Научная статья на тему 'Интропсихические аспекты адаптации личности к условиям обучения в ведомственных вузах'

Интропсихические аспекты адаптации личности к условиям обучения в ведомственных вузах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТРУКТУРА САМООТНОШЕНИЯ / STRUCTURE OF THE SELF / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / HUMANISTIC ORIENTATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / СОТРУДНИКИ УИС / MIS STAFF / STUDENTS FSIN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чубич Виталий Эдуардович

Анализ психодинамики самоотношения и гуманистической направленности личности в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении закрытого типа (на примере Академии ФСИН России). Выявление системной трансформации личности в зависимости от длительности обучения-службы в УИС. Показано, что самоотношение и отношение к личностным дефицитам сопряжено с формированием той или иной формы гуманистической направленности. Установлены периоды обучения курсантов, когда психокоррекционная работа для них особенно актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чубич Виталий Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRAPSYCHIC ASPECTS OF ADAPTATION TO TRAINING CONDITIONS IN DEPARTMENTAL UNIVERSITIES

This article analyzes the psychodynamics of the self and humanistic orientation of the person in the course of training in departmental educational institution closed type (for example, Russian Academy FSIN). The main objective of the study was to identify systemic transformation person depending on the length of training services in prisons. As a result, it was confirmed that there is a change of the self-exchange rate dynamics and humanistic orientation of the individual students. It is shown that the self and relationship to personal deficits associated with the formation of some form of humanistic orientation. The results allowed to establish periods of training of cadets when psychocorrectional work for them will be particularly relevant.

Текст научной работы на тему «Интропсихические аспекты адаптации личности к условиям обучения в ведомственных вузах»

УДК 159.9.07

ИНТРОПСИХИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

Чубич Виталий Эдуардович, соискатель Академии Федеральной службы исполнения наказаний России; ул. Сенная, 1, Рязань, Россия, 390036; e-mail: Obshajapsihologia@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Анализ психодинамики самоотношения и гуманистической направленности личности в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении закрытого типа (на примере Академии ФСИН России). Выявление системной трансформации личности в зависимости от длительности обучения-службы в УИС. Показано, что самоотношение и отношение к личностным дефицитам сопряжено с формированием той или иной формы гуманистической направленности. Установлены периоды обучения курсантов, когда психокоррекционная работа для них особенно актуальна.

Ключевые слова: структура самоотношения, гуманистическая направленность, личность, курсанты образовательных учреждений ФСИН, сотрудники УИС.

ВВЕДЕНИЕ

Современные реалии российской государственности диктуют необходимость роста требований в равной степени как к уровню профессиональной подготовки, так и морально-волевых качеств всех сотрудников государственных служб. Не является исключением и Федеральная служба исполнения наказаний России, где на законодательном уровне закреплена необходимость совершенствования специальной и психофизической подготовки работников УИС [1-3, 5].

Становление работника пенитенциарной системы невозможно без его становления как личности, осознающей и принимающей себя как социально активное и социально ответственное начало [4, 11].

Рассматривая самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта, уделяя первоочередное внимание функциональной роли самоотношения как оценочной системы [7], мы провели лонгитюдинальные исследования сотрудников УИС, обучающихся в Академии ФСИН России.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Использовался следующий методический инструментарий: анкета, направленная на получение социально-демографических сведений о личности курсанта, методика «МИС», методика исследования самоотношений Р.С. Пантилеева, метод расчёта психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко (по тесту цветовых предпочтений М. Люшера), стандартизированная беседа [6, 12].

В исследовании приняли участие 225 обучающихся в Академии ФСИН России курсантов всех курсов и слушателей заочной формы обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ профилей обследованных групп по методике исследования самоотношений, разработанной Р.С. Пантелеевым, показал, что в структуре самоотношения испытуемых доминируют самоуверенность и самоценность при невысокой внутренней конфликтности и самообвинении.

По мере обучения аутосимпатия снижается, а самоуничижение растёт. Этот процесс на самом деле является позитивным, в конечном счёте, он приводит к формированию весьма адаптивного и не подверженного «эмоциональному выгоранию» психологического типа сотрудника.

Учащиеся первых курсов существенно отличаются от остальных сотрудников. Данные, характеризующие самоотношение учащихся на старших курсах, практически совпадают с данными сотрудников и принимают типичную для несущих службу во ФСИН форму [8, 9].

Что же касается второго курса, то здесь мы видим совершенно иную картину, когда в структуре самоотношения резко повышается внутренняя конфликтность и самообвинение (р < 0,01 со всеми группами испытуемых), тогда как самоуважение и аутосимпатия резко снижаются. Характерно, однако, и снижение по шкале открытости (напомним, что это обратная шкала и низкие оценки означают высокую открытость). Такое состояние самоотношения можно было бы назвать переломным, кризисным с точки зрения профессионального и личностного роста курсанта.

