УДК 343 .973 Екатерина Владимировна Пономарева,
ББК 67.515 кандидат экономических наук,
П56 доцент кафедры экономической теории, географии и экологии
(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРУПЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Реферат: в статье выделяются основные виды коррупционных правонарушений среди личного состава УИС (в том числе злоупотребление должностными полномочиями, получение и дача взятки, превышение должностных полномочий) и приводится их динамика за последние годы. Рассматривается их распределение в разрезе категорий сотрудников УИС.
Анализ экономических причин коррупции среди личного состава УИС демонстрирует, что они разбиваются на три основные группы: недостаточный уровень заработной платы, желание извлечь и получить личную прибыль и отсутствие социальной помощи и поддержки.
Отмечается положительный эффект от предпринятого в ходе реформ повышения денежного довольствия личного состава УИС в 2013 г., что, впрочем, не всегда выражается в значительном увеличении совокупного семейного дохода и не в состоянии полностью устранить мотив к изысканию дополнительных источников дохода, в том числе незаконных. В связи с этим предлагается включить в денежное довольствие сотрудников, работающих в пенитенциарных учреждениях в непосредственном контакте с осужденными, антикоррупционные выплаты, которые будут предполагать дополнительные моральные обязательства.
В сфере социальной поддержки фиксируются противоречивые последствия реформ: с одной стороны, повышение размера пенсии, сохранение основных социальных льгот, с другой - запланированное сокращение штатного состава УИС до 2016 г.
Подчеркивается важность оперативно-розыскной профилактики коррупционных преступлений в учреждениях исполнения наказаний, которая может быть эффективна в отношении не только осужденных, но и сотрудников УИС, подозреваемых в совершении правонарушений.
Охарактеризованы основные направления противодействия коррупции, предусмотренные законодательными и нормативными актами РФ.
В заключение делается вывод о том, что эффективная борьба с коррупцией в УИС невозможна без выявления ее экономических составляющих, причин и истоков.
Ключевые слова: коррупция, уголовно-исполнительная система, злоупотребление должностными полномочиями, взятка, превышение должностных полномочий, нецелевое использование средств, изменение условий содержания, заработная плата, личная выгода, противодействие коррупции.
В последнее время стало очевидным, что коррупция в России затрагивает самые разнообразные сферы деятельности. Однако особую общественную опасность приобретает ее распространение в органах уголовно-исполнительной системы (УИС). Здесь коррупция проявляется в правонарушениях самых разнообразных форм, за которые предусмотрена уголовная (получение и дача взятки), административная (нецелевое использование средств) и дисциплинарная (неправомерное изменение условий содержания) ответственность.
О серьезности вопроса говорит тот факт, что, по данным управления собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), количество коррупционных дел, возбужденных в отношении сотрудников УИС, с каждым годом возрастает [1, с. 68].
Среди основных видов коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками УИС, можно назвать: злоупотребление должностными полномочиями (пп. 1, 2 ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Динамика коррупционных правонарушений среди личного состава УИС
за 2005-2013 гг.
Злоупотребление должностными полномочиями (пп. 1, 2 ст. 285 УК РФ) Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) Получение взятки (ст. 290 УК РФ), Всего пра-
Годы дача взятки (ст. 291 УК РФ) вонаруше-ний
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
2005 4 0,75 1 0,18 4 0,75 527
2006 7 0,1 9 1,3 0 - 676
2007 16 2,1 21 2,8 23 3,1 738
2008 12 1,6 9 1,2 23 3,2 710
2009 22 3,3 21 3,1 49 7,4 658
2010 28 5,1 30 5,5 79 14,4 545
2011 31 4,4 35 5 79 11,4 691
2012 36 6,1 53 9 86 14,7 585
2013 16 2,8 29 5,2 72 13 552
■злоупотребление
должностными
1000 5 276 7673 полномочиями (пп.1,2 ст.285) ■ превышение должностных полномочий (ст. 286)
0
2005 2006 £ оо 00 00 2 20 2009 2010 1 2011 1 2012 Г1 3 01 2 ■ получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) всего правонарушений
Рис. 1. Динамика коррупционных правонарушений среди личного состава УИС
за 2005-2013 гг.
