Научная статья на тему 'Взаимосвязь факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России'

Взаимосвязь факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / STUDENTS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA / ANTI-CORRUPTION ORIENTATION OF THE PERSON OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FSIN OF RUSSIA / ITS STRUCTURAL COMPONENTS AND ANTI-CORRUPTION PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сундукова Виктория Викторовна

В статье рассмотрен вопрос о взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России. Установлено, что формирование антикоррупционной направленности личности является приоритетной задачей подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы и может быть рассмотрено как один из способов противодействия коррупции. Антикоррупционная направленность представляет собой интегративное качество личности, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства за счет сформированности структурных компонентов направленности личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к структурным компонентам антикоррупционной направленности относятся когнитивно-познавательный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и духовно-нравственный компоненты. Целью проведенного теоретико-эмпирического исследования выступало выявление взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов и выяснение их влияния на процесс формирования антикоррупционной направленности. В качестве основных задач проведенного исследования можно выделить эмпирическое изучение структурных компонентов антикоррупционной направленности личности и выявление статистически значимых связей между изучаемыми факторами. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). Методики: 16-факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова), личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл).По результатам проведенного исследования были выделены факторы, входящие в структуру антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России: фактор эмоциональной стабильности, фактор нормативности поведения, фактор тревожности, фактор нонконформизма, фактор высокого самоконтроля. Научная новизна исследования заключается в исследовании взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России. Практическая значимость состоит в использовании данных, полученных при проведении эмпирического исследования, в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России, при организации психологического сопровождения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of factors in the structure of the anti-corruption orientation of the personality of cadets of the educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article deals with the issue of interrelation of factors in the structure of anti-corruption orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. It is established that the formation of anti-corruption orientation of the individual is a priority task of training specialists for the criminal executive system and it can be considered as one of the ways to counter corruption. Anti-corruption orientation is an integrative quality of the individual that ensures compliance with the anti-corruption legislation due to the formation of structural components of the orientation of the individual. Analysis of psychological and pedagogical literature has shown that the structural components of anti-corruption orientation include cognitive-cognitive, emotional-volitional, motivational-value and spiritual-moral components. The purpose of the theoretical and empirical study was to identify the relationship of factors in the structure of anti-corruption orientation of the personality of cadets and to find out their influence on the process of forming an anti-corruption orientation. As the main objectives of the study, we can highlight the empirical study of the structural components of the anti-corruption orientation of the individual and identify statistically significant relationships between the studied factors. Research methods: the observation, survey, testing, methods of mathematical statistics (correlation analysis). Methods: 16-factor personal questionnaire(R. B. Kettell), Diagnostics of the real structure of value orientations of the individual (S. S. Bubnov), Diagnostics of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational and need sphere (O.F. Potemkina), questionnaire of the locus of control(E. G. Ksenofontov), personal questionnaire of moral and legal reliability (E. Yu. Strizhov), a scale of personal strategies for overcoming the life difficulties (S. Hobfall). According to the results of the study the author highlighted the factors included in the structure of the anticorruption orientation of the individual cadets of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia: the factor of emotional stability, the factor of normative behavior, the factor of anxiety, the factor of non-conformism, the factor of high self-control. The scientific novelty of the study is the study of the relationship of factors in the structure of anti-corruption orientation of the personality of cadets of the educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. The practical significance consists in using the data obtained during the empirical research in the educational process of the educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, in the organization of psychological support for cadets.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России»

6. Модель социально-психологической адаптации высококвалифицированных спортсменов в постсоревновательном периоде жизни / Т.Н. Шутова, К.Э. Столяр, М.А. Кузьмин, Т.П. Высоцкая, С.М. Носов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 312317.

7. Юдашкина, Е.Е., Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода / Е.Е. Юдашкина, А. Л. Никазаченко, К. А. Лебедев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-2 (85). - С. 1062-1065.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 6-9.

2. Barkovsky, E.S. (2019), "Basic and elective disciplines in the formation of recreational competencies of future bachelors of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170). pp. 33-36.

3. 5-FC summary report for 2018 (xlsm, 580 Kb), available at: https://www.min-sport.gov.ru/2019/doc/SV0D-otchet5FK_2018.xlsm.

4. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 196-199.

5. Schennikova, M.Yu. and Petrov, S.I. (2017), "Training for sports: current state and directions of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147). pp. 203-211.

6. Shutova, T.N., Stolyar, K.E., Kuzmin, M.A., Vysotskaya, T.P. and Nosov, S.M. (2018), "Model of socio-psycho logical adaptation of highly qualified athletes in the post-competitive period of life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161). pp. 312-317.

7. Yudashkina, E.E., Nikazachenko, A.L., and Lebedev, K.A. (2017), "Strategic planning of socioeconomic processes based on the cognitive approach", Economics and entrepreneurship, No. 8-2 (85), pp. 1062-1065.

