессилии власти и тем самым наносят ущерб государству в целом [6, с. 149].

Несмотря на улучшения в организации нормативного регулирования антикоррупционного законодательства, большая часть правоохранительных органов имеет достаточно высокий показатель правонарушений, совершенных сотрудниками. В УИС, несмотря на проводимую профилактическую работу и положительные изменения, число коррупционных преступлений по-прежнему остается стабильно высоким, поэтому коррумпированность в органах и учреждениях УИС является злободневной и насущной проблемой.

При этом важно отметить, что у пенитенциарной коррупции как у негативного социального явления есть некоторые особенности.

Ежегодно в учреждениях УИС регистрируется порядка двухсот случаев доставки сотрудниками запрещенных предметов осужденным, подозреваемым, обвиняемым. Большинство из них, безусловно, делают это с целью незаконного обогащения и получения выгоды в различных формах. Факты доставки запрещенных предметов осужденным, несомненно, стоит рассматривать как наиболее распространенные пенитенциарные коррупционные преступления.

Однако на практике доказать истинные мотивы и цели сотрудника и тот факт, что запрещенные предметы предназначались для передачи осужденным (подозреваемым, обвиняемым), не всегда представляется возможным, и сотрудники привлекаются лишь к административной и дисциплинарной ответственности. Соответственно десятки преступных действий ежегодно переходят в категорию латентных с точки зрения уголовно-правовой оценки.

Подтверждением изложенных доводов являются официальные данные ФСИН России. Так, в 2018 г. сотрудниками, работниками и служащими исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС допущено 182 случая доставки на режимную территорию запрещенных предметов (2017 г. - 220) для передачи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, в том числе средств мобильной связи - 109 случаев (2017 г. - 136), комплектующих к ним - 62 случая (2017 г. - 55), наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - 32 случая (2017 г. - 35), алкогольных напитков - 7 случаев (2017 г. - 18), денежных средств - 5 случаев (2017 г. - 3), иных запрещенных предметов - 41 случай (2017 г. - 36).

Вольнонаемными работниками и служащими допущены 25 случаев, или 14 % от их общего количества фактов доставки запрещенных предметов (2017 г. - 61 случай, или 28 %), 157 случаев, или 86 %, - сотрудниками УИС (2017 г. - 159, или 72 %).

В отношении 149 сотрудников УИС (95 %), задержанных за передачу (попытку передачи) подозреваемым, обвиняемым и осужденным запрещенных предметов, материалы направлены в следственные органы для правовой оценки (2017 г. - 156, или 71 %). По результатам рассмотрения материалов в отношении 114 человек, или 77 %, возбуждены уголовные дела (2017 г. - 126, или 80,7 %) [7].

Таким образом, в 2018 г. не удалось процессуально установить, что 43 сотрудника доставляли запрещенные предметы именно осужденным, подозреваемым, обвиняемым или их корыстный мотив, что составляет 23 % от всех зарегистрированных фактов (2017 г. - 33 факта, или 19,3 %).

Из 157 задержанных сотрудников 66 человек, или 42 %, совершили указанные правонарушения при сроке прохождения службы в УИС более 5 лет (2017 г. - 87, или 54,7 %), 72 человека, или 46 %, - от года до 5 лет (2017 г. - 39, или 24,5 %) и лишь 19 человек, или 12 %, - до одного года (2017 г. - 33, или 20,7 %). Таким образом, можно констатировать, что достаточно велика доля опытных сотрудников, совершающих коррупционные преступления, и это, безусловно, не может не настораживать.

Сотрудники, осуществлявшие попытки передачи запрещенных предметов, проходили службу в следующих структурных подразделениях учреждений УИС:

- отделы безопасности исправительных колоний и отделы режима следственных изоляторов - 106 человек, или 67,5 % от всего числа задержанных сотрудников за 2018 г. (2017 г. -105, или 66 %);

- отделы воспитательной работы - 13 чел., или 8,3 % (2017 г. - 15, или 9,4 %);

- служба охраны - 9 чел., или 5,7 % (2017 г. - 8, или 5 %);

- производственная служба - 7 чел., или 4,5 % (2017 г. - 7, или 4,4 %);

- оперативные отделы - 7 чел., или 4,5 % (2017 г. - 11, или 7 %);

- тыловая служба - 6 чел., или 3,8 % (2017 г. - 3, или 3,8 %);

- медицинская служба - 3 чел., или 1,9 % (2017 г. - 3, или 3,8 %);

- руководящий состав учреждения - 2 чел., или 1,3 % (2017 г. - 0);

- психологическая служба - 1 чел., или 0,6 % (2017 г. - 1, или 0,6 %);

- ведомственная противопожарная служба - 1 чел., или 0,6 % (2017 г. - 5, или 3,1 %).