Как видно из рисунка 1, количество правонарушений среди личного состава УИС росло, и только за последние два года наблюдалось незначительное сокращение.
Доля коррупционных преступлений в общем объеме правонарушений за анализируемый период с 2005 по 2013 год возросла по всем видам. Так, по п. 1 и 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) доля возросла с 0,75 до 2,8 %; по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) - с 0,18 до 5,2 % от общего объема. Наибольший рост доли правонарушений отмечается по ст. 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки): с 0,75 до 13 % от общего объема.
Основная масса коррупционных правонарушений совершается следующими категориями сотрудников: руководители, лица среднего и старшего начальствующего состава, лица рядо-
вого и младшего состава, в том числе: сотрудники оперативного состава, служб охраны, режима (безопасности), конвоирования, воспитательной работы с осужденными, трудовой адаптации осужденных, тыла, исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, кадрового аппарата и отдела по работе с личным составом, медицинской службы. Как правило, большая часть коррупционных правонарушений возникает в связи со вступлением сотрудников в запрещенные связи с осужденными, неправомерным изменением условий содержания осужденных и предоставлением им прав на условно-досрочное освобождение и т. д.
На рисунке 2 видно, что основная масса злоупотреблений должностными полномочиями совершается лицами рядового и младшего состава и лицами среднего и старшего начальствующего состава.
Рис. 2. Динамика коррупционных преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями
Основная масса коррупционных преступлений личного состава УИС, связанных с превышением должностных полномочий, совершается лицами среднего и старшего начальствующего состава (рис. 3).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
руководители
лица среднего и старшего начальствующего состава
лица рядового и младшего состава
2005 2006 2007 2008 2009 2010 201 1 2012 2013
Рис. 3. Динамика коррупционных преступлений, связанных с превышением должностных полномочий
На рисунке 4 представлена динамика коррупционных преступлений личного состава УИС, связанных с получением и дачей взяток.
руководители
лица среднего и старшего начальствующего состава
лица рядового и младшего состава
Рис. 4. Динамика коррупционных преступлений, связанных с получением и дачей взяток
В ходе анализа преступлений, связанных с получением и дачей взяток, было установлено, что большая их часть совершается лицами среднего и старшего начальствующего состава и в 3 раза превышает количество аналогичных правонарушений, совершенных руководителями.
С. А. Шатов и В. М. Сапогов обосновывают общественную опасность коррупции в УИС тем, что, используя коррумпированность некоторых сотрудников УИС, осужденные к лишению свободы преступники продолжают взаимодействовать с соучастниками, оставшимися на свободе, незаконно получают условно-досрочное освобождение или «комфортные» условия отбывания наказания. Вследствие этого в общественном сознании может сформироваться мнение о фактической безнаказанности лиц, виновных в совершении преступлений, но имеющих возможность «откупиться» [2, с. 40-41].
В. Н. Бодяков считает, что опасность должностных преступлений, совершенных сотрудниками УИС, определяется направленностью деяния против государственной власти и интересов государственной службы. Эти преступления, совершенные лицами, наделенными властью, подрывают авторитет государства, нарушая нормальную работу властных структур [3, с. 6].
Из того факта, что у преступления есть причины и условия, способствующие его совершению, следует вывод о возможности исправления преступника, для чего необходимо прекратить воздействие на него провоцирующих факторов. Попытаемся определить основные причины коррупции.
В первую очередь к экономическим составляющим коррупции в УИС, которые называли сами сотрудники до 2012 г., можно отнести следующие причины:
- недостаточный уровень заработной платы;
- желание извлечь и получить личную выгоду;
- отсутствие социальной помощи и поддержки
[4, с. 129].
Рассмотрим их более подробно.
Доходы играют важную роль в жизни каждого человека, так как являются непосредственным источником удовлетворения его потребностей. Как правило, выделяют три основных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т. п.).
