Научная статья на тему 'О необходимости развития некоторых профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний'

О необходимости развития некоторых профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PSYCHOLOGICAL SELECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сундукова Виктория Викторовна, Огородников Владимир Иванович

Специфика деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает всестороннее изучение и строгий отбор кандидатов на службу. В связи с этим при приеме на службу будущие сотрудники должны обладать определенным набором личностных качеств и профессиональных компетенций. При поступлении на службу важным является проведение психологического отбора, по результатам которого происходит отсеивание лиц, не обладающих необходимым набором личностных свойств (качеств). Деятельность сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личностным качествам, способствующим успешному выполнению служебных обязанностей. Именно поэтому в процессе психологического отбора специалистами центра психологической диагностики проводится анализ сформированности индивидуально-типологических особенностей эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной, когнитивно-познавательной и духовно-нравственной сфер личности. Особое значение приобретает профессиональная подготовка будущих сотрудников в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Процесс развития профессионально значимых качеств у сотрудников носит пролонгированный характер и осуществляется на всех этапах обучения с различной степенью интенсивности. Учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний нацелен на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. В статье рассмотрены некоторые личностные особенности курсантов первых курсов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, способствующие повышению эффективности образовательного процесса и успешному овладению профессией. Цель исследования изучение профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В качестве методов и методик использовались тестирование, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, индивидуально-личностный опросник Л. Н. Собчик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сундукова Виктория Викторовна, Огородников Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of employees’ activities in the penal system involves a comprehensive study and strict selection of candidates for service. In this regard, future employees must have a certain set of personal qualities and professional competencies to get job. Entering the service, it is important to conduct psychological selection, the results of which reject persons who do not have a certain set of personal properties (qualities). Activity of employees in the Federal penitentiary service of Russia demands high requirements not only to professional knowledge and abilities, but also to personal qualities promoting successful official service. That is why in the process of psychological selection specialists of the psychological diagnostics center analyze the formation of individual typological features of emotional-volitional, motivational-value, cognitive-learning and spiritual-moral spheres of personality. High quality of professional training for future employees in educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia is very important. The process of professionally significant qualities development for employees is prolonged and is carried out at all stages of training with varying degrees of intensity. Teaching and educational process in educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia is aimed at the formation of professional knowledge, skills, professional competencies that contribute to quality performance of official duties. The article is devoted to some personal features of first course cadets studying at educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, contributing to the efficiency of educational process and successful mastery of professions. The purpose of the research is to study professionally significant qualities of cadets in educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia. Testing, the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) of R. B. Cattell and individual-personal questionnaire of L. N. Sobchik were used as methods and techniques.

Текст научной работы на тему «О необходимости развития некоторых профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(49).073-077

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

В. В. Сундукова, В. И. Огородников

Для цитирования

Сундукова, В. В. О необходимости развития некоторых профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / В. В. Сундукова, В. И. Огородников // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 73-77. - 001 : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).073-077.

, /¿"ч Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Специфика деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает всестороннее изучение и строгий отбор кандидатов на службу. В связи с этим при приеме на службу будущие сотрудники должны обладать определенным набором личностных качеств и профессиональных компетенций. При поступлении на службу важным является проведение психологического отбора, по результатам которого происходит отсеивание лиц, не обладающих необходимым набором личностных свойств (качеств). Деятельность сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личностным качествам, способствующим успешно-

© Сундукова В. В., Огородников В. И., 2019

му выполнению служебных обязанностей. Именно поэтому в процессе психологического отбора специалистами центра психологической диагностики проводится анализ сформированности индивидуально-типологических особенностей эмоционально-волевой, мо-тивационно-ценностной, когнитивно-познавательной и духовно-нравственной сфер личности. Особое значение приобретает профессиональная подготовка будущих сотрудников в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Процесс развития профессионально значимых качеств у сотрудников носит пролонгированный характер и осуществляется на всех этапах обучения с различной степенью интенсивности. Учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний

нацелен на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. В статье рассмотрены некоторые личностные особенности курсантов первых курсов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, способствующие повышению эффективности образовательного процесса и успешному овладению профессией. Цель исследования - изучение профессионально значимых качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. В качестве методов и методик использовались тестирование, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, индивидуально-личностный опросник Л. Н. Собчик.

Ключевые слова: курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, профессионально значимые качества, психологический отбор, формирование профессионально значимых качеств.

Экстремальные условия профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) предъявляют высокие требования к профессионально значимым качествам будущих специалистов. Для успешного и эффективного выполнения служебных задач будущим сотрудникам необходимо обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств [1].

По мнению В. Д. Щадрикова, профессионально значимые качества представляют собой индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения [5]. А. В. Карпов под профессионально значимыми качествами пони-

мает свойства субъекта деятельности, необходимые для выполнения на нормативно-заданном уровне и положительно коррелирующие хотя бы с одним параметром эффективности [4]. Н. В. Кузьмина и А. А. Деркач определяют профессионально важные качества как «проявление психологических особенностей, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, достижения общественно приемлемой эффективности профессионального труда» [3]. Таким образом, профессионально значимые качества личности сотрудников УИС представляют собой особые личностные характеристики, существенно влияющие на успешность профессиональной деятельности, которые определяют индивидуальный стиль работы.

Развитие профессионально значимых качеств будущих сотрудников является одной из приоритетных задач обучения в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), представляющего собой целенаправленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий, в ходе которых формируются и развиваются определенные профессиональные компетенции и личностные качества, знания, умения и специальные навыки, необходимые для дальнейшего прохождения службы [2].

С целью изучения индивидуально-личностных качеств нами было проведено эмпирическое исследование курсантов первых курсов, обучающихся в образовательных организациях ФСИН России (на примере Академии ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России и Самарского юридического института ФСИН России).