Из указанных 106 сотрудников отделов безопасности исправительных колоний и отделов режима следственных изоляторов 99 проходили службу в УИС на должностях младшего начальствующего состава (2017 г. - 93), 7 сотрудников - на должностях среднего и старшего начальствующего состава (2017 г. - 12) [7].

Подводя итог, необходимо отметить, что наиболее распространенные официально зарегистрированные коррупционные пенитенциарные преступления связаны с доставкой сотрудниками запрещенных предметов осужденным, подозреваемым, обвиняемым. Основную группу риска, судя по официальным данным ФСИН России, составляют сотрудники младшего начальствующего состава отделов безопасности исправительных колоний и отделов режима следственных изоляторов, независимо от срока службы в УИС. Следовательно, основная профилактическая работа уполномоченных должностных лиц должна быть направлена на данную категорию сотрудников.

При этом нельзя не учитывать возможные преступления, оставшиеся латентными ввиду сложности их выявления, например, связанные с предоставлением незаконных льгот и условий содержания осужденным. Латентная пенитенциарная преступность в целом и коррупция в частности нуждается во всестороннем научном исследовании.

Так как противодействие коррупции представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики на современном этапе, рассматриваемая проблема актуальна для уголовно-исполнительной системы, требуют комплексного исследования и обобщения правовые положения, регулирующие противодействие коррупции, с целью точного определения основ и сущности пенитенциарной коррупции в широком смысле, а также выработки мер противодействия современным видам пенитенциарных коррупционных преступлений.

Исследование коррупции в местах лишения свободы, безусловно, является одним из наиболее перспективных направлений научного поиска, который должен быть направлен на совершенствование действующего законодательства, в том числе разработку ведомственных нормативно-правовых актов по противодействию рассматриваемому явлению.

Библиографический список

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).

2. Астанин В. В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX вв.: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 92 с.

3. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг.: Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).

4. Ведомственные нормативные правовые и иные акты по вопросам противодействия коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. URL: http://fsin-rossii.ru/ (дата обращения: 09.10.2019).

5. Сперанский И. М. Проблемные вопросы, связанные с расследованием получения и дачи взятки при помощи платежных систем // Интеграция наук. 2017. № 1. С. 47-49.

6. Сивцов С. А. Механизмы противодействия коррупционным преступлениям в исправительных колониях России // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 149-156.

7. О состоянии режима и надзора в исправительных учреждениях и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России в 2018 г. // Информационное письмо ФСИН России от 28 марта 2019 г. № 03-22260.

References

1. O protivodeystvii korruptsii: Federalnyy zakon ot 25.12.2008 no. 273-FZ [On Combating Corruption: Federal Law. December 25, 2008 no. 273-Ф3 (latest revision)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.10.2019) [in Russian].

2. Astanin V. V. Borba s korruptsiyey v Rossii XVI-XX vekov: razvitiye sistemnogo podkhoda [The fight against corruption in Russia of the XVI-XX centuries: the development of a systematic approach]. Moscow, 2003, 92 p. [in Russian].

3. O Natsionalnom plane protivodeystviya korruptsii na 2018-2020 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 29.06.2018 no. 378 [On the National Anti-Corruption Plan for 2018-2020: Decree of the President of the Russian Federation of June 29, 2018 no. 378]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 09.10.2019) [in Russian].

4. Vedomstvennyye normativnyye pravovyye i inyye akty po voprosam protivodeystviya korruptsii [Departmental regulatory legal and other acts on the fight against corruption]. Ofitsialnyy sayt Federalnoy sluzhby ispolneniya nakazaniy [Official website of the Federal Penitentiary Service]. URL: http://fsin-rossii.ru/ (Accessed: 09.10.2019) [in Russian].

5. Speransky I. M. Problemnyye voprosy. svyazannyye s rassledovaniyem polucheniya i dachi vzyatki pri pomoshchi platezhnykh sistem [Problematic issues related to the investigation of receiving and giving bribes using payment systems]. Integratsiya nauk [Integration of Sciences], 2017, no. 1, pp. 47-49 [in Russian].

6. Sivtsov S. A. Mekhanizmy protivodeystviya korruptsionnym prestupleniyam v ispravitelnykh koloniyakh Rossii [Mechanisms of counteraction to corruption crimes in correctional colonies of Russia] Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishchev], 2017, vol. 2, no. 1, pp. 149-156 [in Russian].

7. O sostoyanii rezhima i nadzora v ispravitelnykh uchrezhdeniyakh i sledstvennykh izolyatorakh territorialnykh organov FSIN Rossii v 2018 godu [On the state of the regime and supervision in correctional institutions and pre-trial detention facilities of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia in 2018]. Informatsionnoye pismo FSIN Rossii [Information letter of the Federal Penitentiary Service of Russia]. 2019, March 28, no. 03-22260 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.