Контактная информация: kafedra_f@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 378.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ В СТРУКТУРЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИИ

Виктория Викторовна Сундукова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России. Установлено, что формирование антикоррупционной направленности личности является приоритетной задачей подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы и может быть рассмотрено как один из способов противодействия коррупции. Антикоррупционная направленность представляет собой интегративное качество личности, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства за счет сформированности структурных компонентов направленности личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к структурным компонентам антикоррупционной направленности относятся когнитивно-познавательный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и духовно-нравственный компоненты. Целью проведенного теоретико-эмпирического исследования выступало выявление взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов и выяснение их влияния на процесс формирования антикоррупционной направленности. В качестве основных задач проведенного исследования можно выделить эмпирическое изучение структурных компонентов

антикоррупционной направленности личности и выявление статистически значимых связей между изучаемыми факторами. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). Методики: 16-факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова), личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл).По результатам проведенного исследования были выделены факторы, входящие в структуру антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России: фактор эмоциональной стабильности, фактор нормативности поведения, фактор тревожности, фактор нонконформизма, фактор высокого самоконтроля. Научная новизна исследования заключается в исследовании взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России. Практическая значимость состоит в использовании данных, полученных при проведении эмпирического исследования, в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России, при организации психологического сопровождения курсантов.

Ключевые слова: курсанты, образовательные организации ФСИН России, антикоррупционная направленность личности курсантов образовательных организаций ФСИН России, структурные компоненты антикоррупционной направленности личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p277-282

CORRELATION OF FACTORS IN THE STRUCTURE OF THE ANTI-CORRUPTION ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Victoria Viktorovna Sundukova, the adjunct,

Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan

Abstract

The article deals with the issue of interrelation of factors in the structure of anti-corruption orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. It is established that the formation of anti-corruption orientation of the individual is a priority task of training specialists for the criminal executive system and it can be considered as one of the ways to counter corruption. Anti-corruption orientation is an integrative quality of the individual that ensures compliance with the anti-corruption legislation due to the formation of structural components of the orientation of the individual. Analysis of psychological and pedagogical literature has shown that the structural components of anti-corruption orientation include cognitive-cognitive, emotional-volitional, motivational-value and spiritualmoral components. The purpose of the theoretical and empirical study was to identify the relationship of factors in the structure of anti-corruption orientation of the personality of cadets and to find out their influence on the process of forming an anti-corruption orientation. As the main objectives of the study, we can highlight the empirical study of the structural components of the anti-corruption orientation of the individual and identify statistically significant relationships between the studied factors. Research methods: the observation, survey, testing, methods of mathematical statistics (correlation analysis). Methods: 16-factor personal questionnaire(R. B. Kettell), Diagnostics of the real structure of value orientations of the individual (S. S. Bubnov), Diagnostics of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational and need sphere (O.F. Potemkina), questionnaire of the locus of control(E. G. Ksenofontov), personal questionnaire of moral and legal reliability (E. Yu. Strizhov), a scale of personal strategies for overcoming the life difficulties (S. Hobfall). According to the results of the study the author highlighted the factors included in the structure of the anticorruption orientation of the individual cadets of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia: the factor of emotional stability, the factor of normative behavior, the factor of anxiety, the factor of non-conformism, the factor of high self-control. The scientific novelty of the study is the study of the relationship of factors in the structure of anti-corruption orientation of the personality of cadets of the educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. The practical significance consists in using the data obtained during the empirical research in the educational process of the educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, in the organization of psychological

support for cadets.

Keywords: students, educational institutions of FSIN of Russia, anti-corruption orientation of the person of cadets of educational institutions of the FSIN of Russia, its structural components and anticorruption personality.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одной из приоритетных задач в рамках подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы является формирование антикоррупционной направленности личности. Анализом исследований различных видов направленности личности курсантов занимались

Е.М. Никиреев [5], А.В. Фадеев [9], В.В. Кареев [3] и др. Указанные исследования позволили сделать вывод о целесообразности формирования антикоррупционной направленности личности курсантов в учебно-воспитательном процессе.

В психолого-педагогической литературе проблема формирования способности противостоять коррупции в процессе обучения рассматривалась в работах Д. А. Рыбалкина [8], В.В. Киселева [4], В.А. Печёнкина [6],

Ю.С. Алексеева [1], Д.В. Пшеничнюк [7], Е.А. Шарапова [10] и др. Проведенный нами теоретический анализ показал, что, несмотря на наличие значительного количества публикаций по проблеме формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России, в настоящее время данная научная проблема разработана не достаточно.

Целью проведенного теоретико-эмпирического исследования выступало выявление взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности и выяснение их влияния на процесс формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Антикоррупционная направленность представляет собой интегративное качество личности, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства за счет сформированное™ структурных компонентов направленности личности.