В советский период доходы населения (в том числе личного состава УИС) полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось (премии, гонорары, комиссионные возна-
граждения), однако основным источником доходов сотрудников УИС осталась заработная плата.
Напомним, что в ходе проведения реформ в уголовно-исполнительной системе с 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено повышение денежного довольствия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. В среднем зарплаты сотрудников ФСИН России в 2013 г. выросли более чем на 40 %. Так, средняя зарплата младшего инспектора возросла с 11 000 до 25 000 руб. в месяц. С учетом замещаемой должности, присвоенного специального звания и выслуги среднемесячный доход сотрудника ФСИН России составляет свыше 40 тыс. руб., что почти в 6 раз больше размера прожиточного минимума в Российской Федерации (размер прожиточного минимума в РФ в среднем составляет 6 385 руб. на душу населения или 6 913 руб. для трудоспособного населения, однако он зависит от конкретного региона и уровня цен в нем).
Анализ динамики правонарушений коррупционного характера показал, что после повышения заработной платы в 2013 г. их количество среди сотрудников УИС снизилось.
Что касается отсутствия социальной помощи и поддержки, то стоит отметить, что с 2013 г. возрос и размер пенсий бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сохранилось и льготное исчисление стажа для начисления пенсии сотрудникам ФСИН России - год за полтора, причем сюда входит и период обучения в вузе. Все время службы сотрудник и члены его семьи пользуются немалыми социальными льготами по оплате жилья, медицинскому обслуживанию и получению дополнительного образования.
Тем не менее обратим внимание на то, что в составе нового денежного довольствия сотрудников с 1 января 2013 г. предусмотрено 8 видов дополнительных выплат (до вступления в силу вышеупомянутого федерального закона их насчитывалось 40).
Не следует также забывать, что важным индикатором уровня благосостояния является совокупный доход семьи. Нередко доходы членов семьи сотрудника УИС существенно ниже доходов самого сотрудника. В таком случае говорить о значительном увеличении совокупного дохода семьи в 2013 г. не приходится. Отсюда желание изыскать дополнительные источники доходов, в том числе незаконные, связанные с коррупцией. В связи с этим можно предложить для сотрудников, работающих в пенитенциарных учреждениях в непо-
средственном контакте с осужденными, включить в денежное довольствие дополнительные антикоррупционные выплаты, получение которых будет подразумевать дополнительную моральную ответственность. Такой подход, во-первых, подчеркивает необходимость структурных реформ, ограничивающих коррупционные стимулы и связанных с перераспределением источников финансирования социально-защитных мероприятий, а во-вторых, подтверждает важность дополнительных стимулов для сотрудников УИС.
Впрочем, как справедливо отмечает С. Н. Ковалева, если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере [5, с. 81-82].
Говоря о социальной поддержке сотрудников УИС, следует отметить, что результатом реформы, проводимой в системе, является не только повышение доходов сотрудников, но и неизбежное поэтапное сокращение штатного состава до 2016 г., в том числе в связи с техническим переоснащением служб безопасности и охраны. Сокращение штатов всегда влечет за собой определенное психологическое напряжение. По итогам проведенного в 2012 г. 5-процентного сокращения численности личного состава УИС уже отмечен рост числа нарушений в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Еще одной экономической составляющей коррупции по результатам опроса является желание извлечь и получить личную выгоду. Поведение, ориентированное на максимизацию прибыли, закономерно привлекает внимание ученых-экономистов. Если трансферт считается нелегальным, то возможность наказания сократит желание сотрудника принять, а третьего лица -предложить его. Другими словами, издержки сотрудника УИС, если он собирается использовать свое положение для личной выгоды, аналогичны тем, с которыми сталкивается любой человек, намеренный совершить преступление: это нарушение моральных принципов, опасность обнаружения коррупции и потери места, а также риск уголовного или административного преследования. Противостоять расследованию сотрудники УИС способны гораздо в меньшей степени, нежели чиновники высшего звена. Кроме того, надзор над ними осуществляет их собственное начальство. Таким образом, если уголовное преследование не может предотвратить коррупцию среди законодателей, то оно играет важную сдерживающую роль по отношению к коррупции на нижнем уровне власти.