Психодиагностическое изучение курсантов в образовательных организациях ФСИН России включало в себя исследование эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной, духовно-нравственной и когнитивно-познавательной сфер личности. Исследование проводилось с помощью тестирования, 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла и индивидуально-личностного опросника Л. Н. Собчик.

Анализ результатов по методике «16-факторный личностный опросник» Р. Б. Кеттелла свидетельствует о наличии у курсантов таких индивидуально-личностных особенностей, как самостоятельность, способность принимать неординарные решения и проявлять лидерские качества. Курсанты обладают развитыми навыка-

Рис. 1. Средние значения по результатам исследования курсантов по методике «16-факторный личностный опросник» Р. Б. Кеттелла

Условные обозначения: А (-отчужденность - доброта+), В (-низкий интеллект - высокий интеллект+), С (-эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость+), Е (-зависимость - доминантность+), F (-озабоченность + беспечность+),

G (-слабость Сверх-Я - сила Сверх-Я+), Н (-робость - смелость+), I (-жестокость - мягкосердечность+), L (-нонконформизм - конформизм+), М (-практичность - мечтательность+), О (-самоуверенность - скромность+), Q1(- радикализм - консерватизм+), Q2 (- зависимость - самостоятельность+), Q3 (-импульсивность (низкий самоконтроль) - контроль желаний (высокий самоконтроль) +), Q4 (-нефрустрированность - фрустрированность+)

ми самоконтроля эмоций и поведения, в личностно-значимой ситуации способны проявлять предприимчивость и принимать конструктивные решения в зависимости от условий окружающей действительности (рис. 1).

Для обучающихся в образовательных организациях ФСИН России является характерной способность к целенаправленной активной деятельности и эффективному выстраиванию межличностных отношений в коллективе. В силу возрастных особенностей они ориентированы на свой внутренний мир, мечтательны, но для них является характерным осознание ответственности за свои поступки и действия, проявление настойчивости в достижении целей. Курсанты способны прислушиваться к групповому мнению и ориентированы на социальное одобрение, при

ж ¿г

Рис. 2. Средние значения по результатам обследования курсантов по методике «Индивидуальный типологический опросник» Л. Н. Собчик

оценке факторов окружающей действительности имеют постоянную связь с критериями реальной жизни (рис. 1).

Анализ результатов по методике «Индивидуальный типологический опросник» Л. Н. Собчик показал, что курсанты первого курса имеют значения выше среднего по шкалам «Экстраверсия», «Спонтанность», «Ригидность», «Лабильность». Это говорит о наличии у первого курса таких личностных качеств, как обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность, несдержанность и яркость в проявлении эмоций, не всегда продуманность в высказывании и поступках, упрямство, эмоциональность, впечатлительность.

Полученные результаты свидетельствуют о повышении самоконтроля эмоциональных реакций, развитии конструктивности в построении взаимоотношений с окружающими. Умение адекватно строить свое поведение в зависимости от условий окружающей действительности, построение четкой иерархии мотивов, умеренное стремление к отстаиванию своих взглядов и

принципов, желание достигать целей и проявлять настойчивость являются характерными чертами учебно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России. В личностно-значимых ситуациях возможно проявление курсантами импульсивных действий и поступков, в конфликтной ситуации они могут действовать, используя как конструктивные, так и деструктивные формы поведения. Критические замечания в свой адрес воспринимают адекватно, однако при нахождении в состоянии психоэмоционального напряжения возможно проявление ярких аффективных реакций (рис. 2).

Таким образом, анализ индивидуально-личностных особенностей курсантов первых курсов образовательных организаций ФСИН России позволяет сделать следующие выводы о развитии у них профессионально значимых качеств:

- в эмоционально-волевой сфере: средний и выше среднего уровень самоконтроля, развитые волевые качества, способность принимать конструктивные решения в личностно-значи-мой ситуации. При возникновении си-

туаций, связанных с риском, возможно проявление тревожности, нерешительности, импульсивных и необдуманных действиий и поступков, способность к эмпатии и саморефлексии;

- в мотивационно-ценностной сфере: наличие конструктивной иерархии мотивов, доминирование социально одобряемых ценностей, настойчивость при достижении целей и решении задач;

- в когнитивно-познавательной сфере: осознание ответственности за свои действия и поступки, умение планировать и рационально организовывать свою деятельность, способность объективно оценивать условия окружающей действительности, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность;

- в духовно-нравственной сфере: наличие нравственно-правовой ответственности за свои действия и превалирование нравственных личностных качеств.

Однако, несмотря на удовлетворительный уровень развития профессионально значимых качеств у курсантов первых курсов, для более эффективного выполнения ими служебных обязанностей необходимо формировать у них антикоррупционную направленность [2], повышать уровень готовности к различным экстремальным и провокационным ситуациям, в том числе устойчивость к различным видам коррупционных преступлений. Развитие личностных структур и профессио-

нальных компетенций для формирования психологической готовности к вышеуказанным ситуациям возможно при использовании инновационных технологий, новаторских подходов и психолого-педагогических программ.

Библиографический список

1. Ганишина И. С. Профессиональная подготовка курсантов психологических факультетов ведомственных вузов ФСИН России к работе с наркозависимыми осужденными // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сб. ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 2015. С. 177-180.

2. Ганишина И. С., Сундукова В. В. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля : монография / под ред. А. Ю. Нагор-новой. Ульяновск, 2019. С. 190-201.

3. Деркач А. А. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М. : Российская академия управления, 1993. 32 с.

4. Карпов А. В. Психологический анализ деятельности : учеб. пособие. Ярославль : Ярославский государственный университет, 2005. 144 с.

5. Шадриков В. Д. Проблемы систе-могенеза профессиональной деятельности : монография. М. : Логос, 2007. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.