Итак, значительное изменение самоотношения курсантов в процессе адаптации к учёбе и службе происходит на рубеже 1-го и 2-го курсов. Такой социально-психологический портрет можно назвать эгоцентрическим.

Характерны изменения личности, которые являются, скорее всего, следствием «адаптации на выживание» в жёсткой системе подчинения в закрытой иерархичной организации.

На четвёртом курсе, после завершения процесса адаптации к службе и учёбе, показатели профиля самоотношения испытуемых стабилизируются и в дальнейшем изменяются незначительно.

Самоотношение курсантов от 4-го курса к 5-му трансформируется за счёт повышения саморуководства (р < 0,01) и самоценности (р < 0,01).

Основное отличие выборки сотрудников УИС от выборки пятикурсников в том, что у последних наблюдается значительно возросшее саморуководство (р < 0,05) и снизившаяся внутренняя конфликтность (р < 0,05).

Анализ структуры «дефицитов, испытываемых в детстве», отражает изменения актуальной потребностной сферы в динамике адаптации к учёбе в вузе ФСИН и службе. Отсылание испытуемого к его детству снимает наличные защиты вытеснения ощущения реальных дефицитов сегодняшнего дня, о которых человек старается не думать [2].

У одних и тех же испытуемых оценка дефицитов (детства) меняется уже на следующем курсе, чему есть очевидные причины. Так, для первокурсников, которые в большинстве своём сменили привычную домашнюю обстановку, связанную с родительской опекой и контролем, на ситуацию значительной автономии, весьма актуальна потребность в острых ощущениях. Ярко выражен дефицит общения с близкими.

На втором курсе выраженность дефицита острых ощущений снижается, поскольку, скорее всего, пройден первичный этап адаптации к новой социальной роли самостоятельного человека. Актуальными становятся дефициты книг и новых впечатлений, как следствие адаптации к учёбе и необходимости самостоятельно заниматься.

На четвёртом курсе основное внимание начинают занимать межличностные отношения, возрастает дефицит общения с друзьями и вновь возрождается дефицит острых ощущений. Склонность к поиску острых ощущений в данном случае может среди прочего объясняться и стремлением продемонстрировать свои социально поощряемые качества (смелость, решительность, неожиданность поведенческих проявлений и пр.), чтобы понравиться лицам противоположного пола. К тому же выражен дефицит одежды.

Пятый курс характеризуется возрастающей перманентной тревожностью, что проявляется в дефиците сладкого. Повышенная потребность в сахаре сопровождает интенсивную работу мозга в процессе подготовки диплома.

Для сотрудников — практических работников УИС характерны дефициты сладкого как следствие напряжённого, нервного характера работы, а также дефициты одежды

и личного пространства, как реакции на ограничения личностных проявлений служебными инструкциями и невысокой заработной платы.

Одна из важнейших психологических характеристик практических работников УИС, определяющих успешность их службы, — гуманистическая направленность личности в общении.

Проведённые нами исследования показали, что направленность на диалог в общении последовательно увеличивается от 1-го курса к 5-му и ещё выше у практических работников. Манипулятивность же в общении, напротив, снижается.

У пятикурсников по сравнению с первым курсом значимо выше диалогичность (р < 0,01), альтероцентризм (р < 0,05), принудительная концентрация на собеседнике и значимо ниже манипулятивность (р < 0,01) общения.

Далее самоотношение и отношение к личностным дефицитам сопряжено с формированием той или иной формы гуманистической направленности, о чём, в частности, свидетельствуют полученные корреляционные связи показателей самоотношения и гуманистической направленности по всей выборке испытуемых (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционные связи показателей гуманистической направленности и самоотношения по общей выборке

Диалог Авторитаризм Манипу-лятив-ность Альтеро-центризм Конформизм Индифферентность

Открытость 0,21 - 0,17 0,03 0,19 0,02 - 0,02

Самоуверенность 0,30 - 0,12 - 0,14 0,17 0,10 - 0,06

Саморуководство 0,22 - 0,08 - 0,01 0,04 0,24 - 0,09

Зеркальное «Я» 0,18 - 0,08 - 0,07 0,13 0,08 - 0,11

Самоценность 0,22 - 0,07 - 0,11 0,18 0,18 - 0,06

Самопринятие 0,14 - 0,10 0,11 0,08 0,06 - 0,13

Самопривязанность 0,01 0,09 - 0,15 0,15 0,11 - 0,05

Конфликтность - 0,16 0,12 -0,03 0,14 0,07 - 0,06

Самообвинение - 0,11 0,10 0,00 0,09 0,04 0,01

В гуманистической направленности проявляется самоотношение к другим людям. Из таблицы видно, что чем выше в целом показатели самоотношения человека и ниже его внутренний конфликт, тем более он настроен на диалог с другими людьми и тем менее он склонен к манипулятивности.