По данным И. С. Ганишиной, В.В. Сундуковой, к системообразующим компонентам антикоррупционной направленности личности можно отнести следующие структурные элементы:

- эмоционально-волевой компонент (субъективные отношения курсантов к различным сторонам действительности, сопровождающиеся эмоциональным откликом);

- мотивационно-ценностный компонент (активная целенаправленная деятельность курсантов, движимая личностными потребностями и мотивами, целями, интересами и влечениями личности);

- когнитивно-познавательный компонент (убеждения, осознаваемые потребности и интересы личности во взаимоотношениях курсантов с окружающей их действительностью);

- духовно-нравственный компонент (мировоззрение личности курсантов) [2].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов исследования нами применялись: наблюдение, опрос, тестирование ((16-факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности

(С.С. Бубнов), Диагностика социально-психологических установок личности в мо-тивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксе-нофонтова), личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл)).С целью выявления взаимосвязей факторов в структуре антикоррупционной направленности нами был использован корреляционный анализ. Целью корреляционного анализа выступал

поиск внутренних взаимосвязей между факторами в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам проведенного анализа были выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России: фактор эмоциональной стабильности, фактор нормативности поведения, фактор тревожности, фактор нонконформизма, фактор высокого самоконтроля (таблица 1).

Таблица 1 - Ранговые коэффициенты корреляции между индивидуально-психологическими особенностями курсантов и личностными факторами_

ои а-- е -ж -н -

нт рьо олн £ « I 3 2 § мв нии ^ н я рсе о в еи & Р ^ о ро И й нм оз нр м о- 2 о 3 » 3 |

е а 42 мост т 2 2 4 кн £ Й и V н он кт а © ор тоо 1 © У ° * акк ©

Вступление в социальный контакт 0,03 0,07 0,03 0,17 0,09

Поиск социальной поддержки -0,05 0,15 -0,07 0,27 -0,08

Осторожные действия 0,01 -0,03 0,13 0,24 -0,04

Асоциальные действия -0,17 0,25 0,19 0,10 0,07

Асоциальная стратегия -0,29 0,12 -0,14 0,28 0,00

Готовность к деятельности, связанной с пре-

одолением трудностей -0,19 0,04 0,26 0,00 0,13

Готовность к самостоятельному планирова-

нию, осуществлению деятельности и ответ-

ственности за неё 0,23 -0,01 0,07 0,10 -0,10

Признание ответственности перед нормами 0,12 0,16 0,31 0,06 0,11

Понимание необходимости соблюдения норм 0,17 0,23 0,19 0,12 0,07

1. Фактор эмоциональной стабильности. Установлено, что чем более эмоционально устойчивыми, выдержанными и спокойными являются курсанты, тем реже в критических для себя ситуациях они используют манипуляции и асоциальные стратегии поведения. Такие курсанты не склонны избегать ответственности за принятые решения, не проявляют агрессии и не используют давление на окружающих. Для большинства курсантов характерным является готовность к самостоятельному планированию в рамках предстоящей профессиональной деятельности.

2. Фактор нормативности поведения. Зафиксировано, что большинству курсантов присуще развитое чувство долга, добросовестность, деловая направленность. В сложных ситуациях они несклонны избегать ответственности, принимать опрометчивые решения, ставить свои интересы выше интересов группы, пользоваться слабостями окружающих и ставить их в зависимое положение. Для курсантов характерно выраженное стремление соблюдать социальные нормы и морально-нравственные правила. Высокий уровень нормативности поведения курсантов обусловлен нравственно-ориентированными личностными характеристиками и социально-одобряемыми моделями поведения, присущими сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

3. Фактор тревожности. Диагностировано, что чем выше у курсантов выражен уровень тревожности, тем больше они склонны к подробному анализу факторов окружающей обстановки и выбору конструктивных стратегий поведения в ситуациях коррупционного риска. Понимание необходимости соблюдения норм и учет морально-нравственных характеристик поведения является характерной чертой курсантов образовательных организаций ФСИН России. Высокий уровень тревожности курсантов сопровождается повышением значимости установления доверительных отношений в коллективе. В межличностном общении курсанты ищут необходимую социальную поддержку, восстанавливать

затраченный энергетический потенциал.

4. Фактор нонконформизма. Установлено, что для курсантов характерной является выраженная ориентация на принятие собственных решений, самостоятельность, находчивость в сложных ситуациях. Повышение нонконформистских тенденций сопровождается усилением значимости достижения результатов деятельности вопреки складывающимся обстоятельствам. В целом необходимо отметить, что нонконформизм в сочетании с другими факторами оказывает позитивное воздействие на поведенческие и эмоционально-волевые характеристики курсантов, влияющие на успешность процесса формирования антикоррупционной направленности личности.