Решение нарушить закон принимается, как правило, тогда, когда получаемая выгода превышает
потенциальные риски в случае его обнаружения. В связи с этим применение уголовного преследования для противодействия коррупционному поведению вполне оправдано. Таким образом, для сокращения числа коррупционных преступлений среди личного состава УИС по мотивам личной выгоды необходимо осуществлять оперативно-розыскную профилактику должностных преступлений в учреждениях исполнения наказаний. Отметим также, что подавляющая часть предупредительных мероприятий проводится в отношении осужденных, но они могут быть направлены и на сотрудников исправительных учреждений, подозреваемых в совершении правонарушений, в том числе преступлений коррупционного характера [6, с. 10].
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках кадрового обеспечения предполагает проведение комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции среди личного состава УИС.
Основная задача для сотрудников УИС, требующая серьезных усилий, - это содействие выработке действенных способов борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе [7, с. 7]. Определенные шаги в данном направлении уже предпринимаются: проводится профилактика коррупционных преступлений через систему мероприятий организационно-управленческого характера, в частности, за счет особого порядка приема на службу и наличия эффективной системы служебной аттестации, определенного порядка продвижения по службе (в частности, за счет особого порядка зачисления сотрудников в резерв для выдвижения на вышестоящие должности, специфики их подготовки, порядка подготовки должностных лиц) [8, с. 238].
Система мер противодействия коррупции и сокращения ее издержек в уголовно-исполнительной системе регулярно дополняется новыми инструментами, среди которых: профилактика неслужебных связей, тщательная проверка биографии лиц, занимающих руководящие должности в УИС, акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба на стадии расследования, налоговый контроль за несоответствием расходов чиновников их доходам, разработка планов противодействия коррупции в региональных структурах ФСИН России, создание подразделений, занимающихся антикоррупционным мониторингом.
Кроме того, важным направлением должны стать мероприятия в рамках кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы, а именно: улучшение условий труда для сотрудников УИС и доведе-
ние их до уровня, соответствующего показателям развитых европейских государств, совершенствование специальной и психологической подготовки работников УИС за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, усиление работы подразделений кадровых служб, советов по противодействию коррупции, профилактике коррупционных и иных правонарушений [9].
В рамках ведомственного плана комплекса мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в уголовно-исполнительной системе в качестве приорите-
та выделено противодействие злоупотреблениям в сфере закупок для нужд УИС, незаконному содействию условно-досрочному освобождению, а также коррупционному содействию незаконной передаче в места лишения свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных к использованию.
Очевидно, что выявление экономических составляющих коррупции, ее причин и истоков, а также ее социально-экономических последствий выступает необходимым условием для эффективного противодействия коррупции.
Список литературы
1. Фомин В. В. Коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 68-71.
2. Шатов С. А., Сапогов В. М. О некоторых мерах по противодействию коррупции в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 4. С. 40-42
3. Бодяков В. Н. Расследование должностных преступлений в уголовно-исполнительной системе : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2009. С. 6.
4. Коробов А. С. Меры материального стимулирования как элемент системы административно-правовых средств противодействия коррупции в пенитенциарной системе Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4 (79). С. 128-130.
5. Ковалева С. Н. Мотивация и стимулирование как элементы служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юрид. психология. 2014. № 2. С. 81-82.
6. Артемьев Н. С. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики коррупционной преступности в УИС // Человек: преступление и наказание. 2012. № 2 (77). С. 8-10.
7. Обеспечение антикоррупционной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : материалы науч.-практ. семинара (Рязань, 19 окт. 2012 г.). Рязань, 2012. С. 7.
8. Кудашкин А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика : науч.-практ. пособие. М., 2012. С. 238.
9. О противодействии коррупции : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».
Ekaterina Vladimirovna Ponomareva.
Ph. D. in Economics,
associate professor by the Chair of Economic Theory, Geography, and Ecology,
the Academy of FPS of Russia E-mail: [email protected].