ВЫВОДЫ

1. Статистически значимо (р<0,001) отличаются высокой манипулятивностью курсанты 1-го года обучения. Это эффект лжеадаптации, и он требует внимания психологической службы вуза.

2. Развивающийся эгоцентризм самопривязанности на втором курсе носит временный защитный характер и порождает внутренний конфликт, который в свою очередь снижает самопринятие. Такая интрапсихическая структура самоотношения весьма неустойчива, и у старшекурсников, а также у сотрудников, несущих службу в УИС, мы наблюдаем пики по шкалам самоуважения, самоценности и снижение внутреннего конфликта.

3. На четвёртом курсе образуется явный пик дефицита острых ощущений, что свиде-

тельствует о нарастании внутренней тревожности. Отрицаются очевидные трудности завершения обучения, которые неизбежно ждут впереди, собственные промахи и недочёты всё более проецируются на других. Кризис четвёртого курса может быть назван кризисом жизненной позиции и жизненных планов.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Датий А.В. Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осуждённых // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 16-21.

[2]. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.

[3]. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.

[4]. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

[5]. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.

[6]. Мачкасов А.И. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников УИС: понятие и особенности // Человек: преступление и наказание. 2008. № 4. С.135-137.

[7]. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. — М., МГУ, 1991.

[8]. Селиванов Б.С. Выпуск журнала «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 119-121.

[9]. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

[10]. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осуждённых молодёжного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.

[11]. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

[12]. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворённостью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.

INTRAPSYCHIC ASPECTS OF ADAPTATION TO TRAINING CONDITIONS IN DEPARTMENTAL UNIVERSITIES.

Vitaly E. Chubich, applicant Academy FSIN of Russia; Str. Sennaja, 1, Ryazan, Russia, 390036; e-mail: Obshajapsihologia@yandex.ru

ABSTRACT

This article analyzes the psychodynamics of the self and humanistic orientation of the person in the course of training in departmental educational institution closed type (for example, Russian Academy FSIN).

The main objective of the study was to identify systemic transformation person depending on

the length of training services in prisons.

As a result, it was confirmed that there is a change of the self-exchange rate dynamics and humanistic orientation of the individual students.

It is shown that the self and relationship to personal deficits associated with the formation of some form of humanistic orientation.

The results allowed to establish periods of training of cadets when psychocorrectional work for them will be particularly relevant.

Key words: structure of the self, humanistic orientation, personality, educational institutions, students FSIN, MIS staff.

REFERENCES

[1]. Datiy A.V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie jeksperimenta po sovershenstvovaniju mediko-sanitarnogo obespechenija osuzhdennyh // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2012. № 9. S. 16-21.

[2]. Datiy A.V., Pavlenko A.A., Shatalov Ju.N. Internet-konferencija «Sovershenstvovanie mediko-sanitarnogo obespechenija v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme» // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2012. № 1. S. 178-179.

[3]. Datiy A.V., Trubeckoj V.F., Selivanov. S. Internet-konferencija «Profilaktika social'no znach-imyh zabolevanij v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Prikladnaja juridicheskaja psi-hologija. 2012. № 2. S. 151-152.

[4]. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Utver-zhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktjabrja 2010 g. № 1772-r.

[5]. Lapkin M.M., Kazberov P.N., Datiy A.V. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie grazhdan v rajonah pozharov // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2010. № 4. S. 158-163.

[6]. MachkasovA.I. Objazatel'noe gosudarstvennoe strahovanie zhizni i zdorov'ja sotrudnikov UIS: ponjatie i osobennosti // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2008. № 4. S. 135-137.

[7]. Pantileev S.R. Samootnoshenie kak jemocional'no ocenochnaja sistema. — M.: MGU, 1991.

[8]. Selivanov .S. Vypusk zhurnala «Penitenciarnaja sistema: nauka i praktika» // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2014. № 1. S. 119-121.

[9]. Sochivko D.V. Psihodinamika geshtal'ta otkrytoj i skrytoj agressii v strukture lichnostnogo rosta // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2013. № 3. S. 35-41.

[10]. Sochivko D.V. Psihodinamika duhovnosti i religioznosti osuzhdennyh molodezhnogo vozrasta // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2012. № 4. S. 116-126.

[11]. Sochivko D.V., Savchenko T.N., Blinnikova I.V. Zhurnal «Prikladnaja juridicheskaja psihologija»: otvety na vyzovy psihologicheskoj nauki i praktiki // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2013. № 4. S. 8-20.

[12]. Sochivko D.V., Chubich V.Je. Psihodinamika udovletvorennost'ju zhizn'ju i perezhivanija schast'ja // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2013. № 3. S. 59-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.