5. Фактор высокого самоконтроля. Высокий уровень самоконтроля поведения сопровождается у курсантов усилением стремления избегать решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия собственного поведения. Большинству курсантов свойственно полагаться на свою твердую волю и способности к самоконтролю, собственные принципы и правила.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование позволило выявить ряд факторов, оказывающих влияние на формирование структурных компонентов антикоррупционной направленности личности курсантов: фактор эмоциональной стабильности, фактор нормативности поведения, фактор тревожности, фактор нонконформизма, фактор высокого самоконтроля. Учет этих факторов необходим при организации психологического сопровождения курсантов образовательных организаций ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Ю.С. Формирование антикоррупционной культуры у студентов / Ю.С. Алексеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 933-939.

2. Ганишина, И.С. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России / И.С. Ганишина, В.В. Сунду-кова // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля : монография // Под редакцией А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск : [б.и.], 2019. - С. 190-201.

3. Кареев, В.В. Профессионально-пенитенциарная направленность личности курсантов (теория воспитания) : монография. - М. : Издательство «Спутник +», 2016. - 99 с.

4. Киселев, В.В. Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации : дис. ... канд. психол. наук / Киселев Вадим Васильевич. -Москва, 2016. - 295 с.

5. Никиреев, Е.М. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности : учебное пособие / Е.М. Никиреев. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2015. - 80 с.

6. Печёнкин, В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих : автореф. ... д-ра психол. наук / Печёнкин Владимир Александрович. - Москва, 2012. -25 с.

7. Пшеничнюк, Д.В. Особенности распознавания понятия "коррупция" студентами (на выборке студентов ММЛ имени И.М. Сеченова) / Д.В. Пшеничнюк // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2015. - № 1. - С. 237-242.

8. Рыбалкин, Д.А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Рыбалкин Дмитрий Александрович. - Казань, 2015 - 195 с.

9. Фадеев, А.В. Формирование социально-профессиональной направленности личности будущих специалистов правоохранительных органов посредством физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фадеев Алексей Витальевич. - Калининград, 2012. - 22 с.

10. Шарапова, Е.А. Формирование антикоррупционной компетентности студентов в образовательном пространстве современного вуза : монография / Е.А. Шарапова. - Краснодар: Кубанский социально-экономический ин-т, 2016. - 111 с.

REFERENCES

1. Alekseeva, Yu. S. (2015), "Formation of anti-corruption culture among students", Modern problems of science and education, No. 1-1, pp. 933-939.

2. Ganshina, I.S. and Sundukova, V.V. (2019), "Formation of anti-corruption and anti-drug orientation of the individual cadets of educational institutions of the FSIN of Russia", Professional training of future specialists in various fields: monograph, ed. A.Yu. Nagornova, Ulyanovsk, pp. 190-201.

3. Kareev, V.V. (2016), Professional and penitentiary orientation of cadets'personality (theory of education): monograph, Publishing House "Sputnik+", Moscow.

4. Kiselev, V.V. (2016), Psychological determinants of anti-corruption behavior of employees of a state organization, dissertation, Moscow.

5. Nikireev, E.M. (2015), Psychological features of professional and pedagogical orientation, study guide, Moscow psychological and social Institute, Moscow.

6. Pechenkin, V.A. (2012), Formation of anticorruption competence of civil servants, dissertation, Moscow.

7. Pshenichnyuk, D.V. (2015), "Features of recognition of the concept of "corruption" by students (on a sample of students of MML named after I.M. Sechenov), Bulletin of the Tver state University. Series: Pedagogy and psychology, No. 1, pp. 237-242

8. Rybalkin, D.A. (2015), Formation of anti-corruption position of cadets of Higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia by means of social and cultural activities, dissertation, Kazan.

9. Fadeev, A.V. (2012), Formation of socio-professional orientation of future specialists 'personality of the law enforcement bodies by means ofphysical culture, dissertation, Kaliningrad.

10. Sharapova, E.A. (2016), Formation of anti-group competence of students in the educational space of a modern University, monograph, Krasnodar.

Контактная информация: vika.sundukova94@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2020

УДК 796.011

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРАЖДАН ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья

имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью развития физической культуры и спорта, в стране принимаются различные комплексные программы, утверждаются целевые показатели спортивной отрасли. Вместе с тем, результаты проведенных исследований уровня физической и спортивной подготовленности призывного контингента (юноши 18-22 лет) свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности граждан, призванных на военную службу после обучения в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в общеобразовательных учреждениях профессионального образования, а также - в высших учебных заведениях. Эта проблема затрагивает как отдельные регионы, так и государство в целом.

Ключевые слова: физическая и спортивная подготовленность граждан, призванных на военную службу; призывники, имеющие спортивные разряды и спортивные звания; граждане призывного возраста, умеющие плавать; эффективность работы общественно-государственных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.