ЕСОШМ1С CONSTITUENTS OF CORRUPTION IN THE PENAL SYSTEM
The abstract: the article points out basic forms of corruption-related crimes among the penal system staff (including abuse of office, bribery, excess of power) and exposes their trends during the recent years. Their distribution from the perspective of employee groups is also shown.
Analysis of the economic grounds for corruption among the penal system staff reveals that they fall into three essential groups: an insufficient wage level, a desire to gain self-interest, and a lack of social support and assistance.
While the penal system employees benefited from the wage rise during the reforms in 2013, it didn't necessarily provide a significant increase in their aggregate family income and couldn't completely eliminate the motive of finding extra sources of revenue, including illegal. Considering this it is proposed to offer supplemental anti-corruption payments to those employees who immediately interact with the convicts in the penitentiary institutions, which would imply additional moral obligations.
As for the social support, the reforms brought ambiguous results: retirement pension rise and preservation of the most of social benefits, on the one hand, and staff reductions planned until 2016, on the other.
The importance of investigative and preventive activities in fighting corruption-related crimes in the penitentiary institutions is highlighted, since those activities may be efficiently carried out not only among the convicts, but also among the penal system employees, suspected of abuse.
The article gives an outline of principal directions of countering corruption, stipulated by the legislation and regulations of Russian Federation.
It is followed by a conclusion, that efficient fight against corruption in the penal system is impossible unless we discover its economic constituents, causes and roots.
Key words: corruption, penal system, abuse of office, bribe, excess of power, inappropriate use of funds, change in conditions of confinement, wages, self-interest, countering corruption.
References
1. Fomin V. V. Korruptsionnye prestupleniya, sovershaemye sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Corruption crimes committed by the workers of the penitentiary system]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law, 2012, no. 2, рр. 68-71.
2. Shatov S. A., Sapogov V. M. O nekotorykh merakh po protivodeystviyu korruptsii v uchrezhdeniyakh, obespechivayushchikh izolyatsiyu ot obshchestva [On some measures of countering corruption in the institutions, providing isolation from society]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie - The Penal System: Law, Economics, Management, 2007, no. 4, рр. 40-42.
3. Bodyakov V. N. Rassledovanie dolzhnostnykh prestupleniy v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme: Avtoref. diss. kand. yur. nauk [Investigation of misdemeanor in office in the penal system. Dr. Jur. Sci. Diss. Abstract]. Vladimir, 2009, р. 6.
4. Korobov A. S. Mery material'nogo stimulirovaniya kak element sistemy administrativno-pravovykh sredstv protivodeystviya korruptsii v penitentsiarnoy sisteme Rossiyskoy Federatsii [The measures of material incentive as an element of the system of administrative and legal means to fight corruption in the penitentiary system of the Russian Federation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2012, no. 4, рр. 128-130.
5. Kovaleva S. N. Motivatsiya i stimulirovanie kak elementy sluzhebnogo povedeniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Motivation and stimulation as the elements of the official behavior of the penal system staff]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya - Applied legal psychology, 2014, no. 2, рр. 81-82.
6. Artemyev N. S. Ponyatie i sushchnost' operativno-rozysknoy profilaktiki korruptsionnoy prestupnosti v UIS [The concept and the essence of detective prevention of corruption in the penal system]. Chelovek: prestu-plenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2012, no. 2, рр. 8-11.
7. Obespechenie antikorruptsionnoy bezopasnosti uchrezhdeniy i organov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Providing anti-corruption security in the institutions and authorities of the penal system]. Materialy nauchno-prakticheskogo seminara [Proc. of research and practice workshop. Ryazan, 19.10.2012]. Ryazan, 2012, р. 7.
8. Kudashkin A. V. Antikorruptsionnaya ekspertiza: teoriya i praktika [Anticorruption expert evaluation: theory and practice]. Moscow, 2012, р. 238.
9. Federal'nyi zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» [The federal law from December, 25th, 2008, № 273-FL «On countering corruption» (ed. 07.05.2013)]. Available through the legal information system «ConsultantPlus».